Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов

Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и теории педагогики

РЕФЕРАТ

«Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения

учащихся литературе в 5-7 классов»

Выполнил: студент группы

Л-3-3а Винькова В.К.

Проверил: Гузенко И.Г.

ЛИПЕЦК – 2002

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………..3

1. Какие основные формы и виды обучения можно выделить в современной

педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7

классов………………….4

2. По какой причине современные дидактические принципы позволяют

значительно активизировать учебный процесс в 5-7 классах…………………………………..7

3. Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации

обучения литературе в 5-7 классах?…………………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………..10

Список использованной литературы………………………….11

Введение

Любая деятельность состоит из трех частей:

ориентировочно-мотивационной;

операционально-исполнительной;

рефлексивно-оценочной.

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление

отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит

личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как

значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также

приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована

при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому

результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего

поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее

корректировать, развитие своих творческих способностей и

самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при

отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно

содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования -

научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в

которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и

полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том

числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

Какие основные формы и виды обучения можно выделить в современной

педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7 классов?

Формы обучения

В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения.

Дадим следующие определения:

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий

метод.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения

задач.

Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные

занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и

общими.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав

учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы

над одним и тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом

зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а

также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет

говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть

классифицированы по типам:

1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя

при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер

беседы) ;

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно

посвящены отработке умений и навыков);

3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного

материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается

учителем, либо “добывается” в процессе самостоятельной работы учащихся с

литературой.

отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего -

решение задач по новому материалу);

выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х -

начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать

школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение

предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для

работы с отстающими обучаемыми.

Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа

характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать

наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Виды обучения

Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате

будет рассмотрено одно из них: традиционное обучение.

Традиционное обучение

Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным

(особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям

и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот

вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены

ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время

традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к.

определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении,

что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас

знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь

на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на

передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний,

повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки

учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников

и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и

усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников.

Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе

необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть

большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах.

Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

По какой причине современные дидактические принципы позволяют значительно

активизировать учебный процесс в 5-7 классах?

Дидактика – отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблему

образования и обучения.

Нужно вести образовательный процесс к тому, чтобы обучающиеся больше

приобретали знания самостоятельно, формировали у себя в ходе обучения

психологическую, теоретическую и практическую готовность к самообразованию.

Впервые термин «дидактика» ввел а научный оборот В.Ратке.

«Дидактика» - от греч. didaktikos – «поучающий» или didaktiko –

«изучающий».

Задачи дидактики:

описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые

обучающие системы, новые технологии обучения.

Для реализации этих задач дидактика использует философию, психологию,

возрастную психологию и кибернетику.

Традиционную дидактическую систему связывают с именем немецкого

ученого И.Ф.Гербарта. Целью обучения для нее является формирование

интеллектуальных умений, представлений, понятий и теоретических знаний.

Основополагающий принцип традиционной дидактической системы основывается на

том, что организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны

формировать морально-сильную личность.

В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводится учению

– деятельности ребёнка. Педоцентрическая дидактика строит процессы

обучения, исходя из потребности, интересов и способности ребёнка.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема

классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения

по этому вопросу.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику

получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное

слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы,

явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения,

выполняя практические действия).

Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации обучения

литературе в 5-7 классах?

История развития и становления методов обучения весьма разнообразна.

Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание

на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке.

Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Разные авторы

выделяют разное количество методов обучения, дают им крайне разнообразные

наименования. Но, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию

отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство

авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной

деятельности.

В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ

деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.

При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы

учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и

находятся во взаимодействии.

Заключение.

Метод обучения – категория историческая. Так как ни один из методов не

является универсальным, хороших результатов в дидактической работе можно

достичь только при использовании многих методов. Но для того, чтобы учитель

мог воспользоваться многообразием методов обучения, необходимо их

упорядочить, привести в определенную систему.

Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его

отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.

Список использованной литературы:

Кан-Калик В. Л., Никандров П. Г «Педагогическое творчество»,

М. 1990.

Симонов В. П., «Диагностика личности и профессионального мастерства

педагога», М., 1985.

Демакова И. Д., «С верою в ученика», М., 1989.

Мижериков В. А., Ермоленко М. Н., «Введение в педагогическую профессию.

Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений», М., 1999.

«Педагогика»/Под ред. профессора П. И. Пидкасистого, М., 1996.