Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне

Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне

Выдающийся французский ученый Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне

родился - 1.8.1744, Базантен, Пикардия, умер - 18.12.1829, Париж.

Он получил в основном известность как создатель первой целостной

эволюционной теории. Правда, еще Бюффон, Эразм, Дарвин и другие

натуралисты XVIII века были убежденными эволюционистами, но они не могли

доказать свои убеждения достаточным количеством фактов. Их труды состояли

в основном из правильных догадок. Превосходный исследователь природы,

Ламарк, заметил, что существовавшие в его время типы и семейства животных

можно расположить в некий ряд, от простейших организмов до самых сложных с

постепенным переходом от одних к другим. Заметив это, он стал изучать

сравнительную анатомию беспозвоночных животных как ископаемых, так и

живущих. Нужно

отметить, что именно Ламарк впервые (1794) разграничил животный мир на две

основные группы - позвоночных и беспозвоночных; ему принадлежит и термин "

беспозвоночные ". Он описал много форм ископаемых беспозвоночных, связав

их с системой ныне живущих. В пределах беспозвоночных он выделил 10

классов, распределив их в порядке введенного им принципа совершенствования

- градации - между четырьмя последовательно усложняющимися ступенями

организации. Вначале Ламарк понимал градации как

прямолинейный ряд живых существ от простейших до самых совершенных,

затем он пришел к схеме родословного древа. Ламарк ввел термин " биология

" (1802) одновременно с немецким ученым Г.Р.Тревиранусом и независимо от

него. В трактовке жизненных явлений был деистом. Согласно Ламарку,

материя, лежащая в основе всех природных тел и явлений, абсолютно инертна.

Для ее

"оживления" необходимо внесение в нее движения извне. Отсюда обращение

Ламарка к "верховному творцу" как источнику

"первого толчка", пустившего в ход "мировую машину". Живое, по Ламарку,

возникло из неживого и далее развивалось на основе строгих объективных

причинных зависимостей, в которых нет места случайности (механический

детерминизм).

Обширные исследования в этой нетронутой до Ламарка области привели его

к важным выводам.

Ламаркизм, первое целостное учение об эволюционном развитии живой

природы, основные идеи которого были изложены Ж.Б.Ламарком в " Философии

зоологии " (1809).

В основе Ламаркизма лежит представление о градации - внутреннем "

стремлении к совершенствованию ", присущем всему живому; действием

этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное,

но неуклонное повышение организации живых существ - от простейших до самых

совершенных. Результат градации - одновременное существование в природе

организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую

лестницу существ. Градация легко прослеживается при срав-

нении представителей крупных систематических категорий организмов

(например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение.

Считая градацию отображением основной тенденции развития природы,

насажденной " верховным творцом всего сущего ", Ламарк пытался, однако,

дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он

связывал усложнение организации с действием флюидов (например, тепло-

рода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. Другой

фактор эволюции, по Ламарку, - постоянное влияние внешней среды,

приводящее к нарушению правильной градации и обуславливающее формирование

всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям.

Изменение среды - основная причина видообразования; пока среда неизменна,

виды сохраняют постоянство; если в ней произошел сдвиг, виды

изменяются. Ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, отмечая,

что первому из них в организме соответствуют " способности постоянные ",

второму - " способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств

".

Внешняя среда на растения и низших животных, лишенных

дифференцированной нервной системы, действует непосредственно, вызывая

у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной

системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные

преобразования осуществляются более сложным путем. Сколько-нибудь

значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению

потребностей животных,

обитающих в данной местности; изменение потребностей влечет за собой

изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей;

изменение привычек ведет к усиленному употреблению одних органов и

неупотреблению других. Чаще функционирующие органы усиливаются и

развиваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают. Возникшие функцио-

нально-морфологические изменения передаются по наследству потомству,

усиливаясь из поколения в поколение. Таким образом, по Ламарку, ведущую

роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: изменение

формы - следствие изменения функции. Положения об упражнении и

неупражнении органов и о наследовании приобретенных признаков были

возведены Ламарком в ранг универсальных законов эволюции.

Несостоятельность обоих " законов " была доказана экспериментально уже в

конце 19 в. и особенно в начале 20 в. благодаря открытиям генетики. В

позднейших трудах (1815, 1820) Ламарк в значительной мере сближает оба

фактора эволюции. Он склонен рассматривать среду не только как силу,

нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволюции.

Соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа

организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования.

Обосновывая свое учение, Ламарк опирался на следующие факты: наличие

разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя видами;

трудности диагностики близких видов и наличие в природе множества "

сомнительных видов "; изменение видовых форм при переходе в

иные экологические и географические условия; случаи гибридизации, особенно

межвидовой. Важными доказательствами превращения видов Ламарк считал

также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при одомашнении и

растений при введении в культуру. Развивая представления об эволюции, он

пришел к выводу об отсутствии реальных границ между вида-

ми и к отрицанию самого существования видов. Наблюдаемые разрывы в

естественном ряду органических форм (что дает возможность их

классифицировать) - это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи

организмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. В предисловии к "

Система беспозвоночных животных " (1815) он писал: " Не должен ли я ду-

мать, что природа создала различные живые организмы, начиная с простейших

до наиболее сложных, если в ряде животных форм, начиная от самых простых,

их организмы постепенно усложняются? По мере того, как мы накопляем образцы

в наших коллекциях, убеждаемся, что почти все отсутствующие звенья

постепенно заполняются и различия между соседними видами стираются ".

Природа, по его мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся

индивидумов, а систематики лишь искусственно,

ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные

систематические группы. Подобное представление о текучести видовых форм

стояло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишенного

каких бы то ни было перерывов и скачков (т.н. плоский эволюционизм).

Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного

вымирания видов: ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменив-

шись, продолжают существовать в обличье современных видов. Существование

самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объясняется

их постоянным самозарождением из неживой материи. Согласно Ламарку,

эволюционные изменения обычно не удается непосредственно наблюдать в

природе лишь потому, что они совершаются очень медленно и не соизмеримы с

относительной краткостью человеческой жизни.

Ламарк распространил принцип эволюции и на происхождение человека,

хотя в условиях господствовавшего креационизма был вынужден маскировать

свои убеждения. Он считал, что человек произошел от обезьян. К числу

факторов становления человека он относил переход к прямохождению и

возникновение речи. Ламарк подходил исторически и к высшим проявлениям

жизнидеятельности - сознанию и психике человека, связывая их возникновение

с эволюцией нервной системы и ее высшего отдела - головного

мозга.

Жизнь Ламарка была горькой и тяжелой. В юности ему была уготована

карьера священника. Он не хотел им стать. Искал других путей в жизни.

Сначала был офицером, потом банковским служащим. Жил за небольшое

жалование. одновременно изучал медицину. В 1772-76гг. в Высшей медицинской

школе в Париже изучал главным образом ботанику. Ему никогда не удалось

закончить обучение. Взялся за ботанику. В этой отрасли достиг успеха, стал

членом Парижской Академии Наук (1783). Издал труд о флоре Франции в трех

томах (1778), в котором им впервые был предложен т.н. дихотомический

принцип определения растений. Работал также в области

физики, химии и, в особенности, метеорологии. Ламарк автор публикаций по

геологии, гидрологии. В " Гидрогеологии " (1802) он выдвинул принцип

историзма и актуализма в трактовке геологических явлений. Положил начало

зоопсихологии.

Это были годы революции, которую Ламарк горячо приветствовал. По его

предложению в 1793 Королевский ботанический сад был реорганизован в Музей

естественной истории, где Ламарк стал профессором по кафедре зоологии

насекомых, червей и микроскопических животных (В это время ему

исполнилось 50 лет, но он с воодушевлением начал изучение новой

биологической отрасли); руководил ею в течение 24 лет. Королевский

ботанический сад был чем-то вроде живой библиотеки растений, где посетители

могли ознакомиться с их названиями и внешним видом. Именно в 1793-1809

годах он создал свою теорию развития животного царства, которую и описал

в 1809 году в книге " Философия зоологии ". К сожалению, новая

эволюционная теория не была понята современниками и не получила признания,

так как не была полностью обоснована фактами. Революция еще не проникла в

университетские стены. В науке все еще продол-

жали господствовать теории древних ученых.

Общественное мнение было восстановлено против Ламарка. Его высмеивали.

Вместо славы ученого его стали считать чудаком и безвредным фантастом.

Всю остальную жизнь Ламарк провел в крайней нужде. Он ослеп, свои труды

диктовал дочерям. Умер спустя двадцать лет, в одиночестве и забвении. Его

похоронили в общей бедняцкой могиле. Когда спустя многие годы власти

вознамерились поставить на могиле Ламарка

памятник, оказалось, что нельзя найти места его захоронения. Впрочем, даже

посмертная слава была только частичной. Уже жил и печатал свои труды

Чарлз Дарвин. Имя и открытия Ламарка были в общественном мнении скрыты в

тени великого исследователя природы.

" Эволюционная лестница " Ламарка в настоящее время имеет только

историческое значение. С другой стороны Ламарк высказал ошибочное мнение

будто бы всякий живой организм отличается внутренним стремлением к

самосовершенствованию и, что зачатки новых органов у высших животных

возникают тогда, когда в них ощущается нужда.

В историческом отношении первая теория эволюционного развития живых

существ, созданная Ламарком принадлежит к числу величайших научных

завоеваний XIX века, несмотря на то, что Ламарку не удалось полностью

объяснить приспособляемость организмов, как это сделал позднее Чарлз

Дарвин в своей теории естественного отбора. Однако принцип изменяемости

организмов под влиянием внешней среды, их способность применяться,

были не только повсеместно приняты, но даже и после Дарвина подчеркнуты и

развиты в так называемом неоламаркизме.

Сеть INTERNET