Макроэкономические проблемы государственного долга
Макроэкономические проблемы государственного долга
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Южно-Уральский Государственный Университет
Факультет экономики и управления
Курсовая работа
По дисциплине «Макроэкономика»
Тема: Макроэкономические проблемы государственного долга
Выполнил: студент группы ЭиУ- 294
Мельниченко Алексей
Проверила:
доцент кафедры мировой экономики Данилова И. В.
Челябинск 2000 г.
Содердание:
1. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения,
показатели и проблемы количественной оценки.
2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения
государственного долга.
3. Первичный дефицит государственного бюджета и механизм
самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и
экономический рост.
3.1.Механизм самовоспроизводства государственного долга
3.2.Увеличение налогов
3.3.Государственные инвестиции
4.Две точки зрения на проблему государственного долга.
4.1. Традиционная точка зрения на государственный долг.
4.2.Рикардианская точка зрения на государственный долг.
4.2.1. Логика равенства Рикардо.
4.2.2.Эмпирические данные равенства Рикардо.
4.2.3.Бюджетное ограничение государства.
4.3.Потребители и будущие налоги.
4.3.1.«Близорукость»
4.3.2.Ограничения по заимствованию
4.3.3.Будущие поколения
4.3.4.Заключение: Ваш выбор
4.3.5.Основные выводы
4.4.Точно ли измеряется дефицит государственного бюджета?
4.4.1.Первая проблема измерения: инфляция
4.4.2.Вторая проблема измерения: капитальные активы
4.4.3.Третья проблема измерения: неучтенные обязательства.
4.4.4.Важен ли бюджетный дефицит?
5. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга.
Государственный долг и дефицит платежного баланса.
6. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной
задолженностью.
6.1.1. Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства
6.1.2. Неудовлетворительное управление экономикой в странах-
должниках.
6.1.3. Ошибочная макроэкономическая политика
6.2. Механизмы сокращения внешней задолженности:
6.2.1. Выкуп долга
6.2.2. Обмен долга на акционерный капитал
6.2.3. Замена существующих долговых обязательств новыми
обязательствами
7. Обслуживание государственного долга.
8.Литература.
Аннотация
Существование государственного долга у того или иного государства
представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие
нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается
всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците.
Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать
кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет
налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение
доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением,
т.е. погасить свой долг. Идея государственного долга как некой общественной
ноши возникает, потому что долги Федерального правительства, в конечном
счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на этом уровне вряд ли
есть повод для серьезного беспокойства. Государственный долг является в
большей своей части долгом, который мы должны сами себе. Все граждане,
вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками
по нему. Любые выплачиваемые ими налоги представляют собой всего лишь
уплату самим себе процентов либо суммы долга. На основе данного подхода
долг сводится на нет, за исключением той его части, которая принадлежит
иностранцам.
Существует и другое мнение, согласно которому государственный долг
является гораздо менее серьезной проблемой, чем это может показаться.
Обычно этот долг год от года становится все больше и больше, однако с
течением времени увеличивается и масштаб экономики.
Для многих государств характерна следующая модель: государственный долг
быстро увеличивается во время войн; так как государственные расходы в этот
период особенно высоки, а затем, в мирное время, величина долга
относительно ВНП постепенно уменьшалась. В любом случае основной причиной
появления государственного долга является дефицит государственного бюджета.
Бытует мнение, что наихудшее наследие Кейнса для экономики состоит в том,
что он узаконил бюджетный дефицит. Считая, что государство имеет право
оплачивать свой выход из кризиса, Кейнс выступал против преобладавшей в то
время традиционной точки зрения на способы эффективного государственного
управления. Эта точка зрения состояла в том, что для недопущения
государственного дефицита приемлемы любые средства. Таким образом, Кейнс
будто бы «позволил политикам увеличить государственные расходы, не поднимая
при этом налогов для оплаты этих расходов. Идея Кейнса была принята и
дефицитное финансирование стало использоваться даже в благополучные
времена. Однако большие масштабы дефицита могут в конце концов вызвать
инфляцию. Проблемы, возникающие при наличии бюджетного дефицита и
государственного долга, и пути их решения будут рассмотрены далее.
1. Бюджетный дефицит и государственный долг:
основные определения, показатели и
проблемы количественной оценки.
Государственный долг - общий размер задолженности правительства
владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных
дефицитов (минус бюджетные излишки). В зависимости от рынка размещения,
валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и
внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств;
международных финансовых организаций; государственные займы,
деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках.
Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы,
деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке.
Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Итак, Внешний долг - задолженность государства иностранным банкам,
гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.
Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам,
коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются
держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Частный долг - общий размер задолженности негосударственного сектора
(коммерческих банков) владельцам частных ценных бумаг.
Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-
расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть
использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальными
экономическими субъектами. Создание долга - это механизм, посредством
которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы (например:
правительство осуществляет займ у населения для оплаты государственных
расходов). Если потребители и фирмы не склонны к заимствованиям, и,
следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы
приостановить растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом
государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния
полной занятости ресурсов.
Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными
расходами и доходами. Как указывалось ранее, государственный долг напрямую
связан бюджетным дефицитом. Если же сумма неуплаченного государственного
долга возрастает и существует перспектива бюджетного дефицита, то возникает
вопрос: проблема какого рода могут возникнуть в связи с растущим
государственным долгом.
Имеются две основные причины того, почему государственный долг может
стать серьезной проблемой. Во-первых, рост государственного долга может
сократить запас капитала в экономике. Допустим, тот, кто владеет
государственным облигациями или казначейскими векселями, мог бы вместо
этого вложить свои деньги в покупку акций или предоставление займов фирмам,
финансируя тем самым их инвестиции в физический капитал. Если по мере роста
бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие
государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его
потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала
потенциальный выпуск продукции будет меньше, чем он мог бы быть в противном
случае. А это означает, что наличие бюджетного дефицита приводит к снижению
уровня жизни в будущем.
А вторая причина возможного беспокойства по поводу наличия в экономике
государственного долга заключается в том, что процентные платежи по этому
долгу могут стать очень большими. Правительству приходится регулярно
выплачивать проценты по долгу. Один вариант решения данной проблемы – это
увеличение налогов. Однако, налогообложение влияет на эффективность
распределения ресурсов в экономике. Так, например, если подоходные налоги
снижают само желание работать, то налоги, увеличенные с целью выплатить
проценты по долгу, приводят к сокращению выпуска продукции.
Кроме того, правительство, добывая необходимые ему суммы путем увеличения
налогов, может столкнуться с разного рода политическими проблемами. Если
долг велик, то следовательно, и процентные платежи являются достаточно
высокими. Однако, именно из-за того, что процентные платежи высоки,
правительство, вынуждено прибегать к новым займам, а это означает
дальнейшее нарастание государственного долга.
В действительности существует альтернативный источник финансирования: для
финансирования бюджетного дефицита правительство может просто начать
печатать деньги. Вероятно, именно возможность того, что огромный
государственный долг и ставший привычным дефицит бюджета в конечном счете
приведут к печати дополнительного количества денег, а следовательно, к
инфляции, и является основной причиной широко распространенных страхов по
поводу существования бюджетного дефицита.
Однако, между государственным долгом, бюджетным дефицитом и миссией
дополнительного количества денег не существует автоматической связи.
Правительство может в течении длительного времени иметь дефицит
государственного бюджета, не сталкиваясь с серьезными проблемами. А при
условии, что дефицит будет небольшим, его можно сохранять практически
постоянно. Если бюджетный дефицит достаточно мал, то величина
государственного долга относительно объема ВНП может даже уменьшаться,
несмотря на факт наличия дефицита бюджета. Причина заключается в том, что
если в экономике страны существует устойчивый рост долгов, то
государственный долг может также расти, не выходя за пределы допустимой
границы. И только тогда, когда дефицит становится настолько велик, что рост
государственного долга будет значительно опережать рост доходов. В
экономике возможен определенный ряд проблем.
Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется
следующими факторами:
1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается
амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к
объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного
долга.
2) Важная статья государственных расходов - обслуживание задолженности,
то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы
долга (амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реальный процент по
государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD ),
где D - величина государственного долга, Rr - реальная ставка процента, Rn
- номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный
дефицит часто завышается на величину (D, так как, по уравнению Фишера, ( =
Rn- Rr. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма
значительной,
Rn-(
так как в периоды роста инфляции Rr = ———.
1 + (
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины
государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу.
Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит государственного
бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что
затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства.
Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:
Реальный Номинальный Величина
Темп
дефицит = дефицит - государственного х
инфляции. госбюджета
госбюджета долга
на начало года
3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом
уровне, как правило, не учитывается состояние бюджетов субъектов
(областей) данного государства, которые могут иметь излишки. Нередко
местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о
состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в
федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех
переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной
децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета
происходит завышение.
4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного бюджета
как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в
России, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной
(квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных
предприятий и коммерческих банков.
К числу квазифискальных операций относятся:
а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и
выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или
путем накопления взаимной задолженности;
б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях
экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих
ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов
домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти кредиты выплачивают, в основном, за
счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных
экономиках весьма значительны;
в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по
стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов
правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов
рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а
также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных
программ по льготным ставкам и т.д.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного
дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно
(например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства
на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и
государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими
показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере
роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели
задолженности.
Показатели запаса, характеризующие
1) Долг бремя долга в более
долгом периоде,
ВНП то есть степень
зависимости
национальной экономики от прошлого
2) Долг притока иностранного
капитала
Экспорт товаров и услуг
Показатели потока: чем они
3) Сумма обслуживания выше, тем в более активной
долга ВНП краткосрочной корректировке
4) Сумма обслуживания нуждается внешнеторговая и
долга валютная политика в целях
Экспорт товаров и услуг уравновешивания платежного
Баланса (особенно если велика
доля внешнего долга)
В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика
показателей
ВНП и
Долг
численность населения страны численность населения страны
2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения
государственного долга
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения
государственного долга являются:
а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды
других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита
позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав
увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики; Встроенный
стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит
государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период
спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в
период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со
стороны политиков.
в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без
соответствующей корректировки государственных расходов ).
Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель налогового
бремени в экономике (где Y - совокупный выпуск) в долгосрочной
перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:
1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается
"налоговый клин";
2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;
3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной
организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль,
неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.).
Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том
числе и в российской;
4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают из-
за спада в традиционных отраслях производства;
г) усиление влияния политического бизнес - цикла в последние годы,
связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения
государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;
д) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в
результате:
- увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и
здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля
пожилого населения);
- увеличения государственных расходов на образование и создание новых
рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля
молодого населения).
3. Первичный дефицит государственного бюджета и механизм
самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и
экономический рост.
Одним из факторов экономического роста является соотношение долг .
ВНП
Динамика этого, соотношения зависит от следующих факторов:
1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер
процентных выплат по долгу;
2) от темпов роста реального ВНП;
3) от величины первичного дефицита госбюджета.
Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между величиной
общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом
финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и
коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике.
Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.
ВD общий = ( G + N + F ) -
T
государст-
выпла- транс- налоговые
венные за-
ты по ферты поступления
купки
обслужи- в бюджет
ванию долга
ВD первичный = ( G + F ) - T
N = DxRr, где
N - выплаты по обслуживанию долга,
В - величина долга,
Кл - реальная ставка процента.
3.1.Механизм самовоспроизводства государственного долга:
ВD первичный => государственные займы => государственный =>
N =>
долг
=> ВD общий => новые государственные => долг => N
и т.д.
займы
Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то
увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост
реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и
возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.
ДМИ прогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется
зависимость:
(( - изменение соотношения долг/ВНП,
( - исходное значение соотношения долг/ВНП,
RR - реальная ставка процента,
- темп роста реального ВНП,
. - доля первичного бюджетного излишка в ВНП.
Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:
1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального
ВНП;
2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть
постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором
увеличения долгового бремени.
3.2.Увеличение налогов является для правительства одним из способов
получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и
погашения его основной суммы. Для того, чтобы соблюдать график обслуживания
долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму не меньшую, чем N.
Это означает, что соотношение N/ВНП является нижней границей ставки
подоходного налога:
Y- совокупный доход (или ВНП).
Так как, кроме обслуживания долга, правительство должно финансировать и
другие расходы (в частности, государственные закупки и трансфертные
выплаты), то ситуация, когда
свидетельствует о нарастании напряженности в бюджетно-налоговой сфере.
Увеличение налогов как условие обслуживания растущего долга может
привести к снижению стимулов к труду, к инновациям и к' инвестированию.
Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает
возможности экономического роста.
Для того, чтобы избежать этих ограничений и не увеличивать налоги,
правительство может рефинансировать долг, то есть выпустить новый
государственный займ и использовать выручку от его размещения для выплаты
процентов по "старым" долгам. Так как правительство всегда имеет выбор
между повышением налогов, рефинансированием государственного долга и
монетизацией бюджетного дефицита, то угроза банкротства государства даже
при значительной задолженности практически отсутствует.
Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает ставки процента
и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. В частном секторе могут
производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост
государственных расходов "вытесняет" производство инвестиционных товаров в
частном секторе, тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего
поколения не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший
объем основных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более
низкий уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост
государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения
расходов потребительского назначения (социальные трансферты: субсидии
школьникам, малообеспеченным слоям населения и т.д.).
3.3.Государственные инвестиции, как и частные, укрепляют производственный
потенциал экономики. Если прирост правительственных расходов приобретает
вид инвестиционных расходов (например, вложений в строительство автострад,
портов, инвестиций в "человеческий капитал" в системе образования и
здравоохранения), тогда производственные мощности, оказывающиеся в
распоряжении будущих поколений, не будут сокращаться. Изменится их
структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом,
однако, могут быть вытеснены частные инвестиции потребительского
назначения, что относительно ограничит возможности текущего потребления
населения.
Поведение потребителей в условиях роста государственной задолженности
весьма противоречиво, что находит свое отражение в дискуссии между
сторонниками традиционной и рикардианской точек зрения на государственный
долг.
4.Две точки зрения на проблему государственного долга
Итак, существует две точки зрения на государственный долг: традиционная и
рикардианская, называемая равенством Рикардо, которой придерживается
небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответствии с
рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и
накопление капитала.
Согласно традиционной точки зрения на государственный долг,
государственные займы – фактор уменьшения национальных сбережений
сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживаются
большинство экономистов (в том числе и Мэнкью).
Мы увидим, что споры по поводу государственного долга в основном сводятся
к дискуссии по вопросам теории потребления. Критерием того, какой подход к
проблеме государственного долга - традиционный или рикардианский -
является правильным, может служить оценка влияния бюджетно-налоговой
политики на расходы потребителя. Чтобы проанализировать экономические
последствия дефицита государственного бюджета, необходимо иметь твердое
мнение относительно того, исходят потребители из краткосрочных или
долгосрочных интересов, сталкиваются ли они с ограничениями по
заимствованию, а также по ряду других аспектов теории поведения
потребителя.
4.1. Традиционная точка зрения на государственный
долг.
Чтобы лучше осознать положения сторонников традиционной точки зрения
приведем пример из учебника по макроэкономике Г. Менкью.
Допустим, вы - экономист Бюджетной Службы Конгресса США (БСК). Вы
получаете письмо от председателя Бюджетного комитета Сената:
Уважаемый экономист БСК!
Конгресс готов рассмотреть предложение Президента о сокращении всех
налогов на 20%. Прежде чем решить, поддержать ли это предложение, наш
комитет был бы рад получить Ваше заключение. Мы не рассчитываем на
значительное снижение государственных расходов, и поэтому снижение налогов
приведет к росту бюджетного дефицита. Как снижение налогов и бюджетный
дефицит повлияют на состояние экономики?
С уважением. Председатель комитета.
Прежде чем ответить сенатору, нужно определить последствия таких
изменений бюджетно-налоговой политики с точки зрения различных моделей.
Долгосрочный эффект подобного изменения в политике: уменьшение налогов
стимулирует рост расходов потребителей и ведет к снижению национальных
сбережений. Сокращение сбережений приводит к росту ставки процента, что
оказывает сдерживающее влияние на инвестиции. Модель роста Солоу,
показывает, что сокращение инвестиций постепенно приводит к уменьшению
устойчивого уровня капиталовооруженности и к снижению объема производства.
Поскольку в этом случае исходные размеры капитала меньше, чем в устойчивом
состоянии, соответственно, уменьшение капитала устойчивого состояния
сокращает размеры потребления и снижает уровень экономического
благосостояния.
Чтобы проанализировать краткосрочные последствия намеченного изменения
экономической политики, необходимо обратиться к модели IS-LM. Эта модель
показывает, что снижение налогов стимулирует расширение потребительских
расходов, которое отражается на кривой IS. Сдвиг кривой IS приводит к
сдвигу кривой совокупного спроса. В краткосрочном периоде, когда цены
негибки, увеличение совокупного спроса стимулирует рост объемов
производства и снижает уровень безработицы. Со временем, по мере того, как
цены изменятся, в экономике восстановится естественный уровень
производства, а рост совокупного спроса приведет к повышению уровня цен.
Чтобы ввести в анализ влияние фактора международной торговли, необходимо
обратиться к модели открытой экономики. Эта модель показывает, что
результатом сокращения национальных сбережений является положительное
сальдо торгового баланса и бюджетный дефицит. И хотя приток капитала из-за
границы смягчает воздействие изменений бюджетно-налоговой политики на
накопление капитала, при этом данное государство становятся должником
других стран. Изменение бюджетно-налоговой политики также приводит к
повышению курса национальной валюты, что делает зарубежные товары в данной
стране дешевле, а местные товары за рубежом - дороже. Модель Манделла -
Флеминга показывает, что повышение курса нацинальной валюты и уменьшение
чистого экспорта отчасти нейтрализуют воздействие бюджетной политики,
сопряженной с ростом бюджетного дефицита, на объем производства и
безработицу.
Имея в виду все эти модели, можно подготовить проект ответа:
Дорогой сенатор! Снижение налогов, финансируемое правительством за счет
займов, будет оказывать воздействие на экономику по многим направлениям.
Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост
потребительских расходов влияет на развитие экономики как в краткосрочном,
так и в долгосрочном периоде.
На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских расходов
приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объема
производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за
обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объема
сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и
стимулировать приток иностранного капитала. Курс доллара по отношению к
иностранным валютам будет расти, что приведет к снижению
конкурентоспособности американских фирм на мировом рынке.
В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное
снижением налогов, приведет к уменьшению размеров накопленного капитала и
росту внешней задолженности. Поэтому объем национального продукта снизится,
а доля в нем внешнего долга возрастет.
Трудно оценить конечные результаты воздействия снижения налогов на
экономическое благосостояние страны. Жизнь современного поколения улучшится
благодаря росту дохода и занятости, хотя весьма вероятно, что одновременно
повысится и темп инфляции. Тяжелое бремя последствий нынешнего бюджетного
дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений: они будут рождены в
стране с меньшими размерами накопленного капитала и большим внешним долгом.
Ваш преданный слуга, экономист БСК.
Сенатор отвечает:
Уважаемый экономист БСК!
Спасибо Вам за Ваше письмо. Я считаю Ваше мнение обоснованным. Однако наш
комитет заслушал вчера мнение выдающегося экономиста, назвавшего себя
"рикардианкой", которая пришла к совершенно другому выводу. Она заявила,
что само по себе снижение налогов не будет стимулировать роста расходов
потребителей. Она пришла также к выводу, что поэтому дефицит бюджета не
приведет ко всем тем последствиям, на которые Вы указали. Как это понять?
Искренне Ваш, Председатель комитета.
После изучения следующего параграфа мы сможем ответить сенатору,
объяснив в деталях суть дискуссии по поводу равенства Рикардо.
4.2.Рикардианская точка зрения на государственный долг.
В современной теории поведения потребителей подчеркивается, что поскольку
потребители в своих поступках учитывают интересы будущего, то потребление
не может зависеть только от текущего дохода. Предусмотрительность
потребителя занимает центральное место в гипотезе жизненного цикла Франко
Модильяни и в гипотезе постоянного дохода Милтона Фридмана. Рикардианский
анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на
логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего.
4.2.1. Логика равенства Рикардо.
Рассмотрим, какую реакцию может вызвать снижение налогов, которое
предполагает провести Комитет по бюджету Сената, у думающих о будущем
потребителей. Рассуждения потребителя могут быть такими:
"Правительство снижает налоги, не планируя сокращения государственных
расходов. Меняет ли эта политика мои возможности? Стану ли я более
обеспеченным в результате снижения налогов? Следует ли мне увеличить
потребление?
Вероятно, нет. Правительство финансирует снижение налогов за счет
увеличения бюджетного дефицита. Через некоторое время оно будет вынуждено
поднять налоги, чтобы выплатить задолженность и накопленные проценты. Таким
образом, на самом деле, политика нынешнего снижения налогов связана в
будущем с их ростом. Снижение налогов просто дает мне временно
дополнительный доход, который впоследствии придется возвратить. Я не получу
никаких выгод и поэтому оставлю свой уровень потребления неизменным".
Заботящийся о будущем потребитель понимает, что наличие в настоящее время
государственного долга означает повышение налогов в будущем. При снижении
налогов, финансируемом за счет роста государственного долга, сами налоги не
уменьшаются: они просто перераспределяются во времени. Не увеличивается и
постоянный доход потребителя, а следовательно, и потребление.
К этому выводу можно прийти и другим путем. Предположим, что
правительство одалживает 1000 дол. у обычного гражданина и дает ему
налоговую скидку в 1000 дол. По существу, такая политика означает то же
самое, что дать гражданину в качестве подарка государственную облигацию на
1000 дол. На одной стороне этой облигации говорится: "Государство должно
Вам. держатель облигации, 1000 дол. плюс процент". На другой стороне
облигации сказано: "Вы, налогоплательщик, должны государству 1000 дол. плюс
процент'. Облигация, подаренная государством гражданину, в итоге не делает
его более богатым или бедным, поскольку стоимость этой облигации в будущем
будет востребована с этого гражданина в виде налогов.
Общий принцип заключается в том, что сумма государственного долга равна
сумме будущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает
будущие события, то будущие налоги для него эквивалентны текущим.
Следовательно, финансирование государственных расходов за счет долга
равносильно их финансированию за счет налогов. Эта точка зрения, известная
как рикардианское равенство (или тезис об эквивалентности финансирования
данного уровня государственных расходов посредством долга и посредством
налогов), названа так в честь выдающегося экономиста XIX века Давида
Рикардо (1772-1823), поскольку он первым обратил взимание на этот
теоретический аргумент.
Вывод из равенства Рикардо заключается в том, что финансируемое за счет
долга снижение налогов не изменяет потребления. Домашние хозяйства
сберегают прирост располагаемого дохода для оплаты предстоящего в будущем
повышени0я налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих
налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению
государственных сбережений. Национальные сбережения - сумма личных и
государственных сбережений - остаются неизменными. Поэтому снижение Налогов
не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.
4.2.2.Эмпирические данные равенства Рикардо.
Из логики анализа равенства Рикардо не следует, что любые изменения в
бюджетно-налоговой политике бесполезны. Заметим, что они могут существенно
повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или
будущего объема государственных расходов. Предположим, например, что
правительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить
государственные закупки в будущем. Если потребитель считает, что это
снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он будет считать себя
более обеспеченным и увеличит расходы на потребление. Однако именно
снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует
потребление: объявление о будущем снижении государственных расходов привело
бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих
налогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги
уменьшатся. Однако, как это часто бывает в экономике, предпосылка «при
прочих равных условиях» на самом деле не выполняется. В некоторые периоды
кредитно-денежная политика может стимулировать экономический рост, тогда
как в другие периоды времени она может быть весьма рестриктивной.
Истинность равенства Рикардо может быть так же установлена путем проверки
факта увеличения людьми нормы своих сбережений в результате сокращения
налогов.
4.2.3.Бюджетное ограничение государства.
Чтобы лучше уяснить взаимосвязь между государственным долгом и будущими
налогами, предположим, что экономика функционирует только в течение двух
периодов. Первый период представляет настоящее, а второй - будущее. В
первом периоде государство собрало налоги Т1. а объем закупок составил С1,
во втором периоде оно собрало налогов Т2 и осуществило закупки на сумму С2.
В связи с тем, что правительство может допустить либо бюджетный дефицит,
либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный
период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.
Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих
периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды.
Заметим, что в первый период бюджетный дефицит равен государственным
расходам за вычетом налогов. Таким образом:
D = G1-T1
где D - дефицит. Правительство финансирует этот дефицит путем продажи
соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период
государство должно собрать необходимую для выплаты задолженности (включая
накопленные проценты) и для оплаты государственных закупок за второй период
сумму налогов. Исходя из этого:
T2=(1+r)*D+G2,
где r - ставка процента.
Для того, чтобы показать алгебраически зависимость между налогами и
объемом закупок, объединим два вышеприведенных уравнения. Подставив во
второе уравнение величину D из первого уравнения, получим:
T2=(1+r)(G1-T1)+G2,
Это уравнение показывает зависимость между объемом закупок и налоговыми
поступлениями в каждый из периодов. Чтобы удобнее было анализировать это
уравнение, преобразуем его. После ряда алгебраических действий получим:
[pic]
Это уравнение и является государственным бюджетным ограничением. Оно
показывает, что приведенная стоимость государственных закупок равна текущей
приведенной стоимости налоговых поступлений.
Государственное бюджетное ограничение показывает, как нынешние изменения
в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем.
Если правительство сокращает налоги первого периода без сокращения закупок,
то оно входит во второй период с долгом по государственным облигациям.
Наличие этого долга вынуждает правительство выбирать между сокращением
закупок и повышением налогов.
На рис. 1 приведена диаграмма Фишера, показывающая влияние снижения
налогов в первый период на положение потребителя, при условии, что объем
государственных закупок не сокращается ни в первый, ни во второй период. В
первый период правительство сокращает налоги на (Т и финансирует это
сокращение путем займов. Во второй период правительство должно поднять
налоги на (1+r)(Т, чтобы возвратить долг и выплатить накопленные проценты.
В итоге, изменение бюджетно-налоговой политики повышает доход потребителя
на (Т в первый период и уменьшает его на (1 + r)(Т во второй. Набор
возможностей потребителя остается, однако, неизменным, так как приведенная
величина дохода за весь период жизни потребителя остается той же самой, что
и до изменения бюджетно-налоговой политики. Поэтому потребитель выбирает
тот же самый уровень потребления, который он бы имел без снижения налогов,
что предполагает рост личных сбережений на величину снижения налога. Таким
образом, исходя из ограничения государственного бюджета и модели
межвременного выбора Фишера, получаем рикардианский результат:
финансируемое за счет займов снижение налогов не влияет на потребление.
Рис. 1.Финансируемое за счет увеличения
государственного долга снижение налогов
на диаграмме Фишера. Снижение налогов на
(Т за счет увеличения государственного
долга приводит к росту дохода в первом
периоде. Существование государственного
бюджетного ограничения предполагает, что
при неизменных государственных расходах
налоги во втором периоде будут повышены
на (1+г)(Т. Поскольку текущая
приведенная стоимость дохода и бюджетное
ограничение не изменяются, объем
потребления остается на том же уровне,
что до снижения налогов, и выполняется
рикардианское равенство.
4.3.Потребители и будущие налоги.
Сущность рикардианской точки зрения заключается в том, что при выборе
уровня затрат на потребление люди оценивают размеры будущих налогов исхода
из величины государственного долга. Но насколько предусмотрительны
потребители? Сторонники традиционной точки зрения на государственный долг
считают, что размер будущих налогов не оказывает большого влияния на
текущее потребление, как эго предполагается рикардианским подходом. Ниже
приводятся некоторые из их аргументов.
4.3.1.«Близорукость»
Экономист, придерживающиеся рикардианской точки зрения на бюджетно-
налоговую политику, считают, что люди среди множества возможных решений,
например, о соотношении между потреблением и сбережением в распределении
дохода, способны выбрать оптимальное. Такие потребители определяют размеры
будущих налогов на основании информации о долгах, которые правительство
делает в настоящее время. Таким образом, рикардианская точка зрения
основывается на том, что люди обладают достаточными знаниями и способны
заглядывать в будущее.
Один из возможных аргументов в пользу традиционной точки зрения на
снижение налогов заключается в том, что люди оценивают лишь ближайшую
перспективу, поскольку они не полностью осознают, к каким последствиям
может привести дефицит государственного бюджета. Возможно, что некоторые
следуют простому и не очень рациональному правилу "большого пальца" при
решении проблемы, какую часть дохода сохранить в виде сбережений.
Пусть некий потребитель основывается на предположении, что будущие налоги
будут такими же, как и существующие. Этот человек не принимает в расчет
будущие изменения налогов. связанные с текущей государственной политикой.
При финансируемом за счет займов снижении налогов этот человек будет
считать, что его постоянный доход возрастает, даже если это на самом деле
не так. Снижение налогов, поэтому, вызывает рост потребления и сокращение
национальных сбережений.
4.3.2.Ограничения по заимствованию
Рикардианская точка зрения на роль государственного долга основывается на
гипотезе постоянного дохода. В соответствии с ней, потребление зависит не
только от размеров текущего дохода, но и от уровня постоянного дохода,
который включает оба вида дохода: текущий и ожидаемый в будущем. Согласно
рикардианским взглядам, при финансируемом за счет займов снижении налогов
текущий доход увеличивается, но постоянный доход и уровень потребления
остаются неизменными.
Сторонники традиционного взгляда на государственный долг полагают, что
гипотеза постоянного дохода не вполне правильна, поскольку существуют
ограничения по заимствованию для потребителей. При наличии ограничений по
заимствованию человек может потреблять лишь в пределах его текущего дохода.
Размер потребления для него в большей мере определяется текущим, а не
постоянным доходом; финансируемое за счет займов снижение налогов приводит
к увеличению текущего дохода и потребления, несмотря на то, что будущий
доход снижается. По существу, когда правительство снижает текущие и
повышает будущие налоги, оно тем самым' как бы предоставляет плательщику
налогов заем. Тем, кто хотел бы получить заем, но не смог это сделать,
снижение налогов дает средства на потребление. На рис. 2 с помощью
диаграммы Фишера иллюстрируется, как при наличии ограничений по
заимствованию финансируемое за счет займов снижение налогов приводит к
росту потребления. Как мы уже знаем, такое изменение в бюджетной» политике
приводит к повышению дохода первого периода на (Т и снижению дохода второго
периода на (1+r)(Т. Но результат теперь получается иным.
Рис. 2. Увеличение государственного долга при снижении налогов ослабляет
эффект ограничений по заимствованию. Потребитель сталкивается с двумя
ограничениями. Бюджетное ограничение предполагает, что текущая приведенная
стоимость потребления не должна превышать текущей приведенной стоимости
всего потока доходов. Ограничением по заимствованию означает, что
потребление первого периода не должно превышать дохода этого же периода.
При снижении налогов на (Т доход также растёт на (Т но доход второго
периода уменьшается на (1+r)(Т
Поскольку текущая приведенная стоимость дохода остается неизменной,
бюджетное ограничение также неизменно. Но поскольку доход первого периода
увеличивается, то теперь возможен более высокий уровень потребления для
первого периода. Потребитель выбирает точку В, а не точку А. Поэтому
рикардианское равенство не выполняется.
Хотя текущая приведенная стоимость дохода остается той же самой, набор
возможностей потребителя расширяется: снижение налогов ослабляет эффект
воздействия ограничений по заимствованию, которые не позволяли объему
потребления первого периода выйти за рамки текущего дохода. Теперь
потребитель может выбрать точку В, а не точку А.
Таким образом, дебаты по поводу государственного долга легко перерастают
в споры о поведении потребителей. Если многие потребители стремятся
получить кредит для увеличения потребления (но не могут), то финансируемое
за счет займов снижение налогов стимулирует потребление (что и утверждает
традиционный подход). Однако в том случае, когда ограничения по
заимствованию не играют существенной роли для большинства потребителей, и
если верна гипотеза постоянного дохода, то потребители принимают в расчет
возможность роста будущих налогов, обусловленную наличием государственного
долга.
4.3.3.Будущие поколения
Третий аргумент в пользу традиционной точки зрения на государственный
долг заключается в том, что потребители ожидают, что предполагаемые будущие
налоги придется платить не им, а следующим поколениям. Предположим,
например, что государство сегодня снижает налоги, выпускает рассчитанные на
30 лет облигации для финансирования бюджетного дефицита, а затем через 30
лет поднимает налоги для выплаты займа. В этом случае государственный долг
представляет собой средство перераспределения богатства следующего
поколения налогоплательщиков (которому придется платить повышенные налоги)
в пользу нынешнего поколения налогоплательщиков (которое платит меньшие
налоги). В результате такого перераспределения ресурсы нынешнего поколения
возрастают, и оно увеличивает потребление. По существу, финансируемое за
счет займов снижение налогов стимулирует потребление, поскольку оно дает
нынешнему поколению возможность увеличить потребление за счет следующего
поколения.
Экономист Роберт Барро приводит остроумный контраргумент в поддержку
рикардианской позиции. Он считает, что, поскольку будущие поколения
являются детьми и внуками нынешнего поколения, то не надо считать их
независимыми экономическими агентами. Наоборот - возражает он - нынешнее
поколение заботится о будущих поколениях. Существование альтруизма в
отношениях между поколениями подтверждается подарками, которые многие люди
дарят своим детям в момент смерти, часто в форме завещания. Существование
завещаний доказывает, что многие люди не стремятся воспользоваться
возможностью увеличить потребление за счет своих детей.
Согласно позиции Барро, в действительности решения принимаются не
отдельным лицом, которое живет ограниченное число лет, а семьей, которая
существует неопределенно долго. Другими словами, человек решает сколько ему
потреблять, исходя не только из своего собственного дохода, но и принимая
во внимание будущие доходы членов своей семьи. Финансируемое за счет займов
снижение налогов может привести к увеличению дохода отдельного лица,
который оно получает на протяжении жизни, не увеличивая, однако, постоянный
доход его семьи. Наоборот, полученные за счет снижения налогов
дополнительные средства человек направляет не на потребление, а на
сбережения, чтобы оставить их в наследство своим детям, которые будут
платить повышенные налоги.
Еще раз можно убедиться, что дебаты по поводу государственного долга
действительно являются дебатами по поводу поведения потребителей.
Рикардианская точка зрения предполагает. что потребители исходят из
долгосрочного анализа ситуации. Проведенный Барро анализ поведения семей
показывает, что временной горизонт, на который ориентируется потребитель (а
также и государство) в действительности беспределен. Конечно, потребители
могут и не принимать в расчет будущие налоговые обязательства следующих
поколений, если недостаточно заботятся о своих детях. В этом случае
финансируемое за счет займов снижение налогов приводит к изменению
потребления за счет перераспределения богатства между поколениями.
ПРИМЕР
Почему родители оставляют наследство?
Споры по поводу рикардианского равенства - это отчасти споры о том, что
связывает между собой различные поколения. Защищая рикардианскую точку
зрения, Роберт Барро основывается на том, что родители оставляют своим
детям наследство потому, что заботятся о них. Но действительно ли альтруизм
является причиной?
Одна группа экономистов предположила, что родители используют завещание
для того, чтобы контролировать поведение детей. Родители часто хотят, чтобы
дети оказывали им определенные знаки внимания, такие как регулярные звонки
или визиты по праздникам. Возможно, родители используют косвенную угрозу
лишения наследства, чтобы сделать детей более внимательными.
Чтобы проверить действенность этого "стратегического завещательного
мотива", указанная группа экономистов проанализировала данные о том, как
часто дети посещают своих родителей. Они выяснили, что чем более
обеспеченными являются родители, тем более часты визиты детей. Имущество,
которое не может быть передано по наследству, такое как пенсионный фонд,
который переходит в случае ранней смерти в руки пенсионной компании, не
стимулирует визитов детей. Эти факты заставляют предположить, что между
поколениями могут существовать и другие отношения, помимо чистого
альтруистических.
4.3.4.Заключение: Ваш выбор
При рассмотрении различных точки зрения на государственный долг возникают
две группы вопросов.
Во-первых, какую точку зрения Вы разделяете? Если правительство в
настоящее время снижает налоги за счет бюджетного дефицита и повышает
налоги в будущем, как эта политика повлияет на развитие экономики? Будет ли
она в соответствии с традиционной точкой зрения стимулировать потребление?
Или потребители поймут, что их постоянный доход остается неизменным, и
постараются компенсировать последствия бюджетного дефицита более высоким
уровнем личных сбережений?
Во-вторых, почему Вы выбрали именно эту точку зрения? Если Вы разделяете
традиционную точку зрения на государственный долг, то по каким причинам?
Считаете ли Вы, что потребители не понимают, что нынешний рост
государственного долга ведет к повышению налогов в будущем? Или они не
принимают во внимание возможность повышения налогов в будущем (либо из-за
наличия ограничений по заимствованию, либо потому, что возросшие налоги
придется платить будущим поколениям, с которыми они не чувствуют
экономической взаимосвязи)? Если Вы придерживаетесь рикардианской точки
зрения, то считаете ли Вы, что потребители должны предвидеть, что наличие
государственного долга в настоящее время означает рост налогов в будущем,
которые должны будут заплатить они сами или их потомки? Считаете ли Вы, что
потребители будут сберегать дополнительные средства, чтобы выплатить
перенесенные на будущее обязательства по налогам?
Можно было бы ожидать, что, обратившись к фактам, легче будет сделать
выбор между этими двумя точками зрения на государственный долг. Тем не
менее, анализируя исторические факты развития экономики в условиях большого
бюджетного дефицита, экономисты не могут сделать однозначные выводы.
История может интерпретироваться по-разному.
Рассмотрим, например, опыт 80-х гг. Значительный бюджетный дефицит,
вызванный, главным образом, снижением налогов правительством Рейгана в 1981
г., можно считать естественным экспериментом для проверки правильности двух
точек зрения на государственный долг. На первый взгляд, этот случай
является убедительным аргументом в пользу традиционной точки зрения.
Крупный бюджетный дефицит сочетался с низким уровнем национальных
сбережений, высокой реальной ставкой процента и значительным дефицитом
текущего счета платежного баланса.
В то же время те, кто стоят на рикардианских позициях, интерпретируют
события 80-х гг. иначе. Одна из возможных причин низкого уровня сбережений
- оптимистическая оценка перспектив экономического роста (что доказывает
повышенная активность на рынке ценных бумаг). Возможно также, что
сбережения были низкими потому, что люди ожидали, что снижение налога
приведет не к будущему их повышению, а (как обещал Рейган) к сокращению
государственных расходов.
Поскольку трудно полностью опровергнуть каждое из этих объяснений, обе
точки зрения на государственный долг сосуществуют. И хотя трудно сказать,
какая точка зрения является правильной, можно быть уверенным, что дебаты
будут продолжаться до тех пор, пока государственный долг будет оставаться
центральной проблемой экономической политики.
4.3.5.Основные выводы
1. В соответствии с традиционной точкой зрения на государственный долг,
финансируемое за счет займов снижение налогов стимулирует рост расходов
потребителей и приводит к сокращению национальных сбережений. Этот рост
потребительских расходов повышает в краткосрочном периоде совокупный спрос
и доход, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накопленного
капитала и дохода.
2. В соответствии с рикардианской точкой зрения на государственный долг,
финансируемое за счет займов снижение налогов не стимулирует роста расходов
потребителей, потому что не повышает постоянный доход:
оно лишь в определенной мере перераспределяет налоговое бремя от
настоящего к будущим поколениям.
3. Дебаты между сторонниками двух точек зрения на государственный долг в
конечном счете являются дебатами по поводу поведения потребителей.
Стремятся ли потребители найти оптимальный вариант или они исходят из
сиюминутных интересов? Сталкиваются ли они с ограничениями по
заимствованию? Создают ли завещания экономические связи с будущими
поколениями? Точка зрения того или иного экономиста на государственный долг
зависит от того, как он отвечает на эти вопросы.
4.4.Точно ли измеряется дефицит государственного
бюджета?
Выше рассматривались традиционная и рикардианская точки зрения на дефицит
государственного бюджета. Дебаты между представителями этих двух точек
зрения лежат в основе споров между экономистами по поводу мер бюджетно-
налоговой политики. Но они не являются единственным источником
противоречий. Даже те экономисты, которые придерживаются традиционной точки
зрения (что государственный долг оказывает большое влияние на экономику) не
согласны в оценке эффективности бюджетно-налоговой политики.
Часть расхождений касается способов измерения бюджетного дефицита.
Некоторые экономисты считают, что дефицит, рассчитанный по современной
методике, не является достаточно хорошим критерием оценки бюджетно-
налоговой политики. Они уверены, что бюджетный дефицит не может быть
показателем влияния бюджетно-налоговой политики на современную экономику, а
также не отражает размер бремени, перекладываемого на будущие поколения
налогоплательщиков. В этом приложении мы обсудим три методологические
проблемы измерения бюджетного дефицита.
Принципиальный подход состоит в том, что государственный бюджетный
дефицит должен точно отражать изменения общих размеров государственной
задолженности. Этот принцип кажется весьма простым. Но его не так просто
выполнить, как это может показаться на первый взгляд.
4.4.1.Первая проблема измерения: инфляция
Меньше всего противоречий возникает при внесении поправок на инфляцию.
Почти все экономисты согласны, что государственная задолженность должна
измеряться в реальных, а не в номинальных единицах. Измеряемый дефицит
должен отражать изменения реальной, а не номинальной величины
государственного долга.
Однако обычно при измерении бюджетного дефицита не делается поправок на
инфляцию. Чтобы оценить величину погрешности, рассмотрим следующий пример.
Предположим, что величина государственного долга в реальном выражении не
меняется, т.е. бюджет, выраженный в реальных показателях, сбалансирован. В
этом случае номинальный долг должен увеличиваться в соответствии с темпом
инфляции, т.е.(D/D=(, где ( - темп инфляции, а D - величина
государственного долга. Правительству следует скорректировать номинальный
размер государственного долга на величину
(D, т.е. отчитываться о бюджетном дефиците, равном (D. Поэтому
большинство экономистов считает, что объявленный в отчетах бюджетный
дефицит завышен на величину (D.
К таким же выводам можно прийти другим путем. Дефицит есть
государственные расходы минус доходы. Часть расходов - это процент по
государственному долгу. Расходы должны включать только реальный процент по
государственному долгу гD, а не номинальный процент, равный iD . Так как
разность между номинальным процентом i и реальным процентом r есть темп
инфляции (, то бюджетный дефицит завышен на величину (D.
Эта погрешность может быть весьма значительной, особенно при высоких
темпах инфляции, и это часто может менять оценку бюджетно-налоговой
политики. Например, в 1979 г. Федеральное правительство сообщило о
бюджетном дефиците в размере 28 млрд. дол. Темп инфляции был 8,6%, а
государственный долг населению на начало года составил 495 млрд. дол.
Соответственно величина дефицита была завышена на (D = 0,086*495 млрд. дол.
= 43 млрд. дол.
Таким образом, после корректировки на инфляцию объявленный бюджетный
дефицит в 28 млрд. дол. превратился в бюджетный избыток в размере 15 млрд.
дол. Другими словами, даже когда номинальный государственный долг рос,
реальная задолженность снижалась.
4.4.2.Вторая проблема измерения: капитальные активы
Многие экономисты считают, что точная оценка дефицита государственного
бюджета требует подсчета государственных активов, так же как и пассивов
(обязательств). В частности, когда исчисляется общая государственная
задолженность, необходимо вычитать государственные активы из величины
государственного долга. Поэтому бюджетный дефицит должен измеряться как
изменение величины долга минус изменение размеров государственных активов.
В самом деле, частные лица и фирмы оценивают активы и пассивы
(обязательства) не раздельно, а в сопоставлении. Когда человек занимает
деньги для покупки дома, мы не говорим, что он свел свой бюджет с
дефицитом. Вместо этого увеличение активов (дом) компенсируется ростом
долга (закладных) и изменений в располагаемом богатстве не отмечается.
Возможно, мы должны таким же образом относиться к государственным финансам.
Процедура расчета бюджета, в котором учитываются как активы, так и
обязательства, иногда называется составлением бюджета капитала
(бюджетированием капитала), поскольку это операции по учету изменений в
размерах капитала. Предположим, например, что правительство продает одно из
своих зданий или часть земли и использует вырученные средства для погашения
части государственной задолженности. При существующей процедуре расчета
бюджета объявленный дефицит уменьшится. При бюджетировании капитала
выручка, полученная от этой продажи, не снизит дефицит, поскольку
сокращение задолженности будет уравновешено уменьшением активов.
Аналогично, при учете в бюджете капитальных активов государственные займы
для финансирования закупок капитальных благ не увеличат дефицита.
Главная трудность здесь заключается в том, что сложно оценить, какие виды
государственных расходов должны считаться капитальными затратами. Например,
следует ли отнести шоссейную дорогу между штатами к активам государства?
Если да, то по какой стоимости? Как учитывать запасы ядерного оружия?
Должны ли расходы на образование рассматриваться как инвестиции в
человеческий капитал? Если правительство считает целесообразным составление
бюджета капитала, необходимо получить ответ на все эти трудные вопросы.
Экономисты и политики расходятся во мнении, должно ли правительство
использовать капитальное бюджетирование. (Многие правительства штатов уже
используют этот подход). Противники составления бюджета капитала считают,
что хотя этот подход и имеет принципиальные преимущества по сравнению с
ныне существующим, его очень трудно применить на практике. Сторонники же
составления бюджета капитала отстаивают точку зрения, что лучше оценивать
капитальные активы неточно, чем не учитывать их вовсе.
4.4.3.Третья проблема измерения: неучтенные обязательства. Некоторые
экономисты считают, что при измерении бюджетного дефицита истинная картина
искажается потому, что из расчета исключаются некоторые важные
государственные обязательства. Рассмотрим, например, пенсии государственных
чиновников. Эти служащие трудятся на правительство сегодня, однако, часть
оплаты их труда откладывается на будущее. По - существу, они дают взаймы
государству. Их будущие доходы в виде пенсий представляют собой
государственные обязательства, мало чем отличающиеся от государственного
долга. Однако накопление этих обязательства не включается в сумму
бюджетного дефицита.
Аналогично, рассмотрим систему социального страхования. В определенном
смысле она подобна системе пенсионного обеспечения. Люди отдают часть
своего дохода, когда они молоды, и ожидают получить выплаты в старости. По-
видимому, суммарный размер будущих пособий по социальному страхованию
должен быть включен в государственные обязательства.
Некоторые считают, что государственные обязательства по социальному
страхованию отличаются от государственного долга, поскольку правительство
может изменить законы, определяющие порядок и размеры выплат по социальному
страхованию. Хотя, в принципе, правительство может решить не выплачивать и
государственный долг полностью: оно выполняет обязательства по выплате
своего долга только потому, что само решает сделать это. Обещание оплатить
государственные долги по сути не отличается от обещаний платить пособия.
Особенно трудным для оценки видом государственных обязательств являются
обусловленные обязательства, выполнение которых наступает только в заранее
оговоренной ситуации. Например, государство выступает гарантом многих форм
частного кредита, таких, как займы студентам на образование, займы под
строительство жилья семьям с низким и средним доходом, депозитов в банках,
сберегательных и кредитных учреждениях. Если заемщик выплачивает долг,
государство ничего не платит, если же заемщик не выплачивает долга,
государство должно погасить его. Когда правительство обеспечивает такую
гарантию, оно несет ответственность за заемщика. Тем не менее эти
обусловленные обязательства не отражаются в бюджетном дефиците: возможно
потому, что не вполне ясно, какую им дать конкретную денежную оценку.
4.4.4.Важен ли бюджетный дефицит?
Экономисты расходятся во мнении относительно важности проблемы измерения
бюджетного дефицита. Некоторые из них считают, что эти проблемы столь
серьезны, что существующий способ измерения бюджетного дефицита почти
непригоден
Большинство разделяет эту точку зрения, но одновременно считает, что при
оценке эффективности бюджетно-налоговой политики экономисты и политики
должны принимать во внимание не только статистический показатель бюджетного
дефицита. Что они обычно и делают. Бюджетные документы, ежегодно
подготавливаемые Департаментом Управления и Бюджета, содержат много
детальной информации о государственных финансах, включая данные о
капитальных затратах и программах кредитования.
Ни один показатель экономической статистики не совершенен. Всякий раз,
когда в средствах массовой информации встречаются количественные оценки,
важно знать, что они измеряют, и что не учитывают. В особенности это
относится к оценкам государственного бюджетного дефицита.
Поведение инвестиционного спроса также может быть различным. Эффект
вытеснения предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса
частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое
возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита. Однако,
если экономика первоначально находится в состоянии спада, то рост
государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие
через эффект мультипликатора. Это может улучшить ожидания прибылей у
частного бизнеса и вызвать сдвиг вправо кривой инвестиционного спроса.
Прирост инвестиционного спроса может частично или полностью элиминировать
эффект вытеснения Рис.3.
вытеснения
Рис.3.Возникший под влиянием роста процентных ставок с R1 до R2 эффект
вытеснения инвестиций с I1 до I2 эминируется их ростом с I2 до I3 в
результате сдвига кривой инвестиционного спроса из положения 1 в положение
2 на фоне оптимистических ожиданий инвесторов. Таким образом, в известных
обстоятельствах один и тот же механизм - долговое финансирование бюджетного
дефицита - может как вызвать эффект вытеснения частных инвестиций, так и
элиминировать его. Поэтому взвешенная оценка эффективности бюджетно-
налоговой политики в условиях увеличения государственного долга требует
углубленного макроэкономического анализа.
5. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга.
Государственный долг и дефицит платежного баланса.
Элиминирование эффекта вытеснения оказывается тем более существенным, чем
выше международная мобильность капитала и активнее его приток в данную
страну под влиянием превышения внутренних рыночных ставок процента над их
среднемировым уровнем.
При долговом финансировании бюджетного дефицита ставки процента
поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая
фискальная политика сопровождается ограничением предложения денег в целях
снижения уровня инфляции. Долговое финансирование дефицита госбюджета
увеличивает спрос на деньги, а Центральный банк ограничивает их
предложение. Это сочетание мер экономической политики стимулирует быстрый
рост процентных ставок.
Повышение процентных ставок на внутреннем рынке увеличивает зарубежный
спрос на ценные бумаги данной страны, что вызывает приток капитала и
увеличение суммы внешнего долга. Обслуживание внешнего долга требует
передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что
может вызвать сокращение национального производства в будущем.
Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается
повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их
приобретения. В результате обменный курс национальной валюты повышается,
что способствует снижению экспорта и увеличению импорта. Сокращение чистого
экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику: в экспортных и в
конкурирующих с импортом отраслях снижается занятость и выпуск, возрастает
уровень безработицы. Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие
бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет эффекта
вытеснения, но и за счет отрицательного эффекта чистого экспорта,
ухудшающего состояние платежного баланса страны по счету текущих операций.
Но одновременно приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и
способствует относительному снижению процентных ставок на внутреннем рынке.
В итоге масштабы эффекта вытеснения относительно сокращаются.
Дефицит счета текущих операций, связанный с неблагоприятным торговым
балансом, финансируется за счет чистого притока капитала, который может
принимать следующие формы:
1. Международные займы. Займы у иностранных правительств, у МВФ, у
Всемирного Банка или у коммерческих банков за рубежом увеличивают размеры
внешнего долга.
2. Продажа активов иностранным инвесторам. Выручка от продажи
долгосрочных активов используется для финансирования дефицита платежного
баланса по текущим операциям.
3. Прямые инвестиции, предполагающие ввоз в страну иностранной валюты в
целях организации новых предприятий по производству продукции. Эта валюта
может быть использована для покрытия дефицита текущего счета.
4. Использование резервов. Страна может расходовать часть своих
официальных резервов иностранной валюты для урегулирования платежного
баланса.
В случае осуществления любой из этих мер чистые зарубежные активы страны
снижаются.
Угроза сочетания кризиса платежного баланса и кризиса внешней
задолженности возникает в том случае, когда правительство увеличивает долг
за счет зарубежных займов, размеры которых значительно превосходят дефицит
счета текущих операций. Если эти заемные средства используются не на
инвестици в национальную экономку, а на покупки известного количества
иностранных активов в других странах (земельных участков и т.д.), то
ресурсы иностранных займов оказываются использованными на финансирование
оттока частного капитала из страны, принимающего в этом случае форму так
называемого "бегства" капитала.
Теоретически любое превышение вывоза капитала над ввозом в виде
кредитов, инвестиций или банковских активов может трактоваться как
”бегство” капитала из-за ограниченности возможностей инвестирования этих
средств во внутренней экономике. Это совершенно нормальное явление в
странах с развитой рыночной экономикой, которое может быть следствием,
например, ограничительной денежной политики правительства и служить
своеобразным индикатором эффективности такой политики.
Нередко “бегство” капитала возникает из-за политической и социально-
экономической нестабильности. При неустоявшейся системе отношений
собственности это явление может быть связано с процессом фактического
перераспределения государственной собственности в пользу частной, а также
служить средством уклонения от налогов. В этом случае “бегство” капита
принимает нелегальные формы и может быть тесно связано с контрабандными
операциями, особенно при отсутствии эффективного таможенного и валютного
контроля.
Специфика рассматриваемого явления для России заключается в том, что
именно нелегальные формы “бегства” капитала (не регистрируемые статистикой
платежного баланса) получили в стране широкое распространение. Основные
методы – занижение экспортных или завышение импортных цен, невозврат
валютной выручки, авансовые платежи под фиктивные импортные контракты. И
если в последние годы ужесточение валютного и таможенного контроля
позволило начать борьбу с прямыми невозвратами платежей или товаров, то
ценовой механизм вывоза капитала до сих пор остается наиболее
распространённым способом ухода из-под контроля. Причём если в 1992-1995
годах это явление в основном было связано с процессами перераспределения
собственности, то в последние три года – с процессами уклонения от
налогообложения и отмыванием денег.
Интересно отметить ещё одно явление. Значительная часть нелегально
вывезенного российскими резидентами и размещенного на зарубежных счетах
резидентов капитала фактически участвует в обслуживании оборота товаров и
услуг не территории России. Хорошо известно, что в сформировавшейся теневой
экономике значительная часть расчетов по операциям с недвижимостью,
автомобилями или предоставлением различных услуг осуществляется через
зарубежные счета резидентов – участников сделок.
Разброс количественных оценок “бегства” капитала очень велик. Это
связано в основном с тем, что предмет оценки понимается часто по-разному.
По платежному балансу “бегство” капитала можно подсчитать с 1994 года по
таким статьям, как невозврат экспортной выручки товаров под импортные
авансы, прирост наличной иностранной валюты и чистые ошибки и пропуски.
Таким образом, общий объём “убежавшего” капитала, зарегистрированный в
статистике платежного баланса, достигает 70 млрд. долларов.
Масштабы нелегального бегства оценить достаточно трудно. По оценке
специалистов Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного
института, только по каналам занижения экспортных цен с 1992 года из страны
убегало до 10млрд долларов в год, а с учётом прочих каналов – до 15-20
млрд. долларов ежегодно.
Такая макроэкономическая политика и сопровождающее ее "бегство" капитала
послужили одной из причин мирового кризиса внешней задолженности,
начавшегося в 1982 году, когда десятки стран-должников заявили, что они не
в состоянии расплачиваться по своим долговым обязательствам.
Широкомасштабным явлением стала реструктуризация долга, при которой условия
его обслуживания (процент, сумма, сроки начала возврата) пересматриваются.
Реструктуризация имеет место тогда, когда страна не может осуществлять
выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о представлении
займа. В частности, Россия, принявшая на себя задолженность бывшего СССР,
прибегла к реструктуризации своего долга согласно договоренности с
официальными кредиторами (членами Парижского клуба).
6. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной
задолженностью.
6.1.1. Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80-е годы, связанное с
увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического
роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок
привело к увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных
цен и замедление темпов роста ВНП в странах-потребителях экспорта из стран-
должников привели к снижению экспорта и доходов от экспорта, которые
являются для стран-должников основным источником выплаты долга. В итоге
бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали
доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.
6.1.2. Неудовлетворительное управление экономикой в странах-должниках.
Общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной
валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на
грядущей девальвации валюты. Валютные спекуляции принимают форму резко
растущего импорта или "бегства" капитала из страны, что ухудшает состояние
платежного баланса, так как внешние займы используются не по назначению (не
на инвестиционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на
финансирование "нежизнеспособных" проектов и на спекулятивные операции).
6.1.3. Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась избыточными
кредитами коммерческих банков. В случае предъявления требований на новые
займы коммерческие банки предоставляли их, не обращая внимания на
быстрорастущие масштабы долга. Такая активность кредиторов была обусловлена
несколькими причинами:
а) нефтяные шоки 1973-74гг. и 1979-80гг. послужили инструментом
перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран-
экспортеров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика. Пока
происходило аккумулирование сбережений для крупных инвестиций в их
собственную экономику, эти страны выдавали кредиты в ликвидной форме, что
послужило источником [расширения ресурсов для международного кредитования];
б) эти новые финансовые средства в основном были предоставлены в виде
дополнительных кредитов странам-должникам, так как инвестиционная
ситуация в индустриальных странах была в это время весьма неопределенной.
К тому же страны-должники ограничивали прямые иностранные инвестиции и
широко использовали внешние займы под проценты без права контроля над
собственностью, что стимулировало нарастание их внешнего долга;
в) крупнейшие коммерческие банки активно искали возможностей для таких
операций в целях опережения конкурентов.
В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма
предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы
взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это
способствовало значительной "утечке" финансовых ресурсов из стран-
должников.
Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней
задолженности, которая непосредственно не связана с мировой конъюнктурой 80-
х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу
суверенными странами-должниками. Страна-должник может привлекать
иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать
сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты
процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении
платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от
выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-
должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для
обслуживания долга.
Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей
является введение залога или обеспечения, то есть активов того или иного
вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки
страной-должником выплат по долгу.
Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную
помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности
и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиции и роста
иностранных капиталовложений в странах-должниках.
6.2. Механизмы сокращения внешней задолженности:
6.2.1. Выкуп долга - предоставление стране должнику возможности выкупить
свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп
осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу
должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть
одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.
6.2.2. Обмен долга на акционерный капитал (своп) - предоставление
иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной
страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные
небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые
обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии
финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых
активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает
"долю" в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом
уменьшается.
6.2.3. Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами
(в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым
ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной
стоимости облигаций
Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов
помощи со стороны официальных кредиторов
(членов "Парижского клуба"):
1) частичное аннулирование долга;
2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.
Эффективное управление государственным долгом, как в индустриальных, так
и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер
бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной
частью общей системы управления государственными расходами.
Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует
элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого
нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на
снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы.
Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной
статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность
трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста
других статей государственных расходов и повышение их эффективности
является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения
напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных
операций и включение соответствующих счетов в систему государственного
бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и
Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается
созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по
управлению государственными расходами - бюджетного управления и
казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной
задолженности.
7. Обслуживание государственного долга.
Система обслуживания государственного долга представляет собой мощный
инструмент перераспределения доходов производственного сектора в пользу
финансового сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к
принудительной формам заимствования. В первом случае используется
опосредованный способ перераспределения через аномальный уровень доходности
инструментов. Во втором — практикуется непосредственный способ
перераспределения через неэквивалентные, монопольно низкие цены покупки
инструментов государственного долга финансовыми посредниками у первичных
владельцев, представляющих главным образом производственный сектор.
Очевидным результатом такого перераспределения является относительное
сокращение доходов у производственного сектора и рост доходов у финансового
сектора. При этом часть сверхдоходов используется финансовым сектором
откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходов используется
“производительно”, т.е. вкладывается в развитие экономики, однако в те ее
отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента для
сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительских
товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов
расходуется в целях действительного развития экономики через участие в
капитале предприятий и предоставление средств на модернизацию технологии.
Экономическим итогом функционирования рыночной системы государственного
долга выступает общее существенное сужение инвестиционных возможностей
экономики.
8.Литература:
1) Агапова Т.А., Серегина С.Ф.
Макроэкономика: учеб./Моск. гос. университет им. М.В.Ломоносова – м.:ФИС;
1997 –415с
2) Доман Э.Д., Линдсей Д.Э.
Макроэкономика: Пер. с англ. – СПГ; АОЗТ «Литера плюс», 1994г. – 402с
3) Менкью Н.Г.
Макроэкономика: пер. с англ. – М.:издательство МГУ, 1994г. – 735с
4) Фишер С. и др.
Экономика: пер. с англ. – М.: Дело, 1993г.- 829с.
5) Макконэл К.Р., Брю С.И.
Экономика: принципы, проблемы и политика, изд. – Киев,
1993г. –785с.
6) Долан Э.Д., и др.
Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика; М., сПб.: 1993г. –
446с.
7) Сакс. Д.Д., Ларрен Ф.Б.
Макроэкономика: глобальный подход – М.:дело 1996г. –848с.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]