Курсовая работа: Социально-экологический мониторинг
Курсовая работа: Социально-экологический мониторинг
Содержание
Введение
1. Понятие социально-экологического мониторинга
2. Единая государственная система мониторинга
3. Региональные системы социально-экологического мониторинга
4. Осуществление социально-экономического мониторинга в рамках системы социально-экологического мониторинга
Заключение
Библиографический список литературы
Введение
Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы.
Озабоченность человечества безопасностью своего существования является предпосылкой качественно нового социоприродного развития. Общество оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности – и погибнуть в экологической катастрофе, – либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни последующих поколений. Поскольку второй вариант единственно приемлем, постольку человечеству предстоит на основе осознания новых реалий преобразовать не только сформировавшийся преимущественно разрушительный тип деятельности, но и систему ценностей, которая составит основу экологической культуры.
Данная тенденция социоприродного развития соответствует концепции устойчивого развития, согласно которой система ценностей, сформировавшаяся в эпоху индустриального общества, должна подвергнуться радикальным изменениям, она должна отражать интересы и потребности не только нынешнего, но и будущих поколений людей.
Устойчивое развитие социоприродных систем возможно при определенном разрешении в каждый исторический момент времени противоречий, порождаемых в ходе взаимодействия общества и природы. Эти противоречия носят системный характер, затрагивают чрезвычайно широкий круг вопросов, и, в конечном итоге, отражаются на социально-экономических и политических процессах. Важнейшим регулятивным фактором в данном случае могут выступить этические принципы, ценности экологической культуры и формирующейся «культуры устойчивого развития».
Относительно самостоятельное значение в социоприродных системах имеет информационный фактор. Более того, необходимым условием управления социоприродными системами является наличие оперативной информации о состоянии природной и социальной среды и тенденциях их изменений. В этой связи определяющее значение приобретает системное наблюдение за характером изменения социоприродных систем, их экологических, социальных, экономических и других показателей, т.е., создание комплексных мониторингов.[1]
Мониторинг – это система регулярных наблюдений, дающая информацию о состоянии природной среды с целью оценки прошлого, настоящего и возможных ее будущих состояний. Интегральными составляющими экологического мониторинга являются геофизический и космический мониторинг биосферы, а также социально-экологический мониторинг.
Информационный аспект в данном случае включает обширный круг вопросов:
— изучение информационных последствий преобразования природной среды, нарушений информационных связей (информационной причинности) в явлениях и процессах биосферы;
— получение информации о состоянии природной среды, антропогенных воздействиях на нее, загрязнении среды, истощении ресурсов и т.п.;
— поиски новой научной и технологической информации для обеспечения устойчивого развития общества
Программы мониторинга, разработанные в соответствии с едиными требованиями, позволяют унифицировать информацию о проведении наблюдений за окружающей природной средой, систематизировать и анализировать поступающую информацию с целью ее дальнейшего использования при принятии управленческих решений.
1. Понятие социально-экологического мониторинга
Для точного понимания термина "социально-экологический мониторинг" необходимо уточнить, что представляют из себя мониторинг как таковой и социально-экологический мониторинг, поскольку социально-экологический мониторинг исторически не может быть ничем иным, как порождением экологического мониторинга.
В первую очередь мониторинг (в буквальном смысле слова -«отслеживание») - это процесс обнаружения ряда объектов и значений ряда параметров для этих объектов. Потому на первых порах его осуществления необходимо четко выяснить - что необходимо «отслеживать», изучать.
Экологический мониторинг как одна из разновидностей мониторинга как такового является основным методом получения информации об экологической обстановке в исследуемом регионе. Базисной информацией экологического мониторинга являются данные, поступающие из таких наук, как биология и география. Поэтому наибольшее внимание исследователей, занимающихся экологическим мониторингом, сосредоточивается на природных аспектах изучаемых процессов и явлений. При проведении экологического мониторинга изучается их соответствие закономерностям общей экологии.
На основе этой функции данного исследовательского метода и ряда других, упомянутых в научной литературе, экологический мониторинг можно определить как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологический мониторинг включает в себя мониторинг окружающей среды, мониторинг источников антропогенного воздействия, биологический мониторинг и решает задачи в рамках таких направлений научно-исследовательской работы, как:
• организация единой системы сбора и обработки данных наблюдений; обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений, ведение специальных банков и баз экологических данных;
• гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;
• оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды;
• информационное обеспечение органов власти и управления комплексной информацией о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсах, а также о проблемах обеспечения экологической безопасности населения.
В соответствии с общенаучным определением мониторинга можно вывести понятие социально-экологического мониторинга. Обнаружение ряда объектов и значений в ходе социально-экологического мониторинга относится к взаимоотношениям социума и окружающей среды, а потому оно должно основываться на достаточно обоснованной экологической информации, интерпретируемой через максимально приближенные к практике (прикладные) социологические концепции.
Социально-экологический мониторинг, в конечном счете, представляет собой процесс нахождения предварительной информации о путях и способах гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. Поэтому одним из объектов социально-экологического мониторинга становится общество в целом, но для возведения научных выводов на данный макроуровень необходимо прохождение двух предыдущих - выявление взаимодействий людей с окружающей средой на организменном и популяционном уровнях.
Такая постепенность ни в коей мере не означает уход от предмета исследования, а наоборот, имеет своей целью избежание ошибок при излишней скачкообразности. Переход от организменного к социальному является необходимым связующим звеном между экологией и социологией.
При любом случае проведения социально-экологического мониторинга в первую очередь необходимо рациональное построение как самого процесса, так и ожидаемых результатов. Поскольку социально-экологический мониторинг - исследование комплексное, социальные, экологические (природные) и отчасти экономические условия функционирования цикла «природа - человек - общество» должны рассматриваться как одинаково важные составляющие среды жизнедеятельности каждого из его компонентов.
Другим следствием комплексности социально-экологического мониторинга должно стать его превращение в метод выработки эмпирических и практических рекомендаций, но необходимо, чтобы он полностью соответствовал принципу комплексности своей разработки и осуществления. Вследствие комплексности и системности данного метода сведения из различных областей знания при его применении должны укладываться в базу данных, необходимых при решении конкретных проблем.
Таким образом, ясно, что социально-экологический мониторинг в достаточно проработанном виде представляет собой совокупность методов исследования социальной реальности и окружающей среды одновременно. Отсюда понятно, что речь должна идти об изучении их взаимовлияния, а не функционирования по отдельности.
Другими словами, экологический мониторинг – это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем ее параметров, имеющих значение для человека и сохранения самой среды.[2]
Всесторонний экологический мониторинг позволяет независимо отслеживать состояние природы и степень антропогенного воздействия на нее, а иногда и источники отдельных воздействий. В России он осуществляется Единой государственной системой экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Он включает несколько разновидностей, в том числе:
1) «мониторинг окружающей среды» – комплекс мероприятий по определению состояния биосферы, воздействий на нее и слежению за нарушениями экологического равновесия в окружающей среде;
2) «социально-гигиенический мониторинг» – система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
3) «социально-экологический мониторинг» – система повторяющихся наблюдений за отношением населения (общественного мнения) к экологическим проблемам.
По масштабам обобщения информации различают: глобальный, национальный, региональный, локальный и импактный – «точечный» мониторинг источников загрязнения; по методам ведения биологический, химический, геофизический, автоматический (чаще говорят «автоматический контроль»), дистанционный (космический, авиационный и др.).
По объектам наблюдения экологический мониторинг подразделяется на: биосферный, климатический, мониторинг океана, генетический, источников загрязнения, мониторинг земель, лесов, водных объектов и др.
Рациональное построение и выработка метода проведения социально-экологического мониторинга впервые появились в отечественной литературе сравнительно недавно (в 80-е годы прошлого века). Поэтому правила и формы организации информационной базы данного метода, объем которой соответствовал бы запросам практики, еще не сформулированы российским научным сообществом в должной мере.
2. Единая государственная система мониторинга
Единая государственная система экологического мониторинга должна обеспечивать доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей, включая население и его общественные организации. Единая государственная система экологического мониторинга включает целый ряд ведомств.
Министерству природных ресурсов России поручено проведение наблюдений за состоянием недр, а также (после ликвидации Госкомэкологии) организация и ведение мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду, мониторинга животного и растительного мира, мониторинга водных объектов, подземной среды и общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области экологического мониторинга.
Росгидромет осуществляет организацию и ведение мониторинга загрязнения атмосферы, поверхностных вод, морской среды, естественных почв, озонового слоя, околоземного космического пространства, а также слежения за радиационной обстановкой (совместно с Минобороны и Росатомнадзором).
Госгортехнадзор проводит координацию развития и функционирования мониторинга геологической среды, связанного с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности, а также организует мониторинг промышленной безопасности, за исключением предприятий Минобороны России и Федерального агенства по атомной энергии России.
Роспотребнадзор Минздравсоцразвития России организует мониторинг качества и воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.
Минобороны России осуществляет мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах, а также из космоса.
Министерство сельского хозяйства обеспечивает создание и функционирование отраслевой подсистемы мониторинга окружающей природной среды на землях сельхозназначения. В его составе находятся Департаменты по рыболовству, охоте и др., которые производят мониторинг рыб в подведомственных водных объектах, охотничьих и других животных, а также растений.
Федеральная служба земельного кадастра осуществляет мониторинг земель, а также его координацию в отношении землепользователей.
3. Региональные системы социально-экологического мониторинга
В современности социально-экономическое развитие осуществляется только в форме модернизации, без которой оно становится неэффективным, а стало быть, и бесполезным. При одновременном рассмотрении его характера и свойств социально-экологической системы на уровне отдельно взятого региона приоритет следует отдавать тому способу протекания социально-экономического развития, при котором состояние экосистемы данной части территории поддерживается на уровне нормы, т.к. без этого невозможно поддержание безопасности жизнедеятельности населения в должном состоянии. Приоритетным в этом отношении становится изучение хозяйственной инфраструктуры и хозяйственной обусловленности экологических проблем региона.
Неоспоримость того факта, что социально-экономическая модернизация или социально-экономическое развитие в форме инновационного процесса, ориентированного на адаптацию к новым условиям функционирования, порождает новые экологические проблемы, даёт информацию, что вследствие этого происходит нарушение гармоничности существования экосистем.
В современности это выражается в таких сторонах глобального экологического кризиса, также характерного практически для всей территории РФ, как разрушение озонового слоя, истощение ресурсной базы, сведение лесов и т.п. Трудность решения этих проблем объясняется незнанием людей относительно методов и средств обеспечения оптимального сосуществования социально-экономической модернизации и социально-экологических систем. Одним из необходимых условий построения модели их оптимального взаимодействия является формирование региональных систем социально-экологического мониторинга.
В качестве общего правила построения каждой из этих систем необходимо выделить определённый порядок проведения процедур социально-экологического мониторинга. Для начала необходимо создание информационной модели системы наблюдений посредством использования динамической модели среды и её статистического описания.
Далее необходима выработка критериев оптимизации и в первую очередь главных из них - критерия точности информации и критерия пространственного разрешения. После завершения этих процедур надо провести районирование территории исследуемого региона, выработать методы оптимизации наблюдательных сетей, для чего необходимы максимизация информативности и многокритериальная оптимизация, а также необходимо рассмотреть различные варианты размещения пунктов наблюдений.
Критерий точности информации и критерий пространственного разрешения как основные критерии оптимизации построения региональной системы социально-экологического мониторинга должны быть строго увязаны друг с другом посредством определённой величины, характеризующей эффективность станций наблюдательной сети. Таким образом, критерий пространственного разрешения становится таким критерием, посредством которого происходит усреднение поступающей информации.
При соответствии всех процедур социально-экологического мониторинга применяемым к ним критериям посредством них добывается оценочная информация о фактическом состоянии окружающей среды, характере и уровнях антропогенного воздействия и экологическом риске в тех его случаях, когда нарушается стабильность экосистем и возникает угроза частичного разрушения системы жизнедеятельности населения.
Из вышесказанного видно, что социально-экологический мониторинг имеет множество других исследовательских задач помимо изучения экологических проблем через призму их хозяйственной обусловленности, но поскольку стало необходимым рассматривать их во взаимозависимости с новыми условиями социально-экономической модернизации постсоветского времени, то теперь необходимо анализировать данную хозяйственную обусловленность как одну из сфер тесного взаимодействия социально-экономической модернизации и экодинамики.
4. Осуществление социально-экономического мониторинга в
рамках системы социально-экологического мониторинга
Рассмотрим в качестве примера организацию системы социально-экологического мониторинга в одной из отраслей народного хозяйства РФ – угольной.
Территория является средой обитания человека. Ее состояние определяет условия его жизни, включая уровень жизни и окружающую среду. Она чувствительна практически к любой хозяйственной деятельности и ее социально-экономическим результатам. Поэтому с самого начала реструктуризация угольной отрасли, сопровождающаяся ликвидацией нерентабельных шахт и разрезов, привела не только к перестройке собственно экономики территорий, но и изменению условий жизнедеятельности, а также деформациям в сфере общественного сознания, оценки местным населением последствий реформ, образе жизни.
Особенно остро эти проблемы встали на территориях, где горнодобывающее предприятие было градообразующим. Отсутствие достоверной информации, высокая политизация населения и часто неадекватное отражение ситуации средствами массовой информации в 1995-1996 гг. привели к возникновению очагов социальной напряженности, вылившиеся в некоторых регионах в открытые конфликты. При этом общественное мнение о результатах реструктуризации угольной промышленности формировалось лишь по разрозненным, порой тенденциозным репортажам и публикациям.
Для своевременного предотвращения возникновения новых очагов социальной напряженности необходимо осуществление мониторинга за условиями жизнедеятельности населения и состоянием окружающей среды, а также донесение до общества объективной информации о целях, задачах и ходе реструктуризации угольной промышленности, а также социально-экологическом состоянии территорий.
Однако, отсутствие научно-обоснованной системы социально-экологического мониторинга ведет к бесконтрольности и стихийному характеру происходящих социально-экономических процессов и изменения экологической ситуации в районе. Угольные предприятия ликвидируются, работники увольняются, новые рабочие места создаются в недостаточном количестве, уровень жизни местного населения падает, воздействие на окружающую среду растет.[3]
Поэтому изучение общественного мнения, проблем жизнедеятельности и состояния окружающей среды являются необходимыми условиями снятия социально-экономической и экологической напряженности на таких территориях. При этом наиболее объективным методом решения этих задач становится систематическое выполнение социально-экономических исследований, опирающихся на мониторинг социально-экономических и экологических последствий реструктуризации угольной отрасли.
В связи с этим сегодня представляется актуальным и экономически целесообразным расширить функции уже созданных региональных Центров экологического мониторинга, включив в их задачи вопросы регионального социально-экономического мониторинга.
Основными целями и задачами региональных центров должны стать:
· осуществление мониторинга реализации программ местного развития и обеспечению занятости для углепромышленных муниципальных образований;
· осуществление мониторинга технических и экологических работ в связи с ликвидацией шахт и разрезов, а также производственной безопасности предприятий;
· осуществление постоянного экологического мониторинга за воздушной средой, земной поверхностью горных отводов, за самовозгоранием горных отвалов, водой и водным режимом подземных и поверхностных вод, состоянием геомеханической обстановки, а также микросейсмики;
· участие в проведении независимой экспертизы обоснований инвестиций, бизнес-планов, ТЭО и проектов, разрабатываемых для ликвидируемых и действующих предприятий угольной отрасли, а также для создания новых производств в рамках реализации программ структурной перестройки экономики углепромышленных территорий, включая программы местного развития;
· проведение научных исследований по проблемам социально-экологического состояния территорий и созданию необходимого нормативно-правового обеспечения по социально-экологическим последствиям реструктуризации угольной отрасли;
Социально-экологический мониторинг последствий реструктуризации угольной отрасли – это система наблюдения, оценки и прогноза социально-экономической ситуации и состояния окружающей среды на конкретной углепромышленной территории, где происходят процессы, связанные с реформированием угольной промышленности.
Мониторинг социально-экологических последствий реструктуризации угольной отрасли осуществляется по следующим направлениям:
- мониторинг мероприятий по социальной защите высвобождаемых и высвобожденных работников угольной отрасли;
- мониторинг реализации Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков;
- мониторинг социальных последствий ликвидации неперспективных и особо убыточных предприятий угольной отрасли;
- наблюдение за состоянием окружающей среды.
Реализация отмеченных основных целей, задач и направлений мониторинга предполагает его организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение.
Информационная база социально-экологического мониторинга представляет собой систематизированные статистические и социологические данные за период с начала реализации мер по реструктуризации угольной отрасли в разрезе основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в соответствующие регистры и базы данных. Информационными источниками мониторинга являются данные государственной статистической отчетности, материалы социологических опросов, данные исполнительных органов государственной власти, уполномоченных реализовать программу реструктуризации угольной отрасли, данные приборного наблюдения за состоянием окружающей среды и т.п.
Результаты осуществления социально-экономического мониторинга по указанным выше направлениям в рамках системы социально-экологического мониторинга определяются двумя группами оценок, основанных на статистической информации и социологических опросах.
Оценки, основанные на статистических данных. Система показателей раздела “Уровень жизни” введена в действие Госкомстатом России и состоит из следующих показателей: средняя оплата труда работников; покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией; минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения; прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения; численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума; потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода; денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения; показатели дифференциации населения; соотношение среднедушевых доходов населения: 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения; индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини); структура потребительских расходов социально-демографических групп населения; распределение населения по размеру среднедушевого дохода.
Важнейшей составляющей оценки социально-экономической ситуации является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений на территории (качеством лечебно-профилактической помощи, условиями трудовой деятельности, рекреационного обслуживания, экологической и гражданской безопасностью и др.).
В связи с этим управление качеством жизни населения предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.
Оценки, основанные на социологических опросах. В составе социальных индикаторов приняты следующие группы оценок общественного мнения: социокультурные установки и взгляды (отношение к частной собственности, представление о социальной справедливости и др.); социальное самочувствие (удовлетворенность различными аспектами жизни, наиболее беспокоящие проблемы и пр.); политические оценки и взгляды ( доверие к политическим лидерам, органам власти); оценки экономической ситуации (производственная и социальная ситуация на предприятии, уровень потребления, оценка материальной обеспеченности); оценки и прогнозы экономических перемен (темпов и результатов реструктуризации); экономические установки и поведение (трудовая и хозяйственная мотивированность, инвестиционное поведение); оценки социальных перемен (отношение к “новым русским”, оценки эффективности социальной поддержки).
Частные статистические индикаторы уровня жизни: среднедушевые реальные доходы населения; средний минимальный потребительский бюджет; прожиточный минимум; среднедушевая покупательная способность. В качестве частных статистических индикаторов социальной напряженности используются следующие: уровень безработицы; уровень застойной безработицы; отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму; уровень преступности.
Частные социологические индикаторы уровня социальной напряженности следующие: доля респондентов, считающих угрозу безработицы наиболее угрожающей проблемой; доля респондентов, считающих рост преступности наиболее угрожающей проблемой; доля респондентов, считающих загрязнение окружающей среды наиболее угрожающей проблемой; доля респондентов, считающих, что терпеть бедственное положение уже невозможно; доля респондентов, с тревогой и обреченностью думающих о завтрашнем дне; доля респондентов, готовых лично участвовать в наиболее радикальных акциях протеста.
При этом организация социологической составляющей социально-экономического мониторинга включает выполнение следующего вида работ: определение и обоснование объема выборочной совокупности; разработка рекомендаций по организации сбора информации; разработка инструментария (пакета анкет) для изучения мнения респондентов и инструкции анкетера.
Важнейшей задачей социологического блока в организации социально-экономического мониторинга является обеспечение информационного взаимодействия населения и органов власти в направлении реализации программ реструктуризации. Изучение общественного мнения является необходимым условием снятия социальной напряженности на наблюдаемой территории. Осуществляется мониторинг общественного мнения путем периодических замеров (панельных исследований) состояния общественного мнения при помощи одной и той же методики на одной и той же выборке (одной и той же генеральной совокупности).
Интервал исследований определяется характером и временным масштабом факторов, воздействующих на общественное мнение. Большинство апробированных методик рассчитано на повторение исследований. Сложнейший характер отражения социально-экономической обстановки на социальном поведении и настроениях населения требует комплексного применения методов социологического анализа и корректных процедур обобщения и обработки данных. Социологический анализ, выполняемый в рамках социально-экономического мониторинга, должен базироваться не только на чисто эмпирических данных, но и на результатах теоретических работ в области социальной психологии и социального управления.
Для разрешения поставленных задач социально-экологический мониторинг должен обеспечить объективное измерение, как минимум, следующих социологических параметров: общая оценка населением социально-экономической ситуации на обследуемой территории; оценка работников деятельности администрации ликвидируемых шахт по решению социальных проблем высвобождаемых работников, т.е. общая оценка их деятельности, мнение о недостатках в работе, уровень доверия руководству; мнение населения муниципального образования об узловых проблемах территории и путях их разрешения, т.е. о номенклатуре данных проблем, степени их относительной важности, приемлемости возможных технологических, экономических и социально-политических путей разрешения.
При этом для обеспечения практической реализуемости социально-экономического мониторинга, его пригодности к решению специфических задач, а также возможности совершенствования и расширения функций необходимо соблюдение общих принципов построения модели, к числу которых относятся:
1. Принцип целевой ориентации. Все структурные звенья модели должны быть направлены на обеспечение экологической безопасности и снижение социально-экономической напряженности в зоне деятельности модели; естественные тенденции к постоянному расширению функций модели в целях удовлетворения задач социального управления должны ограничиваться обоснованными пределами;
2. Принцип системного подхода. Состав структурных звеньев модели должен вписываться в структурно-функциональную схему обеспечения социально-экономической безопасности на наблюдаемой территории;
3. Принцип оперативности. Периодичность предоставления социально-экономической информации должна соответствовать реальным потребностям заказчика;
4. Принцип стандартизации и унификации технического обеспечения и инструментария. В модели в максимально возможном объеме должны применяться стандартизированные и тестированные процедуры сбора, обработки и анализа информации. Техническое обеспечение модели выбирается с учетом местных условий;
5. Принцип связи с общественными организациями. Реальная структура модели должна гарантировать общественности, что измерение социологической информации не сопровождается ее искажением в желательном (даже не явно) заказчику направлении, более того, вся деятельность модели социально-экономического мониторинга способствует обеспечению законных прав граждан, проживающих на территории;
6. Принцип упорядочения доступа к информации. Структура информационных потоков в системе социально-экономического мониторинга и правила доступа к циркулирующей в ней информации устанавливаются в соответствии с законодательством РФ в сфере информации и информатизации, в том числе в вопросах конфиденциальности информации и деятельности СМИ.
Построенная в соответствии с данными принципами модель социально-экономического мониторинга будет способна реализовать как совокупность специфических частных социологических процедур и методов, адаптированных к решаемым задачам, так и некоторые социально-управленческие функции, позволяя определить, какими путями и средствами можно наиболее эффективно добиться требуемого уровня снижения социальной напряженности, сохранить социальный мир.
Заключение
Практически любое крупномасштабное экологическое бедствие в нашей стране вследствие значительности поражающего воздействия на территории компактного проживания населения быстро начинает препятствовать удовлетворению его нужд и потребностей в должной мере.
В результате этого уровень социально-экологической напряженности увеличивается до уровня грозящего разрушением системы жизнеобеспечения населения региона, т.е. совокупности условий жизнедеятельности людей, позволяющей им достаточным образом удовлетворять свои насущные потребности.
Удовлетворение людьми своих потребностей не должно идти вразрез с мерами по охране природы со стороны различных организаций и сообществ. Люди должны четко осознавать пределы вмешательства в «дела природы». Для этого нужно, чтобы фактически каждый член сообщества мог бы стать причастным к информации о происходящих в природе процессах. Получение этой информации невозможно без рациональной организации и осуществления наблюдения за явлениями природы.
При научном подходе к своему проведению это наблюдение, вкупе с отслеживанием последствий вмешательства людей в окружающую среду, представляет собой не что иное как социально-экологический мониторинг.
Социально-экологический мониторинг следует рассматривать как составную часть системы экологического мониторинга, призванную обеспечить органы государственной власти, общественные организации, граждан объективной информацией о состоянии и тенденциях развития экологической ситуации. Ценность социально-экологического мониторинга заключается, прежде всего, в том, что он позволяет определить эффективность конкретных природоохранных мероприятий.
Библиографический список литературы
1. Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А. Экологический менеджмент: Учебное пособие.-М.: ИД «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2002. –345с.
2. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии.//Техника, общество и окружающая среда- 2003. - № 6. -С. 34-37
3. Марфенин Н.Н., Фомин С.А. Ресурсы экополитики в современной России//Россия в окружающем мире: 2003 (Аналитический ежегодник). – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. – 336 с.
4. Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. -СПб.: Питер,2003 - 269с.
5. Рожков А.А., Казаков Е.М., Шеломенцевв А.Г. Организация системы социально-экологического мониторинга последствий реструктуризации угольной отрасли// Журнал «Уголь». – 2001. - № 3. – С. 14-17.
6. Сосунова И.А. Методология и методика социально-экологических исследований. -М: Изд-во "НИА-Природа", 1999. 144 с.
[1] Марфенин Н.Н., Фомин С.А. Ресурсы экополитики в современной России//Россия в окружающем мире: 2003 (Аналитический ежегодник). – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. 336 с.
[2] Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. -СПб.: Питер,2003. C. 188–209.
[3] Рожков А.А., Казаков Е.М., Шеломенцевв А.Г. Организация системы социально-экологического мониторинга последствий реструктуризации угольной отрасли// Журнал «Уголь». – 2001. - №3.