Лизинг в условиях экономического кризиса

Лизинг в условиях экономического кризиса

Российский лизинг и финансовый кризис

Современный российский лизинг очень молод. Вместе с тем ему удается

достаточно быстро интегрироваться в мировую финансовую систему. Анализ

лизинговой деятельности в США, Японии, Великобритании, Германии показал,

что ряд ведущих российских лизинговых компаний не просто заимствовали, но

и удачно адаптировали в наши условия опыт стран с развитыми лизинговыми

отношениями.

Благополучными для российского лизинга были 1996, 1997, начало 1998

годов. Российские и зарубежные банки, крупные производители машин,

оборудования всерьез обратили свое внимание на известный во всем мире

высокоэффективный финансовый инструмент - лизинг.

Этот период отличается образованием большого количества лизинговых

компаний. Стали появляться даже лизинговые холдинги. Годовой объем

стоимости

заключенных лизинговых договоров достиг одного миллиарда долларов. Еще

большие суммы фигурируют в лизинговых проектах, находящихся в стадии

проработки. По результатам первой половины 1998 года ряд ведущих

лизинговых компаний превысил объемы всего предыдущего года.

Для отечественных лизингодателей открылся доступ к относительно недорогим

кредитным ресурсам, к товарным кредитам. На российском рынке стали

применяться различные виды лизинга - финансовый, оперативный, возвратный,

компенсационный, раздельный. Появилось разнообразие схем финансирования и

предоставления гарантий участникам лизинговых операций.

С периодичностью раз в квартал у нас и за рубежом проводились

конференции,

посвященные развитию российского лизинга. Резко возросло количество

публикаций. Лизинг стал модной темой для дипломов и диссертаций.

Количество компаний, получивших лицензии на право осуществления лизинговой

деятельности, превысило семьсот. Правда, далеко не все из них успели стать

весомыми лизингодателями. Однако намерение заняться лизинговым бизнесом

они обозначили.

Вместе с тем, начавшаяся в 1998 году чехарда со ставкой рефинансирования,

а затем разразившийся острый финансовый кризис, в результате которого

многие российские банки легли на бок, не мог не повлиять на лизинговый

бизнес. Ряд действующих лизинговых компаний замер в ожидании - что будет

дальше? Многие крупные зарубежные и российские банки и

товаропроизводители, которые решили создать лизинговые компании, взяли

тайм-аут.

В самый разгар кризиса 8 сентября 1998 года, когда курс рубля превысил 20

руб. за доллар, в посольстве Республики Чехия в Москве состоялась встреча

с представителями ряда крупных чешских предприятий. Несмотря на кризис,

они приехали в Москву с предложениями установления контактов. Выработки

наиболее приемлемых для сторон условий производственного и финансового

взаимодействия. На этой встрече я высказал уверенность, что после того,

как хозяйственная жизнь нормализуется, спрос на лизинговый механизм может

резко возрасти.

Это предположение нуждается в обосновании, его следует подкрепить

определенным аналитическим исследованием. Необходимо учитывать факторы

“за” и “против” развития лизинга в России на ближайшую перспективу.

К отрицательным явлениям, связанным с тяжелым финансовым кризисом,

которые необходимо как можно быстрее преодолеть, можно отнести следующие

обстоятельства.

1. Большие потери ряда российских банков, которые учредили или

финансировали лизинговые компании. В результате для определенного

количества действующих лизинговых компаний может сократиться или даже

прекратиться кредитование новых лизинговых проектов.

Если ситуация будет развиваться по этому сценарию, то такие лизинговые

компании спустя непродолжительное время либо прикажут оставшимся долго

жить, либо им придется в срочном порядке искать новые схемы кредитования

будущих лизинговых проектов.

Текущие проблемы этих лизинговых компаний связаны еще и с тем, что

возвращаемые клиентами лизинговые платежи, проходящие через банки-

учредители, могут быть направлены этими банками не на финансирование

новых лизинговых проектов и покрытие затрат лизинговых компаний, а на

восполнение убытков, понесенных банками.

2. Потери, понесенные некоторыми российскими лизинговыми компаниями,

которые в течение 3-5 лет работы осуществили заметное накопление

собственных средств, часть которых направлялась на финансирование

лизинговых проектов, а часть резервировалась в государственных ценных

бумагах.

3. Возможное сокращение объемов кредитных средств, предоставляемых

западными банками под российские лизинговые проекты, и их удорожание из-за

снижения кредитных рейтингов, роста страновых рисков.

Не исключено определенное изменение условий, в частности, увеличение

тарифов национальных агентств, предоставляющих гарантии и страхующих

экспортные операции в Россию, с которыми у ведущих лизинговых компаний

начали налаживаться контакты, и в которых они стали получать аккредитацию.

Например, в OPIC (США), GERMES (Германия), DGEC (Великобритания), COFACE

(Франция), EKT (Швеция), FGB (Финляндия).

4. Произошло значительное уменьшение импорта из-за изменения курса рубля

по отношению к доллару. Это может сказаться на уменьшении объемов поставок

оборудования по лизингу в Россию, значительном удорожании комплектующих и

запасных частей для уже используемого оборудования.

В то же время, рассматривая фактор снижения уровня платежеспособности

российских лизингополучателей, следует учитывать заинтересованность

западных поставщиков оборудования в расширении объемов продаж и освоении

огромного российского рынка. Влияние последнего фактора может несколько

нивелировать

обвал рубля.

Несмотря на всю пагубность, финансовый кризис может привнести для

российского лизинга и ряд положительных моментов, которые благоприятно

скажутся на развитии отечественной экономики.

Во-первых, оставшимся на плаву банкам придется менять или корректировать

ориентиры - быстрее переходить от операций с короткими деньгами к

осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, то есть в

производство. Для этой цели лизинг просто незаменим.

Во-вторых, те западные компании, которые имели долгосрочные

стратегические планы на российском рынке, вряд ли приостановят свои

намерения из-за временной ситуации. Более того, они заинтересованы

заниматься приобретением некоторых российских предприятий по более

предпочтительным ценам и при переоснащении и модернизации оборудования на

этих предприятиях активно использовать механизм лизинга.

В-третьих, согласно заявлений правительства, выход из кризиса скорее

всего начнется с реализации мероприятий, связанных с поддержкой

отечественных товаропроизводителей. Это означает, что, с одной стороны,

расширится внутренний рынок изготовителей оборудования, а с другой, будет

продолжать развиваться с помощью импорта рынок тех видов оборудования,

которых ранее не было в России или были, но невысокого качества, или

производство которых отошло в страны СНГ после распада Советского Союза.

Например, оборудование для пищевой промышленности.

Последние годы ведущими в мире поставщиками этого оборудования были

итальянские фирмы. Отечественное оборудование, проектируемое в

УкрНИИпродмаш, значительно проигрывало. Поэтому для поддержки

товаропроизводителей-пищевиков потребуется воспользоваться либо импортным

оборудованием, либо пойти по пути удешевления стоимости новых видов

оборудования через создание совместных предприятий. При этом используя

передовые технологии.

В результате, с помощью лизинга могут расшириться товаропотоки,

увеличится кооперация с зарубежными партнерами.

В этой связи, думаю, что востребованными могут стать подготовленные новые

проекты законодательных и нормативных актов, регулирующих инвестиционно-

лизинговую деятельность.

Надеюсь, что на вершине государственного управления появится понимание

того, что стимулирование и упорядочение лизинговой деятельности поможет

стратегическому развитию российской экономики.

Зеленый свет для лизинга - это сигнал к быстрому техническому

перевооружению многих товаропроизводителей, созданию новых рабочих мест,

а, значит, к ускоренному расширению базы налогообложения, пополнению

доходной части бюджета, увеличению прибыли предприятий.

27.10.99 Дзюба С.В.