Курсовая работа: Конкурентоспособность России

Курсовая работа: Конкурентоспособность России

Содержание

Содержание. 1

Введение. 2

1. Конкурентоспособность как экономическая категория. 4

1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели. 4

1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: 7

фирмы, отрасли, региона. 7

2. Конкурентоспособность России на мировых рынках. 21

2.1. Возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках. 21

2.2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов (на примере предприятия) 28

Заключение. 34

Список использованной литературы.. 36


Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению сложной теме – конкурентоспособность на уровне: фирмы, отрасли, региона, страны на мировых рынках. Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей.

Учёными были рассмотрены все аспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов в совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые не рассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.

Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.

Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:

ü   на основе теоретического положения обобщить сущность конкурентоспособности и её показатели;

ü   указать особенности моделей конкурентоспособности на уровне: фирмы, отрасли, региона и страны;

ü   на основе статистических данных выявить возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках;

ü   предложить пути повышения конкурентоспособности малоконкурентных субъектов.

Структура работы: введение, первая глава, состоящая из двух параграфов, вторая глава, состоящая из двух параграфов, заключение.

Объем работы 38 листов.


1. Конкурентоспособность как экономическая категория

 

1.1 Сущность конкурентоспособности, е показатели

Для понимания природы конкурентоспособности удобнее всего рынок понимать как единую экономическую систему, включающую в себя ряд функционально однородных объектов и окружающую эти объекты среду, роль которой сводится к формированию требований указанных объектов. Как требования среды, так и результаты функционирования объектов могут быть представлены в виде некоторых показателей, имеющих различный экономический смысл. Целью каждого объекта, является достижение максимально возможного результата функционирования, предъявляемым потребителем.

Конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует ситуацию, включающую проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать перераспределение рынка, в свою пользу.

Анализ многих известных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его места среди других экономических категорий:

Ø   конкурентоспособность какой-либо единицы системы – это мера ее привлекательности для потребителя;

Ø   привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;

Ø   состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;

Ø   конкурентоспособность, как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;

Ø   конкурентоспособности присущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;

Ø   проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

Ø   конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;

Ø   имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.

Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил следующее определение: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".

Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:

·          полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;

·          основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;

·          при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

·          для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;

·          доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;

·          конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.

Следовательно, конкурентоспособность – это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка – его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.

Таким образом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится. Для того чтобы правильно понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию, следует сделать подход к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона – субъекта федерации и на уровне национальной экономики в целом. Что я и сделаю в следующем пункте своей работы.

 

1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона

Понятие «конкурентоспособность» применительно к конкретным хозяйствующим субъектам непостоянно и меняется в зависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждый субъект отдельно.

Изучая факторы конкурентоспособности фирмы, необходимо отметить, что категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия (производителя)» тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно. Конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрыть понятие «конкурентоспособность предприятия», необходимо выяснить, в чем заключается сущность его и каким свойством он обладает. Для этого следует дать как можно полное представление о продукции (товаре), выпускаемой конкурирующим предприятием.

Как известно, товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость, потребительскую стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями, показателями эффективности в производстве и потреблении, и другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре отражаются, все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар, является точным индикатором активности и экономической силы предприятия на рынке, в чем и заключается их взаимосвязанность. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара, от товара – конкурента, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Учитывая приведенные выше доводы, мы понимаем, что конкурентоспособность товара не является решающим фактором конкурентоспособности предприятия (фирмы), так как конкурентоспособность предприятия – характеристика многофакторная, а конкурентоспособность продукции – это лишь один из факторов.

Теперь рассмотрим конкурентоспособность на уровне фирмы (предприятия) более подробно.

Для исследования сущности конкурентоспособности предприятия или фирмы необходимо начать с изучения конкурентной стратегии этого предприятия. Одновременно мы будем рассматривать и конкурентоспособность отрасли, так как она является основной единицей конкуренции, а это значит что конкурентоспособность на уровне фирмы и на уровне отрасли тоже взаимосвязаны.

Ещё в начале своей деятельности, фирма должна выбрать свою стратегию, в основе которой будет лежать идея, основанная на конкурентном преимуществе и его достижении. Разрабатывая её, фирмы стремятся найти и воплотить способ, выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Для успешных действий в длительной перспективе фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбрать позицию в отрасли. Именно такое понятие, как позиция в отрасли, включает в себя подход фирмы в целом к конкуренции. Каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора стратегии. Например, фирма в очень прибыльной отрасли может не получить большой прибыли, если неправильно выберет позицию в отрасли или же фирмы, у которых дела идут успешно, реагируют не только на изменения «окружающей среды», но и стараются сами изменить её к своей выгоде. Поэтому следует не оставлять без внимания те силы, которые влекут за собой изменение положения в конкурентной гонке или появление новых основ конкурентного преимущества.

В любой отрасли экономики – не важно, действует она только на внутреннем или внешнем рынке, суть конкуренции выражается пятью силами, наиболее верно предложенные, по моему мнению, американским ученым-исследователем Майклом Портером, это:

1)         угрозой появления новых конкурентов;

2)         угрозой появления товаров или услуг – заменителей;

3)         способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;

4)         способностью покупателей торговаться;

5)         соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, их прибыльность, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимых для того, чтобы конкурировать. Через свою стратегию, фирмы могут также изменять все пять сил в ту или иную сторону (например, введение новых технологий).

Так же значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть её основными экономическими и техническими характеристиками.

Подводя итоги, проделанного нами исследования конкурентоспособности на уровне фирмы и отрасли можно сделать следующие выводы:

ü   в случае активных экономических объектов – предприятий и организаций, представленных на рынке – конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне;

ü   рейтинг предприятий определяется на основе расчета модели, основанной по двум аспектам: эффективности хозяйственной деятельности и финансовой стабильности;

ü   при выборе стратегии фирма должна решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это возможно, учитывая не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка (монополия, олигополия или монополистическая конкуренция);

ü   существенное влияние на выбор стратегии оказывает возможность адаптации стратегии к меняющимся условиям.

Таким образом, конкурентоспособность предприятияэто относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Оговоримся, что под эффективностью в данной работе не обязательно понимается получение высокой прибыли. Эффективность в данном случае всего лишь соответствие результатов функционирования и поставленной конечной цели или системы целей. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и фирмы имеют существенные различия. Во-первых, по своей структуре конкурентоспособность фирмы значительно сложнее конкурентоспособности продукции, так как объектом ее приложения является вся производственно-экономическая деятельность предприятия. Во-вторых, конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а исследованиям конкурентоспособности предприятия соответствует период времени, равный периоду функционирования фирмы. В-третьих, конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, в то время как конкурентоспособность фирмы охватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции. В-четвертых, анализ уровня конкурентоспособности фирмы осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – потребителем.

Из рассмотренного нами выше материала, мы выяснили, что универсальным требованием, предъявляемым открытым хозяйством к любому экономическому субъекту, выступает конкурентоспособность. Быть конкурентным – значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего.

Принципиально важным представляется положение о том, что конкурентные преимущества могут иметь и регионы. Каждый регион выступает как форма определенной пространственной организации производства, основанной на отраслевом и территориальном разделении труда в рамках всего народного хозяйства страны. В то же время он представляет собой относительно самостоятельное экономическое целое. Целостность оказывается тем более высокой, чем разнообразнее структура хозяйственного комплекса региона и чем более слабыми и менее развитыми являются его коммуникационные связи с внешней средой.

Практика мировой экономики свидетельствует о том, что субъекты предпринимательства функционируют в условиях ограниченных ресурсов. Регион не является и не может являться исключением. Каждый элемент хозяйственной системы обладает определёнными видами преимуществ, для региона следует выделить следующие пять типов конкурентных преимуществ:

1.                  благоприятного налогового и бюрократического режимов, создаваемых правительством страны, размещения капитала и позволяющих фирмам получать экономию на налоговых платежах, а также трансакционных издержках;

2.                  выгодного местоположения (близости к транспортным и информационным коммуникациям, торговым узлам и другим элементам инфраструктуры);

3.                  благоприятного условия доступа к природным ресурсам и недвижимости;

4.                  низких процентных ставок (дешевизны заемного капитала);

5.                  дешевизны, а значит доступности природных ресурсов, а также ресурсов литосферы и гидросферы, рабочей силы.

Совокупность этих преимуществ называют «региональной средой». Региональная среда выступает как совокупность конкурентных преимуществ, влияющих на эффективность деятельности предприятий региона. При этом предполагается, что регион специализируется на тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или относительные преимущества. Уточним, что абсолютные преимущества складываются из географических, природно-климатических, демографических условий. Относительные преимущества обусловлены производственным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегии снижения издержки или дифференцировать выпуск.

Например, экспортный потенциал региона зависит не от относительных преимуществ, как это имеет место в международной торговле, а от абсолютных (уровень затрат труда на единицу произведенной продукции).

В рамках единой экономической системы регионам приходится конкурировать и за факторы производства, которые в долгосрочном плане являются высокомобильными. Естественно, что мобильные факторы производства устремляются на ту территорию, где выше их возможность воспроизводства.

Глобализация мировой экономики видоизменяет течение процессов конкуренции, делая все более доступными факторы производства, информационные и финансовые связи. Поэтому эпицентром зарождения конкурентоспособности предприятия, которое представляет страну на мировых рынках, становится местоположение и образуемая им региональная среда, которую невозможно переместить в другое место. Она сама постоянно меняется в зависимости от состояния и исчерпаемости ресурсов (факторов производства), а также от количества участников, ведущих производство, структуры населения, действующего законодательства.

Однако даже в этой, равно как и многих других концепциях, представления о конкурентоспособности регионов в условиях трансформирующейся экономики развиты явно недостаточно. Мы можем, впрочем, руководствоваться базовым положением, сформулированным М. Портером. Он отмечал, что «…в отличие от межгосударственной торговли (страна практически всегда имеет относительное преимущество в производстве, хотя бы какого-то одного товара), в межрегиональной торговле может возникнуть ситуация, при которой определенный регион вовсе не имеет абсолютных преимуществ».

Важнейшая возможность эффективного развития связана с усилением региональных конкурентных позиций за счет налаживания межрегиональных экономических связей. В чем заключаются эти возможности развития и размещения предприятий народного потребления, для которых территория может стать емким рынком, чего невозможно добиться в рамках отдельного региона:

· в маневрировании ресурсами, запасами, тарифами;

· в развитии транспорта межрегионального значения;

· в формировании и использовании научно-образовательного потенциала для эффективных инвестиций в инновационные процессы технического перевооружения регионов;

· в повышении образовательного уровня населения с использованием созданной сети учреждений образования всех уровней;

· в сохранении и эффективной эксплуатации экологических систем;

· в формировании межрегиональных систем современной связи и телекоммуникации для поддержания современного состояния информационной среды;

· в налаживании рациональных межрегиональных поставок природных ресурсов, сырья, материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержки их производства и повышения конкурентоспособности на региональном и мировом рынках;

· в развитии межрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли для крупных экономических регионов.

Производственные (транспорт, связь, геологоразведка) и непроизводственные услуги жестко привязаны к местоположению и могут конкурентно развиваться при наличии платежеспособного спроса со стороны предприятий и населения, поэтому достижение высокого уровня доходов населения и мобилизация его финансовых ресурсов – одно из условий поддержания конкурентоспособности региона.

Накопление факторов производства приводит к росту конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижению относительных цен. При этом регион стремится экспортировать продукцию, в производстве которой интенсивно используются избыточные мобильные факторы производства. Динамика экспорта увеличивает инвестиционную привлекательность территории. Рост мобильных факторов производства приводит к сдвигу границ производственных возможностей в сторону экспортных отраслей, что создаёт кумулятивный эффект в накоплении капитала и снижении удельных издержек.

Например, рассмотрим конкуренцию между российскими регионами. С началом процесса присоединения России к ВТО, конкуренция между регионами за факторы производства и за место на национальном рынке, скорее всего, еще более обострится. Так, предприятия региона конкурируют:

· внутри региона;

· на российском рынке;

· на мировом рынке,

т.е. поэтапно проходят все возможные уровни конкуренции, что приводит как бы к положительному эффекту. Но существует и оборотная сторона. Оборотной стороной стремления к экономической эффективности становится углубление разрыва в экономическом развитии регионов. Более того, этот негативный эффект в результате «открытия» российской экономики даже усилится за счет инерционности в межрегиональной торговле. При разных количественных объемах ресурсов, обусловленных географическим разделением труда, регионы ведут соревнование между собой за привлечение мобильных факторов производства, которые в долгосрочном периоде задают параметры и масштабы производственного потенциала территории. На уровне региона объём привлекаемых факторов в значительной мере зависит не от относительных, а от абсолютных преимуществ. Речь идет об особенностях размещения мировых транспортных путях, количестве и качестве трудовых ресурсов. Мы видим, что у конкурентной борьбы между регионами есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Особый вопрос связан с ролью структур управления. Региональная власть, хотя и не может формировать или оказывать влияние на институциональные структуры, в окружении которых работают фирмы, все же должна создать условия, позволяющие предприятиям достигать конкурентного преимущества. Регионы достигают преимуществ благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой набор конкурентных отраслей. В результате, можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения, тем самым, способствуя росту показателей конкурентоспособности региона.

Достаточно интересен вопрос об измерении конкурентоспособности региона. Из вышеизложенного очевидно то, что на региональном уровне конкурентоспособность товара будет определяться комплексом факторов, обусловливающих как абсолютные, так и относительные преимущества регионов. Все эти факторы можно разделить на общие, имеющиеся во всех отраслях и регионах, и специфические, действующие в ряде отдельных отраслей и регионов. Каждая группа факторов подразделяется на экономические, природно-географические, социально-культурные. Успехи отраслей и фирм в соперничестве с конкурентами, если следовать фундаментальному исследованию М. Портера, во многом связаны с состоянием экономической среды в стране их базирования, характеризуемой четырьмя основными параметрами («детерминантами») конкурентных преимуществ:

· факторными условиями (природными, трудовыми, технологическими и инвестиционными ресурсами, инфраструктурой и т.д.);

· условиями спроса в стране на продукцию и услуги отрасли,

· наличием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;

· стратегией фирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.

Если буквально следовать данному подходу, то мы увидим, что измерение конкуренции означает измерение всех факторов (территориальных, экономических, социальных), характеризующих регион и отрасль. Ясно, что привлечение всех параметров чрезвычайно усложнит ситуацию и сделает реальное измерение конкурентоспособности региона невозможным. В качестве важного индикатора, вероятно, следует использовать показатель сравнительной производительности труда, взятый как в отраслевом, так и в региональном разрезе.

Существует еще один косвенный показатель, характеризующий отрасль, - конкурентоспособность, которой мы пытаемся просчитать коэффициент специализации, понимаемый как соотношение удельного веса отрасли в общем объеме производства данного региона, разделенное на удельный вес данной отрасли в производстве всей страны. Однако подобное измерение специализации характерно и для внутреннего рынка. Таким образом, только опираясь на коэффициент специализации, мы не увидим участие региона в международном разделении труда. Именно поэтому в дополнение к упомянутым показателям целесообразно проанализировать:

· объем, динамику, отраслевую структуру экспортно-импортных связей района с соответствующей страной и место этих связей в районном экспорте и импорте, и в общегосударственном экспорте (импорте). Большое значение имеют показатели прямого и косвенного экспорта и импорта региона;

· место экспортно-импортных производств в региональном народно-хозяйственном комплексе. Степень соответствия отраслевой структуры экспортного производства (поставок) общей отраслевой структуре производства (межрайонного вывоза) района, анализ показателей удельного веса экспорта (импорта) в соответствующую страну в районном производстве (потреблении);

· для отдельных экспортирующих отраслей района коэффициенты экспортной специализации, исчисляемые с учетом места отрасли в районном производстве и межрайонном вывозе;

· уровень развития предметной и технологической специализации района в международном и межрайонном (внутригосударственном) разделении труда, понимаемый как доля региона в мировом производстве однотипной продукции;

· вспомогательные технико-экономические показатели: экономическую эффективность производства и внешних отраслевых связей (фондо-, капитало-, трудоемкость и рентабельность производства, региональные коэффициенты и индексы народно-хозяйственной эффективности экспортно-импортных поставок и т. д.), соответствие национальным и международным стандартам.

Подводя итоги, дадим полное определение конкурентоспособности на уровне региона и определим, по каким стадиям следует пройти региону, чтобы стать конкурентным.

Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Развитие конкурентоспособности региона, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия обусловливает застой и спад.

Прежде чем приступить к рассмотрению конкурентоспособности на примере России, мы попробуем ответить на вопрос, что же такое конкурентоспособная страна?

До настоящего времени нет внятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определения термина конкурентоспособности применительно к стране. Если понятие конкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии конкурентоспособной страны, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей. Рассмотрев множество концепций международной конкуренции, следует выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне – это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны. Производительность – это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

В международной конкуренции по ряду причин важна структура отрасли.

Во-первых, учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надо выполнить разные требования. Условия в стране для конкуренции более благоприятны в одних отраслях, чем в других.

Во-вторых, зачастую отрасли, важные для высокого уровня жизни, - это как раз те, которые имеют привлекательную структуру. Отрасли с привлекательной структурой и с посильными условиями для новых конкурентов (в отношении технологии, специализированных навыков, доступа к каналам сбыта, репутации торговой марки и т.п.) часто связаны с высокой производительностью труда и дают большую прибыль от вложенного капитала.

И, в-третьих, наиболее важная причина, когда изменение структуры создает реальные возможности для страны внедриться в новые отрасли.

То, как условия в стране указывают фирмам путь или вынуждают их распознавать изменения структуры и реагировать на них, крайне важно для понимания «моделей успеха» в международной конкуренции. Наличие в стране базы для компании мирового уровня оказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, тем самым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Для приобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции и повышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качества для конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов, производительность в которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях.

 

2. Конкурентоспособность России на мировых рынках

 

2.1 Возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт, поэтому на современном этапе развития проблема конкурентоспособности товаров и услуг, и в целом экономики России выходит на первый план.

Для того чтобы правильно оценить ситуацию, ознакомимся с результатами европейского института менеджмента «IMD».

Ведущий в Европе институт менеджмента — Institute of

Management Development (IMD), — базирующийся в Лозанне (Швейцария), опубликовал результаты очередного глобального исследования конкурентоспособности 55 стран мира — The IMD World Competitiveness Yearbook 2008. Под конкурентоспособностью страны IMD понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурен- тоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook (WCY) — ежегодное аналитическое исследование, которое швейцарский институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. Каждое государство оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и состояние

инфраструктуры, а также по ряду других факторов, отражающих ключевые экономические показатели. «Мы оцениваем не только рост ВВП, но и кое что еще. Например, качество жизни и состояние экологии», — поясняет профессор IMD и директор Центра изучения мировой конкурентоспособности (World Competitiveness Center) Стефан Гарелли (Stephane Garelli). Согласно результатам нового исследования, тройка лидеров с прошлого года не изменилась: первое место занимают США, далее идут Сингапур и Гонконг — на втором и третьем местах соответственно. В первой десятке самых конкурентоспособных стран: Швейцария (4-е место), Люксембург (5-е), Дания (6- е), Австралия (7-е), Канада (8-е), Швеция (9-е), Нидерланды (10-е). Замыкают список конкурентоспособности ведущих экономик мира: Южная Африка (53-е место), Украина, опустившаяся за год с 46-го сразу на 54-е место, и Венесула, сохранившая последнюю, 55-ю позицию. Для сравнения: Германия — на 16-м месте, Китай — на 17-м, Великобритания — на 21-м, Франция на 25-м, Индия — на 29-м, Южная Корея — на 31-м, Бра-

зилия — на 43-м, Италия — на 46-м. Соединенные Штаты остаются

мировым лидером по конкурентоспособности вот уже 15 лет. «Двадцать лет назад, когда вышел первый рейтинг The IMD World Competitiveness Yearbook, на первом месте была Япония, США были на третьем, — напоминает Гарелли. — Между ними была Швейцария. Сейчас Япония на 22-й позиции, что на две строчки выше, чем годом ранее, а Швейцария опустилась на четвертую строчку». Но

уже в следующем году лидер может поменяться, прогнозирует эксперт. К США вплотную подступают «азиатские тигры» — Сингапур и Гонконг. «Будут ли США все еще номер один через год — это большой вопрос», — говорит Гарелли, уточняя, что обзор основывался на данных 2007 года, которые пока не в полной мере отражают последствия американского финансового кризиса. Тем не менее крупнейшая экономика мира все еще сохраняет наиболее благоприятные условия для развития любых видов бизнеса.

За последние несколько лет на глобальном рынке появились новые игроки, которые поменяли правила игры, а сила мировой экономики, еще недавно сконцентрированная в США, Европе и Японии, теперь рассредоточена: доступ к финансам, интеллектуальной элите и высоким технологиям сегодня можно получить практически отовсюду. Глобальные компании, которые вошли на развивающиеся рынки главным образом чтобы понизить затраты на производство, стали ключевыми игроками на национальных рынках. Но завтра им предстоит конкурировать наравне с местными компаниями и брендами, которые неуклонно набирают вес. Кроме того, по мнению авторов отчета, одним из главных достижений последнего времени стал стремительный рост среднего класса в Азии, России, Центральной Европе, Латинской Америке и районе Персидского залива: с 2000 года около 600 млн. человек достигли статуса среднего класса, и они тратят в среднем приблизительно $ 4 млрд. каждый год. Вместе с тем большинство развивающихся экономик, в том числе лидеров по экономическому росту, по- прежнему находятся в нижней части рейтинга. Так, Китай опустился с 15-го на 17-е место и теперь уступает Тайваню, поднявшемуся на 13-ю строчку с 18-й в 2007 году. Индия снизилась с 27-го места на 29-е. Из всех стран «большой четверки» (Китай, Индия, Бразилия и Россия) только Бразилия показала рост, поднявшись с 49-го места на 43-е. «Несмотря на то, что экономики Китая, Индии и России развиваются очень быстрыми темпами Китай на 11%, Индия и Россия на 8%, — это не дает им серьезной прибавки к рейтингу, поскольку им все еще достается очень небольшая часть от пирога мировой экономики». В этом году Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности опустилась с 43-го на 47-е место. Вместе с тем она опережает Турцию (48-е место), Хорватию (49-е), Мексику (50-е), Индонезию (51-е), Аргентину (52-е), Украину (54-е) и ряд других стран. По критерию эффективности государственной политики Россия за последний год поднялась с 39-го на 30-е место в рейтинге. Среди наиболее сильных показателей России авторы отчета назвали уровень налоговых отчислений на социальные нужды (1-е место в мире), уровень золотовалютных и иных государственных резервов (3-е место), профицит бюджета (4-е). К отрицательным показателям эксперты IMD, в частности, относят состояние пенсионной системы (54-е место). В целом по критерию эффективности государственной политики Россия опережает Японию (39-е место) и Францию (45-е), но уступает США (18-е), Австрии (20-е), Великобритании (24-е) и Германии (26-е). Первая тройка лидеров по данному критерию: Сингапур, Гонконг и Швейцария. Причем за последний год эти страны не изменили свое положение в рейтинге. По оценкам макроэкономических показателей внутренней экономики Россия поднялась с 52-го на 49-е место. Так, по уровню прямых инвестиций в собственную экономику Россия находится на 10-м месте, по инвестициям в иностранную экономику — на 11-м, по росту ВВП на душу населения (в фиксированных ценах в пересчете на национальную валюту) — на 5-м, а по реальному росту ВВП — на 8-м. Зато по уровню диверсификации экономики страна находится на предпоследнем, 54-м месте, равно как и по уровню портфельных инвестиций. В целом по критерию макроэкономических показателей России в рейтинге уступают такие страны, как Украина (50-е место), Иордания (51-е), Индонезия (52-е), Турция (53-е), Венесуэла (54-е) и Южная Африка (55-е). Лидирующее положение по этому параметру занимают США, Китай и Сингапур. По критерию эффективности бизнеса позиции России в рейтинге также остались низкими — 49-е место (в прошлом году — 48-е). Эксперты поставили ее на предпоследнее место в мире по финансовой прозрачности бизнеса, а по социальной ответственности бизнеса — на последнее. В то же время Россия опережает такие страны, как Польша, Хорватия, Венесуэла, Аргентина и Мексика. Тройка лидеров по данному параметру: Гонконг, Сингапур и США. По рейтингу стран с точки зрения развитости инфраструктуры (соответствия основных технологических, научных и трудовых ресурсов потребностям бизнеса) Россия сейчас занимает 45-е место (снижение с 37-го места в прошлом году). В частности, по данным IMD, по уровню инвестиций в телекоммуникации и стоимости широкополосной связи Россия находится на последнем месте в мире. Однако по количеству эксплуатируемых компьютеров — уже на 9-м месте, а по уровню цен на электроэнергию для бизнеса и соотношению числа учителей к числу учеников в образовательной системе — на 5-м. В целом по критерию развитости инфраструктуры Россия опережает Украину, Аргентину, Филиппины, Индию. Лидирующие места по этому параметру уже не первый год занимают США, Швейцария и Сингапур. Проблема России — в высоких прибылях от продажи нефти и газа. Это усложняет диверсификацию экономики. Также есть проблемы с прозрачностью законодательства для бизнеса. Тем не менее эксперты IMD прогнозируют для России стабильный экономический рост. The IMD World Competitiveness Ye-arbook — ежегодник мировой конкурентоспособности, который в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес решений компаний. На сегодняшний день это одно из самых полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов. Методология исследований строится на анализе и ранжировании способности государств создавать и поддерживать условия, в которых предприятия могут эффективно конкурировать. При расчете рейтинга используются материалы международных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, Всемирный банк и другие, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Бизнес климат в охваченных исследованием странах оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов. Рейтингование IMD осуществляется на основе обратного соотношения: две трети — статистические данные и одна треть — экспертные оценки.

Отечественные эксперты не спешат соглашаться с IMD World Competitiveness «Результаты исследования выглядят странно. Локомотив мирового кризиса – США, уже несколько лет катящиеся к стагнации и даже рецессии, – на первом месте в рейтинге конкурентоспособности», – недоумевает старший эксперт инвестиционного холдинга «Финам» Дмитрий Баранов. Россию, убежден он, авторы рейтинга существенно недооценивают. По сути, Россия по темпам роста большинства отраслей опережает те же США. «Конечно, рейтинг строится по формальным критериям. Как результат, высокие цены на нефть привели к росту доходов от ее продажи, что позволило сделать преувеличенные выводы о дисбалансах российской экономики. Но в целом ситуация значительно лучше, чем это показывают цифры», говорит Баранов. «Что касается снижения эффективности бизнеса, то, на мой взгляд, недостаточно учтен тот фактор, что Россия активно занимается расширением и инвестированием в новые виды и отрасли, – добавляет генеральный директор НКГ «2К Аудит –Деловые консультации» Тамара Касьянова. – Бизнесмены в последнее время не стремятся к извлечению части прибыли из компаний, а занимаются реинвестированием: направляют средства на приобретение новых предприятий за пределами страны, занимаются модернизацией и расширением действующего производства». Неудовлетворительное состояние инфраструктуры – действительно тема для критики. Но надо учитывать, что Россия – одна из самых больших стран по территории. К тому же у нас в последнее время настоящий строительный бум, в том числе и в инфраструктурных отраслях, напоминает эксперт. Однако, поскольку сооружение дорог, сетей, портов требует значительных вложений, сроки окупаемости по которым очень длительны, то резких изменений здесь не произойдет, признает Касьянова. Но даже если оценка не вполне справедлива, учесть советы зарубежных коллег стоит.

Кроме этого можно выделить ряд других преимуществ, которыми Россия обладает в настоящее время:

1.         наша страна располагает значительной частью ресурсного потенциала планеты. Это крупные, экономически привлекательные и сравнительно недорогие для внутренних потребителей запасы энергии и другие полезные ископаемые. Валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в $30 трлн. (свыше $200 тыс. на одного жителя); прогнозный потенциал природных ресурсов оценивается в $140 трлн., что более чем вдвое, превышает суммарное национальное богатство Японии; в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% - газа, 12% - угля; 1 место по дешевизне электроэнергии для промышленных потребителей (62% от уровня Китая, 47% от США, 30% от Германии и 15% от Японии), что дает ей бесспорное преимущество. Однако из этого не вытекает автоматически конкурентоспособность нашей экономики, поскольку естественными условиями нужно уметь воспользоваться. В настоящее время существуют «уникальные» российские трудовые и интеллектуальные ресурсы, а ведь именно они дают существенную возможность создания конкурентоспособного продукта;

2.         значительный экологический и геоэкономический потенциал территории. Страна обладает повышенной экологической "прочностью", что позволяет с меньшими издержками реализовать концепцию устойчивого развития и получить реальные экономические выгоды в общемировом масштабе (выбросы СО2 на единицу площади РФ в 2 раза уступают среднемировому значению и в 3,5 раза величине для промышленно развитых стран;

3.         на Россию приходится почти четверть всех мировых площадей, занятых лесонасаждениями;

4.         огромные размеры российской территории определяют ее значительный транзитный потенциал в области транспорта, связи и телекоммуникаций;

5.         евразийский статус страны создает благоприятные возможности для участия в различных торгово-экономических, интеграционных и других региональных объединениях;

6.         квалифицированная и недорогая рабочая сила. 3 место по уровню грамотности населения (99,5% всего взрослого населения против 87,5% в Малайзии, 84% в Бразилии и 82,9% в Китае);

7.         высокий инновационно-технологический потенциал. II место по количеству научно-исследовательского персонала (в эквиваленте полного рабочего времени) и 7 место по этому показателю в расчете на душу населения (в 2,2 раза больше Ю. Кореи, в 2,8 раза - Венгрии, в 4,9 раза - Аргентины, в 9,2 раза - Китая, в 16,1 раза - Турции, в 19,8 раза - Малайзии);

8.          5 место по количеству выданных резидентам патентов (в 4,0 раза больше Великобритании, в 11,6 раза - Китая, 47,3 раза - Бразилии, 73,1 раза - Венгрии).

9.         И в завершении всего приведенного выше анализа можно сделать вывод, что Россия обладает всеми условиями, чтобы занимать достойное место в группе лидеров по рейтингу конкурентоспособности, чтобы все российские субъекты (предприятия, отрасли, регионы) могли конкурировать и были конкурентоспособны как на национальном, так и на мировом рынке.

В разделе 2.2 рассмотрены основные пути повышения конкурентоспособности российских предприятий, как основного субъекта теории конкурентоспособности.

2.2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов (на примере предприятия)

С момента создания и в процессе функционирования каждая промышленная и коммерческая компания поставлена перед проблемой обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из ряда преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.

Статистические исследования показывают, что среди российских компаний международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске уникального современного технологического оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций.

В борьбе на мировых товарных рынках российские компании могут использовать лишь ценовые факторы. Нередко, чтобы закрепиться на зарубежном рынке, они прибегают к продаже товаров по демпинговым ценам. Однако в долгосрочной перспективе такая политика может иметь и обратный эффект, то есть привести не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а, наоборот – к сужению доли на рынке или полному вытеснению с него. Поэтому недостаточно использовать лишь ценовой фактор в современной борьбе за мировые рынки. Необходимо активно реализовать преимущества научно-технической революции и международного разделения труда, которые на деле доступны лишь крупным транснациональным компаниям.

Официально пока ни одна российская компания не сырьевых отраслей не входит в списки ТНК. Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они ведут производственную деятельность за рубежом) отнести к разряду транснациональных.

К транснациональным компаниям, относятся в основном компании топливно-энергетического комплекса такие как: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», и др.

В настоящее время, наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке – это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, поэтому, основываясь на научную литературу, следует выделить шесть основных факторов, по которым предприятия должны строить свою конкурентоспособность.

1.         Структурные факторы:

       в производственной структуре необходимо проектировать предприятия на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем;

       миссией организации должна быть оригинальная идея, эксклюзивная сфера деятельности, конкурентоспособный продукт или популярная товарная марка и пр.;

       организационная структура должна строиться на основе дерева целей предприятия, с координацией всех работ менеджера по конкретному товару;

       специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов, применяя методы моделирования;

       выполнять комплекс работ по унификации и стандартизации выпускаемой продукции с целью их упорядочения по типоразмерам, видам, методам и т.д.;

       в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга, принципы пропорциональности, непрерывности, точности, параллельности, ритмичности отдельных процессов и др.;

       среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный и эффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности;

       при проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы;

       при выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т.д. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентных поставщиков.

2.         Ресурсные факторы:

2.2.     постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших;

2.1.     следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное и дешевое сырьё;

2.2.     стимулировать проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия, т.е. вести учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов предприятия;

2.3.     стимулировать проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства;

2.4.     поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции – экономия ресурсов и повышение качества жизни.

3.         Технические факторы:

3.1.      проводить работу по увеличению количества изобретений и патентов, включая патентованные технологии;

3.2.      увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст;

3.3.      следить за качеством изготовления товаров, применяя современные методы контроля.

4.         Управленческие факторы:

4.1.      повышать статус высококвалифицированных менеджеров;

4.2.      по результатам анализа законов предприятия, разрабатывать и реализовать мероприятия по совершенствованию процессов;

4.3.      соблюдать высокую дисциплину организации поставок сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу («точно в срок»);

4.4.      укреплять дисциплину поставок при удорожании производственных площадей (одно из эффективнейших направлений конкурентной борьбы);

4.5.      применять научные методы управления;

4.6.      проводить внутреннюю и внешнюю сертификацию продукции и систем, т.е. систему управления качеством, которая должна соответствовать международным стандартам (удержание его возможно при достижении высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции).

5.   Рыночные факторы:

5.1.      необходимо изучать параметры рынков и проводить мониторинг рыночной инфраструктуры;

5.2.     обеспечить доступ к рынку новых технологий;

5.3.     принимать меры по стабилизации всех конкурентных преимуществ (добиться или продолжать удерживать лидирующее положение на рынке товаров);

5.4.     обеспечить высокую патентоспособность товаров, чтобы быть более конкурентоспособным, по сравнению с товарами-заменителями;

5.5.     повышать уровень логистики и уровень квалификации маркетологов и работников сбыта;

5.6.     выбирать высоко квалифицированных работников рекламы и обладать достаточным количеством средств на неё;

5.7.     повышать эффективность системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания;

5.8.     обладать достоверным прогнозированием политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.

6.   Фактор эффективности функционирования организации:

6.1.      повышать научный уровень управления;

6.2.     прослеживать интенсивность капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала);

6.3.     прослеживать финансовую устойчивость функционирования организации;

6.4.     повышать эффективность использования всех ресурсов, чтобы в основном преобладала доля экспорта наукоёмких товаров.

Подводя итоги можно сказать, если предприятие будет выполнять все требования, из предложенного мною перечня, или хотя бы большую часть, то его вполне можно будет считать конкурентоспособным. И чем больше оно будет иметь конкурентных преимуществ перед конкурентами, тем выше её конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность.


Заключение

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

ü   сущность конкурентоспособности заключается в том, что объект, имеет определенную долю рынка, которая характеризует степень соответствия его технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей и определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов. Важно отметить, что иногда свойство конкурентоспособности, следует подменять свойством качества, а иногда эффективностью.

ü   важной особенностью конкурентоспособности на уровне фирмы, отрасли и региона является то, что каждый уровень обладает своим определенным свойством:

Ø   применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества;

Ø   на уровне фирмы конкурентоспособность проявляется через степень удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;

Ø   в отрасли конкурентоспособность выражается через значения пяти сил конкуренции, предложенных М. Портером, меняющиеся в ту или иную сторону в зависимости от стратегии фирм;

Ø   конкурентоспособность региона, проявляется через «региональную среду», в роли которой выступает совокупность конкурентных преимуществ, влияющих на эффективность деятельности предприятий региона, но на более высоком уровне.

ü   исследование показывает, Россия обладает всеми условиями, чтобы занимать достойное место в группе лидеров по рейтингу конкурентоспособности, чтобы все российские субъекты (предприятия, отрасли, регионы) могли конкурировать и быть конкурентоспособными как на национальном, так и на мировом рынке.

ü   наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности.

 

Список использованной литературы

1.   Адрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. – МЭ и МО, 2006, №3.

2.   Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. – Вопросы экономики, 2005, №4 С. 75-81.

3.   Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России. – Вопросы экономики, 2004, 7 – С. 96-105.

4.   Белькова Г.Д. Торговая конкуренция США и Японии [Текст] / Г. Белькова // Вестник Иркутского ун-та: Спец. выпуск. – Материалы ежегодной научно-теоретической конференции молодых ученых. – Иркутск, 2007 – С. 115-116.

5.   Бередашкевич А.П. Государственная политика в области образования и науки, и конкурентоспособность России. – ЭКО, 2005, №10 – С. 64-85.

6.   Бурнышев К. Инновации и проблема качества. – Вопросы экономики, 2001, №7 – С. 33-47.

7.   Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий. – Вопросы экономики, 2005, №2 – С. 40-52.

8.   Гурков И.Б., Авраамова Е.М., Тубалов В.С. Стратегическая архитектура конкурентоспособной фирмы. – ЭКО, 2004, №5 - С. 100-104.

9.   Деменьтьева А. Конкурентоспособность международных компаний [Текст] / А. Деменьтьева // Маркетинг. – 2003, №3 – С. 64-67.

10.      Калюжнова Н.Я. Человеческий капитал и конкуренция [Текст] / ИГУ, ред. Н.Я. Калюжнова. Иркутск: изд-во ИГУ, 2003 – С. 170.

11.      Калюжнова Н.Я. Повышение конкурентоспособности регионов путем привлечения иностранных инвестиций: уроки китайского опыта [Текст] / Н.Я. Калюжнова // Регион на перекрестке Востока и Запада: глобализация и конкурентоспособность; Коллектив, монография – М., 2003 – С. 128-138.

12.      Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. – Вопросы экономики, 2001, №6 – С. 36-49.

13.      Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха [Текст]: сб. статей / Авт.-сост. С. Литовченко, А. Дынин, П. Панов, А. Соколов. – М.: Ассоциация менеджеров. – 2003 с – Библиотека современного менеджера.

14.      Конкурентные преимущества глобальных компаний как результат прямых инвестиций [Текст] / Михальски Т.; Т. Михальски, К. Росие // Проблемы теории и практики упражнений. 2006, №2 – С. 58-63.

15.      Портер М. Конкуренция. – перевод с англ. – М. Изд. «Вильяме», 2005, 608 С.

16.      Поспелов П. Политика укрепления рубля снижает конкурентоспособность национальной экономики. – Финансы и экономика, 2005, №1 с. – 9.

17.      Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно-ориентированном развитии. – Вопросы экономики, 2004, №8 – С. 46-65.

18.      Решетов В.В. Методические подходы к анализу конкурентных преимуществ предприятия в рыночной среде. – Экономический анализ, 2005, №15 – С. 27-39.

19.      Самедова Е. Минэкономразвитие признало низкую внутреннюю конкурентоспособность главной проблемой экономики. – Финансы и экономика, 2005, №3 – С. 4-10.

20.      Хамиков Э.М. Инновации, как современный инструмент конкурентной борьбы; библиография // Вопросы экономических наук. – 2005, №1 – С. 76-86.

21.      Шпакова Система управления инновациями, как главное условие формирования конкурентных преимуществ предприятия: библиография // Шпакова // Вопросы экономических наук. 2005, №5 – С. 30-34.

22.      «Рынок ценных бумаг» №3 (330) 2007 г.

23.       « Вестник СНК» май 2008 №5 (29) стр. 10-12.

24.       Материалы сайта GT. MARKET.RU.

25.      Фасхиев Х.А «Маркетинг в России и за рубежом» №4 2007 г.