Курсовая работа: Керамические товары

Курсовая работа: Керамические товары

Оглавление


Введение

2

Классификация, состав и строение керамики

3-6

Потребительские свойства  керамических товаров

7-8

Факторы  формирования потребительских свойств  и ассортимента потребительских товаров

9-14

Классификация и групповая  характеристика  ассортимента  керамических товаров

14-18

Качество керамических товаров

18-20

Заключение

21


Введение

Производство  керамических  изделий – посуды и хозяйственной утвари  является,   пожалуй наиболее древним  занятием человека,  именно по  характеру черепков, найденных в местах  древних поселений  археологи  определяют  их принадлежность к той   или  иной  культуре.

Несмотря на свою древность, керамика  находит свое применение и в 21 веке,  при этом   наибольшая часть объема производства приходится на керамическую посуду.

В Республике Беларусь, где придается большое значение  повышению качества жизни народа,  работает большое количество   крупных промышленных предприятий по производству керамической посуды: Добрушский фарфоровый завод, ОАО «Белхудожкерамика»  Радошковичи, ивенецкий завод художественной керамики, ЗАО «Художественная керамика» Бобруйск.

В настоящей работе  рассмотрены  вопросы  производства керамических изделий и их товароведение. 

 


Классификация, состав и строение керамики.

Керамику классифицируют по характеру строения, степени спекания (плотности) черепка, типам, видам и разновидности, наличию глазури.

По характеру строения керамику подразделяют на грубую и тонкую. Изделия грубой керамики (гончарные изделия, кирпич, черепица) имеют пористый крупнозернистый черепок  неоднородной структуры, окрашенный естественными примесями в желтовато-коричневые цвета.

Тонкокерамические изделия отличаются тонкозернистым белым или светлоокрашенным, спекшимся или мелкопористым черепком однородной структуры.

По степени спекания (плотности) черепка различают  керамические изделия  плотные, спекшиеся с водопоглощением менее 5% - фарфор, тонкокаменные изделия, полуфарфор и пористые с водопоглощением более 5% - фаянс, майолика, гончарные изделия.

По составу и свойствам керамические изделия делят на типы, виды и разновидности. Основные типы керамики – фарфор,  тонкокерамические изделия, полуфарфор, фаянс, майолика, гончарная керамика.

Тип керамики  определяется характером используемых материалов, их обработкой, особенно  тонкостью помола, составом  масс и глазурей, температурой и длительностью обжига. В состав масс всех типов керамики входят пластичные глинистые вещества (глина, каолин), отощающие материалы  (кварц, кварцевый песок), плавни (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола  и др.) При  обжиге отформованных изделий в результате  сложных физико-химических превращений и взаимодействий компонентов масс и глазурей, формируется их структура. Структура черепка  неоднородна и состоит из кристаллической, стекловидной и газовой фаз.

Кристаллическая фаза образуется  при разложении и преобразовании глинистых веществ и других компонентов массы. Она включает кристаллы муллита  3Al2O3 * 2SiO2, остатки измененного глинистого вещества, оплавленные зерна кварца. Кристаллическая фаза и особенно муллит придают черепку прочность, термическую и химическую устойчивость.

Стекловидная фаза возникает за счет расплавления    плавней и частично других компонентов. Она соединяет  частицы  массы, заполняет поры, повышая  плотность черепка;  в количестве до 45 - 50% увеличивает прочность изделий, при большем  содержании – вызывает  хрупкость изделий, снижает их термостойкость.  Стекловидная фаза способствует  уменьшению водопоглощения, обуславливает просвечиваемость черепка.

Газовая фаза (открытые и замкнутые поры) оказывает неблагоприятное влияние на физико-химические свойства изделий;  снижает прочность, термическую и химическую устойчивость, вызывает водопоглощение и   водопроницаемость черепка.

Различие между отдельными типами керамики обусловлено спецификой их внутренней  структуры, то есть составом и соотношением отдельных фаз, составом  и структурой глазури.

          Основными типами керамики являются следующие:

Фарфор – тонкокерамическое изделие с плотным, спекшимся, блестящим в изломе черепком белого цвета с голубоватым оттенком. Его подразделяют на два вида: твердый  и  мягкий.

В состав твердого фарфора  входят 50% глинистых веществ  и по 25% отощитенлей и плавней. В структуре  обожженного при 1380-1420оС черепка кристаллическая фаза составляет 30-35%, стекловидная фаза - 40-60, газовая фаза -  5-7%. Поэтому  твердый фарфор  отличается высокой степенью спекания  (водопоглощение 0,1-0,2%), прочностью, термической и механической устойчивостью. Просвечивает в толщине до 2,5 мм, при ударе издает чистый звук. Используется  при изготовлении посуды и художественных изделий.

К твердому фарфору по своим свойствам близок низкотемпературный фарфор. Низкотемпературный  фарфор содержит 41-46% глинистых веществ и 45-52% плавней, что позволяет снизить температуру обжига до 1180оС. Он характеризуется высокой прочностью. В тонком  слое не просвечивает, так как покрывается непрозрачной глазурью. Применяется  такой фарфор в основном для изготовления посуды, предназначенной для предприятий  общественного питания.

Мягкий фарфор  выпускают нескольких разновидностей. В нашей стране  изготавливают  мягкий костяной и  высокополевошпатовый фарфор.

Мягкий  костяной фарфор  отличается  высоким содержанием в массе плавней  - 53% полевого шпата и костяной золы, глинистых веществ – 32%  и кварцевых (отощителей ) – 15%. Ввиду этого его обжигают  при 1260оС; в структуре черепка до 85%  стекловидной фазы. Черепок  очень тонкий, высокой белизны  и просвечиваемости (до 4 мм). Однако, костяной фарфор имеет меньшую, чем  твердый фарфор прочность и термостойкость. Используют его  для изготовления высокохудожественной  чайной и кофейной посуды, декоративных изделий.

Мягкий  полевошпатовый фарфор  предназначен в основном для художественно-декоративных изделий.

Тонкокаменные изделия имеют  спекшийся  непросвечивающийся  белый или окрашенный  в сероватые, голубые, бежевые тона  черепок с водопоглощением 0,5-3,0%.  Они отличаются  повышенной механической  прочностью и  термостойкостью.  Применяют  их в производстве  посуды  и художественных  изделий, а некоторые  разновидности – для  жаростойкой  кухонной посуды.

Полуфарфор  - это тонкокерамические изделия  с непросвечивающимся  белым или окрашенным  черепком с водопоглощением 0,5-5,0%.  Из полуфарфора изготавливают посуду различного назначения и художественно-декоративные  изделия.

Фаянс  представляет собой  тонкокерамические изделия с пористым  непросвечивающимся  черепком  белого цвета с желтоватым оттенком. В нашей стране вырабатывают  твердый  фаянс  с водопоглощением  9-12%.  Он  содержит 60-63%  глинистых веществ и  лишь 5-15% плавней. Поэтому основной фазой черепка, обожженного  при 1250-1280оС, является кристаллическая.  Стекловидная фаза  (около 20% объема) располагается между  структурными  элементами черепка, обеспечивая  их связь, но не заполняя пор.  Общая пористость  26-30%.

Ввиду высокой пористости  фаянс  всегда глазируют, но и в этом случае он склонен к влажностному  набуханию. При ударе фаянс издает глухой звук. Он отличается  более низкой по сравнению с фарфором прочностью и термостойкостью. Пониженная  термостойкость фаянса  обусловлена высоким термическим  расширением  легкоплавкой глазури и резким  отличием  ее по составу  от глинисто- кварцевого черепка. Фаянс  используют  в производстве посуды, главным образом  столовой, и художественных изделий.

Майолика – это тонкокерамические изделия с пористым непросвечивающимся черепком. Их подразделяют на два вида:  майоликовые изделия из масс на основе беложгущихся глин и из масс на  основе цветных  глин. Водопоглощение майолики с белым черепком – 12%, с цветным – 16%. Майолика  менее прочна и  термостойка, чем фаянс, но исключительно  декоративна.

Гончарная  керамика – это  грубокерамические изделия с крупнозернистым  естественно окрашенным  черепком. Вырабатывают их  из гончарных глин с добавками отощителей;  водопоглощение – 15-16%;  частично или полностью  покрывают легкоплавкими глазурями. Из гончарной керамики изготавливают  хозяйственную посуду и  частично декоративные изделия.

По наличию глазури керамические изделия  подразделяют на  глазурованные и неглазурованные. Глазури могут быть прозрачными и  заглушенными, бесцветными и  цветными (одно- и многоцветными), с поверхностью  блестящей, матовой , ирризирующей, с рисунком  «кракле» и другие.

Потребительские свойства  керамических товаров.

Потребительские свойства  керамических товаров определяются  функциональными, эргономическими ,  эстетическими достоинствами  авторского образца, свойствами керамики и и качеством  изготовления изделий.  Многие физико-химические свойства  керамики служат  показателями потребительских свойств  фарфоровой и  фаянсовой посуды. Важнейшими из  них являются  следующие.

Пористость это содержание  открытых и замкнутых пор  в черепке. Открытая  пористость  характеризуется  величиной  водопоглощения  и изменяется  от 0,1% у фарфора до 16% у майолики. С увеличением пористости  снижается прочность изделий, их термостойкость, химическая устойчивость, гигиеничность, просвечиваемость, несколько повышается  белизна.

Белизна – способность  диффузно отражать свет – представляет  собой важный  показатель  эстетических свойств фарфоро - фаянсовых изделий. Зависит она главным образом от  присутствия  в массах и глазурях  окрашивающих оксидов – ( Fe2O3, TiO2 и других), режима обжига. Белизна  твердого фарфора  - 60-65%, костяного – 74-78%.

Просвечиваемость,  то есть способносчть пропускать свет, присуща только твердому  и мягкому фарфору.  Она зависит от количества  стекловидной фазы  в структуре пористости.  Просвечиваемость черепка  твердого фарфора  толщиной 2 мм составляет 0,09-0,15%, мягкого  - гораздо выше.

Блеск глазури  - способность поверхности изделия  зеркально отражать свет – определяется  составом глазури и состоянием поверхности. Наличие в составе  глазури оксидов  калия, бария, свинца  повышает блеск, а дефекты  глазури – наколы, оспины – снижают его.

Механические  свойства керамики, как  и стекла,  характеризуются  высокими показателями  прочности при сжатии  и низкими при растяжении, изгибе, ударе. Так прочность  твердого фарфора  при сжатии  450-550 МПа, при  растяжении  40, а при  ударе  - всего 0,1-0,2 МПа.  Глазурь фарфора  отличается  высокой твердостью – 7 единиц минералогической  шкалы, глазурь фаянса – 6, глазурь майолики – 5 единиц. Твердые глазури  хорошо противостоят  истиранию, царапанью, долгое время  сохраняют  гладкость и  и блеск  поверхности. Механические  свойства  керамики зависят от  состава и структуры черепка и глазури, состояния поверхности.

Термическая  устойчивость  изделий  во многом  обуславливается свойствами  глазури  и ее согласованностью с черепком по термическому расширению. Термостойкость  посуды из твердого фарфора не менее 165оС, фаянсовой с  бесцветной глазурью – 145, с цветной глазурью – 115, майоликовой посуды – 130-150оС.

ГОСТ 4.69-81 «Посуда фарфоровая и фаянсовая. Номенклатура показателей»  Устанавливает Следующий перечень показателей, которые учитывают  при разработке стандартов и  оценке качества изделий:

показатели назначения  - линейные размеры и вместимость, устой на поверхности, величина  водопоглощения, термостойкость;

показатели надежности сопротивление изгибу,  удару, отрыву приставных деталей, прочность на истирание  глазури и  декора, их кислото и щелочестойкость;

эстетические показатели – белизна, просвечиваемость черепка,  блеск глазури, точность  воспроизведения авторского образца и эталона, показатели  целостности  композиции, совершенства формы и декора;

эргономические показатели гигиеничность  и  удобство пользования изделием. Гигиеничность характеризуется  выделением  вредных веществ, а удобство  пользования – показателем  соответствия массы  изделия силовым возможностям человека, размерам  и форме руки, оно характеризуется также допустимым углом  наклона изделия до выпадения крышки, шероховатостью незаглазурованных  частей изделия.

Факторы формирования потребительских  свойств и ассортимента керамических товаров

 Потребительские  свойства и ассортимент керамических изделий  формируются на стадиях разработки и  изготовления и  зависят от совершенства  формы и конструкции авторского образца, свойств керамики, тщательности изготовления  серийной  или массовой продукции. В свою  очередь качество изготовления изделий определяется характером технологии и точностью ее соблюдения.

Сырье для изготовления  керамических товаров

Сырье  для  изготовления керамических товаров подразделяют на материалы  для черепка, глазури  и материалы для декорирования.

Материалы для черепка – это  пластичные  глинистые вещества (глина, каолин),  отощающие  (кварцевые)  материалы и плавни. 

Глина  - тонкодисперсная  горная порода, представляющая  собой  смесь  различных  минералов  - водных алюмосиликатов (каолинит и др.).  Глины   подразделяют  по огнеупорности,  способности к спеканию, окраске.  В производстве  фарфора и фаянса  используют  огнеупорные, беложгущиеся  глины (не более 0,8-1% оксидов железа), в  гончарном производстве легкоплавкие  красножгущиеся глины.

Каолин – наиболее ценный  глинистый материал, отличающийся  высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью;  ввиду меньшего содержания  окрашивающих примесей  он имеет почти чисто-белый  цвет.

В основе керамического производства  лежат  характерные  свойства глинистых материалов – способность  образовывать  с водой  пластичное тесто и легко формироваться, сохранять  связность в  сухом состоянии и  приобретать прочность и твердость после  обжига. Глинистые материалы, особенно каолин, повышают белизну, прочность, химическую и термическую устойчивость обожженных изделий.

Отощители – непластичные материалы (кварц, кварцевый песок), которые регулируют  пластичность, сокращают усадку изделий при сушке и обжиге, формируют структуру черепка при обжиге.

Плавни – это  легкоплавкие материалы (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.), снижающие  температуру обжига и способствующие спеканию черепка. Расплавляясь при обжиге, они  образуют  прозрачное вязкое стекло,  которое связывает  чатицы массы, заполняет поры, частично  растворяет глинистые  вещества  и выделяет из расплава кристаллы муллита. Плавни  обуславливают просвечиваемость и  другие свойства черепка.

Материалами для глазури  служат полевой шпат, кварцевый песок, мел и другие.

Глазурь – это стекловидная пленка на поверхности керамических изделий. Она  снижает водопоглощение черепка, повышает прочность, гигиеничность и эстетичность  изделий.  Тугоплавкую  фарфоровую глазурь  изготавливают из полевого шпата,  кварца с добавкой каолина,  а легкоплавкую  фаянсовую  и майоликовую  - из кварцевого песка, соды, мела, оксидов бора, стронция и др.

Материалами  для декорирования керамики являются керамические краски, препараты драгоценных металлов, люстры. Керамические краски  подразделяют на надглазурные, внутриглазурные и подглазурные.

Разнообразные  по цвету надглазурные краски  представляют  собой смесь пигментов (оксиды  железа, кобальта, меди и др.) с флюсами (свинцовые, свинцово-борные  силикаты). При обжиге  (600-800оС) флюсы  размягчаются и краска наплавляется на глазурь.

Внутриглазурные   краски обжигают  при 1200-1400оС. При этом  краски выплавляются или погружаются в глазурь,  что обеспечивает их высокую механическую и химическую устойчивость.

Подглазурные краски  (оксиды кобальта, хрома, марганца, растворимые соли,  ангобы) наносят  на   неглазурованную поверхность черепка и закрепляют в политом обжиге вместе с глазурью. Подглазурный  кобальт  дает глубоко синюю окраску, а растворимые  соли  кобальта, никеля – мягкие (пастельные) тона.  Ангобы – краски на основе тонкодисперсных глин с добавлением пигментов – широко используют при декорировании майолики и реже при декорировании фаянса.

Производство керамических изделий

Производство керамических изделий состоит из обработки сырья и приготовления массы, формирования изделий, сушки, обжига  и декорирования.

Обработка  сырья и приготовление керамической массы сводятся к очистке сырья от посторонних (главным образом окрашивающих) примесей, грубому и тонкому его измельчению, смешению в соответствии с рецептурой, тщательной переминке и вакуумизации массы.  Примеси оксидов титана, железа вызывают  желтоватые, сероватые оттенки черепка, а неоднородность массы является причиной образования деформаций, трещин, неровностей.

Формование бытовых изделий производится  в основном из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде).

Изделия простых очертаний (тарелки, кружки, салатники и т.д.) формируют  из пластичной массы влажностью 20-25% на станках в гипсовых или других вращающихся формах  посредством шаблона или ролика. Изделия  сложной конфигурации, с тонкими стенками, рельефным  или  ажурным рисунком  изготавливают отливкой жидкого шликера в гипсовые формы.

Новыми  прогрессивными методами  производства керамических изделий  являются  формование из пастообразных масс, прессование в металлических формах из порошков.

Возможные дефекты  формовки разнотолщинность  стенки,  следы изношенных форм, попадание кусочков гипса в массу.

Сушка  имеет целью повысить прочность полуфабриката и подготовить  его к обжигу.  Влажность  доводится до 1-2%. При  слишком быстрой  или  неравномерной сушке  возможны  деформация или образование трещин.

Обжиг формирует структуру черепка и свойства керамических изделий.  Обычно  проводят двукратный обжиг. Первый обжиг  - утельный – для твердого фарфора является предварительным  (900-1000оС), для мягкого фарфора (1260оС), фаянса  (1250-1280оС), майолики  (990-1100оС) – основным, определяющим их свойства. Второй  - политой – обжиг твердого фарфора (1350-1420оС) имеет целью завершение  физико-химических превращений компонентов, окончательное  формирование черепка  и  глазури, ее зеркальный разлив. При политом обжиге  мягкого фарфора, фаянса и майолики  происходит  плавление и  закрепление глазури. Изделия из низкотемпературного фарфора закрепляют однократно.

При  нарушении газового и температурного режимов обжига возникают дефекты черепка и глазури: пятнистость, деформация, трещины, пузыри и прыщи, мушка, матовость, наколы, плешины глазури и др.

Декорируют керамические изделия посредством окрашивания  массы в розовый, голубой, зеленый цвета, нанесение  декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых  и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием.

Основными видами разделок являются  следующие.

Усик, отводка, лента – это непрерывные  круговые полоски разной ширины: усик – до 1 мм, отводка – до 3, лента – 4-10 мм. На фаянсовые  изделия  наносят  также буфетную ленту  шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую вырезной край. Эти разделки применяют самостоятельно или в комбинации с  другими.

Трафарет представляет собой плоскостной  одно-, двух- или многокрасочный рисунок  с  резко очерченными краями. Получают его  распылением краски через вырезы трафарета. Внешние признаки: в рисунке отсутствуют мелкие детали, краска нанесена тонким слоем, детали рисунка отделены друг от друга.

Крытье сплошное – это покрытие корпуса изделия  равномерным слоем краски;  полукрытье – цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье – это крытье  с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой  в краске прочищен узор.

Штамп – однокрасочный  графический  рисунок  краской или золотом, наносимый  резиновым штампом.  На фаянсовой посуде используют  штамп с цветным пудражом  одной или более красками.

Печать  - графический однокрасочный  рисунок, перенесенный с  гравированной доски или вала на папиросную бумагу или резиновую мембрану, а с них на изделие. Рисунок может быть  дополнительно раскрашен вручную одной, двумя или более красками. Внешние признаки: – тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски.

Декалькомания  (деколь) представляет собой  одно или многокрасочный рисунок, наносимый  с помощью переводной картинки.  Различают  деколь обычную и сдвижную, или  шелкотрафаретную.  Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного  тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако  число красок  в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны  комбинированные и золотосодержащие деколи.

Шелкография – это одно-  или  многокрасочный рисунок с  тонкими и точными штрихами.  Получают его продавливанием  краски через  шелковый трафарет-сетку.

Живопись  выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок  сочный, яркий со следами  работы кистью. Иногда  рисунок наносят по мастике. По рисунку матовым золотом может выполняться гравировка (цировка).

Разделка рельефа – это разрисовка  всех деталей рельефа краской или золотом.

Фотокерамика – фотография, воспроизведенная на изделии, часто в медальоне – круглом, овальном или ином обрамлении.

Рисунки  в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой  по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять  и более не связанных друг с другом лепков или  рисунков;  букетом – до трех рисунков включительно.

Разделки  выполненные надлазурными красками,  закрепляют в муфельном обжигу. Затем изделия сортируют, маркируют штампом или деколью с указанием  товарного знака завода, сорта, группы разделки, розничной цены.

Изделия 1-го  сорта  маркируются красной  краской, 2-го – синей, 3-го – зеленой.

Классификация и групповая характеристика ассортимента  керамических  товаров.

Ассортимент  керамических товаров  формируется под воздействием  научно-технического прогресса,  социально-демографических факторов, смены стилевых  направлений в декоративно-прикладном искусстве.

Ассортимент  изделий  тонкой керамики  классифицируют по типу керамики, назначению, виду изделий,  фасонам, размерам, видам и сложности  декорирования, комплектности.

По типу керамики   различают  фарфоровые, тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые м майоликовые изделия.  Фарфоровые изделия  составляют 60-65% общего производства тонкой керамики, фаянсовые –32, майоликовые 2%.

По назначению  выделяют посуду  для предприятий общественного питания и изделия бытового назначения.  Посуда для  предприятий общественного  питания  специализируется по типам предприятий  (рестораны, кафе, детские сады и т.п.); она должна быть строго функциональной, удобной в складировании, мойке.

Изделия бытового назначения подразделяют на посуду (чайную, кофейную, столовую, кухонную) и художественно – декоративные изделия (скульптура, вазы  для цветов и декоративные настенные  украшения и др.) Среди посуды различают также изделия  повседневного и праздничного характера. Соотношение  изделий различного назначения  в ассортименте  определяется  типом керамики.

Виды (наименования) посуды различны. Названия  изделий обычно  связаны с их назначением (чайник, сахарница и т.п.).

Фасон изделий  определяется формой корпуса (шар, овал, конус и т.п.), конструкцией (на ножке,  поддоне, с ручками, крышкой), характером поверхности (гладкая, с рельефным рисунком) и края изделия (ровный, вырезной), видом  борта (сплошной, ажурный).  В соответствии с формой корпуса  и отношением высоты (h) к диаметру (d) посуду  подразделяют на плоскую  h/d £ 0,5 или полную h/d > 0,5. Фасонам присваивают индивидуальные названия («Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера.

По размерам  фарфоровую посуду   подразделяют  на мелкую – диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 0,25 л.,  среднюю диаметром или длиной дл 250 мм  и вместимостью до 0,6 л. и крупную  диаметром  диаметром  или длиной от 250 мм и  вместимостью 0,6 л. и более. По толщине черепка  посуду из твердого фарфора  разделяют на  посуду с обычным,  утолщенным черепком и тонкостенную.

По видам разделок  различают  посуду, украшенную  деколью, печатью, живописью и др.

Разделки  и соответственно изделия  подразделяют на груповые и внегрупповые.  Сложность и номер группы разделки зависят от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглазурные, золото и т.д.), композиции рисунка (сплошной, букетом и т.д.). Групповые  разделки  фарфоровых изделий делят на десять  групп  - с 1-й по 10-ю, фаянсовых на  семь групп – с 1-й по 7-ю.

Разделки  посуды из керамики других  типов на группы не подразделяют.

          Внегрупповые изделия относят к высокохудожественным,  их фасоны и разделки  отличаются  высокой сложностью  и оригинальностью. В прейскуранте они имеют индивидуальные описания.

          Перспективными направлениями  в декоре фарфоровых изделий  являются  использование  цветных масс, комбинированных  и золотосодержащих деколей, люстров.  В декоре  наряду с  традиционными цветочными применяют  пейзажные, охотничьи  и другие сюжеты.

          По комплектности  различают посуду штучную (одиночную),  парную (чашки с блюдцами), в виде наборов,  комплектов, сервизов и гарнитуров.

Наборы – совокупность одного вида посуды, например наборы тарелок разного размера.

Комплект – несколько видов посуды одного назначения, например подарочный  комплект из чашки с блюдцем и тарелки.

Прибор – это набор или комплект для индивидуального пользования.

Сервизы – чайные, кофейные, столовые включают  обязательные виды посуды для определенного числа человек.

Гарнитуры – представляют собой совокупность сервизов, наборов или комплектов, объединенных  единым стилевым решением.

Среди внегрупповых изделий имеются  сервизы и гарнитуры расширенной комплектации.  Составы комплектующих изделий  предусмотрены прейскурантом.

          Ниже приведена  характеристика  ассортимента  изделий из различных типов керамики.

Фарфоровые изделия благодаря  ценным физико-химическим и эстетическим свойствам  фарфора очень разнообразны по назначению.

Ассортимент  чайной и кофейной посуды из твердого фарфора  весьма широк и представлен в прейскуранте  следующими  основными видами: чайные чашки с блюдцами  (вместимостью 0,2-0,5 л.), кофейные чашки (0,60-0,130 л.)  кружки (0,90-0,5 л.), стаканы  (0,2-0,25 л.),  пиалы  (0,140-0,4 л.), чайники  заварные (0,25-1 л.), доливные (до 5 л.),  кофейники  (0,5-1,4 л.), масленки, сливочники, сухарницы, вазы для фруктов и варенья, блюдца для варенья,  сухарницы, полоскательницы.

Выпускают посуду с обычной толщиной черепка и тонкостенную, групповую и внегрупповую, штучную и комплектную – комплекты, наборы, сервизы, гарнитуры.

Ассортимент  чайной и кофейной посуды  из низкотемпературного фарфора менее разнообразен – в основном это отдельные изделия.

Ассортимент  столовой посуды  из обычного, твердого и  низкотемпературного фарфора включает тарелки  мелкие (диаметром 150,175, 200, 220, 240 мм), глубокие (200, 220,240 мм), миски (170-220 мм), блюда круглые (250—350 мм), овальные, селедочницы, вазы для бульона, супа, копмота (вместимостью 1,2-3,5 л.), подливочники,  салатники, менажницы (для гарнира), шпротницы, изделия для специй – солонки, горчичницы, перечницы, хренницы, уксусницы. Вырабатывают как штучную, так и комплексную столовую посуду в виде наборов и сервизов.

Кухонную посуду изготавливают из твердого и низкотемпературного фарфора;  это банки для сыпучих продуктов, горшки для простокваши, смиетанницы, сырницы, чайницы, доски для сыра, подносы, дуршлаги и др.

Чайная  и столовая  посуда для детей  (штучные изделия и наборы) помимо меньших размеров отличаются  простыми удобными формами, яркими рисунками с изображениями животных, птиц, персонажей сказок и т.п.

Художественно-декоративные изделия представлены весьма широко. Это  высокохудожественная  посуда,  декоративные изделия  для украшения стола и интерьера,  сувениры. Их изготавливают из твердого и мягкого фарфора, белых и  цветных масс. Декоративные изделия,  (скульптура, бюсты и др.) могут выпускаться глазурованными  и неглазурованными, в  «белье» и раскрашенными, в виде отдельных изделий или комплектов. Номенклатура изделий, художественное их решение специфичны для каждого завода изготовителя.

Ассортимент тонкокаменных изделий из полуфарфора включает отдельные предметы и наборы посуды,  декоративные изделия: вазы,  скульптуру, куманцы, пепельницы и сувениры. Декорируют их ангобами, надглазурными и и подглазурными красками, растворимыми солями металлов, цветными глазурями.

Из термостойких тонкокаменных масс вырабатывают кухонную жаростойкую посуду.

Ассортимент фаянсовых изделий ввиду меньшей механической и термической устойчивости, отсутствия  просвечиваемости,  предствлен в основном столовой, штучной  и комплектной  посудой. Ее номенклатура и варианты размеров разнообразнее, чем у фарфоровой  посуды. Однако около 70% в ассортименте фаянсовой посуды  составляют тарелки. Ассортимент чайной  посуды невелик; в нем отсутствуют,  например чайники, вазы для варенья, чайные сервизы. Выпускают и кофейные сервизы. Фасоны  изделий округлые  или овальные с мягким переходом частей,  разделки выполнены обычно подглазурно полумеханическими методами. Художественно-декоративные изделия представлены  вазами для цветов и декоративными настенными тарелками, сувенирами.

Майоликовые изделия  носят выраженный  национальный  характер. Структура  ассортимента, виды  формы изделий, приемы  декорирования  и даже цветовой колорит  традиционны  для отдельных местностей и предприятий. Ассортимент классифицируют  по виду  черепка  - из беложгущихся и цветных глин, назначению и  другими признаками.  Из майолики  вырабатывают  штучную и  комплектную  чайную, кофейную и столовую посуду, в большом  количестве  выпускают художественно-декоративные изделия.

Художественные  майоликовые изделия  представлены скульптурой (чаще фигурки животных),  вазам для цветов и декоративными (настольными, настенными, напольными, подвесными), настенными тарелками и блюдами,  сувенирами, а также изделиями утилитарного характера.  Декорируют майоликовые изделия  росписью ангобами, гравировкой по ангобу, одноцветными  и  потечными глазурями, глазурями  внесенными в «кракле», восстановительного огня и др.

Основными направлениями развития ассортимента тонкокерамических изделий являются дизайнерская  разработка конструкций посуды для  отдельных типов предприятий  общественного питания и бытовой посуды для кухни (емкости для холодильника и др.), повышение доли комплектной посуды в общем  выпуске   до 30%,  варьирование состава комплектной  посуды  повседневного пользования в соответствии с  требованиями  потребителей, улучшение  ее эстетических свойств.

Качество  керамических товаров.

Стандарты  различных категорий и видов регламентируют  показатели  потребительских  свойств керамических товаров, правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Установлены  показатели назначения – размеры и  устойчивость изделий на плоскости,  показатели  водопоглощения и термостойкости. Водопоглощение  черепка обычного твердого фарфора не должно  превышать 0,2%,  низкотемпературного  фарфора  - 0,8,  тонкокаменных изделий – 3, фаянсовых – 12,  майоликовых с белым черепком – 12, с цветным  черепком – 16%.

Термостойкость фарфоровой посуды  должна составлять 165оС, фаянсовой с бесцветной глазурью – 145, с цветной глазурью – 115,  майоликовой посуды –130-150оС.

Нормируют  показатели  надежности – прочность плоских изделий  и прочность  прикрепления деталей, кислотостойкость  посуды. Посуда должна быть прочной. Тарелки  и блюдца из обычного  твердого и  низкотемпературного  фарфора не должны разрушаться при хранении  в течение 5 дней в стопах по 120 штук, из костяного  фарфора и фаянса по 100 штук. Приставные детали (ручки, носики) должны выдерживать нагрузку,  которая вдвое превышает   массу воды,  заполняющую изделия. Поверхность посуды, соприкасающейся с пищей должна быть кислотостойкой.

Обуславливают  эргономические  показатели. Ограничивают  выделение вредных веществ из  глазури и  керамических красок, нормируют  показатели удобства пользования:  плотность посадки крышки, показатель сливной способности. Крышки чайников и кофейников  не должны выпадать  при наклоне изделия на 70о (крышки с высоким шарниром или замком –на 80о) жидкость  должна выливаться из посуды нераздельной параболической струей.

Из эстетических  показателей  нормируют белизну (60-65%) и просвечиваемость  (до 2,5 мм) фарфора.  Показатели  целосности  композиции, совершенства  формы и декора регламентируют требованием соответствия изделий  образцу-эталону.

Стандарты устанавливают требования к качеству изготовления посуды.  Посуда  должна  иметь правильную форму, детали  (ручки, носики)  должны  соответствовать оттенку корпуса.  Глазурь  должна быть сплошной, равномерной по толщине, незаглазированные  края  фарфоровых изделий  - зашлифованными и заполированными, ножки – зашлифованными.

При отступлениях  в технологических режимах возможно образование дефектов. Не допускаются  следующие дефекты, при наличии которых  изделия переводят в брак:  трещины,  сквозные отколы,  незашлифованные и  незаглазированные, пузыри (вздутия черепка или глазури диаметром 4 мм и более), цек (трещина) глазури, отслоение краски, ангобы, глазури.

В зависимости от вида, размера и количества дефектов  фарфоровую и фаянсовую посуду  подразделяют на 1,2 и 3-й сорта; изделия  тонкокаменные и  и майоликовые – на 1-й и 2-й сорта.  Посуду из низкотемпературного фарфора  на сорта не делят. Для некоторых предприятий  предусмотрены  етыре сорта – высший, 1,2 и 3-й.

При  контроле качества керамических товаров в торговле из разных мест  партии  отбирают выборку в объеме 1%, но не менее 10 изделий.  Проверяют  соответствие  изделий   образцам  - эталонам  по форме, отделке, декору, комплектности, определяют  наличие дефектов и правильность  установления сорта. В необходимых  случаях в лабораторных условиях измеряют  физико-технические показатели.

При приемке товаров контролируют  способ и состояние упаковки, полноту и четкость маркировки.

Заключение

В настоящей работе  рассмотрены вопросы  производства и товароведения  керамических товаров -  посуды,  предметов  хозяйственного  назначения  и  художественных изделий.

Несмотря на  свой  древний возраст производство и  торговля керамическим изделиями актуальна и прибыльна в настоящее время, примеры тому – успешная работа  многих  белорусских предприятий, как производящих массовую продукцию, так  и  небольших  ремесленных мастерских.