Международная политика России

Международная политика России

Международная политика это прежде всего область, сфера взаимодействия

субъектов международных отношений – государств. К ней также можно отнести

отношения негосударственных организаций (профсоюзы, молодежные, спортивные,

культурные, организации экологов и т.п.).

В отношениях между государствами лежит их стремление обеспечить

реализацию своих специфических интересов с помощью определенных средств

(дипломатических, военных и т.д.). Глубинной основой межгосударственных

отношений являются все те же основополагающие отношения властвования,

подчинения. При этом они могут реализовываться по – разному: от господства

– аннексии (захвата чужой территории) или контрибуции (материальной уплаты

победителю) установления протектората (всеохватывающего контроля) и до

вовлечения или включения в сферу своего влияния, своих интересов.

Что же касается отношений между негосударственными организациями, то

они, как правило, строятся на принципах равноправия и сотрудничества.

Кроме того, международной политикой принято считать определенную линию

поведения, действия государства – субъекта международных отношений, или

согласованных действий двух, нескольких, группы государств по достижению

согласованных целей.

К последней четверти 20-того столетия международная политика,

отличающаяся сложностью, многоплановостью и противоречивостью, обрела

определенные характерные черты.

1. В международном сообществе сложилось крайняя неравнозначное

социально – экономическое положение: в развитых государствах и

странах, сравнительно недавно вступивших на путь самостоятельного

развития. Так, в развитых капиталистических странах около 16%

населения планеты производят более 56% мировой промышленной

продукции. В то же время в развивающихся странах – 50% населения

14.3 % продукции. Согласно данным немецкого еженедельника «Пайт»,

уровень национального дохода на душу населения в 1987г. составил в

различных группах стран очень разнородную картину.

В беднейших странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350

долларов в год.

В бедных с населением около 600 миллионов человек от 350 до 1500

долларов в год.

В средне обеспеченных – от 1500 до 7000 долларов в год. Здесь

численность населения оценивалась в 685 млн человек.

На конец, к зажиточным и богатым странам журнал относит те, где

доход на душу населения превышает 7000 в год – Франция, Австрия,

Нидерланды, Великобритания, Италия, США, Швеция, Япония, ФРГ,

Швейцария, ОАЭ и др.

2. Освободившиеся страны на сегодняшний день имеют следующий комплекс

проблем: более 700 миллионов голодающих, 1.5 млрд человек

практически лишены квалифицированной медицинской помощи, 350 млн

неграмотных, 1 млрд. человек не имеют нормального жилья. При этом

разрыв в жизненном уровне наиболее богатых и бедных стран

увеличивается.

3. Накопленные запасы невиданного по своей мощи оружия массового

поражения (примерно в миллион раз превышающие мощность бомбы,

уничтожившей Херосиму) поставили под угрозу само существование

человеческой цивилизации.

В этих условиях развивающиеся страны выдвинули в 1974г. требования

пересмотра международного порядка, что обусловило принятие

Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации об установлении нового

международного экономического порядка».

С выходом в свет книги голландского ученого Яна Тинбергена

«Пересмотр международного порядка» это понятие прочно вошло в

научный оборот.

С тех пор концепция «нового порядка» в международных отношениях,

которая включает в себя три аспекта: экономический политический и

информационный – стала предметом изучения многих исследователей как

на Западе, так и в России.

В частности, большой вклад в этом плане внесен в политологию

международных отношений учеными Римского клуба –

неправительственной международной организацией ученых,

представителей политических и деловых кругов из различных стран

мира, основанной в 1968г.

Объединение ученых и политиков, деловых людей в Римском клубе

было обусловлено в значительной мере тем, что перед мировым

сообществом возникли (во всяком случае, были осознанны) глобальные

проблемы, от решения которых зависит будущее человечества. Эти

проблемы можно свести в несколько групп:

1. политические : обеспечение безъядерного мира, укрепление

международной безопасности, отказ от территориальных

притязаний, «холодной войны» и противостояния военно –

политических блоков (прежде всего НАТО и Варшавского

договора), переход к отношениям доверия и сотрудничества;

2. экономически: жизнеобеспечение нынешнего и будущих поколений,

развитие энергетического потенциала, рациональное

использование природных ресурсов, ликвидация последствий

колониализма, сближение уровней развития «богатых» и «бедных»

стран;

3. социальные: регулирование численности населения земли, борьба

с наиболее опасными заболеваниями, ликвидация бедности,

нищеты, неграмотности, обеспечение населения жильем и

работой, приобщение всех народов к мировой науке и культуре;

4. экологические: предсказания и предотвращение стихийных

бедствий, регулирование климата планеты, охрана атмосферы,

литосферы, гидросферы, флоры и фауны, освоение космоса и

мирового океана.

Из сказанного выше видно, что наиболее острые ситуации сложились и

должны решаться в области политических отношений. Основные принципы

нового политического порядка, в котором нуждается мир, хорошо

сформулированы в документах Движения неприсоединения: «мирное

сосуществование, добрососедство, равноправное сотрудничество,

ограничение гонки вооружений и разоружение, ликвидация колониализма и

неоколониализма, отказ от экспансии и гегемонизма».

Как свидетельствую события последних лет, мировой политический

процесс в общем и целом развивается в направлении создания нового

порядка. Так, некоторые и современных мировых процессов непосредственно

связаны с ликвидацией биполярной системы международных отношений – в

роспуске СЭВ и Организации Варшавского договора, провозглашением

принципа «Партнерство во имя мира» в отноениях стран НАТО и бывших

Европейских членов мировой социалистической системы.

Следует, однако, отметить, что хотя старого порядка в значительной

мре уже не существует, прошедшие естественные изменения (распалась

мировая система социализма., распался мир сверхдержав: СССР

самоликвидировался и т.д.) породили нечеткий новый мировой порядок, а

значительный беспорядок в мировой политики.

Возникла реальная угроза расползания ядерного оружия, обострились

и возникли новые региональные конфликты (бывшая Югославия, бывший СССР

– Карабах, Чечня, Такжикистан, Абхазия, Молдова и т.д.).

Более того, экономическое и политическое ослабление России создает

объективную и реальную возможность ориентации мирового развития и

сообщества на одного лидера – США или ограниченную группу государств с

ними во главе.

Это стало особенно ясно во время трагических событий в Боснии и

Герцеговине – бывших территориях социалистической Югославии, где США

через НАТО беспрепятственно проводят свою линию внешней политики,

пользуясь поддержкой ООН и оттесняя Россию на второстепенные позиции.

Как уже отмечалось, политическая мысль с древних времен

концентрировала внимание преимущественно на вопросах войны и мира.

В период рабовладельческого и феодального этапов исторического

развития политической науки не существовало. Политики занимались

рассуждениями о проблемах войны и мира с чисто прикладных практических

позиций. Лишь в 19веке делаются первые попытки анализа европейской

политики, начинаются теоретические исследования международных

отношений, закономерностей и перспектив их развития. В 20 веке эти

теоретические разработки начинают оказывать определенное

всевозрастающее воздействие на международную политику. Более того,

политология международных отношений постепенно выделяется в

самостоятельное направление политической науки.

Глобализация проблем международной политики обусловила появление

теорий международных отношений, попыток правого подхода к решению этих

проблем. Особенно усиливаются эти процессы после второй мировой войны в

условиях нарастающей опасности ядерного противостояния и угрозы

термоядерной войны. В различных странах появляются политические теории,

опирающиеся на трезвый анализ складывающихся в международных отношениях

реалий.

В последние годы весьма существенно разработана концепция

государственных интересов. При этом к числу приоритетных исследователи

относят национальную безопасность, связанную с обороной страны и

соответствующими дипломатическими действиями, а также экономические

интересы, связанные с укреплением позиций на мировом рынке и защитой

внутреннего рынка, и интересы утверждения «Нового мирового порядка».

Логика исследований диктовала необходимость сравнения различных

подходов к рассмотрению этих проблем, т.е. сопоставления точек зрения,

отражающих интересы отдельных государств.

Для политологии вообще характерен сравнительный метод. В области

международной политики важное значение имеет сопоставление политических

режимов, форм правления, легитимности правящих структур и т.д. ,

которые в решающей степени определяют внешнеполитическую деятельность

государств.

Сравнение различных политических систем позволяет выявить

наиболее совершенные из них и использовать накопленный опыт

формирования и функционирования политических институтов в практике

других государств. Если сравнительный метод применять в политическом

анализе внутри страны, то здесь может идти речь о сравнении

политической жизни в различных регионах, об эффективности местного

самоуправления, о рейтинге и потенциальных возможностях различных

партий и политических лидеров.

Не подвергая специальному анализу отдельные теории международного

и внутреннего аспектов сравнительной политологии, отметим лишь, что в

России до самого последнего времени на них не было «социального

заказа».

Вместе с тем, политология с конца 80-х годов добилась в России

общественного признания и стала притягательной для многих, порой

недостаточно профессионально подготовленных людей. Особенно это

относится к политических деятелям и функционерам, которые зачастую свое

видение экономических и политических процессов как внутри, так и во

внешеполитической жизни считают «истинной в последней инстанции» и

предлагают свой путь «решения всех проблем».

В результате – крупные провалы во внешней политике: необоснованно

поспешный вывод российских войск из стран бывшего Варшавского договора

без предварительного создания условий для их размещения в России,

отсутствие четких и твердых позиций по поводу о судьбе т.н.

русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья и ряд других

проблем.

Список литературы:

1. Сербин В.С «Основы Политологии» Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с

2. «Основы политологии» Учебное пособие – Ростов на Дону 1993г.

3. Политология. Энциклопедический словарь – М. Изд-во Московского

Коммерческого института.