Курсовая работа: Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества
Курсовая работа: Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества
«Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества»
Логойск, 2007
Введение
В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические, они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь, глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место трансформация ценностей. Постепенно ослабляется роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация, рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений.
Для противодействия данному явлению необходимо объединить усилия всего общества, используя, в том числе, опыт и возможности такого социального института как религиозные организации. С этой целью в Беларуси была разработана Программа сотрудничества между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью. Но при выполнении программы, на наш взгляд, необходимо учитывать как отношение старшеклассников к религии в целом, так и степень доверия к религиозным организациям и служителям культа и реальную степень их воздействия на нравственное становление молодых людей.
Изучение религиозности молодёжи актуально также потому, что именно она является отражением всех противоречий и возможностей общества и именно она, в силу своей социальной природы, выбирает траекторию его исторического движения. Следовательно, изучение процессов, происходящих в молодёжной среде в настоящее время, позволяет спрогнозировать, в каком направлении будет развиваться общество в будущем.
Исходя их данных положений, нами был разработан проект «Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества». Объектом исследования являлась группа учащихся 10–11 классов Логойской СШ №1. Предметом исследования выступала религиозность, а также показатели её уровня и содержания.
Его результаты представлены в данной работе, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам разрабатываемой проблемы, вторая – анализу результатов социологического опроса, проведённого авторами работы среди старшеклассников школы в марте 2007 года и сравнению их с данными аналогичного опроса 2001 года. В приложение включены: образец бланка, заполняемого респондентом; статистическая таблица результатов социологического опроса; диаграммы и графики.
Наше исследование начиналось с проработки проблемы роли религии и религиозных организаций в жизни общества и изучения источников по данной теме. На первом этапе нами была выдвинута гипотеза о том, что в настоящее время религиозные организации ограниченно влияют на жизнь общества и, прежде всего, на молодёжь; следовательно, для решения вопросов и проблем нравственного воспитания нужно не только опираться на их опыт формирования нравственных ценностей, но и искать новые формы и методы.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить субъективное отношение учащихся 10–11 классов к религии и религиозным организациям, а также определить степень их религиозности. Реализация поставленной цели и доказательство выдвинутой гипотезы требовала выполнения следующих задач:
§ рассмотреть на теоретическом уровне сущность понятия «религиозность», сформулировать подходы к данному явлению;
§ разработать программу и осуществить эмпирическое исследование изучения мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в настоящее время;
§ выявить при помощи эмпирического исследования конкретные показатели религиозности;
§ проверить с помощью результатов исследования правильность выдвинутой гипотезы;
§ дать анализ сложившейся религиозной ситуации.
1. Теоретико-методологические основы проблемы изучения роли религии и религиозных организаций в жизни общества
1.1 Основные подходы к пониманию религии как социального явления
Религия как социальное явление существует, по-видимому, так же долго, как и человечество. Само слово встречается как в художественной литературе, так и в научных текстах, и в обыденной речи, но при этом в сам термин, как правило, вкладывается различное содержание. Философы, историки, социологи и психологи, изучавшие религию как социальное явление, также далеко не едины в определении е сущности. Зачастую они пытались выделить самый главный, на их взгляд аспект, игнорируя всё, что не подтверждает или противоречит ему. В качестве примера такого подхода можно привести утверждения, приведённые в статье А. Кулакова «Что такое религия?» [6, с. 40]:
§ Цицерон (106–43 г. до н.э., Древний Рим): религия – просвещённое, городское, «культурное» и цивилизованное верование в противовес дикому суеверию.
§ Священник С.Н. Булгаков (1871–1944, Россия): религия есть опознание Бога и переживание связи с богом.
§ Б. Спиноза (1632–1677, Нидерланды): религии – отражение неуверенности, страхов и колебаний человека.
§ Л. Фейербах (1804–1872, Германия): боги – воплощённые осуществлённые желания человека.
§ К. Маркс (1818–1883, Германия): религия – извращённая форма общественного сознания, которая порождена бессилием человека и у которой нет самостоятельной истории.
§ М. Вебер (1864–1920, Германия): религия является способом придания смысла всякому социальному действию.
§ З. Фрейд (1856–1839, Австрия): религия – универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями. В человеческой культуре она играет роль средства защиты от индивидуального невроза.
§ К. Юнг (1875–1961, Швейцария): религия выполняет для людей функцию «мироупорядочения» мышления.
§ Э. Фромм (1900–1980, США): религия – любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая даёт индивиду систему ориентации и объект поклонения.
§ М. Хайдеггер (1889–1976, Германия): религия подобна евангельскому «хождению по воде», она состоит в стремлении выйти за обыденное в невозможную и невообразимую реальность.
В настоящее время религию определяют как «мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов». [3, 286]
Также неоднозначно, как определение, трактовалась и её роль в жизни общества. Как отмечает Я.С. Яскевич, «в традиционной для советских общественных наук официальной иерархии ценностей религия занимала одно из первых мест с отрицательным знаком, как явление, препятствующее созданию идеального коммунистического общества. Стремление лишить религию объективных причин её существования не только в древности и в средневековье, но и в наше время, отнять у неё духовное, гуманитарных, культурные функции в обществе не могли не сказаться отрицательно на развитии самого общества и его членов». [4, с. 327]
Роль религии в обществе можно проиллюстрировать массой исторических примеров, начиная от возникновения социальных институтов до религиозных войн. Ей присущи как интегративная, так и дезинтегративная функции; следовательно, она может содействовать сплочению людей одной веры, одной страны за сохранение независимости, выступать в качестве основы национальной идеологии. В качестве примера можно привести роль ислама в образовании Арабского халифата или роль православной церкви в процессе освобождения Руси от монгольского ига. Но если в обществе имеются различные противостоящие друг другу конфессии, то религия будет ещё больше раскалывать его, провоцируя религиозные и социальные конфликты. К сожалению, в настоящее время мы видим массу подобных примеров.
Коммуникативная функция религии проявляется в том, что она устанавливает и укрепляет общение и взаимодействие между единоверцами, содействуя их объединению. Важными и значимыми являются компенсаторная и психотерапевтическая функция религии. Первая заключается в том, что «религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане, как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования». [4, с. 328]. И тогда реальное угнетение может быть преодолено «свободой в духе», разобщённость и изоляция заменяются братством в общине.
Религиозная вера в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности зачастую воспринимается как реабилитационное и психологическое средство: во время совершения религиозных действий снимается стресс, верующий может погружаться в состояние медитации, получает утешение, может достигать катарсиса. «Повышение интереса к религии связано и с тяготами современной социальной жизни. Кризис экономики, чувство растерянности и неуверенности в завтрашнем дне, материальные трудности актуализируют религиозные представления в сознании людей, приводят их в общины конфессий» – отмечают авторы книги «Конфессии в Беларуси» [2, с. 320]. Этот вывод подтверждается и данными социологических опросов, проводившихся в Гомельской области: «Если в ноябре 1989 г. к числу атеистов относили себя 65%, то в сентябре 1994 г. их было только 32,5, т.е. на 30% меньше. Среди респондентов значительно увеличилось количество верующих: с 22% в 1989 г. до 43, 4% в 1994 г.». [2, с. 319]
Учёные также выделяют мировоззренческую, регулятивную, легитимирующе-разлегитимирующую функции религии. Значима и культуротранслирующая функцию, в которой осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.
Общественное развитие в ХХ в. поставило вопрос о ценности каждой человеческой жизни, о том, что человек должен быть целью, а не средством. В связи с этим для гуманизации общественной жизни может быть использован и огромный духовный капитал, накопленный различными религиозными учениями и организациями.
1.2 Религиозность: понятия, общие принципы и проблемы изучения
Таким образом, изучение религиозной жизни общества имеет большое значение. В настоящее время этим направлением занимается социология религии. Как подчёркивает Е.М. Бабосов, «…социолог рассматривает всё, что обозначается этим термином, в качестве специфического социального явления. Его интересует, почему и как возникает религия, почему существует множество религиозных систем, каким образом отдельные индивиды и целые социальные группы приходят к религии, что представляют собой и как организованы религиозные различные группы, какова роль религии в жизни отдельных верующих, религиозных общин и общества в целом. С социологической точки зрения религия рассматривается в качестве социальной подсистемы в общей структуре общества, обладающей специфическим содержанием, структурой, формами и функциями» [1, с. 124]. Следовательно, для того чтобы получить полную картину, необходимо подвергнуть изучению и анализу и такое специфическое явление, как состояние религиозности общества на определенном этапе его развития.
Религиозность реальное воплощение мировоззренческой ориентации индивида и социальной общности, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, отношений и поведения, основанных на религиозной вере. Понятие религиозности обычно предполагает наличие как минимум трёх элементов: религиозной веры, принадлежности верующего к той или иной конфессии, определённого культового поведения, проявляющегося обычно в посещении индивидом богослужений. Если налицо все три указанных элемента, то мы имеем дело с институализированной верой [7, с. 37]. Как считает Л.Г. Титаренко, «трудно предположить, что после семи десятилетий искоренения религии как института советской властью, население Беларуси способно сколько-нибудь скоро достичь подобного уровня институализированной веры. Скорее всего, имеет место массовый отказ от атеизма и стихийный поиск другой, более устойчивой системы духовных представлений и ценностей». [7, с. 37]. Мы думаем, что это утверждение относится, скорее, к людям старшего и среднего возраста, т.к. молодое поколение воспитывалось в других условиях и у них, несомненно, отличные от старших поколений ценностные ориентации.
У каждого индивида или группы существует свой уровень интенсивности религиозных свойств, именуемый степенью религиозности. Выделяют три подобных уровня: умеренная религиозность, глубокая вера и фанатизм. Большинство учёных склонны считать, что наиболее часто встречающаяся ситуативная (спорадическая) религиозность, «от случая к случаю», не имеет отношения к истинной вере.
Характер религиозности можно определить как качественную и количественную особенность проявления религиозного сознания, поведения и отношения в жизненных позициях индивида, группы, населения страны в целом. Состояние, уровень и интенсивность религиозности изучается в процессе проведения социологических исследований. Она фиксируется на основе контент-анализа документов, данных статистики, наблюдения, интервьюирования экспертов и отдельных групп верующих, массовых опросов населения [1, с. 125].
В настоящее время в связи с трансформацией религиозных представлений и культовых практик, проблема определения критериев религиозности очень актуальна. В современной социологии существует точка зрения, что возможно изучение лишь культовой деятельность индивида, а религиозное сознание находится вне сферы компетенции социолога. Исследование религиозности, таким образом, сводятся к изучению посещения церквей и других мест отправления культа и участия в церковных обрядах, без учёта мотивов посещения и субъективного отношения индивида к религии. В противовес данной точке зрения выдвигается другая, учитывающая только субъективное отношение. Но при этом не принимается во внимание, что «многие люди довольно легко соединяют религиозные и квазирелигиозные верования, они недостаточно знакомы с религиозными догматами, но в то же время считают себя верующими». [7, с. 37]. В целом проблема религиозности достаточно хорошо освещена в социологии. Что же касается проблемы религиозности молодёжи, то исследования по ней начали проводиться в Беларуси лишь в последние годы.
1.3 Программа исследования
Информацию, необходимую для проверки выдвинутой нами гипотезы, мы намеревались получить в процессе проведения социологического опроса, во время которого выяснялось субъективное мнение 100 респондентов – учащихся 10–11 классов, а также 10 учителей – по предложенным закрытым вопросам. Этот метод сохраняет анонимность респондентов, что очень важно при изучении религиозности, а также позволяет собрать большой объём информации за сравнительно небольшой промежуток времени.
Чтобы проанализировать современное состояние религиозности в молодёжной среде, необходимо было получить данные по ряду важных параметров. Разумеется, что они могут дать лишь ограниченную картину. Но мы и не ставили целью глубокий анализ причин возрастания или снижения религиозности или выяснение того, как организованы различные религиозные группы. Мы сочли необходимым лишь изучить и зафиксировать мнение группы старшеклассников Логойской средней общеобразовательной школы №1, высказанное ими в ходе проведения социологического опроса в марте 2007 года и предположить, что эти данные дают достаточно объективное представление о существующем состоянии религиозности в данной среде.
Процесс подготовки непосредственно социологического исследования включал два этапа:
§ на первом этапе определялись способы сбора данных и описания ожидаемых результатов; разрабатывалась анкета и опросный лист (см. Приложение), изучались возможности программы EXCEL для обработки и подсчёта результатов;
§ на втором этапе планировалась деятельность: сроки, последовательность проведения опроса, разделение обязанностей.
При составлении анкеты использовались материалы социологического опроса, проведённого православной церковью среди учащихся нашей школы в 2001 году. Это дало нам возможность сделать сравнение и анализ полученных результатов и выявить определённые закономерности. В процессе работы мы также использовали официальную статистику по данной теме, опубликованную в учебном пособии «Прикладная социология» под редакцией Е.М. Бабосова. При составлении анкеты были использованы вопросы социологического опроса «Старшеклассники и студенты и их отношение к религии и религиозным организациям (на примере старшеклассников и студентов г. Витебска)», проведённого С.Ю. Девятых («Чалавек. Грамадства. Свет», №2–3/2005). Полученные нами данные сравнивались также с данными опроса общественного мнения по теме «Ценностные ориентации молодёжи Беларуси» («Обозреватель», №33/2004). В ходе работы использовались также материалы статьи Л.Г. Титаренко («Чалавек. Грамадства. Свет», №1/2006).
В анкету были включены 30 вопросов, предполагающие от 2 до 16 вариантов ответов. При выполнении данного этапа работы мы учитывали, что любое социологическое исследование уровня религиозности предполагает определение её критериев, т.е. показателей, позволяющих отделить верующих от неверующих. На этом основании мы опрашивали респондентов на предмет посещаемости учреждений культа и участия в церковных обрядах. Однако изучение только культовой деятельности не даёт ответа на вопрос о степени религиозности, т.к. участие в культовых практиках может быть обусловлено мотивами, непосредственно с ней не связанными. Поэтому мы сочли необходимым включение в анкету вопросы, позволяющие выявить степень толерантности респондентов в вопросе выбора веры, субъективное отношение респондента к религии, а также степень соответствия личной религиозной веры и догматики той конфессии, к которой он себя причисляет. Нами исследовалась и религиозная информированность – степень знакомства с вероучением «своей» религиозной конфессии.
Для того чтобы сделать вывод о роли религиозных организаций в жизни общества и прогноз относительно будущего религиозных организаций в нашей стране, были включены вопросы, позволяющие выяснить мнение респондентов на этот счёт. Полученная в ходе опроса информация подверглась количественному анализу и статистической обработке.
2. Анализ результатов социологического опроса
2.1 Оценка степени значимости проблем, существующих в современном белорусском обществе, роли различных социальных институтов, занимающихся нравственным воспитанием и степени доверия к ним респондентов
Из ответов на первый блок (вопросы 1–3) мы хотели получить первичное представление о респондентах и о том, как они оценивают значимость проблем, существующих сегодня в нашем обществе. Полученные результаты были достаточно предсказуемыми. Большинство опрошенных выделяют в качестве главных нравственные и социально – экономические проблемы. При этом большинство юношей, участвовавших в опросе, поставили на первое место социально-экономические проблемы, процент выбравших ответ «нравственные проблемы» значительно ниже, чем у девушек: 37,5% к 56,25%.
В наиболее общем виде результаты опроса представлены на следующей диаграмме.
Диаграмма 1. Степень значимости проблем, существующих в современном белорусском обществе
Второй вопрос дал возможность выявить, какому из социальных институтов, занимающимися нравственным воспитанием, респонденты доверяют больше. Следует отметить низкий процент доверия к средствам массовой информации (в целом, 2,5%). Значительно отличаются результаты ответов старшеклассников и учителей: 30% учителей считают, что вопросы нравственного воспитания призвана решать школа, аналогичного мнения придерживаются лишь 6% учащихся. Это вполне объяснимо, ведь педагоги понимают, что процессы обучения и воспитания взаимосвязаны, а учащиеся склонны видеть основную задачу школы лишь в формировании у них прочных знаний. Все группы респондентов поставили на первое место социальный институт семьи (от 56,25% до 75%). В сравнении с этими показателями, степень доверия непосредственно к религиозным организациям невысока (в целом, 12%).
Вопрос «Где на сегодняшний день нравственные проблемы обсуждаются наиболее эффективно?» позволил сравнить желаемое с действительностью и выявить значительные расхождения. При низкой, как отмечалось ранее, степени доверия к СМИ, 31,25% юношей считают, что именно в них эффективно обсуждаются нравственные проблемы. 70% девушек-десятиклассниц считают, что нравственное воспитание должно осуществляться в семье, и лишь 40% подтверждают, что в ней эффективно обсуждаются нравственные проблемы. Общие результаты ответа на данный вопрос представлены в диаграмме (в % к числу опрошенных).
|
|
|
|
|
Диаграмма 2. Социальные институты, в которых проблемы нравственного воспитания, по мнению респондентов, обсуждаются наиболее эффективно
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что респонденты считают нравственные проблемы актуальными для нашего общества; в основном, возлагают ответственность за нравственное воспитание на социальный институт семьи, но отмечают, что в настоящее время больше внимания нравственному воспитанию уделяют школа и религиозные организации.
2.2 Ценностные ориентации респондентов и их целевые предпочтения
Следующие вопросы нашей анкеты ставили целью выявить, что является основными ценностями молодого поколения. На вопрос «Что является для вас
на сегодняшний день самым важным?» предлагалось 16 вариантов ответа. Такие варианты, как «Известность, слава», «Дружба», «Работа», «Создание семьи» не были выбраны ни одним респондентом. В ходе сопоставления и сравнения результатов опроса в 10 и 11 классах, можно сделать вывод о значительном расхождении в том, что, по мнению респондентов, составляет смысл их жизни. Только учащиеся 11-х классов (6,25%) указали в качестве смысла жизни духовное совершенствование. Учителя выбирали этот вариант в 10% случаев. Достаточно часто выбирался вариант «Любовь» – от 20% у девушек 10 класса до 6,25 у девушек 11 класса. Интересно отметить, что такой ответ выбрало одинаковое количество юношей 10 и 11 классов – по 12,5%.
При сравнении наших данных с данными опроса аналитического центра «ЕсооМ», проведённого в 2004 г., мы установили, что наиболее выбираемым является вариант «Самореализация» (39,4% старшеклассников нашей школы, 41,8% в целом по Беларуси). Второе место в опросе «ЕсооМ» занимает «Материальное благополучие», в нашем – «Приобретение профессии» (30% от числа опрошенных старшеклассников). [8, с. 4]. Полные данные приведены в результатах социологического опроса, наиболее часто встречаемые варианты ответов представлены в диаграмме.
Диаграмма 3. Ценностные ориентации
Предварительные результаты показывают, что в число основополагающих ценностей молодых людей не входят служение идее и духовное совершенствование. Они больше ориентированы на успешность в профессии и в личной жизни. Наиболее выбираемые варианты ответов на вопрос: «Какой из этих целей вы хотели бы достигнуть в первую очередь?» ещё раз подтверждают это. 55% девушек 10 класса, 50% их одноклассников, 56, 25% девушек 11 класса хотели бы получить хорошее образование; 31,25% учащихся 11 класса ставят целью создание семьи. Труд на благо ближних выбирают 10% десятиклассниц, к выполнению предписаний религии и религиозному спасения стремятся по 6,25% респондентов девушек 11 класса. Эти данные подтверждают гипотезу об ограниченном воздействии религии и религиозных организаций на современную молодёжь.
2.3 Отношение старшеклассников к религии как социальному явлению
«Исходный момент веры – вопрос о вере в Бога. Здесь возможны такие разнообразные ответы как «верю в Бога», «колеблюсь между верой и неверием в Бога» и «не верю в Бога» [5, с. 45]. Поэтому мы предоставили респондентам 5 вариантов ответа на вопрос «Считаете ли вы себя верующим человеком?». Не считающие себя убеждёнными верующими или атеистами могли выбирать «Скорее да, чем нет» или «Скорее нет, чем да». Результаты показали оправданность такого подхода. Данные, приведённые в таблице, подтверждают, что именно эти два варианта ответа выбирались наиболее часто.
Таким образом, убеждёнными верующими считают себя 33% старшеклассников, участвовавших в опросе. При этом соотношение девушек и юношей, выбравших ответ «да», 41,25% к 25%. Резко отличаются ответы девушек и юношей 11 класса: среди последних ни один не выбрал данный ответ.
Ещё 43,75% респондентов групп 1–4 причисляют себя к скорее верующим, чем к неверующим. 12,5% юношей 10 класса и 18,75% юношей-одиннадцатиклассников считают себя неверующими. Заметим, что ни одна из девушек не выбрала такой ответ. Показательно то, что 20% учителей воздержались от ответа.
Нам показалось интересным сравнить полученные нами данные с данными, приведёнными в учебном пособии Е.М. Бабосова [1, с. 387] об отношении к религии школьников г. Минска. Для этого были составлены диаграммы, отражающие процентное соотношение респондентов, признающих себя верующими; скорее неверующими, чем верующими; неверующими или скорее неверующими, чем верующими и не давшими ответа.
В основе религии как общественного явления находится вера отдельного индивида. При этом она не является синонимом религиозности и не тождественна ей. Вера – это лишь свойство личности принимать какую-либо информацию без доказательства её достоверности. Религия же предполагает не только веру в существование сверхъестественного, но и систему действий и ритуалов. Как показывают данные нашего опроса, подавляющее большинство респондентов различают понятия «религия» и «вера»: от 95% девушек 10 класса до 56,25% учителей, принимавших участие в социологическом опросе.
Диаграмма 4. Отношение к религии школьников г. Минска Отношение к религии учеников СШ №1 г. Логойска
В своём исследовании мы также хотели установить, как старшеклассники относятся к тому, что в современном обществе существует большое количество религий. Как известно, в Беларуси, как и в других странах СНГ, наряду с традиционными религиозными объединениями православных, католиков, протестантов, мусульман, иудеев распространяются и нетрадиционные религиозные культы, такие, как общины кришнаитов, дзен-буддистов, мормонов и др. Большинство их приверженцев молодёжь. Результаты опроса показывают, что подавляющее большинство выступает за свободное право выбирать религию. В то же время 25% девушек 10 класса и 31,25% юношей 11 класса разделяют мнение, что следует придерживаться традиционных, проверенных временем религиозных течений. При ответе на этот вопрос снова о своей нерелигиозности заявляют 18,75% юношей 11 класса. Появляется и явное противоречие: 12,5% девушек 11 класса, выбрали такой же вариант, хотя ранее они причисляли себя к «скорее верующим, чем неверующим».
|
|
|
|
Диаграмма 5. Как вы считаете, вера и религия – это одно и то же?
Ещё один вопрос, включённый нами в данный блок исследования, был сформулирован так: «Почему человек приходит к религиозному существованию?». Предложенные 6 вариантов ответа включали различные мнения. Варианты «У него недалёкий ум» и «Он хочет показать, что он не такой, как все, не был выбран ни одним из респондентов. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что в среде старшеклассников не распространено негативное отношение к верующим и циничное – к религии в целом. Большинство опрошенных придерживаются следующих мнений:
Диаграмма 6
2.4 Конфессиональная самоидентификация респондентов. Отношение к культовой практике
По результатам опроса 2004 г., приводимыми Л.Г. Титаренко, 70,6% опрошенных признали себя православными, 7,9% – католиками, 0,4% – протестантами, 0,2% – мусульманами. [7, с. 38]. Полученные нами данные о конфессиональной самоидентификации респондентов свидетельствуют, что к православным причисляют себя 77,9% старшеклассников, к католикам – 13, 1%, протестантам – 4,3%, что в целом выше, чем по республике. Не относят себя ни к одной из конфессий 4,7%. Ещё один вывод можно сделать, сравнив ответы девушек и юношей. Результаты показывают, что девушки чаще, чем юноши, соотносят себя с определённой конфессией.
Конфессиональная самоидентификация респондентов
Ваше вероисповедание? |
10 класс, девушки |
10 класс, юноши |
11 класс, девушки | 11 класс, юноши | Учителя |
Православие | 80 | 87,5 | 62,5 | 81,25 | 100 |
Католицизм | 15 | 12,5 | 25 | 0 | 0 |
Старообрядчество | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Протестантизм | 5 | 0 | 12,5 | 0 | 0 |
Не христианство | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Вне конфессий | 0 | 0 | 0 | 18,75 | 0 |
Чаше всего для исследования религиозности применяется критерий культовых практик. При этом изучается посещаемость церквей и других мест отправления религиозного культа, а также участие в церковных обрядах. Применив данный критерий, мы получили следующие результаты:
Посещаемость учреждений культа
Как часто вы посещаете учреждения культа? |
10 класс, девушки |
10 класс, юноши |
11 класс, девушки | 11 класс, юноши | Учителя |
Ежедневно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 раз в неделю | 15 | 25 | 18,75 | 0 | 10 |
1 раз в месяц | 15 | 0 | 12,5 | 18,75 | 20 |
2–3 раза в год | 25 | 12,5 | 43,75 | 12,5 | 40 |
1 раз в год | 25 | 12,5 | 6,25 | 6,25 | 20 |
В течение последнего года не посещал (а) | 15 | 50 | 12,5 | 56,25 | 10 |
Никогда не был в храме | 5 | 0 | 0 | 6,25 | 0 |
Эти данные позволяют сделать предварительный вывод, что даже те, кто считает себя верующим и идентифицирует с какой-либо конфессией, не посещают учреждения культа регулярно, в большинстве своём от 1 до 3 раз в год. Но следует отметить, что такое же положение существует и в других странах, где исповедуют христианство: при наличии личной веры в Бога внешние выражения её, такие как посещение богослужений или выполнение обрядов, незначительны. В молодёжной среде наблюдаются те же тенденции. Хотя результаты ответа на вопрос можно трактовать и как подтверждение гипотезы о том, что религия не играет значимой роли в жизни современных старшеклассников.
Но информация о посещаемости учреждений культа не даёт ещё полного представления о степени религиозности человека. Ведь очевидно, что оно может быть обусловлено потребностью в общении, эстетическими потребностями, модой, стремлением соблюдать установки, принятые в данном обществе. Все эти мотивы непосредственно не связаны с религиозностью. Исходя из этого, мы посчитали необходимым включить в наше исследование следующий вопрос: «Что является для вас мотивом посещения учреждений культа?» Ответы распределись следующим образом:
Мотивы посещения учреждений культа
Что является для вас мотивом посещения учреждений культа? |
10 класс, девушки |
10 класс, юноши |
11 класс, девушки | 11 класс, юноши | Учителя |
Красота интерьера | 0 | 12,5 | 0 | 0 | 0 |
Пение и музыка | 0 | 12,5 | 0 | 0 | 0 |
Особая атмосфера | 25 | 12,5 | 18,75 | 18,75 | 40 |
Желание отдать дань традиции | 15 | 12,5 | 18,75 | 31,25 | 20 |
Возможность совершать религиозные предписания | 15 | 25 | 31,25 | 25 | 30 |
Желание выслушать религиозные наставления | 45 | 12,5 | 31,25 | 12,5 | 0 |
Любопытство | 0 | 0 | 0 | 12,5 | 0 |
Чувство одиночества | 0 | 12,5 | 0 | 0 | 10 |
Легко заметить, что девушки в большей степени склонны идти в учреждения культа за религиозными наставлениями или для того, чтобы выполнить религиозные предписания. Юношей же привлекает особая атмосфера, так же они посещают их, просто отдавая дань традиции. Такой мотив как «любопытство» так же встречается только у юношей. В целом количество респондентов, выбравших чисто религиозные мотивы, невелико.
Ещё одним показателем религиозности служит и то, как часто респонденты обращаются с молитвами к Богу. По ответам респондентов можно судить, что это в большинстве случаев происходит спонтанно, ситуативно. Наибольшее количество выборов у ответа «Когда решается важное дело». Вместе с тем достаточно высок показатель ответа «Ежедневно» за счёт того, что его чаще других выбирали девушки. У юношей самым часто выбираемым является «Никогда не молюсь». Таким образом, данные, полученные в ходе опроса, снова подтверждают нашу гипотезу.
Отношение к частной религиозной практике
Как часто вы молитесь? |
10 класс, девушки |
10 класс, юноши |
11 класс, девушки | 11 класс, юноши | Учителя |
Ежедневно | 40 | 25 | 31,25 | 6,25 | 30 |
Когда вспоминаю | 5 | 0 | 18,75 | 0 | 10 |
Когда страшно | 25 | 12,5 | 18,75 | 12,50 | 0 |
Когда решается важное дело | 25 | 25 | 31,25 | 31,25 | 50 |
Никогда не молюсь | 5 | 37,5 | 0 | 50 | 10 |
2.5 Мнение старшеклассников о верующих и служителях культа. Прогнозирование респондентами будущего религиозных организаций
Полученная в результате изучения представлений респондентов о верующих и служителях культа информация позволяет также сделать вывод о роли религиозных организаций в жизни общества. Считают их значимыми для всего общества 52,5% девушек. 25% юношей считают, что религиозные организации значимы только для определённых слоёв общества. Неожиданно велико количество респондентов, выбравших ответ «Затрудняюсь ответить» (присутствуют во всех группах). Представляют интерес и мнения респондентов о верующих, распределившиеся следующим образом:
Диаграмма 7
Следует отметить, что этот вопрос перекликается с ранее задаваемым «Почему человек приходит к религиозному существованию?». Это даёт возможность уточнить позицию респондентов, проверить прочность их позиций и искренность высказываемых ими мнений. Как и в первом случае, ответы на вопрос «По вашему мнению, верующий человек-это…», предполагающие предвзятое, негативное отношение к верующим, («Человек с нарушенной психикой», «Человек, нашедший в религии выгоду, прежде всего материальную»), не выбирались. Чаще всего в опросных листах встречался ответ «Совершенно обычный» – от 45% у девушек 10 класса до 70% у учителей. Респонденты отмечают также роль семьи в формировании религиозных убеждений – от 5 до 18,75% в разных группах.
При анализе ответов на вопрос «По-вашему, служитель культа – это…» можно заметить зависимость выбора ответов от отношения к религии в целом.
Высокоинтеллектуальными, мудрыми людьми представляют себе служителей культа большинство старшеклассников. 50% учителей относятся к служителям культа достаточно нейтрально, подчёркивая, что это «совершенно обычные люди». Достаточно резко высказываются юноши: 31,25% одиннадцатиклассников считают, что служители культа неудачники, которые не нашли себе места в обществе. Причины такого отношения, как нам кажется, в том, что именно юноши ориентированы в нашем обществе на достижение практических результатов, считая духовность второстепенной.
Мнения старшеклассников о служителях культа
По вашему мнению, служитель культа – это… |
10 класс, девушки |
10 класс, юноши |
11 класс, девушки | 11 класс, юноши | Учителя |
Высокоинтеллектуальный, мудрый человек | 45 | 62,5 | 68,75 | 43,75 | 30 |
Совершенно обычный человек | 45 | 12,5 | 31,25 | 25 | 50 |
Неудачник, который не нашёл места в обществе | 0 | 0 | 0 | 31,25 | 0 |
Человек, зарабатывающий на доверии | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Затрудняюсь с ответом | 30 | 25 | 0 | 0 | 20 |
Учащимися 10–11 классов также был сделан прогноз относительно будущего религиозных организаций в нашей стране. Больше всего респондентов склонны считать, что роль религиозных организаций останется прежней. 37,5 юношей 10 класса прогнозируют, что их роль будет уменьшаться. Такого же мнения придерживают 25% их одноклассниц и девушек 11 класса. Разделяющих мнение, что роль религиозных организаций в нашей стране в будущем будет возрастать, оказалось: 16,25% учащихся 10 классов и 21,5% учащихся 11 класса. Также есть респонденты, затруднявшиеся с выбором ответа: 25% юношей 10 класса, 5% девушек 10 класса. Среди учащихся 11 классов, не определившихся с их мнением относительно будущего религиозных организаций в нашей стране, нет.
Таким образом, гипотеза об ограниченном влиянии религиозных организаций снова подтверждается полученными в ходе исследования данными.
2.6 Сравнительный анализ результатов социологических опросов 2001 и 2007 гг., проведённых в 10–11 классах Логойской СШ №1
Анализ ответов на вопросы 18–30 дал возможность оценить степень религиозности респондентов, т.е. меру укоренённости веры во все структуры сознания, а также изменения, произошедшие в представлениях старшеклассников за 5 лет. Для этого мы составили сравнительную таблицу, в которую ввели средние показатели по ответам учащихся 10 и 11 классов на вопросы, предлагавшиеся в ходе социологического опроса 2001 года.
Как свидетельствуют полученные данные, по некоторым показателям результаты ниже, чем в 2001 году. Это, прежде всего, касается вопроса «Верите ли вы в бессмертие души», по которому тенденция к снижению религиозности прослеживается наиболее наглядно: 95% учащихся 10 классов в 2001 г. и 70% – в 2007 г. Результаты опроса показывают, что в целом лишь 43,75% считают, что душа бессмертна, из них 70% – это девушки. В то же время отмечается снижение процента старшеклассников, причисляющих себя к православной конфессии, и увеличивается число идентифицирующих себя как католики.
Показательны также данные о том, насколько хорошо старшеклассники знают основы христианского учения. Мы изучили результаты перечисления респондентами известных им заповедей. В общем виде данные представлены в таблице:
Анализ полученных данных позволяет утверждать, что, как и предполагалось, большинство старшеклассников можно отнести к группе людей со спорадической (ситуативной) религиозностью. Также значительно число респондентов с умеренной религиозностью, в мировоззрении которых религиозный элемент присутствует, но не является решающим.
Заключение
Таким образом, полученные в процессе исследования результаты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы:
§ В то время как в Республике Беларусь наблюдается рост числа религиозных организаций, а их представители заявляют обо всё возрастающем влиянии на молодёжь, можно утверждать, что в большинстве случаев речь идёт лишь о внешней, декларируемой религиозности молодых людей. Подавляющее большинство религиозных проявлений носят модный, показной характер.
§ Религиозность юношей может быть оценена в целом как низкая по количественному критерию и эклектичная по качественному критерию.
§ Религиозная культура и религиозное сознание у представителей молодёжи замещается светской культурой и безрелигиозным сознанием. Данные нашего исследования подтверждают вывод, сделанный Л.Г. Титаренко в статье «Отношение белорусов к религии: гендерные различия»: «Общая тенденция оценки значимости религии в Беларуси не сильно отличается от тенденции религиозности в других европейских странах, где значительно больше женщин, чем мужчин, признаёт важность религии в их жизни: практически по всем позициям разница составляет 10% и более, т.е. является статистически значимой» [7, с. 39]
Значимость работы заключается в анализе сущности религиозности и отношения к религии старшеклассников школы, что позволяет понять и объяснить многие явления, происходящие в молодёжной среде общества, а также строить прогнозы на дальнейшее развитие ситуации. Практическая значимость работы связана с возможностью использования результатов, как при планировании воспитательной работы школы, так и в практической работе классных руководителей. Собранные данные дадут возможность также корректировке формы и методы работы с молодёжными организациями. Материалы исследования также могут быть использованы в преподавании курса «Человек Общество. Государство. Мир культуры».
Литература
1. Бабосов, Е.М. Прикладная социология. – Мн., 2001
2. Грыгор’ева В.В., Завалюнюк У.М., У.І. Навіцкі, А.М. Філатава. Канфесіі на Беларусі. – Мн., 1998
3. Яскевич Я.С., Денисюк Н.П. и др. Человек и общество. – Мн., 2002
4. Кулаков А. Что такое религия? «История». Первое сентября», 18/2005