Лекция (предмет, проблемы)

Лекция (предмет, проблемы)

Тема: Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического

развития.

Предмет возрастной психологии.

Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующая

внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.

Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно

возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса) вне

развертывания.

На любой ступени исследований данная область никогда не выступает как нечто

неизменное.

Предмет возрастной психологии – изучение и представление в виде научных

фактов и соответствующих научных теорий основных особенностей

психологического развития людей, причем при их переходе от одного возраста

к другому.

В предмет изучения всегда включаются развернутые, научно обоснованные

психологические характеристики индивидов из разных возрастных групп.

Возрастная психология отмечает два вида изменений происходящих в человеке:

основательные, качественные и стабильные качественные характеристики

(изменения), которые происходят в двух сферах – как в психике, так и в

поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в

другую.

Они, эти изменения:

1. Охватывают значительные периоды жизни (от нескольких месяцев [для

младенцев], о нескольких лет [для индивидов старшего возраста]).

2. Зависят от постоянно действующих факторов:

- биологическое созревание;

- психофизиологического состояния организма;

- место ребенка в системе человеческих социальных отношений;

- достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.

Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны с

эволюционным возрастными изменениями, как в психологии так и в поведении

индивида.

Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за

сравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают со всеми кризисами

возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных

возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других –

эволюционных изменений психики и поведения.

Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных

преобразований психики и поведения – это и есть основание для разделения

детства на периоды возрастного развития (на возраста).

Третий вид изменений – особый – он называется ситуационные изменения – это

такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной

сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).

Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении

ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.

Вывод: Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционные

изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют

систематического подкрепления так как однажды сформировавшись остаются

навсегда. Их функция – преобразование психологии человека как личности в

сторону прогресса. Ситуационные – наоборот, очень неустойчивые, обратимы и

предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих

упражнениях с помощью тренировки. Их особенность – они оставляют личность

без видимых перемен и затрачивают лишь формы поведения – знания, умения,

навыки. Все три описанных вида изменений являются первой составляющей

предмета возрастной психологии.

Вторая составляющая предмета возрастной психологии.

В блок изучения входят следующие проблемы:

- специфические сочетание психологии и поведения обозначенные понятием

возраст;

- в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для

него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за

приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется;

- понятие возраст в психологии ассоциируется исключительно с

особенностями психологии и психики, а также поведения, но не в коем

случае не с количество прожитых лет. Так существует два вида:

паспортный и интеллектуальный. Например, ребенок может выглядеть не по

годам взрослым и развитым, причем в своих суждениях и поступках

(вундеркинд) и наоборот подросток или даже юноша могут проявлять себя

как дети, то есть вести себя инфантильно;

- возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека так

как общий план развития психики непосредственно влияет на восприятие,

память, мышление и речь;

- любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях

личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах

поведения;

- понятие возраст, которое психологически верно определено для данного

периода времени – это основа для установления всех возрастных норм в

интеллектуальном и личностном развитии;

- понятие возраст широко используется в тестах вместе со своими

критериями в качестве точки отсчета, для установления планки (уровня)

психологического развития ребенка в целом.

Третья (главная) составляющая предмета – движущие силы, условия и законы

психологического и поведенческого развития человека.

Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное

развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические

побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в

нужное русло.

Условия психологического развития определяют собой внутренние и внешние

постоянно действующие факторы, которые не являются движущими силами но

сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что

существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат.

Законы определяют общие и частные закономерности с помощью которых

описывается психологическое развитие человека. Опираясь на эти законы,

развитием можно управлять.

Проблемы и категориальный аппарат психологии возрастного развития.

Проблема органической (наследственной) и средовой обусловленности

психологического и поведенческого развития человека.

Это вопрос о том, что более определяет поведение и психологическое

поведение детей: а) созревание и анатомо-физиологическое состояние органов

с учетом наследственности, генетики или же наоборот; б) влияние внешней

среды.

Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и

воспитания на уровне развития детей.

Стихийное обучение, воспитание. Осуществляется без сознательно поставленных

целей, без определенного содержания и продуманных методов, под влиянием

пребывания человека в обществе среди людей и случайно складывающихся

отношений с ними, оно не преследует образовательные цели и носит спонтанный

характер [Личный пример, события, ситуации].

Организованное обучение и воспитание. Это целенаправленно осуществляемый

специальной, частной и государственной системами образования, процесс. За

него ответственны два социальных института: Семья и школа (учебные

заведения, ВУЗы).

Конкретная разновидность этой проблемы, это относительного влияния и

взаимосвязи семьи и школы, школы и общества в целом на развитие детей.

Проблема соотношения задатков, способностей и талантов.

Решаются вопросы: Что такое задатки? Как от них зависит развитие

способностей? Входят ли в задатки только генотипически обусловленные

особенности организма или надо включать еще сюда некоторые приобретенные

психологические и поведенческие свойства? От чего в большей степени зависит

развитие имеющихся задатков? Можно ли сформировать высокоразвитые

способности у ребенка к определенному виду деятельности [музыкальные] если

он с рождения не имел выраженных задатков [абсолютного слуха]?

Проблема сравнительного влияния на развитие трех видов изменений:

эволюционных, революционных и ситуационных, которые протекают в психике и

поведении человека.

Недостатки: эмоциональные изменения слишком медленны, растянуты во времени;

революционные изменения слишком кратковременны и встречаются в жизни

человека не так уж часто; ситуационные изменения очень не глубоки и

поверхностны.

Достоинства: эмоциональные изменения необратимы, стабильны; революционные

изменения очень глубоки; ситуационные изменения непрерывны, их поток

постоянен.

Суть проблемы – решается вопрос, что же более всего влияет на развитие:

медленные, но не обратимые эволюционные изменения; быстрые и глубокие но

редкие революционные или непрерывно действующие, но очень изменчивые

ситуационные?

Проблема выяснения соотношения интеллектуальных и личностных изменений в

общем психологическом развитии ребенка.

Решаются вопросы: что в большей степени определяет данное соотношение –

конкретные возрастные изменения в личности или интеллектуальный рост? Может

ли сам по себе рост уровня интеллекта вести к изменению личности? Способны

ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе эти

линии, стороны развития (интеллектуальная и личностная) определяют его в

целом?

Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования которыми пользуются исследуя процесс

возрастного развития ребенка состоит из трех блоков и соответствующих им

методик. Одна треть методов заимствована из общей психологии; Вторая треть

методов – из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья треть

методов – из социальной психологии.

Первая треть методов – это методы, которые используются для изучения

когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности ребенка с

другой, они обязательно адаптированы к данному возрасту ребенка и

направлены на изучение важнейших психических функций: восприятие, внимание,

память, мышление, речь и воображение.

С помощью этих методов решаются задачи: извлекается исчерпывающая

информация о возрастных особенностях в познавательных процессах детей, а

также информация о преобразованиях этих процессов, происходящих при

переходе ребенка из одного возраста в другой.

Вторая треть методов – это методы, которые используются для изучения

индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место занимает метод

«Близнецов» – при помощи которого исследуются сходства и различия между

гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, которые

позволяют приблизится к решению проблемы номер один (об органической, то

есть гипотонической и средовой обусловленности психики и поведения

ребенка).

Третья треть методов – это методы посредством которых исследуются все

межличностные отношения в различных детских группах, а также

взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми в обществе. Они обязательно

адаптированы к возрасту детей. Это адаптированные наблюдения, опрос,

интервью, социометрические методы и социально психологический эксперимент.

Особенности применения методов исследования в возрастной психологии

Наблюдение – один из главных методов в возрастной психологии так как обычно

используется в психолого-педагогическом исследовании (в учебно-

воспитательной работе с детьми) имеет множество вариантов (до 6). Обычно в

совокупности они позволяют получить достаточно разнообразную и очень

достоверную информацию.

Наблюдение педагогу-психологу необходимо вести целенаправленно, по

определенному плану и программе, разработанными заранее. Прежде чем начать

наблюдать необходимо установить цель наблюдения (ради чего оно

осуществляется); выбрать объект (один человек или группа); сделать

предварительный прогноз какие результаты оно должно дать. Для того, чтобы

получить эти результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно

вестись регулярно и систематично (дети растут, меняется их психика и

поведение и если например, пропустить без наблюдения один месяц в

младенчестве, а 2-3 месяца в раннем детстве, то получится очень ощутимый

пробел в истории индивидуального развития ребенка.

Интервалы с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, находится в

прямой зависимости от их возраста.

1. В период от рождения до 2-3 месяцев (новорожденность) наблюдения

необходимо проводить ежедневно с фиксацией данных.

2. 2-3м. до 1 года (младенчество) – один раз в неделю.

3. 1г.-3 лет (раннее детство) – один раз в месяц.

4. 3г.-6,7 лет – раз в полгода, с участием психолога.

5. 6,7–11,12 лет (младший школьный) раз в год, с участием психолога.

Чем более ранний возраст мы берем у ребенка для наблюдения, тем меньше

должен быть интервал времени между очередными наблюдениями, т.к. чем моложе

ребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.

Текущие наблюдения должны быть научными и сопровождаться ведением

систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

С одной стороны вести за детьми наблюдение проще, чем за взрослыми, т.к.

ребенок под наблюдением обычно более естественен, спонтанен в проявлении

своего поведения. Результаты наиболее адекватны, потому, что он не играет

никаких социальных ролей, которые свойственны взрослым.

С другой стороны, дети (дошкольники) обладают повышенной отвлеченностью,

переключению, вниманием их внимание всегда недостаточно устойчиво для того,

чтобы какой-то процесс, или выполняемое дело, были доведены до конца.

Поэтому в исследовательской работе с детьми рекомендуется применять скрытое

наблюдение – оно рассчитано на то, чтобы ребенок во время наблюдения не

видел наблюдателя.

Значительные трудности могут быть тогда, когда в работе с детьми применятся

метод опроса.

Опрос – он имеет две формы: устную и письменную, но при проведении любой из

них эти трудности могут быть связаны с тем, что ребенок почти всегда не

понимает до конца правильного адресованные ему вопросы, дело в том, что

система понятий и формы мышления, которые используют дети вплоть до

подросткового возраста существенно отличаются от той системы, которую

используют взрослые.

Тема: Теория детского развития.

Основные проблемы физического и психологического развития ребенка.

Основной проблемой возрастной психологии на протяжении ряда лет остается

проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики, а

также поведения.

В науке она связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку от

рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его

созревания с другим блоком возможностей – возможность непосредственного

развития, воспитания, обучения, приобретенные знаний умений и навыков, с

развитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных качеств

ребенка.

Выяснить решение этой проблемы на научном и практическом уровне всегда

можно решить вопрос о том, чему и как, и насколько можно учить и научить

человека.

Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих

проявлениях имеют врожденный характер, но именно в том виде в каком они уже

представлены уже у развитого или у развивающегося человека и сама психика,

и внешнее поведение уже большей частью является продуктом обучения и

воспитания.

Внутренний мир носит врожденный характер, но органически переходит в другой

процесс – развитие развитая психика уже является продуктом обучения и

воспитания.

Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую

ступень, причем в каждом конкретном случае он может зависеть как от

созревания (рост и масса), так и от непосредственного развития и научения.

Первая точка зрения в психологии на эту проблему (доминирование

наследственности)

Созревание психики и поведения человека есть результат эволюционного

преобразования генетически заложенных в организм с рождения возможностей

существующих вначале в виде задатков.

Доказательство: В процессе онтогенеза (индивидуальное развитие) психических

и поведенческих качеств нет ничего, что хотя бы в зародыше не содержалось

бы в онтогенезе, т.е. все то, что появляется далее в процессе развития

всегда изначально имеется в виде задатков. А они преобразовываясь,

развиваясь и развертываясь затем превращаются в способности, причем по

законам биологического созревания организма – эта концепция называется

эволюционная теория развития. Здесь значение термина эволюция –

исключительно развертывание чего либо.

Вторая точка зрения революционная теория развития, оппонируя первой,

противоположна ей, т.к. полностью отвергает значение и роль генетических

наследственных факторов в развитии: « у любого человека, независимо от его

природных, анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые

психологические и поведенческие свойства, причем доведя их развитие до

любого уровня с помощью процессов обучения и воспитания».

Обе эти точки зрения считаются в возрастной психологии крайностями.

Третья точка зрения вероятностная или стохастическая.

Конечный результат любого развития достигаемый на каждой его ступеньке

изначально в генотипе никогда не заложен, но и полностью произвольным,

совершенно не зависящем от генотипа этот результат тоже не может быть.

Психологам важно помнить, что данный результат зависит и от влияния

генотипа и от влияния среды.

Это объясняется тем, что изменения, которые происходят на каждой ступени

развития связаны с генотипом и со средой но кроме этого сами по себе они

определяются случайными стеченьями обстоятельств, т.е. вероятностью в жизни

индивида.

То, что достигнуто на каком-то одном уровне, то, что ребенок приобретает на

каждой ступеньке развития всегда на 80% зависит от того уровня, которого

организм достиг на предыдущей стадии, на предшествующей ступеньке.

Четвертая точка зрения функциональная.

«Формирование и преобразование той или иной психической функции

определяется тем, как часто она используется в жизни организма им самим».

В этой теории в качестве основного принципа выступает положение «О

определяющей роли образа жизни человека, в развитии психики и для него

(развития)».

Сензитивные периоды в развитии

Для большинства психологических свойств и психических функций и

поведенческих особенностей существуют свои особые сензитивные периоды

развития.

Понятие о сензитивности хорошо представлено в системе рассказывающей о том,

какие качества и свойства человека лучше всего формируются у детей и в

каком возрасте это формирование наиболее благоприятно.