Курсовая работа: Совершенствование организации рабочих мест персонала на примере рабочего места менеджера по продажам отдела маркетинга и сбыта РУПП "Витязь"
Курсовая работа: Совершенствование организации рабочих мест персонала на примере рабочего места менеджера по продажам отдела маркетинга и сбыта РУПП "Витязь"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: Экономики и управления
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
на тему "Совершенствование организации рабочих мест персонала на примере рабочего места менеджера по продажам отдела маркетинга и сбыта РУПП "Витязь"
Студентки Финансово-экономического факультета
Заочного отделения
Группы У06-ЭПз-1
Галай Натальи Михайловны
Руководитель:
Будова Елена Владимировна
Новополоцк, 2009 г.
Содержание
Введение. 3
1 Теоретические основы организации рабочих мест на предприятии. 5
1.1 Сущность организации рабочих мест. 5
1.2 Современные требования к организации рабочих мест персонала. 8
2 Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии. 14
2.1 Краткая характеристика РУПП «Витязь». 14
2.2 Анализ существующего состояния организации рабочих мест и его влияние на эффективность использования персонала. 16
3 Предложения по совершенствованию рабочих мест персонала отдела маркетинга и сбыта. 24
Заключение. 26
Список использованных литературных источников. 27
Рабочее место является первичным звеном производственного процесса в создании материальных ценностей. Систему организации рабочего места с полным правом считают показателем организованности всего предприятия, так как она характеризует качество и слаженность работы всех служб предприятия.
Анализ рабочего места дифференцирование рабочего места, с одной стороны, через деятельность, которая на нем совершается, а с другой – через требования по отношению к образованию, опыту и ответственности, необходимых для успешного выполнения деятельности на этом месте.
Анализ рабочего места состоит из двух частей:
1. Описание рабочего места – перечисление видов деятельности (задач, трудовых условий, средств оборудования и материалов, которые используются на данном рабочем месте);
2. Спецификации рабочего места – перечисление необходимых требований к опыту, квалификации и успешному выполнению задачи (по выполнению работы) на данном рабочем месте.
Важную роль в анализе рабочего места играют проектирование рабочего места, а также связанные с проектированием рабочего места задачи по улучшению качества производственной среды и трудовой жизни.
Любое рабочее место на предприятии должно наилучшим образом отвечать своему назначению и обеспечивать при этом выполнение основных и вспомогательных работ с наименьшими затратами труда.
Недостаточная изученность проблем организации рабочих мест в современных условиях приводит к тому, что потребности предприятий в результатах использования человеческих ресурсов полностью не удовлетворяются, что снижает эффективность их работы.
Поэтому я и выбрала данную тему для написания курсовой работы.
Объект исследования проекта – рабочее место персонала отдела маркетинга и сбыта РУПП «Витязь».
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации рабочих мест персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Определить современные требования к организации рабочих мест персонала;
· Выявить и проанализировать факторы, определяющие требования к организации рабочих мест персонала отдела маркетинга и сбыта;
· Проанализировать существующее состояние организации рабочих мест и его влияние на эффективность использования персонала; обоснование требований к рабочему месту персонала отдела маркетинга и сбыта;
· Предложить и обосновать рекомендации по совершенствованию организации рабочих мест персонала.
1 Теоретические основы организации рабочих мест на предприятии 1.1 Сущность организации рабочих мест
Рабочее место является частью производственно-технологической структуры предприятия. Рационализация рабочего места обусловлена необходимостью обеспечения работоспособности и производительности труда, использования его творческого потенциала.
Рабочее место - это часть производственного пространства или зона трудовых действий, оснащенная необходимыми средствами труда, на котором выполняется порученная функция (задание, работа) исполнителем или группой исполнителей.
Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на производительность труда.
Организация рабочего места заключается в его соответствующем оснащении и планировании, исходя из особенностей труда, и содержит три общих элемента: оснащение, планировку, обслуживание.
Под оснащением рабочего места понимается обеспечение его всеми необходимыми средствами, при помощи которых можно создать работнику условия для эффективного выполнения установленного производственного задания.
Оснащение зависит от специализации рабочего места. На универсальном рабочем месте имеется широкий перечень оснастки, на специализированном - менее широкий перечень оснастки, на специальном - узкий. [7, с. 55-56]
Средства оснащения рабочих мест могут быть постоянными, то есть всегда находящимися на рабочем месте, и временными, используемыми лишь для выполнения отдельных видов работ. [6, с. 229]
Выделяют следующие виды оснащения рабочего места:
1. Основное технологическое оборудование: станки, агрегаты, автоматические линии;
2. Вспомогательное оборудование: стенды, средства транспортировки, подъемники;
3. Технологическая оснастка: приспособления, инструмент, техническая документация;
4. Организационная оснастка: средства для размещения и хранения инструмента и приспособлений, производственная тара, производственная мебель, средства для размещения документации, средства сигнализации и связи, освещения, средства по уходу за оборудованием, средства техники безопасности, предметы производственного интерьера.
Для управленческого персонала определены такие виды средств управленческого труда:
· средства составления, обработки и оформления документов;
· средства хранения и группировки документов;
· средства выполнения вычислительных операций;
· средства обеспечения оперативной связи;
· специальная служебная мебель.
В Республике Беларусь разработаны и утверждены санитарные правила и нормы, в которых излагается ряд эргономических и санитарно-гигиенических требований к оснащению рабочих мест и методические рекомендации.
Планировка - рациональное размещение рабочих мест на пpoизводственной площади и целесообразное пространственное размещение в горизонтальной и вертикальной плоскости в пределах рабочего места всех элементов оснащения, необходимых для выполнения производственного задания. [7, с. 56-59]
Основные задачи планировки рабочих мест (всех ее видов) следующие:
· создать удобные и безопасные условия труда;
· наиболее эффективно использовать производственные площади;
· улучшить использование рабочего времени исполнителей за счет устранения излишних движений, хождений и т.п. [6, с. 234]
Различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочего места.
Внешняя планировка рабочего места заключается в установлении его местоположения по отношению к смежным рабочим местам в подразделении, к рабочему месту руководителя (бригадира, мастера, начальника отдела и т.д.), к проходам, переходам, проездам, подъездам. Проектирование внешней планировки целесообразно проводить сразу для всех рабочих мест, входящих в подразделение. В качестве исходных данных для такой планировки служит производственная площадь, отведенная для расположения персонала подразделения. [8, с. 116]
Задачи внешнего планирования:
· экономное использование производственных площадей;
· рациональная взаимосвязь между рабочими местами;
· сокращение расстояний переходов и транспортировки;
· изоляция рабочих мест с вредными условиями труда;
· обеспечение безопасности труда.
Внутренняя планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную компоновку по отношению друг к другу и к работнику. При внутренней планировке решаются следующие задачи:
· обеспечение наименьших затрат рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим местом;
· минимизация физиологических усилий и нервно-психической напряженности работника;
· удобство выполнения работы и обслуживания оборудования;
· хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования, приборов, механизмов;
· оптимизация маршрутов передвижения работника по рабочему месту;
· рационализация рабочей позы (рабочего положения) работника;
· создание благоприятных условий труда;
· безопасность труда. [8, с. 117-118]
Обслуживание - это составная часть производственного процесса, направленная на обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования рабочего места.
Организация обслуживания рабочего места означает установление системы взаимодействия рабочего места и работника, занятого на нем, с другими рабочими местами и работниками, призванными обеспечить его бесперебойную и эффективную работу.
Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места:
1. средства труда;
2. предметы труда;
3. субъекты труда (работники). [6, с. 237]
1.2 Современные требования к организации рабочих мест персоналаВ настоящее время практически все организации и фирмы имеют персональные компьютеры (ПК). Поэтому в этой главе будут рассмотрены требования к организации рабочих мест персонала, работающего с ПК.
Площадь на одно рабочее место с ПК для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а объем не менее 20,0 м3. Высота помещений (от пола до потолка) должна быть не менее 3,0 м.
Помещения с ПК должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией. Для повышения влажности воздуха следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.
Помещения с ПК должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями. [1]
В помещениях с компьютерами должна ежедневно проводится влажная уборка. Поверхность пола выполняется ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, должна обладать антистатическими свойствами. [3]
Средства связи следует располагать в пределах зоны досягаемости. [8, с. 126]
При размещении рабочих мест с компьютерами необходимо учитывать расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
Экран видеомонитора должен находиться от глаз работника на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм. [3]
Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии не менее чем 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. [1]
Каждый предмет на рабочем месте должен иметь свое постоянное место и фиксированную зону перемещения. [6, с. 236]
Продолжительность работы на ПК не должна превышать 6 часов в день.
Для обеспечения оптимальной работоспособности на протяжении рабочей смены устанавливается регламентированные перерывы. При 8-ми часовой рабочей смене при работе на компьютере регламентированные перерывы следует устанавливать через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый. [2]
Помещения с ПК должны иметь естественное и искусственное освещение. Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ПК осуществляется системой общего равномерного освещения. Естественное освещение должно осуществляться через свето-проемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности не ниже 1,5%. В производственных и административных помещениях в случаях преимущественной работы с документами применяют системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). [3]
В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы. Люминесцентное освещение позволяет увеличить освещенность в 2-2,5 раза по сравнению с лампами накаливания при одинаковом расходе электроэнергии. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения. [1]
При устройстве местного освещения лучше применять поворачивающиеся, передвижные лампы на гибком шланге или на специальных шарнирах; мягкий, не слепящий свет должен падать на рабочее место слева; мощность ламп рекомендуется не менее 50-70 Вт. [7, с. 191]
Свет не должен слепить глаза и не вызывать направленных на работника бликов. Крепление светильника должно предусматривать возможность его перемещения в соответствии с индивидуальными особенностями работника (например, для левшей). [8, с. 125]
Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхность экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.
Освещенность рабочих помещений с дисплеями рекомендуется в пределах 300-500 лк. В поле зрения работающего с дисплеем не должны находиться окна и осветительные приборы. Светильники должны быть с рассеивателями, отражение на экране от источника света снимается установкой защитных экранов. Яркость свечения не должна быть меньше освещенности рабочей поверхности с документами, поскольку скачки яркости при смене полей зрения (с документа на экран и наоборот) должно быть минимальными. [5, с. 192]
Оконные проемы в помещениях с ПК должны быть оборудованы регулируемыми светозащитными устройствами типа: жалюзи, занавеси, внешние козырьки и др. [1]
Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях с ПК необходимо проводить чистку стекол оконных рам и светильников по необходимости, но не реже двух раз в год и своевременную замену перегоревших ламп. [3]
В тесной связи с установлением рациональной освещенности должно решаться цветооформление помещений, так как существует определенная зависимость между цветом и возникновением зрительного утомления.
При однообразной работе оправдана окраска стен помещения и мебели в яркие бодрящие тона, а при работе, требующей активного внимания, целесообразна более спокойная окраска в голубые, голубовато-зеленые цвета. В такие же тона рекомендуется окрашивать стены при любом характере деятельности в помещениях, окна которых выходят на солнечную сторону, и, наоборот, в более теплые тона (желтовато-бежевый, слоновой кости, светло-желтый) в комнатах, выходящих на север или северо-восток. В служебных помещениях центральных и северных районов потолки рекомендуется окрашивать в белый цвет, в южных – в светло-голубой. [5, с. 192-193]
Предельно допустимый уровень шума - 80 дБ, рекомендуемая температура для нормальных условий труда - 18-22°С, относительная влажность - 60-80 %, скорость движения воздуха - 0,5-1,5 м/сек, освещенность - 300 люкс на 1 м2. [7, с. 72]
Важным элементом рабочего места является рабочая мебель. Рациональная ее конструкция способствует экономии движений, уменьшению напряжения организма, и, следовательно, снижению утомляемости и повышению работоспособности человека. Она должна учитывать положение исполнителя на рабочем месте, то есть рабочую позу, и нагрузки, которые работник испытывает в процессе труда. [6, с. 232-233]
Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680-800 мм, при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной – не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. [1]
При длительной работе в положении сидя должны использоваться стулья и кресла с обязательными элементами в виде спинок, подлокотников, при необходимости — подголовники.
Высота сиденья в оптимальном варианте должна быть регулируемой в пределах 350-500 мм от пола в зависимости от роста работника и высоты рабочей поверхности. Рекомендуемая ширина сидений рабочей мебели 330-400 мм, глубина 380-420 мм. Конструкция стула должна предусматривать упор для ног (подножку).
Для кратковременного пользования (5-10 мин.) рекомендуются жесткие стулья и табуретки.
Сиденья-опоры
применяются, когда работник не имеет возможности
присесть даже на короткое время, но может опереться на сиденье-опору, не-
сколько сняв напряжение мышц. [6, с. 233]
2 Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии
2.1 Краткая характеристика РУПП «Витязь»РУПП «Витязь» является крупным многопрофильным предприятием.
Способно удовлетворить, при заключении договоров, потребность Министерств и ведомств республики в противопожарной технике.
Вырабатывает теплоэнергию, 89% которой идет на отопление жилого фонда города. Завод обеспечивает теплом и горячей водой 1/3 часть городского населения.
В тепличном хозяйстве предприятия выращиваются овощи. Хозяйство является рентабельным.
РУПП «Витязь» имеет собственную ремонтно-строительную базу, строит жилье для своих работников. В настоящее время ремонтно-строительное управление освоило выпуск пенополистиролбетонных плит из отходов, осваивает производство тротуарной плитки и черепицы из термопластбетона.
Работая в условиях продолжающегося роста цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергоносители, хронического недостатка оборотных средств, все усилия коллектива в 2007 и 2008 годах были направлены как на изыскание внутренних резервов путем жесткого режима экономии материальных ресурсов, так и на выбор оптимального поставщика сырья, материалов и комплектующих изделий.
Наряду с мероприятиями по экономии материальных ресурсов, совершенствованию учета затрат на производство, предприятием проделаны работы по освоению выпуска новых изделий, удешевлению конструкции выпускаемых изделий, совершенствованию структуры управления и внутризаводского хозяйственного расчета.
РУПП «Витязь» - одно из крупнейших отечественных производителей телевизионной техники. Предприятие специализируется на выпуске телевизионных приемников цветного и черно-белого изображения. За 33 года существования предприятие «Витязь» поставлял на рынок самые различные товары народного потребления длительного пользования: мебели, медицинского оборудования (анализаторов иммуноферментных фотоэлектрических, стерилизаторов), наземных станций приема. Продукция, предлагаемая предприятием, предназначена для потребителей, как со средним уровнем дохода, так и с уровнем доходов ниже и выше среднего.
Предприятие в данный момент производит: цветные и черно-белые телевизоры, системы спутникового телевидения, пылесосы, ДВД, чайники, медтехнику, мебель, спецтехнологическое оборудование и оснастку, строительную продукцию и другую продукцию.
Организационно-экономические показатели предприятия за 2006-2008 гг. представлены в таблице 1:
Таблица 1 - Организационно-экономические показатели предприятия за 2006-2008 гг.
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008г. | Абсолютное изменение 2008г. | |
к 2006 г. | к 2007 г. | ||||
Среднесписочная численность работников предприятия, чел. | 4012 | 4110 | 3320 | -692 | -790 |
Среднесписочная числен-ность персонала отдела маркетинга и сбыта, чел | 305 | 298 | 243 | -62 | -55 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. | 193911 | 228312 | 204807 | 10896 | -23505 |
Полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 167954 | 204756 | 185213 | 17259 | -19543 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн. руб. | 25957 | 23556 | 19594 | -6363 | -3962 |
Балансовая прибыль (убыток), млн.руб. | 31239 | 27864 | 27999 | -3240 | 135 |
Рентабельность производственной деятельности, % | 0,15 | 0,12 | 0,11 | -0,04 | -0,01 |
Рентабельность продаж, % | 0,13 | 0,10 | 0,09 | -0,04 | -0,01 |
Источник: бизнес-план предприятия за 2008 год.
2.2 Анализ существующего состояния организации рабочих мест и его влияние на эффективность использования персоналаВ данной курсовой работе рассмотрено рабочее место менеджера по продажам маркетинга и сбыта.
Данный специалист занимается приемом заявок клиентов, их документальным оформлением и контролем загрузки автомобиля и доставки продукции до пункта выгрузки.
От деятельности менеджера по продажам зависит сбыт продукции и поступление за нее денежных средств на предприятие.
РУПП «Витязь» по численности работников является крупным предприятием, которое имеет в своем составе 40 менеджеров по продажам отдела маркетинга и сбыта, которые располагаются по 4-9 человек в кабинете.
Каждый кабинет оборудован системами отопления и приточно-вытяжной вентиляцией, что является необходимостью в помещениях с работой на компьютерах. Однако, также в помещениях с ПК должны находиться аптечка первой помощи и углекислотный огнетушитель, чего в данных кабинетах нет.
Высота помещений от пола до потолка равна 3,5 м, а площадь на одно рабочее место составляет 7 м2. Это соответствует нормальной организации рабочего места, так как по нормам площадь на одно рабочее место с ПК для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а высота помещений (от пола до потолка) должна быть не менее 3,0 м.
Поверхность пола ровная, покрытая линолеумом. Это оптимальное покрытие для таких помещений. Так как линолеум нескользкий и обладает антистатическими свойствами.
Помещение имеет естественное и искусственное освещение. Естественное – за счет больших широких окон, которые выходят на запад, а искусственное – за счет люминесцентных ламп.
Срок эксплуатации некоторых ламп подходит к концу, поэтому они светятся оранжевый цветом. Однако такие лампы на предприятии не меняют до полного их перегорания. Это снижает уровень освещенности кабинета до 250 лк, что дает дополнительную нагрузку на зрение сотрудников. Так как нормальным освещением рабочего помещения с ПК является 300-500 лк, то это отрицательно влияет на работу и здоровье персонала.
В помещении стоят специальные шкафы для хранения документов и шкаф для верхней одежды.
На окнах весят жалюзи, которые спасают от ярких солнечных лучей летом.
На стенах наклеены обои спокойного светлого цвета, которые не отвлекают от работы. В каждом кабинете растут живые цветы в горшках. Это положительно влияет на моральное состояние персонала.
Температура воздуха в теплый период времени составляет 21-26оС, относительная влажность - около 40%. В связи с тем, что в помещениях нет кондиционеров и увлажнителей воздуха, то в некоторые дни бывает очень душно и сухо. Что неблагоприятно отражается на работе менеджеров. В холодный период времени температура воздуха составляет 14-18оС, так как в оконных рамах имеются небольшие щели. Поэтому в это время сотрудники вынуждены пользоваться обогревателями, что приводит к дополнительным расходам электроэнергии. Рекомендуемой температурой для нормальных условий труда является 18-22 оС, а относительной влажностью - 60-80%. Из данных видно, что летом температура превышает норму, а зимой, наоборот, ниже нормы, а также относительная влажность ниже нормального уровня. Все это неблагоприятно сказывается на работе и самочувствии работников.
Влажная уборка помещения проводится 2 раза в неделю, хотя по нормам должна проводиться ежедневно. Это отрицательно сказывается на влажности воздуха и чистоте помещения, что напрямую связано с самочувствием персонала.
Рабочее место менеджера по продажам состоит из письменного стола, стула и средств связи.
Высота стола составляет 730 мм, ширина – 1200 мм, глубина – 700 мм, что является нормой.
Стулья со спинкой, жесткие, нерегулируемые, что не очень удобно при длительной сидячей позе. На таких стульях работник быстрее устает и тем самым снижается его работоспособность. Чтобы этого избежать необходимо использовать стулья с обязательными элементами в виде спинок, подлокотников с регулируемой высотой сиденья.
На каждом столе менеджера стоят по два телефона: один для разговоров внутри предприятия и звонков на мобильные телефоны; другой – станция – для городских и междугородних звонков, а также для быстрой связи со служащими внутри отдела маркетинга и сбыта. К сожалению, станции старые и не имеют тонального набора, что значительно замедляет процесс набора междугороднего номера. У каждого сотрудника имеется телефонный справочник РУПП «Витязь», в котором находятся телефоны всех служб и подразделений предприятия. Также в кабинете имеются и несколько факсов.
Оснащение рабочего места персонала телефонами позволяет быстро и оперативно связываться с клиентами и необходимыми людьми, что способствует более быстрому оформлению документов.
На отдельных письменных столах кабинета стоят ПК.
Компьютеры оснащены объемными мониторами с плоским экраном. Мониторы имеют частоту мерцания экрана 75 МГц, однако этого не достаточно для нормальной работы, так как при непрерывной работе за ПК свыше 10 минут устают глаза. Минимальной частотой мерцания монитора для нормальной работы за ПК является 85 МГц, при этом необходимо делать перерывы в работе через каждые 1,5-2 часа по 15-20 минут. Исходя из норм следует, что установленные мониторы с более низкой частотой не рекомендуется использовать.
В связи с тем, что столы небольшие и не совсем предназначены для работы на компьютерах, а мониторы занимают много места, то расстояние от экрана видеомонитора до глаз сотрудника примерно 400 мм, а должно быть не менее 500 мм. Это отрицательно влияет на здоровье и работу менеджеров.
Письменный стол не имеет специальной рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы, для клавиатуры и системного блока. Поэтому системный блок стоит на столе, впритык к монитору, а клавиатура располагается перед видеомонитором на расстоянии 100-150 мм от края стола. Такая планировка не удобна для пользователя ПК и приводит к быстрой утомляемости специалиста. По нормам клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии не менее чем 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. А системный блок должен стоять от монитора не ближе чем на расстоянии 100-150 мм.
Некоторые системные блоки создают повышенный шум за счет имеющихся у них дешевых вентиляторов. Это отвлекает менеджеров от работы и способствует повышенной утомляемости.
К каждому компьютеру подключен принтер, а к некоторым еще и сканер. В нескольких кабинетах отдела находятся копировальные устройства. Все это облегчает и ускоряет прием-передачу данных между сотрудниками предприятия и клиентами.
В связи с тем, что в помещении, где работает менеджер по продажам, не совсем благоприятные климатические условия труда, то это приводит к повышению уровня заболеваемости людей, который к 2008 году увеличился и составил 15% от численности работающих в отделе маркетинга и сбыта, что видно из таблицы 2.
Таблица 2 – Анализ уровня заболеваемости персонала отдела маркетинга и сбыта за 2006-2008 гг.
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008г. | Абсолютное изменение 2008г. | |
к 2006 г. | к 2007 г. | ||||
Среднесписочная числен-ность персонала отдела маркетинга и сбыта, чел | 305 | 298 | 243 | -62 | -55 |
Среднее количество неявок на работу персонала отдела маркетинга и сбыта по причине заболевания, чел | 27 | 15 | 36 | 5 | 17 |
Уровень заболеваемости персонала отдела маркетинга и сбыта, % | 9 | 5 | 15 | 6 | 10 |
Источник: табеля посещаемости отдела за 2006-2008 гг.
Мероприятия по совершенствованию организации рабочих мест позволят снизить уровень заболеваемости людей, так как большинство сотрудников отдела уходят на больничный по причине неблагоприятных условий труда.
Анализируя и изучая основные аспекты деятельности менеджера по продажам, можно сделать вывод о том, что здесь нельзя четко провести границу между отдельными элементами и определить время на их выполнение. Эта работа специфическая, поэтому невозможно точно подсчитать затраты времени на каждый элемент и операцию в отдельности. Более четко можно определить нормативы на конкретный вид затрат рабочего времени, то есть определить затраты отдельно на подготовительно-заключительную работу, отдельно на основную, и по полученным данным произвести расчет показателей эффективности использования рабочего времени (таблица 3).
Таблица 3 – Фактический и нормативный баланс рабочего времени
Индекс |
Наименование затрат рабочего времени |
Фактичес-кие затраты |
Норматив-ные затраты |
Затраты, подлежа-щие увеличе-нию / уменьше-нию | ||
мин. | % к ито-гу | мин. |
% к ито-гу |
|||
ПЗ |
Подготовительно-заключительное время |
38 | 7,9 | 30 | 6,2 | -8 мин. |
ОП | Оперативное время | 407 | 84,8 | 430 | 89,6 | +23 мин. |
ОТЛ | Перерывы на отдых и личные потребности | 30 | 6,3 | 20 | 4,2 | -10 мин. |
НТД | Нарушение трудовой дисциплины | 5 | 1,0 | - | - | -5 мин. |
ИТОГО | 480 | 100 | 480 | 100 | - |
Источник: фотография рабочего дня менеджера по продажам.
Коэффициент использования рабочего времени (Ки.р.в) рассчитывается по фрмуле:
Ки.р.в = (Тпз + Топ + Тотл) / Тсм * 100 (1)
Ки.р.в = (38+407+30)/480*100 = 99%
Следовательно, рабочее время данным исполнителем используется на 99%. Это довольно высокий показатель.
За счет совершенствования организации рабочих мест и улучшения трудовой дисциплины коэффициент использования рабочего времени можно увеличить до 100%.
Также, за счет устранения потерь, зависящих от рабочего, можно повысить производительность труда (П):
П = (Тнтд / Тсм) * 100 (2)
П = (5/480)*100 = 1%
Следовательно, за счет улучшения трудовой дисциплины производительность труда повысится на 1%.
Производительность труда персонала отдела маркетинга и сбыта рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к численности персонала.
Анализ производительности труда за 2006-2008 гг. отображен в таблице 4.
Таблица 4 – анализ производительности труда персонала отдела маркетинга и сбыта за 2006-2008 гг.
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008г. | Абсолютное изменение 2008г. | |
к 2006 г. | к 2007 г. | ||||
Выручка от реализации продукции, млн. руб. | 193911 | 228312 | 204807 | 10896 | -23505 |
Среднесписочная числен-ность персонала отдела маркетинга и сбыта, чел | 305 | 298 | 243 | -62 | -55 |
Производительность труда, млн.руб/чел. | 635,77 | 766,15 | 842,83 | 207,06 | 76,68 |
Источник: собственная разработка.
Из таблицы 4 видно, что хотя выручка от реализации продукции и среднесписочная численность персонала отдела маркетинга и сбыта имеет тенденцию сокращения, но производительность труда растет.
Последняя аттестация рабочих мест проходила в декабре 2008 года. По ее результатам был составлен план мероприятий на 2009-2012 гг. по улучшению условий труда, который включает в себя:
- замену отслужившей и морально устаревшей техники, механизмов и оборудования;
- ремонт помещений;
- замену старой мебели на новую специально приспособленную для удобной работы с персональным компьютером.
3 Предложения по совершенствованию рабочих мест персонала отдела маркетинга и сбыта
Для улучшения условий труда и повышения работоспособности специалистов необходимо следующее:
1. оборудовать помещение системами кондиционирования и увлажнения воздуха для создания благоприятных климатических условий труда;
2. установить в каждом кабинете с ПК огнетушитель и аптечку;
3. заменять лампы, горящие оранжевым цветом, на новые. Это позволит снизить нагрузку на зрение и повысить уровень освещенности помещения;
4. установить на рабочих столах менеджеров светильники с возможностью их перемещения в соответствии с индивидуальными особенностями работника. Это позволит облегчить работу с документами;
5. проводить в помещениях ежедневную влажную уборку;
6. заделать щели в оконных рамах для сохранения тепла в кабинетах и сокращения расхода электроэнергии;
7. чистить окна и лампы в помещениях не реже двух раз в год. Это позволит увеличить уровень освещенности кабинета;
8. заменить старые телефонные станции без тонального набора на новые с тональным набором. Это поможет сократить время на набор междугородних номеров;
9. заменить старые ПК на новые с ЖК монитором. Это снизит нагрузку на зрение человека, уменьшит его утомляемость, а также поможет избавиться от шума вентиляторов;
10. заменить обычные письменные столы, на которых стоят ПК, на специальных компьютерные столы. Это позволит создать удобную позу специалиста при работе с ПК и тем самым уменьшить его утомляемость;
11. заменить обычные жесткие нерегулируемые стулья со спинкой на подъемно-поворотные и регулируемые по высоте и углам наклона сиденья и спинки стулья. Это поможет снизить утомляемость менеджеров.
Для эффективного функционирования современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей, необходима четкая организация рабочего места.
Очень важно рационально, точно организовать рабочее место, гармонично увязать все элементы организации, то есть планировку, оснащение, обслуживание и конечно предоставить работнику благоприятные и комфортные условия для эффективного осуществления трудового процесса с максимально высокой производительностью.
Рабочее место должно быть в максимальной степени приспособлено для высокопроизводительной, эффективной работы с минимальными затратами времени и усилий.
В ходе выполнения курсовой работы было выполнено следующее:
· определены современные требования к организации рабочих мест персонала;
· выявлены и проанализированы факторы, определяющие требования к организации рабочих мест менеджера по продажам отдела маркетинга и сбыта;
· проанализировано существующее состояние организации рабочих мест и его влияние на эффективность использования персонала; обоснованы требования к рабочему месту персонала отдела маркетинга и сбыта.
В конце работы были предложены и обоснованы рекомендации по совершенствованию организации рабочих мест менеджеров по продажам отдела маркетинга и сбыта.
Список использованных литературных источников
1. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 9-131 РБ 2000 – Мн. – 2000г.;
2. Инструкция по охране труда для операторов ПЭВМ №192 от 06.03.2002г. РУПП «Витязь»;
3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 3 июня 2003г. №70 «Об утверждении межотраслевых общих правил по охране труда»;
4. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. – 320с.;
5. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭ и У, 1997. – 256с.;
6. Организация и нормирование труда. Учебник для вузов/ Под ред. Ю.Г. Одегова – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 464с.;
7. Организация и охрана труда: учеб.-методич. пособие/ И.М. Вашко. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 224с.;
8. Рофе А.И. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов. М.: Издательство «МИК», 2003. – 368с.