Личность как субъект политики

Личность как субъект политики

ВВЕДЕНИЕ.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для

людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные

группы, массовые общественные движения, политические партии, в конеч-

ном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти груп-

пы, движения, партии и другие общественные и политические организации

состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интере-

сов и воли определяется содержание и направленность политического про-

цесса, всей политической жизни общества.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет

многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полно-

го раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыраже-

ния, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее

эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразо-

вание всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию челове-

ческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широ-

ких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся

невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересован-

ное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики явля-

ется важным условием тесной связи политических институтов с гражданс-

ким обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих

структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим

извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управ-

ления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет пот-

ребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ.

Участие в демократическом политическом процессе является способом

самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков уп-

равленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более пол-

ного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста

его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться

потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всес-

торонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем

дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с

этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного,

активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвы-

шения человеческого в человеке.

МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

Достижение целей широкого политического участия людей значительно

зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей полити-

ческой деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения

общественных интересов настолько негативной, что не будет способство-

вать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенс-

твованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации полити-

ческого участия или неучастия является очень сложным. Здесь с полито-

логией состыкуются социология и психология.

По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом

была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремле-

ние к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремле-

ние человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при

помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооцен-

ку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноцен-

ности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не

получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая

самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижа-

ет ее возможности в развертывании активной политической деятельности.

И в том и другом случае проблема мотивации политического участия

сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятель-

ности сводится к личным, психологичесуим качествам участников полити-

ческой жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мо-

тивации политической деятельности следует поставить в более широком

социальном контексте.

Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в

политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право

реалмзовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязан-

ность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или мате-

риальную).

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

Активное включение личности в политический процесс требует опре-

деленных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные,

социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для

участия человека в нормальной политической деятельности необходимо

первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах пита-

ния, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения опреде-

ленного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, об-

щей и политической культуры.

В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосос-

тояния общества и его политической системы рассматривается по крайней

мере в трех аспектах.

Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем

оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономи-

чески развитом обществе основные по численности и по влиянию социаль-

ные группы не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым;

резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация исчезает,

образуется сильный "средний класс", который по своему положению в об-

ществе и объективным интересам составляет опору демократического режи-

ма.

Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на

политические убеждения и ориентации человека. С.М.Липсет пришел к вы-

воду, что материально более обеспеченные люди являются более либераль-

ными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).

В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит

необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпу-

са профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях

бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобра-

зовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффектив-

ного управления на демократической основе.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ.

Значительное влияние на формирование политических взглядов лич-

ности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности

оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются

ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет от-

давать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и

практике.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение

личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том,

что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как,

что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а являет-

ся объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а

не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю.

По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень

образования человека, тем более он политически ориентирован и ,глав-

ное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и пос-

тупкам.

В.Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль

гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее

развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более

образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего полити-

ческого участия, он считает, что может влиять на политический процесс

и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован

гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в

нее; образование определяет большую вероятность того, что гражданин

будет политически активен.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ.

Существенной предпосылкой активного политического участия являют-

ся также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический

политический режим, доминирование в обществе демократической полити-

ческой культуры, правовая обеспеченность демократических процедур фор-

мирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управ-

ленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политичес-

кого процесса.

Политическая деятельность личности основывается на совокупности

определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию полити-

ческой активности, раскрытию потенциальных качеств человека как об-

щественно-политического деятеля, формированию личности как действи-

тельного субъекта политической жизни общества, либо существенно зат-

рудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассив-

ность.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.

Принадлежащи личности права и свободы можно разделить на три

группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой

группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование,

охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет

личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потреб-

ности, создать достойные для человека условия для существования.

Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и

местные органы государственной власти, право объединяться в обществен-

но-политические организации, право на проведение митингов и демонстра-

ций, право участвовать в управлении государственными и общественными

делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать фор-

мированию человека, как общественно- политического деятеля, создать

предпосылки для его политического участия, развития общественно-поли-

тической активности.

Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность

личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и

др.). Осуществление их способствует созданию условий для свободного

развития того минимума личных благ, без которого нормальная человечес-

кая жизнь невозможна.