Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы

Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ТЕМА : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы»

Выполнил : Тарбеев Е. В.

Преподаватель : Филатов С.А.

Факультет : ФЭМ ИЗО, 1 курс

Направление : Экономика и управление

Специализация : на предприятиях машиностроения

1997 год

ТЕМА : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы»

ПЛАН РАБОТЫ

1. Место и роль малого и среднего предпринимательства в процессе

формирования рыночных структур.

1.1. Новая концепция управления. Эффекты масштаба, минимально эффективный

размер предприятия.

1.2. Критерии выделения малого предприятия.

1.3. Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры:

основные преимущества малого бизнеса

инновационный характер малых предприятий

причины неудач мелких предприятий

2. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства в

России.

2.1.Система государственной поддержки малого бизнеса : цели, элементы,

результаты.

2.2. фонды поддержки малого предпринимательства - основные направления

деятельности.

4 . Заключение.

1.1 & 1.2. Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной

деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая

сложность современного технологического оборудования, необходимость

одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением

быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и

технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов

конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю

систему управления современным производством.

Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод

: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе

за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько

теряют. И теряют они потребителя и долю рынка» (2с.226).

Какие же характеристики необходимы сегодня успешно развивающемуся

производству?

. небольшие организационные подразделения с небольшим числом работников,

имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный

уровень.

. Небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение

организационной пирамиды.

Данные тенденции в развитии организационных структур управления

реализуются в двух направлениях:

во-первых, это динамичное развитие малого бизнеса;

во-вторых, появление и развитие командных (бригадных) структур.

Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые

группы работников из разных подразделений компании, способные

непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются

логическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктуры

управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека.

Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого

бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С

мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность

организационной культуры, системы материального и морального

стимулирования, ощущение хозяина полученного результата. Некоторые

американские корпорации («Дюпон», «Дженерал моторс») еще в 20-е годы

осуществили децентрализацию управления путем создания так называемых

дивизионных структур. Впоследствии этот подход заимствовали многие крупные

фирмы. А в 70-е и 80-е годы он стал доминирующим. Сущность подобного

подхода в выделении отделений, имеющих определенную узко отраслевую или

продуктовую специализацию. Американские специалисты считают, что каждая из

крупнейших компаний США может быть, разделена на небольшие производственные

и непроизводственные единицы, на самостоятельные бригады рабочих и

инженеров или на команды специалистов, в идеале с числом занятых от 15 до

20 человек (2.с.267).

Не так давно было замечено, что, начиная с определенного момента, все

больше и больше размеры предприятия означают повышение средних общих

издержек. Экономисты определили это как положительный и отрицательный

эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба» (1.с.57).

Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен в нашей

литературе. Тема данной работы предполагает обращение к недостаточно

изученному у нас явлению - возникновению отрицательной стороны «эффекта

масштаба». Основная причина связана с определенными управленческими

трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и

координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное

производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям,

организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо

управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не

реагируют на возникающие проблемы (2, с.226). В результате страдают

эффективность и растут средние издержки производства.

Отрицательный эффект производства демонстрируется возвышающимся

отрезком кривой долгосрочных издержек на рис.А (приложение 1).

Данные рассуждения логически подводят к выводу о том, что

положительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими

факторами, определяющими структуру данной отрасли. Это нужно учитывать

экономическими и государственными структурами при формировании концепции

управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного

или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае,

если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного

функционирования.

1.2. Экономические реформы в нашей стране положили начало интенсивному

возникновению малых предприятий. В странах западной экономики это процесс

начался задолго до этого. 70-80 ее годы ознаменовались пристальным

вниманием экономистов к проблемам развития малого бизнеса. Этот интерес не

был случайным. Кризисные явления (особенно начала 80-х годов) наглядно

показали: малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные

корпорации способны быстрее реагировать на колебания потребительского

спроса. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен

прежде всего, через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня

становым хребтом экономики развитых стран. Это подтверждается

количественным соотношением предприятий «малой экономики» к общему числу

фирм, действующих на рынке той или иной страны (см. Приложение 3). В России

этот сектор практически не создан. Современная структура рыночной экономики

в масштабах России предполагает наличие 10-12 миллионов малых предприятий,

а фактически насчитывается 300-400 тысяч, многие из которых пока что далеки

от рыночных «кондиций» (5, с.17).

В западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те

или иные предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуют

интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенное

определение, данное в докладе комитета британского парламента по

исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «...

малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю

рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих,

независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и

собственники - менеджеры свободны от контроля извне при принятии

принципиальных решений.

Употребляется также функциональная классификация. По определению

международного бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы в

обрабатывающей промышленности и в сфере услуг, семейные предприятия, фирмы,

использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия.

Однако наиболее распространенным критерием является количество занятых

(см.приложение 4).

В отношении российских малых предприятий продолжает действовать

постановление СМ РСФСР №406, по которому установлено два критерия их

выделения : количество работающих и объем хозяйственного оборота.

Фактически в постановлении сделана попытка классифицировать малые

предприятия по количеству занятых с учетом отраслевой принадлежности

(см.приложение 5).

Всплеск появления малых предприятий в нашей стране приходится на

1994г. Но буквально через несколько месяцев повышение цен и ужесточение

налоговой политики резко сократили их прирост. Деловая активность замерла.

Начался процесс выживания.

Естественно, что в таких условиях малое предпринимательство не может

реализовать те функции, которые присущи малому бизнесу в других странах, и,

следовательно, выполнять свою задачу - формировать полноценный рынок

товаров и услуг.

1.3. малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий

темпы экономического роста, структуру и качество валового национального

продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по

самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной

рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие

малому бизнесу:

а) возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с

крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структур принятия

управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на

конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при

переключении с одного вида деятельности на другой.

б) ориентация производителей преимущественно на региональный рынок.

Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений,

обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

в) поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема

чрезвычайно актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балласт

с предприятий и мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в

себя свободную рабочую силу.

г) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным

производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс,

передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.

д) небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий

меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле

перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства,

достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

е) экономическая эффективность производства в малых предприятиях.

ж) инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты

отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР.

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют

венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более

быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие

исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки,

проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют

исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым

вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление

производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях

конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы

обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе

хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя

крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых

производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро

подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим

капиталом.

Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции,

которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых

предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. В

большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала

или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний (6,

с.6).

В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач чаще

всего называются (4, с.22):

1) некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытный

инженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта в коммерции, финансах,

поставках, производстве и управлении;

2) незначительные объемы продаж

3) конкуренция

4) слишком большие эксплуатационные расходы.

Однако, чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих

проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций. Том Нели, которому

удалось участвовать в становлении многих компаний говорит (2, с.231) :

«причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не

отвечающая потребностям производства система управления».

2.1. Развитие мелкого предпринимательства в России предполагает более

внушительный процент разорившихся предприятий, чем в странах с развитой

управленческой инфраструктурой. Малые предприятия объективно, по своей

природе находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с

крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями

выпускаемой продукции, более низкий уровень научно-технической

оснащенности, организации, квалификации кадров. Сложнее обстоит дело с

информационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведения

маркетинга. Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на

рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной

и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по

следующим направлениям:

1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого

предпринимательства

2) создание льготных условий использования субъектами малого

предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и

информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий

3) установление упрощенного порядка регистрации малого

предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации

продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской

отчетности

4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого

предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-

технических, производственных связей с зарубежными странами

5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации

кадров для малых предприятий.

Одним из наиболее важных направлений государственной поддержки я

является льготное кредитование.

Бизнесу нужен приток средств. Крупным предприятиям - с именем,

авторитетом, банк всегда пойдет навстречу. А малому, особенно начинающему,

вряд ли на обычных условиях дадут кредит. Поэтому законом Российской

Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от

12 мая 1995 года предусмотрено льготное кредитование и страхование

субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы

кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого

предпринимательства.

Кроме льготной кредитной политики применяется и льготное

налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по

налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и

лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.

Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть

фонды, государственные и муниципальные. Поддержке малого

предпринимательства, основными направлениями деятельности которыми

являются:

. содействие в формировании рыночных отношений путем привлечения и

эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых

программ, проектов, мероприятий в области малого предпринимательства;

. участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов

в области малого предпринимательства, развитие конкуренции, насыщения

товарного рынка, создания новых рабочих мест

. участие в форсировании работ по созданию инфраструктуры рынка

. поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур,

стимулирование разработки и производства принципиально новых видов

продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений

. содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для

реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной

среды и развитию малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные

кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции

залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения

товарного рынка.

4. Итак, как показывает анализ форм, профиля и организационных

структур малого предпринимательства, значительная их часть органически

связана с работой крупных производственных структур. Малые предприятия либо

взаимодействуют с ними в режиме устойчивого кооперирования, либо формируют

инфраструктуру функционирования всех видов предприятий, находящихся на

одной территории. В этих условиях выбор направлений развития и обоснования

профиля малых предприятий в большей мере зависит от сложившейся общей

организационно-производственной структуры и в первую очередь от крупных

предприятий. Такая взаимосвязь крупного и мелкого бизнеса требует создания

прогрессивных организационных структур.

В условиях нестабильности внешней среды - колебаний цен на сырье и

энергию, инфляции, скачков валютных курсов, изменений в экономической

политике государств - малые и средине предприятия стараются использовать

наряду с преимуществами специализации возможности, предоставляемые

производственной кооперацией, расширением масштаба производства,

проведением совместных научных исследований и разработок, разделением

финансового риска. Только объединяя усилия по целому ряду направлений малые

предприятия могут рассчитывать на стабильное положение в структуре

экономики, успешную конкуренцию и сотрудничество с крупными предприятиями.

[pic]

Список использованной литературы :

1) Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство

«Республика», 1992г., том 2.

2) «Мелкий бизнес в Западной Европе». Москва, 1992г.

3) «Как добиться успеха» (под общей редакцией В. Хруцкого) Москва,

издательство «политическая литература», 1991г.

4) «Мелкий бизнес и эффективность американской экономики», Москва, «Факт»,

1991г.

5) «Экономическая газета» №36, 39 1992г.

6) «Создание и развитие малых предприятий», Москва, «Финансы и статистика»,

1991г.

7) «Малый бизнес в системе предпринимательства Великобритании», Москва,

агентство «Интерпринт», 1992г.

8) «Практическое пособие по финансовому планированию собственного

предприятия», Новосибирск, 1992г.

9) Постановление СМ РСФСР №406 от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке и

развитию малых предприятий в РСФСР»

10) Постановление СМ Правительства РФ №446 от 11 мая 1993г. «О

первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого

предпринимательства в РФ».

11) Федеральный закон РФ от 12 мая 1995г. «О государственной поддержке

малого предпринимательства в РФ».