Курсовая работа: Бизнес-планирование деятельности туристской фирмы
Курсовая работа: Бизнес-планирование деятельности туристской фирмы
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты бизнес-планирования
1.1 Понятие и роль бизнес-плана для организации туристской фирмы
1.2 Структура и содержание бизнес-плана
2. Организационные составляющие бизнес-плана на создание туристской фирмы «Японский Сад»
2.1 Организационный план
2.2 Операционный план
2.3 Исследование туристского рынка
3. Составление финансового плана туристской фирмы «Японский Сад»
Заключение
Список литературы
Приложение 1. «Резюме бизнес-плана на создание туристской фирмы «Японский сад»
Введение
Каждая фирма, начиная свою деятельность, должна ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм. Эти ключевые положения необходимы для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.
Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства.
Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме: расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего предприятия.
Бизнес-план не является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.
Целью выполнения данной курсовой работы является изучение бизнес-планирования при создании туристкой фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность бизнес-планирования;
2. рассмотреть структуру и содержание бизнес плана на создание туристской фирмы;
3. подготовить информационный материал для составления разделов бизнес-плана;
4. освоить методику составления типового бизнес-плана;
5. проработать основные разделы бизнес плана.
Информационными источниками работы являются данные официальных сайтов: Федерального Агентства по Туризму и Федеральной Службы Статистики.
1. Теоретические аспекты бизнес-планирования
1.1 Понятие и роль бизнес-плана для организации туристской фирмы
Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
На рис. 1 представлена классификация бизнес-планов по объектам бизнеса[1].
Рис. 1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
Бизнес-план – необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно – экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками, потребителями.
При разработке бизнес-плана необходимо учитывать следующие требования[2]:
1) Ясность.
При разработке бизнес-плана необходимо употреблять простые выражения, избегать характеристики нескольких идей в одном предложении, добиваться логической связи между предыдущим и последующим конкретными положениями, не широко использовать прилагательные, иллюстрировать свои выводы таблицами, графиками, суждениями.
2) Краткость.
В бизнес-плане необходимо оставить достаточную информацию, которую целесообразно донести до читателя.
3) Логичность.
Идеи и факты, изложенные в бизнес-плане, легче воспринимаются и оказывают большее воздействие на инвестора, если план будет построен в логичной последовательности, если разделы будут тесно связаны между собой, не будет повторений и противоречий в изложении материала.
4) Объективность.
Предприниматель должен трезво оценивать свои возможности, не преувеличивать значение и перспективы своего проекта, реально подходить к оценке возможностей конкурентов.
5) Объем плана.
Все разделы плана должны быть освещены с той или иной степенью детализации. Объем каждого раздела призван находиться в конкретной позиции относительно параметров всего проекта, учитывать значимость конкретного раздела в общем контексте и базироваться на принципе необходимости и достаточности изложенного с точки зрения читающего.
6) Структура плана.
Материал должен быть разделен на короткие, четко обозначенные параграфы. Для выделения различных частей бизнес-плана можно использовать различные цвета, шрифты и т.д.
1.2 Структура и содержание бизнес-плана
Как правило, бизнес-план состоит из трёх основных частей, которые содержат следующие подразделы[3]:
1. Введение: введение и деловое резюме; цели реализации проекта.
2. Основная часть: анализ существующей ситуации; сведения о сотрудниках фирмы; описание услуг; анализ рынка; разработка маркетинговой стратегии; ресурсное обеспечение; тактика продаж; финансовые и иные прогнозы.
3. Приложение.
Рассмотрим кратко содержание отдельных статей бизнес-плана в целом.
Во вступительной части бизнес-плана приводятся общие сведения о компании, истории её создания, текущем финансовом положении и перспективах развития бизнеса. Далее раскрывается замысел предпринимательской идеи, и ставят цели коммерческого проекта. Здесь же приводится резюме.
Резюме – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намеченном бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело.
Ключевые моменты: возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее распределение, условия инвестирования.
Порядок изложения концепции достаточно свободен, однако начинать ее надо, как правило, с формирования главной цели предлагаемого бизнеса и назначения разрабатываемого бизнес - плана.
Главной целью предлагаемого бизнеса в большинстве случаев является получение прибыли за счет предложения рынку конкурентно способных видов продукции, услуг, новых технических решений и пр.
Главная цель бизнес-плана – выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза.
В резюме указывается назначение бизнес-плана:
для потенциального инвестора или кредитора;
возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей;
руководство предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации);
оказания государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления.
Резюме составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит «выжимки» из всех его разделов.
Во вводной части бизнес-плана желательно также отразить и такие важные цели проекта, как рост известности фирмы и её благотворительная деятельность.
Анализ существующей ситуации. В разделе отражаются:
-главные события, повлиявшие на появление идей предлагаемого бизнеса;
-главные обстоятельства и проблемы, стоящие перед предприятием, его менеджерами или предпринимателями в настоящее время;
-состояние на рынке и прогресс, которого необходимо добиться.
Далее приводится основная информация о предприятии: местонахождение; форма собственности; организационно - правовая форма; учредители; основной вид деятельности; размер уставного капитала; юридический адрес;
что реализует предприятие; какого рода потребности заказчиков обеспечивает предприятие; объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием; какова доля предприятия на рынке и каковы здесь перспективы; имеющиеся возможности рекламы; где находятся основные клиенты территориально; уровень технологии; анализ уязвимых и сильных сторон бизнеса.
Сведения о сотрудниках фирмы. В разделе следует дать характеристику главных менеджеров и основного персонала отвечающих за реализацию бизнес-плана (возраст, образование, послужной список, квалификация).
Целесообразно составить штатное расписание, отразив в нем возможное увеличение численности работников в дальнейшем при прогнозируемом расширении бизнеса, также приводится структура управления.
Описание услуг. Необходимо указать: функциональное назначение, для каких целей они предназначены; характерные свойства услуги, которые делают ее единственной в своем роде; стоимость; технологичность; универсальность; соответствие наиболее общепринятым стандартам; стадия развития услуги; требования к контролю за качеством; требования к подготовке пользователей; имеются ли возможности для дальнейшего развития услуги.
Желательна фотография или рекламный лист.
Анализ рынка. Рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребностей продукции, услуг и определение потенциальных. Необходимо определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т.п.
Необходимо провести сегментацию рынка, определить размеры и ёмкость рынков по продукции предприятия.
Под сегментацией рынка понимается выделение отдельных частей (сегментов) рынка, отличающихся друг от друга характеристиками спроса на товары (услуги), то есть разбивка потребителей по мотивации и иным признакам.
Размер рынка – территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия.
Ёмкость рынка – объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода времени.
Доля рынка – удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме продаж товаров (услуг) на данном рынке.
Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке, и обосновать возможности дальнейшего его расширения. Необходимо оценить основные факторы, влияющие на расширение рынка.
Очень важно отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выделить и проанализировать сильные и слабые стороны свои и конкурента, и конкурентоспособность производимых товаров, услуг, определяется возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.
Разработка маркетинговой стратегии. План маркетинга – план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей[4]. В этом разделе должна быть соблюдена четкая маркетинговая ориентация на потребителя (знание его запросов, уникальности и адресности услуги, высококачественный сервис, доступная цена, надежность, стабильность и т.п.).
Для нового предприятия рекомендуется разработать стратегию его развития: интенсивный рост, интеграционный рост (вертикальная интеграция), диверсификационный рост.
Разрабатывая стратегию развития предприятия, необходимо учесть влияние внешнего окружения в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным ситуациям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание.
Ресурсное обеспечение, тактику продаж и финансовые прогнозы можно объединить в раздел финансовый план.
Финансовый план. Цель финансового плана – определить эффективность предлагаемого бизнеса. В данном разделе необходимо представить:
-отчет о прибылях и убытках; потребность в инвестициях, источники финансирования; баланс денежных расходов и поступлений; анализ безубыточности и запаса финансовой устойчивости; показатели эффективности инвестиционного проекта.
Отчет о прибылях и убытках показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль, и является прогнозом финансовых результатов.
Баланс денежных расходов и поступлений позволит оценить, сколько денег необходимо вложить в бизнес в разбивке по времени, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, - проверить будущую ликвидность.
Анализ безубыточности проводится в целях определения объема продаж, при котором предприятие покрывает свои расходы, не имея прибыли, но и не неся убытков (точка безубыточности или порог рентабельности).
Порог рентабельности (ПР) это такой объём производства продукции, при котором предприятие уже не несёт убытки, но ещё и не получает прибыли.
Показатели эффективности инвестиционного проекта необходимо рассчитывать с использованием инструмента дисконтирования. К данным показателям относятся: срок окупаемости проекта, чистая текущая стоимость доходов, ставка доходности проекта, внутрення ставка доходности проекта.
2. Организационные составляющие бизнес-плана на создание туристской фирмы «Японский Сад»
2.1 Организационный план
Наименование создаваемой фирмы - «Японский сад», содержащее «нотки» японской культуры, что должно дополнительно привлекать клиентов.
Туристическая фирма «Японский сад» организуется в виде туристического агентства.
Туристическая фирма «Японский сад» организуется в виде общества с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников.
Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.
В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.
Учредителями фирмы являются два человека, с одинаковым размером первоначальных взносов – 250000 руб., т.е. уставный капитал фирмы составит 500000 руб.
Руководство фирмой будет осуществляться генеральным директором, который обладает правом подписи финансовых документов.
Затраты на организацию новой фирмы будут складываться из следующих статей (см. табл. 1).
Таблица 1.
Затраты на организацию фирмы ООО «Японский сад»
Статьи расхода | Сумма, тыс. руб. |
1. Разработка бизнес-плана | 18,0 |
2. Подготовка учредительных документов | 3,0 |
3. Юридическое оформление документов | 8,0 |
4. Представительские расходы | 5,0 |
5. Консультационные услуги | 6,0 |
Итого: | 40,0 |
На рис. 2 представлена организационная структура ООО «Японский сад».
В обязанности генерального директора входят разработка имиджа фирмы, маркетинг, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых лицензий, набор и обучение персонала, составление программ туров, деловая переписка.
Тип представленной структуры – линейно-функциональный. Структура – ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.
Рис. 2. Организационная структура управления ООО «Японский сад»
Фирма имеет сильный кадровый состав, способный реализовать поставленные цели и достичь успеха на выбранном сегменте рынка. 5 сотрудников из семи имеют высшее образование, что составляет – 71%. Средний возраст сотрудников составляет 38 лет, практически все сотрудники имеют достаточный опыт работы в туристическом бизнесе, и специальные навыки для выполнения своих должностных обязанностей.
2.2 Операционный план
Для организации туристской деятельности фирма «Японский сад» заключила договор с туроператором «Япония тур». Договор заключен на условиях консигнации, то есть оплаты после оказания соответствующей услуги с паузой не менее 2–х и не более 3–х недель.
Компания «Япония тур» зарегистрирована в начале 2006 года. Несмотря на столь малый период присутствия на туристическом рынке компания сумела себя зарекомендовать надёжным партнером многих турагентств в России, и получили благодарность от клиентов, посетивших Японию с помощью компании. Компания «Япония тур» включена в федеральный реестр туроператоров России, реестровый номер МВТ № 003668, договор страхования ответственности туроператора №000-000059/07, заключён с ООО «Страховая компания «НАСТА».
Создаваемая фирма в качестве системы налогообложения выбирает традиционную систему налогообложения.
Туристическая фирма «Японский сад» арендует офисное помещение по адресу СПб., Каменоостровский пр., общей площадью 50 м2.
От состояния офиса во многом зависит эффективность туристической деятельности. Удобные подходы к офису, чистота и аккуратность, наличие офисной мебели, оргтехники – все это в совокупности располагает потенциальных клиентов и оказывает влияние на конкурентоспособность реализуемых услуг.
В табл. 2 представлена информация о потребности в элементах основных средств и нематериальных активов.
Таблица 2.
Потребность в элементах основных средств и нематериальных активов
Показатели | Цена, тыс. руб. | Количество | Стоимость, тыс. руб. |
Элементы основных средств | |||
1. Офисный стол | 2,5 | 7 | 17,5 |
2. Офисный стул | 0,5 | 7 | 3,5 |
3. Офисное кресло | 1,0 | 4 | 4,0 |
4. Шкаф | 3,0 | 4 | 12,0 |
5. Персональный компьютер | 17,0 | 7 | 119,0 |
6. Оргтехника | 10,0 | 4 | 40,0 |
Итого: | 196,0 | ||
Нематериальные активы | |||
1. Стандартная программа Microsoft Office | 2,3 | 7 | 16,1 |
2. Специальная программа «САМО-Турагент» | 1,8 | 7 | 12,6 |
Итого: | 28,7 | ||
Всего: | 224,7 |
В табл. 3 представлен расчёт амортизационных отчислений по элементам основных средств с применением линейного метода.
Таблица 3.
Расчёт амортизационных отчислений по элементам основных средств
Элементы основных средств | Стоимость, тыс. руб. | Срок службы, мес. (n) |
Норма амортизации, % К=1/n*100 |
Ежемесячные амортизационные отчисления, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4=1/[3]*100 | 5=[1]*[4]/100 |
1. Офисный стол | 17,5 | 72 | 1,39 | 0,24 |
2. Офисный стул | 3,5 | 36 | 2,78 | 0,10 |
3. Офисное кресло | 4,0 | 36 | 2,78 | 0,11 |
4. Шкаф | 12,0 | 96 | 1,04 | 0,12 |
5. Персональный компьютер | 119,0 | 60 | 1,67 | 1,99 |
6. Оргтехника | 40,0 | 60 | 1,67 | 0,67 |
Итого: | 196,0 | - | - | 3,23 |
Ежегодная сумма амортизационных отчислений по основным средствам составит 3,23*12=38,76 тыс. руб.
Для начисления амортизации по нематериальным активам можно применить метод ускоренной амортизации, т.к. они подвержены угрозе морального износа, при котором, в 1 год списывается 20%, а во 2 год – оставшаяся сумма.
В 1 год амортизационные отчисления по нематериальным активам составят 28,7*0,2=5,74 тыс. руб., а во 2 год – оставшаяся сумма (28,7-5,74=22,96) 22,96 тыс. руб.
Общая сумма амортизационных отчислений составит:
за 1 год ((38,76+5,74)=44,5) 44,5 тыс. руб.,
за 2 год ((38,76+22,96)=61,72) 61,72 тыс. руб.
Расчёт годового фонда оплаты труда представлен в табл. 4.
Таблица 4.
Расчёт фонда заработной платы
№ п/п |
Должность | Количество | Должностной оклад, руб. | Фонд заработной платы, тыс. руб. | ЕСН |
1. | Генеральный директор | 1 | 24000 | 288,0 | 74,88 |
2. | Бухгалтер | 1 | 20000 | 240,0 | 62,4 |
3. | Менеджер по выездному туризму | 2 | 16000 | 192,0 | 49,92 |
4. | Менеджер по бронированию авиа и железнодорожных билетов | 1 | 16000 | 192,0 | 49,92 |
5. | Менеджер паспортно-визового отдела | 1 | 15000 | 180,0 | 46,8 |
6. | Менеджер по продажам | 1 | 17000 | 204,0 | 53,04 |
7. | Курьер | 1 | 10000 | 120,0 | 31,2 |
Итого: | 8 | - | 1416,0 | 368,16 |
Расчёт общих затрат, связанных с деятельностью туристического агентства представлен в табл. 5.
Таблица 5.
Расчёт себестоимости оказываемых услуг
Показатели | 1 год | В том числе поквартально: | 2 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Переменные затраты | ||||||
1. Количество туруслуг, ед. | 353 | 101 | 107 | 84 | 61 | 353 |
2. Себестоимость туруслуг, руб./ед.[5] |
35400 | |||||
3. Общая стоимость туруслуг, тыс. руб. (1*2) | 12496,2 | 3575,4 | 3787,8 | 2973,6 | 2159,4 | 12496,2 |
Постоянные затраты | ||||||
1. Арендная плата, тыс. руб. | 180 | 45 | 45 | 45 | 45 | 180 |
2. Заработная плата, тыс. руб. | 1416 | 354 | 354 | 354 | 354 | 1416 |
3. ЕСН, тыс. руб. | 368,16 | 92,04 | 92,04 | 92,04 | 92,04 | 368,16 |
4. Амортизационные отчисления, тыс. руб. | 44,5 | 11,125 | 11,125 | 11,125 | 11,125 | 61,72 |
5. Канцелярские принадлежности, тыс. руб. | 15 | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 15 |
6. Обслуживание ПК и оргтехники, тыс. руб. | 10 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 10 |
7. Услуги связи, тыс. руб. | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Итого постоянных затрат (1+2+3+4+5+6+7): | 2053,66 | 513,415 | 513,415 | 513,415 | 513,415 | 2070,88 |
Общая сумма затрат | 14549,86 | 4088,815 | 4301,215 | 3487,015 | 2672,815 | 14567,08 |
2.3 Исследование туристского рынка
Туристический бизнес одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. В России годовой оборот отрасли, по разным оценкам, составляет до 8 млрд. долл[6].
Количество туристических агентств в среднем увеличивается почти в 2 раза ежегодно, что говорит о высокой прибыльности этого бизнеса.
Увеличивается численность российских туристов, выезжающих за границу – ежегодно темп роста составляет порядка 20%.
Для определения ёмкости анализируемого рынка рассмотрим динамику выезжающих россиян со всей территории страны в Японию за последние 4 года (см. табл. 6).
Таблица 6.
Динамика выезжающих россиян в Японию
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
1. Количество выезжающих россиян, тыс. чел. | 174 | 164 | 149 | 161 | 139 |
2. Ежегодный темп прироста, % | - | -5,75 | -9,15 | 8,05 | -13,66 |
По данным Федерального Агентства по Туризму с целью туризма Японию посетили в 2007 году – 25294 человек, в 2008 году – 31857 человек. За период 2008-2007 гг. количество туристов увеличилось на 6563 чел. , или на 25,95%.
Методом экстраполяции, данную динамику можно продлить на следующий год тогда прогнозная ёмкость выездного туризма в Японию с территории всего государства составит 40124 чел (31857*1,2595=40124). На долю рынка выездного туризма в Японию города Санкт-Петербурга приходится порядка 8% от общероссийского рынка. Следовательно, мкость рынка по выездному туризму в Японию г. Санкт-Петербурга составит 3210 (40124*0,08=3210) поездок[7].
Для определения целевых потребителей необходимо провести сегментирование. Сегментирование рынка (сегментация) – разделение рынка на четко выраженные группы покупателей, каждая из которых может приобрести определенные товары или услуги.
Сегментация туристского рынка определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг.
Главная цель сегментации обеспечить адресность туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга – ориентация на потребителя. При этом туристское предприятие концентрирует свои усилия на «направлении главного удара» (наиболее перспективных для него сегментах рынка). Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.
Анализ анкет 200 человек-туристов выезжающих в Японию в 2009 году позволил провести сегментацию рынка выездного туризма в Японию по полу, возрасту, социальному статусу, уровню дохода, которая представлена в табл. 7.
Графическое изображение сегментирования по половому признаку представлено на рис. 3.
Графическое изображение сегментирования по возрастному признаку представлено на рис. 4.
Таблица 7.
Сегментация рынка выездного туризма в Японию
Сегментация по половому признаку | |
Мужчины | 71,0% |
Женщины | 29,0% |
Сегментация по возрастному признаку | |
0-12 лет | 3,0% |
12-18 лет | 8,0% |
18-30 лет | 36,0% |
30-45 лет | 41,0% |
45-60 лет | 10,0% |
60 и более лет | 2,0% |
Сегментация по социальному статусу | |
Студенты | 1,0% |
Рабочие | 15,0% |
Служащие | 24,0% |
Специалисты | 28,0% |
Предприниматели | 27,0% |
Домохозяйки | 3,0% |
Пенсионеры | 2,0% |
Сегментирование по уровню дохода (на 1 члена семьи) | |
До 20000 руб. | 1% |
От 20000 до 30000 руб. | 8% |
От 30000 до 40000 руб. | 56% |
Более 40000 руб. | 35% |
Графическое изображение сегментирования по социальному статусу представлено на рис. 5.
Графическое изображение сегментирования по уровню дохода представлено на рис. 6.
Рис. 3. Сегментирование по половому признаку
Рис. 4. Сегментирование по возрастному признаку
Рис. 5. Сегментирование по социальному статусу
Рис. 6. Сегментирование по уровню дохода
Таким образом, для рынка выездного туризма в Японию целевым сегментом являются люди, находящиеся в возрасте от 30 до 45 лет, занимающие должности специалистов, служащих или предпринимателей, с уровнем дохода от 30000 до 40000 руб. в месяц на 1 члена семьи. Такое сегментирование связано с тем, что стоимость туристических путёвок в Японию достаточно высока.
Анализ рынка выездного туризма в Японию позволил выявить основных конкурентов в данном направлении. Основными конкурентами на выделенном сегменте являются:
1. Туристическая фирма «ИМПЕРИАЛ», СПб., Большой пр. ПС, 82, оф. 19,
2. Туристическая фирма «Солнце Sun – ЯПОНСКАЯ КОМПАНИЯ», СПб., пер. Бойцова 7, офис 502,
3. Туристическая фирма «Олимп», СПб., В.О. Средний проспект, д. 42, оф. 15.
Для выявления конкурентных позиций фирм, представленных на данном сегменте рынка была проведена балльная оценка основных конкурентов. Фирма, внедряющаяся на рынок имеет название «Японский сад». Для проведения подобного исследования была создана экспертная комиссия – 7 человек. Членами данной комиссии являются специалисты по вопросам выездного туризма. Им было предложено выставить баллы по 5-балльной системе 4 туристическим фирмам, занимающимся выездным туризмом в Японию, по 6 параметрам оценки: имидж агентства, качество обслуживания, цена туристических путёвок, реклама, стимулирование сбыта, местоположение. Полученные средние значения баллов представлены в табл. 8.
Таблица 8.
Сравнительная характеристика конкурентов, баллы
Параметры оценки | «ИМПЕРИАЛ» | «Солнце Sun» | «Олимп» | «Японский сад» |
Имидж | 5 | 4 | 5 | 3 |
Качество обслуживания | 4 | 3 | 5 | 5 |
Цена | 3 | 4 | 4 | 5 |
Реклама | 4 | 3 | 5 | 4 |
Стимулирование сбыта | 3 | 3 | 4 | 4 |
Местоположение | 5 | 4 | 5 | 4 |
ИТОГО: | 24 | 21 | 28 | 25 |
Данные таблицы показывают, что наиболее сильным конкурентом создаваемой фирмы является туристическая фирма «Олимп». На рис. 7 графически представлена информация таблицы. Площадь многоугольника соответствующего цвета показывает уровень конкурентоспособности каждой из анализируемых фирм, чем больше площадь многоугольника, тем более сильную позицию занимает фирма на рынке выездного туризма в Японию.
Доля рынка выездного туризма в Японию, приходящайся на каждую рассматриваемую фирму представлена на рис. 8.
Согласно данным рисунка 8 потенциальная емкость рынка для туристической фирмы «Японский сад» составит 3210*11%=353 выезда в Японию.
Рис. 7. Балльная оценка позиций конкурентов
Рис. 8. Рыночные доли основных фирм-конкурентов
В табл. 9 представлена информация о прогнозных объёмах предоставления туруслуг в натуральном выражении.
Таблица составлена согласно сезонного спроса на туруслуги. 1 квартал – большое количество туристов, желаемых проводить новогодние каникулы за границей, 2 квартал и 3 квартал – это летние отпуска, и 4 квартал – снижение спроса.
Таблица 9.
Прогнозные объёмы предоставления туруслуг фирмой «Японский сад» для 2011 года (при условии 100% освоения рынка)
Показатели | Квартал | Всего за год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Количество клиентов, чел. | 101 | 107 | 84 | 61 | 353 |
3. Составление финансового плана туристской фирмы «Японский Сад»
В табл. 10 представлен расчёт инвестиций необходимых для реализации бизнес-проекта.
Таблица 10.
Расчёт инвестиций необходимых для реализации бизнес-проекта
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Структура, % |
1. Затраты на организацию | 40,0 | 2,67 |
2. Ремонт офисного помещения | 300,0 | 20,0 |
3. Приобретение элементов основных средств | 196,0 | 13,1 |
4. Приобретение нематериальных активов | 28,7 | 1,91 |
5. Затраты на рекламу | 450,0 | 30,0 |
6. Пополнение оборотных средств | 350,0 | 23,33 |
7. Прочие затраты | 135,3 | 9,02 |
Итого: | 1500,0 | 100,0 |
По данным таблицы, общая потребность в денежных средствах для создания туристической фирмы «Японский сад» составила 1500 тыс. руб.
План по источникам средств показывает, из каких источников будут браться средства, необходимые для реализации бизнес-плана. Могут быть использованы собственные средства, а также заёмные и привлечённые (табл. 11). Собственные средства составляют 500,0 тыс. руб. – это вклады в уставный капитал, следовательно, остальная потребность будет покрываться с помощью привлечения средств.
Таблица 11.
Источники средств (на начало реализации проекта) (тыс. руб.)
Наименование источников | Средства на начало реализации |
1. Собственные средства | |
Взнос в уставный капитал в денежной форме | 500 |
2. Привлеченные средства | |
Кредит в коммерческом банке ВТБ-24 | 1000 |
Итого: | 1500 |
Процентная ставка по кредиту составляет 20%. Прогнозирование реализации туруслуг представлено в табл. 12.
Таблица 12.
План доходов
Показатели | 1 год | В том числе поквартально: | 2 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. Количество реализованных туруслуг, ед. | 353 | 101 | 107 | 84 | 61 | 353 |
2. Средняя цена туруслуг, руб./ед. | 44250 | |||||
3. Выручка от реализации туруслуг, тыс. руб. | 15620,25 | 4469,25 | 4734,75 | 3717,0 | 2699,25 | 15620,25 |
Средняя цена туруслуг определяется путём добавления к стоимости туристической путёвки, оговорённой в договоре с туроператором комиссионного вознаграждения в размере 25%, 35400+25%=44250 руб.
В табл. 13 представлен план доходов и расходов турфирмы «Японский сад», при условии, что она выбрала традиционную систему налогообложения.
Таблица 13.
План по прибыли
Показатели | 1 год | В том числе поквартально: | 2 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. Выручка от реализации туруслуг без НДС, тыс. руб. | 15620,25 | 4469,25 | 4734,75 | 3717,0 | 2699,25 | 15620,25 |
2. Общая сумма затрат, тыс. руб. | 14549,86 | 4088,815 | 4301,215 | 3487,015 | 2672,815 | 14567,08 |
3. Валовая прибыль, тыс. руб. (1-2) | 1070,39 | 380,435 | 433,535 | 229,985 | 26,435 | 1053,17 |
4. Выплата процентов по кредиту | 200 | 50 | 50 | 50 | 50 | 100 |
5. Выплата основного долга | 500 | 125 | 125 | 125 | 125 | 500 |
6. Прибыль, подлежащая налогообложению, тыс. руб. (3-4-5) | 370,39 | 205,435 | 258,535 | 54,985 | -148,565 | 453,17 |
7. Налог на прибыль, 20%, тыс. руб. (6*20%) | 74,078 | - | - | - | - | 90,634 |
8. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс. руб. (6-7) | 296,312 | - | - | - | - | 362,536 |
Выплаты основного долга определяются следующим образом: общая сумма инвестиционного кредита – 1000,0 тыс. руб. распределяется на 2 года, т.е. по 500,0 тыс. руб.
Выплаты процентов по кредиту за 1 год определяются следующим образом: 1000,0*20%=200,0 тыс. руб., поквартальная сумма составит: 200,0/4=50,0 тыс. руб. За 2 год – сумма долга составляет 500,0 тыс. руб., т.к. в течение 1 года первую сумму в размере 500,0 тыс. руб. уже выплатили, следовательно, проценты по кредиту составят: 500,0*20%=100 тыс. руб.
Данные таблицы показывают, что туристическая фирма «Японский сад» выплатит проценты и саму сумму основного долга в течение 2 лет, получив при этом положительный финансовый результат, это подтверждает экономическую эффективность предлагаемого бизнес-плана.
Также, для определения эффективности проекта необходимо определить порог рентабельности и запас финансовой устойчивости по годам проекта. Порог рентабельности (ПР) – это такой объём производства продукции, при котором предприятие уже не несёт убытки, но ещё и не получает прибыли.
ПР = постоянные затраты/доля валовой маржи в выручке
Валовая маржа = постоянные затраты + прибыль
После определения порога рентабельности в денежном выражении рассчитывается запас финансовой устойчивости (ЗФУ) – это разница между фактическим объёмом производством и порогом рентабельности, представленным в натуральном выражении.
ЗФУ = (Выручка - ПР) / Выручка*100.
Данные расчёты представлены в табл. 14.
Таблица 14.
Определение безубыточного объёма реализации туруслуг
Показатели | 1 год | В том числе поквартально: | 2 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. Объём реализации (без НДС), тыс. руб. | 15620,25 | 4469,25 | 4734,75 | 3717,0 | 2699,25 | 15620,25 |
2. Себестоимость реализуемых работ, услуг, тыс. руб. | 14549,86 | 4088,815 | 4301,215 | 3487,015 | 2672,815 | 14567,08 |
В т.ч. 2.1. переменные затраты |
12496,2 | 3575,4 | 3787,8 | 2973,6 | 2159,4 | 12496,2 |
2.2. постоянные затраты | 2053,66 | 513,415 | 513,415 | 513,415 | 513,415 | 2070,88 |
3. Прибыль от реализации, тыс. руб. | 1070,39 | 380,435 | 433,535 | 229,985 | 26,435 | 1053,17 |
4. Валовая маржа, тыс. руб. (2.2+3) | 3124,05 | 893,85 | 946,95 | 743,4 | 539,85 | 3124,05 |
5. Валовая маржа, доли (4/1) | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
4. Порог рентабельности (стоимостное выражение), тыс. руб. (2.2/5) | 10268,3 | 2567,075 | 2567,075 | 2567,075 | 2567,075 | 10354,4 |
5. Запас финансовой устойчивости, % (1-4)/1*100% | 34,26 | 42,56 | 45,78 | 30,94 | 4,90 | 33,71 |
Данные таблицы показывают, что запас финансовой устойчивости меняется в зависимости от сезонности, реализуемых путёвок, так, в 1 и 2 кварталы, он имеет наибольшее значение, а в 4 квартал наименьшее.
Представим графическим способом определение порога рентабельности для 1 квартала (см. рис. 9).
Рис. 9. Порог рентабельности для 1 квартала
После проработки всех разделов бизнес-плана составляется резюме проекта, которое представлено в Приложение 1.
Заключение
Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Бизнес-план – необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно – экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками, потребителями.
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы решить четыре принципиальные задачи:
1. Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать.
2. Оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела.
3. Обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в случае нежелательного развития событий.
4. Определить критерии и показатели, по которым можно будет регулярно определить, идет ли дело на подъем или катиться к развалу.
Курсовая работа посвящена составлению бизнес-плана по созданию новой туристской фирмы «Японский сад», занимающуюся выездным туризмом в Японию.
Проведение рыночных исследований показало актуальность выбранного направления, т.к. данное направление является относительно новым на туристском рынке.
Для реализации бизнес-проекта необходимы инвестиции в размере 1500,0 тыс. руб., из них 500,0 собственные средства учредителей, и 1000,0 тыс. руб. – заёмные средства.
Проведение подробных расчётов доходов и расходов по проекту показало, что заёмные средства окупятся в течение 2 лет, что говорит о высоком уровне эффективности данного проекта, и минимальных рисков для инвесторов заёмных средств.
Список литературы
1. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.
2. Бандурин А.В. Методы инвестиционного анализа. – М.: «Инфра-М», 2004.
3. Буров В.П. и др. Бизнес-план: Методика составления. – М.: ЦИПКК, 2009.
4. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб.- практ. пособие. – М.: Дело, 2006.
5. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. – М.: Ось-89, 2002.
6. Горенбургов М.А., Медведев А.Л. Бизнес-планирование в гостиничном и ресторанном деле: Учебное пособие. – СПб.: Д.А.Р.К, 2008.
7. Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций – М.: Финстатинформ, 2007.
8. Кошечкин С.А. Концепция риска инвестиционного проекта. – М.: ПРИОР, 2003.
9. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план. Опыт. Проблемы. М.: Издательство «ПРИОР», 2001.
10. Попов В.М. Бизнес-планирование. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
11. Ример М.И., Касатов А.Д., Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций. – СПб.: ПИТЕР, 2005.
12. Савчук В.П. Оценка эффективности инвестиционного проекта. – М.: Финансы и статистика, 2005.
13. http:www//spbgid.ru
14. http://russiatourism.ru
Приложение 1
Резюме бизнес-плана на создание туристской фирмы «Японский сад»
Целью составления данного бизнес-плана – экономическое обоснование создания новой туристической фирмы «Японский сад», занимающейся выездным туризмом в Японию. Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Учредителями фирмы являются два человека, с одинаковым размером первоначальных взносов – 250000 руб., т.е. уставный капитал фирмы составит 500000 руб.
Целью создания новой туристической фирмы «Японский сад» является получение прибыли, на основе предоставления клиентам качественных туруслуг.
Начало функционирования ООО «Японский сад» - 01.01.2011.
Туристическая фирма «Японский сад» создаётся в виде туристического агентства.
Япония – очень интересная страна для европейских туристов, она поражает своей архитектурой, традициями и обычаями.
Разрабатываемые туры максимально отражают интересы туристов.
Туристический бизнес одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Проведение кабинетных маркетинговых исследований позволило определить ёмкость рынка выездной туризм в Японию в Санкт-Петербурге, она составила 40124 чел. На долю рынка Санкт-Петербурга приходится порядка 8% от общероссийского рынка. Следовательно, ёмкость рынка г. Санкт-Петербурга составит 3210 поездок.
Основными конкурентами на выделенном сегменте являются: туристическая фирма «ИМПЕРИАЛ», туристическая фирма «Солнце Sun – ЯПОНСКАЯ КОМПАНИЯ», туристическая фирма «Олимп». Потенциальная емкость рынка для создаваемой фирмы составит 3210*11%=353 выездов.
Проведение сегментирования по признакам: географические, демографические, социально-демографические, психографические, поведенческие, показало, что целевым сегментом фирмы являются люди, находящиеся в возрасте от 30 до 45 лет, занимающие должности специалистов, служащих или предпринимателей, с уровнем дохода от 30000 до 40000 руб. в месяц на 1 члена семьи. Такое сегментирование связано с тем, что стоимость туристических путёвок достаточно высока.
Фирма «Японский сад» имеет сильный кадровый состав, способный реализовать поставленные цели и достичь успеха на выбранном сегменте рынка. 5 сотрудников из семи имеют высшее образование, что составляет – 71%. Средний возраст сотрудников составляет 38 лет, практически все сотрудники имеют достаточный опыт работы в туристическом бизнесе, и специальные навыки для выполнения своих должностных обязанностей.
Для организации туристской деятельности фирма «Японский сад» заключила договор с туроператором «Япония тур». Договор заключен на условиях консигнации, то есть оплаты после оказания соответствующей услуги с паузой не менее 2–х и не более 3–х недель.
Для реализации данного бизнес-проекта необходимы средства в размере 1500 тыс. руб., 500 тыс. руб. уставный капитал фирмы, 1000 тыс. руб. – заёмные средства, в виде банковского кредита, под 20% годовых.
Данные инвестиции распределяются следующим образом: затраты на организацию – 2,67%; ремонт офисного помещения – 20,0%; приобретение элементов основных средств – 13,1%, приобретение нематериальных активов – 1,91%; затраты на рекламу – 30,0%, пополнение оборотных средств – 23,33%
Составление плана доходов и расходов показало, что за первый год реализации проекта чистая прибыль составит 296,312 тыс. руб., а за второй год – 362,536 тыс. руб.
Срок окупаемости процентных платежей и основного долга составил 2 года, что говорит об эффективности данного инвестиционного проекта и возможности его реализации.
[1] Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план. Опыт. Проблемы. – М.: Издательство «ПРИОР», 2001. – с. 5.
[2] Буров В.П. и др. Бизнес-план: Методика составления. – М.: ЦИПКК, 2009. с. 45.
[3] Горенбургов М.А., Медведев А.Л. Бизнес-планирование в гостиничном и ресторанном деле: Учебное пособие. – СПб.: Д.А.Р.К, 2008. – с. 102.
[4] Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – с. 203.
[5] Данная стоимость оговорена в договоре с туроператором.
[6] Федеральное агентство по туризму / http://russiatourism.ru
[7] Там же.