Международная политика России
Международная политика России
Международная политика это прежде всего область, сфера взаимодействия
субъектов международных отношений – государств. К ней также можно отнести
отношения негосударственных организаций (профсоюзы, молодежные, спортивные,
культурные, организации экологов и т.п.).
В отношениях между государствами лежит их стремление обеспечить
реализацию своих специфических интересов с помощью определенных средств
(дипломатических, военных и т.д.). Глубинной основой межгосударственных
отношений являются все те же основополагающие отношения властвования,
подчинения. При этом они могут реализовываться по – разному: от господства
– аннексии (захвата чужой территории) или контрибуции (материальной уплаты
победителю) установления протектората (всеохватывающего контроля) и до
вовлечения или включения в сферу своего влияния, своих интересов.
Что же касается отношений между негосударственными организациями, то
они, как правило, строятся на принципах равноправия и сотрудничества.
Кроме того, международной политикой принято считать определенную линию
поведения, действия государства – субъекта международных отношений, или
согласованных действий двух, нескольких, группы государств по достижению
согласованных целей.
К последней четверти 20-того столетия международная политика,
отличающаяся сложностью, многоплановостью и противоречивостью, обрела
определенные характерные черты.
1. В международном сообществе сложилось крайняя неравнозначное
социально – экономическое положение: в развитых государствах и
странах, сравнительно недавно вступивших на путь самостоятельного
развития. Так, в развитых капиталистических странах около 16%
населения планеты производят более 56% мировой промышленной
продукции. В то же время в развивающихся странах – 50% населения
14.3 % продукции. Согласно данным немецкого еженедельника «Пайт»,
уровень национального дохода на душу населения в 1987г. составил в
различных группах стран очень разнородную картину.
В беднейших странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350
долларов в год.
В бедных с населением около 600 миллионов человек от 350 до 1500
долларов в год.
В средне обеспеченных – от 1500 до 7000 долларов в год. Здесь
численность населения оценивалась в 685 млн человек.
На конец, к зажиточным и богатым странам журнал относит те, где
доход на душу населения превышает 7000 в год – Франция, Австрия,
Нидерланды, Великобритания, Италия, США, Швеция, Япония, ФРГ,
Швейцария, ОАЭ и др.
2. Освободившиеся страны на сегодняшний день имеют следующий комплекс
проблем: более 700 миллионов голодающих, 1.5 млрд человек
практически лишены квалифицированной медицинской помощи, 350 млн
неграмотных, 1 млрд. человек не имеют нормального жилья. При этом
разрыв в жизненном уровне наиболее богатых и бедных стран
увеличивается.
3. Накопленные запасы невиданного по своей мощи оружия массового
поражения (примерно в миллион раз превышающие мощность бомбы,
уничтожившей Херосиму) поставили под угрозу само существование
человеческой цивилизации.
В этих условиях развивающиеся страны выдвинули в 1974г. требования
пересмотра международного порядка, что обусловило принятие
Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации об установлении нового
международного экономического порядка».
С выходом в свет книги голландского ученого Яна Тинбергена
«Пересмотр международного порядка» это понятие прочно вошло в
научный оборот.
С тех пор концепция «нового порядка» в международных отношениях,
которая включает в себя три аспекта: экономический политический и
информационный – стала предметом изучения многих исследователей как
на Западе, так и в России.
В частности, большой вклад в этом плане внесен в политологию
международных отношений учеными Римского клуба –
неправительственной международной организацией ученых,
представителей политических и деловых кругов из различных стран
мира, основанной в 1968г.
Объединение ученых и политиков, деловых людей в Римском клубе
было обусловлено в значительной мере тем, что перед мировым
сообществом возникли (во всяком случае, были осознанны) глобальные
проблемы, от решения которых зависит будущее человечества. Эти
проблемы можно свести в несколько групп:
1. политические : обеспечение безъядерного мира, укрепление
международной безопасности, отказ от территориальных
притязаний, «холодной войны» и противостояния военно –
политических блоков (прежде всего НАТО и Варшавского
договора), переход к отношениям доверия и сотрудничества;
2. экономически: жизнеобеспечение нынешнего и будущих поколений,
развитие энергетического потенциала, рациональное
использование природных ресурсов, ликвидация последствий
колониализма, сближение уровней развития «богатых» и «бедных»
стран;
3. социальные: регулирование численности населения земли, борьба
с наиболее опасными заболеваниями, ликвидация бедности,
нищеты, неграмотности, обеспечение населения жильем и
работой, приобщение всех народов к мировой науке и культуре;
4. экологические: предсказания и предотвращение стихийных
бедствий, регулирование климата планеты, охрана атмосферы,
литосферы, гидросферы, флоры и фауны, освоение космоса и
мирового океана.
Из сказанного выше видно, что наиболее острые ситуации сложились и
должны решаться в области политических отношений. Основные принципы
нового политического порядка, в котором нуждается мир, хорошо
сформулированы в документах Движения неприсоединения: «мирное
сосуществование, добрососедство, равноправное сотрудничество,
ограничение гонки вооружений и разоружение, ликвидация колониализма и
неоколониализма, отказ от экспансии и гегемонизма».
Как свидетельствую события последних лет, мировой политический
процесс в общем и целом развивается в направлении создания нового
порядка. Так, некоторые и современных мировых процессов непосредственно
связаны с ликвидацией биполярной системы международных отношений – в
роспуске СЭВ и Организации Варшавского договора, провозглашением
принципа «Партнерство во имя мира» в отноениях стран НАТО и бывших
Европейских членов мировой социалистической системы.
Следует, однако, отметить, что хотя старого порядка в значительной
мре уже не существует, прошедшие естественные изменения (распалась
мировая система социализма., распался мир сверхдержав: СССР
самоликвидировался и т.д.) породили нечеткий новый мировой порядок, а
значительный беспорядок в мировой политики.
Возникла реальная угроза расползания ядерного оружия, обострились
и возникли новые региональные конфликты (бывшая Югославия, бывший СССР
– Карабах, Чечня, Такжикистан, Абхазия, Молдова и т.д.).
Более того, экономическое и политическое ослабление России создает
объективную и реальную возможность ориентации мирового развития и
сообщества на одного лидера – США или ограниченную группу государств с
ними во главе.
Это стало особенно ясно во время трагических событий в Боснии и
Герцеговине – бывших территориях социалистической Югославии, где США
через НАТО беспрепятственно проводят свою линию внешней политики,
пользуясь поддержкой ООН и оттесняя Россию на второстепенные позиции.
Как уже отмечалось, политическая мысль с древних времен
концентрировала внимание преимущественно на вопросах войны и мира.
В период рабовладельческого и феодального этапов исторического
развития политической науки не существовало. Политики занимались
рассуждениями о проблемах войны и мира с чисто прикладных практических
позиций. Лишь в 19веке делаются первые попытки анализа европейской
политики, начинаются теоретические исследования международных
отношений, закономерностей и перспектив их развития. В 20 веке эти
теоретические разработки начинают оказывать определенное
всевозрастающее воздействие на международную политику. Более того,
политология международных отношений постепенно выделяется в
самостоятельное направление политической науки.
Глобализация проблем международной политики обусловила появление
теорий международных отношений, попыток правого подхода к решению этих
проблем. Особенно усиливаются эти процессы после второй мировой войны в
условиях нарастающей опасности ядерного противостояния и угрозы
термоядерной войны. В различных странах появляются политические теории,
опирающиеся на трезвый анализ складывающихся в международных отношениях
реалий.
В последние годы весьма существенно разработана концепция
государственных интересов. При этом к числу приоритетных исследователи
относят национальную безопасность, связанную с обороной страны и
соответствующими дипломатическими действиями, а также экономические
интересы, связанные с укреплением позиций на мировом рынке и защитой
внутреннего рынка, и интересы утверждения «Нового мирового порядка».
Логика исследований диктовала необходимость сравнения различных
подходов к рассмотрению этих проблем, т.е. сопоставления точек зрения,
отражающих интересы отдельных государств.
Для политологии вообще характерен сравнительный метод. В области
международной политики важное значение имеет сопоставление политических
режимов, форм правления, легитимности правящих структур и т.д. ,
которые в решающей степени определяют внешнеполитическую деятельность
государств.
Сравнение различных политических систем позволяет выявить
наиболее совершенные из них и использовать накопленный опыт
формирования и функционирования политических институтов в практике
других государств. Если сравнительный метод применять в политическом
анализе внутри страны, то здесь может идти речь о сравнении
политической жизни в различных регионах, об эффективности местного
самоуправления, о рейтинге и потенциальных возможностях различных
партий и политических лидеров.
Не подвергая специальному анализу отдельные теории международного
и внутреннего аспектов сравнительной политологии, отметим лишь, что в
России до самого последнего времени на них не было «социального
заказа».
Вместе с тем, политология с конца 80-х годов добилась в России
общественного признания и стала притягательной для многих, порой
недостаточно профессионально подготовленных людей. Особенно это
относится к политических деятелям и функционерам, которые зачастую свое
видение экономических и политических процессов как внутри, так и во
внешеполитической жизни считают «истинной в последней инстанции» и
предлагают свой путь «решения всех проблем».
В результате – крупные провалы во внешней политике: необоснованно
поспешный вывод российских войск из стран бывшего Варшавского договора
без предварительного создания условий для их размещения в России,
отсутствие четких и твердых позиций по поводу о судьбе т.н.
русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья и ряд других
проблем.
Список литературы:
1. Сербин В.С «Основы Политологии» Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с
2. «Основы политологии» Учебное пособие – Ростов на Дону 1993г.
3. Политология. Энциклопедический словарь – М. Изд-во Московского
Коммерческого института.