Курсовая работа: Деятельность Интерпола
Курсовая работа: Деятельность Интерпола
Федеральное агентство по образованию
Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра международного права и международных отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
“ИНТЕРПОЛ”
по дисциплине:
Международное право
Выполнил студент группы ЮС-07-1
Григоренко Михаил Евгеньевич
Проверил:________________________
__________________________________
Чита – 2009
План работы
Введение
1. История Интерпола
2. Структура, функции и организация деятельности Интерпола
2.1 Интерпол и борьба с терроризмом
3. НЦБ Интерпола в России
Заключение
Список использованных источников
Введение
Темой данной курсовой работы автором был избран Интерпол. Что представляет собой эта организация, чем она занимается? Многим, даже некоторым из числа практических работников правоохранительных органов о данной организации мало что известно. А ведь в настоящее время представить мировое сообщество без данной важной организации невозможно. Необходимость международной криминальной полиции продиктована временем и имеет почти вековую историю. Интерпол - вторая в мире по количеству стран-участниц международная организация, способная похвастаться очень богатой историей. Сейчас Интерпол является мировым координационным центром по борьбе с терроризмом и организованной преступностью.
В настоящей работе рассмотрены основные вопросы, раскрывающие понятие международной уголовной полиции, её функции, значение, а также значение Интерпола в борьбе с преступностью в России как стране-участнике данной международной организации. Курсовая работа представлена введением, четырьмя главами, заключением и списком использованных источников.
Целью работы является изучение правового положения Интерпола, его практического значения, организации и направлений его деятельности путём исследования и анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих вышеуказанные вопросы, а также изучение других источников информации.
Объектом работы является нормативно закреплённое положение международной криминальной полиции в современном мировом сообществе, правоотношения и практическое значение участия Российской Федерации в Интерпол.
Предмет изучения – это рассматриваемые в процессе работы нормы международного и российского законодательства, регламентирующие правовое положение Интерпола.
1. История Интерпола
Прежде чем начать рассматривать историю международной криминальной полиции необходимо дать понятие данной организации. Итак, ИНТЕРПОЛ (англ. Interpol) - сложносокращенное слово, образованное от «International police» - Международная организация уголовной полиции, созданная в 1923 г. и насчитывающая свыше 150 членов. Интерпол не обладает статусом субъекта международного права, но в силу соглашений с Экономическим и социальным советом ООН о тесном сотрудничестве между органами обеих организаций признан в качестве межгосударственной организации. Штаб-квартира Интерпола находится во Франции (г. Лион). Членами его фактически, с согласия соответствующих правительств, являются полицейские органы входящих в него государств.
Сотрудничество в рамках Интерпола основано на соблюдении национального суверенитета и приоритета национального права, универсальном характере сотрудничества, а также ограничении сотрудничества определенными случаями (дела политического, военного, религиозного или расистского характера исключаются).
Изначально Интерпол был создан для пресечения деятельности преступников, которые пользовались, говоря современным языком, прозрачностью границ между европейскими государствами. Совершив преступление, допустим, во Франции, они легко уходили в Германию или в Италию. В соседней стране они не подлежали аресту, да их никто и не искал. Появление Интерпола в корне изменило ситуацию. Был налажен механизм обмена информацией между полицейскими службами, разработана схема выдачи преступников.
Ныне Интерпол работает по трем основным направлениям:
· Создание и поддержка системы глобальной коммуникации полицейских служб. Основное условие международного сотрудничества правоохранительных органов - это возможность беспроблемной и безопасной связи. Созданная Интерполом система называется I-24/7 ("Интерпол, 24 часа, 7 дней в неделю").
· Оперативная база данных. Полиция страны - участницы Интерпола имеет доступ к имеющейся в штаб-квартире базе данных. Она содержит имена, отпечатки пальцев, фотографии, пробы ДНК, образцы удостоверений личности и иностранных паспортов и так далее.
· Служба оперативной поддержки. Интерпол развивает следующие программы: поиск беглых преступников, координация борьбы с терроризмом, наркотрафиком, с контрабандой людей, преступностью в области финансов. В области интересов Интерпола находятся также поиски краденых произведений искусства, угнанных машин, биотерроризм.
Интерпол финансируется странами-участницами, которые платят ежегодные взносы.
Формально Интерпол был создан в 1923 году на Международном полицейском конгрессе в Вене. Первая попытка была предпринята на первом Конгрессе криминальной полиции, который состоялся в Монако в 1914 году. Говорят, что проведение конгресса было инициировано князем Монако Альбертом Первым. Как-то князь познакомился с красивой молодой немкой, на которой собрался жениться и которая, как потом выяснилось, оказалась наводчицей в воровской шайке. Лишившись фамильных драгоценностей, незадачливый жених призвал лучших сыщиков мира и объявил сбор первым международным съездом сотрудников уголовной полиции. На призыв потрясенного женским коварством князя откликнулись 188 человек из 24 стран, в том числе три дамы. Они договорились создать единый банк данных и разработать процедуру ускоренной выдачи преступников странам-участницам. Следующую встречу - через два года в Бухаресте - отменила Первая мировая война. К идее князя Альберта вернулись в 1923 году.
3 сентября в Вене состоялся первый полицейский конгресс, на котором и было принято решение создать Международную комиссию криминальной полиции. Ее телеграфный адрес звучал как "Интерпол". Так организацию стали именовать в обиходе. Поскольку Австрия была хозяйкой первого полицейского конгресса, шеф австрийской полиции автоматически возглавил новую организацию. Большую часть секретариата также составили австрийцы. Австрия почти стопроцентно осуществляла финансирование Интерпола. До Второй Мировой войны Интерпол функционировал как форум для обмена информацией и идеями. Сотрудничество полицейских служб было неофициальным. Бывший генеральный секретарь Интерпола Андрэ Боссар сказал как-то: "Долгое время мы работали как некий клуб по интересам".
В марте 1938 года Австрия была присоединена к нацистской Германии. Буквально в час вступления немецких войск в Вену рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер сместил президента Интерпола доктора Михаэля Шкубля и заменил его на нациста Отто Штайнхаузля. На обложке журнала Интерпола "The International Criminal Police Review" за 10 июля 1938 года Штайнхаузль был изображен в форме штандартенфюрера СС. В руки нацистов попала вся база данных Интерпола, которой они в полной мере воспользовались. С 1940 года президентом Интерпола стал глава службы безопасности нацистской Германии Райнхард Гейдрих. Штаб-квартира переехала в Берлин. Гейдрих оставался на этой должности до самой своей смерти в результате покушения в июне 1942 года. Место Гейдриха занял эсэсовец Артур Небе. Затем президентом международной полиции стал печально известный Эрнст Кальтенбруннер. После крушения нацистского режима Кальтенбруннер был осужден Нюрнбергским трибуналом и казнен.
После войны Интерпол пришлось, по сути, создавать заново. В конце 1946 года представители шестнадцати государств, входивших в Интерпол, встретились в Бельгии и попытались воссоздать организацию. По некоторым данным, среди них были люди, которые в годы войны сотрудничали с нацистами.
С 1946 года по 1989 год штаб-квартира Интерпола располагалась в Париже. Затем она переехала в Лион. Она же является региональным центром для Европы, Средиземноморья, Северной Америки и Ближнего Востока. Другие центры Интерпола расквартированы в Найроби (для Восточной Африки), Абиджане (для Западной Африки), Буэнос-Айресе (для Южной Америки), в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико (для стран Карибского бассейна и Центральной Америки).
В 1956 году Интерпол получил свое нынешнее название (Международная организация криминальной полиции) и новый устав - конституцию. С 1982г. получил в ООН статус Международной Межправительственной Организации.
2. Структура, функции и организация деятельности Интерпола
Основной нормативный акт, регламентирующий деятельность и устанавливающий правовое положение Интерпола – это Устав. В статье 1 Устава законодатель определяет название и местоположение организации: “Организация, именуемая "Международной комиссией уголовной полиции", называется отныне: "Международная организация уголовной полиции - Интерпол". Местом ее пребывания определена Франция”.[1] Устав же определяет и цели данной организации, опираясь на которые можно сделать вывод о направлениях деятельности, структуре Интерпола (ст.2 Устава). Цели МОУП следующие:
1. Обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека.
2. Создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.
Из целей видно, что Интерпол – это объединение учреждений уголовной полиции различных стран, которые осуществляют сотрудничество между собой в рамках своего законодательства, а при этом руководствуются одновременно Всеобщей Декларацией прав человека.[2] Тем не менее, согласно статьи 3 Устава Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
Членом МОУП может быть любая страна, функции полицейского органа которой соотносятся с функциями Интерпола. Соответствующий правительственный орган государства подаёт заявку Генеральному секретарю МОУП, а принятие в члены утверждается Генеральной Ассамблеей при голосовании большинства - 2/3 голосов.[3]
Проанализировав вышеизложенное несложно определить и задачи Интерпола. Ими являются:
1. Установление оперативной связи со всеми членами И. для передачи информации с преодолением существующих языковых барьеров.
2. Создание и развитие службы сбора и обработки информации, отвечающей международным потребностям.
3. Обеспечение надежной и быстро реагирующей службы розыска и публикаций о розыске международных преступников.
4. Координация мер взаимной технической поддержки.
5. Стимулирование международного сотрудничества путем собственной или посреднической деятельности в области исследований, обучения и повышения квалификации, оснащения, использования кадров и вспомогательных средств.
Для реализации своих задач Интерпол обладает собственными быстродействующими линиями связи, обслуживаемыми круглосуточно, осуществляющими в том числе фототелеграфную передачу отпечатков пальцев и фотоснимков. Справочная служба располагает криминалистическими картотеками и системами обработки данных, банком данных о международных преступниках. Создан центр оценки и обработки информации для идентификации международных преступников, включая возможность установления взаимосвязей и совпадений, относимых к лицам и категориям дел.
Международный розыск лиц и (или) предметов объявляется Генеральным секретариатом И. по просьбе национальных центральное бюро или по собственной инициативе. В этих целях распространяются объявления о розыске лиц* для задержания («красноугольное»); для получений сведений («сине-угольное»); превентивное объявление розыска («зеленоугольное»); для идентификации неопознанных трупов («черноугольное»). Может быть объявлен и международный розыск предметов.
Работа Интерпола на местном уровне организована следующим образом: в каждой стране, входящей в организацию, существует Национальное центральное бюро (НЦБ). В нем работают представители местных органов правопорядка. НЦБ общается напрямую со штаб-квартирой Интерпола в Лионе, региональными бюро и НЦБ других государств. Тем самым обеспечивается эффективное сотрудничество почти двухсот государств с различными политическими системами, мировоззрениями и религиями? В рамках Интерпола сотрудничают даже страны, не имеющие между собой дипломатических отношений. В своей деятельности Интерпол не выходит за рамки законодательства данной конкретной страны и действует в духе Всемирной декларации прав человека. Принципы, на основе которых осуществляется экстрадиция преступников, были разработаны ещё в 1930 году.
Высшим органом Интерпола является Генеральная Ассамблея, а в период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями и составом - #M12291 841500800Исполнительный комитет#S во главе с президентом. Постоянно действующим рабочим органом является Генеральный секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Особое положение в системе органов управления Интерпола занимают Национальные центральные бюро (НЦБ), действующие одновременно в двух системах: отдельного государства и данной организации с соответствующим двойным подчинением. Замыкают систему органов управления советники, исполняющие исключительно консультативные функции.
В состав Генеральной Ассамблеи входят представители всех стран-членов. Количественный состав делегации нигде не оговорен. Однако устав требует включать сюда чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола, а также специалистов по вопросам, включенным в повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи.[4] В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представители стран, не входящих в Интерпол, а также делегаты от международных организаций.
Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в осеннее время, на разных континентах и в разных странах. Каждая делегация при голосовании имеет один голос.
Уставные полномочия Генеральной Ассамблеи следующие:
1. Определять основные направления сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола.
2. Готовить и проводить мероприятия, облегчающие такое сотрудничество.
3. Принимать новых членов.
4. Рассматривать и утверждать план работы и бюджет на предстоящий год.
5. Избирать должностных лиц организации.
6. Решать финансовые вопросы.
Здесь же образовываются постоянные и временные комиссии по специальному изучению отдельных вопросов борьбы с преступностью несовершеннолетних, распространением наркотиков и др. Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным и процедурным вопросам являются обязательными для исполнения, а резолюции в адрес полицейских органов и правительств – рекомендательными.
Кроме названных сессий, представители государств-членов организации регулярно проводят Региональные конференции по проблемам, которые нецелесообразно выносить на сессию Генеральной Ассамблеи. Ряд проблем требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Как правило, здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме, единый подход к ее решению, согласовываются и координируются практические усилия по борьбе с отдельными международными преступлениями уголовного характера, распространенными в данном регионе.
Исполнительный комитет выполняет функции Генеральной Ассамблеи в период между сессиями. Он следит за проведением в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генерального секретаря и готовит повестку дня очередной сессии. Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года), трех Вице-президентов (сроком на 3 года), которые должны представлять разные страны и континенты (Азию, Америку, Африку, Австралию и Европу) и девяти делегатов.
Президент Исполнительного комитета Интерпола фактически является главой всей организации и руководит ее деятельностью в период между сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется как через Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятия единоличных решений по текущим делам. В 1988г. Президентом Интерпола был избран француз Иван Барбо – генеральный директор национальной полиции Министерства внутренних дел Франции, под началом которого находились все департаменты французской полиции и их личный состав в количестве более 125 тыс. служащих.
Заседания Исполнительного комитета проводится не менее одного раза в год. Все решения принимаются большинством голосов. Однако Президент пользуется своим правом голоса только в том случае, если голоса остальных членов распределились поровну. При выполнении своих функций все члены Исполнительного комитета действуют как представители Интерпола, а не как представители своих стран.[5]
Генеральный секретариат является постоянно действующей службой всей организации, включает в себя Генерального секретаря, специалистов и административный персонал. Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, действует как международный центр по борьбе с общей преступностью, а также как специализированный и информационный центры, обеспечивает эффективное административное руководство Интерполом, поддерживает связи с НЦБ и международными организациями, готовит необходимые публикации, выполняет обязанности рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета, поддерживает связь с Президентом и выполняет некоторые иные функции.
Возглавляет секретариат Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числа лиц, не старше 65 лет. Это главная фигура Интерпола в деле организации борьбы с преступностью. По своему усмотрению он подбирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами. В штате Секретариата насчитывается около 300 сотрудников, из которых около 20 работают по контракту. Остальные направлены сюда на работу полицейскими службами стран-членов организации. Всем этим сотрудникам запрещено при исполнении своих функций запрашивать или придерживаться инструкций какого-либо правительства или других органов вне Интерпола. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать выполнению их международной миссии.[6]
С 1987 г. в составе Генерального секретариата действует Европейский секретариат для разрешения региональных проблем борьбы с незаконной торговлей наркотиками на континенте и другими преступлениями и совершенствования полицейского сотрудничества государств в Европе. В числе других органов Генерального секретариата следует назвать службу Генерального секретариата, специальное отделение для проведения работ общего характера и укрепления безопасности организации. В настоящее время в составе секретариата действуют 4 отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения. Наибольший интерес представляет деятельность полицейского отдела, который координирует сотрудничество полицейских органов - членов в борьбе с преступностью. В его структуре имеются подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием, международным терроризмом. В другом подотделе обрабатывается информация об изготовлении и сбыте поддельных бумажных и металлических денег, дорожных чеков, облигаций, акций и других фактах фальшивомонетничества. Здесь работает своя экспертная лаборатория для исследования поддельных ценных бумаг, готовится и издается специальный бюллетень «Фальшивомонетничество и подделки», подписчиками которого являются более 15 тыс. банков и эмиссионных учреждений всего мира.
Специальный подотдел полицейского отдела занимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотических средств. В него входят служба руководителя подотдела со специальным подразделением по связям и сотрудничеству, находящаяся в Бангкоке (Таиланд), группа по проведению операций и группа разведки. Большую помощь в работе оказывают региональные органы по борьбе с этими преступлениями. Руководит работой подотдела высший чиновник из Управления по делам о наркотических средствах министерства юстиции США.
У Интерпола пять региональных бюро: в Хараре (Зимбабве), Абиджане (Кот д`Ивуар), Найроби (Кения), Буэнос-Айресе (Аргентина) и Сан-Сальвадоре (Сальвадор), а также офис в Бангкоке (Таиланд), сотрудники которого заняты связью отделов друг с другом и внешним миром. Региональные бюро занимаются координацией борьбы с организованной преступностью в региональном масштабе.
Национальные центральные бюро (НЦБ) создаются в структуре полицейской службы каждого государства-члена Интерпола. Они являются центрами международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью, опорными пунктами Интерпола на местах. Как уже было отмечено, в конкретном государстве НЦБ является постоянно действующим органом Интерпола. Одновременно оно является полицейским органом этого государства, наделенным большими полномочиями по борьбе с преступностью. Подобных органов нет ни в одной международной организации. Будучи опорными пунктами международного полицейского сотрудничества НЦБ в своих странах поддерживает деловые связи с судом, прокуратурой, пограничной и таможенной службами, а на международном уровне - с НЦБ других стран и Генеральным секретариатом.
Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола осуществляется следующим образом. Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств, наделенных правом помечать свои документы грифом «Интерпол», поступают к руководителю НЦБ данной страны, а не в Министерство иностранных дел или другое государственное ведомство. Руководитель НЦБ без промедления, в приказном порядке поручает подчиненным ему службам или должностным лицам к установленному сроку исполнить запрос. Этим достигается оперативность и высокая эффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола.
В «Доктрине НЦБ», принятой на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1965 г., отмечено и другое направление деятельности: НЦБ как представитель Интерпола в государстве должно добиваться активного участия национальной полицейской службы в делах Интерпола, информировать свой личный состав о преимуществах пребывания в этой организации, разъяснять условия и принципы международной полицейской кооперации в его системе. При этом НЦБ должны стать центром пропаганды политики Интерпола, инициаторами и проводниками претворения в жизнь всех решений его Генеральной Ассамблеи.
Советникам поручается научная разработка отдельных вопросов.[7] В перечень таких вопросов входят проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических и психотропных средс-тв, преступность несовершеннолетних, идентификация и розыск огнестрельного оружия, применение электронно-вычислительной техники в полицейской работе, передача изображений отпечатков пальцев с помощью средств связи и т.п. Генеральный секретарь вправе приглашать специалистов из числа ученых и практиков, хорошо зарекомендовавших себя в определенной области знаний, работы или ремесла. В случае согласия такого лица провести конкретное научное исследование специалист решением Генеральной Ассамблеи назначается на должность консультанта сроком на три года. Досрочное отстранение консультан-тов от должности может производиться только по решению Генеральной Ассамблеи.
Свои исследования и другие функции консультанты-советники могут исполнять как в штаб-квартире Интерпола, так и по месту постоянной службы и жительства в своей стране. Им предоставлено право посещать сессии Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей, а по приглашению президента они могут принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня.
Таким образом, из рассмотренного материала видна сложная структура и организация МОУП, её оригинальность и особое положение в мировом сообществе, из чего можно сделать вывод о значимости данной организации для современного общества. Далее будет рассмотрен один из актуальных вопросов настоящего времени – борьба с терроризмом, какую роль в этом играет Интерпол и какие сложности организации работы в этом направлении возникают на практике.
2.1 Интерпол и борьба с терроризмом
Интерпол включился в борьбу с терроризмом в 1985 году. На заседании 54-й Генеральной Ассамблеи в Вашингтоне было принято решение о создании специальной группы, которая займется "координацией борьбы с международным терроризмом".
После терактов 11 сентября в штаб-квартире Интерпола в Лионе был создан командно-координационный центр, который с тех пор занимается сбором сведений о террористических организациях и группах. Генеральный секретариат Интерпола разрабатывает ряд аналитических программ, нацеленных на выявление террористов и информирование правоохранительных органов других стран как о самих фигурантах, так и об их деятельности.
Были созданы и постоянно обновляются списки международных террористов и террористических групп. При Ноубле стала создаваться база образцов краденых и поддельных паспортов и других документов, которыми охотно пользуются террористы. Как ни странно, раньше ее в Интерполе не было.
Адаптация Интерпола к нынешним условиям идет достаточно сложно. Основная тяжесть этой работы лежит на плечах Генерального секретаря Рональда Ноубла. До его вступления в должность Интерпол работал как банк - с девяти утра до пяти вечера пять дней в неделю. Получить информацию в субботу или воскресенье было невозможно. Все сотрудники отдыхали. Ночью - та же картина. Шокированный Ноубл настоял на создании и внедрении системы I-24/7. С 2002 года штаб-квартира функционирует круглосуточно. Работают постоянно обновляемые, защищенные от доступа посторонних вебсайты, где можно получить всю необходимую информацию.
Ноубл разрешил сотрудникам пользоваться электронной почтой для рассылки информации. Прежние руководители экономили на этом. Теперь же в течение двадцати четырех часов информация переводится на принятые в Интерполе языки (английский, французский, испанский, арабский) и рассылается по всему миру. Ранее ее подготовка и рассылка занимала месяцы. Тем не менее, в восьмидесяти странах НЦБ не имеют необходимого оборудования и вынуждены пользоваться обычной или экспресс-почтой.
Бедные страны не могут платить взносы в бюджет Интерпола и, таким образом, лишаются многих привилегий и преимуществ. Это сказывается на деятельности организации в целом. Ноубл призывает богатые страны не скупиться и помогать бедным - закупать для их НЦБ компьютеры и другое оборудование. "Лучше купить телефон бедному соседу, чтобы он вызвал полицию, когда будут грабить ваш дом", - говорит Ноубл.
Есть проблемы и чисто политического свойства. Например, многие американцы убеждены, что демократической стране не место в организации, в которую входят представители "оси зла" - Иран, Ливия или Куба. При этом мало кто знает, что впервые "бюллетень с красным углом" (международный ордер на арест) в отношении Осамы бин Ладена был выдан отнюдь не Соединенными Штатами, а Ливией. Она сделала это в 1998 году. Бин Ладен был объявлен ливийскими властями в международный розыск за убийство двух граждан Германии.
По слухам, сотрудники Интерпола принимали участие в операции по поимке знаменитого террориста Ильича Рамиреса Санчеса по прозвищу "Шакал". В 1994 году Шакал был арестован в Судане и передан Франции. Сейчас он отбывает пожизненное заключение. Интерпол не опровергает и не подтверждает эту информацию.
Руководство Интерпола мечтает о тех временах, когда любой офицер полиции или таможенник будет иметь моментальный доступ в его базу данных и сможет сразу получать информацию о подозреваемых. В аэропорту. На границе. Везде. "Мы имеем дело с людьми, которых границы не останавливают, - говорит Рональд Ноубл. - Без сотрудничества мы не сможем победить. Чем раньше это поймут все, тем лучше".
3. НЦБ Интерпола в России: задачи, структура, организация
Национальное центральное бюро Интерпола, структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - НЦБ Интерпола), является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола[8].
Главными задачами НЦБ Интерпола являются:
1. Обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях.
2. Оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
3. Осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация[9].
СССР был принят в члены Интерпола 27 сентября 1990 года, а с января 1991 года в структуре МВД создано НЦБ (Национальное центральное бюро) Интерпола. За свою 17-летнюю историю участия в этой организации российские правоохранительные органы достаточно активно использовали ее потенциал. Вступив в Интерпол, мы получили возможность вывести на международный полицейский уровень огромный массив информации по разыскиваемым физическим лицам, автомашинам, культурным ценностям, недействительным (поддельным, похищенным, утраченным) документам и многое другое. Общепризнанно, что информационные каналы Интерпола на сегодняшний день являются самыми быстрыми и эффективными. Глобальная телекоммуникационная система Интерпола I-24/7 (24 часа в сутки 7 дней в неделю), к которой российское Бюро Интерпола присоединилось одним из первых, позволила нам повысить оперативность и качество передачи информации, теперь нам не составляет труда передать практически в любую страну мира, скажем, фотографию похищенной картины или отпечатки пальцев разыскиваемого преступника. Членство в Интерполе дает возможность доступа ко всем базам данных Генерального секретариата Интерпола и оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами всех стран - членов организации. Базы данных Генсекретариата Интерпола - это уникальный массив информации по физическим и юридическим лицам, похищенным автомашинам, культурным ценностям, оружию, поддельным денежным знакам, поддельным документам, различным категориям преступлений - многие миллионы единиц учета. Формируется база за счет тех сведений, которые направляют страны-члены организации, кроме того, Генеральный секретариат сам осуществляет анализ доступной информации. Часть этой информации, например, по разыскиваемым и пропавшим без вести лицам, доступна для всех стран-членов Интерпола через свои НЦБ, часть информации является закрытой, это так называемая внутренняя база Интерпола, и доступ к ней весьма органичен. Существует строгое правило: каждая страна, представляющая информацию в Генеральный секретариат, сама определяет, кто и в каком объеме данной информацией может пользоваться. Это особо оговаривается странами, и Генсекретариат это правило строго соблюдает. Есть информация, которую Генсекретариат распространяет как можно шире, например, по пропавшим без вести детям, наиболее значимым похищенным культурным ценностям, некоторые статистические данные. Эти сведения находятся в открытой части специального сайта Генерального секретариата Интерпола, они общедоступны. Главной задачей Интерпола является информационный обмен между правоохранительными органами различных стран при расследовании уголовных преступлений международного характера. Другими словами, если уголовное преступление совершено на территории России, но следы ведут за рубеж, мы можем в рамках проводимого расследования или проверочных мероприятий получить от наших зарубежных коллег интересующую нас информацию, объявить в международный розыск преступника, снять картину с зарубежного аукциона, найти пропавшего без вести. Конечно, существует множество ограничений, вызванных, главным образом, особенностями национальных законодательств наших зарубежных партнеров, правилами Интерпола, нормами международного права.
Зачастую информация, поступившая по каналам Интерпола, служит основанием для возбуждения уголовных дел. Только один пример. Многие наверняка слышали о расследуемом в последнее время деле по массовой подделке авторских подписей на произведениях искусства. На картинах малоизвестных художников, главным образом западных, имитировались подписи известных русских живописцев XIX века, и картины продавались как неизвестные ранее шедевры. Так вот, решающую роль при возбуждении этого уголовного дела сыграло небольшое сообщение, поступившее к нам из Дании, в котором подтверждалось, что некое лицо действительно купило на одном из аукционов картины датских художников, которые затем продавались в России как пейзажи Киселева.
За время существования нашего бюро только в странах дальнего зарубежья было арестовано и передано российским правоохранительным органам свыше 200 человек, примерно столько же обнаружено лиц, пропавших без вести, за рубежом выявлено около 200 российских похищенных либо незаконно вывезенных предметов искусства, на территории России обнаружено свыше 19,7 тысячи похищенных за рубежом автомашин. За последние несколько лет с использованием каналов Интерпола с крупнейших международных аукционов был снят целый ряд предметов, похищенных на территории России, в частности, шапка гвардейского офицера конца XVIII века, украденная из музея А.В. Суворова в Санкт-Петербурге в 1994 году и продававшаяся на аукционе в Мюнхене.
Продолжается улучшение технической оснащенности. В НЦБ создан, эксплуатируется и развивается информационно-вычислительный комплекс, являющийся, по оценке компетентных специалистов Генсекретариата, одним из лучших среди национальных бюро Интерпола во всем мире. Благодаря этой системе правоохранительные органы 6 регионов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ростовская, Свердловская области и Республика Татарстан) получили доступ к базам данных Генсекретариата Интерпола через территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации. С ее помощью правоохранительные органы этих регионов только за первое полугодие 2007 года в режиме реального времени проверили свыше 200 тысяч объектов.
Проходившая в сентябре 2006 года в Бразилии 75-я сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола ясно обозначила возросший авторитет и значимость России в международном полицейском сотрудничестве. Впервые с момента вступления нашей страны в Интерпол представитель России избран в состав Исполкома Интерпола - его главного органа, осуществляющего руководство организацией.[10]
Положение о Национальном центральном бюро Интерпола утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190.
НЦБ РФ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ на правах главного управления. Его штатная численность 60 человек, а главная функция - координация взаимодействия российской милиции с аналогичными органами других государств - членов Интерпола и его Генерального секретариата.
НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Положением об НЦБ Интерпола.
Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе следующих принципов:
- законности;
- уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- гуманизма;
- взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола.
НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.[11]
Функции НЦБ Интерпола определены Положением о НЦБ Интерпола и
Приказом МВД РФ от 3 июня 1997 г. N 333 "О дополнительных мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190". Согласно указанных документов НЦБ выполняет следующие функции:
1. В установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств (далее именуются - НЦБ Интерпола иностранных государств) запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов.
2. Принимает в пределах своих полномочий и в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола запросов правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.
3. Определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации исполнению на территории Российской Федерации запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации.
4. Анализирует практику исполнения правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации запросов международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола, информирует руководителей соответствующих правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации о нарушениях установленного порядка исполнения этих запросов.
5. Запрашивает и получает от правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации материалы и документы для представления в Генеральный секретариат Интерпола в соответствии с Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола.
6. Обеспечивает соблюдение установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в международных запросах, следственных поручениях и сообщениях, принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена.
7. Участвует по поручению Министерства внутренних дел Российской Федерации в разработке международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью.
8. Разрабатывает и представляет на утверждение Министра внутренних дел Российской Федерации согласованный с правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации порядок взаимодействия с международными правоохранительными организациями, правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола по вопросам борьбы с преступностью.
9. Вносит в правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации предложения о формировании делегаций для участия в проводимых Интерполом форумах и других встречах.
10. Оказывает необходимую консультативно-методическую помощь правоохранительным и иным государственным органам Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в рамках Интерпола.
11. Формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, носящими международный характер.
12. Формирует справочно-информационный фонд зарубежного законодательства, обязательных решений и рекомендаций Генеральной Ассамблеи Интерпола, сведений о состоянии и основных тенденциях развития преступности в иностранных государствах.
13. Изучает зарубежный опыт борьбы с преступностью, разрабатывает предложения по его использованию в деятельности правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.
14. Составляет по установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состоянии преступности (в том числе ее структуре), о лицах, входящих в организованные преступные группы, а также о лицах, совершивших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изготовлением и сбытом поддельных денег, с посягательством на исторические и культурные ценности, и другие преступления, которые в соответствии с обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола подлежат включению в международную уголовную статистику. При этом не допускается передача сведений, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации.
15. Издает по вопросам своей деятельности информационный сборник и направляет его заинтересованным правоохранительным и иным государственным органам Российской Федерации.
16. Передает в необходимых случаях для опубликования в журналах, бюллетенях, сборниках и иных изданиях правоохранительных органов, а также для распространения в средствах массовой информации сведения о лицах, находящихся в международном розыске, без вести пропавших, об идентификации личности, а также о розыске похищенных предметов и документов.
17. Осуществляет иные функции, возложенные на НЦБ Интерпола.
Из рассмотренных выше вопросов следует вывод, что практическое значение международного сотрудничества России в области борьбы с уголовными преступлениями приняло национальный характер и оно довольно велико. В современных условиях такое сотрудничество принимает особое значение. Необходимо постоянное совершенствование и обновление форм и способов взаимодействия органов уголовной полиции стран-сотрудников в рамках Интерпола, создание доступной и эффективной оперативной интегрированной базы данных, совершенствование способов доступа и передачи информации.
Заключение
Вступление нашей страны в Интерпол в 1990 году стало событием исторического значения.
Растущие транснациональные связи преступных групп разных стран требуют самого тесного международного сотрудничества правоохранительных органов. Деятельность Бюро Интерпола важна для МВД России не только с точки зрения эффективности сегодняшней деятельности, но и с точки зрения перспектив развития. Качество работы Бюро – один из важнейших факторов международного авторитета органов внутренних дел России.
Несмотря на относительно короткий период деятельности, Национальное Центральное Бюро Интерпола проявило себя с самой лучшей стороны. Высококвалифицированный и ответственный личный состав, грамотное руководство, умение наладить рабочие отношения с зарубежными коллегами, полномасштабное использование технических возможностей, – все это способствовало успешной работе Бюро. С первых же дней оно проявило себя как дееспособная структура МВД, которая постоянно наращивает свои усилия. Все более активный обмен оперативной информацией в рамках Интерпола сопровождался и оптимизацией этого процесса с нашей стороны. Не случайно уже в 2001 году российское подразделение было признано одним из лучших в Европе.
Качественная и своевременная информация, которую предоставляло наше подразделение зарубежным коллегам, способствовала достижению максимальной результативности совместных действий. Эффективность российского Бюро подтвердила положительная динамика количества лиц, выданных в Россию из-за рубежа. За прошлый год оно ощутимо возросло. Помимо вопросов задержания преступников и подозреваемых, обмен информацией не раз позволял, например, снимать с иностранных аукционов произведения искусства, незаконно вывезенные из России. Эти достижения заслуженно получили широкое общественное внимание.
В последнее время все большее значение приобретает совместная антитеррористическая работа правоохранительных органов разных стран. Россия, осознавшая угрозу международного терроризма раньше, чем другие государства, входит в число самых активных участников этой борьбы. Взаимодействие с зарубежными коллегами по линии Интерпола позволяет существенно повысить эффективность пресечения каналов финансирования и иной поддержки террористических формирований, по розыску исполнителей и организаторов терактов.
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 10.12.1948г.)
2. Устав международной организации уголовной полиции (Интерпол). Вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.
3. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола".
4. Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.1996г. №1190).
5. www.mvd.ru Официальный сайт МВД России. статья Заместителя начальника НЦБ Интерпола при МВД России полковника милиции А. Абрамова от 27.09.2007г. ко дню образования НЦБ Интерпола.
6. Интернет-ресурс Lawmix.ru
7. Интернет-ресурс Yandex.cc
8. Интернет-ресурс Allpravo.ru
[1] Ст.1 УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ (ИНТЕРПОЛ) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.)
[2] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 10.12.1948г.)
[3] Ст.4 УСТАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ (ИНТЕРПОЛ) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.)
[4] Ст.7 УСТАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ (ИНТЕРПОЛ) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.)
[5] Ст.21 УСТАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ (ИНТЕРПОЛ) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.)
[6] Ст.30 УСТАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ (ИНТЕРПОЛ) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.)
[7] Ст.34 УСТАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ (ИНТЕРПОЛ) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.)
[8] п.1 Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола"
[9] п.2 Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола"
[10] Официальный сайт МВД России. статья Заместителя начальника НЦБ Интерпола при МВД России полковника милиции А. Абрамова от 27.09.2007г. ко дню образования НЦБ Интерпола
[11] Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.1996г. №1190