Курсовая работа: Всемирный банк и его роль в развитии системы международных отношений
Курсовая работа: Всемирный банк и его роль в развитии системы международных отношений
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами.
· Во-первых, с ростом масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики, возрастает и роль межгосударственных организаций, в том числе в сфере валютно-финансовых отношений.
· Во-вторых, с 1998 года Всемирный банк начинает играть все более важную роль в мировой экономике (особенно в сфере борьбы с бедностью), чем МВФ.
· В-третьих, в современных условиях роста населения и глобального снижения темпов экономического роста, приведших к резкому спаду в торговле и сокращению притока капитала в развивающиеся страны, проблема бедности выходит на первый план.
По мере того, как процесс глобализации набирает силу, усложняются и международные валютно-финансовые отношения. Перед ведущими странами мира все настоятельней выдвигается задача установления межгосударственного контроля, способного навести в этой сфере определенный порядок, устранить негативные для мирового хозяйства последствия.
С этой целью в разные годы были учреждены различные международные финансовые институты, призванные решать целый спектр задач.
На макроуровне возникла целая система межгосударственных экономических и финансовых организаций, наблюдающих за мировым экономическим развитием, предупреждающих о возникших дисбалансах и оказывающих странам в случае необходимости всестороннюю поддержку. К таким организациям, имеющим глобальное значение, прежде всего, относятся Международный Валютный Фонд и группа Всемирного Банка.
Следует отметить, что в последнее время МВФ стал играть менее заметную роль – размер выплат заемщиками по предоставленным им ранее ссудам неуклонно растет и уже превышает сумму вновь выдаваемых кредитов. Такому повороту событий способствовало несколько факторов. В частности, сравнительно небольшой срок кредитования и жесткие требования относительно макроэкономической политики страны-реципиента, выдвигаемые Фондом в качестве необходимых при выделении средств. Кроме того, общая сумма заимствований у МВФ ограничена долей страны-участника в его капитале. В то же время, размер заимствований у Всемирного банка практически неограничен, а условия их предоставления более льготные.
Перестройка деятельности МВФ и Всемирного Банка, ставшая реакцией американского правительства и руководства ведущих международных финансовых институтов на кризис 1998 года, еще больше сместила акцент в сторону Банка. В конце 1999 года министр финансов США Л. Саммерс так определил новое распределение обязанностей между МВФ и Всемирным Банком: «МВФ должен будет ограничить свою деятельность предоставлением краткосрочных кредитов исключительно в случае финансовых кризисных ситуаций, а ведущая роль в долгосрочном кредитовании на цели развития и сокращения бедности должна будет перейти к Всемирному Банку».[1]
Бедность по-прежнему является глобальной проблемой огромных масштабов. Мы живем в мире, который настолько богат, что глобальный доход превышает 31 трлн. долларов в год. В некоторых странах средний человек зарабатывает более 40 тыс. долларов в год. Однако в этом же самом мире 2,8 млрд. человек – более половины населения развивающихся стран – зарабатывают меньше 700 долларов в год. Из них 1,2 млрд. человек зарабатывают меньше 1 доллара в день.[2]
В результате каждый день в развивающихся странах умирают 33 тыс. детей. В этих странах женщины умирают при родах каждую минуту, а бедность не позволяет более чем 100 млн. детей, в основном девочкам, посещать школу.[3] Малоимущие лишены экономических перспектив. Их мнение не учитывается при принятии решений, влияющих на их жизнь. Они беззащитны перед СПИДом и другими предотвратимыми заболеваниями, перед насилием и стихийными бедствиями.
События 11 сентября 2001 года еще раз показали, что борьба с бедностью имеет решающее значение для сохранения мира и стабильности в эпоху, когда возрастает всеобщая взаимозависимость.
Снизить этот уровень бедности в условиях продолжающегося роста населения (по оценкам, в ближайшие 50 лет население планеты увеличится на 3 млрд. человек) – чрезвычайно сложная и крупномасштабная задача. Всемирный банк старается преодолеть этот разрыв и задействовать ресурсы богатых стран для обеспечения экономического роста бедных стран.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на более чем десятилетнюю практику взаимодействия России и международных финансовых институтов, некоторые аспекты данной тематики остаются до сих пор недостаточно изученными. Например, зачастую все внимание сосредотачивается лишь на экономической составляющей роли Всемирного банка в международных отношениях. Все другие аспекты его деятельности просто выпадают из поля зрения авторов.
В России работа по изучению деятельности Группы Всемирного банка в развивающихся странах проводилась в Институте мировой экономики и международных отношений РАН. В своих публикациях указанную тематику затрагивали А.З.Остапович, В.М.Давыдов, Ю.В.Шишков, А.В.Бобровников, С.И.Долгов, В.А.Шевчук, А.А.Моисеев и многие другие.
Из зарубежных авторов, работы которых были посвящены Всемирному Банку, следует отметить Д. Вулфенсона, Д. Стиглица, А. Мельцера, Д. Сакса, П. Митру, М. Селовски.
Цель курсовой работы заключается в выявлении и анализе роли Всемирного банка в развитии системы международных отношений.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить всесторонний анализ политики, проводимой Банком, что предполагает решение следующих основных задач:
- рассмотрение истории создания и функционирования Всемирного банка, а также процесса адаптации его деятельности к изменениям, имевшим место в мировой экономике;
- определение основных этапов и ключевые тенденции в его развитии;
- изучение организационной структуры Группы Всемирного банка и функции, выполняемые отдельными ее членами;
- выявление ключевых целей и стратегий работы Банка;
- анализ основных направлений деятельности и их значения в системе международных отношений.
Объектом данной курсовой работы является Всемирный банк как международная финансовая организация, а предметом его роль в развитии системы международных отношений.
Структура работы определяется логикой проведенного исследования, его целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Всемирный банк как международная финансовая организация
1.1. История создания Группы Всемирного банка и ее развития
После кризисов 30-х годов, потрясших буквально весь мир и в результате потерь от Второй мировой войны, мировое хозяйство оказалось разбалансированным. Страны ввязывались в торговые конфликты друг с другом, финансовая, валютная и кредитная система пришла в упадок. Но к середине ХХ века постепенно возникало понимание того, что мировое хозяйство не в состоянии стабильно функционировать без каких-то общих для всех стран механизмов координации и управления, одним из которых и стал Всемирный банк.
Всемирный банк является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития, основная цель которого заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам.
1 июля 1944 года в Бреттон-Вудс, штат Нью-Гэмпшир состоялась конференция с участием представителей 45 стран. Главной целью этой конференции была разработка нового финансово-экономического порядка, который на основе международного сотрудничества и вмешательства государства позволил бы добиться устойчивого долгосрочного экономического роста в глобальном масштабе.[4]
Главным инициатором создания новой послевоенной международной валютно-финансовой системы, основанной на главенстве доллара, выступили США, превратившиеся к тому моменту в ведущего держателя золотовалютных средств, а также долговых обязательств союзников.
Результатом работы стало учреждение Группы Всемирного банка.
Банк начал свою деятельность 25 июня 1946 года. Спустя год, 9 мая 1947 года был одобрен первый заем на реконструкцию Франции. Его размер составил 250 млн. долларов, что, учитывая инфляцию, на сегодняшний момент было бы эквивалентно 2,4 млрд. долларов. Таким образом, можно сказать, что первый заем Банка явился одним из крупнейших кредитов, выданных им за все годы функционирования.
Уже за первые два года работы, помимо вышеназванного займа, были выделены еще 247 млн. долларов на финансирование производственных объектов в Нидерландах, Дании и Люксембурге. Позднее эти средства перераспределили на цели реконструкции.
Однако вскоре директора-распорядители Всемирного банка стали утверждать, что его будущее лежит в иной сфере, – настоятельная необходимость возрождения Европы не умаляет необходимости восстановления и развития других регионов мира, нуждающихся в помощи: Латинской Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока. Поэтому основная задача Банка должна заключаться в финансировании проектов развития и в этих регионах.[5]
И действительно, преследуя своей деятельностью на первоначальном этапе цель экономической и политической стабилизации в Европе и содействуя распространению влияния американского капитала, в дальнейшем, Всемирный банк сменил ориентацию своей кредитной политики на развивающиеся, а позднее и на постсоциалистические страны. Задачей, поставленной Банком, стало развитие в них рыночных отношений и, тем самым, ускорение процесса их интеграции в мировую хозяйственную систему.
И уже в 1948 году Всемирный Банк приступил к оказанию долгосрочной помощи развивающимся странам. 25 марта был одобрен первый заем подобного рода, в рамках которого, экономика Чили была профинансирована на 13,5 млн. долларов. Далее последовали кредиты Мексике, Бразилии, Индии, Югославии, Японии.
К концу 50-х гг. Япония и западноевропейские государства окрепли настолько, что смогли отказаться от ассигнований со стороны Всемирного Банка и перейти к частным займам. Об этом красноречиво говорит тот факт, что в период с 1952 по 1960 годы доля этих стран в кредитном портфеле Банка снизилась с 50 до 27%. Таким образом, к началу 60-х гг., в политике Всемирного банка наметились коренные изменения – переориентация на развивающиеся страны.
Поворотным пунктом в развитии Всемирного Банка стал валютный кризис 1958 года в Индии, послуживший одной из причин создания Международной ассоциации развития (MAP) в 1960 года. Именно MAP оказала значительную помощь в преодолении последствий этого кризиса.
Одним из важнейших моментов при принятии решения о финансировании долгое время оставалась проверка платежеспособности дебитора. Позднее усилия Всемирного Банка стали концентрироваться на повышении эффективности экономической политики страны-заемщика в целом.
Первым примером реализации программы содействия развитию стало сотрудничество с Индонезией в 1963 году. За ней последовали Бразилия, Мексика, Перу, Аргентина, Турция. Преобладание в данном списке государств Латинской Америки неслучайно, поскольку именно они отличались на тот момент наиболее быстрыми темпами экономического роста. Более одной трети всех займов Банка в 60-е гг. направлялись на развитие транспорта, сельского хозяйства, инфраструктуры именно в данном регионе.[6]
К 1965 году обязательства по заключенным контрактам Банка превысили сумму в 1 млрд. долларов.
Период с 1968 по 1981 год охарактеризовался для Всемирного банка правлением Роберта Макнамары и важными изменениями произошедшими в кредитной политике под его руководством. Во-первых, многие страны начали испытывать трудности с обслуживанием долга, и перед руководством Всемирного Банка встала дилемма — либо списать часть долгов, либо увеличить объем ссуд. Было принято решение пойти вторым путем, и в результате общий объем заимствований к 1981 году вырос более чем в 10 раз и составил 12 млрд. долларов. При этом акцент в кредитовании Банка сместился от создания основных объектов инфраструктуры и промышленности в сторону более комплексных программ обеспечения промышленного роста, предоставления основных услуг, улучшения распределения доходов. Основными направлениями, по которым произошел рост вложений, явились финансирование на развитие человеческих ресурсов, сельского хозяйства, водоснабжения и санитарных мероприятий, освоение месторождений нефти и газа. Кроме того, изменились сами характеристики финансируемых Банком проектов: больше внимания стало уделяться трудоустройству населения, развитию местных ресурсов и институтов, обучению местных кадров, оценке влияния на окружающую среду.
Следующим важным изменением стало увеличение внимания уделяемого проблеме бедности. До сих пор считалось, что иностранных инвестиций, направляемых на развитие инфраструктуры в развивающихся странах достаточно для того, чтобы добиться экономического роста и, как следствие, решить социальные проблемы. Такая концепция получила название «теории просачивания». Однако она оказалась несостоятельной, и Банк отказался ее поддерживать.[7] Взамен был принят более взвешенный подход, сочетающий ускорение экономического роста с непосредственным наступлением на нищету через программы повышения производительности труда и уровня жизни городских и сельских жителей. Таким образом, начиная с конца 60-х гг. стала оказываться прямая помощь беднейшим слоям населения.
Повышение цен на нефть в 1970-1973 гг. повлекло за собой увеличение размеров внешних заимствований со стороны стран-импортеров – с 46 млрд. долларов в 1970 году до 410 млрд. долларов в 1980. Страны-экспортеры также наращивали размер взятых кредитов в расчете на бесконечный рост цен. В последствии все они понесли убытки, когда цены пошли вниз. Результатом понесенных убытков стал долговой кризис 1982 года. Сначала Мексике, а затем и другим государствам Латинской Америки, пришлось отказаться от выплат по внешнему долгу. И это притом, что на этот регион приходилось около 37% общего объема ссуд развивающимся странам. Поток частных капиталов в подобной ситуации резко сократился.
Все это заставило специалистов Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда, с одной стороны, искать пути поддержки должников, а с другой, добиваться договоренности с коммерческими банками о реструктуризации выданных ими ссуд.
Результатом адаптации к текущим условиям уже существовавшей на тот момент практики льготного финансирования стало принятие программ предоставления займов, предназначенных для проведения реформ в экономической политике стран-реципиентов. Особенностью кредитов данного вида, получивших название «кредитов на цели структурной перестройки» (или «адаптационных кредитов»), явилось отсутствие жесткой объектной привязки. Таким образом, Всемирный Банк приблизился к МВФ, с точки зрения осуществляемых функций и преследуемых целей. За последующие два неполных десятилетия, доля средств, выделяемых на цели кредитования программ структурной перестройки, в общем объеме ежегодных обязательств Банка выросла с 10 до 63% в 1999 году.
Для преодоления последствий кризиса был принят специальный план действий, предусматривающий проведение в развивающихся странах ряда мероприятий:
- приватизации государственных предприятий с целью повышения эффективности производства;
- повышения цен на сельскохозяйственную продукцию для стимулирования работы фермерских хозяйств;
- девальвации местных валют, нацеленной на повышение конкурентоспособности экспорта;
- снижения государственных расходов путем отмены субсидий на социальное обслуживание (образование, здравоохранение);
- поощрения свободной торговли через отмену протекционных барьеров.
Параллельно Всемирным банком был сделан упор на применении практики совместного финансирования. Начиная с 1983 года, он стал предоставлять около трети своих средств по этой линии. Практика совместного финансирования дает частным инвесторам ряд преимуществ, а поэтому они активно участвуют в подобного рода сделках. Помимо определенных выгод – Банк сам обеспечивает экспертизу проекта, утверждает его к финансированию и, что самое главное, снимает с инвестора риск неплатежа по кредиту со стороны заемщика. Идя по пути привлечения новых партнеров для совместного кредитования, в разгар долгового кризиса Всемирный банк принял новую программу в данной области: должник оказался обязанным в первую очередь погашать свои обязательства частным ссудодателям и только затем – Банку. Кроме того, в отдельных случаях, Банк брал на себя инициативу предоставить развивающейся стране необходимые валютные средства, если рост процентных ставок на кредитных рынках или иные обстоятельства воспрепятствовали заемщику осуществить конкретный проект.[8]
Меры, принятые Всемирным Банком для преодоления последствий долгового кризиса 1982 года, наряду с помощью, оказанной со стороны МВФ, значительным образом способствовали общему улучшению экономической ситуации. Оборотной стороной медали стал тот факт, что суммарный объем внешнего долга развивающихся стран постоянно увеличивался, и его размер к середине 90-х гг. вырос в четыре раза, по отношению к средним показателям 80-х. Увеличение долга шло по двум основным путям. Во-первых, наличие экономического роста, наблюдавшееся все это время, в условиях нехватки собственных средств у развивающихся стран вело к накоплению внешних заимствований. Во-вторых, при реструктуризации задолженности часть предстоящих к выплате процентов прибавлялась к основной сумме.
Особенно плачевная ситуация сложилась в ряде беднейших стран, многие из которых расположены на африканском континенте. Обслуживание задолженности стало для них непосильной ношей, поставившей под угрозу успех дальнейшего развития. В результате, на фоне призывов широкой общественности, Всемирный банк совместно с МВФ и другими многосторонними и двусторонними кредиторами принял в 1996 году новую инициативу «Heavily Indebted Poor Countries» (HIPC). Эта «Инициатива по сокращению внешнего долга беднейших стран» до экономически приемлемого уровня призвана помочь бедным странам, проводящим здравую экономическую политику, в высвобождении ограниченных государственных ресурсов на крайне необходимые социальные расходы. Этот случай явился первым, когда Банк и Фонд согласились не на реструктуризацию, а на списание части задолженности.
На поддержку в рамках «Инициативы по сокращению внешнего долга беднейших стран» могли рассчитывать следующие государства:
- страны с наименьшим доходом на душу населения, являющиеся потенциальными получателями средств MAP;
- страны, ситуация с внешним долгом которых кардинально не улучшается, несмотря на применение традиционных механизмов по управлению задолженностью;
- страны, которые проявляют серьезную приверженность реформам.
Для оказания помощи в рамках Инициативы, при активном международном сотрудничестве многосторонних и двусторонних партнеров, был создан Трастовый Фонд (HIPC Trust Fund). Фонд освобождает страны, удовлетворяющие определенным требованиям, от погашения долга посредством предоплаты, приобретения и аннулирования части их долга или оплаты сумм по обслуживанию задолженности по мере наступления срока. Конкретными финансовыми инструментами, используемыми Всемирным Банком для претворения Инициативы в жизнь, являются займы МБРР и гранты MAP. За годы существования Инициативы ее услугами смогли воспользоваться 23 страны. В результате суммарный долг этих стран был сокращен на 75% или 34 млрд. долларов США, а ежегодные выплаты по его обслуживанию снижены на 1,1 млрд. долларов.
Присоединение к Всемирному банку в начале 90-х гг. бывших стран социалистического лагеря позволило придать деятельности Банка по настоящему глобальный характер и повлекло за собой дальнейшую трансформацию его кредитной политики и появление новых видов займов.
Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве. А 7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года.
В начале 1993 года Банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором в настоящее время работает около 70 человек, в основном – российских граждан. В июне того же года Банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи.
C 1 января 1995 по 1 июня 2005 года президентом Всемирного банка являлся Джеймс Д. Вулфенсон. Он впервые посетил Российскую Федерацию в октябре 1995 года и с тех пор каждый год посещал страну с официальным визитом.
С 1 июня 2005 по 30 июня 2007 года президентом Всемирного банка являлся Пол Вулфовиц, ушедший со своего поста в результате скандалов. С 30 июня 2007 года президентом Банка является Роберт Зелик.
На сегодняшний день в Банке работает около 10 тыс. человек, в том числе экономисты, инженеры, специалисты по вопросам образования, а также в таких областях деятельности, как экология, финансовый анализ, антропология, и многие другие. Сотрудники Банка являются гражданами 160 стран, и более 3 тыс. человек работают в постоянных представительствах Банка в государствах-членах.
Сегодня членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, то есть почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) – 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) – 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – 134 государства. В соответствии со Статьями соглашения МБРР, для того чтобы стать членом Банка страна должна сначала вступить в Международный валютный фонд (МВФ). Для того чтобы вступить в МАР, МФК и МАИГ, страна должна быть членом МБРР.[9]
Однако следует сказать о том, что до сих пор существует нечеткое представление о Всемирном банке, с одной стороны и МВФ, с другой. Зачастую это становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. Всемирный банк и МВФ – юридически самостоятельные организации с различными целями. Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. А МВФ, главным образом, следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов. В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.
1.2. Организационная структура Всемирного банка
Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены. Каждое из этих учреждений играет определенную роль в решении задач борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения.
1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 году в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. 28 стран подписали «Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития», который был разработан на конференции Организации Объединенных наций по валютно-финансовым вопросам.
Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне.
Его цель предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.
МБРР управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются страны-члены этой организации. Количество «акций» у каждой из стран приблизительно рассчитывается в зависимости от масштабов экономики. Крупнейшим акционером являются США (16,41%), за ними следует Япония (7,78%), Германия (4,49%), Великобритания (4,31%) и Франция (4,31%). Остающиеся «акции» распределены между остальными государствами-членами.[10]
Все государства-члены представлены Советом управляющих. Как правило, управляющими являются должностные лица правительств (например, Министр финансов или Министр развития). Совет управляющих является высшим органом, определяющим политику Банка. Он проводит свои совещания раз в год во время Ежегодных совещаний Банка. Решения принимаются большинством поданных голосов, если заранее не предусмотрены иные правила процедуры; вес голоса каждого государства-члена находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка.
Поскольку эти министры проводят свои совещания лишь раз в год, конкретные полномочия передаются исполнительным директорам, работающим непосредственно в штаб-квартире Банка. Каждое государство-член Группы Всемирного банка представлено исполнительным директором. Пять исполнительных директоров назначаются пятью членами, обладающими крупнейшими пакетами акций, а остальные государства представлены 19 исполнительными директорами. Все вместе они составляют исполнительный орган МБРР Совет Директоров (в настоящее время он состоит из 24 человек).
В своей работе совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский комитет, комитет по вопросам кадровой политики, комитет по выработке регламента, комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, комитет по административным вопросам, касающимся директоров, а также временные комитеты.
По традиции президентом Всемирного банка становится гражданин США, являющихся крупнейшим акционером Банка. Он избирается на пятилетний срок и может быть переизбран, председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка.
Свою деятельность Всемирный банк осуществляет через департаменты вице-президентов (ДВП), занимающиеся конкретными регионами или секторами или борьбой с бедностью и содействием экономическому развитию. В дополнение к этому, действует система профессиональных сетей, содействующая сотрудничеству и обмену знаниями и информацией между регионами и секторами.
Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гарантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.
Развивающиеся страны, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам, заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным банком.
Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов. Дело в том, что в соответствии с Уставом, Банка предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией. Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями. Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.
Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.
Проектный цикл у МБРР состоит из шести этапов:
- определение объекта,
- подготовительная работа,
- предварительная оценка стоимости,
- переговоры и предоставление проекта руководству Банка,
- практическое осуществление и контроль за ним,
- оценка результатов.
Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые проблемы, с которыми сталкиваются его члены. С 1995 года МБРР является членом консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США, АзБР, МФСР и Фондом развития капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для обеспечения стран-кредиторов и стран-заемщиков необходимым инструментарием.[11] Фонд институционального развития представляет собой своего рода инструмент быстрого реагирования для финансирования небольших, ориентированных на динамичные действия планов, определяемых в ходе общеэкономической и отраслевой работы Банка и его политического диалога, в странах с низким и средним уровнем доходов населения. Глобальный фонд окружающей среды является механизмом финансирования, с помощью которого развивающимся странам предоставляются средства на проекты и деятельность по охране окружающей среды.
Всемирный банк является одним из спонсоров Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям, созданной в целях использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского хозяйства в бедных странах.
Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.
2. Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 году.
Ее цель предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.
МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главное различие между этими двумя организациями заключается в том, как они приобретают финансовые средства для кредитования, и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. Если МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки, то МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Ее источниками финансирования являются взносы стран-доноров.
Членами МАР являются 159 государств.[12] Членство открыто для всех стран – членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться МАР.
Управленческая структура МАР включает Совет управляющих, Исполнительный директорат и президента. Причем все они в силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие МБРР по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной ассоциации развития.
Штат сотрудников МАР разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.
Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее чем 1305 долларов, могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР предоставляются странам с годовым доходом на душу населения в размере 800 долларов или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10-летнего льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без процентов.
Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его территории.
Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников:
- переводы из прибыли МБРР;
- капитал, подписчиками которого являются государства-члены;
- взносы более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним уровнем доходов.
34 государства-члена согласились предоставить 18 млрд. долларов в ходе Десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего в 1993 – 1996 годах, в целях наращивания усилий по борьбе с нищетой, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и обеспечения экологически устойчивого развития.
3. Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 году.
Целью ее является содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору и поощрения предпринимательства в производственной сфере.
Эта учреждение является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей к системе Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. 170 государств являются членами МФК.[13]
Высшим органом МФК является Совет управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего МБРР, назначаемые членом Банка, являющимся одновременно членом МФК, являются в силу занимаемой должности управляющим и заместителем управляющего в составе ее совета управляющих. За исключением отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами Совета, управляющие делегировали свои полномочия Директорату.
Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по должности являются все директора-исполнители Банка (и их заместители), назначаемые и избираемые членом или группой членов Корпорации, отвечает за проведение текущей деятельности МФК.
Президентом Корпорации является президент Всемирного Банка. Исполнительный вице-президент отвечает за общее управление и текущие операции. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу менеджеров, включающую семь вице-президентов. Три вице-президента по операциям осуществляют надзор за работой региональных и отраслевых департаментов. Кроме того, каждый вице-президент курирует отдельную сферу деятельности.
Вся работа ведется через пять региональных (Африки южнее Сахары; Азии; Средней Азии; Ближнего Востока и Северной Африки; Европы; Латинской Америки и Карибского бассейна) и четыре отраслевых (агробизнеса, химии, нефтехимии и удобрений; инфраструктуры; нефти, газа и горнодобывающей промышленности) департамента.
Банковская консультативная комиссия, состоящая из 10 руководящих работников ведущих международных финансовых институтов, проводит регулярные встречи с управленческим составом МФК для обмена мнениями о политике и деятельности Корпорации.
Деловой консультативный комитет состоит из известных промышленников, банкиров и государственных деятелей всех частей мира, которые делятся своими знаниями, опытом и взглядами по вопросам бизнеса с руководством МФК.
Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собранием МБРР.
Ресурсы МФК состоят главным образом из взносов государств-членов, кредитов МБР, процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами, а также из средств, извлеченных на международных рынках капитала.
Три принципа определяют региональные и отраслевые задачи МФК:
· Принцип катализатора, привлечение к участию в проекте частных инвесторов.
· Принцип рентабельности для обоснования сотрудничества с частным сектором.
· Принцип участия МФК как меры, дополняющей естественный рыночный прогресс.
Международная финансовая корпорация является инвестиционным банком Группы Всемирного банка для развивающихся стран. Она предоставляет займы непосредственно частным компаниям и инвестирует в них собственные средства, не располагая гарантиями правительств, а также привлекает другие источники финансирования для проектов частного сектора, таких как содействие предпринимательской деятельности, включая малый бизнес, мобилизация финансовых средств, инвестиции в проекты по развитию инфраструктуры, инициативы по охране окружающей среды, консультационные услуги и техническая помощь.
МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги компаниям в развивающихся странах членах: долгосрочные займы предоставляемые в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам; вложения собственного капитала, другие механизмы кредитования (субординационные займы, ценные бумаги с доходом); предоставления гарантий и вспомогательное финансирование; менеджмент рисков.
Корпорация консультирует деловые круги и правительства развивающихся стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую реструктуризацию, разработку планов предпринимательской деятельности, идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических партнеров, а также мобилизацию ресурсов для финансирования проектов.
Созданная в 1986 году консультативная служба по иностранным инвестициям, контроль за деятельностью которой осуществляет комитет во главе с исполнительным вице-президентом МФК, оказывает правительствам помощь в удовлетворении долгосрочных потребностей развития путем извлечения максимальной выгоды из иностранных инвестиций. Консультативная служба предоставляет правительствам консультации по вопросам законодательства, стратегий, правил и процедур, знание которых необходимо для создания привлекательного инвестиционного климата.
В последние годы МФК обращает особое внимание на оказание технической помощи частным фирмам, финансирование которой осуществляется с помощью Фонда технической помощи.
Представители МФК работают в Африке (Абиджан, Аккра, Каир, Касабланка, Дуала, Хараре, Лагос, Найроби), Азии (Бангкок, Исламабад, Стамбул, Джакарта, Манила, Дели, Пекин, Токио), Европе (Будапешт, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Москва, Париж, Прага, Вена, Варшава) и в Латинской Америке (Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Пауло).[14]
4. Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) основано в 1988 году как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН.
Цель агентства – поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.
Высшим органом агентства является Совет управляющих. Он может делегировать свои полномочия Директорату, за исключением специально закрепленных за Советом (прием новых членов, приостановка членства, увеличение или сокращение капитала). Совет состоит из управляющих и их заместителей (по одному от каждой страны-члена). Председатель совета избирается из числа управляющих.
Директорат состоит из 20 директоров, каждый из которых имеет по одному заместителю и отвечает за общую оперативную деятельность Агентства. Председателем Директората является президент МБРР.
Исполнительный вице-президент МАИГ назначается директоратом по представлению председателя и выполняет свои функции под общим контролем Директората. Он отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала. Должностные лица и другие штатные сотрудники МБРР работают в Агентстве по совместительству.
МАИГ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций посредством со-страхования и перестрахования. При этом МАИГ предлагает четыре основных типа гарантий:
· Неконвертируемость валюты (защита от потерь, возникающих в связи с невозможностью конвертировать местную валюту в иностранную для ее перевода за пределы страны пребывания).
· Экспроприация (защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания по ограничению или ликвидации права собственности или контроля над нею, а также права на застрахование инвестиции).
· Война и гражданские волнения (защита от убытков, вызванных военными действиями или гражданскими волнениями, ведущими к разрушению или нанесению ущерба материальным активам предприятия или созданию препятствий для его деятельности).
· Нарушение контракта (защита от убытков, связанных с тем, что инвестор не может добиться принятия решения суда или арбитражного суда и его выполнения по иску против страны пребывания, аннулировавшей или нарушавшей инвестиционный контракт).
МАИГ изучает проекты в ходе процесса подачи заявок в целях обеспечения их финансовой, экономической и экологической обоснованности и их полезного вклада в удовлетворение потребностей развития страны пребывания.
МАИГ предоставляет разнообразные услуги по оказанию технической помощи в целях содействия усилиям стран-членов по стимулированию прямых иностранных капиталовложений.
В 1994 году в центре внимания МАИГ стали находится вопросы создания потенциала поощрения инвестиций; началась разработка электронных средств в целях ускорения распространения информации о инвестиционных возможностях в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Отказ от консультационных услуг по разработке политики с целью сбережения ресурсов, необходимых для содействия расширению деятельности по предоставлению гарантий, привел к прекращению финансовой поддержки, которую МАИГ оказывало Консультативной службе по иностранным инвестициям. Функции МАИГ по консультативной деятельности, касающейся разработке стратегической политики, за исключением поощрения капиталовложений и распространение информации, были переданы Консультативной службе по иностранным инвестициям, а структурное подразделение МАИГ по разработке политики и консультационным услугам было переименовано в Службу инвестиционного маркетинга.
Содействие инвестициям включает проведение встреч, конференций, учебных программ и семинаров, а также ознакомительные поездки отраслевого и межгосударственного характера. Информационная политика Агентства предусматривает использование новейших средств коммуникации с целью установления и поддержания контактов с потенциальными инвесторами.
Важнейшим источником финансирования МАИГ является основной капитал. Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал. До 25% взносов развивающихся стран может вносится в их собственной валюте.
5. Международный центр
по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), утвержденный на основе Конвенции по
урегулированию инвестиционных споров между государством и
юридическими и физическими лицами других государств, принятой в
Вашингтоне в 1966 году – Вашингтонской Конвенции, которую, по состоянию на
апрель 2006 года, ратифицировали 143 стран.[15]
Его целями является консультирование, научные исследования, предоставление информации об инвестиционном законодательстве.
МЦУИС является самостоятельной организацией, тесно связанной с Всемирным банком, все его члены также являются членами Банка. В Административный совет под председательством Президента Всемирного банка входит по одному представителю от каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию.
МЦУИС содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. То есть, МЦУИС обеспечивает урегулирование инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами, либо улаживая разногласия, либо через арбитражное разбирательство.
Обращение в МЦУИС делается на добровольной основе, но, согласившись на арбитражное разбирательство, ни одна из сторон не может отказаться от него в одностороннем порядке.
Таким образом, Всемирный банк представляет собой многостороннее кредитное учреждение, состоящее их пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.
Глава II. Роль Всемирного банка в развитии международных отношений
2.1. Стратегии деятельности и цели Группы Всемирного банка
Всемирный банк оказывает помощь как развитым, так и развивающимся странам, предоставляя кредиты, гарантии, занимаясь аналитической работой и консультируя страны по различным вопросам, содействуя расширению организационно-технических возможностей и осуществляя наблюдение за деятельностью, имеющей целью развитие в глобальном масштабе.
В самом общем виде миссию учреждений Группы Всемирного банка можно выразить следующим образом: «Наша мечта – мир без бедности…». При этом основные цели зависят от профиля конкретного учреждения, входящего в состав Группы Всемирного банка, и сводятся к следующим:
· Цели МБРР:
- содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;
- поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;
- стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.[16]
· Цели МАР:
- содействие экономическому развитию;
- повышение производительности труда;
- повышение уровня жизни в развивающихся странах-членах МАР.[17]
· Цели МФК:
- финансирование (займы, собственный капитал, совместные средства);
- мобилизация ресурсов (объединение предоставляемых займов, страхование, предоставление гарантий, капиталовложения в частные компании);
- управление рисками (своп-операции, связанные с валютными курсами и процентными ставками, механизмы хеджирования);
- техническая помощь и консультирование (изменения на рынке капитала, иностранные прямые инвестиции, приватизация, корпоративная реструктуризация, подготовка и оценка проектов);
- разработка стратегии сотрудничества с МБРР по вопросам оценки частного сектора (в целях налогообложения для отдельных стран, разработки национальных стратегий, реформы финансового сектора).[18]
· Цели МАИГ:
- поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, особенно – в развивающихся странах;
- предоставление гарантий, включая совместное перестрахование от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних странах-членах, который привлекается в других странах-членах;
- осуществление надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.[19]
· Цели МЦУИС:
- урегулирование инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами путем улаживая разногласия или через арбитражное разбирательство.[20]
При этом используются следующие средства достижения поставленных целей:
- среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
- подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
- финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост социалистических странах.
«Цели в области развития на пороге тысячелетия», согласованные 182 странами на Саммите тысячелетия в 2000 году, олицетворяют беспрецедентный консенсус относительно того, что необходимо сделать для устойчивого сокращения бедности.
В рамках этих целей сформулированы конкретные целевые показатели, на достижение которых должны быть направлены усилия всех участников процесса развития, как доноров, так и получателей помощи.
Состоявшиеся недавно международные совещания на высшем уровне, в том числе Международная конференция по вопросам финансирования развития, состоявшейся в Монтеррее в 2002 году и Мировой саммит по вопросам устойчивого развития в Йоханнесбурге, ознаменовали собой начало качественно нового этапа глобального сотрудничества в целях развития – этапа, на котором развитые страны осознали необходимость устранения торговых барьеров, увеличения объема помощи и облегчения бремени задолженности бедных стран. Для достижения «Целей в области развития на пороге тысячелетия» многим развивающимся странам необходимо будет всерьез заняться решением таких задач, как разработка продуманной макроэкономической политики, борьба с коррупцией и повышение эффективности управления в государственном секторе, а также создание условий, способствующих притоку частных инвестиций.
Во Всемирном банке сформулирована общая основа для борьбы с бедностью, а также разработаны различные варианты стратегии, соответствующие условиям отдельных стран и различным секторам развития.
В подготовленном в 2001 году Документе об основах стратегии сформулированы две основополагающих цели, руководствуясь которыми Банк намерен заниматься своей деятельностью, в том числе выдавая кредиты, оказывая содействие в наращивании потенциала для достижения «Целей в области развития на пороге тысячелетия»:
- создание благоприятных условий для притока инвестиций, трудоустройства населения и обеспечения устойчивого экономического роста;
- инвестирование с целью расширения возможностей бедного населения для активного участия в процессе развития.[21]
Первая из этих двух целей обоснована тем, что наиболее успешным является развитие, основной движущей силой которого является частный сектор, которому содействует такое правительство, которое создает благоприятные условия для предпринимательской деятельности и экономического роста, обеспечивая наличие необходимой инфраструктуры, человеческого капитала и отвечающей современным требованиям правовой основы, в том числе судебной системы.
Вторая цель обоснована важностью развития здравоохранения и образования и снижения уязвимости от потрясений. Активное участие бедного населения в создании возможностей для ускорения экономического роста будет способствовать решению этих задач.
Таким образом, основными компонентами принятой Банком стратегии сокращения бедности являются создание благоприятного инвестиционного климата и инвестирование, имеющее целью повышение уровня жизни бедного населения.
Помимо этого, каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ – «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», – который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заемщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.
В каждой из стран отбор проектов во многом определяется приоритетными задачами развития данной страны.
Основными принципами комплексной стратегии развития являются инициативность стран и восприятие ими программ как своих собственных, рассчитанный на долгосрочную перспективу и глобальный стратегический подход, стратегическое партнерство между заинтересованными сторонами и ответственность за результаты принятия мер, направленных на развитие.
В любом направлении деятельности – будь то инвестиции, призванные улучшить условия жизни бедного населения, предоставление бедному населению более широких возможностей и прав и привлечение малоимущих к более активному участию в процессе развития, создание благоприятного инвестиционного климата, трудоустройство населения и обеспечение устойчивого экономического роста, вероятность успеха наиболее высока тогда, когда сами страны-получатели внешней помощи берут на себя инициативу и ответственность за эффективное использование этой помощи. Сегодня не Банк, а именно заемщики определяют для себя задачи развития, в то время как Банк играет роль консультанта, предоставляя соответствующие рекомендации.
Разрабатывая свою программу развития, каждая из стран ориентируется на комплексную стратегию развития, в которой учтены все аспекты развития – социальные, структурные, человеческие, управленческие и экологические, а также финансово-экономические. В разработке и реализации программ должны принимать участие все заинтересованные стороны – гражданское общество, частный сектор, правительство и доноры.
Подобная стратегия дает Банку возможность проводить операции, приносящие наиболее существенные результаты, и служит основой для разработки стратегий содействия странам (ССС). В этих стратегиях, обычно рассчитанных на трехлетний период, излагаются программы деятельности Банка в каждой из стран, как кредитования, так и других, не связанных с кредитованием видов деятельности. Что касается беднейших стран, условием разработки для них ССС и оказания им любой помощи является подготовка правительствами стран-получателей помощи Документов о стратегии сокращения бедности, которые должны быть рассчитаны на долгосрочную перспективу, направлены на сокращение бедности и предусматривать активное участие всех заинтересованных сторон.
Руководящие принципы оказания помощи действуют не только применительно к каждой стране, но и применительно к конкретным секторам. Стратегии деятельности в секторах помогают Банку сформировать подход к принятию мер и решению задач в конкретном секторе или области деятельности, прежде всего в тех секторах и областях деятельности, в которых наблюдаются относительно низкие результаты и на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Эти стратегии составляются и корректируются каждые три года в процессе консультаций с широким кругом участников.
В настоящее время пересматривается стратегия в отношении городского транспорта. Недавно Банк опубликовал новые стратегии в отношении лесного хозяйства, водных ресурсов, развития сельских районов, охраны окружающей среды, гендерного развития, информационно-коммуникативных технологий и развития частного сектора.
2.2. Основные направления деятельности Всемирного банка
Банк использует свои финансовые ресурсы, высококвалифицированный персонал и обширную базу знаний для оказания помощи каждой из развивающихся стран в процессе обеспечения стабильного, устойчивого развития, основанного на принципах социальной справедливости.
За последние несколько лет Всемирный банк выделил значительный объем ресурсов на деятельность, направленную на улучшение ситуации в глобальном масштабе.
Всемирный банк решительно поддерживает облегчение бремени задолженности.
В 1996 году Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) выступили с Инициативой в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности, которая представляет собой первый комплексный подход к облегчению долгового бремени беднейших стран мира, имеющих наибольшую задолженность.[22] В настоящее время 26 стран получают помощь в виде облегчения бремени задолженности, и, согласно прогнозам, объем этой помощи должен со временем достичь 40 млрд. долларов. В сочетании с другими механизмами облегчения бремени задолженности эта Инициатива позволит сократить внешнюю задолженность этих стран на две трети, снизив ее до уровня, который будет намного ниже среднего показателя по всем развивающимся странам. В рамках этой инициативы страны стараются переориентировать свои бюджетные приоритеты на важнейшие сферы социального развития и развития людских ресурсов.
Например, в Руанде установлены целевые показатели увеличения числа детей, зачисленных в начальную школу, и найма на работу преподавателей. В Гондурасе планируется обеспечить охрану здоровья матери и ребенка и элементарное медицинское обслуживание не менее чем 100 тыс. человек из бедных общин. В Камеруне ресурсы используются для повышения эффективности борьбы с ВИЧ/СПИДом, в частности, путем разъяснения населению, подверженному высокому риску, важности использования презервативов.
Всемирный банк чутко реагирует на потребности бедного населения.
В 2000 году им был опубликован уникальный по своему характеру доклад о результатах обзора проблемы бедности. В этом докладе, озаглавленном «Голоса бедных», предпринимается попытка выявить причины и последствия бедности в глобальном масштабе путем непосредственного опроса бедного населения. В обследовании приняли участие 60 тыс. мужчин и женщин из 60 стран, подробно рассказавшие о трудностях своей жизни и о том, что необходимо бедным для повышения уровня жизни. Результаты обследования показали, насколько тесно проблема бедности взаимосвязана с другими аспектами общественного развития, такими как здравоохранение, образование, участие в государственном управлении, и многими другими аспектами.
Подход к сокращению бедности, основанный на создании более широких социально-экономических возможностей, отводит бедному населению основную роль в процессе развития и создает условия, позволяющие бедным мужчинам и женщинам становиться хозяевами своих судеб, предоставляющие им доступ к информации, позволяющие вовлечь бедное население в процесс развития и обеспечить его активное участие в этом процессе, обеспечивающие подотчетность и расширение организационно-технических возможностей на местах.
В настоящее время Банк финансирует проекты развития, реализуемые силами местного населения, на которые выделено более 2,2 млрд. долларов. В Индонезии 15 тыс. деревень и общин составляют свои собственные предложения с целью получения финансирования на местном уровне, в то время как в Бенине женщины объединяют свои усилия, защищая леса, с тем чтобы они использовались в качестве источника дохода, а не просто как топливо.
Однако чрезвычайно важно отдавать отчет в том, что сам по себе экономический рост не может решить проблему бедности. Поэтому Банком были установлены следующие основные направления деятельности:
· Решить проблему крайней нищеты и голода.
· Обеспечить всеобщее начальное образование.
· Способствовать обеспечению равенства между мужчинами и женщинами и расширению прав и возможностей женщин.
· Сократить детскую смертность.
· Бороться с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями.
· Обеспечить экологическую устойчивость.
· Сформировать глобальное партнерство во имя развития.
Подобную смену приоритетов иллюстрируют следующие данные. Если в 1980 году 21% кредитов Банка инвестировались в электроэнергетический сектор, то сегодня эта цифра составляет лишь около 7%. В то же время, объем ресурсов, непосредственно выделяемый в поддержку развития здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и других социальных услуг, увеличился с 5% в 1980 году до 22% в настоящее время.[23]
Рассмотрим несколько основных направлений деятельности Всемирного банка, не носящих сугубо экономического характера.
Всемирный банк является крупнейшим международным источником финансирования образования. С 1963 года, когда было начато финансирование образования, Банк выделил около 31 млрд. долларов в виде займов и кредитов и в настоящее время финансирует 158 проектов в сфере образования в 83 странах.
Банк тесно взаимодействует с правительствами стран, учреждениями ООН, донорами, неправительственными организациями и другими партнерами, помогая развивающимся странам достичь цели всеобщего образования. Эта цель заключается в том, чтобы к 2015 году все дети, особенно девочки и дети из малообеспеченных семей, обучались в начальной школе и имели возможность получить начальное образование.
Хорошим примером выделения Банком кредитов на цели образования является реализуемая в Индии Программа начального образования в районных школах, в рамках которой особое внимание уделяется девочкам, проживающим в районах, где процент грамотного женского населения ниже среднего показателя по стране. К настоящему времени этой программой, на финансирование которой Банком выделено до 1,3 млрд. долларов, охвачено более 60 млн. учащихся в 271 районе с низкими показателями грамотности в 18 из 29 штатов Индии.
В финансируемых Банком проектах, реализуемых в Бразилии, Эль Сальвадоре и Тринидаде и Тобаго, основное внимание уделяется усилению роли местного населения в повышении качества образования, благодаря тому, что местное население имеет возможность оценивать эффективность работы местных школ и преподавателей.
Всемирный банк является всемирным международным источником финансирования борьбы со СПИДом. Ежедневно 14 тыс. человек становятся носителями ВИЧ, причем половина из них – люди в возрасте от 15 до 24 лет. ВИЧ/СПИД быстро сводит на нет многие из успехов, достигнутых развивающимися странами за последние 50 лет в процессе социально-экономического развития.
Действуя совместно с программой ООН ЮНАИДС, в рамках которой координируются предпринимаемые в глобальном масштабе действия по борьбе с эпидемией, Всемирный банк выделил более 1,7 млрд. долларов на цели борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа во всем мире. Банк заверил страны в том, что ни одна страна, разработавшая эффективную стратегию борьбы с ВИЧ/СПИДом, не останется без финансирования и, совместно с правительствами африканских стран, разработал и приступил к реализации региональной программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом, в рамках которой выделяются значительные суммы средств общественным организациям и местным общинам.
Во многих странах разработаны качественно новые подходы к борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа, которые в настоящее время перенимаются другими странами и приспосабливаются к местным условиям. В 2002 году сумма средств, выделенных странам Африки в рамках программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом в порядке оказания помощи в расширении масштабов национальных программ профилактики, лечения и ухода за больными, составил 1 млрд. долларов. Кроме того, Банк принял решение выделить странам Карибского бассейна 155 млн. долларов на цели борьбы с ВИЧ/СПИДом и продолжает оказывать помощь в реализации программ в данной области деятельности в других регионах.
Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ здравоохранения. Обеспечение элементарного медицинского обслуживания и питания бедного населения имеет решающее значение для сокращения бедности и содействия экономическому росту. Несмотря на значительные успехи, достигнутые многими странами за последние несколько десятилетий, остаются нерешенными сложные задачи. Из 11 млн. детей, ежегодно умирающих в развивающихся странах, около 70% умирают от инфекционных заболеваний (таких как пневмония, малярия, диарея, корь и ВИЧ/СПИД) и недоедания.
Всемирный банк ежегодно выделяет в среднем 1 млрд. долларов в виде новых кредитов на финансирование реализуемых в развивающихся странах проектов, имеющих отношение к здравоохранению, питанию и народонаселению. Выделяемые Банком средства помогают бороться с малярией в 46 странах и с туберкулезом в 30 странах. В Китае Банк помог обеспечить более 90% семей йодированной солью, что способствовало существенному сокращению количества случаев выкидышей и мертворождений, физических уродств и замедленного умственного развития – проблем, возникающих в результате нехватки йода. Кроме того, в Сенегале Банк помогает матерям предотвращать и решать проблему недоедания среди детей и содействует принятию комплексных лечебно-профилактических мер.
Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ сохранения биоразнообразия. Начиная с 1988 года Банк становится одним из крупнейших международных источников финансирования проектов сохранения биоразнообразия. Хотя сокращение биоразнообразия представляет собой глобальную проблему, в первую очередь страдает население сельских районов в развивающихся странах, поскольку оно в наибольшей степени зависит от окружающей среды, обеспечивающей его продуктами питания, крышей над головой, лечебными средствами, средствами к существованию, работой, а также способствующей сохранению самобытности культуры местного населения.
Именно поэтому совместно с организацией Conservation International, Глобальным экологическим фондом, Фондом МакАртура и правительством Японии Всемирный банк участвует в создании фонда, который будет способствовать более эффективной охране «горячих точек» биоразнообразия в развивающихся странах. В этих подвергающихся наибольшей угрозе регионах, которые составляют лишь 1,4% поверхности земли, обитают около 60% всех наземных биологических видов.
Решение проблем окружающей среды является неотъемлемой частью стратегии Банка, имеющей целью сокращение бедности. Помимо проведения оценок потенциального воздействия на окружающую среду и принятия мер предосторожности, в центре внимания новой стратегии находятся климатические изменения, сохранность лесных и водных ресурсов и биоразнообразия.
В настоящее время общая сумма портфеля проектов Всемирного банка, в рамках которых установлены задачи охраны окружающей среды, составляет 14 млрд. долларов.
Будучи столь крупной организацией, деятельность которой носит поистине глобальный характер, Банк не мог остаться в стороне от политического аспекта проблемы бедности.
Всемирный банк играет ведущую роль в борьбе против коррупции в международном масштабе. Коррупция является одной из проблем, препятствующих развитию: она еще больше ухудшает положение бедного населения, лишая государственных ресурсов те группы населения, которым они более всего необходимы.
Начиная с 1996 года Банк реализует 600 программ борьбы с коррупцией и инициатив по повышению эффективности управления почти в 100 странах-клиентах. Эти инициативы предусматривают принятие самых различных мер – от заполнения государственными служащими деклараций с указанием доходов, имущества и их происхождения до повышения квалификации судей и обучения журналистов методам проведения журналистских расследований. В настоящее время почти одна четверть всех новых проектов включает компоненты, имеющие отношение к государственным расходам и финансовой реформе.
Еще важнее то, что приверженность Банка делу искоренения коррупции послужила стимулом к активизации поистине глобальной борьбы с этой проблемой. Всемирный банк старается полностью интегрировать меры, направленные на повышение эффективности государственного управления и борьбу с коррупцией, в процесс планирования и операционную деятельность.
Кроме того, Банк твердо намерен приложить усилия к тому, чтобы исключить какие-либо возможности для коррупции в рамках финансируемых им проектов. За последние четыре года Банк установил строгие правила и процедуры закупок, принципы борьбы с коррупцией и открыл анонимную «горячую линию», по которой можно сообщить о фактах коррупции. По состоянию на июль 2002 года, 77 фирм и физических лиц были объявлены Банком не имеющими права заключать контракты в рамках финансируемых Банком проектов.
Всемирный банк помогает странам, пережившим вооруженные конфликты. В настоящее время Банк работает в 40 странах, пострадавших от вооруженных конфликтов, поддерживая международные усилия по оказанию помощи пострадавшему населению, возобновлению мирного развития и предотвращению новых вспышек насилия. При этом Банк прилагает усилия к решению целого ряда задач, таких как возобновление экономической деятельности, инвестирование средств в регионы, пострадавшие от войн, восстановление инфраструктуры, пострадавшей в результате военных действий, и придание программам адресного характера, с тем чтобы они ориентировались прежде всего на наиболее уязвимые группы населения, такие как вдовы и дети.
Кроме того, Банк поддерживает усилия по разоружению, демобилизации и реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь, а также инициативы по обнаружению мин и предупреждению населения об их наличии.
Среди широкомасштабных и качественно новых проектов, финансируемых Банком, следует отметить реконструкцию инфраструктуры и расширение возможностей местного населения в Афганистане, перевоспитание беспризорных детей в Демократической Республике Конго, проекты развития на местном уровне на юге Сербии, обучение новых государственных служащих в Восточном Тиморе и программы в Гаити, целью которых является достижение общественного согласия и которые реализуются с участием граждан страны.
Решая проблемы борьбы с бедностью Всемирный банк широко взаимодействует с различными организациями и гражданским обществом, так как только консолидация всех усилий позволяет добиться максимального результата.
Всемирный банк активно взаимодействует со своими партнерами. Последние шесть лет Всемирный банк сотрудничает с широким кругом партнеров в процессе борьбы с бедностью в глобальном масштабе, например, со Всемирным фондом дикой природы с целью сохранения лесов, а также с государственным и частным секторами с целью создания Прототипного углеродного фонда, который поможет смягчить последствия глобального потепления. Кроме того, Банк сотрудничает с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и Программой развития ООН (ПРООН), выступая спонсором широко известной Консультативной группы по международным исследованиям в области сельского хозяйства, использующей последние достижения науки для борьбы с недоеданием и сокращения бедности, улучшения питания и состояния здоровья населения и охраны окружающей среды. Через Консультативную группу по оказанию помощи беднейшему населению (CGAP) Банк сотрудничает с донорами и международными финансовыми учреждениями с целью расширения возможностей учреждений микрофинансирования для оказания финансовых услуг беднейшим группам населения. К примеру, благодаря усилиям партнерства, созданного для борьбы с онхоцеркозом («речной слепотой»), удалось предотвратить более 600 тыс. случаев этого заболевания, высвобождено 25 млн. гектаров земли для возделывания и ежегодно от болезни излечиваются более 22 миллиона человек.[24]
Гражданское общество также играет все более важную роль в деятельности Всемирного банка. Более двух третей проектов развития, утвержденных Банком в недавнем времени, реализуются при активном участии неправительственных организаций (НПО), а большинство стратегий содействия странам были разработаны Банком на основе консультаций с гражданским обществом.
В настоящее время сотрудники Банка работают в 70 представительствах этой организации по всему миру, взаимодействуя с населением и НПО в различных областях деятельности – от образования и борьбы с ВИЧ/СПИДом до охраны окружающей среды. В Южной Азии Банк консультируется с гражданским обществом, разрабатывая стратегии гендерного развития, в странах Восточной Европы консультации с общественными организациями проводятся по вопросам оказания помощи с целью ликвидации последствий вооруженных конфликтов и повышения эффективности государственного управления, а в странах Латинской Америки обсуждаются возможности, создаваемые благодаря реформе, и социальные последствия реформы.
Одним из показательных примеров участия гражданского общества в проектах Банка является Восточный Тимор, где в рамках Проекта расширения возможностей местных общин и повышения эффективности управления на местном уровне, поддерживаются избранные демократическим путем местные сельские советы, включающие молодых людей, женщин, представителей религиозных и фермерских групп и занимающиеся ремонтом дорог, обеспечением населения питьевой водой и возобновлением экономической деятельности в рамках проектов, реализуемых силами общин на местном уровне.
Таким образом, главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и сокращению нищеты. Однако его роль в развитии системы международных отношений не замыкается только на экономическом аспекте деятельности организации. Приоритетными для Банка являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с Всемирным банком для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи Банка состоит в том, что за кредитами Всемирного банка идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.
Заключение
Итак, в современном мире, характеризующимся неуклонно растущим процессом глобализации, а также ростом количества населения развивающихся стран, живущего за чертой бедности, роль и значение Группы Всемирного банка как международной валютно-финансовой организации значительно возрастает. Изначально Банк был создан с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики входящих в него стран. Однако по окончании периода восстановления опустошенных войной промышленно развитых стран Всемирный банк поставил себе новую цель – содействовать экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, повышению эффективности их хозяйствования, чтобы их население имело более богатую и удовлетворительную жизнь.
Для этого Банк оказывает финансовую помощь этим странам и выступает в роли советника, а также стимулирует инвестиции из других источников. Всемирный банк предоставляет ссуды исключительно платежеспособным заемщикам и в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на финансовых рынках развитых стран, и поэтому его кредиты также предоставляются на рыночных условиях.
Предоставление займов – значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования. Ежегодно Банк финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.
Совместно с 189 странами и многочисленными организациями Всемирный банк предпринимает беспрецедентные шаги с целью сокращения бедности в глобальном масштабе. В рамках «Целей в области развития на пороге тысячелетия» установлены конкретные целевые показатели, такие как процент учащихся школ, детская смертность, материнское здоровье и водоснабжение, которые должны быть достигнуты к 2015 году.
На сегодняшний день в состав Группы Всемирного банка входят пять взаимосвязанных учреждений:
- Международный банк реконструкции и развития, предоставляющий кредиты относительно богатым развивающимся странам;
- Международная ассоциация развития, предоставляющая особо льготные кредиты беднейшим развивающимся странам;
- Международная финансовая корпорация, содействующая развитию частного сектора в странах-заемщиках;
- Международное агентство по инвестиционным гарантиям, поощряющее иностранные инвестиции в развивающихся странах путем предоставления гарантий инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками;
- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, занимающийся консультированием, научными исследованиями, предоставлением информации об инвестиционном законодательстве.
Всемирный банк имеет более 100 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России.
Банк использует свои финансовые ресурсы, высококвалифицированный персонал и обширную базу знаний для оказания помощи каждой из развивающихся стран в процессе обеспечения стабильного, устойчивого развития, основанного на принципах социальной справедливости. Основное внимание уделяется оказанию помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам.
Задачей глобальной борьбы с бедностью является предоставление людям во всем мире шанса улучшить свою жизнь и жизнь своих детей. За период жизни последнего поколения для сокращения уровня бедности и повышения уровня жизни людей было сделано, в том числе и Всемирным банком, больше, чем за какой-либо другой период в истории. За это время в развивающихся странах были достигнуты следующие показатели:
- средняя продолжительность жизни увеличилась с 55 до 65 лет;
- число грамотных среди взрослого населения удвоилось;
- общее число детей, обучающихся в начальной школе, выросло с 411 до 681 млн.;
- детская смертность снизилась на 50 процентов.
Также Всемирный банк взял на вооружение новый подход к процессу развития, решая новые задачи, в том числе задачи гендерного развития, развития силами общин, проблемы коренных народов, а также прилагая усилия к созданию жизненно важной инфраструктуры для бедного населения.
Являясь одним из крупнейших источников помощи в целях развития, Банк обеспечивает финансирование усилий, прилагаемых правительствами развивающихся стран в процессе социально-экономического развития, содействуя строительству школ и учреждений здравоохранения, снабжению населения водой и электроэнергией, борьбе с заболеваниями и охране окружающей среды.
Таким образом, с момента возникновения до сегодняшнего дня цели Всемирного банка претерпели некоторые изменения. Сегодня основной упор в деятельности Банка делается на борьбу с бедностью, в первую очередь, в развивающихся странах. В современных условиях увеличения разрыва в количестве и материальном достатке населения развитых и развивающихся стран деятельность Банка играет особенно важную роль в развитии системы международных отношений.
Список литературы
1. Бородулин Л.П., Кудряшова И.А. Международные экономические организации: Учебное пособие. – М.: «Экономистъ», 2005.
2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. – М.: Рефл-бук, 2000.
3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 1998.
4. Лебедев С.Н. Международный арбитраж и проблема
защиты
иностранных инвестиций. // Правовые проблемы иностранных инвестиций в СССР.
Тезисы докладов научно-практической конференции. – М., 2000.
5. Ломагин Н.А. Международные организации: теория и практика деятельности. – СПб.: Питер, 1999.
6. Лымарева Н.Н. Основы теории финансов. – Астрахань: ТЕИС, 2002.
7. Международные организации: Учебное пособие / Под редакцией Ю.Г. Козака, В.В. Ковалевского. – Одесса: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
8. Миляков Н.В. Финансы. – М.: Наука, 2002.
9. Мовсесян А.Г. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Инфра-М, 2005.
10. Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). – М.: Омега-Л, 2006.
11. Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Инфра-М, 1995.
12. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. – М.: Прогресс, 1994.
13. Правовое положение Международного Валютного Фонда и Всемирного банка / Под редакцией В.Г. Левина. – М.: «Владос», 1996.
14. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
15. Саркисянц А.Г. Система международных долгов. – М.: «ДеКА», 1999.
16. Свиридов О.Ю. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебное Пособие. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005.
17. Справочник-путеводитель по Всемирному банку / Пер. с англ. – М.: «Весь Мир», 2004.
18. Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: «Юристъ», 2000.
19. Цыганков П.А. Современные международные отношения. М.: Наука, 1996.
20. Шреплер Х.А. Международные организации: Справочник. – М.: Дело, 1995.
21. Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. – М.: Международные отношения, 1997.
22. http: // www.worldbank.org
[1] Правовое положение Международного Валютного Фонда и Всемирного банка / Под редакцией В.Г. Левина. – М.: «Владос», 1996. – С. 65.
[2] http: // www.worldbank.org
[3] Там же.
[4] Шреплер Х.А. Международные организации: Справочник. – М.: Дело, 1995. – С. 129.
[5] Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. – М.: Международные отношения, 1997. – С. 54.
[6] Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. – М.: Международные отношения, 1997. – С. 67.
[7] Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). – М.: Омега-Л, 2006. – С. 110.
[8] Саркисянц А.Г. Система международных долгов. – М.: «ДеКА», 1999. – С. 116.
[9] http: // www.worldbank.org
[10] Бородулин Л.П., Кудряшова И.А. Международные экономические организации: Учебное пособие. – М.: «Экономистъ», 2005. – С. 178.
[11] Справочник-путеводитель по Всемирному банку / Пер. с англ. – М.: «Весь Мир», 2004. – С. 114.
[12] http: // www.worldbank.org
[13] http: // www.worldbank.org
[14] Справочник-путеводитель по Всемирному банку / Пер. с англ. – М.: «Весь Мир», 2004. – С.156.
[15] Лебедев С.Н. Международный арбитраж и проблема защиты иностранных инвестиций. // Правовые проблемы иностранных инвестиций в СССР. Тезисы докладов научно-практической конференции. М., 2000.
[16] Справочник-путеводитель по Всемирному банку / Пер. с англ. – М.: «Весь Мир», 2004. – С. 112.
[17] Там же. С. 114.
[18] Справочник-путеводитель по Всемирному банку / Пер. с англ. – М.: «Весь Мир», 2004. – С. 119.
[19] Там же. С.129.
[20] Там же. С.135.
[21] http: // www.worldbank.org
[22] Герчикова И.Н. Международные экономические организации. – М.: Рефл-бук, 2000. – С. 98.
[23] Цыганков. П.А. Современные международные отношения. – М.: Наука, 1996. – С. 174.
[24] Мовсесян А.Г. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Инфра-М, 2005. – С. 215.