Курсовая работа: Экономика России и интеграционные процессы в СНГ
Курсовая работа: Экономика России и интеграционные процессы в СНГ
Содержание
Введение
1.Особая роль интеграционных процессов в экономике
1.1 Причины и формы развития международных экономических интеграций
1.2 Этапы развития интеграционных группировок
1.3 Интеграционные союзы (развитых, развивающихся, социалистических и переходных стран) и их роль для современного экономического развития.
2.Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов в СНГ
2.1 Экономическое развитие России и значение экономической
интеграции для России.
2.2 Состояние интеграционных процессов России и СНГ
2.3 Перспективы экономической интеграции стран СНГ
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
В этих условиях Россия и бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики. Этим целям должно было служить Содружество Независимых Государств (СНГ), образованное в декабре 1991 г.
Вопреки теории и международной практике интеграционного развития, предполагающих последовательное восхождение от более низких к более высоким ступеням сотрудничества, характерной чертой отношений внутри СНГ стали действия, когда попытки перескочить через этапы интеграционного развития чередуются с «откатами» в намечаемых целях.
Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.
Поэтому наиболее важным является рассмотрение в курсовой работе проблемы экономической интеграции в СНГ. Этот вопрос является очень актуальным, ведь на современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.
Предметом исследования данной работы выступает интеграционное объединение двенадцати стран – бывших республик СССР – Содружество Независимых Государств.
Целью данной работы является проведение анализа динамики и эффективности интеграционных процессов в СНГ и их влияние на экономическое развитие России. Реализация цели исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
- выявление роли международных интеграционных союзов для современного экономического развития;
- исследование экономического развития России;
- исследование значения экономической интеграции для России;
- исследование современного состояния интеграционных процессов России и СНГ;
- исследование перспектив экономической интеграции стран СНГ.
Информационная база представлена законодательными актами Российской Федерации, нормативными документами Министерства финансов, официальными данными Федеральной службы государственной статистики, материалами отечественных монографических исследований, обзорно-аналитическими сведениями, опубликованными в периодической печати и глобальной сети «Internet».
1. Интеграционные процессы в экономике
1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции
Эпохой формирования независимых национальных государств, стали 17 в. и первая половина 20 вв., а во второй половине 20 в. начался обратный процесс. Страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Интеграция носит, прежде всего, экономический характер, способствует к повышению экономической эффективности производства и развитию международного разделения труда и международной производственной кооперации. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы.
Международное разделение труда – это такая система организации международного производства, при которой страны, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли.
Международная производственная кооперация - представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок.
Рис. 1 Эффект экономии на масштабе: при малом объеме выпуска Q1, только для внутреннего рынка, товар имеет высокую себестоимость и, как следствие высокую цену; при большем объеме выпуска Q2, с использованием экспорта, себестоимость и цена значительно понижаются
Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства – интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным (см. рис. 1), иначе высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобиле- и самолетостроение, станкостроение..) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки.
Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.
Интернационализация производства может развиваться по-разному. Простейшая ситуация – это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ).
Более высокая ступень интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций, но результаты их деятельности малозначительны. С более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.
Помимо чисто экономических причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. против общих соперников (в 1950–1980-х – против СССР, с 1990-х – против США). Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества.
По данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано более 214 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.
1.2 Этапы развития интеграционных группировок
Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд этапов.
Первый этап образование Зоны свободной торговли - Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки (ЕЭС в 1958–1968 гг., ЕАСТ с 1960 г, НАФТА с 1988 г., МЕРКОСУР с 1991г.)
Второй этап образование Таможенного союза - Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран (ЕЭС в 1968–1986 гг., МЕРКОСУР с 1996 г.)
Третий этап образование Общего рынка - Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки (ЕЭС в 1987–1992 гг.)
Четвертый этап образование Экономического союза - Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте (ЕС с 1993 г.)
Пятый этап образование Политического союза - Проведение единой внешней политики. На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.
1.3 Интеграционные союзы (развитых, развивающихся, социалистических и переходных стран)
Основные современные интеграционные группировки развитых стран.
Наиболее глубокое развитие международная экономическая интеграция получила в Западной Европе, где во второй половине 20 в. постепенно создано единое экономическое пространство–«Соединенные Штаты Европы». Западноевропейское сообщество является в настоящее время самым «старым» интеграционным блоком, и его опыт служил главным объектом для подражания другим развитым и развивающимся странам.
Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС). На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).
С 1960 начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС – в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Кроме того, Великобритания превосходила по экономической силе всех своих партнеров по ЕАСТ вместе взятых, в то время как ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия), и самая экономически сильная страна ЕЭС не имела абсолютного превосходства. Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.
Год |
Страна |
Общее количество |
1957 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Belgium_%28civil%29.svgБельгия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Germany.svgГермания http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Italy.svgИталия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Luxembourg.svgЛюксембург http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_the_Netherlands.svgНидерланды http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_France.svgФранция | 6 |
1973 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_the_United_Kingdom.svgВеликобритания http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Denmark.svgДания http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Ireland.svgИрландия | 9 |
1981 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Greece.svgГреция | 10 |
1985 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Greenland.svgГренландия (автономная территория Дании) выходит из сообщества | 10 |
1986 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Portugal.svgПортугалия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Spain.svgИспания | 12 |
1990 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_East_Germany.svg ГДР (присоединилась к Западной Германии) | 12 |
1995 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Austria.svgАвстрия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Finland.svgФинляндия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Sweden.svgШвеция | 15 |
2004 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Hungary.svgВенгрия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Cyprus.svgКипр http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Latvia.svgЛатвия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Lithuania.svgЛитва http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Malta.svgМальта http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Poland.svgПольша http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Slovakia.svgСловакия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Slovenia.svgСловения http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_the_Czech_Republic.svgЧехия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Estonia.svgЭстония | 25 |
2007 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Bulgaria.svgБолгария http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Flag_of_Romania.svgРумыния | 27 |
Третий этап. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов.
Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 (2008 г.) в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25 (Табл. 1). Членство в АТЭС в эти годы тоже расширялось: к 1997 там состояла уже 21 страна, включая Россию.
В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования – «Соединенных Штатов Европы».Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны).
В 1988 между США и Канадой было заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в 1992 к этому союзу присоединилась Мексика. В 1989 по инициативе Австралии образовалась организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), членами которого первоначально стали 12 стран – как высокоразвитых, так и новых индустриальных (Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Малайзия, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины, США).
К 1994 г. окончательно оформилась организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АПЕК), предполагающая к 2020 г. образовать в одноименном регионе крупнейшую в мире “зону свободной торговли” без таможен и внутренних барьеров, ориентированную прежде всего на экономику США и Японии, а также и Китая.
Интеграционные группировки развивающихся стран.
В «третьем мире» есть несколько десятков региональных экономических союзов (Приложение А), но их значение, как правило, относительно невелико.
Основные предпосылки первой волны объединения в 1960–1970-е гг.. имели субъективно-политический, а не объективно-экономический характер, когда «опора на собственные силы» казалась слаборазвитым странам наиболее эффективным инструментом противодействия «империалистическому закабалению» развитыми странами, то большинство этих интеграционных блоков оказались недолговечными. В дальнейшем торговые взаимосвязи между ними либо ослабевали, либо застывали на довольно невысоком уровне.
Самой лучшей оказалась судьба созданной в 1967 Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН): в которую входят наиболее развитые государства региона: Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, а также султанат Бруней. Тяготение к интеграции ощущается и на другом конце Азии - на Среднем Востоке, где с 1981 г. активно функционирует Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединяющий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. В территориальной близости от них с 1992 г. проводится работа по созданию Организации экономического сотрудничества Центрально-азиатских государств (ЭКО), в которую войдут Иран, Пакистан, Турция, а также предполагается участие стран-участниц СНГ- Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Целью ЭКО провозглашено формирование в будущем “Центральноазиатского общего рынка”.29
Развиваются интеграционные процессы в Латинской Америке. В этом регионе образование таможенного союза и “зоны свободной торговли реализуется пактом “МЕРКОСУР”, заключенным в 1991 г. между Аргентиной, Бразилией, Уругваем (впоследствии к ним присоединился Парагвай).
Начинается межгосударственная интеграция на Африканском континенте. В 1989 г. был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса, предусматривающий широкомасштабное сотрудничество в рамках региональной организации. Ведется работа по созданию Африканского общего рынка” с охватом гигантской территории всей Тропической Африки. К 2025 г. предполагается сформировать Африканское экономическое сообщество с общим парламентом и единой для континента валютой.
Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции – близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации. Поскольку главными торговыми партнерами развивающихся стран являются развитые страны, то интеграция стран «третьего мира» друг с другом обречена на застой. Наилучшие шансы имеют новые индустриальные страны (именно они преобладают в АСЕАНе и МЕРКОСУРе), которые приблизились по уровню развития к промышленно развитым.
Интеграционные группировки социалистических и переходных стран.
Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) Это был первым послевоенным интеграционным блоком. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978). Если сравнивать СЭВ с другими интеграционными блоками по доле мирового экспорта, то он находился в 1980-е на втором месте, далеко отставая от ЕЭС, но опережая следующий за ним ЕАСТ, не говоря уже о блоках развивающихся стран. Однако за этими внешне привлекательными данными скрывались серьезные пороки «социалистической» интеграции.
Национальные хозяйства должны были выступать в СЭВ как составные части единого мирового социалистического хозяйства. Но рыночный механизм интеграции оказался заблокирован. Основы государственно-монополистической системы хозяйства социалистических стран, не допускали возможности развития самостоятельных связей предприятий по горизонтали даже в рамках одной страны и это препятствовало свободному движению финансовых ресурсов, рабочей силы, товаров и услуг. Поэтому уже в 1960–1970-е позитивный потенциал развития СЭВ оказался исчерпан. В дальнейшем товарооборот стран Восточной Европы с СССР и друг с другом начал постепенно снижаться, а с Западом, наоборот, расти.
Распад СЭВ в 1991 показал, что тезис советской пропаганды об интегрированности национальных социалистических экономик в единую целостность не выдержал испытания временем. Помимо чисто политических факторов, главной причиной распада СЭВ стали то, что времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы свое участие в СЭВ использовали для стимулирования своего экономического развития в основном за счет материальной помощи СССР – в частности, через поставки дешевого (в сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда же правительство СССР попыталось ввести в СЭВ оплату товаров не по условным, а по реальным мировым ценам, то в условиях ослабевшего политического диктата бывшие советские сателлиты предпочли отказаться от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный экономический союз, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС
2. Интеграционные процессы в СНГ
2.1 Экономическое развитие России и значение экономической интеграции для России
Планомерное развитие экономики СССР как единого народно-хозяйственного комплекса привело к высокой степени экономической интеграции. Этот комплекс включал экономику всех республик страны и был основан на глубоком разделении труда в общественном производстве. Все секторы экономики функционировали в условиях высокой степени специализации и кооперирования производства.
Россия по-прежнему остаётся для них центром притяжения как более сильный и экономически развитый партнёр. В свою очередь, и российская сторона в целом заинтересована в сохранении кооперационных связей с партнёрами по СНГ, в том числе в машиностроении и оборонных отраслях, а также в сфере торговли сырьевыми ресурсами и потребительскими товарами. Российское руководство предложило странам СНГ развивать стратегическое партнёрство на основе непосредственного учёта национальных интересов каждого участника.
Для России вопрос сохранения Содружества как суверенного, реального и быстро наращивающего экономический потенциал объединения – это вопрос «качества субъектности» в мире ХХ1 века. Россия как лидер СНГ или Россия, окруженная сателлитами США, - это принципиально разные сценарии. Руководство России должно быстро и умно отреагировать на приближающуюся к критической точке напряженность и предложить партнерам по Содружеству принципиально иное содержание интеграционных процессов.
Основной задачей экономического развития России является повышение конкурентоспособности российской экономики, что приведет к повышению благосостояния и качества жизни населения.
2007 год окончился для России весьма удачно. Рост ВВП 8,1%, США 2,2%, Европейские страны - 2,3%, Китай – 11,4%, Индия - 8,5%. Динамично расширялся внутренний и внешний спрос. Рост заработной платы – 16,5% в реальном исчислении Прирост валового накопления основного капитала – 20,8%, объем кредитов но срок более года увеличился но 61%. Стоимостной объем всего товарного экспорта увеличился на 17%. Чистый приток иностранного капитала в частный сектор вырос почти в два раза – до 82 млрд. долл. Объем валютных резерв вырос за год на 169 млрд. долл. Объем Стабилизационного фонда на 68 млрд.долл. С другой стороны структурные диспропорции российской экономики (к числу важнейший из них относятся две: низкая конкурентоспособность отечественной продукции в сравнение с импортом и опережающий рост заработной платы в сравнение с ростом производительности труда) только обострились. Темпы роста физических объемов импорта товаров и услуг(30,4%) превысили темпы роста отечественной продукции на внутренний рынок (3,4%) в девять раз (Приложение Б). В 2007 г. российская экономика испытала два негативных «шока», пришедших из-за рубежа дефицит ликвидности в банковском секторе и ускорение инфляции связанное, прежде всего, с повышением мировых цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары.
Президент в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».30
Определены приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Его основным источником должен стать НТП. Согласно Концепции, «доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции — до 25-35% (2005 год — 2,5 процента)», «доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год — 10,5%)». Сильно меняется отраслевая структура экономики. Согласно инновационному варианту, доля высокотехнологичного сектора в добавленной стоимости увеличивается в 2 раза — с 10% почти до 20. При этом зеркально сокращается нефтегазовый сектор — с 20% до 12%. В дополнение к этому несколько сокращается доля сырьевого сектора (с 8,4% до 6,8%) и существенно — с 17,7 до 12,2% — доля торговли.
«Новая технологическая волна, на основе нано- и биотехнологий, и динамичный рост мирового рынка высокотехнологичных товаров и услуг открывают перед Россией и новые возможности для технологического прорыва, и создают новые вызовы. Российский экспорт этой продукции должен расти на 15-20% в год и выйти на рубеже 2020 года на уровень не ниже 80-100 млрд. долларов США (около 1% мирового рынка по сравнению с 0,2% в настоящее время)».
Разработчики Концепции планируют вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития и захватить лидирующие позиции на ряде ключевых направлений роста глобальной экономики.
2.2 Состояние интеграционных процессов России и СНГ
В 1990–2000-е надежды на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы оказались окончательно утраченными. В новых условиях некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР.
В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании экономического блока для формирования на рыночных основах единого экономического пространства - Союз независимых государств (СНГ) объединивший 12 государств все экс-советские республики, кроме стран Балтии.
Одним из основных показателей, характеризующих степень эффективности интеграционных процессов, является взаимная торговля.
По данным ФТС России, в 2007 году внешнеторговый оборот России со странами СНГ вырос по сравнению с предыдущим годом на 27,4% и составил 82,4 млрд. долл. США(Приложение В), в том числе экспорт – 52,6 млрд. долл. США (почти на четверть больше, чем в предыдущем 2006 году), импорт – 29,8 млрд. долларов США (рост более чем на треть). За первые два месяца 2008 года товарооборот достиг без малого 15 млрд. долл. США и вырос по сравнению с январем-февралем 2007 года на 42,8%, экспорт составил 10,1 млрд. долл. (рост на 53,6%), импорт – 4,8 млрд. долл. (рост на 24,4%).Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Украина (доля в общем товарообороте со странами СНГ в 2007 году – 36%), Белоруссия (31,6%) и Казахстан (20,1%).
В целом структура внешней торговли России со странами СНГ рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки стран Содружества более значимы. Так, поставки машинно-технической продукции в страны СНГ по объемам в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз. В 2007 году Россия поставила в страны СНГ машинно-технической продукции на 9,6 млрд. долларов, что составило 18,3% от общего объема экспорта России в страны СНГ. Для сравнения: в экспорте в страны дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 3,4%. Значительно больше поставляется в страны СНГ и продукции агропромышленного комплекса, текстильных товаров.
Структура российских закупок в странах СНГ в определенной степени также отражает взаимодополняемый характер экономик стран Содружества: на долю продукции машиностроения приходится почти 32%, на металлопродукцию – 21%, продовольственные товары – 14,4%, продукцию химической промышленности – 10,2%.
Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ является инвестиционное сотрудничество. Ведущую роль в этих процессах играет набирающий силу российский капитал.24
По данным Росстата, объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на 1 января 2008 года составил 2,52 млрд. долл. США. При этом фактические данные значительно выше. Объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России по состоянию на 1 января 2008 г. превысил полтора миллиарда долл. США.
Важнейшую роль в развитии интеграционных процессов в формате Содружества Независимых Государств играет реализация решений саммита СНГ, состоявшегося в Душанбе 5 октября 2007 г.
Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным.
По данным Росстата, товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия за январь-ноябрь 2007 года составил 18,0 млрд. долл. США и по сравнению с январем-ноябрем 2007 года увеличился на 26,5%. Удельный вес товарооборота Союзного государства в общем объеме товарооборота стран СНГ составил 31,0% и по сравнению с январем-ноябрем 2006 года увеличился на 0,5%.
Экспорт России в Белоруссию в 2007 году составил 11,8 млрд. долл. США (126,5% к 2005 году). Импорт России в 2007 году из Беларуси составил 6,2 млрд. долл. США (130,1% к 2005 году)
Принимаются меры по устранению барьеров во взаимных торгово-экономических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия. Удалось заложить основы плавного перехода на рыночные принципы торговли между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия такими стратегическими товарами как природный газ и сырая нефть.
Главами государств рассмотрены вопросы торгово-экономического, военно-технического сотрудничества, социально-трудовых отношений, сотрудничества в области культуры и науки, бюджетного процесса. Приняты решения по вопросам разработки и реализации программ Союзного государства. Одобрен Прогноз социально-экономического развития Союзного государства прогноз до 2008 года, утвержден бюджет Союзного государства на 2008 год.
Третьим и наиболее серьезным подходом к интеграционному объединению является Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе президента Казахстана Н.Назарбаева. Подписанный в 2000 президентами пяти стран (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества оказался (по крайней мере, на первых порах) более удачным, чем предшествующие интеграционные опыты. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Однако хотя объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растет, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей.
Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования единого экономического пространства, начатого в таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание единого экономического пространства предполагает следующие стадии:
-формирование зоны свободной торговли ЕврАзЭС
В соответствии Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанном главами государств, между странами ЕврАзЭС в соответствии с двух- и многосторонними соглашениями действует режим свободной торговли товарами.
В настоящее время Стороны договорились о необходимости разработки проекта договора о зоне свободной торговли в формате шести государств-членов ЕврАзЭС.
- формирование таможенного союза
В целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. (г. Сочи) предусмотрено, что формирование таможенного союза (реализации в течение 2007-2010 годов,) а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран.– России, Белоруссии и Казахстана - с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС.
25 января 2008 г., главами правительств Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны документы, формирующих правовую базу таможенного союза трех государств.
Проведенные Российской Федерацией дву- и многосторонние консультации и анализ последствий реализации переговорных позиций государств-членов Сообщества показали, что незавершенность переговоров по присоединению к ВТО не позволяет провести масштабные изменения (унификацию) действующих таможенных тарифов России, Казахстана и Белоруссии. Вместе с тем, целесообразно вести унификацию таможенного тарифа по отдельным товарным позициям при условии, что такие изменения будут усиливать переговорную позицию каждой из трех стран в рамках процесса присоединения к ВТО.
-формирование единого экономического пространства.
К настоящему времени в ЕврАзЭС начато формирование отдельных элементов единого экономического пространства - подписаны Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг и Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества, утверждены перечень основных показателей социально-экономического развития государств и порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС, создана в основном нормативная база для разработки межгосударственных программ.
К основным проблемам интеграции в рамках ЕврАзЭС следует отнести существенные различия в экономическом потенциале и структуре экономик государств Сообщества, различные темпы осуществления рыночных преобразований.
Кроме того, государства ЕврАзЭС (за исключением Киргизии), формируя таможенный союз и единое экономическое пространство, параллельно ведут переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации, что требует координации их действий в ходе переговорного процесса.
Унификация законодательств сторон в области тарифного и нетарифного регулирования – длительный процесс. В этом направлении будут продолжаться переговоры.
Экс-советские государства создали также экономические союзы без участия России:
Объединение Грузии, Украины, Узбекиста на, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ).
Страсбурге 10 октября 1997 года.
Альянс, по сути, явился союзом государств, не получивших от СНГ тех экономических и политических дивидендов, на которые они рассчитывали при вступлении в него. ГУУАМ как экономическое объединение легковесен и несамодостаточен. Из-за мизерных объемов торговли он даже не смог реализовать заключенное в рамках объединения соглашение о создании зоны свободной торговли.
5 мая 2005 года Узбекистан вышел в одностороннем порядке из ГУУАМ, теперь название этого объединения звучит как ГУАМ.
- Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан),
Кроме того, есть экономические блоки, объединяющие бывшие республики СССР с «чужими» странами - Организация экономического сотрудничества АТЭС (центральноазиатские страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция). Россия стала его членом в 1997.
Образовано много союзов, объединений, структур в рамках СНГ. Но из примерно полутора тысяч соглашений и договоренностей действует не более 10-12 процентов. На постсоветском пространстве идут процессы, связанные с модернизацией политики ряда стран СНГ. Но России взаимодействовать надо со всеми странами, не теряя времени. Пятнадцать-тридцать лет – сроки, за которые необходимо осуществить модернизацию, укрепить свой союз и стать сильными.
2.3 Перспективы экономической интеграции стран СНГ
Основной целью создаваемой международной интеграционной группировки является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
По мнению Юрия Щербанина, доктора экономических наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определенного набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять – по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции.
Что касается Содружества Независимых Государств в целом, то здесь экономисты-международники разделились на два лагеря.
Одни утверждают, что у СНГ нет никаких перспектив. Трудно рассчитывать на улучшение процесса экономической интеграции стран СНГ в ближайшем будущем, поэтому странам-участницам следует переходить к нормальным двусторонним торгово-экономическим отношениям. В настоящее время действенная экономическая интеграция на постсоветском пространстве невозможна из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ.
Логика экономического и политического выживания должна толкать бывшие союзные республики навстречу друг к другу. Народы хотят, чтобы интеграция была действенной. Самой сложной проблемой для политической элиты является болезненное восприятие необходимости добровольного делегирования части суверенитета наднациональным структурам. Ведь любые межгосударственные союзы ведут к некоторому допустимому ограничению экономического и порой политического суверенитета интегрирующихся стран, поскольку каждая из них должна будет строить свою политику, исходя из интересов не только собственных, но и партнерских.
Отсюда неизбежен поиск компромиссов. Реинтеграция стран СНГ через сохранение политической независимости и этнической уникальности народов - самая разумная формула будущего СНГ.
Не урегулированы вопросы разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения на региональном уровне. К их числу относятся:
2. Отсутствие данных о конъюнктуре рынков и ценах.
3. Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.
Другие считают, что развитие Содружества в последние годы свидетельствует о том, что никто не отказывается от сотрудничества в целом, а центростремительных тенденций потенциально больше, чем центробежных, что тенденция к экономическому объединению стран СНГ в конце концов возобладает. Кризис переживает не Содружество как таковое, а господствовавший в течение 90-годов подход к организации экономического взаимодействия между странами-участниками.
Новая модель интеграции должна учитывать решающую роль предпринимательских структур в развитии экономических отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты сотрудничества должны существенно измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.
В предстоящий период экономическое сотрудничество России со странами СНГ будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержденного ими Плана основных мероприятий по её реализации.
Концепцией определено, что экономическое сотрудничество сегодня является приоритетом СНГ, необходимы комплексные действия в данной сфере и выработка Стратегии экономического развития СНГ. Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.
В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых представителями украинской стороны. Планируется завершить работу над Стратегией уже в этом году. Это должен быть системный, комплексный документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 года.
Основной целью в среднесрочной перспективе является формирование в рамках интеграционных объединений элементов общего (единого) экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает создание более благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для деятельности российского бизнеса на этом направлении.
Одним из основных вопросов правового обеспечения интеграционных процессов в СНГ, помимо формирования нормативной правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной главами государств СНГ 5 октября 2007 г.
Принятие Конвенции по межтерриториальному сотрудничеству и создание Конгресса местных и региональных властей СНГ позволит обеспечить урегулирование юридических вопросов, возникающих в государственно-правовой практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами представительной и исполнительной власти
Интеграционные процессы в СНГ определяются «разноформатным и разноскоростным характером, а также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической интеграции, неизбежно приводящей при наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого сделаны. Главами четверки – Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. «Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, – В связи с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией.
Заключение
Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, с другой предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического (рыночного) пространства.
Первые пять-шесть лет после распада СССР характеризуются глубоким дезинтеграционным процессом на всём постсоветском пространстве. После 1996-1997 годов наблюдается некоторое оживление в хозяйственной жизни Содружества. Происходит регионализация его экономического пространства.
Появились объединения Содружества Независимых Государств, Союз Беларуси и России, Таможенный союз, переросший впоследствии в Евразийское экономическое сообщество, Центрально-азиатское экономическое сообщество, объединение Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана и Молдовы, Тройственный экономический союз.
В каждом объединении наблюдаются интеграционные процессы различной интенсивности, не позволяющие однозначно утверждать бесперспективность их дальнейшего развития. Однако отчётливо вырисовались интеграционные процессы высокой интенсивности в Союзе России и Белоруссии (СБР) и ЕврАзЭС. ЦАЭС и ГУУАМ же, по мнению некоторых специалистов, являются экономическими пустоцветами.
Экономические преобразования, проводимые в новых независимых государствах, породили необходимость отработки нового (рыночного) механизма поддержания производственно-хозяйственных связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях следует координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ, с их стремлением максимально учитывать нормы "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике.
В настоящее время увязать воедино во многом противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности из-за значительной разно направленности политических действий отдельных государств СНГ. Пока потребность в восстановлении и развитии интеграционных связей определяется для большинства стран Содружества прежде всего их зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов, минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями в сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности
На современном этапе интеграции целесообразно не противопоставлять многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а напротив, более полно использовать потенциал последних, поскольку двусторонние механизмы конкретнее, проще и позволяют не только полнее согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить и реализовать многостороннее сотрудничество.
Что касается использования многосторонних форм, то возможностей и здесь достаточно:
— восстановление многозвенных технологических цепочек с участием фирм-кооперантов из разных стран СНГ;
проведение согласованной инвестиционной политики, основанной на использовании новых организационных форм: межнациональных акционерных обществ, холдингов, СП, транснациональных корпораций;
— создание совместных инвестиционных фондов с выделением приоритетных сфер их использования;
— координация и проведение согласованной структурной политики с селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств;
— поэтапное создание платежного союза, начиная с нормализации двусторонних платежно-расчетных отношений между государствами СНГ, организации работы Межгосударственного банка по созданию сиса и заканчивая реализацией в будущем согласованной (а затем и единой) кредитно-денежной и валютной политики.
Острым остается вопрос о ценах во взаимной торговле. И это совершенно закономерно, поскольку именно здесь непосредственно сталкиваются экономические интересы экспортеров и импортеров. Новому статусу независимых государств в наибольшей степени соответствовало бы использование мировых цен. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наряду с их бесспорно позитивным влиянием на процессы структурной перестройки производства и внешнеторгового оборота они одновременно (как показывает опыт распада СЭВ) имеют существенный недостаток. Мировые цены способны оказать разрушительное воздействие на сотрудничество, в первую очередь в силу их полного несоответствия условиям национального воспроизводства. Именно поэтому во взаимной торговле РФ и других стран СНГ применяется дифференцированный подход к номенклатуре поставляемых товаров: по стратегическим товарам), включаемым в межправительственные соглашения, общей рекомендацией является ориентир на мировые цены с ежеквартальным уточнением последних. Отдельными межгосударственными соглашениями определен порядок установления цен на нефть и газ с введением корректирующих коэффициентов.
Имеется ряд ошибок в подходе России к интеграции. Во-первых, ставка делается на нефтегазовую дипломатию и страны СНГ воспринимают это как удавку. Во-вторых, Россия слишком сосредоточилась на противодействии козням Запада и прозевала изменившиеся тенденции в общественной жизни соседних стран. США и Европейский союз работают в этих странах эффективнее. Они сделали ставку на молодежь, на эмоциональный прорыв к модернизации, реформам, к смене поколений в руководстве. В-третьих, плохо объясняется, почему быть с Россией выгоднее, не доводятся совместные акции до низов, например, важные соглашения с Украиной по двойному гражданству, созданию Единого экономического пространства.
Россия за десять лет может стать финансовым центром стран СНГ при условии реализации соответствующей государственной политики, заявил директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Иван Осколков. Ранее первый вице-премьер и кандидат в президенты РФ Дмитрий Медведев, представляя свою экономическую программу, отметил, что Россия должна стать одним из мировых финансовых центров, а рубль - региональной резервной валютой.
Экономисты считают, что предпосылки для этого действительно есть. В частности, по территории, накопленным международным резервам, экономическому и транзитному потенциалу Россия имеет основания для того, чтобы стать центром интеграции для ближайших соседей.
Список литературы
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007.
2 Аяцков Д. Для интеграции нет альтернативы // Межгосударственный экономический Комитет Экономического Союза. Информационный бюллетень. – М. – Январь 2004.
3 Белоусов Р.Экономика России в обозримом будущем.//Экономист 2007,№7,
3-11.
4 Бородин П. Торможение интеграции неплохо проплачивается. // Российская Федерация сегодня. - № 8. 2005.
5 В. Мау. Биржа СНГ инструмент влияния на запад.// Российская Федерация сегодня.-№ 5. 2006
6 Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007
7 Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.;
8 Гущин О. СНГ: ожидания и результаты.// Российская Федерация сегодня 2005. № 2.
9 Зверев А., Глисен Ф. - Экономические итоги 2007 года, предварительные оценки//Экономист 2008,№1,15.
10 Зиядуллаев Н.С. СНГ: дорога в третье тысячелетие (проблемы развития и перспективы укрепления Содружества). – М. РИЦ ИСПИ РАН. – 2002.
11 Исламова Г.Р. Таможенный союз: теория, опыт, практика. – М. – 1998.
12 Королёв М.А. Социально-экономическое положение Содружества Независимых Государств // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 26.04.2007
13 Куков Р., Савка А. - Мировое хозяйство и тенденции интеграции //Экономист. 2005, №7, стр. 10-22.
14 Либман А.М., Хейфец Б.А. - Экспансия российского капитала в станы СНГ//Вопросы экономики 2007,№ 8.
15. Лохматов. Е. Евразийское экономическое сообщество: этапы становления // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 24.12.2006
16 Львов И. - О стратегии развития России//Экономист 2007,№2,3-11.
17 Львов Д.С. Путь в 21 век. - М.Экономика 2005; Инновационный путь развития для новой России
18. Отношения России со странами СНГ//Российский экономический журнал 2007,№9-11,49.
19 Петров Ю., Жукова М. Трансграничное движение капитала в постсоветской России // РЭЖ 7-8, 2006.
20 Петраков Н., Шагалов Г. Валютный фактор в экономической интеграции стран СНГ. – Февраль 2003.
21 Плышевский Б. - Производство ВВП в станах СНГ.//Экономист 2007,№6,19
22 Романова О. ЕБРР об экономическом положении стран ЕврАзЭС // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 02.08.2007
23 Сидорович А.В., «Курс экономической теории»//Издательство «Дело» и «Сервис»,2007.
24 Хейфец Б. - Взаимные инвестиции в СНГ//Экономист. 2005, №8, 55-60
25 Цветов П. Эксперты ООН: «России необходимо развивать экономику, основанную на знаниях»..// Российская Федерация сегодня. - №4. 2005.
26 Черповец О. - Возможности и перспективы экономического сближения //Экономист 2005, №1, стр. 40-45
27 Швырков Ю. Развитие России в долгосрочной перспективе//Экономист 2008 №1,93
28 Щербанин Ю. Что нужно для общей транспортной политики в СНГ..// Российская Федерация сегодня. - № 22. 2006
29 Шумский Н. Экономическая интеграция государств Содружества: возможности и перспективы // Вопросы экономики. – Июнь 2007
30 Шопина И.- АСЕАН как механизм интеграции//Экономист 2006, №9, 67-76
31 www.kremlin.ru/
32 www.glossary.ru/