Методы поиска и исследований в преподавании физики

Методы поиска и исследований в преподавании физики

[pic]

Научить учащегося всему , что понадобится в жизни ,

невозможно , но можно и нужно научить его самостоятельно добывать знания ,

научить уметь их применять на практике , работать с книгой.

Известно, что знания постоянно должны пополняться , что на

уроке не только передать их , но и сформировать умение и потребность

учиться , черпать сведения из разнообразной литературы , в первую очередь ,

из учебника.

Первое , что необходимо сделать , чтобы поднять

эффективность , результативность урока , я считаю , нужно увеличить

удельный вес самостоятельной работы учащихся.

Не секрет же, на сообщение-объяснение нового материала, на

устные опросы иногда тратим слишком много времени. В итоге мало времени

остается на самостоятельную работу, а работа с учеником переносится на дом.

Второе, важным условием для повышения эффективности работы

является расширение тематического диапазона каждого занятия. Не всегда

оправдано дробление темы и изучение ее по частям на отдельных уроках .

Считаю ошибочным то, что мы хотим получить от своей работы

сиюминутный результат : т.е. дал сегодня урок, объяснил новый материал, а

на следующее утро уже проводим опрос. А учащиеся еще ничего не успели

освоить, для этого нужно не только время, но и соответствующая работа

каждого , которой еще не было.

А опыт показывает, что оправдывает себя проведение уроков в

системе с многократной проработкой учащимися всей темы на нескольких

занятиях. Учебные темы нужно давать крупными блоками.

Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На

всех последующих тема опять рассматривается в целом, но от занятия к

занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно

возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз приходят к нему по-

новому и глубже. Это позволяет :

1 Воспринять единую картину изучаемых явлений.

2 Как следует понять, усвоить и закрепить.

3. Осознать связи между явлениями при анализе материала с разных точек

зрения.

Вариант такой системы преподавания:

1 этап: На первом занятии по теме объясняю ее содержание в целом. Урок

провожу в форме лекции. Особое внимание уделяю разъяснению основного,

главного.

2 этап: В след за лекциями провожу семинарские занятия, число которых

зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся

самостоятельно, пользуясь учебником, справочником изучают материал,

выполняют упражнения.

3 этап: Практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых

ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь

выполняются лабораторные работы и другие практические работы.

4 этап: Решение задач по теме с целью углубления и развития знаний.

5 этап: Зачет, здесь проверяется усвоение учебного материала.

6 этап: Завершающий урок – урок интересных сообщений – рассматривается

практическое применение изученного материала.

Эту методику работы можно показать на примере любой темы программы.

Например: атом и атомное ядро.

1. Основные знания, которыми должен овладеть учащийся:

. Понятие: атомное ядро, ядерная модель атома, ядерные силы, ядерные

реакции, энергия связи ядра атома, радиоактивный распад, цепные

реакции, термоядерные реакции, элементарные частицы

. Постулаты Бора

. Закон радиоактивного распада

. Практические применения: устройств и принципа работы ядерного

реактора

2. Основные умения и навыки

. Определять продукты ядерной реакции на основе Законов сохранения

электрического заряда и массового числа

. Рассчитать энергетический выход ядерных реакций

. Определять знак заряда или направления движения элементарных

частиц по трекам на фотографиях

. Применять знания при решениях задач

Цели воспитания

. Проиллюстрировать принцип материальности мира и показать бесконечность

процесса познания, показать границы применяемости теории и подчеркнуть

идею относительности знаний

. Содействовать воспитанию патриотических чувств в ходе знакомства с

работами ученых (Иваненко, Курчатов, Кельдыш, Ландау, Арсимович,

Багов, Прохоров и многих других)

. Познакомить с ролью атомной физики в Научно – техническом прогрессе,

способствовать экологическому просвещению

Блок 1

Урок 1 Лекция «Модель атома Резерфорда – Бора. Испускание и поглощение

света атомами. Спектры лазер»

Урок 2 Семинарское занятие: Модель атома. Постулаты Бора

Урок 3 Спектры испускания и поглощения. Происхождение линейчатых спектров

Урок 4 Практикум. (Просмотр фрагментов, п/р наблюдение спектров)

Урок 5 Решение задач.

Урок 6 Зачет

. Модель атома Резерфорд – Бора

. Спектры испускания и поглощения. Происхождение линейчатых спектров

Блок 2

. Лекция. Протонно – нейтронная модель ядра атома. Ядерные силы

энергетический выход ядерных реакций

. Семинарское занятие: Строение ядра атома, изотопы, энергия связи

ядра атома

. Решение задач

. Зачет по теме: Строение ядра, изотопы, энергия связи ядра.

Блок 3

. Лекция: Радиоактивность. Свойства радиоактивных излучений.

Радиоактивные превращения. Законы радиоактивного распада.

. Семинарское занятие: Радиоактивность, излучение и их свойства

. Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

. Практикум. Опыты, наблюдения. Устройство и действие приборов

. Зачет.

. Радиоактивность.

. Методы регистрации заряженных частиц

Блок 4

. Лекция: Деление ядра урана. Цепная реакция. Ядерный реактор.

Термоядерные реакции.

. Семинарское занятие: Цепная реакция. Термоядерные реакции. Успехи,

перспективы. Экологические и нравственные проблемы развития

энергетики.

. Решение задач

. Зачет: Цепная реакция. Термоядерная реакция. Проблемы развития ядерной

энергетики.

Блок 5

. Лекции: «Элементарные частицы и их свойства»

. Подготовка и контрольная работа. Повторение

. Контрольная работа

. Урок интересных сообщений

. Лазер и его применение. Роль советских ученых в создании квантовых

генераторов

. Радиоактивные изотопы и их использование

Рассмотрим более подробно каждый тип урока:

. Лекция – Это развернутое изложение материала

. Цель – общий обзор темы: основных явлений, законов, теорий.

. На этом уроке дважды объясняю материал; сначало кратко ознакомлю с

главным и планом лекции , затем – подробно. Привлекаю внимание к

учебнику, даю общую ориентировку, связываю новое с ранее изученным.

При первоначальном объяснении ученики только слушают, благодаря

этому они не рассеивают внимание на ведение записи, не теряют

логическую нить.

На вторую часть урока уходит 40 минут. В конце урока я еще раз повторяю

содержание (8 – 9 минут)

План лекции по блоку номер три:

. Открытие радиоактивности, состав радиоактивного излучения, его

свойства. Биологическое действие излучений (параграф 89, 90, 104

учебника)

. Радиоактивное превращение ( параграф 91)

. Закон радиоактивного распада. Период полураспада, физический смысл

закона (параграф 92)

. Принцип решения задач (№ 1257, 1255, из Рымкеевича)

. Домашнее задание (параграф 91, 104, - составить план ответа на

вопрос №3 на странице №253, дать ответ письменно).

Семинарские занятия.

(Семинар, как следует из толкового словаря – групповое

практическое занятие под руководством преподавателя.)

Все люди разные. Ученики также имеют разные интересы,

наклонности, у них разные способности, разные психофизиологические

особенности.

Поэтому, если учить всех до одного уровню владения

предметом, потребуется разное время, если же заниматься со всеми одно и

тоже время, получим разные знания.

Значит, учить на уроке всех одинаково неверно, оно

приносит вред.

Равные для всех требования подавляют слабых, и обкрадывают

сильных, лишает их пищи для ума.

Надо помнить: одни слабы в одном, другие в другом, так что

равные требования для всех не дают каждому оптимальных возможностей

развития в том, к чему они наиболее способны.

. Поэтому и возникают необходимость учебный материал и изучать его на

трех уровнях:

. Обязательный для всех минимум, доступный для всех

. Дополнительный материал предназначен слабым только для

ознакомления, а сильным и интересующемся предметом – для овладения

. Материал только для сильных изучается индивидуально только с ними

Семинар базируется на материале лекции и дифереинцируется

двумя заданиями разной системы сложности. Выполнение первого

задания направлено на полное владение фактическим материалом, оно

поднимает ученика на уровень осознанного творческого применения знаний.

Выполнив второе задание ученики научатся воспроизводить

изученный материал. С заданием должна справиться все.

Задания даются на доске, учащиеся добровольно выбирают.

Затем учащиеся начинают читать учебник, затем в тетрадях,

советоваться друг с другом, консультироваться у преподавателя. В конце

урока 15 минут отводиться на самостоятельную работу (часть учащихся

проверяют устно – тихий опрос, часть записывают свои ответы).

На семинаре работают все.

Направленный семинар по теме «Модель атома Резерфорда – Бора»

Прочитать параграф 83, 84 из учебника, подготовить ответ по плану.

I Вопрос

. Модель атома Томсана

. Опыт Резерфорда

. Планетарная модель атома по Резерфорду

. Противоречия планетарной модели

. Постулаты Бора

. Модель атома Резерфорда – Бора и ее трудности

II Вопрос

. Планетарная модель атома

. Противоречия этой модели

. Постулаты Бора

. Модель атома Резерфорд – Бора

2. Защитите свой ответ по вопросу «Модель атома Резерфорда – Бора»

3. Проверочная работа

I

. Почему электроны не могут изменить траекторию альфа частиц?

. На основании каких опытных данных Резерфорду удалось сделать вывод о

наличии ядра атома?

. Что представляет собой модель атома по Резерфорду – Бору?

II

. Расскажите о планетарной модели атома

. Назовите противоречия этой модели

. Расскажите о строении атома по Резерфорду – Бору

Зачет по теме: он состоит из двух частей

1. Обучающая часть (до 10 минут) в ходе этой части разбираю типичные

ошибки и недостатки по итогам проверочной работы на семинаре

2. Контролирующая часть (до 35 минут) ученики сдают зачет или выполняют

контрольную работу

Организация зачетного урока:

По итогам семинара назначаются ассистенты преподавателя –

это учащиеся получившие оценки (отлично, хорошо) остальных учащихся

разбиваю на время по четыре человека по группам. Каждая группа сдает

зачет ассистентам, они проверяют знания, очень кратко конспектируют

ответы и выставляют оценки.

Я спрашиваю хорошо успевающих в том числе ассистентов

проверяю для объективности ответы некоторых учащихся.

Сдав зачет, ученик выполняет задание на повторение.

В конце урока ассистент сдает итоги принятых зачетов,

оценки выставляются в журнал.

Иногда предлагаю самооценку: учащимся самим выставить себе

оценку, некоторым учащимся предлагаю защитить эту оценку.

Выставленные оценки объективны, иногда ученики оценивают

более строго чем преподаватель.

Уроки интересных сообщений.

Мои советы учащимся прочитать ту или иную научно –

популярную литературу по физике не всегда выполнялись, и много интересных

книг, статей по предмету оставались не прочитанными.

Нашел выход: проводить специальные уроки посвященные

внеурочному чтению, а назвать их уроки интересных сообщений.

Рассматриваем только факты, о практической значимости

изучаемого материала.

В течении года в группе провожу три – четыре таких урока.

Планирую выступление трех – четырех учащихся за несколько дней до урока

проверяю готовность ученика, даю совет.

Направленный план такого урока по теме «Атом и атомное ядро»

. Действительность, превосходящая фантазию (о квантовых генераторах и

усилителях)

. Ядерная физика и медицина: радиостанция в желудке, радиорепортаж из

тонкой кишки, измерение с помощью изотопов, скорость и объем

кровотока, путешествие радиоактивного кода, радиодиагностика рака,

телепередача из печени и др.

. Любопытные эффекты и остроумные решения: радиоактивность человека,

радиоактивный сыр, восстановление пропавших изображений на

фотографиях, автографы невидимок.