Лизинг: мировой опыт и его значение для России

Лизинг: мировой опыт и его значение для России

Финансовая академия

при Правительстве РФ

Институт переподготовки и повышения

квалификации кадров по

финансово-банковским специальностям

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Лизинг: мировой опыт и его

значение для России

Руководитель: Столяров Ю.С.

Слушатель: xxxxxxxxxxxxxxxxxxx

Москва

1995 г.

План

| Введение. | |

|I. Понятие лизинга. | |

|1. История возникновения. | |

|2. Понятие и виды лизинга. | |

|3. Особенности лизинга. | |

|4. Лизинговые контракты. | |

|5. Альтернативные варианты: покупка, ссуда или лизинг. | |

|6. Формы расчетов. | |

|II. Мировая практика применения лизинга. | |

|1. Роль лизинговых операций в экономике стран Европы. | |

|2. Лизинг в развитых странах. | |

|III. Особенности использования лизинга в России. | |

|1. Использование банками лизинга. | |

|2. Лизинг авиатехники. | |

|3. Проблемы развития лизинга. | |

| Заключение. | |

ВВЕДЕНИЕ

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы

производства и обращения, глубокие изменения экономических условий

хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для

народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической

базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности.

Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового

бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами

лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных

фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.

До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал

розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение

последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо

того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора или

спутника компания может взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожные

компании берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании и

мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и

склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для

них все труднее становится брать деньги в кредит.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование

лизингового рынка в СНГ, обусловлена прежде всего неблагоприятным

состоянием парка оборудования (зна-чительный удельный вес морально

устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования,

необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения

этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых,

кредитных и инвестиционных операций.

Глава I. ПОНЯТИЕ ЛИЗИНГА

1. История возникновения

Как свидетельствуют историки, первое упоминание (документальное) о

лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель

арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские

острова. Этот опыт не был забыт, и всего через два века, в 1248 году, была

зарегистрирована первая официальная лизинговая сделка - крестоносцы,

готовясь к очередному походу, получили таким образом амуницию.

Введение в экономический лексикон термина “лизинг” (от англ. “to

lease”), что означает “арендовать” или “брать в аренду”, связывают с

операциями телефонной компании “Белл”, руководство которой в 1877 году

приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в

аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали

основой его деятельности, было создано только в 1952 году в Сан-Франциско

американской компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”, и, таким

образом, США стали родиной нового бизнеса

Опыт лизинговой деятельности США и Англии в СССР не использовался.

Только во время II-й Мировой войны советские граждане познакомились с

понятием лизинга (lend-lease). США поставляло своим союзникам по блоку

оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты и т. д. Однако

сразу после войны слово “лизинг” исчезло из русского лексикона больше чем

на четыре десятилетия.

И только в начале 90-х годов российское правительство обратило внимание

на лизинг, используя его для стимулирования инвестиционной деятельности.

2. Понятие и виды лизинга

Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на

инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств,

когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель)

обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у

определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополу-

чателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

(“Временное положение о лизинге”. Утверждено постановлением Правительства

РФ от 29 июня 1995 г. № 633).

Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех

форм проявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можно

привести еще одно - определение Европейской федерации национальных

ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope): “Лизинг - это договор

аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для

использования их в производственных целях арендатором, в то время как

товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право

собственности”.

Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества

(арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на

оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно,

ежеквартально или ежемесячно.

Лизинг различают оперативный и финансовый.

Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества

многоразового использования на срок по времени короче его экономического

срока службы. Он характеризуется небольшой продолжительностью контракта (до

3 - 5 лет) и неполной амортизацией оборудования за время аренды. После

истечения срока оборудование может стать объектом нового лизингового

контракта или возвращается арендодателю. Обычно в оперативный лизинг

сдается строительная техника (краны, экскаваторы и т. д.), транспорт, ЭВМ и

т. д.

Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до

10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования.

Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного

кредитования покупки. По истечении срока действия финансового лизингового

контракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или

заключить новое, а также купить объект лизинга по остаточной стоимости

(обычно она носит чисто символический характер).

По объектам сделок лизинг подразделяется на лизинг движимого и

недвижимого имущества. При лизинге недвижимости арендодатель строит или

покупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет ему

использование в коммерческих и производственных целях. Так же, как и в

сделках с движимым имуществом, контракт заключается обычно на срок меньший

или равный амортизационному периоду объекта; арендатор несет все риски,

расходы и налоги во время действия контракта.

По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договор чистого

лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества

берет на себя арендатор, и договор полного лизинга, по которому

арендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы,

связанные с использованием объекта сделки.

Исходя из особенностей организации отношений между заемщиком и сдающим

в наем выделяется прямой лизинг, когда изготовитель или владелец имущества

выступает в качестве лица, сдающего его в аренду, и косвенный, при котором

сдача в аренду ведется через третье лицо.

По методу финансирования различается срочный лизинг, при котором

осуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый (револьверный), при

котором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта.

На практике применяются и другие виды лизинга.

Возвратный лизинг (lease-back). Заключается в продаже промышленным

предприятием части его собственного имущества лизинговой компании с

одновременным подписанием договора об его аренде. В такой операции только

два участника: арендатор имущества (бывший владелец) и лизинговая компания

(новый владелец). Такая сделка дает возможность предприятию получить

денежные средства за счет продажи средств производства, не прекращая их

эксплуатацию, и использовать их для новых капитальных вложений.

Рентабельность данной операции будет тем выше, чем доходы от новых

инвестиций больше суммы арендных платежей. Операции возвратного лизинга

вызывают уменьшение баланса предприятия, т. к. они ведут к изменению

собственника имущества.

К такой сделке можно прибегать и тогда, когда у предприятия довольно

низкий уровень доходов, и, следовательно, оно не может полностью

воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложению

прибыли. Оно совершает сделку, и лизинговая компания получает его налоговые

льготы. В ответ она снижает ставку арендной платы.

Так как часто лизинговой компании не хватает собственных средств для

осуществления лизинговых операций, то она может привлекать их. Такая

операция получила название лизинга с дополнительным привлечением средств.

Подсчитано, что свыше 85% всех лизинговых сделок являются лизингом с

привлечением средств. Арендодатель берет долгосрочную ссуду у одного или

нескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в аренду активов

(без права регресса на арендатора), причем арендные платежи и оборудование

служит обеспечением ссуды.

Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. Основной

арендодатель получает преимущественное право на получение арендных

платежей. В договоре обычно обуславливается, что в случае банкротства

третьего звена (посредника) арендная плата будет поступать основному

арендодателю непосредственно. Подобные сделки получили название

“сублизинг”.

Разновидностью лизинга стали сделки “дабл дин”, применяемые в

международной сфере. Их смысл заключается в комбинации налоговых выгод в

двух и более странах. Например, в начале 80-х годов приобретение ряда

самолетов было кредитовано через “дабл дин” между США и Великобританией.

Выгоды от налоговых льгот в Великобритании больше, если арендодатель имеет

право собственности, а в США - если арендодатель имеет только право

владения. Лизинговая компания в Великобритании покупает самолет, отдает его

в аренду американской лизинговой компании, а та, в свою очередь - местным

авиакомпаниям. Такого рода сделки могут осуществляться между Францией и

ФРГ, Францией и США, Японией и США и т. д.

В последнее время получила распространение практика заключения

соглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями. В

соответствии с этими соглашениями производитель от лица лизинговой компании

предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью

лизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сеть

поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта продукции. Эти сделки,

получившие название “помощь в продаже” (sales-aid).

При постоянном и тесном сотрудничестве предприятий с лизинговыми

компаниями возможно заключение соглашений по предоставлению “лизинговой

линии” (lease-line). Эти соглашения аналогичны банковским кредитным линиям

и позволяют арендатору брать дополнительное оборудование в лизинг без

заключения каждый раз нового контракта.

3. Особенности лизинга

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ

перед обычной ссудой:

а) Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного

начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества

предприятие должно было бы около 15% стоимости покупки оплачивать за счет

собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость

имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества

арендатору, либо позже.

б) Гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Особенно это

относится к мелким и средним предприятиям. Некоторые лизинговые компании

даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий.

Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. При

невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же

забирает свое имущество.

в) Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда

предлагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор

может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателем

соответствующую, удобную для него схему финансирования. Платежи могут быть

ежемесячными, ежеквартальными и т. д., суммы платежей могут отличаться друг

от друга. Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от

реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг. Ставка

может быть фиксированной и плавающей.

г) Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя.

Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего парка

оборудования.

д) В случае лизинга арендатор может использовать сразу гораздо больше

производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденные

благодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другие цели.

е) Так как лизинг долгое время служил средством реализации продукции и

развития производства, то государственная политика, как правило, направлена

на поощрение и расширение лизинговых операций.

ж) Преимущества учета арендуемого имущества. Основными принципами

Евролиза (Leaseurope - ассоциация европейских лизинговых компаний) по учету

лизинговых операций является опубликование арендатором своих финансовых

обязательств, вытекающих из лизинговых соглашений.

Считается, что опубликование арендатором своих обязательств будет

играть важную роль в оценке его финансового положения. Цифровая информация

по обязательствам на дату составления баланса должна удовлетворить все

запросы третьих сторон. Эта публикация может быть сделана в форме

приложения к балансу.

Во многих странах законодательство устанавливает для предприятий

обязательное соотношение собственного и заемного капитала. Так как

имущество по лизинговой сделке будет учитываться по балансу арендодателя,

то арендатор может расширить свои производственные мощности, не затронув

соотношения.

з) Международный валютный фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в

подсчете национальной задолженности, т. е. существует возможность превысить

лимиты кредитной задолженности, устанавливаемые Фондом по отдельным

странам.

Несколько слов можно сказать и о недостатках лизинга:

1) Если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением времени

устарело до окончания действия лизингового договора, то лизингополучатель

продолжает платить арендные платежи до конца контракта.

2) При оперативном лизинге риск устаревшего оборудования ложится на

арендодателя, который вынужден брать за это большую плату с

лизингополучателя.

3) Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае

выхода оборудования из строя, платежи производятся в установленные сроки,

независимо от состояния оборудования.

4) Если объектом лизингового договора является крупный и уникальный

объект, то в связи с большим разнообразием условий арендных сделок

подготовка договоров об их лизинге требует значительного времени и средств.

4. Лизинговые контракты

Лизинг - операция, отличающаяся довольно сложной организацией. Во

многих сделках имеют место как минимум три контракта:

- между арендатором и арендодателем;

- между поставщиком и арендодателем;

- между арендодателем и его банком.

Обычно перед началом сделки производится тщательный анализ клиента, в

который входит:

- оценка клиента по его способности выплатить арендные платежи и по его

предварительным доходам от использования арендуемого оборудования;

- оценка товаров (спрос на них с точки зрения возможной перепродажи).

Если это международный лизинг, то особенно важны: выбор валюты

контракта, оценка риска изменения курса валюты, таможенный режим

арендатора, налог на фирму, применяемый к арендодателю, наличие соглашений

о неприменении двойного налогообложения между странами, защита права

собственности иностранного арендодателя в стране арендатора.

При лизинге с дополнительным привлечением средств особенно остро встают

вопросы залогового права, страхования, различного рода гарантий. Важны

также вопросы предоставления технических гарантий производителем.

Существуют три варианта приобретения оборудования при лизинге:

1) арендодатель платит поставщику и передает арендатору право

пользования;

2) арендатор может договориться о поставке оборудования и тут же

продать его арендодателю (но поставщику платит арендатор);

3) арендодатель назначает арендатора своим агентом по заказу товара у

поставщика.

В первом варианте арендодатели часто не хотят, чтобы поставщик был

поставлен в известность о переуступке, так как они опасаются, что это может

сказаться на их взаимоотношениях. Во втором варианте арендодатель должен

быть уверен, что покупка сделана правильно, т. е. что товар нигде не

заложен, не обложен комиссиями и т. д. В третьем случае надо учитывать, что

если арендатор действует как агент, то он будет отвечать в случае

банкротства арендодателя.

Арендодатель должен быть уверен, что как только поставщик поставит

товар, арендатор будет готов принять его, следить за ним и платить за него

аренду. Поэтому лизинговая компания особенно заинтересована в тесном

сотрудничестве с арендатором и в заключении так называемых “генеральных

соглашений” с ним. На протяжении всего контракта лизинговая компания

осуществляет контроль за правильным использованием оборудования.

В лизинге очень важна гарантия того, что к концу контракта оборудование

будет иметь определенную остаточную стоимость. Для этого существует система

страхования остаточной стоимости.

Погашение лизинговых обязательств может происходить как в денежной, так

и в другой форме. Так, при лизинге в развивающихся странах часто

используются элементы бартерной сделки. В счет арендных платежей идет

товар, производимый арендатором (нефть, алмазы, кожа и т. д.). Но здесь

нужно привлекать третью сторону, которая будет заниматься продажей этих

товаров за свободно конвертируемую валюту.

Необходимо отметить, что в области лизинга движимого имущества за

последние годы были выработаны, хотя и с некоторыми нюансами, стандартные

типы контрактов, в то время как в области лизинга недвижимого имущества

отдельные пункты контрактов составляются, как правило, в индивидуальном

порядке с учетом величины объектов и более продолжительных сроков действия

заключаемых контрактов. Однако практически любой лизинговый контракт должен

включать в себя следующие элементы.

1. Объект.

2. Срок поставки.

3. Срок аренды.

4. Право собственности арендодателя.

5. Риски, ответственность, техгарантии.

6. Использование оборудования.

7. Уход, ремонт и модификации.

8. Убытки, несчастные случаи.

9. Страхование.

10. Арендные платежи, комиссии.

11. Пени за просрочку платежей.

12. Возможность покупки.

13. Условия расторжения договора.

14. Возврат оборудования.

15. Налоги, пошлины.

16. Появление новых обстоятельств.

17. Дополнительные права сторон.

18. Улаживание споров и арбитраж.

19. Задерживающие условия (контракт вступает в силу лишь по получении

гарантий и т. д.).

20. Обязательства предоставить необходимую информацию (например,

баланс).

21. Подписи сторон и тех, кто впоследствии будет правопреемником.

22. Адрес нахождения сторон.

23. Гарантия остаточной стоимости.

24. Гарантия банка.

5. Альтернативные варианты:

покупка, ссуда или лизинг

Стоимость лизинга может быть ниже или равной стоимости ссуды только при

наличии определенных налоговых льгот. Если предприниматель имеет выбор

(либо купить оборудование с помощью ссуды, либо взять его в лизинг), то ему

необходимо сравнить затраты по каждому способу кредитования. В этом случае

неизбежно возникает вопрос о принципе, исходя из которого должно

производиться сравнение, так как платежи одинаковых размеров, но различные

по времени, совсем не однозначны. Таким принципом становится финансовая

эквивалентность платежей. Эквивалентными считаются такие платежи, которые,

будучи приведенными к одному и тому же моменту времени, равны. Процесс

приведения называют дисконтированием, а полученную сумму - чистой текущей

стоимостью (net present value).

В мировой практике при определении чистой текущей стоимости платежей

используется следующая формула дисконтирования:

ТС = БС х Кt , где

ТС - текущая стоимость;

БС - будущая стоимость;

Кt - коэффициент дисконтирования.

1

Кt = ((((((( , где

(1+Е)t-1

Е - норматив приведения во времени (процент дисконтирования);

t - номер года расчетного периода.

Чтобы сравнить два варианта финансирования, нужно в каждом случае

подсчитать чистую текущую стоимость. Необходимо учесть:

- налоговые льготы в каждом случае;

- если объект не является собственностью, то нельзя использовать

амортизационные льготы;

- если объект покупается, то фирма должна оплатить расходы по

техобслуживанию (во многих странах эти расходы вычитаются из

налогооблагаемой прибыли), а если объект лизингуется, то это зависит от

конкретного соглашения;

- так как объект не принадлежит арендатору, то он теряет право на

остаточную стоимость.

Расчеты, а, следовательно, и принятое решение во многом зависят от

того, какой процент дисконтирования выберет финансовый директор.

6. Формы расчетов

В настоящее время в соответствии со сложившейся практикой применяются

следующие основные формы расчетов:

- документарный аккредитив;

- инкассо;

- банковский перевод;

- открытый счет;

- авансовый платеж.

Кроме того, осуществляются расчеты с использованием векселей и чеков.

Аккредитив - это соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе

клиента произвести оплату документов третьему лицу.

Инкассо - банковская операция, посредством которой банк по поручению

клиента получает платеж от третьего лица за оказанные услуги, зачисляя эти

средства на счет клиента в банке.

Банковский перевод представляет собой поручение (по просьбе клиента)

одного банка другому выплатить переводополучателю определенную сумму.

Авансовый платеж - оплата товаров и услуг до отгрузки и до оказания

этих услуг.

Расчеты по открытому счету. Их сущность заключается в периодических

платежах торговых партнеров. Сумма текущей задолженности учитывается в их

книгах.

При лизинговых отношениях производятся следующие формы расчетов.

Расчеты по открытому счету не производятся, так как периодичность

платежей по лизингу отражена в лизинговом договоре.

Расчет в форме аванса теоретически может иметь место при первичном

платеже в случае международного договора по лизингу, когда

лизингополучателем является российская компания. Это может произойти из-за

осторожности западных предпринимателей к нашим организациям.

Основными же формами расчетов по лизингу является аккредитив и

банковский перевод.

Аккредитив имеет место чаще всего при первоначальном платеже.

Лизинговые платежи по договору осуществляются при помощи банковского

перевода.

II. МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЗИНГА

1. Роль лизинговых операций в экономике стран Европы

По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий

объем лизинговых операций в 25 странах - членах ассоциации в 1994 году

составил 85,3 млрд. ЭКЮ (эти цифры пока еще не подтверждены официальной

статистикой). Этот год стал первым после трехлетнего периода беспрерывного

падения годом оживления на рынке лизинговых услуг. С 95, 2 млрд. ЭКЮ в 1990

году к 1993 году объемы операций сократились почти на 16 %.

В 1994 году промышленное производство в 12 странах ЕС выросло на 5,2 %.

Поэтому повышение экономической активности тотчас же вызвало и 7-процентный

рост объема лизинговых операций.*

Подавляющая часть лизинговых операций в странах - членах Leaseurope

составляют сделки с движимым имуществом. Однако статистика за последние 9

лет показывает, что имеет место слабая, но вполне отчетливая тенденция к

увеличению доли лизинга недвижимого имущества. Интересно, что эта тенденция

сохраняется и в период экономического подъема, и в период спада: в 1986

году доля движимого имущества в общем объеме лизинговых операций

составляла 87 %, а в 1990 году - 83,1 %, в 1994 году - 81,3 %. Несмотря на

внушительный объем лизинговых операций в целом по странам Leaseurope,

показатели отдельных стран могут отличаться буквально на порядок.

Примечательно, что какой-либо связи между наличием специального

законодательства о лизинге и объемом операций не существует. Например, в

Германии, где лизинговая деятельность регулируется специальным

законодательством, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций находился

на среднем уровне - 15,8 % в 1994 году.* Правда, в абсолютном выражении

Германия является общеевропейским лидером по объему лизинговых операций: в

прошлом году объем лизинга движимого имущества составил 19,2 млрд. ЭКЮ, а

недвижимого 5,7 млрд. ЭКЮ. Франция и Португалия, имеющие посвященные

лизингу законы, демонстрируют относительно скромные показатели объемов

лизинговых сделок - 8,9 млрд. ЭКЮ и 1,1 млрд. ЭКЮ соответственно. В то же

время шведское правительство, столкнувшись с трехлетним падением объемов

лизинга (с 2,7 млрд. ЭКЮ в 1992 году до 1,8 млрд. ЭКЮ в 1994 году),

принялось активно разрабатывать лизинговое законодательство.

Лидером по удельному весу лизинга в общенациональных инвестициях

являются два основных государства - Ирландия (46 %) и Англия (35,8 %). При

этом номинальная сумма лизинговых операций в Англии почти не уступает

немецкой - 18,853 млрд. ЭКЮ. В Ирландии этот показатель несоизмеримо меньше

- 1,05 млрд. ЭКЮ. К третьей группе можно отнести страны Восточной Европы,

где по очевидным причинам лизинговые операции только-только начали

развиваться. Их абсолютные объемы и удельные доли крайне низки, но налицо

очевидная тенденция к росту. Единственным исключением является Чехия, в

которой в прошлом году объем лизинговых операций достиг 817 млн. ЭКЮ, что

больше чем, скажем, в Норвегии или Греции. А по показателям удельного веса

Чехия вышла на четвертое место среди всех стран Leaseurope. Очевидно, столь

широкое по сравнению с остальными бывшими соцстранами распространение

лизинга в Чехии связано с тем, что в ее экономике доминирующее положение

занимает частный сектор.

2. Особенности лизинга в отдельных странах

а) США

В США лизинг появился еще в 50-х годах. На долю США приходится половина

мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 1986 году в США было

поставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций в

оборудование в стране).

Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые

льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10 %

стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например,

расходы по покупке оборудования - 100 000 долл., инвестиционная льгота -

10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы налога. Но право на налоговые льготы

возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам,

устанавливаемым для аренды Управлением внутренних доходов министерства

финансов США:

- продолжительность лизинга должна быть меньше 30 лет;

- лизинг не должен предусматривать возможность покупки имущества по

цене ниже разумной рыночной - например, за 1 долл.;

- лизинг не должен предусматривать график платежей, где они вначале

будут больше, а затем меньше. Это было бы свидетельством того, что лизинг

используется как средство уйти от налога;

- лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем

прибыли;

- возможность продления лизинга должна учитывать нормальную рыночную

стоимость оборудования.*

До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его

стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому,

фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование,

не показывая возросшую сумму задолженности. Таким образом, подлинный долг

был скрыт от инвесторов и экспертов. В 1976 году Управление стандартизации

финансового учета издало постановление № 13, которое заставило учитывать

некоторые финансовые сделки как приобретение имущества и принятие на себя

финансовых обязательств. Целью этого постановления было разграничить

“подлинный лизинг” и покупку с помощью лизинга. В постановлении были

перечислены следующие пункты:

- право собственности в конце сделки переходит к арендатору;

- лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки по

цене ниже рыночной;

- срок сделки больше или равен 75 % полезного срока службы;

- текущая стоимость лизинговых платежей (без платы за страхование,

управление, налоги) больше или равна 90 % нормальной рыночной цены

оборудования.*

Если сделка удовлетворяет хотя бы одному из этих условий, то имущество

учитывается на балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговым

обязательством в пассив (“Обязательства по финансовому лизингу”). Если

сделка не удовлетворяет ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество

учитывается в приложении к балансу арендатора.

С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как

правительство увидело в нем “субсидию на благо другого государства”

(“Экспорт налоговых льгот”). Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х

годах в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный

инструмент стимулирования капиталовложений в более стабильной экономической

обстановке 80-х годов. Реформа налоговой системы в США сократила

доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и

изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила

экономическую выгоду лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось.

Дело в том, что погашение лизинговых сделок все-таки обладает большей

гибкостью, чем, например, погашение обычных ссуд. В США многие лизинговые

компании лучше знают оборудование, чем другие кредиторы. Так как

кредитоспособность лизинговой компании зависит от возможности реализовать

оборудование после истечения срока сделки, то компании очень заинтересованы

в лизинге наиболее ценного и эффективного оборудования. В этом случае они

охотно берут на себя все подобные риски. Некоторые налоговые льготы все-

таки сохраняются.

В последнее время растет значение соглашений возвратного лизинга

(нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, компьютеры, самолеты),

оперативного лизинга (транспорт, печатное оборудование). Особенно наглядно

просматривается рост оперативного лизинга без наличия особых налоговых

льгот в авиации. Международная лизинговая финансовая корпорация (ILFC) с

местом нахождения в США была основана в 1973 году и стала государственной

компанией в марте 1983 года. Вместе с ирландской Gyness Peat Aviation Group

(GPA) она определяет положение на рынке. В ее портфеле более 150 самолетов.

Доходы за первое полугодие 1992 года составили 94,8 млн. долл., активы -

1,65 млрд. долл. на 31 мая 1992 года. Она предлагает клиентам самолеты на 3-

15 лет без необходимости брать на себя огромные начальные расходы. Мировой

рынок оперативного лизинга самолетов вырос практически от нулевой отметки в

1982 году до 10 % всего лизингового рынка сегодня. Наиболее крупными

американскими лизинговыми компаниями являются: Bank Amerilase Group,

Golodefz Trading Corp., Security Pacific Consider Corp.*

б) Великобритания

‚‚В Великобритании лизинг получил значительное развитие только после

1970 года, то есть после введения налоговых льгот. Компании могли вычитать

100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они

производились. Эти льготы были существенны только для предприятий с большой

доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла

воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому,

если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилось ждать

некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если она продавала

оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии,

что у лизинговой компании конец финансового года наступал раньше), то

косвенные выгоды были получены быстрее. Поэтому лизинговые компании

открывают филиалы с разными концами финансового года. Налоговая

инвестиционная льгота безвозмездна, она возвращается обратно через налоги

на арендные платежи, но тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду,

равную 52 % стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для

арендатора.

В 1984 году правительство объявило, что корпорационный налог будет

снижен с 52 % до 35 % к апрелю 1986 года, а 100-процентная льгота первого

года будет заменена 25-процентной регрессивной (writing down) льготой (25 %

- в первый год, 25 % от остатка - во второй год и т. д.). Изменения

происходили постепенно. Это хорошо видно из следующей таблицы:

Таблица 1*

|Финансовый год |Налоговая ставка, % |Льгота первого года, |

| | |% |

|До 1983/84 |52 |100 |

|1983/84 |50 |100 |

|1984/85 |45 |75 |

|1985/86 |40 |50 |

|1986/87 |35 |25 |

|и далее | | |

Так как корпорационный налог сокращался постепенно, то изменения не

сразу сказывались на развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась.

Это очень выгодно для лизинга в области электронной промышленности. Так, в

течение 1 года арендные платежи не облагаются налогом.

В будущем объем лизинга будет зависеть от того, каким будет объем

инвестиций, сколько будет компаний с низким уровнем доходов, и как много

компаний решат продолжать использовать лизинг для финансирования своих

инвестиций.

в) Франция

Лизинг здесь получил большое распространение, особенно его вид под

названием “креди-бай”. В апреле 1967 года была создана первая французская

компания “Локафранс”. В настоящее время во Франции развивается лизинг

самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования,

контейнеров, вычислитель-ной техники, медицинского оборудования,

полиграфического, крупного промышленного оборудования.

Рассмотрим лизинг во Франции на примере группы “BNP/Bail”. В нее входят

компании “Natio Equipment, “Natio Location”, “Natio Energie”,

“Locafinance”, “Natiofail”, “Natiocredifail”. * Лизинг движимого имущества

во Франции начался в 1960 году, а Закон о лизинге был принят в 1966 году.

Закон ввел налог на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору

(он исчисляется из стоимости оборудования в момент уступки), налог на

уступки прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость (на разницу

между стоимостью по балансу и ценой уступки). “Natio Equipment”

предоставляет арендатору право на выбор.

Таблица 2

|Срок амортизации |Минимальная продолжительность |

| |контракта |

|3 года |3 года |

|4 года |3 года |

|5 лет |4 года |

|6-7 лет |5 лет |

|8 лет |6 лет |

|10 лет |7 лет |

Остаточная стоимость составляет от 1% до 7% первоначальной стоимости.

Арендные платежи вносятся 1 раз в месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год. Они

могут быть линейными, регрессивными, с наибольшим первым взносом.

Лизинг недвижимости также определяется законом 1966 года. В 1967 году

во Франции были созданы Общества по операциям с недвижимостью в сфере

промышленности и торговли (СИКОМИ). СИКОМИ** имеют форму акционерных

компаний с капиталом не менее 10 млн. франков, который должен быть

полностью внесен к моменту создания общества. Лизинговым компаниям СИКОМИ

предоставляются существенные налоговые льготы: на 85% прибыли освобождение

от налога, ускоренная амортизация и т. д.

Таблица показывает разделение лизинговых операций между СИКОМИ и не

членами этой системы.

Таблица 3

|Количество операций |

| |1985 г. |1986 г. |6 первых месяцев 1987|

| | | |г. |

|СИКОМИ |1135 |1465 |894 |

|Организации не |312 |555 |275 |

|являющиеся членами | | | |

|СИКОМИ | | | |

Обычно соглашение по лизингу недвижимости длится 15-20 лет. Объектами

могут быть: земля, строения, отделочные работы, система путей сообщения,

оборудование, рассматриваемое как недвижимость по своему назначению (лифты

и т. д.). Оплата обычно производится прямым регрессивным или смешанным

способом. Помимо “BNP” другие банки также создали компании: “Креди Лионэ” -

“Смебай”, “Сосьете Женераль” - “Софинбай”.

г) ФРГ

В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57

из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядок налогообложения

лизинговых сделок излагается в письмах федерального министра финансов от

19.04.1971 года и от 22.12.1975 года. Заключаемые в соответствии с

установленными нормами лизинговые контракты позволяют воспользоваться рядом

налоговых льгот.*

Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга

- это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа - лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была

основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой

компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних

компаний.

“Гефа - лизинг Гмбх” была основана группой “Гефа” в 1968 году. За время

своего существования фирма сдала своим клиентам в аренду оборудование общей

стоимостью свыше 3 млрд. марок ФРГ.

д) Австрия

В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии

с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на

покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта

арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в

течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о

покупке.

Как и в ФРГ, в Австрии основой для развития лизинга стал закон о найме.

Лизинг в Австрии развивается уже 25 лет. В лизинг сдаются даже детские сады

и школы. Для использования налоговых льгот по закону 1984 года необходимо,

чтобы срок договора по лизингу не превышал 40% - 90% общего периода

использования оборудования, и чтобы объект лизинга был самостоятельной

единицей.

Одной из ведущих лизинговых фирм является “Райфайзен лизинг” с участием

в ее капитале “Донау банка”.*

е) Италия

Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 году. В настоящее

время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает 50 компаний.

Крупнейшая итальянская (компания) лизинговая группа “Локафит” отдает в

лизинг рабочий инструмент, землеройные машины, сельскохозяйственные машины,

оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт

(автомобили, самолеты, суда и т. д.)

Одним из учредителей является “Банк Насиональ де Лаворо”. Группа

создала совместные фирмы в ФРГ, Франции, США, Испании, Китае, осуществляет

операции с Венгрией и Югославией.

ж) Япония

В Японии крупнейшей лизинговой компанией является “Gentury Leasing

System”, созданная в 1969 году. Ее оплаченный капитал 1,6 млн. долларов.

Она имеет филиалы в Гонконге, Сингапуре, Великобритании. Акционеры: один

коммерческий банк, одна торговая и две страховые компании.*

з) Швеция

В Швеции лизинг начал развиваться в начале 60-х годов. Обычно им

пользовались маленькие и средние компании. Дело в том, что каждый банк

требовал обеспечение по многим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, так

как кредитор является владельцем оборудования. Поначалу заключались

соглашения о повторной покупке, согласно которым поставщик брал на себя

обязательство купить обратно оборудование, если клиент не выполнит свои

обязательства по лизингу. По мере роста конкуренции между лизинговыми

компаниями эти обязательства (по обратной покупке) стали встречаться все

реже и реже. Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, в

исключительных случаях до 9 лет.

Обобщая страны Западной Европы, США и Японии можно сделать следующие

выводы:

- в основном лизинговыми операциями занимаются не коммерческие банки, а

специализированные компании;

- развитой рынок лизинговых услуг укрепляет производственный сектор

экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных

отраслей, стимулирует приток капиталов в производственную сферу;

- наличие определенных налоговых льгот, направленных на развитие

лизинговых отношений.

III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

1. Использование банками лизинга

Несмотря на то, что законодательство в области регламентирования

лизинговых операций пока не развито и сроки его принятия не определены, эта

сфера банковского бизнеса не осталась без внимания большинства крупнейших

банков: лизинговые компании созданы Сбербанком России, Инкомбанком,

Мосбизнесбанком, банком “Санкт-Петербург” и другими.

а) Мосбизнесбанк.

Компания “Лизингбизнес”, основным учредителем которой является

Мосбизнесбанк, начала действовать в мае 1992 года. Ее учредителями, помимо

банка, выступают еще более 20 юридических и физических лиц, общая доля

которых в капитале компании не превышает 20%. В настоящее время уставной

фонд компании составляет 100 млн. рублей (8,4 млн. рублей по состоянию на 1

января 1993 года), а сумма баланса - 51,4 млрд. рублей (122,4 млн.

рублей на 1 января 1993 года).*

Как сообщил “Ъ” вице-президент Мосбизнесбанка Алексей Иващенко,

“Лизингбизнес” предоставляет разнообразные лизинговые услуги,

ориентированные на различных субъектов рынка. Как и многие другие

лизинговые компании, “Лизингбизнес” в первую очередь отдает предпочтение

сделкам “стандартного” лизинга, при котором компания приобретает выбранное

клиентом оборудование и сдает его в лизинг до полного морального или

физического износа или до выкупа клиентом оборудования в собственность.

Базовые условия контрактов таковы: срок - до 5 лет (возможен вариант

полного лизинга, когда клиент оплачивает сразу всю сумму контракта, что, по

словам Алексея Иващенко, гораздо выгоднее для лизингодателя). Ставки

исчисляются исходя из текущей рыночной ставки рынка и корректируются раз в

квартал - в зависимости от изменения ставки ЦБ.

Объем лизинговых сделок, заключенных компанией в 1994 году, составил

$8,3 млн. в ценах договоров купли-продажи (всего за время существования

компания купила и сдала в лизинг оборудования примерно на $20 млн.). Среди

крупнейших сделок прошлого года - контракт со швейцарской компанией Merisel

на поставку компьютерносетевого оборудования на $1,5 млн., а также контракт

с одной ирландской фирмой на поставку компьютерной техники, оцениваемый в

$500 тыс. Структура имущества, сданного в лизинг в отчетном году, выглядит

следующим образом: автомобили - 38,2%, компьютеры и программное обеспечение

- 23,5%, копировальная техника и офисное оборудование - 21,2%.*

Абсолютное большинство клиентов “Лизингбизнеса” - западные фирмы.

Российские компании лизинговым оборудованием практически не пользуются (за

исключением компаний, в которых работают западные менеджеры). Россияне, по

наблюдениям экспертов, “просчитывают”, во сколько обойдется лизинг

оборудования в течение 5 лет, и приходят к выводу, что дешевле купить

сразу. Преимущество лизинга - возможность сэкономить часть средств для

“разворачивания” на начальной стадии деятельности - как правило, остается

незамеченным отечественными предпринимателями.

б) Межэкономсбербанк.

В отличие от Мосбизнесбанка, Межэкономсбербанк пошел по пути создания

совместной компании. В 1992 году приступило к работе российско-германское

ТОО “Межсбер-Юраско лизинг”, учредителем которого с немецкой стороны

выступила компания Eurasco Trade Consulting Gmbh, являющаяся дочерней

компанией швейцарской компании Eurasco Zuerich AG и выполняющей, по сути,

роль банка. Уставной капитал СП - DM 1 млн. Оно специализируется на

международных лизинговых операциях и финансовом лизинге с поной выплатой,

уделяя особое внимание развитию малого бизнеса. Сумма одной лизинговой

операции составляет в среднем $100-300 тыс. Компания работает

преимущественно с предприятиями, занимающимися переработкой

сельхозпродукции и производством продовольствия, строительством жилья.

Специфика “Межсбер-Юраско лизинга” - осуществление международных лизинговых

операций с привлечением зарубежных инвестиций. Надо заметить, что число

лизинговых компаний, привлекающих зарубежные средства, на сегодняшний день

крайне невелико.*

Схема работы “Межсбер-Юраско лизинга” выглядит следующим образом:

контракты финансируются компанией Eurasco Zuerich AG под гарантию

Межэкономсбербанка. Если покупатель не является клиентом

Межэкономсбербанка, гарантом выступает банк, обслуживающий покупателя.

Средства поставщику платит “Межсбер-Юраско лизинг”, которому Eurasco

Zuerich AG открывает целевой кредит. К настоящему времени компанией

подписано 10 лизинговых контрактов на сумму около $4 млн. В соответствии с

этими контрактами российские компании получили строительное,

фотографическое, хлебопекарное оборудование, оборудование для изготовления

оконных блоков, копировально-множительную и компьютерную технику из ФРГ,

Франции, Великобритании и России. Срок лизинга по этим контрактам колебался

от полутора до трех лет.

Следует отметить, что “Межсбер-Юраско лизинг” закупает оборудование не

только у зарубежных, но и у отечественных производителей (чего, как

правило, не делают другие лизинговые компании). Например, 24 комплекта

хлебопекарного оборудования Ярославского завода (еще 9 комплектов пришло из-

за рубежа). Поставка этой техники финансировалась за счет бюджетных

средств, выделенных Министерством экономики.

в) “Балтлиз”.

АОЗТ “Балтийский лизинг” создано в 1990 году. Его основные учредители -

Промышленно-строительный банк (Петербург), Балтийское морское пароходство,

Российская государственная страховая компания и АО “Научные приборы”.

Уставной капитал составляет 50 млн. рублей. Около 85% объема лизинговых

операций приходится на лизинг промышленного оборудования для мелкого и

среднего бизнеса - минипекарен, деревообрабатывающего оборудования, мини-

заводов по производству продовольствия.

Свою деятельность в области лизинга “Балтлиз” начал с крупной сделки в

интересах одного из своих учредителей - сразу после регистрации компания

профинансировала лизинг четырех судов общим дедвейтом 60 тыс. т для

Балтийского морского пароходства (стоимость одного судна такого класса

составляет не менее DM 5-6 млн.). *

Однако, несмотря на такое начало АО “Балтлиз”, его дальнейшую работу

можно, пожалуй, оценить как осторожную - за весь 1994 год было заключено 15

лизинговых сделок на 4,5 млрд. рублей - сумму заведомо меньшую, чем первая

сделка с участием учредителей компании. Причин тому может быть названо

несколько. Главной из них, пожалуй, является та, что “Балтлиз” с самого

начала своей деятельности решил вообще отказаться от оперативного лизинга.

г) “Восток-Запад”

В отличие от других банков, “Восток-Запад” решил не открывать

специализированной лизинговой компании. Начальник управления развития и

инвестиций банка Андрей Некрасов сообщил, что специалисты его банка

посчитали это нецелесообразным, поскольку лизинговой компании для работы

придется брать кредит у банка, что отразится на размере ее маржи**.

Проведение лизинговых операций было поручено одному из отделов банка.

Однако не исключено, то в дальнейшем дочерняя фирма все же будет создана.

“Восток-Запад”, обладающий солидной клиентурой из числа крупных

неторговых организаций по транспортным перевозкам, решил работать с ними и

в области лизинга. Как известно, на Западе транспортные перевозки -

традиционная сфера лизинга, на них приходится 60% лизинговых операций

(следом по объему идет лизинг недвижимости, перевозок на судах, конторского

оборудования и интеллектуальной собственности).

“Восток-Запад” закупает оборудование у зарубежных фирм, среди которых

Mercedes-Benz, Iveko, Man, Scania, Volvo, Schmitz, Krone, Trailor,

Fruenauf, DAF и Steyer. За 1994 г. банк рассмотрел более 50 заявок, из

которых профинансировал только 10. Было приобретено более 100 единиц

грузовой техники на сумму DM 9,1 млн. Как правило, участие банка “Восток-

Запад” в финансировании составляло около 70%.

Как и “Межсбер-Юраско лизинг”, “Восток-Запад” предпочел оказывать

лизинг сроком не более 3 лет. При этом авансовый платеж заемщика составил

на начало нынешнего года 15% от контрактной цены, а сумма платежей за весь

срок лизинга, включая аванс и проценты, - 19,5% за три года, или 6,5% в год

от контрактной цены. Оплата страхования, таможенных сборов, налогов,

регистрационные платежи производятся за счет заемщика. Банк предоставляет

лизинг предприятиям, открывшим счет в СКВ и осуществляющим по валютному

счету платежные операции в объеме финансируемого проекта (согласованный

лимит поступления ).

Несмотря на то, что лизинговые компании созданы чуть ли не при каждом

крупном банке, лишь немногие реально работают и достигают значительных

(доходов) оборотов. Наиболее заметны на рынке лизинговых услуг Сбербанк

России, Мосбизнесбанк и банк “Санкт-Петербург”.*

Следует отметить, что банки осуществляют лизинговые операции в самых

разных хозяйственных сферах, хотя прежде, еще во времена СССР, в лизинг

традиционно приобретались в основном бумагоделательные машины и суда.

Разумеется, учрежденные банками компании специализируются на лизинге в тех

отраслях хозяйства, в которых у учредившего ее банка наиболее тесные или

эффективные контакты.

Примечательно, что представители почти всех лизинговых компаний

признают, что конкуренции на этом рынке практически не существует. По их

словам, лизинг пока не особенно доходен (не последнюю роль здесь играет еще

не отмененное двойное налогообложение лизинговых операций). Как отмечали

некоторые, банку экономически невыгодно замораживать свои средства,

вкладывая их в лизинг, и идет он на это в основном ради своей клиентуры.

Поэтому в кредитном портфеле банков доля лизинговых операций занимает пока

немного места, как правило не превышая 3-5%.

2. Лизинг авиатехники

70% российского авиапарка (около 3 тыс. реактивных самолетов) находится

в настоящее время на пределе эксплуатационных возможностей, а новые Ил-96,

Ил-114, Ту-204 и Ту-134 безнадежно отстали от графиков ввода в

эксплуатацию. Из-за того, что российская авиапромышленность не может дать

отечественным авиакомпаниям машины нового поколения, несколько авиакомпаний

России взяли и объявили о намерении взять в лизинг лучшие образцы западной

авиатехники.

Первым это сделал “Аэрофлот” - 29 июля 1992 года вступили в

эксплуатацию пять взятых в лизинг новых Airbus А310-300. Следующий шаг

сделала компания “Трансаэро”, поставив на аренду хотя и сильно подержанных,

но находящихся в хорошем состоянии Boeing 757 (сегодня в “Трансаэро” пять

“Боингов” 737-й и два 757-й модели). В этом году компания намерена

арендовать еще два Boeing 757 и столько же дальнемагистральных лайнеров

Boeing 767.*

Пока авиапарк зарубежной техники сравнительно невелик - авиакомпании

СНГ располагают семнадцатью “Боингами” и шестью аэробусами. Однако это

только начало. О приобретении “Боингов” думают уже в самых отдаленных

регионах России - например, “Байкал-авиа” уже эксплуатирует первый Boeing

757. В декабре якутская авиакомпания Diamond Sakha приобрела два А-310-300,

а российские авиакомпании “АЛАК” и “Корсар” начали переговоры с Airbus

Industrie о лизинге 310-х аэробусов. В конце прошлого года “Аэрофлот-

Российские международные авиалинии” начал эксплуатацию двух Boeing 767-300

ER, а в текущем году намерен пополнить свой авиапарк еще несколькими

“Боингами” и аэробусами.**

О лизинге задумались и грузовые авиаперевозчики - так, компания “Волга-

Днепр” планирует взять в лизинг несколько грузовых Boeing 747. Эксплуатация

даже выдающихся по своим характеристикам Ан-124 “Руслан” из-за

нестандартного способа разгрузки - через кормовую рампу и через

опрокидывающийся нос - очень затруднена в зарубежных аэропортах,

рассчитанных на систему “бортовой люк - грузовой терминал”.*

Авиакомпании в первую очередь руководствуются критерием экономической

целесообразности - эксплуатация даже давно снятых с производства Boeing 737-

200 выгоднее использования российских лайнеров - западные лайнеры сжигают

на 15-20% меньше топлива, а затраты времени на предполетное обслуживание

примерно на 30% ниже. Многие эксперты предполагают двукратное увеличение

численности парка иностранных самолетов в авиакомпаниях СНГ уже в этом

году. Особых сложностей с их получением нет.

Наиболее распространенный путь получения западных самолетов - лизинг

подержанных машин. Их стоимость примерно в семь раз ниже рыночной цены

новых, соответственно снижаются и лизинговые ставки. Размер ежемесячных

выплат за арендуемый самолет составляет 1% его стоимости плюс проценты по

банковскому кредиту (обычно не выше 5%). Те, кто побогаче, предпочитают

лизинг новых машин, у кого валюты поменьше, выбирают подержанные. За

предложением дело не станет - только в Европе действует 14 крупных

компаний, сдающих самолеты в аренду. Арендой не пренебрегают даже мощные

авиакомпании - в американской Delta число лизинговых самолетов превышает

10% авиапарка. Товара хватает - по некоторым оценкам, арендаторов

дожидается не менее 1,5 тыс. реактивных самолетов. *

Пока единственный в этих условиях путь спасения для российского

авиастроения - оснастить наши самолеты западными двигателями. “Аэрофлот”

уже запланировал ремоторизацию парка Ил-86 американо-французскими

двигателями, что позволит на 20% снизить расход топлива и почти вдвое -

уровень шума и выхлопа вредных веществ. Последнее очень важно - с 1996 года

в Европе вводятся строгие экологические нормы для пассажирских самолетов.

Таблица 4

Ежемесячные ставки лизинга лайнеров западного производства с учетом

амортизации 45% (без банковского процента)

|Тип самолета |Ставка ($ тыс.) |

|Boeing 737-200 |70 |

|Boeing 737-300 |250 |

|Boeing 747-100 |300 |

|Boeing 747-400 |1533 |

|Boeing 757 |550 |

|Boeing 767-300 ER |800 |

|Airbus A310-300 |667 |

|Airbus A340 |1120 |

|McDonnell Douglas DC10-30 |650 |

3. Проблемы развития лизинга

Каковы причины, побудившие российское правительство стимулировать

лизинг, а значит создать для него некоторую законодательную базу. 17

сентября 1994 года президент издал специальный указ “О развитии финансового

лизинга в инвестиционной деятельности.” Впрочем, определенный опыт создания

государственных лизинговых компаний к тому времени уже был - созданная

правительством компания “Росагроснаб” должна была поддерживать бюджетными

средствами отечественных производителей сельскохозяйственной техники и

самих крестьян, сдавая им на льготных условиях эту самую технику. Кроме

того, в конце 1993 года правительство приняло решение о выделении 670 млрд.

рублей на создание Русской авиационной лизинговой компании “Аэролизинг”.

Однако, как показывает международный опыт, жесткой взаимосвязи между

наличием специфического законодательства и объемами лизинговых операций

нет. Представители некоторых российских лизинговых фирм весьма скептически

относятся к усилиям правительства создать лизинговое право. Например,

советник управления Авиабанка Борис Туюкин полагает, что уже существующего

законодательства (при некоторой его корректировке) вполне достаточно для

функционирования лизинговых компаний, и никаких дополнительных законов не

нужно вовсе. Вместе с тем правительство и многие лизинговые компании

настаивают на том, чтобы вопросы лизинга были особо оговорены в

национальном корпоративном праве.

Речь по сути идет о трех документах: постановлении “О развитии лизинга

в инвестиционной деятельности”, “Временное положение о лизинге” и уже

упоминавшийся закон “О лизинге”. Первые два документа были утверждены

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года.

Из трех упомянутых документов наиболее интересно профессиональным

участникам лизинговых сделок именно “Временное положение о лизинге”,

поскольку именно оно будет играть ключевую роль в регулировании такого рода

операций.

И здесь нужно отметить определения “лизингодателя”, “лизингополучателя”

и “поставщик лизингового имущества”, данные во Временном положении:

“- лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговую

деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного

для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской

деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в

качестве индивидуального предпринимателя;

- лизингополучатель - юридическое лицо, осуществляющее

предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и

зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающие

имуществе в пользование по договору лизинга;

- продавец лизингового имущества - предприятие-изготовитель машин и

оборудования или другое юридическое лицо, или гражданин, продающие

имущество, являющееся объектом лизинга.”

Хочу отметить, что в проекте этого положения была строка о том, что

“лизинговые операции может проводить только лизинговая компания.” Подобные

требования связаны с особенностями финансовых операций лизинговых компаний

и режима их налогообложения. Однако очевидно, что это ограничение

значительно затруднило бы осуществление лизинговых операций самими

производителями в целях стимулирования спроса (таким образом пытался

наладить сбыт продукции Онежский тракторный завод).

В самом положении строка о том, что “лизинговые операции могут

проводить только лизинговые компании” фактически завуалирована в другой

строке “лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговую

деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного

для этого имущества.”

Поэтому предприятия-изготовители будут создавать лизинговые компании и

через них проводить лизинговые операции. Следует здесь отметить, что в

Европе, по свидетельству европейской ассоциации лизинговых компаний

Leaseurope, принадлежащие производителям лизинговые компании демонстрируют

наиболее динамичный рост.

Данное министерством экономики определение другого понятия

“лизингополучатель” (только юрлицо или предприниматель) ограничивает число

возможных клиентов лизинговых компаний - в Западной Европе чуть меньше 40%

всех лизинговых операций приходится на аренду легковых автомобилей, которые

берутся по преимуществу частными лицами.

Однако наиболее важными для существующих лизинговых компаний являются

проблемы налогообложения и таможенных платежей. В соответствии с

действующими законами финансовая лизинговая компания вынуждена дважды

платить НДС и спецналог - при покупке оборудования и с лизинговых операций.

Существующие процентные ставки делают лизинговую деятельность практически

бесперспективной - даже по валютнономинированным кредитам они достигают

28%, в то время как западные лизинговые компании уже сейчас предлагают

кредитовать лизинг промышленного оборудования под 5,3(8,5%. В качестве

компромисса с Минфином представители компаний предлагают такой выход:

освобождение от НДС в обмен на обязательное лицензирование деятельности

финансовых лизинговых компаний.

Однако очевидно, что наиболее трудно будет учесть интересы всех сторон

при решении вопроса о таможенных платежах. Трудно это будет сделать потому,

что здесь перекрещиваются интересы не только фискальных государсвтенных

органов и заинтересованных в удешевлении предметов лизинга компаний.

Представители лизинговых компаний утверждают, что для успешного развития

лизинга в России необходимо увеличить срок таможенного режима временного

ввоза как минимум до 5 лет (а в идеале - на весь срок действия лизингового

договора), а также необходимо ввести в таможенное законодательство

положение, в соответствии с которым таможенные пошлины в случае выкупа

лизингополучателем имущества уплачиваются с остаточной стоимости. Однако

против этого резко выступают руководители государственного таможенного

комитета, которые заявляют, что это создаст “таможенную дыру при импорте

технологического оборудования”. Таким образом, сугубо техническая проблема

лизинга стала для правительства трудноразрешимой задачей. С одной стороны,

правительственные служащие отдают себе отчет в том, что без импорта

западного оборудования невозможно кардинально обновить технологический парк

отсталой национальной индустрии. С другой - перед ними стоит требование

президента “обеспечить защиту национального производителя.” Любое решение

этой проблемы - например, в пользу лизинговых компаний - действительно

означает создание “дыры”, через которую в страну будет беспошлинно

импортироваться все - от телефонов до BMW. А поиск компромисса затянет

подготовку законодательной базы лизинга на неопределенно долгое время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для

стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления

промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных

производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но

для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других

передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание:

соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

Нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при

которых они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого в

первую очередь следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно

длинными сроками действия (не менее 3-х лет). Ведь именно такие договора

будут нести реальные инвестиции в экономику.

Мне кажется, правительство прежде всего должно если не освободить, то

хотя бы снизить в два и более раз налог на прибыль, полученную

лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и

более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты

лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.

Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных

пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся

объектами международного финансового лизинга.

Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию

лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране

постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую

роль в экономике России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банковское дело. Справочное пособие. П/р Ю.А.Бабичевой, М: “Экономика”,

1994.

2. Лизинг и коммерческий кредит. М.: “Истсервис”, 1994.

3. Банковский портфель-1. М:”Соминтэк”, 1994.

4. Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга. М.:”Ист-

сервис”, 1994.

5. Банковское дело. П/р. О.И.Лаврушина. М.: Банковский и биржевой научно-

консультационный центр, 1992.

6. Л.Н.Красавина. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения,

М.:”Финансы и статистика”, 1994.

7. Финансово-кредитный словарь. Том II. П/р В.Ф.Гарбузова. М.:”Финансы и

статистика”, 1994.

8. Л.Г.Ефимова. Банковское право. М.:”БЕК”, 1994 г.

9. Коммерсантъ-DAILY, N79, 29 апреля 1995 г.

10. Коммерсантъ-DAILY, N2, 11 января 1995 г.

11. Коммерсантъ-DAILY, N1, 10 января 1995 г.

12. Коммерсантъ-DAILY, N100, 1 июня 1995 г.

СОДЕРЖАНИЕ

|Введение.....................................................| |

|........................ | |

|I. Понятие | |

|лизинга......................................................| |

|............ | |

|1. История | |

|возникновения................................................| |

|......... | |

|2. Понятие и виды | |

|лизинга......................................................| |

|.. | |

|3. Особенности | |

|лизинга......................................................| |

|........ | |

|4. Лизинговые | |

|контракты....................................................| |

|....... | |

|5. Альтернативные варианты: покупка, ссуда или лизинг..... | |

|6. Формы | |

|расчетов.....................................................| |

|................... | |

|II. Мировая практика применения | |

|лизинга.................................. | |

|1. Роль лизинговых операций в экономике стран Европы..... | |

|2. Особенности лизинга в отдельных | |

|странах............................ | |

|III. Особенности использования лизинга в | |

|России......................... | |

|1. Использование банками | |

|лизинга.............................................. | |

|2. Лизинг | |

|авиатехники..................................................| |

|.................. | |

|3. Проблемы развития | |

|лизинга......................................................| |

| | |

|Заключение...................................................| |

|............................ | |

| | |

|Литература...................................................| |

|............................. | |

* Коммерсантъ-DAILY, N79, 29 апреля 1995 г.

* Коммерсантъ-DAILY, N79, 29 апреля 1995 г.

* Лизинг и коммерческий кредит. М.: “Истсервис”, 1994.

* Лизинг и коммерческий кредит. М.: “Истсервис”, 1994.

* Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга. М.:”Ист-

сервис”, 1994.

* Лизинг и коммерческий кредит. М.: “Истсервис”, 1994.

* Лизинг и коммерческий кредит. М.: “Истсервис”, 1994.

** Коммерсантъ-DAILY, N1, 10 января 1995 г.

* Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга. М.:”Ист-

сервис”, 1994.

* Лизинг и коммерческий кредит. М.: “Истсервис”, 1994.

* Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга. М.:”Ист-

сервис”, 1994.

* Коммерсантъ-DAILY, N100, 1 июня 1995 г.

* Коммерсантъ-DAILY, N100, 1 июня 1995 г.

* Коммерсантъ-DAILY, N1, 10 января 1995 г.

* Коммерсантъ-DAILY, N2, 11 января 1995 г.

** Коммерсантъ-DAILY, N100, 1 июня 1995 г.

* Коммерсантъ-DAILY, N2, 11 января 1995 г.

* Коммерсантъ-DAILY, N2, 11 января 1995 г.

** Коммерсантъ-DAILY, N1, 10 января 1995 г.

* Коммерсантъ-DAILY, N2, 11 января 1995 г.