Лизинг

Лизинг

ВВЕДЕНИЕ

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы

производства и обращения, глубокие изменения экономических условий

хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для

хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и

модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним

из таких методов является лизинг.

До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал

розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение

последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо

того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или

спутника, компания может взять его в лизинг.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование

лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием

парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего

оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности

запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может

быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и

инвестиционных операций.

Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными

предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как

утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-

за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска

поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывает

недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды,

внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать

кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог

ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако

предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее

брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по

сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до

10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как

правило, от одного года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в

Росси, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга

примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на

модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию

кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных

средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона

получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование;

другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является

собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию,

до поступления последнего платежа.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

До 1996 года в соответствии с российским гражданским правом

лизинговые операции могли проводиться в качестве сделок «хотя и не

предусмотренных законом, но и не противоречащих ему» (ст. 4 Гражданского

кодекса РСФСР 1964 года, ст. 8 Гражданского кодекса РСФСР 1994 года).

Наличие в финансовой аренде элементов договора купли-продажи и

имущественного найма делало возможным применение по аналогии (ст. 10

Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, ст. 6 Гражданского кодекса РФ)

норм, регулирующих упомянутые виды договоров.

Формирование гражданско-правового института лизинга в России

продолжается и по сей день. Первым актом правового регулирования лизинговых

отношений стал Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994

года “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”,

носивший во многом порученческий характер. Указ содержал некоторые спорные

положения, которые не были восприняты последующим законодательством.

Например, допускалось, что предметом договора о лизинге могут быть

имущественные права. В Указе Президент предписывал Правительству,

министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать

документы и внести предложения по подготовке базы для развития лизинговых

отношений в Российской Федерации.

29 июня 1995 года Правительство приняло постановление № 633 “О

развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, утвердившее “Временное

положение о лизинге” (далее «Временное положение о лизинге»). Этот

нормативный акт положил начало конкретному регулированию лизинговых

отношений, поскольку ранее участники лизинговых сделок могли

руководствоваться только общими нормами, регулирующими отношения аренды.

Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала вторая

часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 года.

Лизинговые сделки описаны в параграфе 6 главы 34 («Аренда»)

Гражданского кодекса РФ. Этот параграф носит название «Финансовая аренда

(лизинг)». Он состоит из шести статей, в которых даны определение договора

финансовой аренды, предмета договора, порядок передачи предмета договора,

перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственности продавца.

Данный параграф является новеллой гражданского законодательства.

Гражданский кодекс впервые применил термин “финансовая аренда”, до

этого в нормативных актах и на практике встречалось только понятие

“лизинг”. В законе эти термины используются как синонимы.

8 февраля 1998 года Президентом Российской Федерации был подписан

Федеральный закон № 16-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к конвенции

УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” (далее Конвенция). Данная

конвенция разрабатывалась с 1974 года Международным институтом по

унификации частного права (UNIDROIT - УНИДРУА). Окончательно ее согласовали

в 1988 году на конференции в Оттаве представители 55 государств.

Основная цель Конвенции – унификация правового регулирования

отношений, возникающих в связи с осуществлением сделок финансового

международного лизинга. Предметом регулирования Конвенции являются те

лизинговые сделки, при которых лизингодатель и пользователь находятся в

разных странах и срок лизинга оборудования приближается к сроку его

амортизации. Конвенция трактует классический лизинг, который носит

трехсторонний характер: продавец оборудования, лизингодатель и

пользователь.

В Конвенции, в частности, зафиксированы такие важные положения, как

самостоятельный характер финансового лизинга по отношению к традиционному

договору аренды. В ней предусмотрено освобождение лизингодателя –

собственника оборудования от ответственности за ущерб или убытки,

причиненные этим оборудованием лизингополучателю или третьим лицам.

Закреплено право пользователя непосредственно обращаться с претензиями по

оборудованию к поставщику (притом, что поставщик не несет ответственности

одновременно перед лизингодателем и пользователем за один и тот же ущерб).

В перспективе участие России в Оттавской Конвенции способно облегчить

выход на международный рынок отечественных лизинговых компаний и

предприятий – поставщиков оборудования по схеме лизинга.

Конвенция создает только общие контуры регулирования международных

лизинговых сделок, которые могут дополняться участниками в зависимости от

конкретных условий. Участники вправе вообще не применять Конвенцию в целом,

а также отступать от тех или иных ее положений, кроме специально

оговоренных.

Россия присоединилась к Конвенции с заявлением о том, что “вместо

положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего

гражданского законодательства”. Право на такого рода заявление

предусмотрено ст. 20 Конвенции, а его необходимость вызвана тем, что у

России несколько по-иному и в целом строже, чем это предусмотрено п. 3 ст.

8 Конвенции, регулируется ответственность лизингодателя в отношении

сохранности оборудования, в отношении ответственности перед третьими

сторонами за смерть, причинение телесных повреждений или ущерба

собственности, причиненных оборудованием, при наличии умысла или

неосторожности лизингодателя. Имеется в виду прежде всего ст. 401

Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает основания

ответственности за нарушение обязательств. Сделанным заявлением, по сути,

дополнительно ограждаются интересы отечественных лизингополучателей.

Интересы России в присоединении к этой Конвенции состоят в том, что

такой документ является ориентиром для разработчиков внутреннего

лизингового законодательства, так как присоединение к международному

договору предполагает приведение национального законодательства в

соответствие с положениями этого договора.

Однако успешному развитию лизинга в России препятствует ряд

обстоятельств, основным из которых является несовершенство правовой базы. В

частности, проблема касается двойного налогообложения лизинговых сделок.

В частности, анализ действующего Гражданского кодекса РФ в части,

касающейся лизинговых отношений, выявляет ряд недостатков. Например,

Гражданский кодекс никак не ограничивает срок сдачи имущества в аренду.

Продолжительность действия договора полностью отдается на усмотрение

сторон. Возникает проблема необходимости отграничения договора лизинга от

маскируемых под него, с целью получить налоговые льготы, сделок купли-

продажи.

В соответствии со ст. 666 Гражданского кодекса РФ “предметом договора

финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для

предпринимательской деятельности …”. Это отграничение может принести вред,

поскольку из числа арендаторов тем самым исключаются некоммерческие

организации, использующие арендуемое имущество для выполнения своих

уставных целей.

Из определения договора лизинга очевидно, что Гражданский кодекс

признает только финансовый лизинг, так как предусматривает наличие в сделке

трех участников – арендодателя, арендатора и продавца. Кроме того, ст. 665

Гражданского кодекса РФ закрепляет разовый характер сделки, вытекающий из

того, что для каждой сделки арендодатель должен покупать имущество вновь.

Это исключает из сферы регулирования параграфа 6 главы 34 Гражданского

кодекса РФ такие важные, выработанные многолетней практикой, виды лизинга,

как оперативный, револьверный, возвратный и др. Все отношения, не

подпадающие под сферу действия параграфа 6 главы 34, официально лизингом

признаваться не будут. Конечно, эти и другие виды лизинговых отношений

стороны могут урегулировать в конкретных договорах, применяя общие нормы

главы 34 Гражданского кодекса РФ об аренде. Однако такие договоры лишатся

всех предусмотренных для лизинга налоговых льгот.

В связи с этим усматривается необходимость принятия дополнительных

законодательных актов в области регулирования лизинговых отношений.

Специальный закон о лизинге призван устранить сегодняшние пробелы в

правовом регулировании финансовой аренды. Проект Федерального закона “О

лизинге” принят Государственной Думой Российской Федерации 24 октября 1996

года в первом чтении. Данный проект раскрывает основные понятия и

определения, присущие лизинговым операциям, а также определяет участников

лизинговых отношений; приводятся определения основных видов лизинга;

сформулированы права и обязанности сторон; даются основные условия

лизингового договора; порядок страхования лизингового имущества; порядок

разрешения споров между сторонами, в том числе и при международном лизинге;

устанавливается структура и состав лизинговых платежей; требования

лицензирования лизинговой деятельности. Данный проект закона

предусматривает государственные гарантии для реализации лизинговых

проектов, предоставление участникам лизинговых операций права

самостоятельно определять сроки амортизации оборудования, освобождение от

налоговых платежей в течение 1 года после создания компании, ряд налоговых

льгот для лизинговых компаний, работающих в определенных отраслях

(например, в аграрном секторе и авиации).

К сожалению, в проекте Налогового кодекса Российской Федерации,

внесенном Правительством РФ 31.01.98 на рассмотрение в Государственную Думу

РФ, термин “лизинг” отсутствует. В тексте применяется близкое по смыслу, но

не идентичное понятие “аренда”. Проект Налогового кодекса не устраняет

ошибочную практику начисления налога на добавленную стоимость лизинговым

компаниям: согласно существующего порядка налог на добавленную стоимость

взимается за приобретаемое лизингодателем оборудование. Его величина, равно

как и выплата процентов за взятый лизингодателем для покупки оборудования

кредит, переносится на лизинговые платежи. В соответствии с применяемой

практикой налог на добавленную стоимость дополнительно начисляется на

лизинговые платежи. Это означает, что налог на добавленную стоимость на

один и тот же продукт начисляется дважды.

В проекте предусматривается, что моментом получения дохода при

использовании метода счетов признается момент истечения срока договора

аренды. При этом, если срок договора аренды охватывает несколько отчетных

периодов, доход распределяется по этим отчетным периодам пропорционально.

При таком подходе невозможно использовать вполне логичные схемы с

нерегулярными лизинговыми платежами.

Лизинг, как новое направление в предпринимательской деятельности

России, требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых

актов и их систематической корректировки с учетом постоянного мониторинга

за действующей системой нормативных документов, выявления положений,

препятствующих развитию лизинга и их своевременного устранения.

ВИДЫ ЛИЗИНГА

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЛИЗИНГА

|№ |Характеристический признак классификации видов лизинга |

|п/п| |

| |По составу |По объему |По сектору рынка|По степени и|По типу |

| |участников |обслуживания| |срокам |лизинговых |

| | | | |окупаемости |платежей |

|1 |Прямой |Чистый |Внутренний |Финансовый |Денежный |

| | | | | |(платеж) |

|2 |Косвенный |С полным |Внешний (в т.ч. |Оперативный |Компенсацион|

| | |набором |экспорт/импорт) | |ный |

| | |услуг | | | |

|3 |Возвратный |С неполным | | |Смешанный |

| | |набором | | | |

| | |услуг | | | |

По сроку использования имущества и связанным с ним условиям

амортизации различают: лизинг с полной окупаемостью и, соответственно, с

полной амортизацией имущества, когда срок договора равняется нормативному

сроку службы имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимости

лизингового имущества; лизинг с неполной окупаемостью и, соответственно,

неполной амортизацией имущества, при котором срок договора меньше

нормативного срока службы имущества, и в течение его действия окупается

только часть стоимости лизингового имущества. Последний признак - срок

договора и степень окупаемости (амортизации) лизингового имущества является

одним из основных критериев разграничения лизинга на финансовый и

оперативный.

1). Финансовый лизинг. Лизинговые сделки этого типа представляют собой

операцию по специальному приобретению имущества в собственность и

последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок,

приближающийся по продолжительности к сроку его эксплуатации и амортизации

всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора

лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость

имущества и получает прибыль от финансовой сделки.

Основные признаки, характеризующие финансовый лизинг, состоят в

следующем:

лизингодатель приобретает имущество не для собственного использования, а

специально для передачи его в лизинг;

право выбора имущества и его продавца принадлежит пользователю;

продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи

его в лизинг; имущество непосредственно поставляется пользователю и

принимается им в эксплуатацию;

претензии по качеству имущества, его комплектности, исправлению дефектов в

гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу

имущества;

риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизингополучателю после

подписания акта приемки-сдачи имущества в эксплуатацию.

Финансовый лизинг имеет несколько различных видов, которые получили

самостоятельное название.

Классический финансовый лизинг характеризуется трехсторонним

характером взаимоотношений и возмещением полной стоимости имущества. По

заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика необходимое

оборудование и передает его в лизинг лизингополучателю, возмещая свои

финансовые затраты и получая прибыль через лизинговые платежи.

2). Возвратный лизинг. Разновидностью лизинговых сделок является

"возвратный лизинг". По сути он представляет собой двухстороннюю лизинговую

сделку. Особенностью подобного рода договоров лизинга является то, что

лизингополучатель является одновременно и "поставщиком" лизингуемого

оборудования, другими словами, собственник оборудования продает его

лизинговой компании и одновременно заключает с ней договор лизинга на это

же оборудование в качестве лизингополучателя. Сделка совершается в

следующей последовательности:

1 - заключается лизинговое соглашение между арендодателем и

арендатором;

2 - лизинговая фирма покупает оборудование у арендатора - собственника

оборудования;

3 - арендатор регулярно выплачивает арендные платежи согласно условиям

лизингового контракта.

Преимущества такой сделки для первоначального собственника, а

впоследствии лизингополучателя оборудования состоят в следующем:

он может прибегнуть к услугам лизинговой компании в случаях, уже после

покупки оборудования, когда стало очевидным, что отвлечение значительных

средств из оборота на закупку этого оборудования привело или может привести

к ухудшению его финансового положения;

он получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования,

возвращает затраченные на закупку оборудования средства, сохраняя при этом

за собой право владения и пользования этим оборудованием;

он может вести переговоры с лизинговой компанией (которые иногда могут

занимать длительное время) уже имея необходимое ему оборудование и

используя его. Кроме того:

арендные платежи вычитаются из суммы налогооб-лагаемой прибыли предприятия

и учитываются, как текущие оперативные расходы;

от арендатора требуется представить меньшее чем при получении банковского

кредита дополнительное гарантийное обеспечение сделки (акций, облигаций,

банковского поручительства или каких-либо других форм гарантий).

Таким образом, даже те компании, которые на момент покупки

оборудования по каким-либо причинам не хотели, не могли или попросту не

знали о возможностях лизинга, имеют возможность использовать все его

преимущества (включая ускоренную амортизацию, отнесение лизинговых платежей

на себестоимость и т.д.) уже после приобретения оборудования. Эта схема

лизинга часто используется именно с целью получения налоговых льгот,

предусмотренных для договора финансовой аренды.

Наконец, возвратный лизинг часто является наиболее эффективным и

относительно дешевым способом улучшения финансового положения предприятия.

Величина арендных платежей при данном виде лизинга зависит в основном от

текущей стоимости кредита и стоимости арендуемого оборудования за вычетом

амортизации.

Разность между покупной ценой оборудования и ценой его реализации

лизингодателю обычно не выплачивается арендатору, а учитывается в

амортизации, либо пропорционально распределяется через арендные платежи. В

случае, если рыночная цена на момент заключения сделки ниже, чем

неамортизированная остаточная стоимость оборудования, разница учитывается

на балансе арендатора как убытки. Важным преимуществом возвратного лизинга

является использование уже находящегося в эксплуатации оборудования в

качестве источника финансирования строящихся новых объектов.

Возвратный лизинг дает возможность рефинансировать капитальные

вложения с меньшими затратами, чем через привлечение банковских ссуд,

особенно если платежеспособность предприятия ставится кредитующими

организациями под сомнение ввиду неблагоприятного соотношения между его

уставным и заемным фондами и возможностью получить дополнительные заемные

средства, только под рисковый (более высокий) ссудный процент. Следует

также подчеркнуть, что данный лизинг является источником средне- и

долгосрочного рефинансирования, в то время как коммерческие банковские

кредиты выдаются, как правило, на срок в 1,5 года с необходимостью их

последовательного возобновления.

3). Левередж (кредитный, паевой, раздельный) лизинг или лизинг с

дополнительным привлечением средств наиболее сложный, так как связан с

многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации

дорогостоящих проектов.

Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что

лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю

его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или

нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться

всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости

имущества.

Другой особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель

берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для

отечественных финансово-кредитных отношений. Кредит берется без права

обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому, как правило, лизингодатель

оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и

уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения

ссуды.

Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы - банки,

страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения,

а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое

в лизинг имущество. На Западе более 85% всех крупных лизинговых сделок

построены на основе левередж лизинга.

4). Лизинг помощь в продажах представляет собой осуществление сбыта

имущества с использованием лизинга на основании специального соглашения,

заключенного между поставщиком (продавцом) имущества и лизинговой

компанией. Эти соглашения имеют различные формы. В простейшем случае

название лизинговой компании, ее адрес, телефон и основные условия лизинга

указываются в рекламных материалах поставщика, и все вопросы по лизингу

имущества с потенциальным пользователем непосредственно решает лизинговая

компания. Однако чаще всего соглашение между поставщиком и лизинговой

компанией предусматривает возможность заключения самим поставщиком от лица

лизинговой компании лизингового договора. При этом в соглашении между

поставщиком и лизинговой компанией предусмотрено, что в случае банкротства

лизингополучателя поставщик обязан выкупить имущество у лизинговой

компании.

5). Сублизинг. Часто лизинг осуществляется не на прямую, а через

посредника. Схематично это выглядит так. Имеется основной лизингодатель,

который через посредника, как правило, также лизинговую компанию, сдает

оборудование в аренду лизингополучателю. При этом в договоре

предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или

банкротстве посредника лизинговые платежи должны поступать основному

лизингодателю. Подобные сделки получили название "сублизинг".

В международной сфере сублизинговые сделки, получившие название "дабл

диппинг" (double dipping), используют комбинацию налоговых выгод в двух и

более странах. Эффективность таких сделок связана с тем, что выгоды от

налоговых льгот, например, в Великобритании больше, если лизингодатель

имеет право собственности, а в США - если лизингодатель имеет право

владения. Учитывая данные особенности, лизинговое соглашение может быть

построено по следующей схеме.

Лизинговая компания в Великобритании покупает оборудование (право

собственности) и отдает его в лизинг американской лизинговой компании

(право владения), которая в свою очередь передает их в лизинг местным

лизингополучателям.

6). Оперативный лизинг Этот вид лизинга применяется при небольших

сроках аренды оборудования, при котором продолжительность жизненного цикла

изделия значительно больше контрактного срока аренды. При оперативном

лизинге оборудование не полностью амортизируется за время аренды, и может

быть вновь сдано в аренду или возвращено арендодателю. На практике сделки

оперативного лизинга не превышают трехгодичного периода. Арендатор в данных

сделках сохраняет за собой право аннулировать контракт при условии

предварительного уведомления арендодателя. Эта форма лизинга

предусматривает большую ответственность арендатора за сохранность объекта

аренды. Арендатор берет на себя обязательство самостоятельно заключать

контракты с фирмой-поставщиком на ремонт и техническое обслуживание

оборудования.

Для оперативного лизинга характерны следующие признаки:

срок договора лизинга значительно меньше нормативного срока службы

имущества, вследствие чего лизингодатель не рассчитывает возместить

стоимость имущества за счет поступлений от одного договора; имущество в

лизинг сдается многократно; в лизинг сдается не специально приобретаемое по

заявке лизингополучателя имущество, а имеющееся в лизинговой компании.

Иными словами, лизинговая компания, приобретая имущество, не знает его

конкретного пользователя. В связи с этим лизинговые компании,

специализирующиеся на оперативном лизинге, должны хорошо знать конъюнктуру

рынка лизингового имущества - как нового, так и бывшего в употреблении;

обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию лежат на

лизинговой компании;

лизингополучатель может расторгнуть договор, если имущество в силу

непредвиденных обстоятельств окажется в состоянии, непригодном для

использования;

риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества лежит на

лизингодателе;

размеры лизинговых платежей при оперативном лизинге выше, чем при

финансовом лизинге, поскольку лизингодатель должен учитывать дополнительные

риски, связанные, например, с отсутствием клиентов для повторной сдачи

имущества, возможной порчей или гибелью имущества;

по окончании срока договора имущество, как правило, возвращается

лизингодателю.

По желанию лизингополучатель имеет право продлить договор на новых

условиях и даже приобрести его в собственность. Если финансовый лизинг по

своей экономической сущности можно сравнить с долгосрочным финансированием

капитальных вложений, то при оперативном лизинге арендные платежи сравнимы

с текущими оперативными расходами.

Формирование и развитие данного вида лизинга становится возможным с

появлением вторичного рынка лизингуемого оборудования, поскольку у

арендодателя появляется проблема реализации имущества по окончании срока

лизинга. Эта новая проблема вызывает необходимость работы в области

управления имуществом и перепродажи имущества, вернувшегося к

лизингодателю.

Лизингодатель вынужден сдавать лизингуемое оборудование во временное

пользование несколько раз и для него возрастает риск по возмещению

остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. Риск,

связанный с управлением имуществом, не ограничивается проблемой, что делать

с имуществом по окончании срока лизинга - при оперативной аренде срок

договора редко бывает соизмерим со сроком "жизни" имущества. Рост рынка

оперативной аренды вызван тем, что арендодатели ищут новых возможностей в

области внебалансового финансирования, защиты против рисков, связанных с

остаточной стоимостью и уменьшением периодических платежей. Арендодатели

под давлением конкуренции вынуждены рассчитывать объемы платежей на базе

прибыли после налогообложения и переносить налоговые льготы владения

имуществом на арендатора в форме уменьшения лизинговых платежей. Имущество,

сдаваемое в оперативную аренду, разнообразно: от автомобилей (именно этот

вид имущества в первую очередь диктует необходимость создания "вторичного"

рынка) до компьютеров, с которыми связан риск технологического устаревания.

Несмотря на то, что уже появилась практика оперативного лизинга,

остаются сомнения относительно соответствия этого понятия российской

нормативно-правовой базе. По мнению многих экспертов, согласно ст. ст. 665-

670 ГК РФ, лизинговая сделка может быть заключена в отношении того или

иного оборудования только один раз - в момент его приобретения

лизингодателем для лизингополучателя. В случае, когда предмет оперативного

лизинга возвращается арендодателем (либо затребуется им до истечения срока

окончания договора финансового лизинга), этот предмет, вновь переданный в

аренду, будет являться предметом текущей аренды. При этом происходит

превращение лизинговых отношений в отношения по поводу текущей аренды.

Таким образом, оперативный лизинг есть хорошо известная всем аренда.

7). "Мокрый" и "чистый" лизинг По объему обслуживания передаваемого

имущества лизинг подразделяется на "чистый" и "мокрый".

Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое

обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за

которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию

лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по

подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др.

Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др.

лежат на лизингодателе, то говорят о "лизинге, включающем дополнительные

обязательства" (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило,

бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно

используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации;

финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга,

поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

В связи с тем, что в России пока еще не сложился рынок лизинговых

услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить

качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее

распространенным видом лизинга является чистый. Чистый лизинг (net leasing)

- это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя

лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию

оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях "чистого

лизинга" участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации,

занимающиеся лизинговым бизнесом.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ

перед обычной ссудой:

а) Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует

немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для

покупки имущества предприятие должно было бы около 15% стоимости покупки

оплачивать за счет собственных средств. При лизинге контракт заключается на

полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после

поставки имущества арендатору, либо позже.

б) Гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Особенно

это относится к мелким и средним предприятиям. Некоторые лизинговые

компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий.

Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. При

невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же

забирает свое имущество.

в) Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда

предлагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор

может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателем

соответствующую, удобную для него схему финансирования. Платежи могут быть

ежемесячными, ежеквартальными и т. д., суммы платежей могут отличаться друг

от друга. Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от

реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг. Ставка

может быть фиксированной и плавающей.

г) Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя.

Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего парка

оборудования.

д) В случае лизинга арендатор может использовать сразу гораздо больше

производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденные

благодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другие цели.

е) Так как лизинг долгое время служил средством реализации продукции

и развития производства, то государственная политика, как правило,

направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.

ж) Преимущества учета арендуемого имущества. Основными принципами

Евролиза (Leaseurope - ассоциация европейских лизинговых компаний) по учету

лизинговых операций является опубликование арендатором своих финансовых

обязательств, вытекающих из лизинговых соглашений.

Считается, что опубликование арендатором своих обязательств будет

играть важную роль в оценке его финансового положения. Цифровая информация

по обязательствам на дату составления баланса должна удовлетворить все

запросы третьих сторон. Эта публикация может быть сделана в форме

приложения к балансу.

Во многих странах законодательство устанавливает для предприятий

обязательное соотношение собственного и заемного капитала. Так как

имущество по лизинговой сделке будет учитываться по балансу арендодателя,

то арендатор может расширить свои производственные мощности, не затронув

соотношения.

з) Международный валютный фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в

подсчете национальной задолженности, т. е. существует возможность превысить

лимиты кредитной задолженности, устанавливаемые Фондом по отдельным

странам.

Несколько слов можно сказать и о недостатках лизинга:

1) Если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением

времени устарело до окончания действия лизингового договора, то

лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта.

2) При оперативном лизинге риск устаревшего оборудования ложится на

арендодателя, который вынужден брать за это большую плату с

лизингополучателя.

3) Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в

случае выхода оборудования из строя, платежи производятся в установленные

сроки, независимо от состояния оборудования.

4) Если объектом лизингового договора является крупный и уникальный

объект, то в связи с большим разнообразием условий арендных сделок

подготовка договоров об их лизинге требует значительного времени и средств.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКАМИ ЛИЗИНГА

Несмотря на то, что законодательство в области регламентирования

лизинговых операций пока не развито и сроки его принятия не определены, эта

сфера банковского бизнеса не осталась без внимания большинства крупнейших

банков: лизинговые компании созданы Сбербанком России, Инкомбанком,

Мосбизнесбанком, банком “Санкт-Петербург” и другими.

а) Мосбизнесбанк.

Компания “Лизингбизнес”, основным учредителем которой является

Мосбизнесбанк, начала действовать в мае 1992 года. Ее учредителями, помимо

банка, выступают еще более 20 юридических и физических лиц, общая доля

которых в капитале компании не превышает 20%. В настоящее время уставной

фонд компании составляет 100 млн. рублей (8,4 млн. рублей по состоянию на 1

января 1993 года), а сумма баланса - 51,4 млрд. рублей (122,4 млн.

рублей на 1 января 1993 года).

Как сообщил “Ъ” вице-президент Мосбизнесбанка Алексей Иващенко,

“Лизингбизнес” предоставляет разнообразные лизинговые услуги,

ориентированные на различных субъектов рынка. Как и многие другие

лизинговые компании, “Лизингбизнес” в первую очередь отдает предпочтение

сделкам “стандартного” лизинга, при котором компания приобретает выбранное

клиентом оборудование и сдает его в лизинг до полного морального или

физического износа или до выкупа клиентом оборудования в собственность.

Базовые условия контрактов таковы: срок - до 5 лет (возможен вариант

полного лизинга, когда клиент оплачивает сразу всю сумму контракта, что, по

словам Алексея Иващенко, гораздо выгоднее для лизингодателя). Ставки

исчисляются исходя из текущей рыночной ставки рынка и корректируются раз в

квартал - в зависимости от изменения ставки ЦБ.

Объем лизинговых сделок, заключенных компанией в 1994 году, составил

$8,3 млн. в ценах договоров купли-продажи (всего за время существования

компания купила и сдала в лизинг оборудования примерно на $20 млн.). Среди

крупнейших сделок прошлого года - контракт со швейцарской компанией Merisel

на поставку компьютерносетевого оборудования на $1,5 млн., а также контракт

с одной ирландской фирмой на поставку компьютерной техники, оцениваемый в

$500 тыс. Структура имущества, сданного в лизинг в отчетном году, выглядит

следующим образом: автомобили - 38,2%, компьютеры и программное обеспечение

- 23,5%, копировальная техника и офисное оборудование - 21,2%.

Абсолютное большинство клиентов “Лизингбизнеса” - западные фирмы.

Российские компании лизинговым оборудованием практически не пользуются (за

исключением компаний, в которых работают западные менеджеры). Россияне, по

наблюдениям экспертов, “просчитывают”, во сколько обойдется лизинг

оборудования в течение 5 лет, и приходят к выводу, что дешевле купить

сразу. Преимущество лизинга - возможность сэкономить часть средств для

“разворачивания” на начальной стадии деятельности - как правило, остается

незамеченным отечественными предпринимателями.

б) Межэкономсбербанк.

В отличие от Мосбизнесбанка, Межэкономсбербанк пошел по пути создания

совместной компании. В 1992 году приступило к работе российско-германское

ТОО “Межсбер-Юраско лизинг”, учредителем которого с немецкой стороны

выступила компания Eurasco Trade Consulting Gmbh, являющаяся дочерней

компанией швейцарской компании Eurasco Zuerich AG и выполняющей, по сути,

роль банка. Уставной капитал СП - DM 1 млн. Оно специализируется на

международных лизинговых операциях и финансовом лизинге с поной выплатой,

уделяя особое внимание развитию малого бизнеса. Сумма одной лизинговой

операции составляет в среднем $100-300 тыс. Компания работает

преимущественно с предприятиями, занимающимися переработкой

сельхозпродукции и производством продовольствия, строительством жилья.

Специфика “Межсбер-Юраско лизинга” - осуществление международных лизинговых

операций с привлечением зарубежных инвестиций. Надо заметить, что число

лизинговых компаний, привлекающих зарубежные средства, на сегодняшний день

крайне невелико.

Схема работы “Межсбер-Юраско лизинга” выглядит следующим образом:

контракты финансируются компанией Eurasco Zuerich AG под гарантию

Межэкономсбербанка. Если покупатель не является клиентом

Межэкономсбербанка, гарантом выступает банк, обслуживающий покупателя.

Средства поставщику платит “Межсбер-Юраско лизинг”, которому Eurasco

Zuerich AG открывает целевой кредит. К настоящему времени компанией

подписано 10 лизинговых контрактов на сумму около $4 млн. В соответствии с

этими контрактами российские компании получили строительное,

фотографическое, хлебопекарное оборудование, оборудование для изготовления

оконных блоков, копировально-множительную и компьютерную технику из ФРГ,

Франции, Великобритании и России. Срок лизинга по этим контрактам колебался

от полутора до трех лет.

Следует отметить, что “Межсбер-Юраско лизинг” закупает оборудование не

только у зарубежных, но и у отечественных производителей (чего, как

правило, не делают другие лизинговые компании). Например, 24 комплекта

хлебопекарного оборудования Ярославского завода (еще 9 комплектов пришло из-

за рубежа). Поставка этой техники финансировалась за счет бюджетных

средств, выделенных Министерством экономики.

в) “Балтлиз”.

АОЗТ “Балтийский лизинг” создано в 1990 году. Его основные учредители

- Промышленно-строительный банк (Петербург), Балтийское морское

пароходство, Российская государственная страховая компания и АО “Научные

приборы”. Уставной капитал составляет 50 млн. рублей. Около 85% объема

лизинговых операций приходится на лизинг промышленного оборудования для

мелкого и среднего бизнеса - минипекарен, деревообрабатывающего

оборудования, мини-заводов по производству продовольствия.

Свою деятельность в области лизинга “Балтлиз” начал с крупной сделки в

интересах одного из своих учредителей - сразу после регистрации компания

профинансировала лизинг четырех судов общим дедвейтом 60 тыс. т для

Балтийского морского пароходства (стоимость одного судна такого класса

составляет не менее DM 5-6 млн.).

Однако, несмотря на такое начало АО “Балтлиз”, его дальнейшую работу

можно, пожалуй, оценить как осторожную - за весь 1994 год было заключено 15

лизинговых сделок на 4,5 млрд. рублей - сумму заведомо меньшую, чем первая

сделка с участием учредителей компании. Причин тому может быть названо

несколько. Главной из них, пожалуй, является та, что “Балтлиз” с самого

начала своей деятельности решил вообще отказаться от оперативного лизинга.

г) “Восток-Запад”

В отличие от других банков, “Восток-Запад” решил не открывать

специализированной лизинговой компании. Начальник управления развития и

инвестиций банка Андрей Некрасов сообщил, что специалисты его банка

посчитали это нецелесообразным, поскольку лизинговой компании для работы

придется брать кредит у банка, что отразится на размере ее маржи.

Проведение лизинговых операций было поручено одному из отделов банка.

Однако не исключено, то в дальнейшем дочерняя фирма все же будет создана.

“Восток-Запад”, обладающий солидной клиентурой из числа крупных

неторговых организаций по транспортным перевозкам, решил работать с ними и

в области лизинга. Как известно, на Западе транспортные перевозки -

традиционная сфера лизинга, на них приходится 60% лизинговых операций

(следом по объему идет лизинг недвижимости, перевозок на судах, конторского

оборудования и интеллектуальной собственности).

“Восток-Запад” закупает оборудование у зарубежных фирм, среди которых

Mercedes-Benz, Iveko, Man, Scania, Volvo, Schmitz, Krone, Trailor,

Fruenauf, DAF и Steyer. За 1994 г. банк рассмотрел более 50 заявок, из

которых профинансировал только 10. Было приобретено более 100 единиц

грузовой техники на сумму DM 9,1 млн. Как правило, участие банка “Восток-

Запад” в финансировании составляло около 70%.

Как и “Межсбер-Юраско лизинг”, “Восток-Запад” предпочел оказывать

лизинг сроком не более 3 лет. При этом авансовый платеж заемщика составил

на начало нынешнего года 15% от контрактной цены, а сумма платежей за весь

срок лизинга, включая аванс и проценты, - 19,5% за три года, или 6,5% в год

от контрактной цены. Оплата страхования, таможенных сборов, налогов,

регистрационные платежи производятся за счет заемщика. Банк предоставляет

лизинг предприятиям, открывшим счет в СКВ и осуществляющим по валютному

счету платежные операции в объеме финансируемого проекта (согласованный

лимит поступления ).

Несмотря на то, что лизинговые компании созданы чуть ли не при каждом

крупном банке, лишь немногие реально работают и достигают значительных

(доходов) оборотов. Наиболее заметны на рынке лизинговых услуг Сбербанк

России, Мосбизнесбанк и банк “Санкт-Петербург”.

Следует отметить, что банки осуществляют лизинговые операции в самых

разных хозяйственных сферах, хотя прежде, еще во времена СССР, в лизинг

традиционно приобретались в основном бумагоделательные машины и суда.

Разумеется, учрежденные банками компании специализируются на лизинге в тех

отраслях хозяйства, в которых у учредившего ее банка наиболее тесные или

эффективные контакты.

Примечательно, что представители почти всех лизинговых компаний

признают, что конкуренции на этом рынке практически не существует. По их

словам, лизинг пока не особенно доходен (не последнюю роль здесь играет еще

не отмененное двойное налогообложение лизинговых операций). Как отмечали

некоторые, банку экономически невыгодно замораживать свои средства,

вкладывая их в лизинг, и идет он на это в основном ради своей клиентуры.

Поэтому в кредитном портфеле банков доля лизинговых операций занимает пока

немного места, как правило не превышая 3-5%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его

преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них

являются:

инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает

риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права

собственности на переданное имущество;

лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного

начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять

производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;

часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его

приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;

лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет

возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной

договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после

получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит

оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;

для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и

устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность,

а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны

к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет

дело с ускоренной амортизацией имущества;

лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не

увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;

лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость)

лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;

производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как

ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям

своевременно обновлять технологическую систему.

При наличии у предприятия альтернативы – взять кредит на покупку

оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по

договору лизинга – ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов

финансового анализа. Во всяком случае, лизинг становится практически

безальтернативным вариантом, когда:

предприятие-поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а

предприятие – будущий лизингполучатель не имеет в достаточном объеме

собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему

оборудования;

предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в

малом предпринимательстве).

Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на

лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если

договор лизинга заключается не на полный срок его амортизации), а для

лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки

оборудования. Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в

случае выхода из строя оборудования, платежи производятся в установленные

сроки независимо от состояния оборудования.

Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления

промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных

производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы

развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует

добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками

действия (не менее трех лет), так как именно такие договоры будут нести

реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы

снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации

договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует

стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые

заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть

возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на

территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга.

Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию

лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране

постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более

весомую роль в экономике России.