Курсовая работа: Понятия библиотечно-информационной среды

Курсовая работа: Понятия библиотечно-информационной среды

Оглавление

1. Введение

2. Общие понятия Библиотечно-информационной среды

3. Роль среды в формировании ребёнка-читателя

4. Изучение читателя-ребенка в библиотеке

5. Взгляды педагогов, теоретические основы формирования читателя

Заключение

Список литературы


1. Введение

Современный человек с детства погружен в информационную среду, он живет среди телевидения, видео, книг, журналов, компьютерных игр и т.п. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей (чтение соответствующей литературы).

Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха, и после ухода на пенсию человек часто становится еще более активным потребителем информации (телесериалы, книги, газеты).

Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.

Впервые в российской науке проблемы информационной среды стали разрабатываться Ю.А. Шрейдером в 70-х годах XX в. (71).

Информационная среда сегодня меняется быстрее, чем все остальное. Несмотря на это библиотека была, есть и будет информационным социальным институтом, обеспечивающим право доступа пользователей к информации, влияющим на формирование нравственных идеалов, ценностей.

Читая книгу, не только узнаешь, как жить, но и получаешь от этого удовольствие. А библиотека - огромный мир знаний. Здесь заложено само сердце книги". Возможно, эта девочка до конца еще не понимает, какой важный смысл она вложила в эти слова. Ибо, по выводам социологов и психологов, именно чтение формирует образованную, социально ценную личность, именно чтение формирует интеллект.


2. Общие понятия Библиотечно-информационной среды

Понятие библиотечной среды не является общепризнанным, официально утвержденным стандартизованным термином.

Однако существует авторская трактовка термина: известный библиотековед М.Я. Дворкина предложила под библиотечной средой понимать совокупность определенных составляющих внутренней среды библиотеки - информационную, материальную, эмоционально-психологическую, культурную, экологическую. "Библиотечная среда есть всё окружение работника и пользователя в библиотеке".

Цель: формирование познавательной и информационной культуры учащихся помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Учащиеся - это главная целевая группа пользователей школьной библиотеки. Учащиеся пользуются библиотекой для самых разных целей. Они ощущают ее как открытую, свободную среду, где они работают над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах. Роль библиотеки заключается в том, чтобы консультировать и обучать учащихся этим видам работы и создавать в библиотеке такую обстановку, которая обеспечивает ученику необходимую поддержку. Обычно работа школьников в библиотеке заключается в следующем:

• выполнение традиционных домашних заданий;

• работа над проектами, презентациями;

• поиск нужной информации и е правильное использование;

• просветительская деятельность (организация выставок, проведение интеллектуальных, познавательных игр, библиотечных уроков, консультирование);

• информационная деятельность (подбор материалов, необходимых для работы ученику, учителю, родителям);

• организация конкурсов проведение библиотечных мероприятий с использованием ИКТ;

• сотрудничество с детскими библиотеками города;

Как видим, структура внутренней библиотечной среды представлена достаточно конкретно, чего нельзя сказать о внешней библиотечной среде. М.Я. Дворкина выделила внешнюю среду (макросреду) библиотеки. Возникает вопрос: каковы границы этой внешней макросреды? Можно ли считать внешней библиотечной средой конкретного библиотечного учреждения всю культурно-социальную среду общества? Видимо, нет, но это требует отдельного изучения и подтверждения.

В этой статье рассматривается только внутренняя библиотечная среда. Итак, согласно определению М.Я. Дворкиной, содержание этого понятия охватывает библиотеку в целом. Однако оно неоднородно - наряду с прочими в нем есть культурная составляющая. Уточняя понятие этой составляющей, предлагаю назвать ее культурной средой библиотеки и попытаюсь определить ее содержание.

Учитывая сущностный смысл термина культура как сферы творчества, мира созданных человеком материальных и духовных ценностей, ценностного отношения человека к окружающему миру, на мой взгляд, под культурной средой библиотеки следует понимать особый гуманистический стиль и интеллигентный характер взаимоотношений библиотекарей и пользователей, духовно-нравственную, творческую атмосферу и культурные (комфортные) условия общения.

Для аргументации этого определения сошлюсь на мнение М.Я. Дворкиной - "характер общения отражает степень культуры, духовности библиотечной среды", а также на предложенную А.В. Соколовым формулу интеллигентности, включающую образованность, креативность, гуманизм, альтруизм, толерантность, служение культуре, которой должен соответствовать библиотекарь как субъект культуры.

Возможно, подобное представление о культурной среде выглядит идеалистичным и не каждая библиотека ему полностью соответствует. Однако речь идет о формировании именно такой среды библиотеки, которая способна притягивать людей, предлагать им то, что они, безусловно, оценят.

Среда библиотеки, кроме плоскости межличностных контактов, будет проявлять себя и в традиционных формах, идентифицируемых как культурно-досуговые, - музыкальных вечерах, кинопросмотрах, художественных выставках и т.п., а также через предметное пространство (комфортный, функциональный интерьер).

Таким образом, культурная среда - это сочетание определенных объективных и субъективных элементов, ядро библиотечной среды, являющееся показателем степени развития материальной, эмоционально-психологической и других ее составляющих.

Исходя из сложившегося в библиотековедении представления о библиотечной среде соотношение всех рассмотренных понятий можно представить графически (рис). Подчеркну, что предлагаемую схему не следует считать исчерпывающей и бесспорной, она отражает попытку дальнейшего развития идеи библиотечной среды.

В настоящее время создана и совершенствуется информационно-образовательная среда детской библиотеки для различных категорий наших читателей. С внедрением новых информационных технологий, комплексной информатизации информационное пространство библиотеки значительно расширилось, изменились алгоритмы поиска образовательной информации, информационное поведение читателей, их личностные интересы.

Перед учащимися и учителями с помощью современных технических средств и телекоммуникаций открывается в библиотеке огромный мир информации. Сегодня педагог имеет возможность самостоятельно искать ее через информационные банки данных различных научных, образовательных и информационных центров, обсуждать свои проблемы как со сверстниками, так и учеными из разных стран, обмениваться опытом, наблюдениями, осуществлять различные проекты и т.д., самостоятельно находить интересующую его литературу и методики, делать выводы и принимать решения.

В связи с этим решение проблемы информационного обеспечения системы образования, накопление и распространение педагогической информации самого различного назначения, создание единого информационного пространства стало для нашей библиотеки насущной необходимостью. Попробуем смоделировать информационное поведение читателей различных категорий в образовательном пространстве нашей библиотечной системы.

Потребность в образовательных ресурсах начинает возникать уже в дошкольном возрасте. Дошкольник, естественно, вместе с заинтересованным родителем имеет возможность обратиться в отделы обслуживания.

Наибольшую потребность в образовательной информации испытывает самая многочисленная категория наших читателей - школьники средней и старшей школы. Это, прежде всего, дополнительная информация по предметам школьного цикла, реже - информация по проблемам самообразования и досуга. Очень часто в детскую библиотеку обращаются педагоги-практики, работники административно-управленческого аппарата учебных заведений. Сфера их образовательных интересов - профессиональная деятельность, инновационные поиски в области образования и воспитания детей, вопросы самообразования и повышения квалификации.

Традиционно в получении образовательной информации заинтересованы родители, воспитатели и библиотекари - это категория руководителей детского чтения в терминологии детских библиотек.

Во всех отделах библиотеки применяются новые информационные технологии, позволяющие обслуживать читателей на современном уровне, предоставлять образовательную информацию и услуги в соответствии с Уставом и планом работы библиотеки.

Не случайно во всех этих схемах на первом месте стоит школьная библиотека. Именно в эти подразделения централизованной системы, находящиеся в микрорайонах города, обращаются читатели с самого раннего возраста, именно они в первую очередь обеспечивают образовательные потребности школьников и руководителей детского чтения.

В соответствии с проектом Подключение к Интернет организаций образования, культуры и здравоохранения" во многих школьных библиотеках уже установлены компьютеры, в скором времени школьные филиалы будут подключены к сети Интернет. А пока электронные ресурсы центральной библиотеки дублируются в школьных филиалах.

В игровой комнате - сектор абонемента 1-4 классов - дошкольник может познакомиться с электронными энциклопедиями и обучающими и развивающими программами для младшего возраста. На абонементе 1-4 классов дошкольник и его родитель, младшие школьники могут познакомиться с электронными рекомендательными списками и каталогами, а также другими библиотеками.

Ребята имеют возможность подобрать себе книги из электронного каталога и оставить свои отзывы о понравившихся книгах, которые пополнят этот каталог с помощью сотрудников библиотеки.

Читальный зал предоставляет читателям всех категорий - от дошкольников до взрослых читателей, электронные каталоги и картотеки, доступ в Интернет, копировальные услуги. Читатели имеют возможность получить комплексную образовательную информацию: в традиционной форме и воспользоваться мультимедийными справочниками и образовательными программами, получить информацию из Интернет-страниц.

Отдел педагогической информации - основной отдел, предоставляющий образовательную информацию для взрослых читателей. В отделе педагогической руководитель детского чтения: родитель, педагог, администратор может не только познакомиться со специализированной литературой, но и получить информацию, подобранную специалистом отдела с использованием электронных каталогов и картотек нашей библиотеки, сети Интернет, ксерокопировать необходимый объем информации.

Медиацентр - отдел некнижных материалов, основное направление комплектования которого - аудиовизуальные и электронные носители образовательного, культурно-просветительского характера. Медиацентр имеет три пользовательских компьютера, которые предоставляются читателям для работы с электронными справочными изданиями и обучающими программами на CD-rom (около 200 единиц). Проводятся занятия и консультации по обучению новым информационным технологиям для младших школьников вместе с родителями.

Интернет-класс на 9 рабочих мест - сектор отдела автоматизации, прежде всего, предоставляет свободный доступ к сети Интернет, проводит занятия и консультации по программе "Информационные технологии", "Информационная культура школьника", просветительские мероприятия, методическую учебу для библиотекарей. Организует участие в сетевых проектах и конкурсах, выставляет информацию об их проведении на сайте библиотеки, предоставляет сведения о конкурсах в отдел педагогической информации. Интернет-класс предоставляет всем пользователям возможности дистанционного образования.

Информационно-библиографический отдел - основное подразделение библиотеки, управляющее и координирующее создание электронных картотек, их лингвистического обеспечения, ведущее основную программу библиотеки - “Основы информационной культуры школьника”.

Инновационно-методический отдел выполняет функцию координатора программ дополнительного образования и просветительских мероприятий библиотеки. Все эти мероприятия проходят с применением новых информационных технологий.

3. Роль среды в формировании ребёнка-читателя

Детские библиотеки России - специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы.

Специализированность детских библиотек состоит в том, что вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное отношение к определенной категории населения - детям. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.

Специализированность находит свое выражение в определении основного контингента пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Основная цель детских библиотек - формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение.

Основные задачи детских библиотек:

развитие и саморазвитие ребенка;

гармоническое сочетание социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);

воспитание творческих способностей;

пропаганда ценности детства и детской субкультуры;

достижение "стандарта чтения", то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития; формирование информационной культуры личности;

обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями;

обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;

взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой "электронной";

осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;

развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством.

Детским библиотекам также необходимо решить задачу своей интеграции в библиотечное и информационное общество ХХ1 века, найти свое место в культурном, информационном и образовательном ареале подрастающего поколения и взрослых, имеющих отношение к проблемам детства (учителя, воспитатели, библиотекари, родители, книгоиздатели, работники искусства и т.д.), принимать активное участие в исследовании влияния чтения на формирование личности ребенка.

Библиотечное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг.

Функционирование детских библиотек должно обеспечиваться гарантированным финансированием из федерального бюджета, бюджетов, субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, привлекаемыми внебюджетными средствами, доходами от собственной разрешенной предпринимательской деятельности.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными, учреждениями и другими организациями в деле защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры. Деятельность библиотек для детей в условиях информатизации приводит к освоению таких областей, как теория и практика в сферах информационной экологии, правовой культуры, защиты авторских прав и интеллектуальной собственности.

Фонды этих библиотек формируются и для решения педагогических задач, поэтому работа по раскрытию их содержания служит гуманизации электронных ресурсов библиотек и киберпространства в целом.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.

В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Проблема падения интереса к чтению глубоко волнует всех и библиотекарей в том числе. Наша библиотека уделяет большое внимание в работе с семьей, семейному чтению.

Потому, что именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские издания, советуют ребенку, что лучше почитать.

Таким образом, родители, се6мья оказывают во многом решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и предпочтений детей. Но, к сожалению, поговорить о прочитанной книге, узнать родительское отношение к ней ребенок может далеко не всегда. Так как, увы, не в каждой семье реализуется благодатная возможность содействовать с помощью совместного чтения целостному развитию личности ребенка.

Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:

● возросло число детей, читающих только по школьной программе;

● все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;

● замедляется вхождение ребенка-дошкольника в книжную культуру;

● по мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;

● усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, страшилок, книг по мотивам телесериалов);

● большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов, библиотекарей и родителей весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

4. Изучение читателя-ребенка в библиотеке

Неотъемлемую часть работы библиотекаря составляет изучение читателей-детей, которое обеспечивает выбор наиболее действенных методов и форм руководства чтением, гармоничного воспитания детей и подростков средствами литературы.

Изучение читателя осуществляется в повседневной работе на основе единых принципов и преследует конкретные практические цели.

Первый принцип: изучать ребенка-читателя нужно в тесной связи с изучением его как личности. Это не значит, что библиотекарь должен заняться разносторонним целенаправленным изучением личности ребенка. Он общается с читателем в лучшем случае несколько раз в месяц и не имеет такой возможности. Но он наблюдает, изучает читателя как личность не прямо, а косвенно. Все методы изучения - беседа, наблюдение, анализ читательских формуляров, - не теряя своей библиотечной направленности, одновременно более глубоко раскрывают библиотекарю личность ребенка. Его характеристику как читателя можно составить, зная его интересы и увлечения, взаимоотношения с товарищами, семьей и школой.

Тогда будут понятны индивидуальные различия в чтении, в отношении к книге у ребят одного и того же возраста, и библиотекарь сможет формировать и направлять читательские интересы.

Второй принцип, вытекающий из положений советской педагогики и психологии: изучая читателя-ребенка, одновременно развивать и направлять его интересы. Библиотекарь изучает ребенка в процессе руководства его чтением, одновременно воспитывая его как читателя.

Третий принцип: изучение читателя в детской библиотеке тесно связано с изучением книги. В самой книге, ее видовой и жанровой специфике необходимо выявлять потенциальные возможности и способы воздействия на читателя. Общего представления о книге и ее содержании библиотекарю недостаточно.

Ему важно понимать, на какие читательские качества рассчитаны произведения разных видов и жанров, чего они требуют от читателя, как функционируют в его сознании. Чтобы осуществлять дифференцированное руководство чтением детьми этих произведений, библиотекарю нужно знать и особенности читателя, и особенности книги; уметь верно, соотнести их друг с другом.

В изучении читателей-детей важная роль принадлежит анализу читательского формуляра. Это основной документ, раскрывающий общее и особенное в чтении отдельного читателя или конкретной группы. Однако формальное ведение формуляра ничего не дает ни для изучения читателя, ни для руководства чтением.

Для изучения юного читателя ценны такие сведения, как дословно записанный спрос читателя, причина спроса и отношение к прочитанной книге, хотя таких специальных граф в формуляре нет. Библиотекари должны вести записи в формуляре регулярно, каждый раз, когда ребенок берет или возвращает книгу. Анализ данных позволяет проследить эффективность работы библиотеки, формирование и углубление интересов читателя к литературе различных видов и жанров, изменения в читательском восприятии по мере социально-возрастного развития ребенка.

Нужно периодически анализировать характер спроса, его причины. Определенность спроса на книгу, когда дети не только знают, о чем, но и что они хотят читать, и называют конкретные книги, конкретных авторов, может свидетельствовать о значительной роли библиотеки в формировании читателя.

Преобладание неопределенного или тематического спроса детей ("что-нибудь интересное, не знаю что") - свидетельство того, что библиотека недостаточно работает со своими читателями, их чтение пущено на самотек, ребята плохо знают книгу, библиотечные формы пропаганды книги не оказывают воздействия на читательский спрос и культуру чтения детей.

Записи библиотекаря о причинах спроса позволяют получить данные и проанализировать:

Эффективность различных форм индивидуальной и массовой воспитательной работы библиотеки (обсуждений, бесед, библиографических обзоров и др.), наглядной библиотечной пропаганды;

роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в читательском выборе;

влияние конкретной социальной среды на чтение детей и подростков;

степень развития мотивов выбора и обращениям литературе из различных разделов библиотечного фонда и т.д.

Для сокращения времени на запись о причинах спроса библиотекарь может пользоваться системой условных сокращений: "ТВ", "Р" - телевидение, радио; "б" - рекомендация библиотекаря; "о. д." - открытый доступ; "р. у." - рекомендательный библиографический указатель; "в." - выставка; "э." - энциклопедии, словари, справочники; "д. "-диспут; "к. р." - рекомендация классного руководителя и т.д.

В то же время записи библиотекаря об отношении читателя к книге, о характере читательского спроса должны фиксировать дословно читательские высказывания ("Коваля мне что-нибудь новое"). Дословная запись многое раскрывает библиотекарю: и результаты его работы ("Помните, Вы нам говорили"), и читательскую атмосферу в семье ("У мамы спрашивала"; "Мама очень-очень любила ее раньше"), и особенности восприятия, манеру ребенка говорить о книге и т.д.

Недопустимы сокращения, формализация ответов, когда записывается высказывание ребенка о прочитанной книге. Конечно, невозможно в повседневной работе фиксировать в формуляре отношение читателя к каждой библиотечной книге. Но если библиотекарь замечает что-то особенное, характеризующее отношение ребенка к конкретной книге, эту реакцию следует отметить на отдельной карточке, которая будет храниться в кармашке, приклеенном на внутренней стороне обложки формуляра.

Более глубокому изучению личности читателя, его отношения к книге и чтению способствуют и такие сведения: "О чем любит читать", "Какие предметы в школе считает наиболее интересными", "Любимое занятие", "Какими еще библиотеками пользуется".

Анализ записей в этих графах формуляра дает представление об общей направленности личности читателя, шире раскрывает интересы и увлечения ребят, позволяет проследить возрастные изменения в их интересах (ведь читательский формуляр рассчитан на 5 лет, а все записи в графах должны датироваться), увидеть реальное место детской библиотеки среди других источников получения книг читателем.

Графа "Заметки библиотекаря" - это, по существу, определенный итог руководства чтением отдельного читателя за конкретный отрезок времени и размышления, выводы о направлениях дальнейшей работы. - Записи в эту графу формуляра каждого читателя необходимо производить, предварительно проанализировав общие сведения о читателе, соотнеся их с данными о мотивах выбора литературы ("Спрос", "Причина спроса"), о содержании и разносторонности чтения (выдача за определенный отрезок времени), о критериях оценки различных видов и жанров литературы ("Отношение к прочитанному"). Сюда же нужно записывать сведения о влиянии (или его отсутствии) семьи, школы, сверстников на чтение данного читателя, об его участии (или неучастии) в различных массовых мероприятиях библиотеки, о содержании выбора литературы из других источников (домашняя библиотека, школьная, библиотеки друзей, сверстников и др.).

Такая развернутая характеристика чтения, составленная по итогам анализа читательского формуляра, а также на основе наблюдений, бесед с читателем, поможет библиотекарю успешно вести индивидуальную работу, повысит качество руководства чтением.

Наблюдение - важный метод изучения читателя-ребенка в библиотеке. Значимость его многократно подчеркивала Н.К. Крупская: "Часто одно замечание ребенка, одна мимика ребенка... вскрывает направленность интересов ребенка, его подготовку. Не надо длинных„разведочных" бесед, которые ребенка утомят, нужно учиться наблюдать ребят"1.

Метод наблюдения следует использовать и для проверки действенности библиотечных мероприятий, проявляющейся в практическом поведении юных читателей. Библиотекарь чаще всего ведет наблюдение незаметно для читателя. Но порой это нельзя скрыть от детей - например, когда библиотекарь наблюдает за группой ребят, знакомящихся с книжной выставкой или обратившихся к систематическому каталогу, и ребята видят, что библиотекарь ведет записи. В таких случаях он должен корректно разъяснить цели и задачи наблюдения.

Хорошо поставленное наблюдение за читателями-детьми расширяет знания библиотекаря об их читательском поведении и в комплексе с другими методами изучения читателя служит укреплению научных основ руководства чтением детей и подростков.

Библиотекарь в своей повседневной работе с читателями-детьми может изучать их интересы и в условиях специально создаваемых экспериментальных ситуаций. С их помощью он стремится не только определить и зафиксировать, например, содержание чтения, его разносторонность, круг предпочитаемых изданий, ведущие мотивы обращения к литературе и критерии читательских оценок, но ставит своей целью помочь каждому ребенку продвинуться с данной (зафиксированной) на следующую, более высокую стадию, пробуя разные приемы при рекомендациях книг, в беседах о прочитанном, во время громких чтений и т.п.

В современных условиях актуальной задачей библиотекарей является развитие у читателей потребности в самообразовательном чтении научно-познавательной литературы по различным отраслям знания.

Формированию и развитию интереса к ней способствуют такие приемы, как "книга для тебя", "книга-сюрприз" (их необходимо испытать во всех возрастных читательских группах).

Для читателя среди новинок или ранее изданной литературы отбирают наиболее подходящую книгу и при встрече сообщают ему, что она отложена специально для него. Если библиотекарь знает, чем интересуется читатель, и что читал раньше, то читатель живо откликается на рекомендацию и редко отказывается от предлагаемой ему книги.

Наряду с книгами, связанными между собой по проблематике, ребенку можно посоветовать книгу из незнакомой ему области, но, по мнению библиотекаря, заслуживающую его внимания. Для этого используется прием "книга-сюрприз". Важно, чтобы "книга-сюрприз" была интересна по оформлению, обладала бесспорными идейно-эстетическими достоинствами.

Анализ данных такой экспериментальной работы позволит выяснить, можно ли "книгу-сюрприз" предлагать тем, кто читает научно-познавательную литературу не систематически, или же этот прием действует только по отношению к тем ребятам, у которых сформирован интерес к чтению научно-познавательной литературы, правда, из иной, нежели "книга-сюрприз", области знания.

Во время экспериментального изучения важно выяснить, можно ли с помощью приема "книга-сюрприз" вызвать у детей устойчивый интерес к ранее незнакомой им теме, виду литературы.

В своей каждодневной работе с читателями библиотекарь не может (да и не должен) применять метод эксперимента в чистом виде - как его используют в научных исследованиях. Чаще всего он создает для юных читателей ситуации, которые можно охарактеризовать как естественный психолого-педагогический эксперимент, позволяющий сочетать изучение читателей с их воспитанием и развитием.

Например, чтобы выяснить, чем воздействует книга на ребенка - какие события и каких героев он выделяет, слушая выразительное чтение взрослого, какие настроения и чувства она вызвала, понравилась или нет и т.д., - можно организовать экспериментальное чтение и предложить его участникам сделать иллюстрации к книге (темы рисунков библиотекарь придумывает заранее в соответствии с целями эксперимента).

При анализе рисунков разных читателей на одни и те же темы библиотекарь получит сопоставимые Данные об индивидуальных и типологических особенностях восприятия литературы конкретного жанра и вида той или другой группой читателей.

Охарактеризованные методы изучения читателя-ребенка применяются библиотекарем в различных сочетаниях, обусловленных необходимостью решения конкретных задач воспитания.

5. Взгляды педагогов, теоретические основы формирования читателя

Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: "Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А.П. Чехов). Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным "стрелкам", и "ужастикам". Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов? После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе.

Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты. Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: - во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером;

во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка - читателя в семье - это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги - и у взрослых, и у детей, т.к "дом без книг, подобен телу, лишенному души". Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей. Многие учителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать.

Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться. Меняется отношение к чтению у детей.

Для чтения детей характерно:

постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;

сокращение чтения в свободное время;

изменение характера чтения;

преобладание "делового" чтения над "свободным";

возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Педагоги всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.

При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса.

Это так называемое “изучающее чтение” по мотивации - вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера.

Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается. А между тем привитие детям интереса к чтению на 90% зависит от родителей.

Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В сво время Дидро справедливо утверждал: "Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению". От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.

С.Я. Маршак писал: "Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник - автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель".

Таким образом, чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.

Понятие грамотности претерпело ряд изменений и воспринимается иначе, чем 10 лет назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией. Однако и сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно читатель сможет жить в информационном обществе. Осознание важности поддержки чтения стало предметом заботы государства и общества во многих странах мира.

В настоящее время и российские школьники перестали читать, на досуге играют в компьютерные игры, эта тема стала предметом обсуждения в средствах массовой информации. В России в 2007 году впервые был проведён Всероссийский урок чтения.

Однако создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно, это связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детского чтения. Не было проведено ни одного всероссийского исследования детского чтения. В грядущем обществе "экономики знаний" чтение и "человек читающий" вс больше осознаётся как национальная ценность. Читающие нации создаются из читающих детей. Сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения детей.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещ труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в гимназии, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

В гимназии работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Группы продлённого дня, которые существуют в каждом классе начальной школы, предоставляют широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению.

Изучив литературу по данной теме, обобщив собственный опыт и опыт коллег по теме "Воспитание интереса к книге", выстроили систему внеклассных занятий и внеурочной деятельности.

Внеклассные занятия.

Часы общения с книгой.

Библиотечные часы.

Экскурсии в музеи.

Клуб "Наследие".

Конкурсы сочинений и рисунков.

Конкурсы чтецов стихотворений.

Дидактические игры.

Работа с родителями.

Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Можно проводить интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомить детей с писателями и их произведениями и т.д. С использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр "Звёздный час", "Своя игра", "Счастливый случай", "Большие буквы", "Что? Где? Когда?", созданы игры-занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Они могут быть использованы на уроках и во внеурочное время. Внеклассные занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста.

Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы внеклассных занятий: занятие-диспут, занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-интервью, интегрированное занятие, конференция, устный журнал, конкурсы, литературные встречи, литературная гостиная; литературный ринг и т.д. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда воспитатель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это приносит положительные результаты.

Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности учащегося, и в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей - основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.

Как же воспитывать и поддерживать интерес к книге в семье? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно проанализировать читательские умения, запросы учеников, результаты проверки техники чтения. Для родителей проведены консультации на тему: "Книга в нашей семье", "Моя настольная книга", "Книга моего детства" и др., что позволило выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи. Все это помогло нам при планировании работы с родителями в данном направлении.

Воспитать любовь к книге и чтению помогают родительские собрания: "Роль чтения в жизни ребенка", "Правильное чтение - залог успешного обучения учащегося", собрание - практикум "Как помочь ребенку овладеть связной речью", праздник "Папа, мама, я - читающая семья", индивидуальные консультации и информационные уголки для родителей, где помещена "Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге".

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие.

Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать".


Заключение

Если раньше дети читали много художественной литературы для собственного удовольствия, то сейчас, когда программы в школах поменялись (их стало много), читатели больше уделяют внимания литературе познавательной, дающей им какую-то полезную информацию, - объясняет она. Но мы не должны занимать нишу школьной библиотеки, наша задача вырастить читателя как такового, который будет понимать, что через книгу можно получить не только информацию, но и новые чувства, эмоции.

Первая проблема, с которой я и мои коллеги столкнулись при подготовке проекта состояла в том, что уровень развития детского чтения в стране, увы, снижается. Детское чтение как культура досуга, описано во многих исследованиях и статьях. Результаты свидетельствует о том, что наши дети довольно много читают до 10 лет, а к 15 годам уровень чтения и понимания текста резко снижается.

Школьная библиотека - уникальная по своему положению структура в системе образования и воспитания, обязанная чутко реагировать на все перемены в обществе и в то же время призванная сберегать и приумножать опыт и наследие поколений. Большая часть сообщества школьных библиотекарей не просто осознаёт миссию школьной библиотеки, но мыслит себя только "в библиотечных координатах".

И очень хочется надеяться, что самоотверженная работа наших школьных библиотекарей будет замечена и поощрена не только речами и аплодисментами по случаю профессиональных праздников и конференций, но и путём выработки целостной, долгосрочной, непротиворечивой политики, направленной на поддержку всех аспектов деятельности школьных библиотек резко снижается.


Список литературы

1.         Хрестоматия по возрастной психологии. Д.И. Фельдштейна. Под ред. М., 1994.

2.         Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. Москва, 2003.

3.         Тихомирова И.И. Методический словарь-справочник для библиотекарей. М. 2004 г.

4.         "Библиотека и юный читатель", практическое пособие, М., издательство "книжная палата", 1987 г.

5.         Афанасьев В.Д. Библиотека и юный читатель", практическое пособие, М., издательство "книжная палата", 1987 г.

6.         Коршунова О.П. Библиография / под ред. - М.: Книга, 2004.

7.         Чернышев Л.Г. // Библиотечное дело. - 2004.