Курсовая работа: Антикризисная политика государства

Курсовая работа: Антикризисная политика государства

Антикризисная политика государства


Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Кризис: причины и влияние на экономику государства

ГЛАВА 2. Антикризисная политика государства: этапы и направления

2.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода

2.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода

2.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода

ГЛАВА 3. Антикризисная политика в Украине

3.1 Особенности экономического кризиса в Украине

3.2 Пути для преодоления кризисных явлений в Украине

Выводы

Список использованной литературы


Введение

Спад - это когда

приходится затягивать пояс.

Кризис - когда

нет уже и штанов.

Сегодня уже только ленивый не говорит о мировом экономическом кризисе, однако как только дело доходит до внятного объяснения его причин, прогнозов его течения и, тем более, его итогах, начинается существенная невнятица. Вместе с тем, достаточно полная теория этого кризиса была разработана российскими экономистами О.В.Григорьевым, А.Б.Кобяковым и М.Л.Хазиным еще в 1997-2001 гг. Более или менее полно она изложена в книге: А.Кобяков, М.Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana".

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом способе, для которого характерны только "трудности роста". Другие ученые-экономисты считают, что понятие "кризис" применимо только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления. Эти проблемы якобы не являются следствием кризиса развития, не вызваны объективными тенденциями. Если подобным образом рассматривать развитие экономики страны, то нет необходимости прогнозирования возможности кризиса.

Понятие "кризис" теснейшим образом связано и с понятием "риск", которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.

На проблему кризиса можно взглянуть с позиции теории цикличности. Для любой социально-экономической системы, будь то общественная формация, фирма или предприятие, характерны два фактора своего существования: функционирование и развитие.

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. И возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы.

Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.)

Таким образом, кризис это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

Все это вышеназванное и обуславливает актуальность темы курсового исследования: "Антикризисная политика государства".

Целью данной курсовой работы является выяснение теоретико-методических аспектов изучения антикризисной политики государства.

В процессе проработки темы курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

1)         Определение сущности кризиса, его причин и влияния на экономику государства.

2)         Изучение антикризисной политики государства по этапам и направлениям.

Объектом курсовой работы является деятельность государства.

Предмет курсовой работы: антикризисная политика государства.

При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы: группировка, сравнение, анализа, синтеза, корреляционно-регрессивного, факторного анализа, индексный и т.д.

Информационная база: нормативно-правовые и законодательные акты, учебники, учебные пособия, монографии, периодические издания, касающиеся данной проблемы исследования, статистические материалы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. Кризис: причины и влияние на экономику государства

Финансовые кризисы не что иное,

как поршневые удары,

которыми крупный капитал

высасывает коллективный

излишек заработка нации,

сосредотачивая его в своём бассейне.

Что такое кризис? Вопрос, конечно, интересный. Ответ еще более интересен… для примера попробуйте набрать в поисковой строке "Яндекса" такой запрос: "проблемы реальной экономики во время кризиса" (раздел поиска — "Новости"). Через пару секунд портал, который "знает все от А до Я", выдает… 21 сообщение и семь статей. При детальном знакомстве выясняется, что больше половины материалов касается Украины и Белоруссии и еще треть — банков и финансовых структур, но никак не проблем реальной экономики. Для сравнения: на запрос "Ксения Собчак" поисковик отмечает… 4 млн (!!!) страниц. И это весьма характерная картина[20].

Слово "кризис" произносится сегодня на всех языках мира чаще, чем все остальные слова. За последние три месяца оно стало самым популярным определением состояния финансовой политики всего мира. "Лопаются" банки, разоряются компании и предприятия, повышается инфляция, растет уровень безработицы – это примерный перечень сегодняшних последствий кризисной ситуации. За столь короткий период времени кризис успел "набить" нам оскомину. Все человечество думает о нем, говорит и переживает.

Кризис (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — суд, перелом, переворот, пора переходного состояния,[1] перелом,[2] при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.[3]

Кризис в китайском языке записывается двумя иероглифами:

·          "Вэй": "опасность" и "страх",

·          "цзи": "возможность".[4]

Профессор Оксфордского университета, историк Филип Кей (Philip Kay), считает, что первый в мировой истории финансовый кризис разразился еще в Римской империи в 88 году до нашей эры.

Но современный кризис существенно отличается от "предшественников".

Текущий глобальный экономический кризис вызван не ошибками регулирования международных и национальных финансовых рынков.

Текущий кризис – это кризис всей капиталистической системы, неизбежно порождаемый ее глубинным устройством:

ü   То, что представляется "кризисом", т.е. "временным дисбалансом системы" – является естественной, исторически длительной стадией развития капиталистической системы, в которую она вступает на данном уровне развития производительных сил общества.

ü   На этой стадии развития система может находиться несколько десятилетий (что губительно для мировой экономики и цивилизации).

ü   Единственным способом преодоления этой стадии является поэтапное глобальное преобразование системы общественного производства, начиная с самых ее основ.

Понятие "кризис" теснейшим образом связано и с понятием "риск", которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.

На проблему кризиса можно взглянуть с позиции теории цикличности. Для любой социально-экономической системы, будь то общественная формация, фирма или предприятие, характерны два фактора своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих качественную определенность, целостность, сущностные характеристики.

Развитие это приобретение нового качества.

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. И возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.)

Таким образом, кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

Причины кризиса могут подразделяться на:

·          объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации,

·          субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.)

Причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

Если согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно "принципу домино". Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.

На сегодняшний день единая точка зрения относительно причин экономических кризисов отсутствует. Они, как правило, различаются в зависимости от периода их возникновения и страны развертывания кризисных процессов. Например, одной из самых распространенных причин экономических кризисов является научно-технический прогресс. Активная часть основного капитала устаревала в течение 10–12 лет. Это требовало ее обновления, что служило предпосылкой экономического роста. Последующие сокращения циклов (с 10–11 лет в XIX в. до 7–8 лет в предвоенные и 4–5 лет в послевоенные годы XX в.) связываются с уменьшением сроков обновления основного капитала под влиянием НТП в современном мире.

К. Маркс полагал, что причины цикличности капиталистического воспроизводства – в самой природе капитализма, непосредственно в противоречиях между собственниками средств производства и наемными работниками.

Представители неоклассической школы видят различные предпосылки кризисов в экономике, не связывая их с противоречиями между собственниками средств производства и наемными рабочими.

Последовательной представительницей теории недопотребления была Джоан Робинсон, лидер левого кейнсианства. Лекарством от кризисов считалось стимулирование потребления.

Ближе к позиции К.Маркса экономисты, полагающие, что причина кризисов – отсутствие правильных пропорций между отраслями, хозяйствующими субъектами.

Теория неравновесия сочетается с теорией кризисов как порождения внешних условий политических, демографических, природных. Ф. фон Хайек считал, что кризисы перепроизводства возникают из-за избыточного финансирования со стороны государства.

Согласно психологической теории кризиса И. Шумпетера, на каждой фазе экономического цикла у населения формируется свое отношение к инвестициям.

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд концепций экономических циклов. П. Самуэльсон, например, отмечает следующие:

·          денежную теорию, которая выделяет в качестве причины цикла экспансию банковского кредита;

·          теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (И. А. Шумпетер, Х. Хансен);

·          психологическую теорию, трактующую фазы циклов как следствие пессимистического и оптимистического настроения у людей (А. С. Пигу);

·          теорию недопотребления, согласно которой циклы возникают при слишком большой доле дохода, идущей на сбережения, по сравнению с потреблением (Д. А. Гобсон, Р. Фостер и др.);

·          теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что источником спада может стать в большей степени излишнее, чем малое вложение средств (Ф. Хайек, Л. Мизес и др.);

·          теорию солнечных пятен – погоды, урожая (У. С. Джевонс).

Как средство наиболее безболезненного выхода из кризиса Дж. М. Кейнс предложил обеспечить обязательное государственное регулирование экономики.

В настоящее время мировой экономический кризис находится на ранней стадии, проявившись преимущественно в финансовой сфере (дестабилизация фондовых рынков, убытки банков, рост инфляции, удорожание капиталов), в наибольшей степени от кризиса пострадало национальное хозяйство США, где подготовляется открытие торгового кризиса и падение промышленного производства.

Влияние кризиса на мировую экономику проявляется следующим образом:

·          Вслед за падением спроса на американском рынке кризис перекинулся на "новые индустриальные страны", где началась остановка производства;

·          Сокращение объемов продаж и мирового промышленного производства приводит к новым обвалам на фондовых рынках планеты и переходу инфляции в стагфляцию, происходит падение цен на нефть, возрастает число безработных, происходит масштабное падение потребления;

·          Кризис затрагивает все страны, включенные в мироэкономику, и влечет за собой продолжительную депрессию и разрушительные последствия глобальной хозяйственной дестабилизации;

·          Правительства стран мира не располагают стратегиями преодоления кризиса, вероятность их выработки (в силу недооценки кризиса и незаинтересованности в необходимых преобразованиях) до перехода кризиса в пиковую фазу крайне невелика;

·          Начавшийся мировой экономический кризис является системным, обусловленным противоречиями неолиберальной модели капитализма (мировое хозяйство не может дальше развиваться по-старому), исчерпаны ресурсы экономической политики, построенной на соединении систематического снижения реальной заработной платы со стимулированием потребления;

·          Падение потребления в "старых индустриальных странах" привело к потере эффективности экономической модели, основанной на эксплуатации дешевой рабочей силы в "третьем мире" (дальнейшее снижение товарных цен за счет сверхэксплуатации рабочей силы невозможно, ее ресурсы также почти исчерпаны);

·          Инфляция является одним из проявлений глобального кризиса и порождена изменением баланса между товарной и денежной массой в экономике (обесцениванием значительной части ценных бумаг, жилой недвижимости, а также проявившимся в ходе американского ипотечного кризиса падением покупательной способности населения);

·          Кризис знаменует собой смену понижательной волны в развитии мироэкономики повышательной (как кризис смены волн, он окажется тяжелым и продолжительным);

·          По итогам глобального кризиса энергопотребление в мире возрастет, возникнут новые способы получения энергии, значение углеводородов упадет;

·          Кризис приводит к разрушению изолированных рынков труда и поспособствует образованию единого мирового рынка рабочей силы;

·          Кризис поспособствует укрупнению глобальных монополий и усилению их роли в мировом хозяйстве (значение среднего и мелкого бизнеса еще более упадет);


ГЛАВА 2. Антикризисная политика государства: этапы и направления

 

Есть только один способ заставить

человека любить свою работу.

И имя этому способу...КРИЗИС

 

Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.

Необходимость проведения антикризисной политики государства определяется целями развития.

Все проблемы антикризисной политики государства можно распределить по четырем группам.

Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

Вторая группа проблем связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.

Проблематику антикризисной политики государства можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека.

Антикризисноя политика государства имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

Сущность антикризисной политики государства определяют следующие характеристики:

·          кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

·          кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

·          к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;

·          управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;

·          кризисами можно управлять;

·          управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.

Но система антикризисной политики государства должна соответствовать следующим характеристикам:

·          гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;

·          склонность к усилению неформального управления;

·          диверсификация управления;

·          децентрализация управления;

·          повышение интеграции.

Особенности процессов и технологий антикризисной политики государства можно выразить в следующем:

·          мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

·          использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;

·          ускорение процесса реализации антикризисных мер;

·          повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисной политики государства должны являться:

·          мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;

·          поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;

·          интеграции по ценностям профессионализма;

·          развитие инициативы в решении проблем развития;

·          корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисной политики государства управления характеризоваться:

·          профессиональным доверием,

·          целеустремленностью,

·          антибюрократичностью,

·          исследовательским подходом,

·          самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом системы антикризисной политики государства являются его функции.

1. Функции антикризисной политики государства это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисной политики и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса.

Можно выделить шесть функций:

·          предкризисное управление;

·          управление в условиях кризиса,

·          управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),

·          минимизация потерь и упущенных возможностей,

·          своевременное принятие решений.

2. Важнейшей чертой антикризисной политики государства является интеграция неформального и формального управления.

3. Для антикризисной политики государства особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисной политики государства. Наиболее важными являются следующие:

·          предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;

·          ожидание зрелости кризиса для его преодоления;

·          противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;

·          стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

·          рассчитанный риск;

·          последовательный вывод из кризиса;

·          предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Главной целью антикризисной политика государства является преодоление системного кризиса и дальнейшее его предотвращения.

Для достижения цели в программе предусматриваются следующие основные задачи.

В краткосрочном периоде:

1.         восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;

2.         поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;

3.         стабилизация валютного курса гривны;

4.         сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;

5.         сбалансирование государственного- бюджета;

6.         стимулирование занятости населения.

В среднесрочном периоде:

1.         проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;

2.         проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;

3.         поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;

4.         государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.

В долгосрочном периоде:

1.         повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;

2.         разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;

3.         сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;

4.         приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций.

5.         сохранение и развитие трудового потенциала.

 

2.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода

Война - это грабёж того,

что не разворовали в период

экономического кризиса.

 Любое преодоления системного кризиса предусматривает такие этапы:

1.         стабилизационный (краткосрочный), который предусматривает восстановление ликвидности банковских учреждений и предприятий реального сектора экономики, предотвращение их массового банкротства, стабилизацию государственной финансовой системы и внешнеэкономических отношений с другими странами мира;

2.         восстановительный -(среднесрочный), который предусматривает рост товаров отечественного производства, в первую очередь народного потребления, энергосбережения во всех отраслях экономики;

3.         качественного роста (долгосрочный), который предусматривает повышение качества государственного управления и построение его целостной системы, развитие высокотехнологичного сектора экономики на основе ускорения внедрения инноваций.

Стабилизационный и восстановительный этапы направлены на преодоление системного кризиса в стране, а качественного роста - дальнейшего ее предотвращения.

В свою очередь каждый из этапов предусматривает целый комплекс направлений.

К основным направлениям стабилизационного (краткосрочного) этапа относятся следующие:

1. Восстановление ликвидности банковского сектора экономики и предотвращения банкротства системных банков.

2. Поддержка ликвидности предприятий реального сектора экономики и предотвращения их массового банкротства.

3. Стабилизация валютного курса денежной единицы страны.

4. Сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса.

5. Сбалансирование государственного бюджета.

6. Стимулирование занятости населения.

Первый этап (Восстановление ликвидности банковского сектора экономики и предотвращения банкротства системных банков) предполагает такие действия по преодолению кризисных явлений:

1.         Проведение аудита коммерческих банков с целью определения их финансового состояния и средств, необходимых для восстановления ликвидности и платежеспособности. Выявления коммерческих банков, у которых есть возможность восстановления ликвидности и платежеспособности, а в каких нет.

2.         Восстановление ликвидности и платежеспособности "жизнеспособных" коммерческих банков, в первую очередь системных, осуществляется следующим образом:

·          Капитализация:

а) путем участия государства в их уставных фондах,

б) вхождением новых акционеров, в первую очередь отечественных.

·          Рефинансирование за счет кредитов национального банка под залог акций коммерческих банков.

·          Выкуп неликвидных активов, которые находятся в залоге коммерческих банков под кредитование жилищного строительства, Государственными ипотечными компаниями, которые создаются для достройки жилья с 70% степенью готовности.

3. Ликвидация или продажа новым акционерам нежизнеспособных коммерческих банков, в которых задолженность, в первую очередь перед населением, незначительна и ее выплаты из Фонда гарантированных вкладов намного меньше, чем потребность в средствах для восстановления ликвидности и платежеспособности.

4. Законодательно обязать коммерческие банки:

·          Принимать от физических и юридических лиц на депозит денежные средства в национальной валюте под процент на уровне ставки рефинансирования национального банка.

·          Выдавать кредиты только в национальной валюте физическим и юридическим лицам под процент на уровне ставки рефинансирования национального банка с добавлением 5%.

5. Уменьшение задолженности отечественных коммерческих банков перед зарубежными кредиторами путем:

А) Предоставления этим банкам возможностей приобретения иностранной валюты по официальному курсу с целью выплаты части внешней задолженности.

Б) Реструктуризации части внешней задолженности коммерческих банков под гарантию Правительства под залог акций.

6. Предоставление возможности коммерческим банкам возврата вкладов населению при его согласии вместо иностранной валюты в национальной валюте по официальному курсу национального банка.

Второй этап (Поддержка ликвидности предприятий реального сектора экономики и предотвращения их массового банкротства) предполагает:

1.         Возврат к кассовому методу уплаты налогов.

2.         Сокращение сроков возвращения НДС экспортерам-производителям продукции.

3.         Разблокировку механизма налоговых векселей с ограничением сферы их использования исключительно критическим импортом.

4.         Отказ от применения "порога индексации" стоимости основных производственных фондов с целью начисления налоговой амортизации.

5.         Уменьшение внешней задолженности предприятий реального сектора экономики путем:

·          Проведения аудита внешней задолженности предприятий.

·          Предоставления возможности предприятиям покупки иностранной валюты по официальному курсу национального банка с целью выплаты части внешней задолженности.

·          Реструктуризации части внешней задолженности предприятий под гарантии Правительства под залог акций.

Третий этап (Стабилизация валютного курса денежной единицы страны) осуществляется путем:

1. Уменьшения спекулятивной составляющей за счет:

·          Сокращения длинной валютной позиции по конвертируемой валюте для коммерческих банков на 15%.

·          Продажи иностранной валюты населению только в обменных пунктах коммерческих банков по официальному курсу национального банка с добавлением 3%.

2. Уменьшения "долларизации" экономики за счет:

·          100% выкупа валютной выручки предприятий-экспортеров продукции и услуг по официальному курсу национального банка. Отечественные промышленные предприятия-экспортеры продукции имеют право обратного выкупа иностранной валюты для закупки сырья, материалов, комплектующих и оборудования по официальному курсу национального банка, по которому у них осуществлялся первоначальный выкуп валютной выручки.

·          Продажи иностранной валюты импортерам только под критический импорт, перечень которого утверждается правительством.

·          Введение запрета на выдачу населению коммерческими банками кредитов в иностранной валюте на приобретение потребительских товаров или недвижимости.

Четвертый этап (Сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса) включает следующие действия:

1. Импорт в страну только критических групп товаров, утвержденных правительством.  2. Экспорт из страны и импорт в страну товаров по ценам не ниже индикативных, которые утверждаются правительством при участии стороны работодателей и каждый квартал анализируются.

Пятый этап (Сбалансирование государственного бюджета) осуществляется путем:

1. Сокращения расходов на содержание органов государственного управления.  2. Сокращения или недопущения роста социальных выплат всем слоям населения, кроме малоимущих, при сохранении достигнутого уровня социальных стандартов.

3. Прекращения финансирования государственных целевых программ, не относящихся к приоритетным направлениям научно-технического и социально-экономического развития страны.

4. Госзакупки за счет бюджетных средств только отечественных товаров при условии их производства в стране согласно индикативными ценами.

Шестой этап (Стимулирование занятости населения) предполагает следующие действия:

1.         Отмена налоговых механизмов стимулирования роста количества наемных работников.

2.         Стимулирование создания новых рабочих мест средствами налоговой политики.

3.         Налоговая поддержка возвращения населением ипотечных кредитов за счет освобождения от налога на прибыль, налога с доходов физических лиц и взносов на общеобязательное социальное страхование части процентов, которые платит работодатель.

2.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода

Оптимист считает,

что кризис уже начался,

пессимист

что он ещё впереди.

 

К основным направлениям восстановительного (среднесрочного) этапа относятся следующие:

1. Проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщения внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения путем:

·          Создания фонда промышленного развития для финансирования проектов по организации производства продукции, которая не производится в стране, в первую очередь товаров народного потребления. Источником средств фонда является государственный бюджет.

·          Разработки, утверждения и реализации государственной целевой программы по импортозамещению, в первую очередь товаров народного потребления. В рамках этой программы реализуются отдельные проекты. Проекты реализуются на базе промышленных зон. В проектах могут принимать участие предприятия с различной формой собственности. Частные предприятия должны профинансировать не менее 30% их стоимости. Участникам проекта в пользование (аренду) передаются промышленные помещения, расположенные в промышленных зонах, а закупка оборудования и трансфер технологий осуществляется за средства фонда промышленного развития, которые предоставлены в кредит по ставке рефинансирования национальным банком.

Предприятиям, которые принимают участие в реализации проектов, в рамках целевой государственной программы, предоставляются налоговые каникулы путем освобождения от налогообложения прибыли в течение трех лет и применения уменьшено на 50% ставки соответствующего налога в течение двух последующих лет.

2. Проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики путем:

·          Составления энергетических балансов в целом по стране, отраслям ее экономики и регионам.

·          Проведение энергоаудита и составления энергетических паспортов на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики.

·          Создания фонда энергосбережения для финансирования проектов по организации производства энергосберегающего оборудования или по производству альтернативных источников энергии, а также внедрение энергосберегающих технологий. Источником средств фонда является Государственный бюджет.

·          Разработки, утверждения и реализации государственной целевой программы энергосбережения, производство энергосберегающего оборудования, а также производства альтернативных источников энергии.

·          Налоговое стимулирование экономии энергоресурсов в процессе их потребления.

3. Поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса путем:

·          Создания фонда развития малого и среднего бизнеса для финансирования проектов с участием малых и средних предприятий по организации производства товаров народного потребления, а также энергосберегающего оборудования. Источником средств фонда является Государственный бюджет.

·          Малым и средним предприятиям, которые принимают участие в реализации проектов по организации производства товаров народного потребления, или энергосберегающего оборудования, предоставляются налоговые каникулы путем освобождения от налогообложения прибыли в течение трех лет и применение уменьшенной на 50% ставки соответствующего налога в течение двух последующих лет.

·          Расширения применения субъектами малого и среднего бизнеса упрощенной системы налогообложения за счет увеличения предельной величины выручки от реализации продукции.

4. Государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики путем:

Уменьшения налогового давления на отечественных товаропроизводителей и налоговое стимулирование предложения и спроса за счет:

А) Уменьшения ставки налога на прибыль предприятий на 5%.

Б) Уменьшения базовой ставки НДС на 2-5 %.

В) Введения дифференцированной ставки НДС на операции по поставке товаров первой необходимости.

5. Стабилизация ситуации и развитие сельскохозяйственного сектора экономики путем:

·          Частичной компенсации процентов по кредитам, предоставленным сельскохозяйственным производителям для закупки отечественной сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и дизельного топлива.

·          Закупка Аграрным фондом сельскохозяйственной продукции у отечественных товаропроизводителей по согласованным ценам с возможным последующим обратным выкупом ее с учетом затрат на хранение.

·          Мотивация и поддержка создания на базе крупных и средних сельскохозяйственных предприятий вертикально интегрированных холдингов с участием предприятий пищевой промышленности.

·          Мотивация и поддержка создания кооперативов различного типа с участием малых сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.

6. Стабилизация ситуации и развитие отрасли жилищного строительства и отрасли по производству строительных материалов путем:

·          Создание государственной ипотечной компании с передачей ей недостроенного жилья со степенью готовности 70%, которое было в залоге коммерческих банков и выкуплено государством.

·          Завершение строительства недостроенного жилья со степенью готовности 70% за счет государственных средств при условии использования отечественных строительных материалов.

·          Выдача коммерческими банками населению льготных ипотечных кредитов на приобретение жилья, реализуемого через государственную ипотечную компанию.

 

2.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода

Во время кризиса

первыми падают в цене

оптимистические прогнозы.

 

К основным направлениям качественного роста (долгосрочного, более 1 года, этапа) относятся следующие:

1. Повышение качества государственного управления путем:

·          Привлечения на государственную службу профессионально подготовленных и опытных специалистов с постоянной их переподготовкой и повышением квалификации.

·          Разработки четкой и последовательной модели государства с едиными целями и ценностями и на этой основе создания и реализации стратегии социально-экономического развития, основанной на научно-техническом и инновационном развитии с учетом глобальных вызовов мировой экономики.

·          Построения целостной и согласованной системы государственного управления экономикой страны и ее научно-техническим и социально-экономическим развитием.

2. Разработка и внедрение Национальной программы сохранения и развития трудового потенциала страны, предусмотрев в ней:

·          Реформирование отрасли здравоохранения;

·          Реорганизацию и качественное обновление системы среднее, профессионально-технического и высшего образования.

3. Приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и перехода ее к новому технологическому укладу путем:

А) Внедрения целенаправленной государственной политики стимулирования этого процесса за счет:

·          Отмены неэффективных налоговых льгот инновационной направленности и введение действенных стимулов по ускорению создания инновационной продукции.

·          Усовершенствования специального режима налогообложения технопарков.  Б) Сохранения и развития научно-технического потенциала за счет:

·          Обеспечения предусмотренного законодательством уровня финансирования фундаментальных и прикладных исследований в размере не менее 1,7-2,0% ВВП.

·          Стимулирования расходов субъектов хозяйствования на научные исследования, выполненные как собственными силами, так и за счет привлечения специализированных научных организаций и учебных заведений путем применения налогового кредита по ставке 50%.

·          Введение действенных стимулов реализации инвестиционных проектов инновационной направленности и ускорения создания инновационной продукции инновационных предприятий и организациями.  

Далее необходимо отметить критерии оценки эффективности антикризисной политики государства.

Критериями оценки эффективности выполнения программы по преодолению системного кризиса и дальнейшего ее предотвращения выступают пороговые значения показателей, характеризующих экономическую безопасность страны, по соответствующим направлениям экономической политики. При их достижении и соблюдении есть большая вероятность преодолеть системный кризис в стране и в дальнейшем ее предотвращать.

Для обеспечения выполнения программы целесообразно создание антикризисного комитета.

Главными функциями антикризисного комитета являются:   - Разработка комплексных мер по преодолению и предотвращению кризиса;

- Подготовка нормативных документов по преодолению и предотвращению кризиса;

- Мониторинг положения в стране по преодолению и предотвращению кризиса и выполнению антикризисной программы;

- Координация работы ветвей власти в стране по преодолению и предотвращению кризиса.

Для выполнения функции, которые возложены на Антикризисный комитет, при нем организуются комиссии по различным направлениям:

·          денежно-кредитном,

·          банковском,

·          социальном,

·          бюджетном и др.

В общем смысле эффективность антикризисной политики государства характеризуется соотношением эффекта, т. е. степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса, и затраченных ресурсов.

На эффективность антикризисной политики государства влияют следующие факторы.

1. Профессионализм антикризисной политики государства и специальная подготовка. Профессионализм формируется в ходе специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства антикризисной политики государства.

В стране необходимо создание системы обучения антикризисных управляющих, которые способны находить выход из кризиса с наименьшими потерями. Антикризисная политика государства должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.

2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисной политики государства. Поэтому для антикризисной политики государства крайне важен психологический анализ в отборе специалистов, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.

3. Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно осуществлять мониторинг приближающегося кризиса.

5. Важным фактором эффективности антикризисной политики государства является также корпоративность, т. е. понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех сотрудников, развитие внутреннего патриотизма и энтузиазма.

6. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, авторитетом власти, уверенностью, укрепившимся доверием к менеджеру.

7. Оперативность и гибкость управления заключаются в изменении управления в соответствии с ситуациями, адаптации управления к условиям кризиса.

8. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития.

9. Отдельным пунктом следует выделить человеческий фактор. Здесь подразумевается обязательное наличие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием.

10. Система мониторинга кризисных ситуаций является крайне важным фактором эффективности антикризисного управления. Это организованные действия по непрерывному постоянному определению вероятности и реальности наступления кризиса для его своевременного обнаружения и распознавания.


ГЛАВА 3. Антикризисная политика в Украине

3.1 Особенности экономического кризиса в Украине

Глобальный финансовый кризис сильно поразил Украину. В конце сентября 2008 года глобальная ликвидность заморозилась, а Украина была полностью исключена из мировой финансовой системы.

Ряд отраслей промышленности — строительство, металлургия, добывающая промышленность и машиностроение — испытали мгновенное падение производства почти наполовину. Только сельскому хозяйству удалось избежать кризиса. Украина очутилась среди стран мира, наиболее остро пораженных кризисом. Влияние кризиса и антикризисной политики еще несколько лет будут налагать ограничения на экономическую политику государства.

Украина пострадала столь сильно из-за ряда специфических причин. Основной проблемой была политика Украины относительно обменного курса.

Страна годами поддерживала фиксированный обменный курс американского доллара. Поэтому приток валюты приводил к избыточному росту денежной массы, следствием чего была инфляция. Украина имела инфляцию на уровне свыше 10 процентов с 2004 года, а в мае 2008 г. инфляция достигла пика в 31 процент за год. В итоге Украина потеряла рынки — импорт рос быстрее, чем экспорт, а дефицит текущего счета вырос до 7 процентов ВВП в 2008 году.

Кризис был углублен структурными диспропорциями.

В структуре экспорта сталь составляла не меньше 42% в первой половине 2008 года, но с июля 2008 года цены на сталь и ее экспорт резко упали. Внешний мир был не удовлетворен украинской политической средой, которая пребывала в ступоре, и неблагоприятной предпринимательской средой. Не имея членства в Европейском Союзе или в другом международном объединении, Украине могла обратиться к МВФ и другим международным финансовым институциям (Мировому банку, ЕБРР и ЕИБ).

Украина спешно заключила свою стабилизационную программу с МВФ в октябре 2008 года и это было очень правильно, потому что кризис был ужасным.

Сначала МВФ выдвинул свое стандартное требование относительно сбалансированности государственного бюджета, но через некоторое время ослабил это требование и согласился на дефицит консолидированного государственного бюджета на уровне 6% ВВП в 2009 году.

Вторым требованием МВФ было наличие реалистичного обменного курса, что означало, что обменный курс будет плавать и гривня таким образом обесценится. Фактически Национальный банк Украины (НБУ) так и сделал в ноябре.

Третьим ключевым условием была реструктуризация банковской системы и рекапитализация банков. В свою очередь МВФ обещал предоставить очень большую сумму финансирования в 16.4 млрд. долларов США на протяжении двух лет под очень низкий процент, при этом большинство средств должно быть предоставлено в начале финансирования.

Украина смогла получить три транша на общую сумму около 11 млрд. долларов до конца 2009 года. В отличие от стандартных процедур МВФ, Украина смогла использовать большую часть этого финансирования на расходы своего бюджета, а не только на пополнение валютных резервов. Кроме того, в сентябре 2009 года МВФ выдал новые специальные права заимствования, то есть напечатал деньги и распределил их среди стран-членов в соответствии с их квотами в МВФ. Украина получила 2,1 млрд. долларов США, которые были использованы для дополнительного финансирования бюджета.

Таким образом Украина смогла удержаться на плаву в 2009 году, невзирая на кризис, в результате которого выросли потребности в расходах государственного бюджета и сократились доходы бюджета. Поскольку государственный долг составлял в 2007 году только 12% ВВП, государственный долг Украины остается относительно небольшим. На конец 2008 года Украина накопила внешний долг в сумме около 103 млрд. долларов США или около 57% ВВП, что означало определенную уязвимость, но около 80% необходимых выплат по обслуживанию долга было рефинансировано. До конца 2009 года международные резервы Украины оставались на уровне 27 млрд. долларов или четверть ВВП. Большую обеспокоенность, однако, вызывало то, что ВВП в 2009 году упал более, чем на 14%.

Говоря об экономической ситуации в 2009 году, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский отметил, что хотя антикризисная политика в Украине осуществлялась в контексте мировых тенденций, была усложнена рядом внутренних факторов. В частности, Украина вошла в экономический кризис на фоне глубокого политического кризиса и с искривленной экономикой, когда на фоне роста ВВП затраты из бюджета превышали на 5%. Правительство на кризисные явления реагировало "точечно", потому не была воплощена эффективная антикризисная стратегия.

3.2       Пути для преодоления кризисных явлений в Украине

Антикризисная политика вывела Украину на специфический путь и строго ограничила ее возможности на следующие несколько лет. Украина просто имеет меньше возможностей выбора, чем это было до кризиса. Ради достижения успеха ее политические лидеры должны учитывать эти ограничения.

Политика обменного курса. Украина не должна снова привязывать свой обменный курс. Единственным разумным режимом обменного курса для Украины представляется инфляционное таргетирование, то есть обменный курс должен плавать, а монетарная политика быть направленной на удержание низкого и стабильного уровня инфляции.

Возможно, НБУ может осуществлять ограниченные валютные интервенции, чтобы смягчить колебания, но он не должен нацеливаться на конкретный обменный курс. Предпосылкой для политики инфляционного таргетирования является реальная независимость НБУ от ежедневных политических прихотей.

Государственные расходы. В несколько ближайших лет государственные финансы Украины будут находиться под огромным давлением, и государственные расходы будут строго ограничены. Еще много лет рост государственных расходов будет невозможным. Напротив, это время для того, чтобы рационализировать государственные расходы, но при этом следует избегать ситуативных, внезапных сокращений после завершения острой фазы кризиса.

Правительство должно установить согласованные показатели общих государственных расходов, рассчитанных как доля ВВП, а также соотношения к ВВП основных составляющих государственных расходов на среднесрочную перспективу. Чтобы предложить гражданам как можно больше за имеющиеся государственные средства, государственные расходы как таковые и их основные статьи должны испытать фундаментальное реформирование.

Государственные доходы. Так же, как будут ограничены и рационализированы государственные расходы, должны быть сужены и рационализированы поступления от налогов. Большие лазейки в налоговой системе нужно закрыть, а процесс сбора налогов сделать более целенаправленным.

Налогообложение и особенно администрирование налогов должны быть упрощены и выравнены для всех субъектов. Хотя основная структура налоговой системы является адекватной, администрирование налогов является излишне обременительным и неэффективным, что наносит вред как государству, так и налогоплательщикам.

Международное финансирование. В следующие несколько лет Украина будет иметь очень ограниченный доступ к международным финансовым рынкам. Наиболее значимым доступным финансированием будет финансирование со стороны правительств (международные финансовые организации и правительства иностранных государств), а также прямые иностранные инвестиции.

Это благоприятное время для улучшения предпринимательской среды с целью стимулирования как национального предпринимательства, так и прямых иностранных инвестиций. Международные финансовые организации могут стать важным "якорем" экономических реформ в Украине.

Реструктуризация и национализация банков. Финансовый кризис заставил Украину осуществить глубокую реструктуризацию банков. Власть не должна останавливаться на полдороге, она должна воспользоваться возможностью очистить банковскую систему от негодной практики и банков, которые не отвечают стандартам.

Правительство было вынуждено национализировать семь банков. Хотя это и было необходимо для достижения финансовой стабильности и рекапитализации за государственные средства, правительство должно спланировать их приватизацию, как только для этого появятся коммерческие предпосылки.

Регуляция и государственная помощь. Кризис требует ситуативных мероприятий. Определенные отрасли промышленности получили дискреционную государственную поддержку, например, более низкие цены на газ для заводов по производству минеральных удобрений или прямые субсидии. Было усилено валютное регулирование. Эти временные чрезвычайные меры должны быть прекращены при первой возможности.

Украинская нация понесла огромные потери от глобального финансового кризиса. Важно, чтобы эти потери не превратились в сплошные растраты, а стали инвестициями в новое лучшее общество и экономику.


Выводы

Если в 2010-м году люди

кладут зубы на полку,

значит надо производить

полочки для зубов!

 

Природа кризиса такова, что периодические "встряски" обеспечивают человеку качественный рост через саморазвитие, а организациям и странам— через самообновление вследствие реакции на изменение внешней среды. Именно кризис побуждает экономику страны к движению, которое приводит ее к повышению жизнеспособности, укрепляет и обновляет ее. Только преодоление кризиса позволяет экономике учиться повышать свой КПД, взвешенно использовать природные и человеческие ресурсы, а компании — не останавливаться на достигнутом, эффективно развиваться и двигать вперед свою индустрию.

Современный кризис существенно отличается от своих предшественников и по оценкам экспертов предполагаемые сроки развития кризиса: 2008 год – рецессия в США и начало промышленного спада в других странах, 2009-2010 годы – пик кризиса (основное падение), 2010-2013 годы – депрессия, перестройка мироэкономики для нового развития.

В данном курсовом исследовании были решены следующие задачи:

·          Определена сущность кризиса, его причины и влияние на экономику государства.

·          Изучена антикризисная политика государства по этапам и направлениям.

В ходе курсовой работы была достигнута основная цель – выяснение теоретико-методических аспектов изучения антикризисной политики государства в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Были сделаны следующие выводы:

Кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

Кризис (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — суд, перелом, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.

Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

Основными направлениями антикризисной политики государства для стабилизации экономики и выхода из кризиса являются:

В краткосрочном периоде:

7.         восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;

8.         поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;

9.         стабилизация валютного курса гривны;

10.      сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;

11.      сбалансирование государственного- бюджета;

12.      стимулирование занятости населения.

В среднесрочном периоде:

5.         проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;

6.         проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;

7.         поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;

8.         государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.

В долгосрочном периоде:

6.         повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;

7.         разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;

8.         сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;

9.         приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций.

10.      сохранение и развитие трудового потенциала.


Список использованной литературы

1.         Клиническая психология. Словарь

2.         http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/11-1/us1151514.htm

3.         http://slovari.yandex.ru/dict/gl_social/article/14012/1401_2054.htm

4.         Language Log. March 27, 2007 Crisis = danger + opportunity: The plot thickens. http://itre.cis.upenn.edu/~myl/languagelog/archives/004343.html

5.         Глущенко В. В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление — М.: ИП Глущенко В. В., 2008, ст. 88.

6.         Сидорина Т. Ю. "Философия кризиса"

7.         http://www.fru.net.ua/965-2009.html

8.         Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практическое пособие / Отв. Ред. Г.А. Александров. - М.: Издательство БЕК, 2007. - 544 с.

9.         Арутюнов В.В., Волынский И.В. Управление персоналом. – Ростов-на-Дону, 2006. – 448с.

10.       Баринов В.А. Антикризисное управление. – М.: - ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. – 364с.

11.       Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Специальная литература, 2006. – 700 с.

12.       Управление персоналом / Под ред. А.Я Кибанова и Л.В. Ивановской. – М.: ПРИОР, 2006. – 352 с.

13.       Жарковская Е. П., Бродский Б. Е., Бродский И. Б.Антикризисное управление. Издательство: Омега-Л, 2008 г. с.448

14.       Гаврилова Н. В. Антикризисное управление. Институциональные особенности. Издательство: Международная академия оценки и консалтинга, 2007 г. с.208.

15.       Глущенко В. В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление. Издательство: ИП Глущенко В.В., 2008 г.с.88.

16.       Гончаров М. И. , Лемзяков Г. А.Консалтинг в антикризисном управлении. Теория и практика. Издательство: Экономика, 2006 г.с.245.

17.       Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 2006. – 365 с.

18.       Каташева В.Д.Антикризисное управление.2007 г.с.48.

19.       Митин А.Н. Антикризисное управление персоналом организации. – М., 2007. – 272 с.

20.       в условиях антикризисного управления // Управление персоналом. – 2006. - №12.

21.       Ледяев Е.Н.Статья "Управление персоналом в условиях кризиса"2008гг Источник: http://www.hr-land.com

22.       Опрос предпринимателей: как отразился кризис на деятельности вашей фирмы? // http://www.bishelp.ru/uprbiz/detail.php?ID=76877 – 24.10.2008.

23.       http://www.hr-life.ru

24.       Украинская программа реформ для нового Президента // http://www.bigyalta.com.ua/story/2952 - 24.02.2010