Курсовая работа: Организация управления на предприятии
Курсовая работа: Организация управления на предприятии
Содержание
Введение. 2
1. Характеристика развлекательного комплекса.. 4
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия «Замок в долине». 7
3. Анализ организационной структуры предприятия.. 16
4. Характеристика подразделения.. 22
5. Анализ выполнения основных функций управления.. 24
5.1. Планирование. 24
5.2. Организация. 25
5.3. Мотивация. 27
5.4. Контроль. 27
6. Анализ использования связующих процессов в управлении 29
6.1. Коммуникация. 29
6.2. Принятие решений. 30
Заключение. 32
Список литературы.. 33
Приложения.. 34
Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что «…русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды» - об этом нам напоминает немецкий предприниматель. Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение.
Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.
Высокоразвитое состояние мира сегодня объясняется успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.
Анализ организации управления предприятием позволяет оценить гибкость, эффективность, надёжность управления, способность к постоянным воздействиям со стороны окружающей среды.
В современных условиях становится существенно важным информационное обеспечение для успешного функционирования аппарата управления.
В данной работе будет рассмотрена производственная и организационная структура развлекательного комплекса «Замок в долине», который работает в сфере услуг.
Цель курсовой работы: выявить основные проблемы, которые связаны с организацией управления на предприятии и дать рекомендации.
Для достижения поставленной цели необходимо определиться с задачами. К рассматриваемым задачам относятся:
- изучение понятий и сущности организации управления на предприятии и выполнения основных функций управления на современном этапе, а так же современные тенденции развития предприятий;
- рассмотрение и изучение эффективного использования связующих процессов в управлении, раскрытие их видов, подходов и факторов, влияющих на процесс принятия решений;
- выявление проблем организации управления на предприятии, предложение действия по решению выявленных проблем.
1. Характеристика развлекательного комплекса
Объектом исследования в курсовой работе является ресторан «Замок в долине», которое имеет организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью ООО «Бизнес Оценка Групп».
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Общество является юридическим лицом.
Высшим органом Общества с ограниченной ответственностью является общее собрание участников. Исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный собранию его участников.
Исполнительный орган может быть единоличным.
Полномочия общего собрания участников:
1. изменение устава общества, изменение его уставного капитала;
2. образование исполнительных органов обществ, досрочное прекращение их полномочий;
3. утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;
4. решение о реорганизации или ликвидации общества;
5. избрание ревизионной комиссии общества.
Размер предприятия: развлекательного комплекса «Замок в долине» является прибыльным бизнесом, т.к. численность работающего персонала более 50 человек.
Услуги, предоставляемые развлекательным комплексом:
• Автостоянка
• Ресторан
• Бар
• Русская баня
• Бассейн
• Бильярд
• Боулинг
Ресторан – общедоступное предприятие или торговая единица, отличающаяся от других типов предприятий более широким ассортиментом блюд сложного приготовления, лучшим интерьером, освещением, сервировкой и высоким уровнем обслуживания официантами. Каждый ресторан имеет название. Залы ресторанов оформляют, в них устанавливают удобную мебель, мягкие и полумягкие кресла, организуют выступления артистов эстрады. В ресторанах широко применяют специальное обслуживание участников конференций, иностранных туристов, обслуживают туристов, обслуживают банкеты и семейные торжества.
Ресторан относится к отрасли общественного питания, выполняющий общегородские функции.
Ресторан – разработанное меню, шоу – программа, 6 столиков, камин, танцпол, компьютер для музыки; кухня оборудована: жарочный 3–ех секционный шкаф, плита с жарочной электросковородкой, профессиональные фритюрницы, микроволновки, 6 холодильников, вытяжки, стиральная машина. Летнее кафе – организовано на крыше замка, с великолепным панорамным видом на реку и город, в наличии качели, столики и скамейки.
Ресторан «Замок в долине» является рестораном категории Люкс.
Ресторан расположен по адресу улица Спешилова, 111 (Камская долина).
Меню холодные закуски;
· горячие закуски;
· супы;
· промежуточные блюда;
· горячие блюда;
· салаты;
· десерты;
· фирменные блюда;
· шоколадные и кондитерские изделия;
· горячие и холодные напитки;
· безалкогольные и алкогольные напитки;
· коктейли.
Ресторан работает круглосуточно, без выходных.
Также в комплексе имеется русская баня с SPA (бассейн с постоянным подогревом воды 40°) под открытым небом – круглый год. Бассейн с системами противотока, новейшей очистки и фильтрации воды. Размер бассейна – глубина: 2 м, площадь: 5 м х 9 м.
Здесь существуют следующие услуги:
• Парилка
• Бассейн гидромассажный под открытым небом
• Самоналив пива
• Массажная
• Помывочная
• Русские веники (береза, дуб)
• Ароматические масла
• Массаж по заказу
Описание: на площади 300 кв.м расположены: русская баня на дровах, финская сауна, инфракрасная кабина, горячие камни для прогрева тела, водопад, джакузи, детская чаша, противоток для спортивного плавания, бильярд, караоке. Самоналив пива.
Дополнительные услуги Замка в долине:
• Боулинг
• Комнаты отдыха в восточном стиле
• Шоу-программа
• Парковка с видеонаблюдением
• Вызов такси
Целевые группы: семьи, туристы, посетители культурных учреждений, представители фирм, коммерсанты.
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия «Замок в долине»
Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия. Анализ среды, в которой работает ресторан «Замок в долине» представлен в таблице 2.1.
аблица 2.1.
Анализ факторов макросреды
Группа факто-ров | Фактор | Тенденция развития | Проявление | Возможная реакция предприятия. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Эко-номи-ческие | 1.1.Уро-вень инфляции | Возможна стабилиза-ция | При увеличении инфляции обесценивание денежных средств | Учет уровня инфляции при установлении цен на товары |
1.2.Уро-вень реального дохода населения | Возможно уменьшение | Снижение уровня покупательской способности населения | Выпуск продукции с наименьшими издержками | |
1.3.Энерго-тарифы | Возможно увеличение | Увеличение себестоимости товаров и услуг | Выпуск продукции с наименьшими издержками |
продолжение таблицы 2.1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.4.Нало-говые ставки | Возможно повышение | Отток денежных средств из сферы производства в бюджет |
Изыскание путей минимизации налогов |
|
1.5.Безработица | Высокий уровень сохраняется | Удешевление рабочей силы и увеличение числа претендентов на рабочее место |
Формирование рациональной кадровой политики. Пополнение штата сотрудников службы сбыта |
|
2.Правовые | 2.1.Несовершенство законодательной базы | Тенденции стабилиза-ции | Ущемление интересов производствен-ной сферы |
Изыскание путей для эффективной работы |
3.Политические | 3.1.Нестабильность в обществе | Тенденции не ясны |
Приостановле-ние инвестицион-ного процесса и банковского кредитования бизнеса |
Получение денежных средств с помощью продажи и сдачи в аренду основных средств |
окончание таблицы 2.1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4.Меж-дународные | 4.1.Либерализация внешнеэкономичес-кой дея-тельности, сотрудничества | Тенденции сохраняются | Появление новых рынков сбыта продукции | Поиск новых зарубежных партнеров и поставщиков |
5.Социальные | 5.1.Мобильность населения | Тенденции роста сохраняются | Отток работников | Совершенствова-ние системы стимулирования труда |
5.2.Уро-вень образова-ния | Тенденции роста сохраняются | Увеличение числа высокообразо-ванных специалистов | Рациональный подбор кадров | |
6.НТП | 6.1.НТП в сфере производ-ства | Тенденции роста сохраняются | Появление новых материалов оборудования, технологий | Поиск возможностей для производства новых видов товаров |
6.2.НТП в социальной сфере | Тенденции роста сохраняются | Рост уровня потребностей населения | Маркетинговые исследования, разработка новых продуктов |
В процессе взаимодействия предприятия с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование организации. Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на ООО «Замок в долине» приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Факторы непосредственного окружения
Группа факторов | Фактор | Проявление | Влияние на рынок | Возможная реакция предприятия. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Потреби-тели | 1.1.Насе-ление | Тенденции стабилиза-ции спроса | Увеличение запросов и потребностей, требование безусловного качества товаров | Маркетинговые исследования и разработка новых продуктов |
1.2.Пред-приятия и организа-ции | Тенденции стабилиза-ции спроса | Дальнейшее стимулирование спроса организаций путем предоставление дополнительных услуг | ||
2.Конку-ренты |
Отечест-венные и иностранные |
Ужесточение конкуренции | Возникновение различных препятствий для укрепления своих позиций на рынке | Возможна конкуренция за счет высокого качества товаров, маркетинговых исследований рынка и разработки новой продукции и т.д. |
3.Поставщики | Производители сырья и материалов | Тенденции ухудшения отношений | Отсутствие сырья для производства продукции | Поиск новых поставщиков |
Анализ текущей ситуации на рынке ресторанного бизнеса, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха (КФУ) ресторана «Замок в долине»:
1. КФУ в области технологий (опыт в использовании различных технологий для производства продуктов питания; опыт разработок новых блюд);
2. КФУ в области производства (наличие необходимых производственных мощностей; высокое качество производства);
3. КФУ в области финансов (предприятие является платежеспособным; собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным);
4. КФУ в области распределения (быстрая и бесплатная доставка товаров потребителю; эффективное использование различных каналов сбыта; наличие собственных каналов сбыта продукции);
5. КФУ в области кадров (высокий профессионализм работников предприятия);
6. КФУ в области организации (эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры);
7. другие типы КФУ (доверие потребителей предприятию).
Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия приведенный в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Сильные и слабые стороны ресторана «Замок в долине»
Аспект среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 | 3 |
Продукт |
- возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции; - хорошее качество продукции |
расширение ассортимента зачастую идет не за счет разработки качественно новых продуктов, а за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров |
1 | 2 | 3 |
Организа-ция |
- компетентное руководство; - адекватная организационная структура предприятия; - эффективная система контроля |
слабых сторон не наблюдается |
Производ-ство |
- наличие необходимых производственных мощностей; - высокое качество производства |
- высокая себестоимость выпускаемых товаров; - небольшие объемы производства |
Маркетинг |
- эффективное использование различных каналов сбыта, наличие собственных каналов сбыта продукции; - предоставление дополнительных услуг предприятиям-клиентам (быстрая и бесплатная доставка товаров) |
- отсутствие информированности покупателей о продукции предприятия; - отсутствие маркетинговых исследований рынка |
1 | 2 | 3 |
Персонал |
- небольшая текучесть кадров; - предоставление предприятием социальных гарантий работникам |
- задержки с выплатой заработной платы; - большая текучесть кадров в отделе сбыта |
Финансы |
- предприятие является платежеспособным; - собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным; - высокая степень ликвидности баланса |
- низкая рентабельность продаж из-за высоких издержек производства; - низкий уровень конкурентоспособности фирмы; - нехватка свободных денежных средств |
Путем обобщения данных анализа факторов внешней и внутренней среды была составлена таблица угроз и возможностей, слабых и сильных сторон предприятия (табл. 2.4.).
С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон Замка в долине можно установить, что ресторан имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Он обладает хорошим опытом в сфере услуг и наличием необходимых производственных мощностей. К тому же услуги, предоставляемые Замком в долине, пользуются спросом потребителей Пермского края. А слабыми сторонами ресторана являются высокие издержки производства, сводящие на нет прибыль предприятия, и отдаленность предприятия от основных поставщиков сырья.
Таблица 2.4.
Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны
ресторана «Замок в долине»
Возможности | Сильные стороны |
- рынок ресторанного бизнеса продолжает развиваться; - развитие НТП способствуют появлению новых продуктов, новых рынков, и новых потребителей; - либерализация внешнеэкономической деятельности, международное сотрудничество приводит к появлению новых партнеров; - повышение уровня образования населения приводит к увеличению числа высокообразованных специалистов; - безработица приводит к удешевлению рабочей силы и увеличению числа претендентов на рабочее место |
- наличие необходимых производственных мощностей; - предприятие является платежеспособным; - собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным; - хорошее качество выпускаемой продукции; - эффективное использование различ-ных каналов сбыта, наличие собст-венных каналов сбыта продукции; - предоставление дополнительной услуги оптовым потребителям в виде быстрой и бесплатной доставки товара; - высокий профессионализм работников предприятия - компетентное руководство; - адекватная организационная структура предприятия; - предоставление предприятием социальных гарантий работникам |
Угрозы | Слабые стороны |
- снижение уровня покупательской способности населения; - повышение энерготарифов; - повышение налоговых ставок; - несовершенство законодательной базы приводит к ущемлению интересов производственной сферы; - нестабильность в обществе приводит к приостановлению инвестиционного процесса и банковского кредитования бизнеса; - ужесточение конкуренции; - ухудшение отношений с производителями сырья и материалов |
- низкая рентабельность продаж из-за высокой себестоимости выпускаемых товаров; - нехватка оборотных средств; - небольшие объемы производства; - расширение ассортимента идет за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров; - устарелая технология дизайна и упаковки продуктов; - отсутствие информированности покупателей о продукции предприятия; - отсутствие маркетинговых исследований рынка; - задержки с выплатой заработной платы работникам предприятия |
Поэтому ресторану необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции с целью минимизации издержек и с учетом легкодоступности сырьевой базы. К тому же необходимо провести маркетинговые исследования для того, чтобы выявить какие новинки услуг ресторан может предложить для расширения ассортимента и привлечения новых клиентов.
Развитие НТП открывает новые возможности для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений деятельности, новых рынков и новых потребителей. Требуется найти такое новое направление деятельности предприятия, которое не требовало бы изменение его структуры и больших капиталовложений, сочеталось с предоставлением услуг, имело бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносило бы постоянный доход.
3. Анализ организационной структуры предприятия
- Линейные связи
-Вертикальные связи
-Горизонтальные связи
Функциональные связи
Рис. 3.1. Организационная структура ООО ресторана «Замок в долине»
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными[1].
Децентрализованные организации – такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. На практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций. В организациях с сильно децентрализованными структурами важнейшие решения принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности (не ниже руководителя отдела). Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией[2].
Для того чтобы определить, насколько, данная организация централизована по сравнению с другими, выявляют следующие характеристики:
1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;
2. Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях; последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;
3. Контроль за работой подчинённых. В слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчинённых. Оценка действий производится на основании суммарных достигнутых результатов[3].
Достоинства централизованных структур состоят в следующем:
1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами;
2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы фирмы растут и развиваются за счёт других или организации в целом;
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
Существует руд преимуществ децентрализованных структур:
1. Управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся информации и, следовательно, сложности процесса принятия решений;
2. Децентрализация даёт возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех её знает;
3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией;
4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей.
Степень централизации ООО ресторана «Замок в долине» – средняя, т.к. функции распределены по управленческому персоналу.
Рассмотрим, чем занимаются сотрудники ООО ресторана «Замок в долине».
Возглавляет работу ресторана «Замок в долине» - директор, который назначается высшим органом управления – общим собранием участников.
Директор несет полную ответственность за реорганизацию хозяйственной деятельности ресторана, исполнение договоров и соглашений; рассматривает жалобы.
Директору предоставлено право: принимать, увольнять и перемещать работников ресторана; самостоятельно утверждать штаты; распоряжаться средствами; издавать приказы, распоряжения, поощрять работников, налагать взыскания на них при необходимости. Директору непосредственно подчиняется заведующий производством.
Заведующий производством руководствуется должностной характеристикой; приступает к исполнению своих обязанностей после подписания акта о материальной ответственности.
Обязанности заведующего производством:
· обеспечение бракеража готовой пищи;
· обеспечение соблюдения рецептур блюд и технологии их изготовления, повышение производительности труда работников;
· составление графиков выхода на работу;
· проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте;
· своевременное составление и предоставление в бухгалтерию отчетов об использовании товарно-материальных ценностей;
· расстановка работников на рабочих местах в соответствии с их квалификацией;
· установление дисциплины.
Функции учета, планирования и различные финансовые операции выполняют работники бухгалтерии. Ее возглавляет главный бухгалтер.
Функции главного бухгалтера:
· сводит годовой баланс;
· ведет учет движения товара;
· перечисляет налоги;
· начисляет заработную плату;
· осуществляет проверку работы бухгалтерии.
Инженерно-эксплуатационную службу ресторана возглавляет инженер-технолог.
Основными задачами инженера-технолога на данном предприятии – в ресторане – являются:
· совершенствование технологии приготовления кулинарной продукции путем внедрения новых технологических приемов, новых видов сырья, изготовления новых изделий;
· контроль за ходом технологического процесса от первичной обработки сырья до оформления блюд и отпуска их на раздачу;
· систематическое инструктирование работников производства по нормативным документам, стандартам, техническим условиям, внедрению прогрессивной технологии;
· участие в работе бракеражной комиссии.
Отделом по закупкам и складам руководит руководитель по закупкам. Его функции:
· отвечает за руководство закупками всех товаров(продовольствие, непродовольственные товары) с учетом экологического принципа;
· консультируется со всеми отделами при выборе необходимых товаров;
· проверяет все складские запасы и следит за их своевременным пополнением;
· учитывает в своей работе основные направления развития и управления предприятием;
· организует и контролирует использование персонала в сферах складирования и закупок;
· и т.д.
Это были функциональные руководители, теперь рассмотрим линейных руководителей.
Руководителем производства на предприятии является заведующий производством, а руководителем обслуживания – метрдотель.
Метрдотель контролирует, регулирует и координирует работу официантов, поваров-раздатчиков, буфетчиков, кассиров, резчиков хлеба, сборщиков и мойщиков столовой посуды, швейцаров, гардеробщиков и артистов оркестра.
Функции метрдотеля:
· составление графиков выхода на работу подчиненных ему работников и контроль за его выполнением;
· контроль за своевременной подготовкой зала к открытию и соблюдением санитарно-гигиенических требований во время обслуживания;
· контроль за сервировкой столов, соблюдением правил торговли, правил личной гигиены, состоянием форменной одежды;
· непосредственное участие в обслуживании; встреча посетителей, консультации в выборе места в зале, предъявление Книги отзывов и предложений по первому требованию посетителей, разрешение конфликтов, возникающих между работниками предприятия и посетителями;
· оформление заказов;
· ведение работы по совершенствованию профессиональных знаний официантов, распространению передового опыта;
· контроль за уборкой зала после его закрытия и правильности отчетов официантов.
Еще одним линейным руководителем является шеф-повар, который подчиняется заведующему производством.
Функции шеф-повара:
· ответственен за руководство всей кухонной сферой, а также за производство блюд по установленному стандарту гостиницы с учетом достижения максимального успеха в экономике и организации производства;
· поддерживает руководителя закупок по всем вопросам приобретения сырья, товаров и качеству;
· руководит своей сферой с учетом основных производственных направлений развития фирмы;
· организуют, руководит, контролирует работу всех занятых на кухне сотрудников;
· планирование, определение цены, а также составление меню на каждый день и для специальных мероприятий с учетом фирменных блюд сезона;
· контроль за качеством;
· и т.д.
Шеф-повару подчиняются бригадиры. Бригадирами назначаются наиболее квалифицированные работники. Бригадир выполняет работу по своей специальности и одновременно выполняет ряд обязанностей, связанных с организацией работы бригады.
Функции бригадира:
· распределяет обязанности между членами бригады, обеспечивает их сырьем, инструментами; несет ответственность за выполнение производственного задания;
· соблюдение технологии приготовления пищи;
· своевременное приготовление полуфабрикатов и готовых блюд;
· ведет учет выработки бригады.
Оценку рациональности ОСУ можно провести на основе
ОСУ ресторана «Замок в долине» линейно-функциональная. Она является эффективной, потому что отвечает необходимым показателям. В первую очередь тем, которые характеризуют эффективность системы управления: наблюдается увеличение объема выпуска продукции, увеличение прибыли, улучшение качества продукции.
Во-вторых, характеризующим содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда: расходы на содержание аппарата управления, содержание зданий и помещений, переподготовка и подготовка.
Данная ОСУ характеризуется производительностью аппарата управления, адаптивностью системы управления, оперативностью принятия решений, что в свою очередь говорит об эффективности данной ОСУ.
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. В данном случае соответствует. Наблюдается сбалансированность состава функций и целей управления, соответствие численности и состава работников объему и сложности работ, мощности и быстродействие.
Полнота отражения достигаемого эффекта.
4. Характеристика подразделения
Название подразделения: Отдел снабжения.
Функции:
1.Планирование: Потребности в материально-технических ресурсах и комплектации.
2.Организация: Материально-технического снабжения, заключение договоров с поставщиками.
3.Координация: Процесса обеспечения производства материально-техническими ресурсами и комплектующими
4.Контроль: За материально-техническим обеспечением производственно-хозяйственной деятельности.
Должностная инструкция менеджера отдела снабжения
I. Общие положения.
1.1. Начальник отдела снабжения назначается и увольняется приказом директора.
1.2. Начальник отдела снабжения непосредственно подчиняется директору.
1.3. Начальник отдела снабжения является материально-ответственным лицом и несет ответственность в дисциплинарном и уголовном порядке на основании общих положений об ответственности должностных лиц.
II. Должностные обязанности.
2.1. Организует обеспечение предприятия всем необходимым для его производственной деятельности: сырьем, материалами, запасными частями, спецодеждой, хозяйственным инвентарем, мебелью, средствами механизации, инженерного и управленческого труда, канцелярскими принадлежностями.
2.2. Участвует в разработке проектов трудовых планов материально-технического обеспечения производства.
2.3. Участвует в согласовании условий и заключении договоров поставок по материально-техническому обеспечению производства.
2.4. Осуществляет организацию оперативного учета материальных ресурсов, организует работу складского хозяйства, принимает меры по повышению его технической оснащенности, обеспечению сохранности поступающих на предприятие материальных ресурсов.
III. Должен знать.
3.1. Постановления, решения, приказы и другие руководящие материалы по материально-техническому снабжению, методы и порядок разработки нормативов производственных ресурсов сырья, материалов и других материальных запасов.
3.2. Организацию складского хозяйства, порядок составления заявок на материалы.
3.3. Оптовые и рыночные цены, номенклатуру потребляемых материалов.
3.4. Основы технологии, организации производства, труда и управления.
3.5. Организацию учета снабженческих и складских операций и порядок составления отчетности.
IV. Права.
4.1. Имеет право требовать заявки с ведущих подразделений на необходимые материалы.
4.2. Требовать улучшения охраны склада, предоставлять свои соображения по вопросам улучшения работы склада, хранения и отпуска материальных ценностей.
4.3. Требовать от руководителя предприятия улучшения условий труда, техники безопасности.
5. Анализ выполнения основных функций управления
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.
2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Планированием производственно-хозяйственной деятельности предприятия, финансовой, ценовой, технической, инвестиционной политики, использования прибыли занимается дирекция. Бухгалтерия занимается планированием затрат на производство, управление, техническое перевооружение, прибыли, источников финансирования. Отдел снабжения планирует потребности в материально-технических ресурсах и комплектации. Производственный отдел - производственной деятельности цеха. Отдел сбыта - сбыта готовой продукции, маркетинговой деятельности, рекламы и стимулирования сбыта. Размещения на складе материально-технических ресурсов и готовой продукции планируется складом.
Чтобы планы были реализованы руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом.
Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:
1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
2. Делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Чтобы понять, как эффективно осуществлять делегирование,- а эту проблему мы рассмотрим позднее, - необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязательно выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.
Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи – организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осущуствляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.
Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней Среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы Формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.
В некоторых случаях пределы полномочий изменяют характер полномочий в такой значительной степени, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах.
Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаются людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд. Итак, результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд.
Прежде чем определить штабные полномочия, кратко рассмотрим происхождение административного аппарата.
Административный аппарат выполняет так много функций в современных организациях, что все их невозможно перечислить. Однако можно классифицировать штабной аппарат по двум или трем основным типам, учитывая функции, которые он выполняет. К трем типам аппарата относятся консультативный, обслуживающий и личный аппарат, который иногда рассматривается как вариант обслуживающего аппарата. Однако следует помнить, что на практике редко можно провести резкую границу между этими типами.
Классификации консультативного, обслуживающего и личного аппаратов описывают штабной аппарат в соответствии с направлениями его использования.
Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.
Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях млжет быть уменьшина при помощи принципа единоначалия - работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.
Делегирование на данном предприятии является эффективным, так как директор придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные.
Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.
Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.
Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию.
Директор ресторана является хорошим менеджером, который умело мотивирует персонал к эффективной работе. Потребности в большинстве случаев удовлетворяются вознаграждениями. Директор использует внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Почти все, что делает руководитель ресторана, обращено в будущее. Директор планирует достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию её целей. Или просто люди могут совершить ошибку при выполнении ими своих обязанностей.
Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если дирекция окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже самовыживание, будет поставлено под угрозу.
Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. В ресторане существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов это точное определение целей, которые должны быть достигнуты обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходим для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможна действий – пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.
6. Анализ использования связующих процессов в управлении
Коммуникационный процесс - процесс обмена информацией между двумя или более субъектами.
Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей: отправителя и получателя. В процессе коммуникации информация передается от отправителя к получателю.
Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.
В процессе коммуникации выделяются следующие элементы:
· отправитель - субъект, имеющий своей целью передать некоторую идею другому субъекту;
· обращение - набор символов, знаков, звуков, запахов и т.д., т.е. некоторая форма, в которой закодирована идея;
· получатель - субъект, которому адресовано обращение;
· коммуникационный канал - методы и средства распространения информации, с помощью которых сообщение передается от отправителя к получателю;
· ответная реакция - набор откликов получателя, возникших после расшифровки обращения и отсылаемая назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания передаваемой идеи;
· обратная связь - часть ответной реакции, которая доходит до отправителя;
· помехи - различные факторы, которые влияют на процесс коммуникации, искажая передаваемую идею.
Простейший коммуникационный цикл на данном предприятии включает в себя следующие этапы:
1. Выбор обращения. Отправитель - тот, кто передает информацию, уясняет смысл того, что он хочет передать другому участнику коммуникационного процесса.
2. Кодирование. Процесс трансформирования идеи в обращение, которое может быть передано. Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков. Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играют важную роль в способности отправителя кодировать передаваемую идею. Система кодирования должна быть известна получателю. В качестве системы кодовых знаков могут выступать:
· речевые системы, в основе которых лежит устная речь;
· системы письма;
· знаки телодвижений;
· язык жестов;
· видеосистемы;
· звуковые системы (например, азбука Морзе) и т.д.
В результате кодирования формируется обращение. Смысл обращения представляет собой принадлежащие отправителю идею. При этом отправитель рассчитывает, что обращение воспримется адекватно заложенному в него смыслу.
3. Распространение сообщения. Процесс передачи обращения через выбранный коммуникационный канал. В качестве коммуникационного канала могут выступать: телефон, радио, телевидение, компьютерная сеть и т.п. Коммуникационный канал должен быть согласован с системой кодирования.
4. Расшифровка. Процесс фиксации обращения и его расшифровка. Чем меньше различие между тем, что было передано и, что было получено, тем эффективнее коммуникация.
5. Процесс обратной связи. Передача ответной реакции получателя на принятое обращение. Ответная реакция, исходящая от получателя после принятия им сообщения доходит до отправителя в виде обратной связи. Обратная связь дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и оценить степень понимания переданной идеи. Коммуникация с обратной связью превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает динамику. При этом обратная связь может быть выражена не обязательно в той же кодовой системе, что и полученное послание. Главное, чтобы кодовая система была известна новому получателю.
Прежде чем задача принятия решений примет форму, поддающуюся анализу одним из научных методов, директору необходимо рассмотреть большое число факторов и исключить многие альтернативы. До этого решение можно принять лишь субъективно, либо путем угадывания. Важно как можно полнее уяснить обстоятельства, в которых происходит принятие решений. Для этой цели в ресторане «Замок в долине» излагается методика преобразования ситуации принятия решений к такому виду, когда становится возможным применение одного из разнообразных научных методов:
1. Формулируется цель.
2. Составляется возможно более полный список альтернатив. (Здесь необходимы творческий подход и изобретательность).
3. Составляется возможно более полный перечень факторов.
4. Список рассматриваемых факторов используется для уменьшения числа альтернатив, при этом обращается внимание на причину исключения каждой альтернативы. На, данном этапе можно увидеть, что многие альтернативы нереальны. Другие альтернативы могут оказаться в высшей степени нецелесообразными. Этот процесс может быть крайне субъективным, и в некоторых случаях он строится на догадках. Однако если нужно принять решение, то другого выбора нет. В построении этих субъективных догадок и вынесении суждений о ценности как раз и проявляется искусство лица, принимающего решение. Следует помнить, что одной из альтернатив может быть альтернатива вообще не принимать никакого решения в данный момент, пока один, из факторов (например, время) не исключит эту альтернативу из списка.
5. Оставшиеся альтернативы используются для сокращения списка факторов, часть которых теперь уже можно не рассматривать. Другие факторы могут в одинаковой степени относиться ко всем оставшимся альтернативам, и поэтому их тоже не нужно больше рассматривать.
Директору приходится решать вопрос о том, стоит ли придерживаться однажды принятого решения или необходим его пересмотр.
В заключении своей проделанной работы, хотелось бы внести свои предложения по решению некоторых выявленных проблем.
Одна из выявленных проблем – это неудовлетворительное функционирование предприятия. Наиболее распространенной причинной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, расширения всё сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно, прежде всего, предпринимаются изменения в составе и уровне квалификации работающих, разработка специальных программ. Но причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определённых недостатках организационной структуры управления.
Вторая – перегрузка директора. Если меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку, не приводят к продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации.
Третья – отсутствие ориентации на перспективу. Будущее развитие ресторана требует со стороны дирекции всё большего внимания стратегическим задачам. В то же время руководство продолжает уделять основное время только оперативным вопросам. Директор должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу.
Существуют разногласия по организационным вопросам. Каждый опытный руководитель знает, что стабильность в организационной структуре предприятия существует внутренняя гармония. Эта структура затрудняет достижение целей, допускает несправедливое распределение власти и т.д. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации. Группа, которая придёт на смену, может найти такую форму совершенно не соответствующей её подходу к проблемам предприятия.
Необходимо изменение технологии управления. Научные достижения в области управления начинают оказывать всё большее влияние на организационные структуры и процессы (прогрессивные методы обработки информации). Появляются новые должности, изменяются процессы принятия решений. Некоторые отрасли – производство массовой продукции, некоторые финансовые учреждения – в действительности изменились коренным образом благодаря успехам в области технологии управления.
1. Бабынина Л.С. Управление персоналом. Практикум: доходы и заработная плата.- М.: - «Экзамен», 2003.
2. Барков В.А. Управление персоналом.- М.; ЮристЪ, 2001.
3. Баринов В.А. Корпоративная культура организации в России//Менеджмент в России и за рубежом, 2002. - №2.
4. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом.- Учебник для студентов экономических вузов.- М.: «Интерпрессервис».- 253 стр., 2003.
5. Веснин В.Р Основы менеджмента: Учебное пособие. – М, 2000.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2001.
7. Журнал «Пищевая промышленность» №5, 2001.
8. Егоршин А.П. Основы управления персоналом.- Учеб. пособие для студентов.- 302 стр., 2003.
9. Козаченко А. В., Воронкова А. Э., Коренев Э. Н. «Основы корпоративного управления».Учебное пособие. – Луганск: Изд–во ВНУ, 2001.
10. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – Учебник для вузов.- «ИНФРА-М», 2003.
11. Куприянов М.В.//ПерSонал-МИКС//Управление персоналом и PR: объединение усилий, №1, 2004.
12. Логинов А.Ю., Гутгарц Р.Д. Кадры из жизни менеджера по персоналу.- «ДМК», 2002.
13. Лекции по дисциплине «современный менеджмент»
14. Менеджмент в Россиии на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. - М.: Общественный фонд «Лучшие менеджеры», 2000.
Замок в долине |
|
Адрес |
ул. Спешилова, 111 (Камская долина) |
Телефоны |
(342) 250-77-77, 250-77-70, 250-77-33 |
Факс |
(342) 250-77-33 |
|
zamok@perm.raid.ru |
Как добраться |
Показать на карте Перми |
Время работы |
Круглосуточно |
Общее описание |
Интерьер выполнен в стиле средневекового замка Удобное расположение, приятный персонал. |
Кухня |
Европейская |
Обслуживание |
Администратор, официант, бармен |
Вход |
Свободный |
Количество мест |
Бар – 25 мест, ресторан – 40 мест |
Дополнительные услуги |
• Боулинг • Бассейн • Русская баня • Комнаты отдыха в восточном стиле • Шоу-программа • Парковка с видеонаблюдением • Вызов такси |
Дополнительная информация |
Организация банкетов, шоу, праздников! |
|
Анонс запроса на продажу бизнеса
|
Характеристика подразделений
Функции менеджмента |
Подразделение |
01 «Дирекция» |
|
1.Планирование | Производственно-хозяйственной деятельности предприятия, финансовой, ценовой, технической, инвестиционной политики, использования прибыли |
2.Организация | Всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, системы оплаты труда и материального стимулирования работников |
3.Координация | Деятельности основных и управленческих подразделений предприятия, всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия |
4.Контроль | За деятельностью всех подразделений предприятия, а также за производственно-хозяйственной деятельностью |
02 «Бухгалтерия» |
|
1.Планирование | Затрат на производство, управление, техническое перевооружение, прибыли, источников финансирования |
2.Организация | Бухгалтерского учёта, расчётов с работниками, уплаты налогов, расчётов с поставщиками, оформления финансовой документации, работы с банком и другими кредитно-финансовыми учреждениями |
3.Координация | Учётной политики предприятия, процесса отнесения затрат, уплаты налогов и отчислений |
4.Контроль | За затратами, отнесением их на себестоимость или финансовый результат, правильностью оплаты труда, расходованием средств, использованием прибыли |
Продолжение Таблицы 7
Функции менеджмента |
Подразделение |
03 «Отдел снабжения» |
|
1.Планирование | Потребности в материально-технических ресурсах и комплектации |
2.Организация | Материально-технического снабжения, заключение договоров с поставщиками |
3.Координация | Процесса обеспечения производства материально-техническими ресурсами и комплектующими |
4.Контроль | За материально-техническим обеспечением производственно-хозяйственной деятельности |
04 «Производственный отдел» |
|
1.Планирование | Производственной деятельности цеха |
2.Организация | Производства, труда, обслуживания и ремонта технической базы |
3.Координация | Процесса производства |
4.Контроль | За качеством продукции, технической исправностью оборудования, техникой безопасностью и охраной труда |
05 «Отдел сбыта» |
|
1.Планирование | Сбыта готовой продукции, маркетинговой деятельности, рекламы и стимулирования сбыта |
2.Организация | Текущего сбыта продукции, работы с клиентами, исследования рынка |
3.Координация | Всех маркетинговых процессов |
4.Контроль | За своевременной доставкой ГП покупателю, за изменением конъюнктуры рынка, работы конкурентов |
06 «Склад» |
|
1.Планирование | Размещения на складе материально-технических ресурсов и готовой продукции |
2.Организация | Складского обслуживания всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, хранения сырья и готовой продукции |
3.Координация | Погрузочно-разгрузочных работ, отпуска сырья и готовой продукции в производство и на реализацию |
4.Контроль | За сохранностью материально-технических ресурсов и готовой продукции на складе, за качеством и количеством готовой продукции и исходного сырья |
[1] Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Т.Д. “Элит-2000”, 2001-440 с.
[2] Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 1992.
[3] Колесник М. Менеджмент. М.: “ Издательство ПРИОР”, 1998.-192 с.