Методология лженаук

Методология лженаук

МЕТОДОЛОГИЯ ЛЖЕНАУК.

С.Н. Савинов

1. ВВЕДЕНИЕ.

Настоящая статья посвящена такому явлению в познании как лженаука.

Проведен анализ методов и систем лженаук, и обобщение разнородных учений не соответствующих действительности в единое универсальное понятие «Лженаука». Обобщение понятия лженауки позволит лучшим образом идентифицировать лженаучные концепции среди научных знаний, и усовершенствовать пути их ограничения и уничтожения, а также сплотить

все мероприятия направленные на борьбу с лженауками, только так можно оградить общество, государство и науку от мошенников и проходимцев.

2. ОСНОВЫ ЛЖЕНАУК.

2.1 Лженаукой является все, что не соответствует современной официальной науке, а это те знания которые не доказаны или опровергнуты. Под лженаукой подразумевается широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства изымаемые от людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например астрологи и экстрасенсы осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее имитируют научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы, поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Классические лженауки имеют много общего с мошенничеством, и возможно являются таковыми в том отношении, что маскируясь «научностью» или истинностью они получают доверие людей, и получаю доход от пустых услуг и товаров. Помимо преступности, лженаука стремится уравняться с наукой или даже задавить науку, поскольку только в этом случае они обретут значимость истины в обществе, и лживость их афер будет скрыта. Второй тип лженаук, это лженауки, создающие технологии и прочее, которые станут поводом для изъятия больших фондов и государственных денег, подобные варианты лженаук особенно стремятся задавить науку и влиять на политиков и научные институты, от которых эти лженауки могут получить признание, а за ним крупную прибыль.

Лженаука является формой мошенничества, которая проникает в доверие людей через форму «науки», которой общество доверяет неограниченно, поскольку действительная наука основана на доказанных фактах.

Любое общество изобилует глупыми и доверчивыми людьми и невеждами, количество которых обратно пропорционально просвещенности общества, но в любом случае их количество несравненно больше, количества мыслящих и самостоятельных людей. Лженаука использует этот контингент мало просвещенных людей и проникает в их сознание с целью получения от них легких доходов. Мало просвещенные это доверчивые люди, которые не обладая знанием о мире находятся на уровне средневекового развития, веря в богов и сверхъестественное. Во времена средневековья лженаука и ложные учения вроде религии находились в оппозиции с наукой, и с помощью инквизиции подавляла познание, в нынешнее время наука настолько развилась, что обрела заслуженное главенствующее место в осознании человечеством мира, нынешняя наука обрела главенствующую позицию не только в силу доказанности своих тезисов, а также за счет особой значимости науки для развития техники, что в свою очередь определяет уровень развития цивилизации, то есть является основой цивилизации. Нынешняя наука достигла авторитетности, которую уже никогда не достигнет религия, поэтому религия кроме мелких попыток не способна противостоять фактам. Лженаука избрала иной путь развития, не в противостоянии, а в адаптации и интеграции с наукой, создавая тезисы подобные научным, но имеющие смысл и цели религии - влияние на сознание людей и их доверие.

2.2 Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития и когда наука отрицает что либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной), лженаука основываясь на вымысле «легко» объясняет и делает то, чего наука не может, например лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает того, что не отрицают сами люди.

2.3 Человеческий вид обретя независимость от природы и достигнув уровня самосознания, обладают некими архаичными особенностями, например, человек приписывает себе избранность, человек осознает себя центром мироздания, и это сомоосознание полностью реализовалось в религиозных учениях, в которых человек произошел по подобию бога, является повелителем земли, земля находится в центре вселенной, а вся вселенная это твердая оболочка с прикрепленными звездами, мысли человека проявления его души. Наука путем неопровержимых доказательств опровергала каждое из этих тезисов, Коперник создал гелиоцентрическую систему, Дарвин доказал происхождение человека от животных, что подтвердили генетики, Павлов указал на рефлекторный механизм мышления и прочие разоблачения исключительности человека. Лженауки опираются на эту архаичность самосознания и развиваются, в их рамках вновь появляется те направления, которые были опровергнуты наукой недавно или которые слишком неугодны для самолюбия людей, как например теория Дарвина или Павлова, лженауки развивают представления о неком мире сверхъестественного, в котором может быть душа и прочее, таким образом развивается неудачная альтернатива познанию, но в замен лженаука получает большее одобрение людей, которым утешили самолюбие.

2.4 Человеческая психология обладает ещё одной особенностью, которую используют лженауки для проникновения в сознание, это субъективное мышление доверчивых людей. Доверчивые люди видят то чего нет, но чего они хотят видеть, и не видят того, что не хотят видеть, не видят явных противоречий. Религиозные верующие именно к таким относятся, они даже не желают слышать, что либо против бога и религии, будь то хоть как достоверно, в то же время они в обычных явлениях видят то чего хотят видеть, знамения, явления ангелов, божью волю или божью кару. Доверчивые люди лишены мышления и критики, поскольку мысли им заменяет совокупность домыслов, сформированных верой во что, либо. Переубедить таких людей почти невозможно, какими бы доказанными не были опровергающие факты.

2.5 Одним из средств развития и популяризации лженаук является фальсификация, когда вымышленные явления выдаются за реальные. В случае фальсификации, лженауки пытаются укрепить свои позиции ложными доказательствами, экспериментальными данными, подделанными. Фальсификации продвигаются лженаукой через СМИ и литературу, и служат «доказательством» лженаучных положений. помимо фальсификаций, лженаука распространяет вымыслы о проявлениях сверхспособностей и целительных свойств чего либо, при этом лженаука не утруждает себя доказательствами и связыванием с наукой, их «доказательства» идут параллельно и независимо от науки, тем самым демонстрируя свою изоляцию и независимость от противника -науки. В аспекте использования лженаукой фальсификаций стоит отметить, что всякого рода сверхъестественные явления демонстрируются как правило публично, или в лабораторноподобных условиях какого-либо помещения в присутствии неких сторонних людей производящих впечатление экспертов или ученых, и все эти демонстрации не отличаются, а даже уступают в зрелищности фокусам иллюзионистов. Нетрудно найти связь демонстрации лженаучных «доказательств» и производимых иллюзионов. Всякий опытный престидижитатор без труда разоблачит такие демонстрации, но рассчитаны они на простых людей, которые, видя фокусы иллюзионистов, дивятся им, но видя те же фокусы названные «сверхспособностями». Как правило, разного рода «феномены», на которые опираются лженауки, представляют собой либо иллюзию, созданную или естественную, либо очень искаженные явления, преувеличенные или неверно истолкованные, либо эти феномены просто вымысел. Лженауки никогда не занимаются изучением своих явлений, как это происходит в науке, в лженауке явления и законы просто описываются, поскольку являются результатом произвольных размышлений сторонних от реальности людей.

Несмотря на то, что, например, некоторые специализированные институты официально подтверждают наличие сверхвозможностей у людей, тем не менее эти же институты не идут дальше частного «подтверждения» и частных конференций, и тема о неких способностях не превращается в исследования, диссертации и статьи, которые в свою очередь докажут сверхвозможности человека и сделают это частью науки. Этого не происходит в силу фальсификаций экспертизы, ограниченной единичными случаями и рискующей при полноценном исследовании немедленно быть опровергнутым. Подобный синтез лженауки и научных фальсификаций наиболее эффективен для существования лженаук, поскольку позволяет лженауке напрямую интегрироваться в официальную науку.

2.6 В прежние времена и ныне лженаука описывает и пользуется реальными явлениями, облачая их в некую сверхъестественность. Хорошо изучено официальной наукой явление самовнушения, при котором человек с помощью психики способен неосознанно влиять на функции организма и стимулировать внутренние резервы. На основе эффекта самовнушения существует лечебное средство - плацебо, которая представляет собой пустое вещество лишенное лечебных свойств, но в то же время оказывающее лечебное воздействие той силы, насколько недуг связан с психическими функциями организма. Лженауки используют эффект плацебо, но под его видом продают дорогостоящие вещества и аппараты, получая мошеннический доход от «высокотехнологичного» плацебо. Аналогичным путем лженаука использует гипноз, подводя под него некие свойства некой души или сверхчувственного мира, чем добиваются согласия со своих ложных учений с реальностью. Эффект плацебо также возникает при «предсказаниях судьбы», когда человек настраивает и неосознанно наводит на себя предсказание, или при магических обрядах, когда «магия» путем самовнушения действует на человека.

2.7 Наиболее негативное для государства явление, это взаимодействие между лженаукой и кругами людей, обладающими властью или крупными денежными средствами, или распорядители фондов. Политики и владельцы крупных капиталов не отличаются интеллектом от обычных людей, они столь же доверчивы, и также не способны понять разницу науки и лженауки, поэтому лженауки разных видов манипулируя сознанием таких влиятельных людей сами получаю часть этого влияния. Одурачивать влиятельных и известных людей (актеров, космонавтов) для лженауки ещё выгодно и в плане доходов, чем от влияние на простых людей. Лженаука успешно использует свое влияние на влиятельных людей для лоббирования своих интересов, для распространения и популяризации лженаук, увеличения их авторитета, а также для задавливания науки, и контратаки на критику. Лженауки особенно стремятся лоббировать свои интересы во власти, поскольку это позволит лженаукам легализоваться «сверху», и превратиться в науку. Особенно эффективно влияние лженаук на коррумпированную власть, поскольку становится взаимовыгодным.

Лженаука проявляет влияние также на уровне наук путем подкупа специалистов и редакторов, пробивая дорогу в научные журналы, получая купленные рецензии, пробивается на конференции и покупая экспертизы в институтах, подкупая патентные экспертизы, пытаясь чисто механически занять место в науке, тем что мелькают в научной среде, и этот способ довольно эффективен, потому и тратятся на это лжеученые особенно. Недалекие люди думают «раз появилась в науке, значит это наука», поэтому затраченные средства лженаук на подкуп редколлегий и рецензентов окупается эффектом маскировки лженаук под науки.

Существует и более масштабное распространение лженаук - посредством СМИ. Особенно стоило бы остановиться на СМИ, которые в силу ограничения интеллектуального потенциала, являясь лишь посредником в передаче информации от источника в народные массы, при отсутствии цензуры и контроля превращаются в неуправляемый источник разной информации, в том числе негативной, рекламной, политического влияния и конечно популяризация лженаук. Лженауки довольно легко проникают в лишенные интеллекта и критики СМИ и распространяют своё влияние, при этом представители СМИ демонстрируют полное пренебрежение к своим читателям и слушателям, тем что готовы им предоставить информационный мусор и ложь, за деньги заказчиков. СМИ должны нести ответственность за передаваемую ими информацию.

2.8 Лженауки оказывают сильное сопротивления всякого рода попыткам их ликвидировать, подключая к этому все возможные ресурсы в которые они проникли, начиная от политиков и судов (судебные процессы против преподавания теории Дарвина), и заканчивая подключением СМИ и подкупленных ученых вплоть до академиков. Столь сильное сопротивление лженауки оказывают по той причине, что они приносят высокие доходы своим создателям, которые в свою очередь легкие доходы терять не хотят и пойдут на любые действия против критиков. Для всяких научных концепций характерен диалог «доказательства-опровержения», что составляет сам научный процесс поиска истины, в котором ключевое значение имеет критика, но лженауки не могут вести такого диалога, поэтому они избирают тактику агрессивного и упорного противостояния в виде несогласия с критикой, а также атаки на самих критиков, которые характеризуются уничижительным тоном. Пытаться опровергнуть лженауку также бесполезно, как оправдывать бред, хотя бы потому, что опровергать нечего, трудно найти доводы на произвольные идеи, это не мешает официальным ученым тратить время на опровержение лженаук.

Опровержение лженаук учеными является, несомненно, наиболее надежным средством уничтожения лженаук, но не всегда требуется научное опровержение для ограничения лженаук, поскольку это трата времени и привлечение внимания к лженаукам, и эффективность этих методов временна, поскольку произвольные учения в виде лженаук довольно изменчивы, и способны преодолевать устаревшие опровержения. Наиболее эффективным критерием лженаучности является внутренняя и внешняя противоречивость этих учений: внутренняя связана с противоречиями внутри концепции, которые возникают неизбежно при произвольных выкладках недалеких людей; внешние противоречия связаны с несопоставимостью достигнутому уровню официальной науки. Заниматься опровержением лженаук довольно неблагодарное дело, поскольку приходится спускаться на уровень развития лжеученых, и уделять им внимание, тем самым косвенно поднимая им статус тем, что на них обратила внимание официальная наука. Критиковать лженауки мало эффективно ещё и потому, что человеческая фантазия неисчерпаема, и лженаука даже при полностью развитой науке найдет своё место для существования, одни лженауки будут уничтожаться, но будут появляться им на смену новые, и так будет вечно, а всякая критика лженаук приведет к желанию лжеученых больше создавать подобных учений, чтобы «противостоять злобной науке». Именно бесполезность критики приводит нынешнюю науку к простому запрету на какие либо концепции, например, запрет на рассмотрение проектов вечных двигателей, или на публикацию критики теории относительности, поскольку на противостояние нескончаемому потоку лженаучных идей, заведомо лишенных смысла занимает больше времени, чем собственно развитие науки.

2.9 Лженауки распространив свое влияние в СМИ и политике стремится обрести власть на сознанием обычных людей, и затем «демократическим» путем задавить науку и занять её место. Особенно опасным является укрепление позиций лженаук путем их организации в международные центры и академии, это позволяет лженаукам преодолеть разобщенность и раздробленность, а значит объединить свои возможности.

3. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖЕНАУК.

1. Описывают некий непознаваемый, скрытый мир, обладающий той или

иной духовностью, божественностью. Это позволяет использовать

веру недалеких людей в сверхъестественное и увязать это с противником

подобных недоказанных учений -наукой, это позволяет интегрировать

глупое доверие и «сферу наук».

2. Социально-личностная направленность. Лженауки описывают личность, социальную жизнь, отношения людей, болезни, бизнес, войны и катаклизмы и прочие сферы имеющие непосредственное отношение к жизни человека, не «изучая» других явлений не связанных с человеком. Это указывает на то, что лженаука стремится развиваться в той сфере человеческого мышления, которая имеет для каждого человека наибольшее значение, а значит наибольшую востребованность, что нацелено на наибольший интерес людей к лженауке. В этом же аспекте лженаука пользуясь многосторонними концепциями, от физических до психических, но сводится все «достижения» их только на описании неких сверхспособнотей человека, это опять указывает на направленность лженаук на самого человека. Второй тип лженаук, соответственно направлен на некие сверхтехнологии, которые якобы дадут значительный технический прорыв, превосходство над врагом (психотропное и сейсмическое оружие), либо даст сверхприбыль.

3. Лженаука реализуется в торговле и услугах. Лженауки преимущественно стремятся к непосредственной продаже своей продукции, будь то вещи, в виде амулетов, гороскопов, целительных средств и прочее, или это услуги, в виде предсказания судьбы или «излечения». Этот признак указывает цель лженаук - легкий доход. Поэтому лженауки развиваются там, где у недалеких людей имеются крупные денежные средства и власть, то есть у политиков, бизнесменов, преступников и других, поэтому для разного рода лжеученых характерно стремление в эти круги, дабы дороже продать свои вымыслы, например при дворе королей всегда были собственные астрологи и прочий сброд.

4. Лженаука развивается параллельно официальной науке, адаптируя и заимствуя из науки знания, с целью маскировки себя «научностью»,

именно развивается следом, то есть, догоняя, поскольку в силу ненаучности не может достигать новых знаний.

5. Лженаука попустительствует и развивается в тех направлениях, которые более предпочтительны простым людям с их архаичным мышлением.

Лженаука не пытается переубедить, а напротив соглашается, что существует некий божественный мир непознанного, что человек является высшим существом, что существует душа и прочее, такие взгляды более предпочтительны простым людям, и потому лженаука легко проникает в их сознание. Лженауки «подтверждают», что существуют некие сверхспособности человека, в которые хочет верить обычный человек, эта же лженаука «опровергает» теорию Дарвина, стремясь доказать обычным людям, которые хотят видеть в себе нечто высшее, что они действительно высшие, подобных поощрений архаичному пониманию людей со стороны лженаук много, поскольку это один из стимулов их развития.

6. Для лженаук характерно бурное развитие, поскольку основано оно не на научном поиске, а на произвольных рассуждениях. Та или иная новая лженаучная концепция появляется уже с готовым базисным знанием, которое было словно написано кем-то до них, и длительно кем-то изучалось, хотя в действите-льности было придумано в короткие сроки неким проходимцем.

Лженаука характеризуется полным отсутствием, каких либо сомнений в себе, она утверждает себя как истинную истину, подобно религии «как есть, так и правильно». Это признак того, что лженаука заимствует самообразование от религиозного способа, и никак не приемлет каких либо опровержений, но в то же время никогда не сойдется в дискуссии с научной экспертизой, результат которой предрешен не в пользу лженаучного учения.

7. Лженауки не противостоят друг другу, вполне терпимо сосуществуя вместе даже притом, что составляют совершенно разные представления и конкуренцию. Казалось бы, религия не должна признавать «чтение мыслей бога» в виде астрологии, и не должна признавать учения не совпадающие с религиозным учением, но нет даже намека на такие противостояния. Официальная наука представляется лженауками как некое точное и доказанное, но неполноценное и ограниченное знание, в то время как лженауки это «глубокие и всесторонние знания», которые представляют собой ту часть «знаний» до которых официальная наука не может или не хочет развиться. Лженауки не составляют друг для друга угрозы, поскольку цель у них одна - влияние на людей. Всякие попытки опровержения лженаук ограничиваются со стороны последних лишь аргументами о том, что «наука не достигла их уровня и потому не может доказать», при этом неизвестно и тем более не доказано каким образом получены эти знания, относящиеся к лженауке.

8. Лженаука обладает высокой универсальностью. Обычно в основе целостного учения лежит некий единый принцип, напоминающий произвольные рассуждения, вроде милогии, или единое явление вроде торсионных полей, от которых развивается некое учение, чуть ли не до панацеи или теории всего. Для лженаучных лекарств, способов лечения и аппаратов характерен огромный перечень излечиваемых болезней, на гране панацеи от всего, причем, болезней никак не связанных между собой. Одно и то же лженаучное средство лечит одновременно и ожирение и худобу.

9. Лженаучные учения создаются, заимствуя понятия от разнородных наук, которые обладают минимальной связью, иначе говоря, лженауки очень междисциплинарные. В своих междисциплинарных достижениях лженауки достигают высоких величин, превращаясь в принципиальный балаган, например, в медицинских и психологических направления лжеученые активно применяют понятия квантовой физики (торсионные поля), в своих физических направлениях применяют религиозно-эзотерических понятия (милогия),

10. В лженауках все положения основаны на произвольных измышлениях, в виде каких-то философствований или домыслов, которые выдаются в качестве выводов, за которыми должно быть экспериментальное подтверждение. Иначе говоря, лжеученые заменяют эксперименты рассуждениями, в тех случаях, когда это недопустимо.

11. Очень характерным признаком лженаук является их бурное внедрение в практику. Лженаука не только стремительно достигает уровня практикования своих «идей», которое порой опережает развитие самих этих идей, но и стремление в первую очередь использовать «идею». Ярким примером являются торсионные технологии, которые развились прежде, чем физики развили идею полей кручения, позднее опровергнутую.

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЖЕНАУК.

Допускается классифицировать цели лженаук с целью более эффективного искоренения этих учений, но это деление является условным, поскольку одно и то же учение может быть направлено на любые цели в зависимости от приверженцев этих лженаук.

а) Лженауки первого типа непосредственно не стремятся к выгоде. К этому типу относятся религиозные учения, бесперспективные концепции, а также многочисленные концепции разных самоучек, стремящихся к прославлению, либо страдающие психическими отклонениями, которые создают «великие идеи», оказывающиеся либо близкими к бреду, либо набором пустых рассуждений - такие концепции создаются либо в наиболее известных направлениях науки, например теория относительности, которую лжеученые «опровергают» или «существенно дополняют», также попытки создания единой теории поля, космологических моделей, теорий гравитации и подобные им направления, которые сами по себе привлекают особое внимание, либо такие концепции создаются в фантастической тематике, вроде машин времени, телепортации, антигравитации и им подобные.

б) Лженауки второго типа рассчитаны на получение прибыли. Получение прибыли от отдельных людей осуществляется путем предоставления мнимых услуг и товаров не обладающих заявленными действиями обществу, получая доход от этих продаж. Религиозные учения этого тиа стремятся к получению прибыли от адептов путем влияния на их волю (религиозные секты). Один из вариантов получения прибыли - гонорары с продажи книг, которые в огромном количестве сочиняют и составляют их авторы. Второй вариант, это получение прибыли из различных общественных или государственных фондов, а также от частного финансирования. Лженауки этого типа направлены на создание технологий промышленного применения или учений, которые могут заинтересовать распорядителей фондов и частных инвесторов. Также к этому типу относятся научные фальсификации, которые появляются в рамках официальной науки, в виде различных учений, чаще в актуальных направлениях, они рассчитаны на получение выгоды от грантов или иного финансирования «научной деятельности».

в) Лженауки третьего типа имеют целью подрыв научного процесса, экономики и обороноспособности в стране, который осуществляется или финансируется другими странами, либо при проникновении лженауки во власть. В данном случае, очевидно, что ни какое государство не будет поддерживать «науку» другой страны, поскольку это и не выгодно и нецелесообразно, а выгодно это только если поддерживаемое учение является лженаукой. Иностранное финансирование и организованность, позволяет лженаукам формировать международные лженаучные организации и академии, которые разрушают преимущественно науки одних стран финансированием и поддержкой других стран. Типичным представителем этого типа - учение Лысенко в СССР.

5. СВЯЗЬ ЛЖЕНАУК И НАУКИ.

Наука в своем развитии неуклонно познает мир, и в этом познании нет таких фактов, которые нельзя объяснить, нет таких пределов, за которые познание не могло бы проникнуть, иначе говоря, в мире нет ничего божественного и сверхъестественного, а есть только то, что уже изучили, и то, что предстоит изучать. Физика проникла в глубины атома и до элементарных частиц и полей изучила его, и нашла законы управляющие им, атом не оказался неделимым «божественным творением», «бог» решил себя утрудить и усложнил вещи до такой степени, что они могли бы существовать и без бога. Казалось бы, лженауки должны отступать и разрушаться под развивающейся наукой, но этого не происходит, только потому, что глупые невежды не перевелись и значит почва для лженауки не кончится, чему удивляться, если в век освоения космоса в развитых странах есть взрослые люди думающие, что земля находится в центре вселенной, что звезды отражают солнечный свет, и даже, что земля плоская, эти люди до сих пор живут в средневековом уровне.

Лженаука даже развивается, она развивается параллельно науке, поскольку начинает использовать научные понятия и законы для «объяснения» прежде «необъясненных вещей», фактически лженаука пытается интегрироваться в науку, она тянется вверх по научному древу, как лиана достигая при этом вершины без собственного крепкого ствола. Этот механизм формирования лженаук на основе достигнутого научного знания является универсальным, отличает лженауки то, что они только адаптируются к науке, и не развивают познание, как это делает наука. Объяснение, которые делает лженаука на основе научных познаний, является довольно примитивным связыванием аналогий, связи доказанного наукой и аналогичного недоказанного, как например попытка астрологов объяснить «влияние на людей планет» путем гравитационного поля этих планет, хотя пролетающая мимо муха создает больше тяготения на человека, чем все планеты солнечной системы. Лженаука заимствует из науки явления, адаптирует в себе и даже развивает их в ложном направлении, и чем сложнее явление (квантовая физика) тем больший эффект получается от его использования, например, подведено под физические понятия некие «торсионные поля», которые являют собой уже не божественность и магию, а некое лженаучное понятие сформулированное подобно научным формулировкам, или Большой взрыв создавший видимую вселенную очень удачно использовался религиозными лжеучеными, как акт божественного творения, другой важный пример это приобщение астрологией вновь открытых планет, Урана, Нептуна, Плутона, вновь открытые планеты довольно легко вбирались астрологией, известное всем явление «эффект Кирлиан», представляющее собой лишь электрическое явление, подобное разрядам изучаемым Тесло, выдается лженаукой в качестве того самого мифического биополя о котором рассуждают многие лженауки, вот только неясно каким образом появляется биополе у неживых объектов. Лженаука интегрируя в себя науку не только позволяет сохранить себя, но даже пытается укрепить свои позиции, так сказать, приобрести больше научности, найдя всему «необъяснимому» объяснение через науку. В некоторых случаях, лженаука даже принуждает науку, можно сказать эксплуатирует в своих интересах, как например это было с Туринской плащаницей или поиском Ноевого ковчега, когда религия пыталась заставить науку исследовать и религию.

Не только развитие науки дает лженаукам и религии больше понятий, неуместно манипулируя которыми можно имитировать любую «реальность» и объяснить любые явления, лженауку в большей степени стимулирует неразвитость науки. Лженауки развиваются особенно плодотворно в тех областях познания, где наука ещё не развилась, в тех уровнях, которые наука не достигла и потому не только есть повод для существования лженауки, но есть и безопасность от опровержения официальной наукой. Особенно способствуют развитию лженаук те направления познания, в которых наука нашла трудности развития, и либо слишком медленно, либо безрезультатно стремится познать эти направления, иначе говоря, особо благоприятные условия для лженаук складываются, когда в науке возникает кризис.

6. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЖЕНАУК.

Настоящая классификация проводится по набору признаков, таких как принадлежность научным направлениям, основной сфере деятельности.

Классификация лженаук состоит из 7 видов: мифологические, философо-пророческие, психологические, целительские, физические, научные фальсификации и бесперспективные концепции (перечислены в порядке приближения к науке).

6.1 МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛЖЕУЧЕНИЯ.

К мифологическим лжеучениям относятся учения не обладающие внешними признаками науки, которые основаны на недоказуемых постулатах, собственно совокупность которых и составляет учение, к таким относятся религии и религиозные учения, теология, магия, оккультизм, спиритизм, уфология. Основы мифологических лжеучений составляют психологическая потребность людей верить во что-то потустороннее, в нереальное, мифическое. Ряд мифологических лжеучений стремятся к получению прибыли от людей, организуя религиозные секты и влияя волю людей.

Признаки лженаучности религии появились после того, как религия начала формировать некие «научные» обоснования религии, к таковым относятся различные «доказательства» библейских сюжетов, «научное» объяснение феноменов и чудес святых, научные поиски и доказательство бога и души.

Особую «научность» религии придает сбор и констатация различных «чудес», таких как мироточение, стигматы, «явления святых» и знамения, которые выдаются как доказательство существования необъяснимого, то есть божественного и бога, особенно упорно ищут и отыскивают чудеса высшие церковные органы, для причисления того или иного лица с святым, однако за всеми этими «чудесами», скрывается либо фальсификация, либо банальное физическое (оптическое, электрическое, конденсация и др.) или химическое явление пришедшее ко времени и к месту, и выдаваемое за желаемое.

В своем лженаучном направлении, религия в отличии от других лженаук не адаптируется к науке, а все также как во времена инквизиции пытается противостоять науке и пытается использовать научные данные для укрепления своих позиций, преимущественно пытается навязать официальной науке дискуссию о религии, и нередко пытается заставить науку, ставя перед «фактом», доказывать религию. Когда ученые подключаются к попыткам исследования каких либо религиозных догм, они волей или неволей, но идут на поводу у религии. Когда ученые заявляют об «доказательстве бога», следует заподозрить заказ на это. Несомненно религия нужна обществу в качестве источника нравственности и соблюдения человеческих норм, а также по потребности в религии людей. Но религия не должна претендовать на уровень познания и не должна ставить своё учение в качестве альтернативы науке. Религиозные секты представляют собой мошеннические организации на содержании своих адептов.

УФОЛОГИЯ. Представления обычных людей об НЛО являются аналогом религиозных верований, то есть та же психологическая потребность верить во что либо совершенное, великое одушевленное, которые невидимы для нас, скрыты в силу своего превосходства над людьми, над человечеством, они недостижимы для познания. К концу ХХ века при развитом прогрессе и науке, старые религии утратили своё влияние, только в силу морального устаревания религиозных учений, поэтому им на смену пришло новое верование, вера в инопланетный, «высокоразвитый разум». НЛО более соответствует развитому обществу, чем прежние религии, НЛО более реальны, чем какие-то боги, они используют не чудеса, а высшие технологии, им не нужна исключительность земли и людей, они сами прибыли из окраин вселенной и являются более развитым аналогом человечества. Представления об НЛО не развились в учение подобное религии, но новоиспеченная лженаука уфология и смежные с ней направления несомненно укрепляют образ НЛО в сознании людей.

Под аббревиатуру НЛО подпадают 13 вариантов различных явлений:

1 -астрономические явления (кометы, метеоры и др.), 2 -метеорологические явления (облака, молнии и др.), 3 -оптические эффекты в атмосфере (гало, миражи и др.), 4 -секретные летательные аппараты, 5 -самолеты необычной конструкции (дисковидные), 6 -иллюзии, обычные летательные аппараты принимаемые за НЛО (метеозонды, аэростаты и др.), 7 -бутафорские НЛО, 8 -дефекты оптики (блики, аберрации и др.), 9 -дефекты пленки (засвечивание, повреждения и др.), 10 -фотомонтаж, 11 - галлюцинации, 12 - вымысел, 13 - необъяснимые (инопланетные аппараты и тп.).

Абсурдно выглядит то, что инопланетяне упорно не хотят контактировать с человечеством, хотя можно допустить ,что они ведут наблюдения или контроль, но это нецелесообразно с их стороны, поскольку они так или иначе обладают большей власти и им не нужно нас контролировать, и наблюдать в нас им нечего - это если инопланетная цивилизация азиатского типа (по ценностям и стремлениям в аналогии с землей). Если же инопланетная цивилизация является западным типом, то в планете Земля их будет интересовать исключительно ресурсы, и они незамедлительно колонизируют планету. Уфология основывается на собирании и обобщении материалов наблюдений НЛО и различных аномальных явлений, вроде кругов на полях.

К данному лженаучному направлению следовало бы отнести также программы поисков внеземных цивилизаций, которые получают финансирование, при этом поиск ведется наугад и рассчитан на случайность, потому результат

6.2 ФИЛОСОФО-ПРОРОЧЕСКИЕ ЛЖЕУЧЕНИЯ.

К ФПЛ относятся лженауки представляющие собой полноценное подобие обобщенной «науки», нежели частного учения, направленные на предсказание судьбы и других событий, например, астрология во всем многообразии, а также философские комплексные учения позволяющие получить «доступ ко всем знаниям» и «тайным знаниям», как например кабала или «милогия».

Одна из древних и развитых лженаук -астрология. Мнимая наука о некой связи движения планет и событий на земле, преимущественно на судьбы людей, по которой якобы можно предсказывать всякие события.

Астрология это лишь частный случай всякого рода ненаучных предсказаний будущих событий, как то: гадания, пророчества и прочее, но астрология изначально формировалась как наукоподобное пророчество, которое подразумевает в отличии от других пророчеств некую большую, «математическую» точность и объективность результата, поскольку результат не зависит от личности предсказателя, а значит доверие со стороны людей к предсказаниям через астрологию наибольшее, поэтому услуга предсказания будущего обреза форму «науки». Действительно применяют астрологию либо начинающие астрологи, либо доверчивые люди, в то время как опытные астрологи используют астрологию только как ширму серьезности, точности и «научности», для большего эффекта на доверчивых клиентов, и опытные астрологи используют астрологию для увеличения доверия у людей, с которых берутся доходы. Большинство астрологов прекрасно осознают, что занимаются лженаукой, вернее они ею не занимаются, а лишь произвольно составляют гороскопы, пытаясь в виде туманных фраз, с большим количеством трактовок создать впечатление пророчества.

Как с любой другой лженаукой, не составляет особого труда опровергнуть астрологию, поскольку они изначально были плодом произвольных размышлений, а не научного поиска, оттого даже косвенные факты подтверждают методы любых пророчеств. Предсказания будущего и пророчества также распространены среди целей лженаук, как и целительство, способов предсказания будущего помимо астрологии бесчисленное множество, ограниченное человеческой фантазией, на всех существующих предметах и явлениях, начиная от кофейной гущи и карт, заканчивая ладонями и сновидениями и счет таким методам превышает количество самих предсказателей. Все пророчества, сформулированы туманно, расплывчато, с использованием общих фраз, что позволяет любое явление подвести под такое предсказание, и доверчивый человек помня гороскоп сам находит «подтверждение» каждому слову, но достаточно взять чужой гороскоп, как там также отыщутся события своей жизни. Трактовать туманные пророчества можно различно, и нет отличия от произвольных мыслей пророка. Обычно нетрудно проверить этот тезис, если помять гороскопы и прогнозы местами, человек в любом случае скажет, что «что-то сбылось». Если бы астролог или какой иной пророк мог бы предсказывать будущее, то он получил бы больше доходов используя эти предсказания, например в ставках на азартных играх, или на биржах, но астрологи избирают путь предсказывать судьбу кому-то и продавать эту услугу, или продавая гороскопы и книги. Если это связано с малой точностью прогнозов, то малоточные прогнозы может строить на основе интуиции каждый человек.

В истории случаются катастрофические события, которые губят тысячи и миллионы людей, по определению этому событию должно предшествовать редкое знамение, парады планет и прочее, которые заметят даже начинающие астрологи, не говоря уже об опытных, значит произошел бы резкий всплеск страшных пророчеств астрологов перед катастрофой, но уровень беспокойства и плохих предсказаний пророков до катастроф такой же как в любое другое время. В мире огромное множество астрологов, каждый из них делает множество пророчеств, и потому есть вероятность совпадения этих пророчеств с реальностью, что будет выдано за «точное предсказание». Должно быть так: самый опытный астролог или их конгресс, публикую сборные предсказания, с точными формулировками и датами -это слишком официальный шаг, и провал будет слишком заметен, поэтому астрологи предпочитают действовать достаточно скрыто, оставляя неудачные предсказания, на объяснение того ,что человек смог исправить предсказание, или неправильно понял, но даже таких вопросов не возникает. Все сбывшиеся прогнозы крупных событий всегда появляются после того, как событие вершилось. Астрологи никогда не указывают, каким способом они произвели предсказание, об этом они даже не говорят, пытаясь отговориться, и это есть следствие того, что прогнозы делаются не книгами, а произвольно, прикрываясь астрологией. Не приходится говорить о то, чтобы астрологи приводили результат «расчетов» и почему они именно так их трактовали, потому что размытые трактовки не требуют никаких расчетов.

Астрология в общем виде не имеет фундамента, она базируется на произвольных понятиях, таких как зодиакальное созвездие, поскольку древние вполне могли назвать все созвездия по эклиптике одним созвездием, например «созвездие змеи», и зодиаки пропадут, впрочем переименовать созвездия можно и сегодня, то же и с планетами, если вспомнить недавнюю попытку перевести Плутон в астероиды. Астрологам следовало бы признать, что все гороскопы их предшественников до того как были открыты Нептун, Уран и Плутон были неверные, поскольку не учтены целых три планеты, которые влияют только в совокупности с другими планетами. Если бы астрология была верна, то бесчисленное количество астероидов превращают астрологию в хаос, который на рассчитали бы даже все астрологи вместе взятые, поэтому судьба непредсказуема. Планеты якобы способны предсказывать судьбу человека, но «судьба» это то что происходит вокруг человека, не по его воле, значит планеты «влияют» не на людей, а на окружающий мир того ,человека для которого составлен гороскоп, значит планеты должны влиять на других людей, на технику, на погоду, на вулканы и землетрясения, на экономику и на все остальное. В этом рассуждении самое главное, что влияют планеты на все, чтобы создать обстановку «судьбы» данному человеку. В этом рамки этого тезиса подпадает то, что звезды ещё влияют на судьбу техники, на этих основаниях астрологи составляют для Минобороны РФ гороскопы танков и самолетов, по дате выпуска.

Но даже при явной лженаучности астрологии, которая изначально лишена каких либо доказанных фактов в своей основе, тем не менее официальные ученый (академики РАН Кругляков, Александров, Фортов) производят опровержение астрологии анализируя статистику выборки людей рожденных в один день и час, и обладающих по сему единым гороскопом, прослеживают их судьбу и выясняется полное отсутствие связи, то есть полную несостоятельность астрологии. К сожалению никакие опровержения, даже от академии наук не повлияют на доверчивых людей, который в силу глупости не поймут даже эти опровержения, и продолжат верить в астрологию и другие пророчества, в это время академики вынуждены тратить свое время на процесс опровержения.

Социальные процессы возможно предсказывать, основываясь исключительно на социологии и психологии, хотя вероятность прогноза ограниченна, но она значительно большая нежели любой из способов «пророчеств вместе взятые.

6.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЛЖЕНАУКИ.

К психологическим лженаукам относятся различные учения о «тайнах психики» и «души», в которых обширно распространены неких сверхъестественные способности человека (телепатия, телекинез, ясновидение, левитация и прочее), к этим учениям относятся парапсихология, экстрасенсорика и подобные.

Под левитацией подразумевают некую способность человека к свободному полету. Представления о сверхспособностях человека основываются на неких «фактах» наблюдения таковых способностей, следовательно требуется проанализировать подобные наблюдения и всякие рассуждения о сверхспособностях лишатся почвы. Стоит заметь, что до нынешнего времени не зафиксировано ни одного свободного полета человека, так чтобы на открытой местности человек без всяких средств летал в облаках. Описание левитации ограничиваются многочисленными явлениями полета, которые так или иначе ограничиваются, либо в пространстве, либо зависание на тонкой трости (стальной трубки вкопанной в землю и соединенную с каркасом на левитирующем), либо в достаточной изоляции от других людей (так, что наблюдатели ограниченны в возможности созерцать «левитацию»), и не составляет труда обнаружить в этом умелый фокус, тогда как в дорогостоящих фокусах иллюзионистов левитация на порядок превосходит по эффектности «полеты» всяких йогов. Демонстрации других таинственных способностей на поверку также оказываются искусными фокусами. Высшие способности часто демонстрируются в условиях, позволяющих осуществить иллюзион, то есть условия их проведения имеют те или иные ограничения или «лазейки» для осуществления внешнего влияния, как например движение предметов не отрываясь от непрозрачного стола, «чтение пальцами» с завязанными глазами без глухой заслонки. В любом случае, выступления профессиональных иллюзионистов на порядок превосходят по зрелищности и «неоспоримости магии» любые демонстрации «сверхспособностей» неких личностей. На удивление, люди не стремятся показать эти высшие способности в специализированном институте, ограничиваясь домашними съемками. Но были случаи исследования этих людей в специализированных институтах, но как я уже писал дело ограничилось частными выводами, а не диссертациями претендующими на мировую сенсацию или Нобелевскую премию, поскольку исследователи отдают себе отчет в последствиях обнародования всяких фокусов, и значит осознают, что это фокусы.

6.4 ЦЕЛИТЕЛЬСКИЕ ЛЖЕНАУКИ.

Лженауки данного вида направлены на медицинскую сферу, в частности «излечение болезней» и «укрепление здоровья», к таковым относятся все виды нетрадиционной медицины, эзотерика, эниология, «народное» целительство, хилерство, гомеопатия, целители-экстросенсы, а также различные учения о эликсирах и других «лекарственных веществах» на травах, насекомых и всем подручном материале. Лженаука особенно стремится в область медицины. Причина этого стремления в том, что количество болезней в обществе высоко и значит всегда будет спрос на лечение. Многие болезни имеют хронический характер, и излечиться от них при современном развитии медицины невозможно, допускается лишь постоянное пожизненное лечение, кроме того, с возрастом количество болезней увеличивается и хронические болезни усугубляются, именно на таких больных нацелены разного рода целители и нетрадиционная медицина, поскольку эти больные являются постоянным доходом, они хотят верить, что излучатся, они измучены недугом и не получая этого от медицины готовы обратится к любых средствам. Именно эту сферу «любых средств» занимают лженауки.

Аморальным со стороны лжеученых выглядит процесс излечения неизлечимых больных, например со злокачественными опухолями или СПИДом, в этом случае из безнадежных больных выкачиваются огромные доходы, поскольку медицина уже сказала свое последнее слово, о том, что излечение уже невозможно, и такой больной готов на любые расходы в надежде на чудо, и лженаука использует эту обреченность для получения доходов за мнимое лечение и мнимые лекарства пока больной не умрет. В отношении онкологических больных негативно и то, что больные с опухолями, ещё подающимися лечению стремятся сначала за излечением к лжеученых, при этом они теряют деньги и время, до тех пор, когда время уже упущено, и медицина едва ли способна помочь.

Для лженаучных целительских услуг характерна высокая универсальность, одно лекарственное средство или прибор позволяет излечивать целый ряд болезней, которые никак не связаны между собой, то есть разнородных болезней, это позволяет целителям охватывать больший круг больных и соответственно получать больше дохода, а придумать излечивающее действие не составляет особенного труда, обычный человеку достаточно услышать что он есть и достаточно. Как уже упоминалось, лечебное действие таких лекарств и целителей имеется, но связан он только с самовнушением, только услуги и лекарства целителей стоят значительно дороже плацебо, и даже дороже настоящих лекарств. Следует заметить, что ни один лженаучный способ лечения не описывает своих побочных действий, а если описывает, то это есть симптомы самой болезни, дабы неэффективность этих методов была более незамечена. Целители-эстрасенсы вовсе не утруждают себя созданием учений, придумыванием лекарств и приборов, они просто провозглашают себя лекарством и получают доходы от инсценировок акта исцеления, но им приходится позаботиться о рекламе, сфальсифицировать чудесные излечения, якобы большую востребованность и доказательства своей избранности.

6.5 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛЖЕНАУКИ.

Физическим лженауки развиваются подобно физике, основываясь и заимствуя знания физики и формируя физикоподобные концепции. Ввиду высокой фундаментальности физики, как науки, все физические лжеучения обладают универсальностью, то есть эти лженаучные концепции подволяют на основании неких «законов физики» описать большое количество разнообразных объектов, от «божественной вселенной» до микролептонов в сфере мироустройства, и до торсионных полей, излечивающих от всех болезней в сфере целительства. К подобным концепциям относятся, например торсионные поля, ( они же поля кручения, они же аксионные поля, они же спинорные поля), машины времени, инерционные двигатели, антигравитация, вечные двигатели и др. Учения о торсионных полях и подобные им учения формируются на базе существующих научных теорий, физических представлениях и гипотезах, позволяя достичь некоего базиса учения, заимствованного из официальной науки, но развиваемого в дальнейшем в лженаучную концепцию. Лженаучные концепции избирают преимущественно физику ввиду её универсальности, которая может быть применена в любой сфере, от вселенной и атомов, до торсионных полей из головы человека. Торсионные поля, микролептонные излучения,«волновые гены» и прочие лженаучные концепции представляют собой типичный вариант адаптации лженауки к действительным наукам, когда по всем канонам физики описывается вымышленное явление, и от того явление приобретает довольно хороший вид научности. При всей «научности» в не полностью отсутствует намек на экспериментальное доказательство, на процесс изучения его и ученых приложивших к его изучению пера, словно концепция этих «физических образований» появилась из ничего, и развилась в считанные годы, не говоря уже об абсурдности и противоречивости этих концепций. Обычные люди далекие от физики не заметят лжи, и примут даже вечный двигатель как во времена колеса Орфиреуса. Идеи о неких торсионных полях представляют собой вариант умелой адаптации лженауки с понятиями физики. Утверждается о существовании неких полей, реально не существующих, которые по всем канонам лженаук действуют не физически, а на психику людей и некие сверхъестественные явления. Торсионные поля обретши оболочку научности от физики, олицетворили собой социальную направленность всех лженаук, чем себя выдали как лженауку. Некие поля генерируются и воспринимаются мозгом человека, существуют повсеместно и влияют на все события. Однако, определяется четкий критерий лженаучности, в том что торсионные поля это физическое явление, оно действует преимущественно на людей, то есть идея торсионных полей направлена на большее внимание людей, которых интересует их собственная жизнь, а не физика, и лженауки так проникают в доверие. Идея торсионных полей и им подобных явлений позволяет освоить оба направления лженаук, одновременно получать доход от отдельных людей, например «за излечение всех болезней», и в то же время получать доход от крупных организаций и фондов, например на «освоение неисчерпаемой энергии космоса». Идея торсионных полей и других псевдо физических концепций открывает возможность для псевдофизических технологий, которые в свою очередь приносят мошенникам крупные доходы, при этому авторы лженаучных концепций довольно плодовиты на такие поля, и на смену торсионным пришли аксионные, и будут ещё прочие.

Адаптация лженауки к такой фундаментальной науке как физика позволяет добиться универсальности своих концепций, это проявляется в том, что на основе торсионных полей можно создать гораздо больше пустых технологий, чем на основе более узких лженаучных концепций, поскольку торсионные поля «повсеместны и физичны», значит они могут действовать повсеместно и не только на людей, а на неживой мир, например те же торсионные поля можно использовать в устройстве управления погодой или землетрясениями, и даже привлечении инопланетян, это зависит от фантазии лжеученых. Стоит заметить, что торсионные поля, это некое взаимодействие, а не субстанция или сверхъестественный объект, значит это лженаучное понятие более общее с большим охватом явлений «потустороннего», начиная от «космического разума» до каждого человека.

К наукоподобным концепциям стоит относить разного рада проекты машин времени, антигравитационных и инерционных двигателей, конечно же вечных двигателей и прочих «изобретений», если их авторы не пишут научной фантастики. Проекты машины времени и телепортации не следует рассматривать, даже если таковые не противоречат нынешнему развитию физики, хотя до согласия с физикой и научности редко доходит, как например с машиной времени Торна, стоит заметить, что это лишь математический расчет устройства не противоречивый нынешней науке, и основывающийся на других гипотезах, вроде «кротовых нор», это не является допустимым, поскольку в будущем наука откроет законы которым машины времени будут противоречить. Создание машины времени Торна в наше время, подобно созданию вечного двигателя во времена Архимеда, когда он не ещё противоречил физике той эпохи.

Концепции подобного вида распространяются также в области химии, например создаются различные учения о воде, утверждающие, что кристаллы жидкой воды способны менять структуру и сохранять информацию, в подтверждение приводятся «эксперименты» некоего профессора, в которых вода «реагировала» на внешнее воздействие, причем как оказалась из опытов, кроме способности «запоминать» вода ещё умеет «слушать», «видеть» и даже «читать», воспринимая надписи - как типичное лжеучение, оно представляет собой некое наукоподобное учение, которое придает предметам одушевленность, и в то же время нацелено на человеческие эмоции и отношения.

6.6 НАУЧНЫЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ.

Это могут быть заведомо ложные трактовки, которые приводят к «революционным» научным выводам, притом, что результаты исследований представляли собой скрытое или парадоксальное проявление известных законов науки. Научные фальсификации следует искать в тех направлениях науки, которые хорошо финансируются, а это либо передовые технологии, либо нерешенные задачи, либо экономически выгодные проекты. Следует настороженно относиться к затянувшимся финансируемым исследованиям, поскольку весьма вероятна недобросовестность ученых, занимающихся этими исследованиями, которые при нежелании скорого завершения исследований, и скорой потери финансирования, производит в этих исследователях стремление вести «неудачные» исследования при их успешности, либо стремится сокрыть противоположные факты и затянуть исследование. Всякая научная фальсификация на каком-то этапе должна обеспечить к себе внимание спонсоров и общественности, для чего производится публикация статей и исследований «революционного» характера или открывающие большие перспективы, в любых случаях рассчитанные на всеобщее внимание. Подобные исследования стремятся оправдать свое финансирование. Типичной научной фальсификацией является «холодный ядерный синтез».

В истории науки были случаи, когда науки (генетика, кибернетика в СССР) подвергались гонению и были запрещены, это было связано в первую очередь с позицией власти, а не с позицией высших представителей науки в стране, в данном случае критерием лженаучности является распространение какой-либо концепции в мире, поэтому если в большинстве стран астрология не признана доказанной наукой, следовательно это лженаука. Научное познание не знает границ, если бы где-нибудь в мире признали астрологию как науку, а для этого требуется доказательства, то эти доказательства распространились бы в большинстве стран ввиду их неопровержимости, этого не произошло, наоборот, находятся веские опровержения всяким астрологиям, поэтому астрология является лженаукой, а генетика в своё время подвергалась гонению только в СССР, и в то же время развивалась в большинстве стран. Подобные события в истории науки, как например гонение генетики в СССР, используется лженауками для укрепления своих позиций, как якобы тоже «гонимых».

6.7 БЕСПЕРСПЕКТИНЫЕ КОНЦЕПЦИИ.

Не следует принимать в расчет, критерий несвоевременности для определения лженауки, утверждая о том, что одно и то же учение в разные периоды развития науки было первоначально наукой, но было опровергнуто до лженауки. Этот критерий не состоятельный, поскольку лженаука не обладает свойствами науки, ту форму, которую она имела в период своей «научности», например «теплород» для объяснение тепловых явлений или вечный двигатель не могли быть своевременно опровергнуты, но не могли и быть доказаны, а являли собой предположения или гипотезы. Гипотеза теплорода позволяла описывать многие явления, до того момента как была создана молекулярно-кинетическая теория и более совершенные методы исследований, которые позволили создать доказанную модель выдержавшую проверку временем и соответственно смогло существовать далее независимо от уровня развития науки. Следует вспомнить об алхимии, лженауке которая обрела забвение, и ныне нет энтузиастов её воскресить (впрочем, такие уже появляются), при том, что нынешняя наука доказала принципиальную состоятельность основных её тезисов о возможности «трансмутации металлов» в виде ядерных реакций, допускалось бы признание алхимии предшественником ядерной физики, если бы критерий несвоевременности был состоятелен.

Подобные события в истории науки используются лженаукой для оправдания своего существования. Критерий несвоевременности позволяет лженаукам продлить своё существование, закономерно приписывая себе, что наука ещё не достигла уровня, когда их можно доказать и, что когда ни будь докажут, при этом следует допускать что наука «никогда не достигнет такого уровня и никогда не докажет», только потому, что этого не существует и потому навечно останется произвольной фантазией лжеученых. Критерий несвоевременности позволяет причислять к лженаукам прежние учения, на том же основании любая из лженаук может провозглашать себя наукой до момента опровержения, а любая научная концепция может быть обращена в лженауку, если окажется неверной.

Научные концепции, которые в последующем развитии науки были опровергнуты не являются лженауками, они являются «устаревшими, бесперспективными концепциями», к ним также относятся ошибочные научные теории. Требует разделять понятие лженауки и «устаревшие концепции», отличие кроется в том, что «устаревшие концепции» не могли быть опровергнуты в период своего существования, то есть «устаревшая концепция» не противоречила тому уровню развития науки в котором они сформировались, а лженауки, напротив, являются противоречивыми изначально, они противоречат науке одновременно в период формирования. Развитие в настоящее время «устаревших концепции» является нецелесообразным и бесперспективным, потому приравнивается к лженауке, но в качестве бесперспективного направления науки, и потому является неклассической лженаукой.

В рамках научных фальсификаций и бесперспективных концепций требуется дополнительное разделение учений на две категории: одни, представляют собой неоспоримые лжеучения, опровергнутые фундаментальными, устоявшимися законами науки, вторые - учения, не опровергнутые, либо частично противоречащие законам физики, но не противоречащие фундаментальным законам (сохранения энергии, конечность скорости света и прочие), которые не могут быть с точность отнесены к лженаукам и потому являются сомнительными учениями, между наукой и лженаукой, что определит будущее развитие науки. Выделение категории «сомнительных учений» требуется для предотвращения возможных ошибок в определении лженауки, которые приводят к утрате важных гипотез и знаний, и остановке передовых исследований.

К сомнительным следовало бы относить идею темной массы и энергии и связанные с ними поиски «нейтралино», поскольку в действительности причиной этого явления может быть довольно банально.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Лженауки разнообразны по своим характеристикам и целям, но тем не менее они обладают некими общими свойствами по которым их возможно определять и объединить, а значит более эффективно бороться с ними. Лженауки не приносят новых знаний, а значит не обладают положительными качествами, они исключительно приносят вред. Опасность лженаук заключается в их стремлении к мошенническим действиям в отношении людей и в отношении крупных фондов, для государства опасность лженаук в подрыве авторитета науки и снижении качества знаний. Нет ни одного повода для сохранения лженаук, а учитывая стремление к их неограниченному зарождению и бесконтрольному распространению вместе с наносимом вредом требуется ликвидация лженаук как явления, если они не предпочтут занять должную позицию в фантастике или развлекательных услугах. Лженауки есть явление международное и такая же неотъемлемая часть развития цивилизации как, например, религия, поэтому борьба с лженауками никогда не закончится и должна носить систематический характер подобный инквизиции, с той лишь разницей, что осуществляется от имени доказанной истины науки, но должна быть такой же бескомпромиссной. Бесспорно, что «Комитет по борьбе с лженаукой и научными фальсификациями» необходим, это правильная тактика РАН, ставшая продолжением создания подобных комитетов в других странах.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Источники научного содержания:

1. Доклад Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, президиум РАН, 16 марта 1999, председатель комиссии по борьбе с лженаукой, акад. Э.П.Кругляков.

2. рецензия “О книге Г.И. Шипова “Теория физического вакуума. Теория, эксперименты и технологии”” , акад. В.А. Рубаков (УФН, т. 170, №3, 2000)

3. Бранский В.П. Теория элементарных частиц как объект методологического исследования. - Л., 1989. 

4. Барков Л.М. Роль эксперимента в современной физике // Философия науки. - 2001. № 3 (11). с. 152.

5. Методы научного познания и физика. - М.: Наука, 1985. 

6. Симанов А.Л. Методологические и теоретические проблемы неклассической физики // Гуманитарные науки в Сибири. - 1994. № 1. 

7. Бранский В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. 

8. Гершанский В. Ф., Ланцев И. А. Релятивистская ядерная физика и квантовая хромодинамика. - Дубна: ОИЯИ РАН, 1996. 

9. Блохинцев Д.И. Труды по методологическим проблемам физики. - М.: Изд-во MГУ, 1993. - С. 176; Философские проблемы классической и неклассической физики. - М.: Изд-во ИФ РАН, 1998. 

10. Hawking S. W. A Brief History of Time: from the Big Bang to Black Holes. - Toronto New York London Sydney Auckland: Bantam Books, 1988. 

11. Hawking S. W. The Universe in a Nutshell. - Toronto New York London Sydney Auckland: Bantam Books, 2001. 

12. Окунь Л. Б., Селиванов К. Г., Телегди В. Л. Гравитация, фотоны, часы //Успехи физических наук. - 1999. - Т. 169, № 9. - С. 1141-1147.

13.  Окунь Л. Б. Понятие массы (масса, энергия относительность) // Успехи физических наук. - 1989. - Т. 158, вып. 3. - С. 511-530.

14.  Фридман А. А. Избранные труды. - М.: Наука, 1966. - 463 с.

15.  Александр Белинский, Физика как притча // Опыты. - 2000. - №3. - С. 77-87.

16.  Выгодский М. Я. Галилей и инквизиция. - М.-Л.: ГТТИ, 1934. - 267 с.

17.  Зельдович Я. Б. Возможно ли образование Вселенной «из ничего»? // Природа. - 1988. - №4.

18. Большая медицинская энциклопедия, Т1-35, М, 1958 год

19. учебник «Психиатрия», Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., М, «Медицина», 1995 г.

Источники лженаучного содержания:

1. "О так называемом феномене прямого видения", акад. Н.П. Бехтерева, «Физиология человека», 2002 г.

2. монография «Теория физического вакуума», Г.Шипов, изд. «Наука»,

1997 г.

3. "Торсионные поля как космофизический фактор". А.Е. Акимова, В.Я. Тарасенко, Г.И. Шипова, «Биофизика», 1995 г.

4. статья А.Ф.Охатрина, «Доклады академии наук», 1998 г.

5. статья “Знакомьтесь: квантовая медицина”. “Наука в России” 1998, №6

6. "Экспериментальное исследование физических эффектов в динамической магнитной системе". В.В. Рощин, С.М. Годин, «Письма в ЖТФ», 12\2000.

7. учебное пособие "Энергетика и технология структурных переходов",

А.В. Вачаев, Н.И. Иванов, МГМА, 1994 г.

8. «Основы информациологии», И.И.Юзвишина М, изд «Высшая школа», 2000г.

9. учебное пособие "Физика и техника торсионных излучений. Торсионные технологии, АГТУ им. И.И. Ползунова, 2000 г.

10. А.Е.Акимов, В.В.Бойчук, В.Я.Тарасенко, "Дальнодействующие спинорные поля. Физические модели.", препринт №4 Ин-т проблем материаловедения, 1989 г.

11. учебное пособие “Энергетика и технология структурных переходов”,А.В.Нечаева и Н.И.Иванова Магнитогорск, 1994.

12. "Актуальные медицинские исследования новыми физическими методами", Ю.Б. Шауба, изд. «Дальнаука», 1998 г.

Array