Курсовая работа по Public Relations

Курсовая работа по Public Relations

ВВЕДЕНИЕ.

Данная курсовая работа является первым практическим опытом автора в

проведении социологических исследований. В ней он рассмотрел все основные

методы исследований, знания о которых почерпнул из курса лекций по

дисциплине «ТИПСО» (теория и практика связей с общественностью), а также из

семинаров, проводимых по этому предмету и детально разбирающих отдельные

сугубо сложные и тонкие подходы. Занимаясь проведением исследования, автор

усвоил, насколько необходимы исследования в любой сфере человеческой

деятельности. Они не только дают более ясное и чёткое представление о

многих сложных вопросах и ситуациях, но также и приводят к новым,

совершенно нестандартным решениям проблем. Из них можно получить немало

ценной информации, а главное - мнения. Мнения, на взгляд автора, это то,

чем очень полезно располагать всем владельцам предприятий, людям, имеющим

свой бизнес и хотящим, чтобы в будущем он успешно развивался. Мнение,

принадлежит оно простому обывателю, или же крупному специалисту в своей

области деятелей, даёт возможность расширить круг альтернатив.

Данное исследование, с которым ниже будет иметь возможность

ознакомиться Уважаемый Читатель, проведено, с целью выяснить, какие

возможности и предпосылки имеются у начинающего свой деловой путь

небольшого, но перспективного издательства. Уникальность данной работы

заключается в том, что сотрудники данного издательства к началу проведения

исследования имели весьма смутные представления о том, кто такой специалист

по связям с общественностью, зачем он нужен и какая будет от него выгода. В

связи с этим автору пришлось составить подробный объяснительный план, в

котором описывались его намерения и предложения по улучшению позиции фирмы

на торговом рынке Санкт Петербурга, а также создание надлежащего рекламного

образа. Этот документ также приложен к работе. Исследование, проведённое

автором, полностью оправдало ожидания нанимателей и показало, на какие

особенно важные детали в ведении деловой и экономической политики стоит

обратить внимание. Также издательство теперь имеет более чёткую картину в

плане своих устремлений и грядущих перемен.

Из всего вышеперечисленного, автор осмелится сделать вывод, что данная

работа является в большой степени актуальной и оправдывающей своё

назначение, а также затрагивает немало важных вопросов в сфере PR, рекламы

и социологии. Спасибо большое за внимание!

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА.

Объект, выбранный автором для исследования, является небольшим

издательством, находящимся только на первых порах его развития, в связи с

чем предоставить полную и развёрнутую информацию об истории фирмы, автору,

к сожалению, не удастся.

Издательство является обществом с ограниченной ответственностью,

открытое на базе другого предприятия «ОСТ», занимающегося выпуском

различных радио и телевизионных антенн. Теперь фирма называется «НРК».

Фирма находится в городе Санкт Петербурге, по адресу Перекупной переулок,

дом 2, офис № А1. абривиатурное название «НРК», что переводится как «Новая

Русская Книга», но сами работники этой организации в шутку переводят его,

как «Не Расстанусь с Комсомолом». В этом они видят некий едкий юмор, так

как представители издательства, это в основном люди богемные, весь свой

юношеский досуг посвятившие борьбе против коммунистических запретов

относительно искусства и культуры в нашей стране. Коллектив организации

сложился в таких неформальных местах, как клубы Полигон, Сайгон, Караван,

Бомбей и так далее. Сначала, правда, этот коллектив организовал пару

неудачно сложившихся фирм. Началось всё с фирмы «ОСТ», которая образовалась

на самой заре появления так называемых кооперативов. Занималась она

ведением различных некоммерческих секций по восточным единоборствам. Но

вследствие вливания в коллектив свежих кадров (имена которых из этических

соображений названы автору не были), фирма резко поменяла свой профиль. Она

начала выпускать различные радио антенны, и постепенно первоначальные

учредители отошли от дел. Они организовали новую фирму под названием «Норд

Ост». Эта фирма имела сильные склонности к проведению социально-

общественных акций. В основном она занималась выставками, такими как «Дети

Сайгона в доме Хренова», «Выставка оловянной миниатюры», «Выставка моделей

боевого восточного вооружения» и другие. Затем, в 1998 году эта фирма в

полном её коллективе вылилась в издательство «НРК». На первых порах своей

деятельности они занимались оказанием примитивных типографских услуг,

печатью и дизайном флаеров и плакатов, размещением заказов по типографиям,

ламинирование. Но так как у главного редактора Бориса Геннадьевича

Трубникова были налажены прекрасные связи с ведущими литературными

критиками и журналистами Санкт Петербурга, то очень скоро возникла идея

заняться изданием книг. Вышли к печати такие книги, как «Япония, как она

есть», «Природа вокруг нас», «История эротики и секса в Европе 15-17

веков». К сожалению, издательство было слишком мало, а также из-за

отсутствия надлежащих субсидий, не могло издать книгу за свой счёт. Поэтому

оно сотрудничает с другими, более крупными издательствами, например с

издательством «Олма пресс» в лице петербургского его представительства,

«Издательский дом Нева», а также голландское издательство «Рэбе».

Обыкновенным обывателям о существовании этого издательства пока неизвестно,

так как оно ещё ни разу не прибегало к помощи рекламы или PR. Для этого 2

месяца назад был нанят специалист в области PR, конкретно не в одном

рекламном агентстве не работающий, недавний выпускник одного из

гуманитарных Вузов, Владимир Юрьевич Дримеров, который занимается

непосредственно созданием имиджа компании и её раскруткой. Автор же

находится при нём наблюдателем и проводит исследование, тему которого

сформулировал так: «Исследование средств и методов, используемых

специалистом PR в проведении PR акции по раскрутке фирмы «НРК», а также

исследование результатов и их анализ». Перспективы издательства довольно-

таки радужные, так как в прошлом году оно участвовало на международной

книжной выставке, проведённой во Франкфурте, и там его работы были очень

хорошо оценены и получили большое одобрение. Издательство получило

множество предложений к сотрудничеству от голландских, американских,

английских и польских издательств. Также, следует отметить индивидуальным

пунктом тот факт, что издательство создано и работает на базе

благотворительного фонда, в состав совета директоров которого входят

главный редактор и коммерческий директор издательства. Этот фонда

занимается оказанием благотворительной помощи детям в детских домах, бедным

людям. Издательство создано только с той целью, чтобы обеспечивать некую

материальную поддержку благотворительной деятельности. Основная аудитория,

на которую будет направлена в дальнейшем рекламная деятельность

издательства НРК – это крупные государственные организации, способные

оказать фандрейзинговую помощь, коммерческие организации, решившие

выдвинуть к разработке и подготовке к печати какой-либо проект, а также

простые люди, в конечном итоге приобретающие эти книги в книжных магазинах.

На этом характеристику объекта, пожалуй, можно закончить.

Теоретическая часть курсовой работы – моё понимание использованных в

течение работы терминов.

Социологическое исследование – это инструмент изучения социальных

явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных

методов.

Программа социологического исследования – это изложение основных задач

исследования и предпосылок их решения. Основной раздел программы –

теоретический, начинающийся, начинающийся с целеориентации исследования.

В основе исследования лежит проблема, как область затруднений,

предметный аспект проблемы – это определённая социальная, экономическая и

т.п. задача; гносеологический аспект – осознание какой-либо общественной

потребности и способов её решения. Объект исследования – область социальной

действительности (социальный процесс, сфера жизни, общность), содержащая

проблему. Предмет исследования – значимые стороны объекта, подлежащие

изучению. Как правило, предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии

и включается в формулировку темы исследования.

Описать проблемную ситуацию помогают предварительные или

разведывательные исследования – интервью, анализ статистики и документов,

мнение экспертов.

Конкретные границы исследования устанавливаются путём формулировки

целей и задач исследования.

Далее идёт определение и интерпретация теоретических понятий,

включающие в себя соотнесение понятия с теоретической системой (выбор

теории, описывающей явление); достижение однозначности в понимании и

достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых).

Эмпирическая интерпретация понятий подразумевает переход от

теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым процессам, то есть

происходит конкретизация теоретического понятия в различных аспектах

проявления описываемого процесса по схеме:

|Понятие – Показатель – Индикатор – Источник информации – |

|Инструмент |

Построение модели - это системное описание существенных сторон

предмета исследования, охватывающее факторы, влияющие на его функцию.

Основанием для построения модели являются теоретические представления,

выводы ранее проведённых исследований. Отдельные элементы вводятся в модель

в форме гипотез или предположений, которые могут быть объяснительными,

описательными или детерминирующими. Гипотезы должны быть преемственными (не

противоречить фактам науки) и проверяющимися средствами данного

исследования.

На основе теоретической модели разрабатывается рабочая модель, при

этом исключаются факторы, не характерные для данного конкретного объекта;

факторы, которые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями

данного исследования; факторы, не являющиеся управляемыми со стороны

субъекта, для которого проводится исследование.

Второй, процедурно-методический раздел программы, включает выбор

методов получения информации и проектирование инструментов выборки.

Метод – это система правил изучения объекта на основе закономерностей

его функционирования.

Инструмент – специально разработанные документы, с помощью которых

обеспечивается сбор и фиксация информации об объекте (анкета, бланк

интервью, карта наблюдения, таблица).

Методика – система операций, обеспечивающих получение валидной

(соответствующей измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной

(отражающей различия) и репрезентативной социологической информации.

Репрезентативность (представительность) – свойство (выборки) отражать

характеристики генеральной совокупности.

После того, как определены объект и предмет социологического

исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого

внимания, встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и

черт. Для этого необходимо пройти через полевой этап исследования.

В ходе полевого этапа исследования для сбора социологической

информации могут применяться разного рода методы. Каждый из них имеет свои

особенности, предполагает определённые требования.

Специфика наиболее распространённого при прикладных социологических,

экономических и др. исследованиях метода-опроса состоит, прежде всего, в

том, что при его использовании источником первичной социологической

информации является человек (респондент) – непосредственный участник

исследуемых социальных процессов и явлений. Существуют следующие

разновидности опроса: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос,

социометрический опрос и социологическое тестирование. В их основе лежит

совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и

образуют первичную информацию.

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров

или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать

довольно большое количество респондентов и получать различную по своей

природе информацию.

По форме вопросы делят на контактные, почтовые, телефонные или

прессовые.

Наиболее распространённый в практике прикладной социологии вид опроса

– анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в

организациях (места работы, учёбы и т.д.).

При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на

рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время

широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных

видов связи: телефон, e-mail).

Социологическая анкета, – объединённая единым исследовательским

замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-

качественных характеристик объекта и предмета анализа. Её предназначение –

дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и

принципов её конструирования, а также особенности различных вопросов. При

составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково

понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и

пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Все вопросы можно классифицировать:

. По содержанию (вопросы о фактах и событиях, либо о мотивах, оценках и

мнениях респондента);

. По форме (прямые и косвенные);

. По структуре (открытые и закрытые);

. По функциям (основные, фильтрующие и контрольные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений,

пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения

выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о

личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и

т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете

приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый

выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы

могут быть альтернативные и не альтернативные: альтернативные предполагают

возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не

альтернативные – нескольких вариантов ответов.

Открытые ответы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту

вариант ответа. Они дают возможность выразить своё мнение во всей полноте и

до мельчайших подробностей, поэтому они дают более глубокую по содержанию

информацию, чем закрытые вопросы.

Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к

себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д.

Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответов или содержат

неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят

вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается

воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или

обстоятельств его деятельности.

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании

исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса

(вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Почтовый опрос – разновидность анкетирования и правомерно

рассматривается как эффективный приём сбора первичной информации. В

наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них

ответов по почте.

Интервьюирование как метод опроса требует больших затрат времени и

средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надёжность

собираемых данных за счёт уменьшения числа неответивших и ошибок при

заполнении вопросников.

Особенности интервью по-разному проявляются в различных его

организационных формах. В прикладной социологии различают три вида

интервью:

. Формализованное интервью – самая распространённая разновидность

интревьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго

регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией,

предназначенной для интервьюера.

. Фокусированное интервью – следующая ступень, ведущая к уменьшению

стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого, имеющая своей целью

сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его

последствий или причин. Перечень вопросов для интервьюера обязателен,

однако он может менять их последовательность и формулировки.

. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения

интервьюера и применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к

определению проблемы исследования. Заранее определяется только тема

интервью.

Такие формы сбора первичной социологической информации, как

анкетирование, интервьюирование, почтовый вопрос, телефонное интервью,

безличностный опрос с помощью возможностей Internet или e-mail

предназначены, прежде всего, для массовых опросов. Их особенность

заключается в том, что они направлены на выявление информации, которая

отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их

отношения к каким-либо явлениям действительности.

Менее распространённым, чем массовый социологический опрос, является

экспертный опрос, направленный на выявление наиболее существенных аспектов

изучаемой проблемы и повышение надёжности, достоверности и обоснованности

информации. Его недостатками являются сложность и большие затраты на

организацию, связанные с необходимостью тщательного подбора и оценки

компетентности экспертов (шкальной или совокупного индекса).

В данном документе мною были приведены и обоснованы по возможности

все термины и понятия, употребляемые мною при написании работы. Спасибо,

что потратили время на их чтение.

Прикладное социологическое исследование.

При проведении данного исследования автор не счёл нужным

останавливаться на каком-то одном конкретном методе, так как в этом случае

картина, складывающаяся в конце исследования, будет носить чрезмерно узкий

профиль и её объективное рассмотрение Уважаемым преподавателем и читателями

будет затруднено. Для более расширенного исследования автором было выбрано

два метода, которые он считает наиболее эффективными применимо именно к

данному, индивидуальному случаю. Эти методы – анкетирование и

интервьюирование. Таким образом, автору удалось опросить максимальное

количество респондентов (всего их было 20), а также установить возможные и

желаемые приоритеты основного ядра организации «НРК».

Проблема исследования заключалась в малом количестве потенциальных

респондентов, так как в организации, заказавшей и субсидирующей

исследование сотрудников пока что всего лишь 20 человек. Так же было сложно

объяснить респондентам цель проводимого исследования, из-за того, что они

имели довольно-таки смутное представление о деятельности специалиста по

связям с общественностью. Автор был даже вынужден провести на эту тему

отдельный семинар.

Цель исследования на первых порах была поставлена, в некотором смысле

размыто, так как у автора имелось великое множество альтернатив (никаких

исследований, PR или рекламных акций, пресс конференций до этого в

издательстве не проводилось). Но он остановился на том, чтобы благодаря

проведённому исследованию выявить приоритеты развития имиджа и основные

направления этого развития. А также выявить особенности внутреннего PR,

который, как известно, во всех организациях присутствует, просто не все

знают, что это так называется.

Задачи исследования были поставлены и согласованы с руководством фирмы

на общем собрании, трактуются они в наиболее удобной для понимания

респондентов форме:

. Выявление заинтересованности сотрудников фирмы в проводимой ими работе.

. Оценка известности издательства «НРК» на городском книгопечатном рынке.

. Выявление основных тенденций по улучшению имиджа фирмы.

. Прогнозирование дальнейшего делового развития издательства в соответствии

с имеющимися на сегодняшний день показателями.

. Составление рейтинга ознакомленности работников организации с профессией

PR.

Объектом исследования в данном случае являются работники приведённой

выше организации «издательство НРК», так как автор считает, что лишь их

ответы и мнения способны составить наиболее подробную схему пока что

теоретического решения поставленных задач.

Предмет исследования автор определяет, как основные тенденции и

закономерности в требованиях сотрудников фирмы к изменению и улучшению

имиджа фирмы.

Гипотезы исследования, сформировавшиеся как до, так и в течение его

проведения можно сформулировать следующим образом:

. Большинство сотрудников фирмы, считает, что её имидж нуждается в

доработке.

. Нестабильность в самой структуре организации создаёт затруднения для

развития фирмы на городском рынке.

. Решающими словами в определении дальнейшего курса развития является

мнение одного человека (главного редактора).

. Работники фирмы, хоть и ознакомлены с тем, что такое PR, имеют смутное

представление о его функциях.

Характеристика инструментария и процедура организации исследования.

Инструментарием данного исследования являются прилагаемые к нему

анкета (пример заполненного бланка) и интервью, направленные на выявление

основных тенденций и закономерностей в требованиях и пожеланиях сотрудников

издательства к улучшению и изменению имиджа организации.

Все вопросы прилагаемой анкеты были составлены и обусловлены с главным

редактором издательства и ориентированы на целенаправленное получение

интересующей исследователя информации. В соответствии с их анализом к

работе прилагается набор график, построенных с учётом всех высказанных

мнений и дающих довольно-таки полную картину состояния фирмы по нескольким

аспектам на сегодняшний день. Проведённое анкетирование проходило в

индивидуальном порядке, без наводящих подсказок или вопросов со стороны

исследователя, дабы избежать одинаковых и «нужных» ответов. Хоть на вопросы

анкеты ответило всего лишь 20 человек (таков полный состав издательства),

это не помешало исследователю составить довольно-таки полную картину

происходящего, так как все полученные ответы были максимально развёрнутые и

давали полный аспект мнений и противоречий вплоть до мельчайших деталей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Результаты проведённого анкетирования были обработаны на персональном

компьютере и позволили обнаружить если не процентные отношения (из-за

малого количества отвечающих), то хотя бы основные закономерности и

приоритеты относительно поставленных задач исследования.

Также к работе прикладывается интервью с коммерческим директором и

главным редактором, анализ которого в большой мере повлиял на составление

анкетных вопросов, и показал, как лидеры и основные инноваторы организации

НРК относятся к поставленным исследователем задачам. Далее представлена

таблица, дающая возможность привести сравнительные характеристики

результатов исследования:

|Количество людей, узнавших об издательстве через |11 |

|рекламу. | |

|Количество людей, узнавших об издательстве через |8 |

|своих знакомых. | |

|Люди, которых издательство нашло само. |1 |

|Количество людей, сотрудничающих с издательством < 3 |12 |

|месяцев. | |

|Количество людей, сотрудничающих с издательством > 3 |8 |

|месяцев. | |

|Процент сотрудников, ознакомленных с полным составом |4 |

|фирмы. | |

|Процент сотрудников, знающих только непосредственное |16 |

|начальство. | |

|Процент людей, бывающих в издательстве каждый день. |6 |

|Процент людей, бывающих в издательстве около 3х раз в|8 |

|неделю. | |

|Процент людей, редко бывающих в Издательстве. |6 |

|Люди, считающие, что имидж издательства нуждается в |10 |

|доработке. | |

|Люди, полностью удовлетворённые имиджем издательства.|3 |

|Люди, которых имидж издательства не волнует. |7 |

|Люди, голосующие за новое название. |5 |

|Люди, голосующие за раскрутку рекламы на городском |6 |

|рынке. | |

|Люди, считающие, что нужно улучшить внешний вид |3 |

|офиса. | |

|Люди, голосующие за увеличение благотворительности. |6 |

|Люди, имеющие в издательстве рабочее место. |5 |

|Люди, которые имеют временное рабочее место. |7 |

|Люди, приходящие для контроля деятельности. |8 |

|Люди, работающие полный рабочий день. |5 |

|Люди, ознакомленные с деятельностью специалиста PR |17 |

|Люди, не знающие о профессии "Связи с |3 |

|общественностью". | |

| | |

Наглядно данная таблица представлена в диаграммах приложения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. В основном, сотрудники организации узнали об её существовании через

объявление в сфере internet и проявили инициативу в устройстве на работу.

2. Превалирующее количество сотрудников работает в издательстве менее трёх

месяцев и имеет малое отношение к ведению линии его развития.

3. В издательстве только непосредственное начальство, работающее на полный

рабочий день, ознакомлено с полным составом сотрудников в силу своего

непосредственного контакта.

4. Около половины сотрудников издательства (несмотря на то, что некоторые

из них на прямую не задействованы в его жизни), считают, что имидж

издательства нуждается в доработке.

5. Ознакомление со сферами рекламы и PR у сотрудников происходило через

удалённые источники, а больше понаслышке, в фирме им такой информации не

предоставляли.

Рекомендации исследователя по улучшению ситуации:

. Устраивать конкурсный набор сотрудника по заранее обдуманным

характеристикам, которыми они должны обладать.

. На первые три месяца брать сотрудников на испытательный срок, во

избежание текучки кадров.

. Проводить как можно больше совещаний в полном составе организации, чтобы

все сотрудники фирмы были знакомы между собой и работали более

согласовано.

. Выслушивать все конструктивные предложения и пожелания по улучшению

имиджа организации и обсуждать их на общем собрании.

. Проводить в фирме семинары по рекламе и PR для более определённого

понятия этих терминов.

Спасибо большое за внимание!

Заключение.

Автор полагает, что успех любой организации на экономическом или

рекламном поприще зависит от внешних факторов, и её взаимодействия с

окружающей средой. Из этого он осмеливается сделать вывод, что приведённое

выше социологическое исследование принесло в понятных рамках пользу

исследуемой организации и показало ей основные тенденции и пути дальнейшего

развития, а также оказало неоценимое воздействие на самого исследователя,

приобретшего в результате работы скромный опыт по проведению исследования.

В конце работы автор хотел бы поблагодарить преподавателей Шишкина и

Кострицкую Татьяну Борисовну за оказание помощи в проведении исследования и

изъявить своё горячее желание в дальнейшем с ними сотрудничестве. Также он

благодарит сотрудников издательства НРК, где теперь работает специалистом

по связям с общественностью.

With best regards, Евгения Медюшко.

Список использованной литературы:

1. Баева «Искусство делового общения».

2. Уткин, Кочеткова «Рекламное дело»

3. Елисеева «Общая теория статистики»

4. Котлер «Основы маркетинга»

5. Ворошилов «Пособие по журналистике»

6. Волков «Социология»

Бюджет исследования:

. Каждый день работы – 100 рублей.

. Проведение анкетирования (за каждую анкету 50 рублей) – 1000

рублей.

. Объезд фирм конкурентов – 200 рублей.

. Проведение семинара по рекламе и PR – 200 рублей.

Итого: 1500 рублей.