Логистика. Логистическая концепция коммерции
Логистика. Логистическая концепция коммерции
Содержание
Введение 3
1.Понятие логистической системы: основные категории, виды 4
2.Логистическая концепция коммерции 10
Список литературы 15
Введение
В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли
существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться
новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции
логистики.
Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах
связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда
рост объемов производства и расширение внутринациональных и
микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения,
внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм
оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
Настоящая контрольная работа посвящена раскрытию некоторых вопросов
логистики как науки о планировании, контроле и управлении движения
материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их
первичного источника до конечного потребителя.
Структурно настоящая контрольная работа состоит из двух частей.
В первой части уделено основное внимание понятийному аппарату логистики
и логистических систем, рассмотрены основные категории, виды и
функциональные области логистики, дается представление о логистической
цепи, а также описаны основные задачи современной логистики и ее основные
функции.
Во второй части рассматривается вопрос применения логистического
подхода к коммерческой деятельности предприятий и фирм, освещены
функциональные области коммерческой логистики, описана схема коммерческой
логистической системы, а также основные звенья логистической цепи в
процессе коммерческой деятельности.
1.Понятие логистической системы: основные категории, виды
Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство
вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении,
контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в
пространстве и во времени от их первичного источника до конечного
потребителя.
По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря
военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято
считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который
дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками».
Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг
вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение
места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д.
Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией
Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к
середине XIX века.
Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и,
прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском
театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности,
тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и
систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения,
горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу
эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие
методы прикладной математики (исследование операций, математическая
оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить
из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она
оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-
материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и
в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-
производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции
снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и
распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных
исследований и форму хозяйственной практики – логистику.
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе
зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в
определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к
товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые
необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.
Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления
товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и
потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а
также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса
товародвижения.
В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных
трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму
которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили
улравленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты.
Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по
управлению материальным распределением', определяя сущность логистики,
акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, –
это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие,
обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной
продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают
предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как
«...совокупность различных видов деятельности с целью получения с
наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное
время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность
в данной продукции».
Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и
экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика
логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино
процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с
сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.
В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно– финансовый
аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по
сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья,
полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты
денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции
потребителю.
Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо
выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по
нашему мнению, аспект логистики – возможность влиять на стратегию
корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке,
т. е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во
втором подходе к определению логистики.
Первыми практический потенциал логистики предугадали американские
специалисты Пол Конверс и Питер Дракер. Они определили ее потенциальные
возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк
экономики». Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики
логистики. Такие американские исследователи, как М. Портер. Д. Сток и
некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного
узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и
планировании фирмы.
Приверженцами расширительного толкования логистики являются и
французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней
«способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство
координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией
предложения ... способ организации деятельности предприятия, позволяющий
объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью
оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых
фирмой для реализации своих экономических целей». Э. Мате и Д. Тиксье
считают, что «...логистика находится в самом сердце осуществляемого
компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий;
несомненно, она представляет собой важный фактор разработки общей политики
фирмы».
К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также
английские ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика
охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства,
закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и
ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания
покупателей.
Из приведенных определений логистики иностранными специалистами
следует, что она представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг,
многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из
подтверждений этого может служить создание на ряде фирм логистических
структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга.
Более того, такие английские исследователи, как М. Кристофер и Г. Уилс,
считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на
отраслевом уровне. Ей, полагают они, должны принадлежать решения по
общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий
и складов.
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов
логистики:
> логистика, связанная с обеспечением производства материалами
(закупочная логистика)
> производственная логистика
> сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика)
> транспортная логистика (которая, в сущности, является составной
частью каждого из трех видов логистики).
Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное
наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор
данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с
последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто
называют компьютерной логистикой.
Логистика является системой, содержащей функциональные области. Между
областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в
основном производстве используется технология, не требующая наличия
существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с
логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное
время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в
минимальные сроки, когда для основного производства характерно
пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов
производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»),
в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие
приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить
индивидуальные заказы. В логистиеской цепи, т. е. цепи, по которой проходят
товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются
следующие главные звенья (рис.1):
поставка материалов, сырья и полуфабрикатов
хранение продукции и сырья
производство товаров
распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции)
потребление готовой продукции
Рис.1. Логистическая цепь
Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в
совокупности образует материальную основу логистики. К материальным
элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства,
складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система,
естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют
все последовательные операции.
Возможность планирования различных операций и проведения анализа
уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на
макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с
анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции
распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида
транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса,
рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья,
материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы
доставки товаров.
Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и
элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная
логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические
операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др.
Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке,
реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри
промышленных предприятий.
Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг нашего
столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими
целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм,
их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим
главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и
обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей
эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению
преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной
связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и
приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и
комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции
без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой
подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется,
ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже
отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня
сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала,
задействованного в рамках рыночной стратегии.
Одна из основных задач логистики заключается также в создании
интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и
информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.
С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как:
соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за
материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение
стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов
управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации
полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки
и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями
закупки и производства.
В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее
функций: оперативные и координационные.
Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением
движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и
распределения и, по существу, мало чем отличается от функций традиционного
материально-технического обеспечения.
К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и
материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика
или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или
торговым хранилищам.
В фазе производства функцией логистики становится управление запасами,
включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии
производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на
оптовые склады и розничные рынки сбыта.
Функции управления распределением продукции охватывают оперативную
организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к
потребителям.
[pic]
Рис.2. Функциональная схема логистики
К числу функций логистической координации (см. рис.2) относятся:
выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и
частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и
прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных,
касающихся заказов и потребностей клиентуры (см. рис. 2). Перечисленные
функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар.
В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся
формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет
под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к
координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом,
логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса
и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей
информации.
В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее
направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением
сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой
деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза
спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов,
разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами
готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства,
разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.
2.Логистическая концепция коммерции
Как отмечалось выше, логистика является системой, содержащей
функциональные области. В рамках коммерческой деятельности предприятия или
фирмы в этих функциональных областях решаются следующие основные проблемы:
1. Запасы (планирование материальных запасов)
2. Транспортировка продукции (выбор вида транспорта, составление
графика обслуживание потребителей)
3. Складирование и складская обработка (размещение складов, управление
складской переработкой, упаковка и т.д.)
4. Информация (обработка запасов, прогнозирование спроса)
5. Другие функциональные области логистики (кадры, обслуживающее
производство)
Рассмотрим подробнее функциональные области коммерческой логистики.
1. Запасы играют буферную роль между транспортом, производством и
реализацией. Они позволяют экономично и эффективно функционировать всей
производственной системе. Запасы могут быть сосредоточены непосредственно
у производителя, или их хранение может быть приближено к потребителю.
Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей
производственной системы. Запасы позволяют быстро реагировать на
изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
2. Транспорт включает при логистическом подходе не только перевозку груза
от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад,
но также доставку со склада потребителю. Учитываются все транспортные
связи, даже если поставщик и потребитель оплачивают наемный транспорт.
Основными характеристиками транспорта являются стоимость и степень
надежности.
3. Складское хозяйство включает в себя складские помещения для хранения
материалов, размещение складских помещений и их использование.
4. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи
информационной и контролирующей подсистемы, которая передает заказы,
требования об отгрузке и транспортировке продукции, поддерживает уровень
запасов.
5. Другие функциональные области: производственное планирование и контроль
над материалопотоком в процессе производства.
1. Кадры – важный составной элемент системы логистики. Их подбору и
подготовке придается большое значение.
2. Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые
обслуживают процесс производства, должны не только определять его
потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и
предложения. Некоторые авторы не рассматривают производственную
единицу в системе логистики, однако, отмечают, что производственные
мощности и экономическая приспосабливаемость предприятия имеют важное
значение для функционирования логистической системы. Основной
проблемой для нее являются определение размера и размещение
предприятия.
Рассмотрим, что же влияет на систему логистики и какие факторы
оказывают влияние на логистическую систему.
Системы логистики различаются по своей структуре, размерам предприятия,
функциям, складскому хозяйству, транспортной модели и так далее, а также и
стратегии их функционирования. На систему логистики существенное влияние
оказывают структурные изменения в транспорте, цены на топливо и другие
материальные ресурсы, а также научно-технический прогресс. Последний
приводит к изменению стоимости транспортных услуг. В результате этого
переоценивается не только транспортная стратегия, но и вся система
логистики. Изменяются физические, управленческие и информационные системы,
необходимые для перемещения продукции.
Таблица 1. Элементы логистической системы
и факторы, которые необходимо учитывать при ее разработке
|Некоторые элементы логистической|Факторы, необходимые при |
|системы |разработке логистической системы|
|1. Число и размещение |Размещение и количество |
|производственных единиц (фирм, |производственных единиц |
|предприятий) |необходимо осуществлять с учетом|
| |поставщиков продукции, |
| |транспортных расходов и |
| |количества выпускаемой продукции|
|2. Количество и размещение |Склад может располагаться |
|складов |непосредственно на предприятии, |
| |или может быть складской центр |
| |по накоплению и обработке грузов|
| |и промежуточный склад |
|3. Транспортная модель |Она должна определять |
| |оптимальную транспортную модель|
| |(для каждого варианта) |
|4. Связь |Для эффективной работы все |
| |подразделения, входящие в |
| |логистическую систему, должны |
| |быть связаны информационной, |
| |контрольной и транспортной сетью|
|5. Информационная связь |Должна быть четко налажена |
| |информационная связь. В этих |
| |целях, как правило, используются|
| |компьютеры |
Важным является разработка модели логистической системы. При разработке
модели учитываются: число и размещение производственных единиц
(предприятий, фирм и т.п.), количество и размещение складов, транспортные
модели, связь и информационная система (см. табл.1).
Логистическая система находит все более широкое применение в
практической деятельности различных предприятий. Она рассматривается в
высших эшелонах управления корпорациями как эффективный мотивированный
подход к управлению материалопотоком в целях снижения издержек
производства. Логистическая система ложится в основу экономической
стратегии фирм, когда логистика используется как орудие в конкурентной
борьбе и рассматривается как управленческая логика для реализации
планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами.
Такой подход обеспечивает тесную координацию логистического обеспечения
рынка и производственной стратегии. Если этого удается достигнуть, то
результатом являются: необходимый ассортимент запасов в нужном месте в
подходящее время; координация внешнего и внутреннего транспорта,
гарантирующая своевременную доставку в соответствии с экономическими
требованиями; рациональное размещение складского хозяйства и применение
упаковки, соответствующей требованиям транспорта и позволяющей
минимизировать расходы сырья, снизить запасы в производстве и готовой
продукции; и, наконец, синхронизация заказов и транспорта.
Рассмотрим вариант концепции коммерческой логистической системы,
разработанный американскими учеными (рис.3)
[pic]
Рис.3. Схема коммерческой логистической системы
Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видим из схемы,
связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые
считают, что логистика – это скорее структура планирования, чем функция
предпринимательства. Другими словами, задача управления в области
коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным
потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в
рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению
распределением.
Одна из особенностей принципа коммерческой логистики состоит в том, что
она уделяет особое внимание не только интеграции видов деятельности,
которые традиционно относились к различным функциям предпринимательства, но
и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за запасы и
их транспортировку может входить соответственно в функции производство и
распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области
запасов без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих
затрат по продвижению материалопотока. В логистической системе они должны
быть взаимосвязаны.
Логистика является жизненно важным компонентом экономики, и в 80-е годы
она получила свое бурное распространение на Западе и США. Например, в США
затраты на логистику в национальном масштабе оцениваются в размере 15 – 23%
валового национального продукта. И одна из основных причин, по мнению
американских экономистов, – процесс дорегулиравания экономики.
Коммерческая логистика – это область деятельности, которая приобретает
все большее практическое значение. Поэтому государственный и частный
секторы проявляют растущий интерес к сфере коммерческой логистики.
В логистических решениях принимают участие:
а) продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики;
б) транспортные агентства;
в) правительство;
г) потребители.
Потребность в логистике возникает в частном и государственном секторах.
В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию
изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он
договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых
материалов на предприятие, а готовой продукции – с предприятий на рынки.
Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производный спрос.
Правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры,
управляет и руководит услугами.
Ключевые проблемы и решения логистики в государственном и частном
секторах изложены в таблице 2.
Таблица 2. Ключевые проблемы логистики и их решения
в государственном и частном секторах.
| |Частный сектор |Государственный сектор|
|Поставщик – |Управление запасами, |Укомплектованность |
|обслуживающее |ценообразование, |штата, |
|агентство |перевозки собственным|ценообразование, |
| |или нанимаемым |перевозки собственным |
| |транс-портом, |или нанимаемым |
| |планирование |транс-портом, |
| |производства, |предлагаемые услуги, |
| |размеще-ние |размещение предприятий|
| |предприятия | |
|Транспортное |Маршрутизация |То же |
|агентство |перево-зок, уровень | |
| |обслужива-ния, тип | |
| |парка | |
|Правительство |Ценообразование |Уровень |
| |(налогообложение), |субсидирования, |
| |инфраструктура и ее |обслуживание |
| |обслуживание |инфраструктуры, |
| | |степень и природа |
| | |регулирования и |
| | |обеспечение |
| | |обслуживания |
Коммерческая логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом
и технологическом. Организация управления снабжением, продвижение
материального потока и обеспечение сбыта относится к организационному
управлению; совершенствование технологий транспортных перевозок складского
хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля, а также
оптимизация затрат на эффективное функционирование каждой из этих служб – к
технологическому направлению.
Список литературы
1) Аникин Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 1998.
2) Гражданский А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.
3) Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
4) Смехов А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993.
5) Рынок и логистика. М.: Экономика, 1993.
-----------------------
Предприятие
Поставщики
Потребители
Хранение в сфере снабже-ния
Хранение сырья, полуфаб-рикатов
Производство
Хранение готовой продук-ции
Хранение в сфере сбыта
Промежуточное хранение деталей, узлов
Снабженческая логистика
Производственная логистика
Сбытовая логистика
Информационный поток
Материальный поток