Курсовая работа: Методы управления персоналом

Курсовая работа: Методы управления персоналом

Курсовая работа

Тема

«Методы управления персоналом»


Введение

Управление представляет собой осознанную и целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, живой и неживой природы, техники.

Элементы, на которые направлена эта деятельность, называется субъектом управления, которым может быть отдельный человек или группа людей. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления.

Целенаправленная деятельность руководящего состава – это и есть формирование системы управления персоналом, планирование кадровой работы, проведение маркетинга персонала, определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.

Она предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации, также решают вопросы оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом. Эта тема актуальна всегда, так как па предприятиях, в организации работают люди, без них трудовой процесс невозможно представить. И как любой процесс он должен быть организован. Этим и занимается система управления персоналом.

Управленческая деятельность – это специфическая разновидность трудового процесса, которая характеризуется всеми присущими ему элементами: предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом.

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.

Управления персоналом – это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределении рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития, занятых на нем работников.

Целью данной курсовой работы является изучение методов управления и анализ применения методов управления на промышленном предприятии.

Задачи курсовой работы:

·          изучить сущность методов управления;

·          рассмотреть процесс применения методов управления;

·          исследовать применяемые методы управления в ОАО «Сибсельмаш»

·          дать рекомендации ОАО «Сибсельмаш» по улучшению применяемых методов управления.

Теоретической базой написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: Е.В. Маслов, В.В. Лукашевич, В.Г. Шипунов и другие.


1. Теоретические основы методологии управления персоналом

1.1 Система методов управления персоналом

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.

Таким образом, главное, что составляет сущность управления персоналом, – это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределении рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников.

Для эффективного функционирования предприятия во многом зависит от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.

Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе прием, способ или образ действия.

Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.

Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель). Например, чтобы повысить производительность труда на производственном участке, нужно внедрить современное оборудование, создать благоприятные условия труда, – это метод, т.е. прием, способствующий достижению высокой производительности труда. Но добиться этого можно только с помощью морального и материального стимулирования труда рабочих, работающих на данном участке, – в данном случае это рычаги, позволяющие осуществить намеченную цель.

В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

Выделяют следующие методы управления:

·          Организационно-распорядительные, основанные на прямых директивных указаниях;

·          экономические, обусловленные экономическими стимулами;

·          социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Систему методов управления можно представить в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1. Система методов управления

Наименование группы методов управления Специфика группы Наименование подгруппы Наименование методов
Экономический метод Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей ими заданий и на вознаграждение за их выполнение 1.1. Экономические методы, применяемые на макроуровне

Инструменты государственного регулирования: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика; финансово-кредитная политика.

1.2. Экономические методы, применяемые на уровне предприятия

Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование. Коммерческий расчет: хозяйственный расчет; самоокупаемость; самофинансирование.

1.3. Экономические методы, применяемые на уровне отдельного работника Методы поощрения: заработная плата, премирование и т.д. Методы наказания: штрафы, начеты и др.
Организационно-распорядительные методы управления. Базируются на властных и правовых мотивациях и обеспечивают повышение эффективности работы фирмы за счет лучшей организации деятельности работников и подразделений 2.1. Методы организационного воздействия

Регламентирование: правовые методы; законодательные акты, устав, положение о подразделении и т.п. Организационное нормирование: стандарты, типовые схемы управления и др. Организационное стимулирование: перемещение в должности, предоставление

дополнительных прав и функций и т.п. Инструктирование: инструктаж, методические указания, инструкции.

2.2. Методы распорядительного воздействия Приказы; резолюции; указания; разъяснения.
Социально-психологические методы управления. Совокупность приемов, используемых в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения 3.1. Методы, широко применяемые в кадровом менеджменте Тестирование; анкетирование; интервьюирование, беседа, опрос.
3.2. Методы исследования специалистами для решения экстренных проблем Открытое наблюдение; включенное наблюдение; эксперимент.
3.3. Методы активного обучения Деловые игры; управленческие ситуации.
1.2 Характеристика методов управления  

1.2.1 Экономические методы

Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

В деятельности практикующего высокопрофессионального менеджера экономический анализ и экономический аспект в целом играют основополагающую роль. По мнению некоторых специалистов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессионалы – экономического. Не умаляя значимость психологических методов управления, следует сказать, что в настоящее время все более актуальной становится проблема экономической психологии – специального направления в психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение.

Данные методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект. Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

В случае использования экономических методов управления коллектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические интересы.

Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и неограниченная потребность.

В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование.

Рассмотрим их более подробно.

Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или количество работающих на предприятии) и включает в себя:

·          фиксацию текущего состояния данного объекта планирования;

·          фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиции менеджера;

·          перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования.

Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий.

Главное в планирование как в экономическом методе руководства – выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.

Анализ. Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В экономическом анализе сердцевиной экономической работы выступают такие категории, как возможный объем ресурсов, который может быть вовлечен в организуемый производственный процесс; фиксация внеорганизационной цели организации, или текущей потребности организации, и нахождение конкретного способа использования имеющихся ресурсов ради максимально эффективного достижения внеорганизационной цели, т.е. ради удовлетворения в максимально высокой степени фиксируемой в текущий момент потребности организации. При экономическом анализе рассматриваются факторы, как внутренней среды предприятия, так и внешней. Глубокий анализ не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных.

Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинации:

·          увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод). Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой прибыли;

·          совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется). К таким действиям можно отнести путь сокращения (минимизацию) издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого нормативной прибыли;

одновременное использование этих двух методов путем одновременного увеличения цены товара и сокращения издержек производства.

Финансирование. Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.

Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитования и т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.

Хозяйственный расчет является методом, стимулирующим персонал в целом на: соизмерение затрат на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда. Основными инструментами хозяйственного расчета являются: самостоятельность подразделения, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды экономического стимулирования (оплаты труда).

Материальное стимулирование осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот. Заработная плата является частью валового внутреннего продукта, которая отражается в себестоимости продукции и распределяется в рыночной экономике между отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложений на товарную продукцию. В рыночных отношениях заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов этого трехстороннего партнерства является одним из главных условий развития производства и составляет функцию управления трудом и заработной платой. Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи. Заработная плата является важнейшей составляющей стоимости продукции:

С=М+А+З+О+Н+П

С – стоимость продукции; М – стоимость материалов и сырья; А – амортизационные отчисления; З основная и дополнительная заработная плата; О – обязательные отчисления от заработной платы; Н – накладные расходы; П – прибыль.

Структура оплаты труда позволяет определить, какие составляющие входят в оплату труда работника, в каких статьях себестоимости и прибыли они отражаются, каков удельный вес конкретного элемента в общей величине, заработной платы (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Структура оплаты труда работников

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет заработную плату как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполненной работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Кодекс устанавливает перечень основных государственных гарантий по оплате труда.

Величина минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата) – это гарантированный федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты, надбавки, премии и иные поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации.

Тарифная ставка (оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

Меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги).

Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

·          для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

·          для погашения неизрасходованного и своевременно невозвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

·          для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простоя;

·          при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику. При удержании заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы. Это не распространяется на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного работодателем здоровью работника, и возмещения ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%.

Ограничение оплаты труда в натуральной форме. Выплата заработной платы должна осуществляться в рублях, но в соответствии с принятым в организации коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника допускается производить оплату труда в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам. При этом доля заработной платы, выплаченной в не денежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы. Не допускается выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты и ограничения на их свободный оборот.

Обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами.

Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда. Принципы деятельности, основные задачи, основные полномочия и права органов федеральной инспекции труда устанавливает гл. 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

Ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Кодексом, коллективным договором и соглашениями.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанных сумм. Не допускается приостановка работ:

·          в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

·          в органах и организациях Вооруженных Сил и других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

·          государственными служащими;

·          в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

·          в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной помощи).

Сроки и очередность выплаты заработной платы. При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях проведенных удержаний, а также о денежной сумме, подлежащей к выплате. Заработная плата, как правило, выплачивается работнику в месте выполнения им работ либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договорами. Заработная плата должна выплачиваться работнику не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным и трудовым договорами.

Стимулирующие выплаты

Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Такие системы могут устанавливаться
также коллективными договорами. Стимулирующие выплаты устанавливаются законодательно для:

·          работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, работах в местностях с особыми климатическими условиями (перечень тяжелых работ, работ с вредными и опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации, а повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест);

·          работников, занятых на выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации – труд оплачивается по работе более высокой квалификации; совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника – производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора; при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени – сверхурочные работы оплачиваются за первые два часа работы не менее, чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее, чем в двойном размере; при выполнении работ в выходные и нерабочие праздничные дни – выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее, чем в двойном размере; при выполнении работ в ночное время – оплата производится в повышенном размере, устанавливаемом работодателем, коллективным и трудовым договорами);

·          работников, вынужденных простаивать по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника, – оплата должна составлять не менее двух третей средней заработной платы работника (простой по вине работодателя) или тарифной ставки оклада (простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника).

Гарантии к компенсации

Гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Кроме общих гарантий (при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и т.п.), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

·          при направлении в служебные командировки – поездки работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, работодатель обязан возмещать работнику расходы: на проезд в обе стороны, по найму жилого помещения, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя;

·          при переезде в другую местность – компенсация расходов по переезду и обустройству работника и членов семьи;

·          при исполнении государственных или общественных обязанностей;

·          при совмещении работы с обучением;

·          при вынужденном прекращении работ не по вине работника;

·          при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

·          в случаях прекращения трудового договора в связи с ликвидацией организации, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, призыва работника на военную службу, восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу; отказа работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность;

·          в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника.

Основная заработная плата обеспечивает минимальный размер оплаты труда при условии отработки необходимого количества рабочего времени, стимулирует рост профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудника. Метод начисления основной заработной платы зависит от принятой системы оплаты труда: сдельной или повременной. Для служащих основная заработная плата рассчитывается путем умножения должностного оклада на процент выполнения нормативного времени или дневной ставки оплаты труда на число отработанных дней в месяце.

Дополнительная заработная плата включает в себя различного вида доплаты и компенсации за дифференцированные условия труда и квалификацию сотрудника:

·          доплаты за неблагоприятные и вредные условия труда;

·          надбавки за совмещение профессий и выполнение дополнительных обязанностей;

·          надбавки за классность водителям и машинистам;

·          надбавки за ученые степень и звание;

·          персональные надбавки руководителям и специалистам за квалификацию;

·          доплаты за ненормированный рабочий день;

·          оплата сверхурочных часов работы в выходные и праздничные дни;

·          доплаты за выполнение государственных обязанностей и т.п.

Вознаграждение за конечный результат стимулирует групповые интересы, поощряет коллективизм и выплачивается из фонда оплаты труда за достижение определенных результатов отдельными структурными подразделениями при:

·          увеличении объема товарной продукции, работ и услуг;

·          росте производительности труда;

·          повышении качества продукции, работ и услуг;

·          экономии ресурсов и т.п.

Как правило, конечные результаты указываются в планах работы подразделений и при их перевыполнении появляется дополнительный фонд оплаты труда, который идет на выплату вознаграждений.

Премия за основные результаты труда, так же как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов, однако выплачивается из прибыли. В современных условиях из-за недостатков в системе налогообложения коммерческие организации прибыль искусственно занижают, а выплату премий осуществляют иными способами.

Материальная помощь выплачивается за счет прибыли в виде компенсаций в таких чрезвычайных или экстремальных ситуациях, как:

·          смерть сотрудника или его близких родственников;

·          свадьба сотрудника или его близкого родственника;

·          приобретение лекарств или оплата лечения сотрудника,

·          несчастные случаи (пожар, авария, травма, гибель имущества);

·          приобретение путевок к очередному отпуску;

·          завершение творческой работы (книги, диссертации и т.п.)

Материальная помощь выплачивается по личному заявлению сотрудника по распоряжению руководителя организации и является эпизодической формой материального стимулирования труда.

Политика государства в области заработной платы заключается в рациональном использовании экономических рычагов и стимулов, таких как:

·          прямые и косвенные налоги на заработную плату;

·          рациональное определение минимального размера оплаты труда;

·          индексация доходов и вкладов населения в связи с инфляцией;

·          обеспечение социальных гарантий работникам (пенсии, стипендии, пособия по безработице, выплаты по больничным листами т.п.);

·          финансирование расходов на образование, науку, культуру, здравоохранение;

·          ценовая политика государства в области товаров «потребительской корзины»;

·          защита государством экспорта отечественных товаров и услуг;

·          таможенные пошлины на импорт зарубежных товаров и др.

Оптимальный размер заработной платы в затратах организации предполагает установление оплаты труда в таком размере, чтобы он обеспечивал рентабельную работу организации, нормальное воспроизводство рабочей силы в соответствии с квалификацией и возрастом работника. Размер фонда оплаты труда в конкретной организации зависит от совокупности:

·          отраслевой специализации организации;

·          занимаемой ниши рынка;

·          конкурентоспособности продукции;

·          профессионально-квалификационного состава кадров;

·          уровня внутренней и внешней специализации;

·          размеров потерь рабочего времени;

·          численности работников на единицу продукции и т.п.

Материальные льготы и привилегии сотрудникам являются элементами вознаграждения или компенсации, предоставляемыми в дополнение к различным личным формам оплаты труда. Такие формы материального поощрения имеют для персонала количественную ценность, могут быть отложенными или условными (пенсионное обеспечение, страховые взносы, оплата больничных листов) и прямыми льготами. Материальные льготы содержат такие элементы, которые в строгом понимании не являются заработной платой, например оплата ежегодного отпуска.

Основные цели льгот:

·          мотивировать сотрудников и повышать их ответственность перед организацией;

·          предоставлять финансовую помощь и обеспечивать доходами в дополнение к оплате труда (например, автомобиль и бензин организации) для актуальных или ощущаемых потребностей работников, включая потребности безопасности;

·          демонстрировать заботу организации о потребностях работников;

·          предоставлять эффективные с точки зрения налогообложения возможности вознаграждения, которые снижают налоговые обязательства.

Льготы и привилегии могут включать в себя:

·          пенсионное обеспечение (отложенное финансирование при помощи вклада, который дает право на гарантированный доход для работника или его иждивенцев при выходе на пенсию или в случае смерти);

·          обеспечение личной безопасности (повышение индивидуальной безопасности в отношении случаев болезни, происшествий или сокращения штатов);

·          обеспечение личных потребностей (реализация определенных личных потребностей и ответственности, например, забота о детях, финансовое консультирование, содействие отдыху);

·          финансовое содействие, помощь (кредиты или помощь при покупке жилья, скидки, членские взносы);

·          предоставление транспортных средств и бензина организации (дифференциация менеджеров по статусу и должности путем предоставления им автомобилей разной степени престижности);

·          содействие в повышении уровня жизни работников (субсидированные обеды, скидки на одежду, возмещение телефонных затрат, предоставление кредитных карт).

Ценные бумаги, как один из экономических методов управления персоналом, являются главным инструментом фондового рынка, не денежным эквивалентом права на собственность, реализация которого осуществляется путем предъявления их к оплате или продаже.

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в уставной капитал организации и дающая право на получение части прибыли в форме дивидендов. Дивиденды определяют долю прибыли на акции, которая может быть выплачена их держателю исходя из результатов деятельности организации за год. Они выполняют следующие функции:

·          закрепляют право собственности и участия в прибылях;

·          являются формой дополнительной оплаты труда;

·          ставят держателя акций в зависимость от результатов труда.

Облигация – эта ценная бумага на предъявителя, дающая право на получение годового дохода в виде фиксированного процента, а в случае продажи – получение денежной компенсации.

Кредитные карты являются заменителем денежных знаков и дают право их владельцу на покупку товаров и оплату услуг с помощью безналичных расчетов в пределах суммы средств на личном счете сотрудника.

 

1.2.2 Организационно-распорядительные методы

Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента – функция организация.

Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов.

Организационно-административные методы решают те же задачи, что и экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом и распоряжением.

Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия.

Организационно-распорядительные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину. Организационно-распорядительные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через контроль за их выполнением, а также систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Эти методы помогают обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Регламентируются они правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

Возможны три формы организационно-распорядительных методов:

1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.)

2. Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов)

3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Организационно-распорядительные методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы – методы принуждения.

В общем виде система организационно-распорядительных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:

1. Воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления)

2. Воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования.

Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься руководитель и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб предприятия и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулирование его работников. На промышленных предприятиях действуют различные положения об отделах и службах (технических, производственных, экономических и т.д.), например «Положение об отделе главного конструктора», «Положение об отделе главного технолога», «Положение о цехе», «Положение о совете производственной бригады» и др.

Для того чтобы ответить на вопрос, как выполнить ту или иную функцию управления и обязанность, применяется организационное нормирование. На промышленных предприятиях действует большое количество нормативов, включающих: качественно-технические нормативы (ТУ, стандарты качества, стандартизации и сертификации и др.); технологические; эксплуатационные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта); трудовые нормативы; финансово-кредитные; нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом; организационно-управленческие нормативы и др. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования на предприятии автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ, в информационно-вычислительном центре.

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих на предприятии. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно-методического инструктирования относятся:

1) должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности лиц административно-управленческого и инженерно-технического персонала всех служб. Инструкция содержит четыре раздела: общие положения; обязанности; права; ответственность.

2) методические указания (рекомендации) описывают выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общие целевые назначения. Предприятия используют отраслевые и региональные методические указания о разработке годового плана экономического и социального развития, бизнес-пана, о применение методов сетевого планирования и управления и т.д.

3) методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной технико-экономической задачи.

4) рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативной работы с определенным функциональным назначением.

Рассмотренные выше акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем предприятия, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, – совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы. Нормативные акты предприятия подлежат обязательной проверке (правовой экспертизе) на соответствие требованиям действующего в настоящее время законодательства.

 

1.2.3   Социально-психологические методы

Управление экономикой это прежде всего управление людьми, т.е. это процесс регулирования сложной сети межличностных отношений. Любая организация выступает не только как производственно-экономическая единица, но и как среда, в которой происходит формирование работников. Поэтому особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления, которые позволяют влиять на духовные интересы людей, регулируют межличностные отношения, а также непосредственно влияют на формирование и развитие трудового коллектива.

Социально-психологические методы включают разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения.

Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач: оптимального подбора и расстановки кадров; наиболее рационального формирования персонала; регулирования межличностных отношений в коллективе; повышение эффективности воспитательной работы в коллективе; укрепление дисциплины; рационализации трудовых процессов.

Для практического решения этих задач на предприятии создаются социально-психологические службы. Деятельность социально-психологических служб на предприятии протекает по трем основным направлениям:

·          исследование коллективов и отдельных групп – постановка проблемы, проведение наблюдений, опросы и анализ полученных данных;

·          социальное проектирование – разработка рекомендации в части социального развития коллективов и др.;

·          консультативная деятельность – оказание помощи руководителям производства, обучение персонала.

Социально-психологические методы управления предусматривают проведение необходимых исследований, которые в зависимости от способа исследования и объема могут быть подразделены на изучение работника при помощи анкет, интервью, деловых игр по системе «человек о человеке», «коллектив о человеке», «человек о коллективе»; изучение, осуществляемое во время исполнения работником служебных обязанностей (наблюдение, эксперимент); изучение конечного результата деятельности работника.

В ходе социальных и психологических исследований применяются как обычное (открытое) наблюдение, так и включенное наблюдение.

В практике социальной психологии широко применяется эксперимент для проверки гипотез и методик. Эксперименты проходят как в лабораторных, так и в естественных условиях, т.е. в трудовых коллективах.

Наиболее широко применяемые в социально-психологических исследованиях методы – опрос, интервью, беседа. Они дают глубокую и развернутую картину субъективного мира опрашиваемых. Весьма распространены для сбора массовой социально-психологической информации методы анкетирования и тестирования.

В тесте анкеты не содержится готовые ответы на задаваемые вопросы, что позволяет анкетируемым давать произвольные ответы, а организаторам анкетирования получать широкий нерегламентированный спектр ответов, т.е. материалов для исследования.

Тест в отличие от анкеты содержит, как правило, готовые ответы на каждый поставленный вопрос. При этом ответы четко сформулированы, и тестируемый имеет, как правило, возможность выбрать только один из вариантов ответа на каждый вопрос, что облегчает дальнейшую работу с тестом, так как позволяет оценить каждый ответ в баллах и предложить каждому тестируемому одну из возможных характеристик в зависимости от суммы баллов.

Анкетирование и тестирование работников предприятия торговли позволяют выявить их индивидуальные особенности, склонности, черты характера, что дает возможность использовать каждого работника на той работе, где он может принести максимальную пользу предприятию и получить удовлетворение от своей работы. Так, некоммуникабельного работника вряд ли целесообразно использовать в качестве коммивояжера или направлять его в торговый зал для индивидуального обслуживания покупателей. Меланхолик вряд ли сможет эффективно участвовать в распродажах на выездной торговле, а флегматик – быть хорошим кассиром.

Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальное процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннею потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Основное воздействие на коллектив – убеждение. Убеждение, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно он применяет различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровый Социально-психологический климат в организации.

Далее рассмотрим процесс применения методов управления в ОАО «Сибсельмаш».


2. Анализ эффективности применения методов управления персоналом на предприятии

 

2.1 Характеристика предприятия

Полное наименование организации – открытое акционерное общество.

Сокращенное наименование общества – ОАО «Сибсельмаш»

Адрес: г. Новосибирск, ул. Станционная 38

Предприятие было создано с целью осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли в порядке и на основании, определяемых законодательством РФ (приложение 5). Предприятие стало реализовать свои цели с помощью осуществления следующих видов деятельности производство продукции и оказание различных видов услуг.

Предприятие осуществляет:

·          производство и реализация продукции специального назначения;

·          производство и реализация горно-шахтного оборудования;

·          производство и реализация сельхоз машин и механизмов;

·          производство и реализация товаров народного потребления;

·          анализ спроса, предложения и реализации энергических и коксующих углей;

·          оказание ремонтных услуг любых товаров и машин;

·          оказание информационных и рекламных услуг;

·          оказание и обеспечение активного отдыха населения, туризма, в том числе международного;

·          закупка, производство, сбор, переработка и реализация экологически чистых продуктов сельского хозяйства;

·          комиссионная деятельность, открытие пунктов проката;

·          выделка овчинных шкур и ценных пород меха, а так же пошив изделий из меха.

Цели.

1. Получение максимальной прибыли при минимальных затратах;

2. Выдвижение нашей продукции в мировой рынок и получение категории качества евро стандарта;

3. Заключение контрактов с иностранными фирмами;

4. Развить сельскохозяйственную отрасль.

Задачи.

1. Добиться выпуска продукции лучшего качества

2. Постоянно улучшать качество продукции и внедрение новых технологий

3. Снижение себестоимости продукции до минимума

4. Своевременно выплачивать зарплату рабочим

5. Улучшение условий труда рабочих

6. Модернизация рабочих

7. Повышение производительности труда

«Сибсельмаш» единственный производитель сельскохозяйственных машин. Данное предприятие играет важную роль в обеспечении Сибирского региона, а также Алтайского края сельскохозяйственными машинами.

В городе Новосибирске «Сибсельмаш» обеспечивает более 2000 человек рабочими местами и жильем, выплачивает налоги в городской бюджет.

В 35 странах мира земледельцам знакомы сеялки, лущильники и боровы. Кроме того предприятие специализируется на изготовлении пресс-подборщиков, погрузочных манипуляторов, кормоприготовительных агрегатов. Мебель для инструментов, вентилей, замков, всего более 70 наименований.

Анализ работы с кадрами.

Основные функции кадровой службы организации:

·          Определение потребностей в персонале.

·          Подбор персонала.

·          Организация помощи в адаптации персонала.

·          Развития работников.

·          Совершенствование организации труда и стимулирование труда.

Работа с инженерно-техническими кадрами:

1.         Подготовка отчетов по работе с кадрами.

2.         Проведение собрания в трудовых коллективах цехов, отделов обслуживанием состояния обстановки на объединении о предлагаемых задачах.

3.         Заключение трудового договора в письменной форме, стабилизация коллектива объединения, продолжение внедрения контрактной системы для повышения организации и оплаты труда работников.

4.         Обеспечение назначения молодых специалистов на должность в соответствии со способностями, наклонностями, задачами производства.

5.         Проведение анализов состояния работы с молодыми специалистами. Разработка концепции работы с учетом современной ситуации в объединении.

6.         Составление и утверждение графика очередных отпусков руководителей подразделения.

7.         Оказание помощи молодым специалистам в решении социально-бытовых вопросов.

8.         Организация стажировки молодых специалистов под руководством опытных наставников.

9.         Организация работы со студентами ВУЗов, колледжей, приходящих в объединение с целью их подготовки на конкретные рабочие места.

Работа с неквалифицированными и низкоквалифицированными кадрами:

1.         Проведение анализа текучести кадров и нарушение трудовой дисциплины.

2.         Своевременное представление информации в центр занятости о лицах, подлежащих увольнению и конверсии.

3.         Сверка документов пенсионеров объединения для пересчета пенсии.

Проанализируем текучесть кадров в ОАО «Сибсельмаш» за 2005 год (таблица 2.1.)

Таблица 2.1. Текучесть кадров

Наименование Человек

Принято

Уволено

Результат

55

156

101

Увольнение по причине:

·           Не устраивает з/п.

·           Выход на пенсию.

·           Нарушение трудовой дисциплины.

·           Инвалидность.

·           По уходу за детьми.

·           По сокращению штатов.

67

19

5

2

8

11

В том числе:

·           Рабочих.

9

Таким образом, коэффициент текущих кадров составляет 71,29%

В «Сибсельмаш» возникает в настоящее время большое количество производственных проблем. Поэтому уместно будет проанализировать финансово-хозяйственную деятельность организации (таблица 2.2.)

Таблица 2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности «Сибсельмаш» за 2005 год

Наименование показателей Единица измерений 2003 отчет 2004 отчет Темп роста 2005 отчет Темп роста
Объем товарной продукции в действующих ценах Т.р. 63932 86414 135.17 91150 105.5
В сопоставимых ценах Т.р. 72327 86414 119.5 91150 105.48
Реализация товарной продукции Т.р. 83555
Численность ППП Человек 3300 2522 76.4 2885 114.39
Выработка на одного работающего Рублей 19373 34264 176.86 35261 102.91
Фонд з/п ППП Т.р. 26080 24003 92.0 31984 133.25
Средняя з/п ППП Рублей 685 793 120.3 1031
Себестоимость товарной продукции Т.р. 93766 89758 91150
Затраты фонда труда на 1 рубль товарной продукции Копеек 40.79 27.78 35.09
Затраты на 1 рубль товарной продукции Копеек 146.66 103.87 100.00
Рентабельность от производства товарной продукции % -13.8 -3.7
Прибыль (убыток) балансовая форма 2 Т.р. -75852 +16840 0
Чистая прибыль (убыток) форма 1 Т.р. -176947 -26255 -1453.8

Таблица 2.3 Сводная ведомость годового фонда заработной платы персонала участка за 2006 год

Категория работающих Численность Сдельный тарифный фонд

Доп. З.П.

10%

Премия

50%

Районный коэффициент

15%

Общий фонд З.П Среднемесячная З.П.
I. Основные рабочие
Токари 11 89619,374 8961,937 44809,69 13442,91 156833,9 1188,136
Фрезеровщики 11 87467,473 8746,747 43733,74 13120,12 153068,1 1159,607
Сверлощики 5 44759,55 4475,955 22379,78 6713,933 78329,21 1305,487
Шлифовальщики 5 44759,55 4475,955 22379,78 6713,933 78329,21 1305,487

Итого

32 266605,949 26660,59 133303 39990,89 466560,4 1215,001
I. Вспомогательные рабочие
Наладчики 2 34714,858 3471,486 17357,43 5207,229 60751 2531,292
Слесари – ремонтники 3 49058,1224 4905,812 24529,06 7358,718 85851,71 2384,77
Контролеры 1 18708,6 1870,86 9354,3 2806,29 32740,05 2728,338
Крановщики 2 34714,9 3471,49 17357,45 5207,235 60751,08 2531,295
Итого 8 137196,4802 13719,65 68598,24 20579,47 240093,8 2500,978
МОП 1 6000 600 3000 900 10500 875
Служащие 2 24000 2400 12000 3600 42000 1750
ИТР 2 43200 4320 21600 6480 75600 3150
Итого 45 477002,429 47700,24 238501,2 71550,36 834754,3 1545,841

Затраты на сырье и комплектующие изделия составляет значительные суммы для бюджета предприятия, потому любые изменения в уровне запасов этих составляющих отражается на финансовом состоянии предприятии.

Производственные мощности характеризуются уровнем загрузки оборудования и степень его обновления. Оборудование должно быть использовано с максимальной отдачей, обеспечивая окупаемость затрат на его приобретение, максимальный уровень загрузки зависит от специфики производства товара, запасы продукции должны постоянно анализироваться. Продумывать выгодное решение, держать продукцию на складе или реализовать её по возможности пустить вырученные средства в оборот.

Главное сегодняшней проблемой «Сибсельмаш» является неспособность отстаивать производство какой-либо продукции из-за отсутствия оборотных средств, низкой покупательной способности потребителя и высокой конкуренции на рынке. Эти факторы нарушают функционирование огромного предприятия.

Что касается сильных сторон, их не так уж и много, одна из них состоит в том что, продукция предприятия хорошо известна на российском рынке. Это, возможно, приведет в будущем к более высокой покупательской способности и повышению объемов продаж.

 

2.2 Анализ использования методов управления персоналом и их эффективность на предприятии

В теоретической части мы рассматривали сущность методов управления, таких как экономический, организационно-распорядительный и социально-психологический методы. Как уже было рассмотрено выше, данные методы необходимы для эффективного функционирования предприятия. Теперь рассмотрим, как данные методы применяются на предприятии ОАО «Сибсельмаш».

В ОАО «Сибсельмаш» применяются все группы методов управления, но какие-то в большей степени, а какие-то в меньшей степени. Рассмотрим каждый метод в отдельности.

Экономический метод – это способ воздействия на материальные интересы объекта управления, ориентация на выполнение определенных показателей ими заданий и на вознаграждение за их выполнение

Данный метод в ОАО «Сибсельмаш» используется эффективно, т. к. заработная плата удовлетворяет рабочих на данном предприятии, также предприятие выплачивает премии за своевременно и хорошо выполненную работу. Но также с методами поощрения предприятие использует методы наказания, в виде штрафов за нарушения правил указанных в правилах внутреннего трудового распорядка.

Организационно-распорядительный метод – данный метод базируется на властных и правовых мотивациях и обеспечивает повышение эффективности работы фирмы за счет лучшей организации деятельности работников и подразделений.

Данный метод также эффективно используется в ОАО «Сибсельмаш», т. к. на предприятие используется рациональное распределение функций, полномочий и ответственности, что помогает предприятию эффективно функционировать. Перед тем как приступить к работе проводится инструктаж по технике безопасности, введение в должность, ознакомление с должностными инструкциями и др., что помогает сосредоточить внимание работника на важных участках работы. Если работник не совсем понимает, как выполнить ту или иную работу, наставник всегда может разъяснить, проконсультировать работника по необходимому вопросу. Вся работа выполняется своевременно и качественно.

Социально-психологический метод – это способ воздействия на людей через их социальные потребности и психологические особенности.

Данный метод не совсем эффективно используется на предприятии ОАО «Сибсельмаш». Недостаток данного метода заключается в том, что данное предприятие не проводит исследования коллектива, то есть опросы, беседы с работниками. Достоинство применяемого метода в том, что повышается эффективность воспитательной работы и укрепляется дисциплина в коллективе. Социально-психологический метод необходимо применять на всех уровнях предприятия, чтобы сформировать психологический климат в коллективе, выяснить удовлетворенность работников. Если работника не будут устраивать условия работы, то и сама работа у него будет выполняться хуже и дольше, чем он мог бы выполнить ту же работу при благоприятных условиях, а значит и производительность всего предприятия, будет снижаться.

Подводя итоги, можно сказать, что данное предприятие работает эффективно, для этого руководство старается применять различные методы управления для улучшения функционирования своей деятельности и повышения производительности.


Заключение

Как уже было рассмотрено выше управления персоналом, – это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределении рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников.

Также эффективное функционирование предприятия во многом зависит от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.

Выделяют следующие методы управления:

·          Организационно-распорядительные, основанные на прямых директивных указаниях;

·          экономические, обусловленные экономическими стимулами;

·          социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

ОАО «Сибсельмаш» применяет данные методы управления, но какие-то в большой степени, а какие-то в меньшей степени.

В ОАО «Сибсельмаш» эффективно используется экономический и организационно-распорядительный методы. Это можно увидеть в том, что заработная плата удовлетворяет рабочих, предприятие использует премии и вознаграждения, также предприятие проводит инструктаж работников, перед тем как они приступят к работе и в течение работы им может помогать старший отдела.

Но на предприятии ОАО «Сибсельмаш» неэффективно используется социально-психологический метод. Недостаток в том, что не проводятся опросы и беседы с работниками. Поэтому предприятию необходимо начать применять данный метод, чтобы знать психологический климат в коллективе, т. к. если работника не будут устраивать условия работы, то и сама работа у него будет выполняться хуже и дольше.

В общем можно сказать, что предприятие работает эффективно, но ОАО «Сибсельмаш» необходимо работать над своей главной сегодняшней проблемой – это неспособность отстаивать производство какой-либо продукции и высокой конкуренции на рынке.


Список литераторы

1.    Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник. – М.: Академия, 2006.

2.    Калачева Л.Л., Калачев И.В., Ровнейко Б.Н. Управление человеческими ресурсами современной организации – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2005.

3.    Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1996. – 584 с.

4.    Лукашевич В.В. Основы менеджмента: учебник. – М.: Экономика, 1998.

5.    Лукашевич В.В. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Гелан, 2001.

6.    Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.

7.    Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. – М.: ИНФРА-М, 1995.

8.    Папкин А.И. Основы практического менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

9.    Розанова В.А. Психология управления: учебное пособие. – М.: Интел-Синтез, 1999.

10. Сымыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Р-н-Д., 1997. стр. 122–125.

11. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: учебник. – М.: Высшая школа, 2000.