Методы цветовой коррекции изображений

Методы цветовой коррекции изображений

Данная работа посвящена рассмотрению отличий в возможностях цветовой

коррекции в различных системах обработки изобразительной информации (в

системах полноформатной и поэлементной обработки). Я постаралась показать,

насколько более широкие возможности предоставляет нам современная

компьютерная техника, и насколько облегчает работу с изображениями.

Работа состоит из:

o 22 страницы;

o 4 раздела;

o 11 рисунков.

Ключевые слова: система полноформатной обработки (СФОИ), система

поэлементной обработки (СПОИ), цвет, цветовоспроизведение, цветоделение,

цветокоррекция, цветоделительная коррекция, градационная коррекция,

селективная коррекция, базовая коррекция, маскирование.

Содержание.

Введение………………………………………………………………….. 3

Что же такое цвет?……………………………………………………..…4

Цветовое пространство – графическое представление

размерностей цвета…………..……………..…………..4

1. Цветовое пространство RGB……………………….……...4

2. Цветовое пространство CMYK…………………….……...5

3. Цветовое пространство HSB……………………….……...6

4. Цветовое пространство Lab..……………………….……...6

Методы цветовой коррекции в системах полноформатной

обработки изображений (СФОИ)……………………..7

1. Одноступенчатое маскирование…………...………………7

2. Двуступенчатое маскирование……………………………..8

3. Метод единой серой маски………………………………....8

4. Метод единой цветной маски……………………………....9

5. Изготовление негатива для черной краски………………..9

6. Методы нелинейной цветоделительной коррекции……....9

Методы цветовой коррекции в СПОИ………………………………...10

1. Базовая коррекция……………………………………..…...10

1. Недостатки базового цветоделения и их коррекция...10

2. Настройка под оригинал………………..……………..11

2. Градационные цветовые преобразования……….………..12

3. Селективная коррекция……………………..……………..15

3.1. Селективная коррекция в программе LinoColor….…16

3.2. Hue/Saturation от Adobe PhotoShop…………………..17

3.3. Replace Color от Adobe PhotoShop……………………17

3.4. Selective Color от Adobe PhotoShop…………………...18

3.5. Selective Color от Agfa…………………………………18

4. Получение фотоформы для черной краски……….……….19

Заключение…………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………..22

Введение.

Самой горячей темой дискуссий сегодня среди тех, кто производит цветную

продукцию в полиграфии или занимается цветообработкой, является проблема

достоверной цветопередачи на всех этапах работы с цветными изображениями.

Основная задача, которую решают полиграфические технологии, -- это

высококачественная печать цветных изображений максимально приближенных по

воспроизведению цвета к оригиналу. Совершенству нет предела, особенно когда

речь идет о предмете, связанном с восприятием цвета.

Большую группу оригиналов, поступающих в полиграфическое производство,

составляют именно многоцветные оригиналы. Цветные оригиналы – это цветные

изображения на плоскости (фотографии, рисунки, слайды, графика, в том

числе, и компьютерная). Они играют особую роль в структуре любого издания,

особенно в изданиях, несущих кроме информационной и эстетической, также и

эмоциональную нагрузку, например, в рекламных или художественных изданиях.

Для их репродуцирования необходимо произвести специальные преобразования,

обеспечивающие возможность их полиграфического воспроизведения, главными из

которых являются цветоделение и растрирование (для тоновых оригиналов). Все

эти преобразования приводят к искажениям, которые сказываются на

градационных, резкостных, цветовых и других свойствах получаемого в

дальнейшем изображения.

В рамках данной курсовой работы нас будут интересовать только цветовые

искажения. Главным образом эти искажения связаны с цветоделением и

называются цветоделительными. Их принято разделять на две группы:

. искажения по избытку, определяемые в основном наличием у красок

дополнительных «вредных» спектральных поглощений в невыделяемой зоне

спектра.

. искажения по недостатку, определяемые неполным, недостаточным

поглощением в выделяемой зоне спектра.

Еще одной причиной возникновения цветовых искажений может служить

неточная передача градации на цветоделенных изображениях.

Так же к цветовым искажениям может привести ограниченный цветовой охват

полиграфического воспроизведения.

Так как цветовые искажения обычно определяются совокупностью

цветоделительных и градационных искажений, то в общем случае, одновременно

применяется и градационная, и цветоделительная коррекции. Целью

градационной коррекции является изменение градиентов цветоделенных

изображений для обеспечения их баланса, а цветоделительной – устранение

искажений, возникающих из-за несовершенства красок и светофильтров. Для

СПОИ существует еще одна возможность корректировать цвет – селективная

коррекция.

Наука на современном уровне достигла больших высот и продолжает быстро

продвигаться почти во всех областях как теории, так и практики. И в

частности одной из таких прогрессивных областей является полиграфия.

Широкое внедрение компьютерной техники в технологические процессы

полиграфического производства, особенно в допечатные, привело практически к

полному отказу от систем полноформатной обработки (СФОИ). Т.о. в настоящее

время преобладает электронное цветокорректирование, выполняемое с помощью

компьютерной техники. Современные средства программного обеспечения

обработки изобразительной информации в системах поэлементной обработки,

предназначенных для полиграфического репродуцирования, освободили технолога-

полиграфиста от необходимости решать задачу базовой цветовой коррекции,

устраняющей основные недостатки цветоделения, вызванные неидеальностью

печатных красок субтрактивного синтеза. Кроме того программные средства

позволяют решать задачи общего и локального осветления или затемнения,

изменения контраста изображения, регулирования баланса цветов по

нейтральным тонам, имеющим цветовой сдвиг, изменения насыщенности,

цветового тона и даже задачи полной замены цвета.

Что же такое цвет?

Цвет – это одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое

как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается"

человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.

В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в

результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из

диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый

диапазон - длин волн от 380 до 760 нм). Различные цветовые ощущения

вызывают разноокрашенные предметы, их разноосвещённые участки, а также

источники света и создаваемое ими освещение. В общем случае цвет предмета

обусловлен следующими факторами: его окраской и свойствами его поверхности;

оптическими свойствами источников света и среды, через которую свет

распространяется; свойствами зрительного анализатора и особенностями ещё

недостаточно изученного психофизиологического процесса переработки

зрительных впечатлений в мозговых центрах.

При уточнённом качественном описании цвета используют три его

субъективных атрибута: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Наиболее

важный атрибут цвета - цветовой тон ("оттенок цвета") - ассоциируется в

человеческом сознании с обусловленностью окраски предмета определённым

типом пигмента, краски, красителя. Насыщенность характеризует степень,

уровень, силу выражения цветового тона. Этот атрибут в человеческом

сознании связан с количеством (концентрацией) пигмента, краски, красителя.

Серые тона называются ахроматическими (бесцветными) и считают, что они не

имеют насыщенности и различаются лишь по светлоте. Светлоту сознание обычно

связывает с количеством чёрного или белого пигмента, реже - с

освещённостью.

Цветовое пространство – графическое представление размерностей цвета.

Любой цвет или цветное изображение может быть закодировано с помощью 3-

х основных моделей: RGB, CMYK и Lab. Цветокоррекция в различных цветовых

моделях имеет свои специфические особенности, поэтому сначала стоит

рассмотреть немного теории о самих цветовых пространствах. Она поможет

понять эту специфику.

1. Цветовое пространство RGB.

Для большинства сканеров родной является трехканальная яркостная модель

RGB. Она является логичным продолжением способа оцифровки изображения

сканером. Три линейки чувствительных элементов с помощью красного, синего и

зеленого фильтров воспринимают свою часть спектра падающего на них света и

преобразуют его в электрический ток. С помощью аналого-цифровых

преобразователей электрический сигнал квантуется и в виде двоичных цифр

записывается в файл на диск компьютера. Эта же цветовая модель используется

в электронно-лучевых трубках мониторов. В этой модели цвет складывается из

яркостей 3-х его составляющих: красной -Red, зеленой - Green и синей -

Blue, поэтому эта модель называется аддитивной (т.к. она основана на

аддитивном синтезе цвета).

К достоинствам этой модели можно отнести:

- ее "генетическое" родство с аппаратурой (сканером и монитором), -

широкий цветовой охват (возможность отображать многообразие цветов, близкое

к возможностям человеческого зрения),

- доступность многих процедур обработки изображения (фильтров) в

программах растровой графики, - небольшой (по сравнению с моделью CMYK)

объем, занимаемый изображением в оперативной памяти компьютера и на диске.

К недостаткам этой модели можно отнести:

- коррелированность цветовых каналов (при увеличении яркости одного

канала другие уменьшают ее),

- возможность ошибки представления цветов на экране монитора по

отношению к цветам, получаемым в результате цветоделения (перевода в модель

CMYK).

2. Цветовое пространство CMYK.

К сожалению нельзя создать красок аналогичных RGB для печати. Все дело

в том, что эти цвета работают только "на просвет", т.е. через пленку-фильтр

или люминофор монитора. Цвета как бы вырезаются соответствующими фильтрами

из сплошного спектра. В печати все происходит с точностью до наоборот, т.

е. бумага поглощает весь спектр за исключением того цвета, в который она

покрашена. Но создать краски, являющиеся абсолютно точно "противоположными"

(дополнительными) к цветам RGB не удается, поэтому приходится вводить

четвертую дополнительную краску - черную. Ее задача - усилить поглощение

света в темных областях, сделать их максимально черными, т. е. увеличить

тоновый диапазон печати. Неидеальная "противоположность" красок приводит к

тому, что для получения серых нейтральных оттенков необходимо накладывать

триадные краски не в равных пропорциях, как в случае RGB, а с избытком

голубого. Обычно его (Cyan) требуется на 15-20% больше чем пурпурной

(Magenta) и желтой (Yellow). Это наглядно видно в графике настройки

печатных красок Ink SetUp в PhotoShop.

Триадная полутоновая печать осуществляется с помощью технологии

растрирования - когда оттенки цвета получаются за счет изменения площади

растровых элементов (амплитудное) или их частоты на единицу площади

(частотное) растрирование.

CMYK модель является субтрактивной, т. е. чем больше накладывается

краски, тем темнее получается цвет.

Достоинством этой модели является:

- независимость каналов (изменение процента любого из цветов не влияет

на остальные),

- это родная модель для триадной печати, только ее понимают растровые

процессоры - RIP выводных устройств (неделенные RGB изображения на пленках

могут выйти серыми и только на черной фотоформе).

Недостатками этой модели являются:

- узкий цветовой охват, обусловлен несовершенством пигментов и

отражающими свойствами бумаги,

- не совсем точное отображение цветов CMYK на мониторе.

- многие фильтры растровых программ в этой модели не работают,

- на 30% требуется больший объем памяти по сравнению с моделью RGB.

3. Цветовое пространство HSB.

В этой модели цвета определяются с помощью трех критериев, которые люди

распознают интуитивно: цветового тона (Hue), насыщенности (Saturation) и

яркости (Brightness). (В самых ранних версиях программы Photoshop

действительно имелся цветовой режим HSB. Он больше в ней не используется,

но HSB еще можно увидеть, если в среде Photoshop временно установить

палитру цветов фирмы Apple, выполнив для этого команду File-Preferences-

Genera (Файл-Установки-Основные).)

Цветовое пространство HSB представлено в виде цилиндра. Цветовой тон -

это цвета цветового круга RGB/CMY. Если пространство HSB представить в виде

трехмерного цилиндра, то видимый спектр цветов располагается по окружности,

где каждому цвету соответствует определенный угол.

Насыщенность означает интенсивность цвета. Например, мягкий пастельно-

оранжевый цвет имеет слабую насыщенность; ярко-оранжевый, в который

окрашены конусы, применяемые в дорожных работах, наоборот, сильно

насыщенный. В цилиндре HSB цвета в центре имеют насыщенность, равную 0,

которая создает один из серых оттенков. По мере перемещения к внешней

границе насыщенность цвета нарастает.

Яркость (цветовая, а не световая) означает интенсивность цвета, или

насколько светлым или темным он выглядит. При меньших значениях яркости

цвет затемняется, создавая то, что вы воспринимаете как темный оттенок. В

цилиндрической модели яркость меняется при перемещении с переднего на

задний план. С одной стороны цилиндра яркость имеет наивысшее значение, а с

другой - все цвета сводятся к черному.

В отличие от RGB и CMYK, HSB - это ссылочная модель. Зато первые две

модели в действительности задают инструкции, которые дают указание монитору

или принтеру, как создавать цвет. Однако цветовой тон, насыщенность и

яркость можно использовать в качестве основы для выполнения настроек в

каждом цветовом режиме. Эти характеристики задаются в палитре цветов

программы Photoshop и в командах, таких как Image-Adjust-Hue/Saturation

(Изображение-Коррекция-Цветовой тон/Насыщенность) и Image-Adjust-Replace

Color (Изображение-Коррекция-Заменить цвет).

4. Цветовое пространство LAB.

Эта модель наиболее точно описывает параметры цвета, так как обладает

самым широким охватом. Ее часто используют в качестве внутренней модели

многих программных продуктов и с ее помощью в них осуществляется пересчет

из одной модели цвета в другую.

Достоинством данной модели является то, что в ней информация о цвете и

яркости разделены и являются независимыми. Это дает возможность изменять

тоновые градационные характеристики изображения не затрагивая цветовые.

Использование фильтров в канале Lightness не искажает цветовую информацию.

Недостатком можно считать высокую концентрацию цветовой информации в

середине осей a и b. Это затрудняет тонкую коррекцию цвета с помощью

градационных кривых.

Еще одним преимуществом системы Lab является ее равноконтрастность.

Равноконтрастность системы означает, что в любом цветовом диапазоне равные

цветовые различия будут выражаться равными числовыми величинами,

определяемыми в данной системе (во всех зонах пороги различения будут

одинаковы).

Методы цветовой коррекции в системах полноформатной обработки изображений

(СФОИ).

Итак, рассмотрев возможные пространства представления цвета, начнем

рассматривать методы его коррекции.

Как уже было сказано, коррекция цвета сейчас главным образом

производится в СПОИ. Однако большинство методов цветовой коррекции,

применяемых в СПОИ, хотя и имеют широкий спектр предоставляемых

возможностей и конкретных реализаций, основаны в той или иной степени на

методах, применяемых раннее в СФОИ. Поэтому, начать стоит с короткого

описания методов цветовой коррекции именно в этих системах.

Сразу стоит отметить, что все эти методы основаны только на

градационной и цветоделительной коррекции цвета. В то время, как в СПОИ

возможен еще один алгоритм коррекции – селективная коррекция цвета.

Вообще говоря, коррекция может проводиться различными средствами:

. вручную (ручная ретушь фотоформ) – самый трудоемкий и неточный;

. фотографически – маскирование (только в СФОИ);

. электронными способами (аналоговыми или цифровыми).

Как правило, методы коррекции цвета в СФОИ основаны на различных

методах внешнего маскирования, которые тем или иным образом влияют на

градационную характеристику фотоформы. Рассмотрим их подробнее.

В принципе, все методы внешнего маскирования, применяемого в

полиграфии, можно разделить на: прямые и косвенные.

В случае прямого способа маска совмещается с оригиналом.

В случае косвенного – маскирующее изображение корректирует

цветоделенный негатив.

Маска – это сложное позитивно-негативное изображение, полученное

копированием маскирующего негатива, с основным или маскируемым

диапозитивом. Маски могут быть черно-белыми и цветными. Цветные маски

используются, как правило в прямых процессах.

1. Одноступенчатое маскирование

В способе одноступенчатого перекрестного маскирования для коррекции

цветоделенных негативов используются малоконтрастные диапозитивные

изображения, сделанные с других цветоделенных негативов.

Целью цветоделительной коррекции является снижение градиентов

невыделяемых однокрасочных шкал на цветоделенных изображениях.

Из всех трех цветоделенных негативов наилучшим по цветоделению является

негатив, полученный фотографированием за красным светофильтром, поскольку

на нем выделяется только голубая шкала. Она имеет максимальный градиент,

почти такой же как, серая, а остальные краски не выделяются, т.е.

однокрасочные шкалы, выполненые этими красками, воспроизводятся в виде

равномерного почернения. Поэтому с краснофильтрового негатива может быть

изготовлена фотоформа для голубой краски без проведения цветоделительной

коррекции.

На негативе полученном за зеленым фильтром (для выделяемой пурпурной

краски), кроме пурпурной краски регистрируется изменение количество голубой

краски. На негативе, полученном за синим светофильтром нужно устранить

избыточное искажение по обеим невыделяемым краскам – пурпурной и желтой,

пурпурная шкала воспроизводится более контрастно чем голубая, поэтому

снижение ее градиента требуется в первую очередь.

В системах СФОИ обычно используется фотографическая реализация этого

метода. Фотографическая цветоделительная коррекция методом одноступенчатого

маскирования проводится посредством изготовления малоконтрастных масок-

диапозитивов, которые затем совмещаются с цветоделенными негативами.

Маску для исправления зеленофильтрового негатива по голубой краске

изготавливают с негатива для голубой краски в виде малоконрастного

красногофильтрового позитива. Маску совмещают с зеленовильтровым негативом.

В результате последующего контактного копирования с совмещенных маски и

негатива получаеют исправленный по цветоделению позитив для пурпурной

краски, на котором контрастной является только выделяемая краска, а

невыделяемые шкалы имеют равномерное почернение.

Для коррекции синефильтрового негатива (снижение градиента пурпурной

шкалы) маска изготавливается с зеленофильтрового негатива (негатива для

пурпурной краски). Такая маска – малоконтрастный зеленофильтровый позитив –

позволяет исправить синефильтровый негатив по обеим невыделяемым краскам,

т.к. исходный негатив для пурпурной краски содержит контрастные изображения

не только выделяемой пурпурной, но и голубой краски.

2. Двуступенчатое маскирование

Этот метод коррекции реализуется в две стадии:

На первой стадии изготавливается маска, называемая компенсативом:

Рассмотрим пример для желтой краски: Негатив для пурпурной

краски+позитив для желтой краски=>компенсатив для желтой краски.

На второй стадии получаем исправленный негатив: для этого компенсатив

для желтой краски+негатив для желтой краски=>исправленный негатив.

Основное достоинство метода – нет нарушения баланса по серому. Однако

есть и недостатки, такие как длительность (т.к. две стадии) и большой

расход материалов.

3. Метод единой серой маски

Маску формируют по принципу одноступенчатого маскирования. Маска

изготавливается съемкой через желтый светофильтр (или правильно подобранный

зеленый + красный сфетофильтр), а затем накладывается на цветной оригинал.

Эта система фотографируется через зеленый светофильтр растрового негатива

для пурпурной краски. От некорректированного он отличается тем, что имеет

повышенные плотности на участках, где на цветном оригинале находятся

голубые и зеленые цвета. Происходит устранение искажающей разности

плотностей по голубым и зеленым цветам. Аналогичным образом при съемке

растрового негатива для желтой краски через синий светофильтр серая маска

исправляет искажающую разность плотностей по голубым и фиолетовым цветам.

Аналог данного метода, на сегодняшний день, нашел самое широкое применение

в СПОИ, и применяется главным образом для сжатия информации, в том случае,

когда следует привести (Dор к (Dбум+кр.

4. Метод единой цветной маски

Данный метод преследует те же цели, что и предыдущий, однако при

использование данного метода требуется применение специальной цветной

многослойной маскирующей пленки (например, «ЦМП» или «Тримаск»-Кодак). В

этом методе одновременно с цветоделением и градационным преобразованием

проводится яркостная коррекция. Одновременно добиваются и подчеркивания

контурных деталей.

5. Изготовление негатива для черной краски.

Все эти методы позволяют корректировать лишь искажения, вносимые

неточностью градационной характеристики каждого цветоделенного негатива и

цветоделительные искажения в основном по избытку. Однако остаются еще два

источника цветовых искажений – ограниченность цветового охвата

полиграфического воспроизведения и цветоделительные искажения по

недостатку. Решение этих проблем как в СФОИ, так и в СПОИ заключается в

ведении четвертой черной краски. Существенная разница только в методах

реализации и широте возможностей введения черной краски при формировании

цвета изображения.

Получить цветоделенный негатив для черной краски непосредственно

цветоделением нельзя. Он может быть получен одним из косвенных способов:

1. Последовательное фотографирование цветного оригинала через три

зональных светофильтра на одну и ту же пленку. Такой негатив требует

ручной ретуши.

2. Совмещают три цветоделенных негатива и копируют их на фотопленку. В

результате получают достаточно резкий черный диапозитив в масштабе

1:1.

3. Возможно совмещение и копирование трех цветоделенных позитивов

(маскированных, т.е. корректированных). В результате получаем

негатив для черной краски.

4. Копирование негатива для голубой краски. Т.о. получает позитив для

черной краски с повышенным градиентом в тенях

5. В системах СПОИ негатив для черной краски создается в соответствии с

программными средствами (UCR, GCR)

Все вышеперечисленные методы можно отнести к линейным методам, но

существуют и другие методы, основанные на более сложных принципах коррекции

– нелинейные.

6. Методы нелинейной цветоделительной коррекции.

Группа этих методов подразумевает использовать сложный многостадийный

процесс, который практически не нашел своего применения в СФОИ.

Необходимость такой коррекции вызвана нарушением аддитивности плотностей

при печати, что обусловлено неполной прозрачностью красок и впитывающей

способностью бумаги. Такое возможно например, в случае если Dпж0). Главными

достоинствами инструмента являются не только возможности визуальной оценки

получаемого цвета, но и возможность предварительного просмотра области,

которая в будущем будет подвергнута редакционной коррекции. Стоит отметить,

что по мнению многих специалистов, включая Дэна Маргулиса, данный

инструмент является одним из наиболее трудоемких инструментов для

использования, так как достаточно трудно с его помощью определить именно те

границы, в рамках которых будет происходить замена цвета.

3.4. Selective Color от Adobe PhotoShop.

Данный инструмент позволяет провести селективную цветовую коррекцию,

используюя цветовую модель CMYK, путем регулирования процентного содержания

каждого из цветов. Дополнительным достоинством этого инструмента, как и

инструмента Replace Color является возможность сохранения настроек для

последующего использования с другими изображениями. Это полезно, например

при работе с памятными цветами - для приведения в норму каждого пакмятного

цвета можно задать свои настройки.

3.5. Selective Color от Agfa

Несколько более расширено выглядит инструмент, предоставляемый в

програмном обеспечении Agfa FotoLook. Наиболее точным для этого диалогового

окна было бы название Sector Color Correction, так как основным

предназначением этого инструмента является именно цветовая коррекция

определенного диапазона цветов. Хотя если диапазон сузить, то вполне

возможно произвести так называемую точечную или редакционную цветовую

коррекцию – коррекцию только определенного цвета. Для наглядности

пространство HSL представленно в не ввыиде простых ползунков, как например

в PhotoShop, а в виде цветового круга (0-360 градусов) для определения

цветового тона (Hue) и двух полосок, соответствующих светлоте (Lightness) и

насыщенности (Saturation). Удобство пользования данной функцией прибавляют

возможности автоматического просмотра любого цвета до корреекции и после, а

также создание последовательных очередей отдельных операций цветовой

коррекции.

Как вывод можно сказать, что инструменты типа Hue/Saturation носят

более интуитивный характер и применимы скорее в том случае если не известны

точные значения конкретного цвета который необходимо получить, а требуется

обеспечить в данных условиях приблизительное соответствие желанию

оператора/заказчика. Инструмент Selective Correction, хотя и мене гибок в

использовании, но может быть рекомендован там, где требуются точные

результаты, так как позволяет использовать в качестве настроек абсолютные

полиграфические величины.

В качестве недостатков при использовании цветовой коррекции можно

указать две основные проблемы, которые должен непосредственно решать

оператор [M, 217]:

1. Эти команды могут нарушить общий цветовой балланс изображения.

2. Они могут выделить и откорректировать цвет какого-нибудь объекта,

корректировать который мы не собирались.

В соответствие с этим важно реализовать такие возможности програмного

обеспечения, что бы с максимальным удобством было возможно указание

требуемого участка, подвергающегося цветовой коррекции. Это могут быть

методы выделения по определенному цвету (Select/Color Range), по

использованию информативной области (например, тени,света, полутона в

инструменте Color Balance) и, конечно же, методы основанные на

геометрическом выделении.

Возвращаясь к СФОИ, стоит отметить, что возможность реализовать

подобные методы коррекции (а они носят нелинейный характер) в системах

полноформатной обработки практически не представляется возможным.

4. Получение фотоформы для четвертой (черной) краски.

Как было уже сказано, черная краска вводится в изображение с

несколькими целями. Во-первых, для коррекции недостатков цветоделения; во-

вторых, для увеличения цветового охвата; и, в-третьих, для увеличения

динамического диапазона репродукции. Она также позволяет повысить резкость

изображения. В системах СПОИ введение черной краски может осуществляться

двумя разными методами, получившими названия: «Вычитание цветных красок из-

под черной» (Under Color Removal – UCR) и «Замещение серой компоненты»

(Gray Component Replacement – GCR).

При этом в методе UCR черная краска используется для повышения

контраста цветного оттиска в ахроматических участках изображения (черных и

нейтрально-серых). Метод GCR генерирует введение черной краски в более

широком диапазоне цветов. Это позволяет черной краске участвовать в

формировании градационной характеристики цветной репродукции. при этом

количество цветной краски на оттиске уменьшается, а, следовательно,

повышается точность их совмещения и улучшаются резкостные характеристики

оттиска.

Эти технологии получили широкое распространение, особенно в СПОИ.

Данная процедура имеется в программном обеспечении как сканеров, так и в

графических станциях СПОИ. Программа PhotoShop любой версии не является

исключением.

Для метода GCR имеется возможность регулировать уровень генерации

черного. Он определяет полное количество черного цвета в изображении

относительно трех остальных. Вожможна реализация пяти уровней вычитания:

None (без вычитания); Light (низкое); Medium (среднее); Heavy (высокое);

Maximum (максимальное вычитание). Так же возможно регулирование

максимального количества черной краски на оттиске (blaсk ink limit) и

максимальное количество всей краски на оттиске (total ink limit). Эти

параметры зависят от дальнейшего печатного процесса.

Что касается метода UCR, то он был дополнен методом дополнения черного

– UCA, и заключается в том, что нельзя полностью вычесть из-под черной все

цветные краски. Их минимальное количество в черных местах должно остаться.

Заключение.

Использование СПОИ позволило применить ряд улучшений, которые сделали

цветовую коррекцию более доступной и максимально упрощенной, по сравнению

со СФОИ или ЭЦУ. Кроме того повсеместное внедрение СПОИ позволило

реализовать методы, не возможные в системах поноформатной обработки. Со

временем было внесено множество особенностей и условий цветовой коррекции в

СПОИ, о которых можно судить по вышеизложенному материалу:

1. Визуализация – оператор практически мгновенно может отрегулировать и

визуально оценить вносимые им в изображение изменения

2. Интуитивность – с распространением персональных компьютеров и

усовершенствованием програмного обеспечения, постепенно уменьшаются

требования к операторам, производящим такую коррекцию, все большее

развитие приобретают системы автоматического анализа и корректирования

изображения (например, Color Assistant в NewColor или Magic Color в

программе UMAX Magic Scan)

3. Возможность мгновенной оценки и точного контроля проводимых цветовых

изменений в реальном времени – специальные инструменты или возможности

диалоговых окон позволяют оценить проводимые цветовые преобразования

по абсолютным показателям

4. Наличие гибких возможностей – современный уровень представляемых

инструментов для неавтоматической коррекции в последнее время остается

практически одним и тем же, что свидетельствует о достижении той

границы, когда абсолютное большинство пользователей полностью

удовлетворяют предоставляемые возможности. Развитие затрагивает в

основном автоматические преобразования и разработку более удобного

предоставления всех возможностей пользователю

5. Возможность коррекции как в относительных показаниях (индексных

единиц), так и в общепринятых полиграфических единицах – важно

учитывать, что некоторые преобразования регулируются путем применения

внутренних индексных единиц програмного обеспечения, не всегда имеющих

линейную связь с полиграфическими показателями. Поэтому важно

использовать возможности, отраженные в пункте 3

6. Возможность целевой обработки не только всего изображения, но и

конкретных его участков, формируемых по разным принципам – ранее, в

системах СФОИ, такое просто было невозможно сделать даже имея самую

высокую квалификацию.

7. Возможности обработки отдельно каждого из цветовых каналов – это,

безусловно, то что привнесло собой применения традиционных систем СФОИ

и различных методов маскирования.

8. Возможности сохранения и последующего использования настроек, дающих

оптимальный практический результат – такая возможность существенно

облегчает и ускоряет весь процесс проведения цветовой коррекции.

Важной особенностью современного уровня методов цветовой коррекции в

СПОИ является привязка к реальному полиграфическому процессу (как и при

использовании базовой коррекции, так и при использовании, например,

Selective Color от Adobe PhotoShop) – та особенность, без которой было бы

невозможным применения персональных компьютеров в полиграфии.

Что касается программного обеспечения, а именно предоставляемых им

возможностей можно сделать следующие выводы:

- В области проффесиональных пограмных продуктов для полиграфических

сканеров программы позволяют реализовать примерно одинаковый уровень

неавтоматических цветовых преобразований, отличие в основном

заключается в форме представления данных функции пользователю.

Основной отличительной особенностью является спектр и качество

предоставляемых возможностей автоматической коррекции изображения.

- При сравнении возможностей цветовой коррекции предоставляемых Adobe

PhotoShop и проффесиональных пограмных продуктов для полиграфических

сканеров, необходимо отметить несколько большие возможности PhotoShop,

особенно при базовой коррекции.

- Вероятно возможна качественная оценка производимых различными

программами цветовыми преобразованиями (например влияние на скорость,

наличие цветового шума, точность преобразований и т.д), но это тема

скорее для больших исследований, не укладывающихся в объем курсового

проекта.

Список литературы.

1. «PhotoShop для профессионалов. Кассическое руководство по

цветокоррекции». Ден Маргулис, изд. РТВ-Медиа, 2001г.

2. Руководство пользователя PhotoShop 5.5

3. Руководство пользователя Agfa PhotoLook

4. Руководство пользователя Umax Magic Scan

5. Руководство пользователя HP Precisionscan Pro

6. «Ремесло ( наука = цветоделение» М. Спарталов, Компьюарт №3,6, 2001

г.

7. «Лекарство от цветового удара», М.Кирант, Publish №1 1999 г.

8. «Основы обработки изобразительной информации» л.р., изд. МГАП «Мир

книги», Москва, 1997 г.

9. «Технология обработки изобразительной информации» л.р. часть2,

Москва, 1999 г.

10. «Полиграфические цветоделители и работа на них», С.Д, Уманский,

Москва «Книга», 1980 г.

11. Конспекты лекций по дисциплине «Основы технологии обработки

изобразительной информации» Позняк Е.С.

12. Конспекты лекций по дисциплине «Технология обработки

изобразительной информации» Андреев Ю.С.

-----------------------

Рис.4. Color Balance реализованный в программе UMAX Magic Scan (справа) и

он же в программе Adobe PhotoShop (слева).

Рис.3. Внешний вид инструмента Curves в различных програмных продуктах:

Adobe PhotoShop (слева), Umax Magic Scan (в центре) и Agfa FotoLook.

Рис.2. Инструмент, предоставляемый програмным обеспечение HP (слева) и

инструмент Neutralize (справа)

К

З

С

К

З

С

К

З

С

Рис.1

Рис.1. Инструмент Levels в программе Adobe PhotoShop (слева), и Umax Magic

Scan (справа)