Курсовая работа: Безработица: теоретические основы и проявления в практике хозяйствования
Курсовая работа: Безработица: теоретические основы и проявления в практике хозяйствования
Федеральное агентство по образованию
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики труда и управления персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИКЕ ТРУДА
На тему
"БЕЗРАБОТИЦА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ"
Студентки 3 курса специальности
Липей Елены Александровны
080104 "Экономика труда"
промышленно-экономического факультета
Научный руководитель:
к. э. н., профессор Вайсбурд В.А.
Самара 2009 г.
Содержание
Введение
1. Сущность безработицы, причины возникновения, экономические и социальные последствия
2. Виды безработицы и их специфика
3. Статистический анализ структуры и динамики безработицы в Российской Федерации и Оренбургской области
4. Типология регионов российской федерации по уровню безработицы
5. Пути и методы предотвращения (сокращения) безработицы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Безработица становится неотъемлемым атрибутом системы рыночной экономики, серьёзно воздействует на результативность хозяйственной деятельности субъектов рыночного хозяйства, на экономическую и социальную жизнь всего общества. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Целью данной курсовой работы является изучение безработицы как экономической категории, её теоретических аспектов и проявлений в практике хозяйственной деятельности. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
определить понятие и сущность безработицы, причины е возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
рассмотреть классификацию видов безработицы, выявить их специфику;
произвести статистический анализ структуры и динамики безработицы в Российской Федерации и на уровне отдельного субъекта (на примере Оренбургской области), выявить сходства и различия;
произвести типологию регионов Российской Федерации по уровню безработицы для выявления относительно благополучных и неблагополучных регионов;
определить пути и методы предотвращения безработицы, рассмотреть меры антикризисной политики в области занятости населения.
Предметом исследования служат количественные и качественные характеристики безработных, а так же изменения в хозяйственной деятельности общества, сопровождающие безработицу.
Объектом исследования являются безработные Российской Федерации и Оренбургской области.
Проблемы на рынке труда рассматривались в работах многих авторов: А.Д. Попова, С.В. Курышевой, Ф.Т. Прокопова, А.Е. Лапина, В.В. Скобеевой, И.И. Егорова В.Д. Арещенко и др. Учеными подробно исследована безработица, е структура и динамика. Данная работа посвящена анализу безработицы на основе существующих исследований.
1. Сущность безработицы, причины возникновения, экономические и социальные последствия
Труд - основной фактор процесса производства товаров и услуг. Развитие рыночных отношений, появление новых форм предложения труда, кардинальные изменения в социально-экономической структуре общества предъявляют новые требования к изучению сферы трудовых отношений, возникает задача изучения рынка труда. [15, с.41] Под рынком труда понимается система экономических, социальных, организационных, правовых мер и институтов, координирующих и регулирующих распределение и использование рабочей силы. Функционирование рынка труда является неотъемлемой частью формирования рыночной экономики, поэтому в переходный период особое значение приобретает организация статистического наблюдения за его становлением. [10, с.342]
Как и любой рынок, рынок труда характеризуется спросом и предложением. Спрос на рабочую силу может оцениваться как реализованный спрос, характеризующийся количеством занятых, и нереализованный спрос, который может быть оценен количеством вакансий. Нарушение равновесия между спросом и предложением рабочей силы проявляется не только в безработице, но и в наличии неполной занятости. [9, с.96]
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. [12, c.303]
Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале). В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. [3, C.89]
К безработным относятся лица в трудоспособном возрасте, которые в рассматриваемый период:
не имели работы (доходного занятия);
занимались поиском работы - обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
были готовы приступить к работе.
К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:
не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение двух недель после рассматриваемого периода) и не продолжали дальнейшего ее поиска;
не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. [10, c.351]
В соответствии с ФЗ РФ "О занятости населения в Российской Федерации", безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. [1]
Причины такого явления в экономике, как безработица, крайне разнообразны, и их имеется огромное количество. В общем, они таковы:
структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы. [5, c.103]
Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы. 2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который уже затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения. [21]
Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему (табл.1,2).
Таблица 1. Социальные последствия безработицы [7, c.23]
Отрицательные | Положительные |
1. Обострение криминогенной ситуации. 2. Усиление социальной напряженности. 3. Рост количества физических и душевных заболеваний. 4. Увеличение социальной дифференциации. 5. Снижение трудовой активности. |
1. Повышение социальной ценности рабочего места. 2. Увеличение личного свободного времени. 3. Возрастание свободы выбора места работы. 4. Увеличение социальной значимости и ценности труда. |
Таблица 2. Экономические последствия безработицы [7, c.23]
Отрицательные | Положительные |
1. Обесценивание последствий обучения. 2. Сокращение производства. 3. Затраты на помощь безработным. 4. Утрата квалификации. 5. Снижение жизненного уровня. 6. Недопроизводство национального дохода. 7. Снижение налоговых поступлений. |
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики. 2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду. 3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования. 4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда. |
Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.
Рассмотрев сущность и понятие безработицы, целесообразно остановиться на видах безработицы, которым посвящен следующий параграф работы.
2. Виды безработицы и их специфика
В международной практике выделяют следующие виды безработицы: фрикционная (текущая), структурная, циклическая (конъюнктурная), технологическая и конверсионная.
1) Фрикционная (текущая) безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. Кроме того к этому типу безработицы относится молодёжь, впервые ищущая работу. Для фрикционной безработицы характерно наличие достаточно большого количества вакантных мест, короткая продолжительность безработицы и низкая доля безработных. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной так как многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший объем национального продукта.
2) Структурная безработица. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, так как рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. В структурную безработицу попадают работники старших возрастов, работники с низкой квалификацией, работники определенных профессий, а так же начинающие в данной профессии работники. Для структурной безработицы характерна высокая доля безработных и длительная продолжительность безработицы. [9, c.124]
Можно привести примеры структурной безработицы:
Много лет назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы, так как был изобретен станок для изготовления бутылок.
Многие нефтяники в американских "нефтяных" штатах пострадали от структурной безработицы, когда катастрофически упали мировые цены на нефть. Сократилась нефтедобыча и всякая другая связанная с нефтью деятельность, что привело к массовым увольнениям. [11, c.162]
Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет уровень естественной безработицы. Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.
3) Циклическая (конъюнктурная) безработица вызывается спадом производства во время промышленного кризиса, депрессии, то есть фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше. Во время циклической безработицы наибольшая вероятность попасть в ряды безработных у рабочих с низкой квалификацией, работников старших возрастных групп и у молодых работников, не защищенных в полном объёме от возможного увольнения. [9, c.125]
4) Технологическая безработица представляет собой результат воздействия научно-технического прогресса, когда в результате использования в производстве новой техники и технологии повышается производительность труда и происходит высвобождение части работников. В то же время научно-технический прогресс способствует появлению новых профессий, созданию и развитию новых производств и отраслей, которые открывают новые рабочие места и нуждаются в рабочей силе. [6, c.82] Технологическая безработица возникает в связи с внедрением малолюдной и безлюдной технологий, основанных на электронной технике. Сочетается с высоким уровнем доходов занятых. В современных условиях ведет к безработице среди специалистов, работающих на компьютерах первых поколений, а также быстрому росту надомной занятости, так как персональные компьютеры легко включаются в коммуникационные системы.
5) Конверсионная безработица - специфическая для современной России форма структурной безработицы, связанная с резким сокращением производства предприятий военно-промышленного комплекса и далеко не всегда удачными попытками реальной конверсии - перевода их на производство гражданской продукции. [6, c.83]
Помимо указанных, различают еще множество видов безработицы, классифицируя их по характеру проявления и степени учета, по периодичности и по продолжительности.
Рассмотренные теоретические и методологические основы изучения безработицы позволяют осуществить статистический анализ безработицы в Российской Федерации и Оренбургской области в соответствии с поставленной целью.
3. Статистический анализ структуры и динамики безработицы в Российской Федерации и Оренбургской области
Для характеристики состояния рынка труда статистика прежде всего даёт информацию об абсолютной численности занятых и безработных в стране и по регионам. В Российской Федерации с 2000 г. начался период экономического подъёма, который характеризуется ростом численности экономически активного населения (в 2007 г. его оказалось на 2,7 млн. чел. больше по сравнению с 2000 г), а внутри него - увеличением числа занятых и соответственно сокращением массы безработных (табл.3). Численность безработных в 2007 г. снизилась по сравнению с 2000 г. на 2,8 млн. чел. Распределение безработных по полу на протяжении последних восьми лет относительно постоянно: около 47% женщин, 53% мужчин. Лишь в 2004 г. это соотношение было близко к 50% и 50%.
Таблица 3. Численность безработных в России [22] (по данным обследований населения по проблемам занятости)
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Общая численность безработных, тыс. чел. Из них: |
7059,1 | 6154,7 | 5683,3 | 5775,2 | 5208,3 | 4998,7 | 4232,5 |
Студенты, учащиеся, пенсионеры тыс. чел. |
686,5 | 633,1 | 645,6 | 777,3 | 610,5 | 517,1 | 450,8 |
процентов | 9,7 | 10,3 | 11,4 | 13,5 | 11,7 | 10,3 | 10,7 |
Женщины тыс. чел. |
3314,2 | 2866,3 | 2675,9 | 2873,2 | 2406,9 | 2367,8 | 1968,1 |
процентов | 46,9 | 46,6 | 47,1 | 49,8 | 46,2 | 47,4 | 46,5 |
Лица, проживающие в сельской местности тыс. чел. |
1894,7 | 1939,8 | 1870,9 | 1876,6 | 1956,6 | 2097,5 | 1734,1 |
процентов | 26,8 | 31,5 | 32,9 | 32,5 | 37,6 | 42,0 | 41,0 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости (табл.4), на протяжении прошедших восьми лет в своей динамике не дает той четкой картины движения, которую демонстрирует общая численность безработных, полученная по данным обследований населения. Как видно из табл.4, в 2000 г. доля зарегистрированных безработных среди всей массы безработных составляла лишь 14,8%. Несмотря на то, что эта доля растет год из года в среднем на 3% (в 2007 г. уже 36,7%), она все равно остается очень низкой. Несоответствие данных Федеральной службы по труду и занятости данным выборочных обследований создает предпосылки для ошибочной оценки безработицы. По официальным данным численность безработных в период 2000 - 2004 гг. растет, затем сокращается. В то время как по данным выборочных обследований их численность сокращается с каждым годом в среднем на 384 тыс. чел. Соответственно уровень зарегистрированной безработицы за последние восемь лет составлял всего 1,4 - 2,6%. Так же наблюдается несоответствие структуры безработных по полу: среди зарегистрированных безработных преобладают женщины, в общей же численности безработных - мужчины. В государственную службу занятости обращаются в основном те, кто уволился по собственному желанию и высвобожденные работники.
Таблица 4. Численность безработных в России [22] (по данным Федеральной службы по труду и занятости)
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, тыс. чел. Из них: |
1037,0 | 1499,7 | 1638,9 | 1920,3 | 1830,1 | 1742,0 | 1553,0 |
Женщины тыс. чел. |
714,8 | 1012,6 | 1106,2 | 1272,6 | 1199,5 | 1132,5 | 982,7 |
Процентов | 68,9 | 67,5 | 67,5 | 66,3 | 65,5 | 65,0 | 63,3 |
Лица, проживающие в сельской местности тыс. чел. |
325,3 | 603,0 | 732,8 | 890,8 | 891,2 | 890,0 | 825,2 |
Процентов | 31,4 | 40,2 | 44,7 | 46,4 | 48,7 | 51,1 | 53,1 |
Отношение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, к общей численности безработных, процентов | 14,8 | 24,4 | 28,7 | 33,3 | 35,1 | 34,8 | 36,7 |
Уровень зарегистрированной безработицы,% | 1,4 | 2,1 | 2,2 | 2,6 | 2,5 | 2,3 | 2,1 |
Уровень безработицы,% | 9,8 | 8,5 | 7,8 | 7,9 | 7,1 | 6,7 | 5,6 |
Анализ структуры безработных начнем с анализа их возрастного состава (табл.5). Обращает на себя внимание тот факт, что на всем протяжении прошедших восьми лет ведущей возрастной группой в составе безработных, согласно данным ежегодных обследований, была молодежь до 30 лет. Она занимала 38 - 41% общей численности безработных, тогда как 30 - 39-летние составляли 21 - 25%, а 40 - 49-летние 23 - 24%. Следует отметить, численность безработных в трудоспособном возрасте мало отличается от массы безработных во всем экономически активном населении (на 3 - 5% в отдельные годы). Это свидетельствует о незначительности роли, которую в формировании этой массы играют лица вне трудоспособного возраста. [13, c.60]
Таблица 5. Структура безработных по возрастным группам в Российской Федерации, % [19]
2000 |
2004 |
2007 |
|
Безработные - всего | 100 | 100 | 100 |
в том числе в возрасте, лет: |
|||
до 20 | 8,6 | 10,4 | 9,0 |
20 - 24 | 17,0 | 17,7 | 20,6 |
25 - 29 | 13,3 | 12,3 | 11,7 |
30 - 34 | 11,3 | 10,6 | 12,4 |
35 - 39 | 14,2 | 10,9 | 9,0 |
40 - 44 | 13,4 | 12,1 | 11,4 |
45 - 49 | 10,1 | 11,6 | 11,7 |
50 - 54 | 5,9 | 8,7 | 9,1 |
55 - 59 | 3,1 | 3,2 | 3,5 |
60 - 72 | 2,9 | 2,5 | 1,6 |
Средний возраст безработных, лет |
34,8 | 34,9 | 34,5 |
В составе безработных, имеющих профессиональное образование, постоянно преобладали лица со средним и начальным его уровнем (табл.6). За последние восемь лет наблюдается тенденция уменьшения среди безработных доли лиц со средним профессиональным образованием в среднем на 0,6 п. п. и увеличения доли лиц с начальным профессиональным образованием в среднем на 0,7 п. п. Что же касается лиц с высшим образованием, то среди безработных в 2007 г. их было в одинаковой мере (в 1,6 раза) меньше, чем имевших как среднее, так и начальное образование. Их погодовая доля в составе лиц, имеющих профессиональное образование, колебалась в пределах 20 - 22,5%.
В составе безработных, не имеющих профессионального образования, значительно преобладают лица со средним общим образованием. Их погодовая доля в составе лиц, не имеющих профессионального образования, колебалась в пределах 64,8 - 71,7%, а в составе всей численности безработных - в пределах 33,1 - 37%. [13, c.63]
Таблица 6. Структура безработных по уровню образования в Российской Федерации, % [19]
2000 |
2004 |
2007 |
|
Безработные - всего | 100 | 100 | 100 |
в том числе имеют образование: |
|||
высшее профессиональное |
11,0 | 10,9 | 11,5 |
неполное высшее профессиональное |
4,2 | 2,7 | 2,5 |
среднее профессиональное |
22,7 | 20,5 | 18,8 |
начальное профессиональное |
13,5 | 18,3 | 18,6 |
среднее (полное) общее | 32,8 | 33,1 | 34,8 |
основное общее | 13,7 | 13,5 | 12,6 |
начальное общее, не имеют начального общего образования |
2,1 | 1,1 | 1,1 |
Для оценки тенденций в структуре экономически активного населения необходимо построение и анализ временных рядов, характеризующих динамику экономически активного населения, занятых и безработных. Для этого используем базисные показатели темпа роста:
Тр = Y2007/Y2000 (1)
где Тр - темп роста,%;
Y2007 (2000) - численность экономически активного населения, занятых или безработных в 2007 (2000) г.
и среднего темпа прироста:
пр = (2)
где пр - средний темп прироста,%;
n - количество лет в рассматриваемом периоде.
Таблица 7. Динамика экономически активного населения России в 2000-2007 гг. [19]
Показатели | Темп роста 2007 г. к 2000 г., % | Средний темп прироста, % |
экономически активное население | 103,7 | 0,5 |
занятые | 108,5 | 1,2 |
безработные | 59,9 | - 7,1 |
За период 2000-20007 гг. экономически активное население в России увеличилось на 3,7% с ежегодным увеличением на 0,5%. Рост числа занятых в 2007 г. по сравнению с 2000 г. составил 8,5%. Численность безработных за последние восемь лет сократилась на 40,1%.
Общие тенденции и закономерности рынка труда, имеющие место на макроуровне, в большей или меньшей степени отражаются в отдельных регионах страны. Рассмотрим структуру и динамику безработицы на примере Оренбургской области.
Анализ безработных начнем с анализа их возрастного состава (табл.8). Повторяя общероссийскую закономерность, ведущей возрастной группой в составе безработных на протяжении последних шести лет является молодежь до 30 лет. Причем их доля в составе безработных превышает общероссийскую, составляя 38,5 - 53,4%. В то же время доля безработных в возрасте 30 - 39 лет ниже общероссийского уровня и находится в пределах 13,7 - 24,2%. Доля безработных 40 - 49 лет примерно совпадает с общероссийским уровнем, находясь в интервале 20,5 - 27,9%. Особо обращает на себя внимание 2006 год, когда молодежь до 30 лет составляла больше половины всех безработных. Это очень неблагоприятная ситуация, которая в первую очередь отразилась на выпускниках высших и средних профессиональных учебных заведений.
Таблица 8. Структура безработных по возрастным группам в Оренбургской области, % [17]
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Безработные - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе в возрасте, лет: |
||||||
до 20 | 11,4 | 9,6 | 11,4 | 13,7 | 11,7 | 6,6 |
20 - 24 | 18,6 | 17,6 | 20,2 | 24,4 | 23,6 | 21,0 |
25 - 29 | 13,7 | 11,3 | 11,2 | 9,2 | 18,1 | 13,6 |
30 - 34 | 12,6 | 10,2 | 8,3 | 7,4 | 9,4 | 13,5 |
35 - 39 | 6,5 | 12,4 | 9,1 | 6,3 | 7,0 | 10,7 |
40 - 44 | 11,1 | 13,6 | 18,3 | 14,6 | 6,9 | 11,4 |
45 - 49 | 12,5 | 11,3 | 9,6 | 11,1 | 13,6 | 15,8 |
50 - 54 | 8,3 | 9,8 | 7,5 | 6,8 | 4,4 | 5,6 |
55 - 59 | 4,1 | 2,6 | 1,0 | 4,1 | 3,7 | 1,8 |
60 - 72 | 1,2 | 1,6 | 3,4 | 2,4 | 1,6 | - |
Средний возраст безработных, лет |
34,1 | 35,2 | 34,3 | 33,7 | 32,5 | 34,0 |
В составе безработных, имеющих профессиональное образование, преобладают лица со средним и начальным его уровнем, как и в целом по России (табл.9). Причем доля лиц с начальным профессиональным образованием в Оренбургской области за последние шесть лет увеличилась почти в три раза. А доли лиц с высшим, неполным высшим и средним профессиональным образованием не имеют односторонней тенденции и колеблются из года в год.
Таблица 9. Структура безработных по уровню образования в Оренбургской области, % [17]
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Безработные - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе имеют образование: |
||||||
высшее профессиональное |
7,4 | 9,6 | 6,3 | 8,0 | 10,5 | 10,3 |
неполное высшее профессиональное |
4,1 | 4,1 | 2,0 | 2,5 | 1,5 | 5,3 |
среднее профессиональное |
29,5 | 18.6 | 20,1 | 20,8 | 21,5 | 23,0 |
начальное профессиональное |
11,1 | 21,3 | 23,0 | 21,7 | 32,3 | 30,5 |
среднее (полное) общее | 28,3 | 30,1 | 36,3 | 30,0 | 17,6 | 18,8 |
основное общее | 18,7 | 15,5 | 10,1 | 15,0 | 16,2 | 11,3 |
начальное общее, не имеют начального общего образования |
0,9 | 0,8 | 2,2 | 2.0 | 0,4 | 0,8 |
В составе безработных, не имеющих профессионального образования, значительно преобладают лица со средним общим образованием. Их погодовая доля в составе лиц, не имеющих профессионального образования, колебалась в пределах 51,5 - 74,7%, а в составе всей численности безработных - в пределах 17,6 - 36,3%. То есть, эти показатели близки к общероссийским индикаторам.
Общероссийская тенденция в области сохраняется, безработица сокращается, но меньшими темпами. Так, если в России к 2000 году уровень безработицы составлял 9,8%, то в Оренбургской области он составлял еще 11,8% (см. табл.4,10), т.е. разница составляет 2 п. п. К 2007 году эта разница составила 1,5 п. п. (соответственно 5,6% в России и 7,1% в Оренбургской области).
Таблица 10. Численность экономически активного населения в Оренбургской области [17]
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Численность ЭАН - всего, тыс. чел. в том числе: |
1039,6 | 1038,8 | 1023,8 | 1041,2 | 1074,9 | 1057,9 | 1101,2 | 1093,2 |
занятые в экономике, тыс. чел. | 917,4 | 952,8 | 918,7 | 923,0 | 959,4 | 958,9 | 1029,8 | 1015,0 |
безработные, тыс. чел. | 122,2 | 86,0 | 105,1 | 118,2 | 115,5 | 99,0 | 71,4 | 78,2 |
Уровень безработицы, % | 11,8 | 8,3 | 10,3 | 11,4 | 10,8 | 9,4 | 6,5 | 7,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % | 0,9 | - | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 1,0 | 0,8 |
Сравнив показатели темпа роста и среднего темпа прироста в России и в Оренбургской области, становится видно, что экономически активное население и численность занятых в Оренбургской области возрастает большими темпами, чем в среднем по России, а численность безработных снижается медленнее (см. табл.7,11).
Таблица 11. Динамика экономически активного населения Оренбургской области в 2000-2007 гг. [17]
Показатели | Темп роста 2007 г. к 2000 г., % | Средний темп прироста, % |
экономически активное население | 105,2 | 0,7 |
занятые | 110,6 | 1,4 |
безработные | 64,5 | - 6,1 |
Уровень безработицы в Оренбургской области был близок к среднероссийскому в 2001 г. и 2006 г. (рис.1), в остальные годы нашего исследования - гораздо выше.
Рис.1. Динамика уровня безработицы в Оренбургской области и Российской Федерации [22]
Однако уровень зарегистрированной безработицы в Оренбургской области в два раза ниже общероссийского (0,7 - 1,0% по сравнению с 1,4 - 2,6% общероссийского уровня) (см. табл. 10). Это говорит о том, что абсолютное большинство безработных в области решают проблему своего трудоустройства, минуя государственную службу занятости.
Таким образом, ситуацию на рынке труда до 2008 года можно охарактеризовать как устойчивую: сложились определенные взаимоотношения между наемными работниками и работодателями, государственными институтами, регулирующими сферу занятости. Безработные в большинстве случаев ищут работу минуя государственную службу занятости. В этих целях они используют коммерческие службы занятости, объявления в печати, самостоятельно обращаются к работодателям, используют личные связи или предпринимают усилия по организации собственного дела.
Однако в условиях экономического кризиса ситуация на рынке труда меняет направление своего развития. По данным обследования населения по проблемам занятости по состоянию на последнюю неделю августа 2008 г. численность безработных составляла 4,5 млн. человек. По сравнению с августом 2007 г. численность безработных увеличилась на 4,9%. Уровень безработицы в августе 2008 г. составил 5,8%. В конце августа 2008г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 1,3 млн. безработных. По сравнению с августом 2007г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 160,7 тыс. человек, или на 11,1%. За 6 месяцев нахождения России в условиях экономического кризиса положение на рынке труда значительно ухудшилось. В конце февраля 2009 г. уже 6,4 млн. человек, или 8,5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,0 млн. человек, в том числе 1,7 млн. человек получали пособие по безработице. [22] О том, что Россия движется к социально опасному уровню безработицы, эксперты говорили еще в начале 2009 года. Статистика только подтвердила эти неутешительные прогнозы.
Анализ структуры и динамики безработицы интересно дополнить типологией регионов Российской Федерации по уровню безработицы.
4. Типология регионов российской федерации по уровню безработицы
Типология регионов представляет собой классификационную схему их расположения относительно значений выделяемых признаков. Исследуя изменения параметров в различных регионах, можно оценить меру территориальной дифференциации, выделить сходные группы регионов.
Типологию регионов Российской Федерации проведем на основе равноинтервальной группировки с прерывной вариацией. Для определения размаха R исключим крайние точки, соответствующие уровню безработицы в г. Москве (0,7%) и г. Санкт - Петербурге (2,2%), а так же в некоторых республиках Южного федерального округа (например в Республике Ингушетия - 45%, в Чеченской Республике - 36,8%). С учетом вариации уровня безработицы осуществим равноинтервальную группировку с выделением шести типических групп, уровень безработицы в которых характеризуется, соответственно, как: "очень низкий" (менее 4,6%), "ниже среднего" (4,7 - 6,3%), "низкий" (6,4 - 8,0%), "средний" (8,1 - 9,7%), "высокий" (9,8 - 11,4%) и "очень высокий" (более 11,5%).
Выполненная типология (табл.12) показала, что наибольшую долю регионов России занимают регионы с "низким" уровнем безработицы. Эта благоприятная ситуация в большей мере приходится на Центральный и Уральский федеральные округа и частично присутствует в Северо-Западном федеральном округе. Большинство регионов с "очень низким" уровнем безработицы сосредоточены в Центральном федеральном округе. "Средний" и "ниже среднего" уровни безработицы поделили между собой преимущественно Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. "Высокий" и "очень высокий" уровни безработицы отмечены в регионах Южного федерального округа, частично в Сибирском и Дальневосточном округах.
Таблица 12. Типология регионов Российской Федерации по уровню безработицы (август 2007 - май 2008 гг.) [14]
Интервал значений уровня безработицы, % |
Число регионов |
Состав групп |
Тип безработицы |
До 4,6 | 16 | г. Москва, Белгородская обл., Костромская обл., Липецкая обл., Московская обл., Рязанская обл., Тверская обл., Тульская обл., Ярославская обл., Вологодская обл., г. Санкт - Петербург, Респ. Мордовия, Самарская обл., Тюменская обл., Челябинская обл., Чукотский АО | очень низкий |
4,7 - 6,3 | 28 | Брянская обл., Владимирская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Калужская обл., Курская обл., Орловская обл., Смоленская обл., Респ. Карелия, Архангельская обл., Калининградская обл., Ленинградская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Краснодарский край, Респ. Башкортостан, Респ. Татарстан, Кировская обл., Нижегородская обл., Ульяновская обл., Свердловская обл., Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Респ. Хакасия, Томская обл., Амурская обл., Магаданская обл., Сахалинская обл. | низкий |
6,4 - 8,0 | 17 | Респ. Коми, Ненецкий АО, Мурманская обл., Ставропольский край, Волгоградская обл., Ростовская обл., Пермский край, Оренбургская обл., Пензенская обл., Саратовская обл., Алтайский край, Красноярский край, Иркутская обл., Кемеровская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Хабаровский край | ниже среднего |
8,1 - 9,7 | 11 | Тамбовская обл., Респ. Адыгея, Астраханская обл., Респ. Марий Эл, Удмуртская Респ., Чувашская Респ., Курганская обл., Респ. Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Еврейская Автономная область | средний |
9,8 - 11,4 | 4 | Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария Республика, Респ. Алтай, Респ. Бурятия | высокий |
11,5 и выше | 7 | Респ. Дагестан, Респ. Ингушетия, Респ. Калмыкия, Карачаево-Черкесская Респ., Чеченская Респ., Респ. Тыва, Забайкальский край |
очень высокий |
Итого | 82 |
Обобщая результаты типологизации регионов Российской Федерации по уровню безработицы, выделим по пять субъектов федерации с наименьшими и наибольшими показателями уровня безработицы.
Наименьшие показатели отмечены в следующих субъектах:
г. Москва - 0,7%
г. Санкт-Петербург - 2,2%
Московская область - 2,3%
Республика Мордовия - 2,3%
Тульская область - 2,6%
Наибольшие показатели выявлены в следующих Республиках:
Республика Ингушетия - 45%
Чеченская Республика - 36,8%
Республика Дагестан - 18,7%
Республика Калмыкия - 16,9%
Республика Тыва - 15,5%
Сравнение субъектов Российской Федерации по уровню безработицы позволило получить устойчивую характеристику состава относительно благополучных и неблагополучных по состоянию на рынке труда территорий страны. Высокие показатели уровня безработицы характерны для территорий Юга страны и Дальнего Востока. То есть, налицо повышение уровня безработицы от центральной части страны к окраинам, что объясняется более развитой инфраструктурой европейской части страны.
Распределение регионов России по уровню безработицы иллюстрирует картограмма, разработанная Федеральной службой государственной статистики с выделением шести групп. Характер образования групп выполненной типологии, и построенной картограммы родственный (см. приложение 1).
5. Пути и методы предотвращения (сокращения) безработицы
Абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Общие меры по сокращению безработицы следующие:
1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на другие специальности и т.д.);
2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);
3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);
4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям
5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);
6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д. [4, c.16]
Правительство РФ разработало комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.
На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Документ напоминает, что федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. руб. на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Программой запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами РФ.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. руб., из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.
Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. руб., в том числе 29,8 млрд. руб. - на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах РФ организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.
При этом для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам РФ по сравнению с их предложениями. [2]
Игорь Николаев, эксперт из аудиторской и консалтинговой компании ФБК, сказал, что если к концу 2009 года число официально зарегистрированных безработных превысит 4 млн. чел - это критично, но не катастрофично для властей. Но если количество безработных во второй половине 2009 года будет расти более быстрыми темпами, то к концу года власть столкнется с неприятными цифрами. Поэтому правительство объявило борьбу с безработицей одним из приоритетных направлений антикризисной программы. [20]
Заключение
Безработица представляет собой социально-экономическое явление, отражающее существующее на рынке труда несоответствие между относительно большим предложением рабочей силы и спросом на нее, в результате чего часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг и не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда. Различают множество видов безработицы, классифицируя их по различным признакам: причинам возникновения, характеру проявления, степени учета, продолжительности, периодичности, составу безработных и др. Безработица порождает серьезные изменения в экономической и социальной жизни общества, как отрицательные, так и положительные.
Анализ структуры безработицы в Российской Федерации показал, что распределение безработных по полу на протяжении последних восьми лет относительно постоянно с преобладанием мужчин. Ведущей возрастной группой в составе безработных была молодежь до 30 лет. По уровню образования наибольшую долю безработных составляют граждане со средним общим образованием.
При анализе динамики безработицы в Российской Федерации до 2008 года была выявлена положительная тенденция: уровень безработицы снижается ежегодно. Численность безработных за последние восемь лет сократилась на 40,1%.
Анализ безработицы Оренбургской области показал, что структура безработных в области в целом совпадает с общероссийской, а в динамики наблюдается небольшое отставание в снижении уровня безработицы в области, по сравнению с показателями в среднем по России.
При анализе структуры и динамики безработицы наряду с данными государственной службы занятости были использованы данные выборочных обследований населения по проблемам занятости. Поскольку численность зарегистрированных безработных в своей динамики не дает той четкой картины движения, которую демонстрирует общая численность безработных, полученная по данным обследования населения. Безработные в большинстве случаев ищут работу, минуя государственную службу занятости.
Типологизация субъектов Российской Федерации по показателям уровня безработицы позволила определить состав групп регионов с различным уровнем безработицы. Выявлено, что наиболее высокие показатели уровня безработицы характерны для территорий Юга страны и Дальнего Востока. То есть, налицо повышение уровня безработицы от центральной части страны к окраинам, что объясняется более развитой инфраструктурой европейской части страны.
2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения. Правительство РФ объявило борьбу с безработицей одним из приоритетных направлений антикризисной программы и разработало комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства.
Выполненное нами статистическое исследование безработицы в Российской Федерации и Оренбургской области может способствовать выработке практических мер, целенаправленной, адресной политики по стабилизации положения на рынке труда конкретных территорий с учетом региональных особенностей и состояние мирового рынка.
Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
2. "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики"
3. Арещенко В.Д. и др. Рынок труда: проблемы безработицы и социальные гарантии: Учеб. - метод. Пос. / В.Д. Арещенко, С.С. Дрозд, Г.К. Балтрушевич. - Гомель: Межд. Инженер. акад., 1992. - 127 с.
4. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. 1996. № 9. - C.16.
5. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994. - 346 с.
6. Вайсбурд В.А. Экономика труда: учеб. пособие. - Самара: Издательство Самарского государственного университета, 2007. - 312 с.
7. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России // Российский экономический журнал, 2004. № 11. - 96 с.
8. Демографический ежегодник России. - 2007 г.
9. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебн. Пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 560 с.
10. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.Г. Назарова. - М.: Финстатинформ, 2002. - 976 с.
11. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.1. - М.: ИНФРА, 2001. - 486 с.
12. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: Учебник. В 2 т. Т.2. - М.: "Альфа-Пресс", 2007. - 924 с.
13. Попов А.Д. Экономически активное население: 1992-2007 гг. // Вопросы статистики. - 2008 г. - №9. - С.56.
14. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т.2/ Госкомстат России. - Р32 М., 2001. - 827 с.
15. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 461 с.
16. Статистический бюллетень №8 (148). М.: Федеральная служба государственной статистики. - 2008 г.
17. Статистический ежегодник. Оренбургская область. - 2008 г.
18. Труд и занятость в России: Стат. сб. / Госкомстат России. - M., 2001. - 580 c.
19. Труд и занятость в России. 2007: Стат. сб. /Росстат. - M., 2007. - 611 c.
20. "Правительство РФ разработало меры по борьбе с безработицей в период кризиса - антикризисный план". - www.prime-tass.ru
21. Стрелкова М.И. "Безработица в России и кризис: повысится ли уровень безработицы в 2008 и 2009 году?". - www.zanimaem.ru
22. www.gks.ru