Курсовая работа: Анализ затрат конкурентоспособности продукции

Курсовая работа: Анализ затрат конкурентоспособности продукции

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ФСИН РОССИИ

Экономический факультет

Кафедра экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной

деятельности предприятия

на тему:

Анализ затрат конкурентоспособности продукции

Рязань 2009


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции

1.1 Сущность конкурентоспособности и качества продукции, их различие и экономическое значение

1.2 Анализ конкурентоспособности продукции

1.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции

Глава 2. Анализ финансового состояния ФБУ ИК-2 по Смоленской области

2.1 Характеристика деятельности предприятия

2.2 Анализ конкурентоспособности продукции

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия ФБУ ИК-2 по Смоленской области

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Организаций, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой организации в любой стране.

Готовая продукция – конечный продукт производственного процесса предприятия.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на предприятии учреждения ЯО 100/2 УФСИН России по Смоленской области.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1)         Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;

2)         Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;

3)         Оценить уровень конкурентоспособности на предприятии учреждения ЯО 100/2 УФСИН России по Смоленской области;

4)         Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых данным предприятием.


Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции

1.1 Сущность конкурентоспособности и качества продукции, их различие и экономическое значение

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, – это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Качество – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.

Конкурентоспособность товара решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.

Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.

Однако этот экономический показатель при всей его важности не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.

Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически (Приложение А), в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире. Постараемся ответить на эти вопросы.

В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами многих стран, включая Россию, качество – это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара – категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.

Потребителя интересует не природа продукта труда как такового, ему важно то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления. Предметом потребления могут быть продукты, разные по способу потребления, конструкции, назначению. Один и тот же продукт может обладать множеством различных свойств и быть пригодным для разных способов использования. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельному продукту, выделяет его из множества аналогичных предметов и поэтому с экономической точки зрения качество товара характеристика его способностей удовлетворять ту или иную потребность. Сам предмет потребления представляет собой не что иное, как совокупность полезных свойств продукта труда. И только совокупность определенных свойств делает продукт предметом потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем, насколько полно он это делает, т.е. степенью полезности.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Вообще некорректно отождествлять «конкурентоспособность» с « уровнем качества» и «техническим уровнем продукции» по следующим соображениям. Согласно ГОСТу 15.467-79, уровень качества продукции это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Технический уровень продукции, согласно тому же стандарту, также относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции с соответствующими базовыми значениями.

Сравнение с базой – необходимый элемент оценки, как уровня качества, так и технического уровня. Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является непростым делом". Что касается конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.  

Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара». Последние – это главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает схема, расположенная в Приложении А.

Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень». В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества, — это конкурентный или высоко конкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения.

Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

В силу этого проблемы качества и конкурентоспособности в маркетинге носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на:

– выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления;

– определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя;

– установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции.

Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга – от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.

1.2 Анализ конкурентоспособности продукции

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

·          техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

·          эстетическим (внешний вид товара);

·          эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

·          нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

·          экономическим (уровень цен на товар, сервисное и его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на Рисунке 2 Приложения Б.

Для оценки конкурентоспособности по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели (g) отражают процентное соотношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

g = (Р/ Р100) * 100.                           (1)

Описанный показатель позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

G = ∑ аi * gi.                                             (2)

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

I = Gт / Gэ.                                    (3)

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данным предприятием. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение меньше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.

1.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции

B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

➔       добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

➔       выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

➔       отыскать новое применение выпускаемым товарам;

➔       своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;

➔       найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

➔       осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

➔       регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки.

Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия – возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия.

В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание.

В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности.

В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности :

➔       изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

➔       изменение порядка проектирования продукции;

➔       изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;

➔       изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;

➔       изменение порядка реализации продукции на рынке;

➔       изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;

➔       изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

➔       изменение системы стимулирования поставщиков;

➔       изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

Подводя итог можно, суммируя, выделить три главных пути повышения конкурентоспособности:

1.         Повышения качества товара;

2.         Снижение цены на товар;

3.         Улучшение сбыта товара.


Глава 2. Анализ финансового состояния ФБУ ИК-2 по Смоленской области

2.1 Характеристика деятельности предприятия

Государственное унитарное предприятие учреждения ЯО 100/2 УФСИН России по Смоленской области, которое находится по адресу п. Вадино, Сафоновский район, создано в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров . N 225-В от 19 мая 1929г.

Предприятие учреждения ЯО-100/2 УФСИН России по Смоленской области является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименование, бланки, а так же другие необходимые реквизиты.

Предприятие действует на основании хозяйственного расчета, отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками.

Основными целями деятельности предприятия являются:

- обеспечение трудовой деятельности осужденных;

- производство продукции, выполнение работ и оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- собственное производство, металлообработка ( производство запасных частей для автомобилей и сельхозтехники);

- выполнение строительно-монтажных работ;

- производство и реализация хлебобулочных, макаронных и других продуктов питания собственного производства;

- перевозка грузов автомобильным транспортом;

- производство строительных материалов, конструкций и изделий;

- швейное производство;

- деревообработка;

- пассажирские перевозки автомобильным транспортом;

- ремонт автотехники.

Основной производимой продукцией являются:

·          радиаторы и его комплектующие;

·          мягкая игрушка;

·          токоведущие жилы;

·          спецодежда, обувь.

Для более детального рассмотрения данного предприятия необходимо обратиться к его основным технико-экономическим показателям.

Данные показатели отражены в таблице 1.

Таблица 1. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ИК-2 Смоленской области

Показатели 2004 2005 2006 Изменения
абс. 1 и 2 года абс. 2 и 3 года абс. 1 и 3 года отн. 1 и 3 годов, %
1.Объем произведенной продукции, тыс. руб. 42954 29500 28513 -13454 -987 -14441 0,66
2. Объем реализованной продукции, тыс. руб. 40470 27321 26302 -13149 -1019 -14168 0,65
3.Среднесписочная численность, человек
работающих 525 406 353 -119 -53 -172 0,67
рабочих 471 367 323 -104 -44 -148 0,69
4. Среднегодовая выработка, тыс. руб.
на одного работающего 81,82 72,66 80,77 -9,16 8,11 -1,04 0,99
на одного рабочего 91,20 80,38 88,28 -10,82 7,89 -2,92 0,97
5. Фонд оплаты труда, тыс. руб.
работающих 8649,9 6277,57 6746,54 -2372 468,96 -1903,36 0,78
рабочих 5588,4 4065,63 4509,73 -1522,79 444,10 -1078,69 0,81
6. Среднегодовой уровень оплаты труда, руб.
на одного работающего 16476 15462 19112 -1014 3650 2636 1,16
на одного рабочего 11865 11078 13962 -787 2884 2097 1,18
7. Стоимость основных средств (фондов), тыс. руб.
Первоначальная (восстановительная) 66138 33138 52706 -33000 19568 -13432 0,80
Остаточная 31393 30721 29768 -672 -953 -1625 0,95
8. Фондоотдача основных средств, (фондов), руб./руб. 1,3 0,903 0,92 -0,40 0,02 -0,38 0,71
9. Материалоемкость продукции, руб./руб. 0,764 0,748 0,67 -0,02 -0,08 -0,09 0,88
10. Себестоимость продукции , тыс. руб. 40488 27447 26302 -13041 -1145 -14186 0,65
11. Затраты на 1р. продукции, руб./руб. 1,0004 1,0046 1,00 0,42 -0,46 -0,04 1,00
12. Рентабельность, руб./руб. -0,03 -0,24 0 -0,21 0,24 0,03 0,00
13. Финансовый результат, тыс. руб. -18 -126 0 -118 126 18 0,00

Исходя из результатов полученных значений, можно сделать следующие выводы.

Объем выпуска произведенной продукции в 2005 году снизился по сравнению с 2004 на 13454 тысяч рублей. В 2006 году объем производимой продукции снизился на 987 тыс.руб. по сравнению с 2005 годом, Соотношение выпуска произведенной продукции и реализованной за период 2004-2006 гг. наглядно представлен на Рисунке 1.

Рисунок 1. Соотношение объема выпуска произведенной и реализованной продукции за период 2004-2006 гг.

Данный рисунок отражает неполную реализацию произведенной продукции, а также резкое сокращение как произведенной, так и реализованной в 2005 и 2006 гг. по сравнению с 2004 г. причиной тому послужило появление на рынке более сильных конкурентов.

На Рисунке 2 отражено изменение численности работающих и их среднегодовой выработки. Здесь мы можем наблюдать снижение численности и резкую тенденцию спада выработки в 2005 г. по сравнению с 2004, а в 2006 г. резкий рост выработки по сравнению с 2005. Это вызвано увеличением спроса на основную продукцию, так как предприятие работает в основном по заказам.

На Рисунке 3 видно, что численность рабочих снижается, а выработка растет в 2006 г., хотя в 2005 г. она резко снижается. Это вызвано незначительным ростом производимой продукции по сравнению с 2005 годом, и значительным сокращением количества привлекаемого спецконтингента (на 44 человека).

Рисунок 2. Соотношение численности работающих и их среднегодовой выработки за период 2004-2006 гг.

Рисунок 3. Соотношение численности рабочих и их среднегодовой выработки за период 2004-2006 гг.

Такой показатель как себестоимость товарной продукции является одним из основных показателей эффективности использования материальных ресурсов. На данном предприятии в 2004 и 2005 году больше объема реализованной продукции в стоимостном выражении, что отрицательно повлияло на весь финансовый результат, а в 2006 г. себестоимость сравнялась с объемом реализованной продукции, то есть производство стало безубыточным. Наглядно это соотношение представлено на Рисунке 4

Рисунок 4. Соотношение объема выпускаемой продукции и себестоимости товарной продукции на предприятии за период 2003-2005гг.

Прибыль от продаж и рентабельность продаж отрицательны. Это объясняет превышение себестоимости реализованной продукции с учетом коммерческих и управленческих затрат в течение всего анализируемого периода. На рисунке 6 наглядно представлена данная тенденция.

Рис 6. Динамика рентабельности и прибыли от продаж предприятия за период 2004-2006 гг.

2.2 Анализ конкурентоспособности продукции

Проведем анализ конкурентоспособности продукции предприятия ФБУ ИК-2 УФСИН по Смоленской области на основе расчета единичных, групповых и интегрального показателей конкурентоспособности продукции.

В качестве оцениваемого объекта возьмем радиатор РСМ 10.05.02.020.Б, а в качестве продукта-конкурента радиатор МС-85-500 "ОАО" Сантехлит" (Москва). Результаты расчета единичных и групповых показателей приведены в Таблице 2.

Таблица 1. Единичные и групповые показатели конкурентоспособности радиаторов

Показатель Оцениваемый вариант Образец

gi

ai

G
Технические параметры

1. Теплоотдача, Вт/t-70о

115 130 0,885 0,28 0,248
2. Масса, кг 5,04 5,28 0,955 0,08 0,076
3. Емкость, л 1,00 1,07 0,934 0,12 0,112
4. Рабочее давление, МПа 1,2 1,2 1 0,07 0,07

5. Площадь наружной поверхности нагрева, м2

0,154 0,168 0,916 0,31 0,284
6. Средний срок службы, лет 15 12 1,25 0,14 0,175
ИТОГО - - - - 1,14
Экономические показатели
Цена, руб. 3256,20 3010,60 1,082 0,7 0,757
Доля материальных затрат на единицу продукции 0,58 0,44 1,318 0,3 0,395
Итого - - - - 1,152

Технические показатели.

·          единичные показатели:

g1 = 115 / 130 = 0,885

g2 = 5,04 / 5,28 = 0,955

g3 = 1,00 / 1,07 = 0,934

g4 = 1,2 / 1,2 = 1

g5 = 0,154 / 0,168 = 0,916

g6 = 15 / 12 = 1,25

·          групповые показатели:

G1 = 0,885 * 0,28 = 0,248

G2 = 0,955 * 0,08 = 0,076

G3 = 0,934 * 0,12 = 0,112

G4 = 1 * 0,07 = 0,07

G5 = 0,916 * 0,31 = 0,284

G6 = 1,25 * 0,14 = 0,175

·          общий групповой показатель по техническим параметрам:

Gт = 0,248 + 0,076 + 0,112 + 0,07 + 0,284 + 0,175 = 1,14

Экономические показатели.

·          единичные показатели:

g1 = 3256,20 / 3010,60 = 1,082

g2 = 0,58 / 0,44 = 1,318

·          групповые показатели:

G1 = 1,082 * 0,7 = 0,757

G2 = 1,318 * 0,3 = 0,395

·          общий групповой показатель по экономическим параметрам:

Gэ = 0,757 + 0,395 = 1,152

Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности радиатора:

I = 1,14 / 1,152 = 0,989

Так как показатель меньше единицы (0,989 < 1), мы делаем вывод о том, что радиатор, выпускаемый на предприятии ФБУ ИК-2 УФСИН по Смоленской области, уступает по своим параметрам образцу. Это может быть следствием ряда причин, таких как:

·          моральный и физический износ оборудования;

·          устаревание технологических процессов;

·          высокая материалоемкость производства;

·          отсутствие оптимального подхода к сбыту продукции;

·          несовершенство политики ценообразования на предприятии и т.д.

Пути решения данных проблем представлены в Главе 3.


Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия ФБУ ИК-2 по Смоленской области

Оценив конкурентоспособность конкретного вида товара предприятия ФБУ ИК-2 по Смоленской области, мы видим, что объект исследования уступает товару-конкуренту по основным техническим и экономическим параметрам.

Одним из путей повышения конкурентоспособности товаров данного предприятия может являться обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации.

Кроме того, повысить конкурентоспособность товаров в сфере производства и обслуживания можно путем разработки и внедрения систем обеспечения конкурентоспособности.

Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) — совокупность систем управления организаций, направленных на создание потребительских предпочтений.

СОК состоит из внешней среды (вход, выход, связь с внешней средой, обратная связь) и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая).

Компонентами "входа" СОК товаров являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции или результата услуги. Для обеспечения конкурентоспособности таких товаров или услуг необходимо, чтобы на "входе" были конкурентоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность получения таких ресурсов тем больше, чем выше конкуренция среди поставщиков.

Связь с внешней средой позволяет организации учитывать ее неконтролируемые факторы, которые влияют на конкурентоспособность товаров и услуг. К ним относятся социально-экономические, правовые, экологические, природные, научно-технические и другие факторы.

К компонентам обратной связи относятся потребительские предпочтения (их формирование и поддержание), рекламации потребителей, информация от потребителей о приемлемости качества и цены.

Вместе с тем перечисленных компонентов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры. При создании, реализации и поддержании подсистем внутренней структуры (научного сопровождения, целевой, обеспечивающей и т. п.) решающее значение имеет персонал.

Управление персоналом как одним из компонентов подсистемы внутренней структуры отличается следующими характерными признаками:

• нацеленность работы персонала на обеспечение и поддержание конкурентоспособности товаров и услуг по всему технологическому циклу.

• быстрая адаптация к постоянно изменяющейся конкурентной среде;

• постоянное повышение своей квалификации;

• систематический анализ конкурентной среды, а так же преимуществ своей организации, реализуемых ею товаров, оказываемых услуг и организации-конкурента, ее товаров и услуг;

• учет факторов, влияющих на формирование и поддержание потребительских предпочтений;

• знание методов обеспечения конкурентоспособности и умение применять их в сфере обслуживания.

В связи с тем, что указанные методы обеспечения конкурентоспособности имеют важное значение в международной практике, можно предположить, что их внедрение на предприятии ФБУ ИК-2 по Смоленской области позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции по основным параметрам.


Заключение

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Особую актуальность приобретает основной принцип маркетинга – выпускать то, что продается, а не то, что выпускается. Оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции, изучение воздействующих на нее факторов, а также разработка мер по обеспечению необходимого уровня являются важнейшими предпосылками эффективного осуществления коммерческой деятельности предприятий, функционирующих на принципах маркетинга.

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции получили:

·  совершенствование организации торговли;

·  сервисное обслуживание покупателей;

·  реклама продукции.

Эти три направления являются мощными инструментами стимулирования спроса.

Предприятие ФБУ ИК-2 по Смоленской области по ряду критериев уступает предприятиям-конкурентам при производстве аналогичной продукции (в частности, радиаторов). Это объясняется низкой организацией производственных и сбытовых процессов. Но так как финансовое состояние предприятия начинает стабилизироваться, мы можем предположить, что в ближайшем будущем будут созданы дополнительные возможности для наращивания конкурентных преимуществ изготавливаемой продукции.


Список используемой литературы

1. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие.- М.:ИНФРА-М, 2003.

2. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг. – 2003.

3. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская (и др.). – М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2006.

5. Любушин Н.П., Лещева В.Б. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Проф. Н.П. Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2002.

7. ШереметА.Д. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2008.


Приложение А


Рисунок 1. Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции


Приложение Б


Рисунок 2. Типовая схема оценки конкурентоспособности (по А.Н. Литвиненко)