Курсовая работа: Специфика образовательного сервиса в традиционном и обучающемся обществе
Курсовая работа: Специфика образовательного сервиса в традиционном и обучающемся обществе
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Кафедра социальной педагогики и социальной работы
В.А. Сапожникова
Специфика образовательного сервиса в обучающемся и традиционном обществе
Курсовая работа по дисциплине
«Теоретические основы образовательного сервиса»
Шадринск 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика образовательного сервиса в традиционном и обучающемся обществе………………………………………………………………………..….5
1.1. Специфика образовательного сервиса на современном этапе……….…..5
1.2. Характеристика традиционного и обучающегося общества…………....10
2. Сущность системы непрерывного образования…………………………...15
2.1. Теоретические основы непрерывного образования…………………..…15
2.2. Концепция системы непрерывного образования……………………..…20
Заключение………………………………………………………………...…….28
Литература………………………………………………………………...……..30
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы XX столетия отечественная система образования и науки в результате тяжелых социально-экономических и политических потрясений находилась под постоянной угрозой разрушения.
С принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» появилась надежда на то, что будут приняты стратегические решения и конкретные меры, которые помогут вывести систему образования из кризиса.
Новое время поставило новые требования к качеству образовательных услуг. Смена приоритетов в социально-экономическом развитии человеческой цивилизации вызвала кризис традиционной системы образования. Осознание наукой этой объективной тенденции поставило ученых перед необходимостью систематизации новых явлений в сфере образования и разработки принципиально новых явлений в этой сфере и прогностических моделей развития процесса обучения и профессиональной подготовки на основе концепции непрерывности.
Одной из характерных особенностей социального явления начала XXI века – непрерывного образования – является признание того факта, что с момента своего возникновения концепция системы непрерывного образования строилась не как сугубо теоретическая инновация, оторванная от реальной жизни, а как научное обобщение новых практических решений в процессе организации обучения. Изменения в экономике, науке и технике, социальной сфере объективно вызвали к жизни новые формы обучения, в большей мере отвечающие потребностям современного общества.
Целью данного исследования является сопоставление и выявление различий специфики образовательного сервиса в традиционном и обучающемся обществе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение особенностей традиционного и обучающегося общества
2. Анализ образовательного сервиса на современном этапе
Объект исследования образовательный сервис в традиционном и обучающемся обществе.
Предмет исследования особенности, различия, специфика образовательного сервиса в обучающемся и традиционном обществе.
При написании данной работы были использованы такие методы как анализ научной литературы, работа с документами.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, который содержит десять источников.
1. СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕРВИСА В ТРАДИЦИОННОМ И ОБУЧАЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Специфика образовательного сервиса на современном этапе
Образовательный сервис на современном этапе является одним из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры.
Родоначальником современной системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие, по праву считается Ян Амос Коменский. Изменялись формы правления, сходили со сцены политические режимы, а школа продолжала и продолжает учить детей в рамках все той же классно-урочной системы, которую великий педагог создал в XVII в., руководствуясь принципом природосообразности. Идеи Я.А. Коменского совпали по времени с зарождением книгопечатания. Создание печатной машины положило начало системе образования, основанной на печатной информации. Книга стала носителем и источником знания. Научно-техническая революция породила иные электронные носители информации. Сеть Интернет предстала перед своими пользователями как интегральная база информации. Современные информационные технологии образования охватили все развитые страны мира и наносят сокрушительный удар по классической классно-урочной системе обучения Я.А. Коменского. На Всемирном саммите по информационному обществу (Тунис, 2004 г.) отмечалось беспрецедентное ускорение прироста информации: если в 70-е годы прошлого века объем суммарных знаний человечества увеличивался вдвое за 10 лет, в 80-е годы – за 5 лет, в 90-е годы – каждый год, то в начале XXI века счет пошел на месяцы... На смену «книжному» приходит электронное обучение. Массовое создание и использование технологий e-learning (электронного обучения) постоянно находится в поле зрения не только педагогической общественности, но и органов власти многих стран мира.
Происходит смена образовательных парадигм. Прежняя парадигма: обучение происходит преимущественно в стенах высших учебных заведений. Новая парадигма: обучение и трудовая деятельность происходят параллельно и взаимосвязано.
Приоритеты обновления отечественной системы образования были обоснованы в «Национальной доктрине образования в РФ» и конкретизированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». При этом ориентирами развития образования и критериями эффективности его обновления должны стать: уровень доступности образования, качество его результатов, адекватность запросам общества и потребностям рынка труда /8/.
К задачам развития и обновления отечественного образования, поставленным в принятой Правительством РФ «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», относятся:
1. Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), с которым неразрывно связана система государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). То есть в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ будет определяться, на каких условиях молодой человек станет получать высшее образование: на полностью платной основе, с частичной оплатой или бесплатно.
2. Введение «двухуровневой системы высшего образования». Двухуровневая система будет состоять из бакалавриата – это первый уровень сроком обучения 4 года и магистратуры – это второй уровень сроком обучения 1-2 года. Для бакалавриата ставится следующая образовательная задача: формирование базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций. Лица, получившие степень бакалавра, могут в соответствии со своей квалификацией занимать должности, требующие высшего образования, а так же участвовать в конкурсе на продолжение образования на втором уровне.
3. Создание автономных учреждений (АУ) и государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций (Г(М)АНО). Это новые формы учреждений, создание которых имеет своей целью разнообразить организационно-правовые формы учебных заведений для роста самостоятельности образовательных учреждений.
4. Переход на частичную оплату образования в средней школе. В концепции говорится, что «целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы). При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться из дополнительных источников как бюджетных, так и внебюджетных» /6/.
Одним из нововведений в последнее время стали частные школы. По сравнению с обычными государственными, они имеют ряд преимуществ и ряд недостатков. Но, тем не менее, уровень образования, которое можно получить в частных школах существенно выше, чем в государственной. В настоящее время в России их примерно полтысячи. Многие из них называют себя гимназиями, лицеями, колледжами. Частная школа должна иметь лицензию. Этот документ подтверждает, что в школе все в порядке с материально-технической базой и санитарно-эпидемиологической ситуацией. Так же необходима аккредитация. Она означает, что школа ведет преподавание в соответствии с государственным стандартом.
Наряду с частными школами в последнее время появились негосударственные ВУЗы. К сожалению, не во всех коммерческих вузах учат качественно. Это касается и тех, что имеют государственную аккредитацию. И выдают дипломы государственного образца. Вообще-то аккредитацию вузы получают при наличии лицензии и лишь после прохождения процедуры аттестации, подтверждающей, что уровень образования в вузе в целом соответствует государственным стандартам. Однако известны случаи, когда вузы получали аккредитацию без прохождения необходимой экспертизы.
Последние десятилетия получило распространение дистанционное обучение. Дистанционная форма обучения (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг. Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Очень важно отметить, что новое понимание целей и ценностей образования в современном мире, обусловленного новыми вызовами цивилизации, требованиями развития рыночной экономики, построения гражданского общества и правового государства привели к смене статуса образования в социальной жизни. Оно превратилось в образовательный сервис или сферу образовательных услуг, на которую в значительной мере распространяется действие законов рынка (спрос и предложение, конкуренция, маркетинг и т.д.) /4, 8/.
Но, не смотря на все реформы и преобразования отечественного образования, существенных изменений не происходит. Вице-президент Академии педагогических и социальных наук М.В. Кабатченко (г. Москва) отмечает общую черту непрерывных полувековых реформ системы образования в нашей стране: все они не имеют результатов! «Реформируются лишь количественные параметры образования: количество лет обучения в школе, количество предметов, количество часов на тот или иной предмет и объем знаний по этому предмету (как правило, в сторону увеличения). Не было попыток реформировать ядро, суть, смысл образования – его содержание с точки зрения его научной обоснованности и целесообразности. Учебные программы перегружены массой заведомо ненужной учащимся информации, и в то же самое время в них отсутствуют необходимые им знания о тех сферах жизни, в которые они войдут после школы.
Современный этап развития образовательного сервиса поставил на повестку дня такие задачи, которые традиционные типы учебных заведений решить не могут. Во всем мире происходит переход от власти, основанной на богатстве и деньгах, к власти, базирующейся на знании и контроле за информацией. В этих условиях проблема накопления и управления интеллектуальными ресурсами становится ключевой. Существующие состояние образовательной отрасли, обеспечение решения стоящих перед нею задач требуют энергичного развития ее законодательной базы /8/.
К наиболее актуальным проблемам в сфере образовательных услуг, решение которых необходимо осуществить на законодательном уровне, следует отнести:
§ Формирование современной системы непрерывного образования;
§ Обеспечение условий для равного доступа ко всем уровням образования граждан, независимо от их социального положения и места жительства;
§ Обеспечение необходимого качества образования;
§ Расширение участия общественности в управлении образовательными учреждениями;
§ Расширение академической и финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;
§ Формирование университетских научно-образовательных комплексов;
§ Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, переданных в ведение субъектов РФ;
§ Повышение инвестиционной привлекательности сферы образовательных услуг /3, 8/
Эти направления обеспечат дальнейшую реализацию задач Концепции модернизации российского образования, решение стоящих перед образовательным сервисом проблем, а развитие системы непрерывного образования позволит создать условия для обеспечения реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики /9/.
Таким образом, мы видим, что в настоящее время в обществе произошла смена образовательных парадигм. Новая парадигма строится на системе непрерывного образования. К нововведениям в образовании относятся: ЕГЭ, ГИФО, двухуровневая система высшего образования, АУ, Г(М)АНО, переход на частичную оплату образования в средней школе, частные школы, негосударственные ВУЗы и дистанционное обучение. Кроме этого новое время и ценности потребовали изменения статуса образования на сферу образовательных услуг или образовательный сервис. Но не смотря на все реформы в области образовательного сервиса, в ней остается много нерешенных задач и проблем. Однако реализация концепции системы непрерывного образования должна будет их решить в ближайшем будущем.
1.2 Характеристика традиционного и обучающегося общества
Обучающееся и традиционное общество – это две противоположности, два противопоставления. Обучающееся общество, которое приходит на смену традиционному, живет и развивается в соответствии с концепцией «образование через всю жизнь» или «учение длинною в жизнь», то есть процесс образования человека не должен быть определен какими-либо интервалами времени. Данная концепция относится ко всему жизненному циклу человека (с раннего детства до пенсионного возраста) и предполагает, что у человека есть желание и возможности учиться не только по мере необходимости, например профессиональной, но и исходя из своей гражданской позиции, исходя из внутренней потребности в новых знаниях, навыках, умениях. Традиционное общество живет по другому принципу: «образование на всю жизнь». Жизнь человека в таком обществе четко подразделена на периоды учебы и периоды работы, то есть образование получается один раз и только формально, при этом полученных знаний должно хватить на всю оставшуюся жизнь /9/.
В традиционном обществе обучение происходит преимущественно в стенах высших учебных заведений, то есть учебная деятельность главным образом сосредоточена в системе формального образования, остальным же категориям не уделялось практически ни какого внимания, а основными источниками знаний являются книги, учебники и другие печатные материалы, доступные в библиотеках. В новом обучающемся обществе обучение и трудовая деятельность происходят параллельно и взаимосвязано и во всех социальных институтах, то есть формальное и неформальное образование являются равноправными участниками процесса, и, следовательно, результаты образования, полученные в любых формах как набор индивидуальных компетенций, должны не только учитываться, но и взаимодополнять друг друга. Основные источники знаний – централизованно разрабатываемые и бесплатно доступные через Интернет электронные образовательные ресурсы, базы данных и знаний, используемые как в учебной, так и в реальной научной и производственной деятельности.
Центральное место в традиционном обществе занимает система регулярного образования обучение в школе. Получается, школа – главный источник знаний, база для всей дальнейшей жизни. в обучающемся же обществе не существует ярко выделенных центров, все образовательные институты интегрированы в единую систему и взаимосвязаны между собой.
Еще одно отличие – это то, что в традиционном обществе решающим фактором, определяющим качество и степень образования, возможность трудоустройства, а так же продолжения образования на более высоком уровне и всю его дальнейшую профессиональную сторону жизни является наличие диплома. В обучающемся обществе успех или неуспех учебной деятельности на каком-то из ее этапов не является решающим фактором для жизнедеятельности человека.
На современном этапе произошли большие изменения в обществе и образовании. Кроме того что традиционное общество сменилось обучающимся, но на основании этого, как было сказано ранее, изменился и сам статус образования в социальной жизни. оно превратилось в сферу образовательных услуг, на которую в значительной мере распространяется действие законов рынка (спрос и предложение, конкуренция, маркетинг и т.д.) /4/.
Сферу образовательных услуг характеризует ряд специфических черт, отличающих ее от традиционной системы образования: разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения; большая степень «открытости», то есть свободы выбора уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения; ориентация на запросы клиентов, или потребителей, когда не они приспосабливаются к имеющимся образовательным услугам, а, наоборот, создаются такие образовательные услуги, которые необходимы потребителю; проблемы обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг; высокая степень конкуренции между различными видами услуг; введение платных образовательных услуг /4/.
Сфера
образовательных услуг обладает большей степенью автономности,
самостоятельности. Она превращается в социальную организацию, обслуживающую
заказчиков, в первую очередь в лице отдельных индивидов, затем социальных
групп, социальных институтов, в том числе и государства, а так же общества в
целом. Таким образом, главное изменение роли образования в жизни человека и
общества заключается в том, что оно из социального института, составляющего
часть государственного устройства, устанавливающего свои принципы и диктующего
свою волю, все больше превращается в сферу услуг, действующую по заказу
вышеперечисленных субъектов общественного развития. Естественно,
образовательные институты так же являются субъектами сферы образовательных
услуг и имеют свои запросы, требования и принципы деятельности, которые
необходимо учитывать как обучающим, так и обучающимся. Но в любом случае,
главным потребителем современного обучающегося общества, на которого ныне
ориентируется сфера образовательных услуг, остается, в первую очередь, человек
с его индивидуальными образовательными потребностями /4/.
Если анализировать характеристику обучающегося и традиционного
общества, то отчетливо видно, что обучающееся общество строится на системе
непрерывного образования. Но почему произошло изменение общества, соответственно,
почему возникла необходимость в системе непрерывного образования? Для этого
есть, по крайней мере, две основные причины:
1. Информация, знания, а так же мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором развития общества и с этой точки зрения востребованы им;
2. Требования конкурентоспособности и эффективного трудоустройства абсолютно понятны гражданам и являются мощным мотивом для их образования /9/.
Итак, делая сравнительную характеристику обучающегося и традиционного общества, мы выявили ряд различий между ними. Так в традиционном обществе жизнь человека четко подразделена на период учебы и период работы, а учебная деятельность главным образом сосредоточена в системе формального образования, центральное место занимает система регулярного образования (школоцентризм), а решающим фактором, определяющим возможность трудоустройства, является наличие диплома. В обучающемся обществе, напротив, между периодами учебы и работы нет отчетливых временных границ, то есть учебная деятельность – пожизненный процесс, который совершается во всех социальных институтах, все образовательные институты интегрированы в единую систему, а успех или неуспех учебной деятельности на каком-то из ее этапов не является решающим фактором для жизнедеятельности человека. В настоящее время произошел переход от традиционного общества к обучающемуся, которое строится на системе непрерывного образования.
В данной главе мы рассмотрели специфику образовательного сервиса на современном этапе, его основные проблемы, достоинства и тенденции развития. Так же мы дали характеристику традиционному и обучающемуся обществу, выявив при этом их ключевые различия. И сравнили специфику сферы образовательных услуг в обучающемся и традиционном обществе, сделав вывод, что общество пришло к системе непрерывного образования, соответственно став при этом обучающимся.
2. СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Теоретические основы непрерывного образования
Существует несколько определений непрерывного образования. Приведем пример некоторых из них.
Под непрерывным образованием понимается систематическая, целенаправленная деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования /1/.
Непрерывное образование систематизированное, целенаправленное обучение человека, организуемое на протяжении всей его жизни /4/.
Непрерывное образование - способ формирования всесторонне развитой личности /2/.
Но я считаю самым приемлемым и точным определение, данное в концепции «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», утвержденной распоряжением правительства РФ от 3 сентября 2005 года № 1340-р, непрерывное образование определяется как процесс роста образовательного (профессионального и общего) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества /5/.
Беря за основу определение системы, то есть множество упорядоченных и взаимосвязанных между собой элементов, образующих некоторое целостное единство для достижения определенной цели, можно дать определение понятию «система непрерывного образования» /1,7/.
Система непрерывного образования представляет собой совокупность образовательных программ, государственных и общественных воспитательно-образовательных учреждений и информационно-коммуникационных сетей, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех элементов, совместно решающих задачи воспитания, образовательной и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни /1,7, 10/.
Для начала рассмотрим структуру системы непрерывного образования. В наиболее общем виде ее можно охарактеризовать, рассматривая четыре основных направления развития образования. Первое направление связано с функционированием традиционных компонентов системы: дошкольного воспитания, общего среднего образования, технического, специального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. Второе направление отражает процесс интенсивного развития общественных форм образования и самообразования (общественно-политического, общекультурного, экономического, правового, научного и т.д.) в учебно-информационных центрах, на разнообразных курсах, семинарах, в клубах по интересам, по месту работы, учебы, жительства и т.п. Особое место в решении задач неформального образования принадлежит СМИ, библиотекам, музеям, глобальной сети Internet и др. Третье направление связано с созданием и совершенствованием единой государственной и общественной системы профессиональной ориентации и профотбора, способствующей всестороннему выявлению и реализации индивидуальных особенностей, интересов и склонностей каждого человека в определенных видах учебной и трудовой деятельности. И, четвертое направление, которое по своей значимости является одним из наиболее важных, учитывает развитие непрерывного профессионального образования и самообразования, ориентированное на опережающее (как в количественном, так и в особенности в качественном отношении) кадровое обеспечение рынка труда /7/.
Основные компоненты системы непрерывного образования:
- образовательные программы
- образовательные структуры
- механизмы финансирования и управления
- социальная среда /9/
Главными целями непрерывного образования являются:
1. Повышение качества образования;
2. Активация гражданской позиции индивида;
3. Обеспечение конкурентоспособности индивида на рынке труда /9/.
Исходя из целей непрерывного образования, можно выделить его основные задачи:
- создание условий для всестороннего, гармоничного развития каждого человека, независимо от возраста и положения, но с учетом его индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок;
- изменение профессиональной квалификации трудящихся;
- подъем общего уровня образования и культуры людей;
- обеспечение адаптации образовательных учреждений и выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям на рынке труда;
- создание университетских комплексов;
- развитие инновационной деятельности образовательных учреждений и НИИ, создание и развитие отраслевой инфраструктуры;
- создание условий и расширение возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, социально-экономического, социокультурного и технологического характера, имеющих федеральный, региональный, межрегиональный и отраслевой статус, активизация научных исследований и инновационной деятельности;
- обеспечение единства образовательного процесса;
- тесная интеграция науки, образования и промышленности /1, 3, 7/.
Функции непрерывного образования:
1. Компенсаторная, позволяет заполнить пробелы, наверстать упущенное в предыдущей системе образования;
2. Адаптирующая, помогает человеку приспособиться к быстроменяющемуся миру;
3. Развивающая, направлена на непрерывное обогащение творческого потенциала личности /2/.
Так же необходимо рассмотреть принципы системы непрерывного образования.
1. Принцип доступности. Образование на любом из своих уровней должно быть доступно для любого человека не зависимо от его возраста, социального положения, места жительства, первоначально приобретенной профессии или специальности;
2. Принцип свободы выбора основных параметров процесса обучения: времени, места, продолжительности, стоимости, вида и форм, целей, организации, методов, источников и средств, последовательности, содержания, оценки, программы обучения, выбора консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений, уровня документов образования /4/;
3. Принцип индивидуализации, требующий учета различий в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах личности, особенностей физического состояния, уровня психического развития каждого учащегося, возможностей его включения в групповые и коллективные формы учебно-познавательной и трудовой деятельности, в систему межличностных отношений /7, 9/;
4. Принцип дифференциации, ориентированный на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого учащегося и обеспечивающий возможность и свободу выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом ее интересов, привычек, желаний, мотивов, ценностных установок /7/;
5. Принцип ступенчатости предполагает плавный переход от низших ступеней образования к высшим, что позволяет обеспечить непрерывный качественный подъем образовательной деятельности в целом – от дошкольной ступени до послевузовской /3/;
6. Принцип сочетания непрерывности и дискретности, то есть сочетания периодов самообразовательной деятельности человека с периодами обучения в образовательных институтах, при этом они могут проходить одновременно, между ними не существует четко установленных границ;
7. Принцип непрерывности. Вместо жесткого разнесения во времени и пространстве учебной, научно-поисковой и производственной деятельности формируется необходимость их непрерывности, то есть органического соединения производственного труда с обучением и постоянной профессиональной подготовкой и переподготовкой. В общем, принцип подразумевает непрерывность внутренних и внешних связей образования /3/;
8. Принцип системности. Все компоненты системы непрерывного образования находятся в настолько тесной взаимосвязи между собой, что любое изменение одного из них вызывает изменение другого, а нередко и системы в целом. Такое взаимодействие служит основанием того, что во взаимодействии со средой система всегда выступает как нечто единое, обладающее качественной определенностью /7
Таким образом, все звенья системы непрерывного образования находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и это объективно способствует целостности системы, ее единству, что, однако, не означает единообразия в работе учебных заведений. Целостность образовательной системы означает, что в ее структуре нет более или менее важных звеньев. Все они вносят свой вклад в решение общих задач обучения и образования /7
Исключительно большое значение имеет понимание того, что речь идет не просто о конгломерате различных видов и форм образовательных учреждений, а именно об единой системе, в рамках которой их функционирование теснейшим образом взаимообусловлено и подчинено общим для всей системы целям и задачам. Именно системность непрерывного образования резко расширяет его возможности, повышает уровень приспособляемости к окружающим общественным условиям, дает возможность гибко и оперативно откликаться на изменение потребностей общества, социальных групп и отдельных индивидов /1/.
В итоге, мы определили, что такое непрерывное образование и система непрерывного образования. Непрерывное образование - процесс роста образовательного (профессионального и общего) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. А система непрерывного образования - совокупность образовательных программ, государственных и общественных воспитательно-образовательных учреждений и информационно-коммуникационных сетей, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех элементов, совместно решающих задачи воспитания, образовательной и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Так же рассмотрели структуру и основные компоненты системы, выделили цели, задачи, функции и принципы непрерывного образования,
2.2 Концепция системы непрерывного образования
Концепция непрерывного образования была выдвинута ЮНЕСКО в докладе «Учиться быть» еще в 1972 году. В ней заложена идея соединения в той или иной форме профессионального образования и повышения квалификации с общим образованием на разных уровнях.
Преобразование индустриального общества в глобальное постиндустриальное информационное общество, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов во всех видах непрерывного образования в концепции современной человекоцентристской образовательной парадигмы. Новая образовательная парадигма заставляет по-новому осмыслить те социально-экономические условия, которые объективно меняют как институализированную систему образования и формы взаимодействия ее компонентов, так и социальные позиции ее непосредственных субъектов.
Формирование глобального мышления и информационной культуры, гибкая ориентация в системе разнообразных человеческих отношений составляют ядро нового содержания и новой организации социально-профессионального развития и роста компетентности специалиста в системе непрерывного образования. Исходя из этого, требуется создание на основе концепции деятельностного подхода гибкой организационно-дидактической компетентностной образовательной модели, учитывающей быстро изменяющиеся кадровые запросы предприятий, адаптацию специалистов к потребностям рынка труда, а также создание условий для успешной самореализации личности.
Для достижения требуемого качественного уровня эффективности деятельности системы непрерывного образования необходимо, чтобы она обладала концептуальностью, управляемостью и эффективностью, а образовательные программы ее реализации – гибкостью, открытостью, доступностью, вариативностью, многоуровневостью, информативностью, креативностью.
Организация непрерывного образования должна ориентироваться на социально-экономические изменения в государстве. Специалисты, работающие в различных отраслях, должны адаптироваться к этим условиям, неустанно совершенствовать свои навыки и пополнять профессиональные знания с учетом научно-технического прогресса и запросов общества. А для этого должна функционировать постоянно действующая система повышения квалификации.
Новое время определяет новые требования к повышению квалификации специалистов. Это не должно быть общее повышение квалификации по заранее разработанным образовательным программам «для всех». Каждый специалист должен получать специфические знания, необходимые ему для выполнения конкретной работы. Это может быть формирование как теоретических, так и практических компетенций. Поэтому содержание учебных программ может быть составлено или пересмотрено в соответствии с потребностями и пожеланиями самих обучающихся. Главное, чтобы у слушателей было четкое представление о целях изучения того или иного учебного курса. В соответствии с этими требованиями и с учетом практически полного отсутствия государственной системы повышения квалификации и управления в этой области в современных условиях особенно актуальное значение приобрели проблемы создания и функционирования внутрифирменных функционально-ориентированных систем повышения квалификации специалистов – систем оперативного реагирования на запросы предприятия и профессиональные запросы специалистов.
Для решения этих проблем требуются новые гибкие образовательные структуры, ориентированные на максимальный учет уникальных корпоративных условий каждого учреждения и индивидуальных особенностей, профессиональных затруднений и образовательных потребностей каждого сотрудника. Сегодня особенно актуальна проблема организации повышения квалификации специалистов непосредственно на предприятии, то есть на внутрифирменном уровне. Но такое повышение квалификации осложняется практически полным отсутствием (за очень редким исключением) теоретических разработок, научно-исследовательских работ и диссертационных исследований. Налицо противоречие между необходимостью развития профессиональной компетентности специалистов в процессе повышения их квалификации на внутрифирменном уровне и отсутствием необходимого теоретико-методологического и научно-методического обеспечения этого процесса.
Постоянное повышение квалификации, изменения содержания труда и профессиональной структуры занятий требуют нового определения основного квалификационного признака, такого как способность учиться, усваивать новые знания, принимать нетрадиционные решения. И эта профессиональная способность к адаптации становится основным элементом квалификации значительной части работников. При этом главным направлением повышения эффективности всех этих процессов является активное использование компьютерных технологий обучения.
В основе новой образовательной системы – современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Их использование в образовательном процессе позволяет вовлечь в него одновременно большое число участников. Работник, обнаруживший недостаток знаний или навыков, самостоятельно или по рекомендации специалистов по обучению выбирает учебные элементы и строит из них образовательную программу с помощью автоматизированных средств анализа и интерактивного проектирования. При этом ограничения на связи между элементами отслеживаются автоматически. Основание учебных элементов осуществляется преимущественно по технологии дистанционного обучения /2/.
Очевидно, что индивид должен продолжать свое обучение не только в своей профессиональной области, но и реализовывать сугубо личную «образовательную траекторию», непрерывно расширяя диапазон своих знаний. Под образовательной траекторией понимается планомерное или стихийное движение обучающегося в зависимости от склонностей, способностей или требований карьеры в образовательном пространстве (по ступеням и уровням). Образовательная траектория может проходить через весь жизненный цикл человека (с раннего детства до пенсионного возраста), включая формальное, неформальное и скрытое обучение. Таким образом, с одной стороны, можно говорить о непрерывном профессиональном образовании как условии успешной профессиональной деятельности, а с другой – о непрерывном образовании членов общества, которое позволяет не только реализовать гносеологические аспекты основ гражданского общества, но и придать некоторую философскую широту профессиональной деятельности граждан, внести в жизнь человека более высокий, нежели только карьерный, смысл.
Чтобы непрерывно учиться в течение всей жизни, каждому человеку, во-первых, необходим позитивный опыт приобретения знаний в молодом возрасте, во-вторых, сильные моральные или материальные стимулы и, в-третьих, практические возможности для учебы свободное время, деньги и учреждения, в которых предоставляют образовательные услуги. Таким образом, личная мотивация к учению и разнообразие образовательных ресурсов являются ключевыми факторами непрерывного образования. Для организаторов образования из этого следует, что необходимо развивать как предложение образовательных услуг, соответствующих спросу на рынке труда, так и спрос на них, особенно среди тех, кто до сих пор не был активно вовлечен в процесс обучения или по какой-либо причине не может использовать знания, накопленные ранее .
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными при формировании системы непрерывного образования можно считать следующие положения.
1. Современная образовательная политика России базируется на идее непрерывности образовательных процессов для каждого человека в течение всей его жизни, которая закладывается в сознание индивида на самых ранних стадиях получения общего образования, постоянно поддерживается и считается одним из его основных положительных качеств.
2. необходимость формирования системы непрерывного образования определяется процессами реформирования различных сторон российской жизни, в том числе изменениями кадровой политики на рынке труда, активизацией участников рынка образовательных услуг, глобальными процессами в мире, желанием России стать на инновационный путь развития, стремлением к построению гражданского общества и т.д.
3. Должны быть разработаны новые образовательные стандарты для всех уровней образования, обеспечивающие не только соответствующее запросам общества содержание, но и модульность изложения изучаемых дисциплин или областей знания; должна быть введена система зачетных единиц для оценки знаний с целью наращивания образовательного уровня, его учета при осуществлении личной «образовательной траектории».
4. Методы разработки образовательных программ должны быть изменены, исходя из необходимости рассмотрения целостных процессов в открытой образовательной системе: образовательное учреждение – предприятие (работодатель). В такой системе должна быть оформлена положительная обратная связь, что позволит разрабатывать «опережающие» образовательные программы (программы, стратегически соответствующие запросам рынка труда, запросам общества, мировым стандартам) и обеспечит реализацию на практике «спирально-кольцевого» принципа формирования обучающих программ.
5. Управление в системе непрерывного образования предполагает распределение ответственности между участниками процесса, когда общество формирует спрос на образовательные услуги, поставщик определяет их размер, качество и цену, а государство контролирует и частично определяет процессы в системе, являясь равноправным участником рынка.
6. На уровне государства создаются и поддерживаются условия для формирования социального партнерства в обществе.
7. Критерии качества образования определяются рынком образовательных услуг и обладают единством, прозрачностью, понятны и доступны для всех участников рынка.
8. Законодательная и нормативная правовая база, поддерживающая образовательный менталитет общества, реформируется.
9. Разрабатываются новые государственные экономические механизмы для многоканального финансирования системы образования, поощряются тенденции в обществе по участию в финансировании образования.
10. Государство должно проводить широкое информационное сопровождение образовательных процессов в обществе с использованием современных информационных, телекоммуникационных и PR-технологий /9/.
Основной проблемой при реализации концепции системы непрерывного образования может стать решение финансового обеспечения. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений давно стало нормой во всех странах мира. Современное образование, базирующееся на новейших технологиях, дорого – нужны не только компьютеры, но и спутники, и интегрированные коммуникационные сети, и многое другое. Очень дорогими оказываются и учитель, и новое учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в котором преподаватель перестает занимать центральное место .
Еще одной проблемой является обеспечение синергетического действия формального и неформального образования. Новые условия требуют иного подхода к неформальному образованию. До сих пор при разработке политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным категориям не уделялось практически никакого внимания. Предполагается также, что для работодателя определенное значение будут иметь дипломы, аттестаты и сертификаты не просто государственного образца, но подтверждающие квалификацию. Необходимо разработать новую систему оценки и аккредитации результатов неформального образования, способную отражать все полученные индивидом знания и быть общепризнанной работодателями .
К основным нормативным правовым проблемам, возникающим при реализации концепции системы непрерывного образования, можно отнести следующие:
- расширение перечня организаций, осуществляющих дополнительные профессиональные программы;
- расширение и уточнение определенных законом видов дополнительных образовательных программ, что связано с динамичными изменениями на рынке образовательных услуг, необходимостью в постоянной актуализации образовательных программ и услуг в целом;
- изменение порядка лицензирования, аттестации программ и аккредитации организаций, реализующих образовательные программы /9/.
Таким образом, рассмотрев концепцию системы непрерывного образования, мы выделили ее основные положения и рассмотрели проблемы, которые могут возникнуть при ее реализации.
В этой главе мы сделали теоретический анализ непрерывного образования, то есть мы дали определения понятиям «непрерывное образование» и «система непрерывного образования», выделили компоненты, цели, принципы, функции системы непрерывного образования. Далее мы рассмотрели базовые концептуальные положения системы непрерывного образования, ее преимущества, проблемы и пути их решения. Все это помогло нам раскрыть сущность системы непрерывного образования, понять ее смысл и предназначение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы попытались выявить специфику образовательного сервиса в традиционном и обучающемся обществе. Нам это удалось и мы пришли к выводу, что общество на современном этапе полностью перешло от традиционного к обучающемуся, основанному на системе непрерывного образования. Новое понимание целей и ценностей образования в современном мире, обусловленными новыми вызовами цивилизации, требованиями развития рыночной экономики, построения гражданского общества и правового государства неизбежно влечет за собой необходимость модернизации содержания образования, организации образовательного процесса, его нормативно-правовой базы, переподготовки кадров и т.д.
Вводится много нового, например, ЕГЭ, ГИФО, двухуровневая система образования, но они не являются самоцелью, это лишь средства. Необходимо четко понимать, что предлагаемые нововведения реально способствуют улучшению образовательного сервиса, повышению его доступности и качества.
В традиционном обществе успешность профессиональной карьеры индивида – одно из главных базовых понятий, поскольку оно определяет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, а значит, обеспечивает качество жизни. проблема состоит в том, что те знания и навыки, которые приобретаются в детстве и юности, вовсе не гарантируют нам успеха на всю оставшуюся жизнь. И даже периодическое повышение квалификации или получение дополнительного образования не являются ее решением. Очевидно, что человек должен продолжать свое обучение не только в своей профессиональной сфере, но и заниматься самообразованием, непрерывно расширяя диапазон своих знаний.
Выяснив объективную необходимость перехода общества от традиционного к современному обучающемуся, мы подробно рассмотрели базу, на которой строится обучающееся общество – систему непрерывного образования. Провели теоретический анализ непрерывного образования, определили его цель, задачи, функции, принципы и т.д.
Изучая концепцию системы непрерывного образования мы вновь подтвердили необходимость перехода общества к принципиально новой системе обучения – системе непрерывного образования. Однако, как оказалось при реализации концепции может возникнуть ряд проблем: решение финансового обеспечения, нормативно-правовые и обеспечение синергетического действия формального и неформального образования.
Соответственно, пока не произойдет решение и устранение данных проблем, общество не сможет осуществить полный переход от старого традиционного к новому обучающемуся, то есть от старой системы обучения к новой системе непрерывного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А.П. Владиславлев. – М.: Мол. Гвардия, 1978.
2. Жуковская, З.Д. О концепции непрерывного образования / З.Д. Жуковская, Л.В. Квасова, В.Н. Фролов // Высшее образование сегодня. – 2007. - № 8. – с. 12-17.
3. Карпов, С. Реализация концепции непрерывного обучения в отраслевой системе образования Росатома / С. Карпов // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2005. - № 11. – с. 19-24.
4. Кивва, Н. Социально-экономические проблемы непрерывного образования / Н. Кивва // Учитель. – 2006. - № 4. – с. 74-76.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Высшее образование сегодня. – 2005. - № 10.
6. Мельников, И.И. Современные проблемы системы образования / И.И. Мельников // Мир образования образование в мире. – 2006. - № 1. – с. 186-194.
7. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского. – М.: Педагогика, 1990. – 224 с.
8. Рыжаков, М.В. Российская система образования: состояние и перспективы / М.В. Рыжаков, А.А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. - № 1 – с.3-20.
9. Шленов, Ю. Непрерывное образование в России / Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак // Высшее образование в России. – 2005. - № 3. – с.36-49.
10. Янченкова, Е.В. Пути повышения качества подготовки специалистов в условиях построения системы непрерывного образования / Е.В. Янченкова // Методист. – 2006. - № 4. с.49-51.