Личность как субъект политики
Личность как субъект политики
ВВЕДЕНИЕ.
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, в конеч-
ном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти груп-
пы, движения, партии и другие общественные и политические организации
состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интере-
сов и воли определяется содержание и направленность политического про-
цесса, всей политической жизни общества.
Активное участие личности в политической жизни общества имеет
многоплановое значение.
Во-первых, через такое участие создаются условия для более полно-
го раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыраже-
ния, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее
эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразо-
вание всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию челове-
ческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широ-
ких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся
невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересован-
ное участие.
Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики явля-
ется важным условием тесной связи политических институтов с гражданс-
ким обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих
структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим
извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управ-
ления от общества.
В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет пот-
ребность своих членов участвовать в управлении делами государства.
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ.
Участие в демократическом политическом процессе является способом
самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков уп-
равленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более пол-
ного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста
его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться
потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всес-
торонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем
дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с
этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного,
активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвы-
шения человеческого в человеке.
МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Достижение целей широкого политического участия людей значительно
зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей полити-
ческой деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения
общественных интересов настолько негативной, что не будет способство-
вать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенс-
твованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации полити-
ческого участия или неучастия является очень сложным. Здесь с полито-
логией состыкуются социология и психология.
По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом
была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремле-
ние к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремле-
ние человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при
помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооцен-
ку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноцен-
ности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не
получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая
самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижа-
ет ее возможности в развертывании активной политической деятельности.
И в том и другом случае проблема мотивации политического участия
сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятель-
ности сводится к личным, психологичесуим качествам участников полити-
ческой жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мо-
тивации политической деятельности следует поставить в более широком
социальном контексте.
Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в
политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право
реалмзовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязан-
ность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или мате-
риальную).
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Активное включение личности в политический процесс требует опре-
деленных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные,
социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для
участия человека в нормальной политической деятельности необходимо
первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах пита-
ния, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения опреде-
ленного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, об-
щей и политической культуры.
В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосос-
тояния общества и его политической системы рассматривается по крайней
мере в трех аспектах.
Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем
оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономи-
чески развитом обществе основные по численности и по влиянию социаль-
ные группы не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым;
резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация исчезает,
образуется сильный "средний класс", который по своему положению в об-
ществе и объективным интересам составляет опору демократического режи-
ма.
Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на
политические убеждения и ориентации человека. С.М.Липсет пришел к вы-
воду, что материально более обеспеченные люди являются более либераль-
ными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).
В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит
необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпу-
са профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях
бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобра-
зовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффектив-
ного управления на демократической основе.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ.
Значительное влияние на формирование политических взглядов лич-
ности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности
оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются
ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет от-
давать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и
практике.
Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение
личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том,
что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как,
что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а являет-
ся объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а
не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю.
По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень
образования человека, тем более он политически ориентирован и ,глав-
ное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и пос-
тупкам.
В.Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль
гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее
развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более
образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего полити-
ческого участия, он считает, что может влиять на политический процесс
и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован
гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в
нее; образование определяет большую вероятность того, что гражданин
будет политически активен.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ.
Существенной предпосылкой активного политического участия являют-
ся также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический
политический режим, доминирование в обществе демократической полити-
ческой культуры, правовая обеспеченность демократических процедур фор-
мирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управ-
ленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политичес-
кого процесса.
Политическая деятельность личности основывается на совокупности
определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию полити-
ческой активности, раскрытию потенциальных качеств человека как об-
щественно-политического деятеля, формированию личности как действи-
тельного субъекта политической жизни общества, либо существенно зат-
рудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассив-
ность.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.
Принадлежащи личности права и свободы можно разделить на три
группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой
группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование,
охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет
личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потреб-
ности, создать достойные для человека условия для существования.
Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и
местные органы государственной власти, право объединяться в обществен-
но-политические организации, право на проведение митингов и демонстра-
ций, право участвовать в управлении государственными и общественными
делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать фор-
мированию человека, как общественно- политического деятеля, создать
предпосылки для его политического участия, развития общественно-поли-
тической активности.
Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность
личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и
др.). Осуществление их способствует созданию условий для свободного
развития того минимума личных благ, без которого нормальная человечес-
кая жизнь невозможна.