Международная торговля
Международная торговля
Реферат
по дисциплине:
"История экономических учений"
по теме:
"Международная
торговля"
Выполнил: ст-т гр. 98-ИСЭ
Левитин К. М.
Брянск, 2000г.
Оглавление:
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ 3
Отраслевая структура мировой торговли 3
Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях 5
Список литературы 8
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических
отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли
приходится около 80 процентов всего объема международных экономических
отношений. Современные международные экономические отношения,
характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового
и специфического в процесс развития национальных экономик.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению
Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней
торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику
изолировавшись от мировой экономической системы»
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями
разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и
выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-
технической революции, специализация и кооперирование промышленного
производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это
способствует активизации международной торговли. Международная торговля,
опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее
производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на
каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема
мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его
развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие
производства.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с
другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и
оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной
специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и
оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот
между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля»
употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный
товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот
развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента,
региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
Отраслевая структура мировой торговли
Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли
является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности
наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более
500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к
40% в экспорте промышленно развитых стран.
Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее
быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного
оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта
машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка
микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10-15
процентов. В 1996 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов
превысил достижение рубежа в 1 трлн. долларов.
В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры
здесь — промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими
услугами: научно-технические производственными, коммерческими, финансово-
кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила
ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-
вычислительные услуги.
В целом мировой экспорт услуг 80-х годов демонстрирует заметный рост,
несколько затормозившийся в середине 90-х годов. Развитие мировой экономики
во многом определяется ростом торговли услугами — транспортными,
финансовыми, туристскими. В 1995 г. он достиг 1230 млрд. долл. (экспорт
товаров, соответственно, 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом,
пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели
относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных
платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму
в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных
компаний на территории других стран. Одной из быстро развивающихся сфер
международной торговли является торговля химической продукцией. Важной
тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового
металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести
относительное, но достаточно заметное движение доли традиционных
экспортеров — Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики
Корея и .Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют
США и Китай.
Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и
энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих
темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием
заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его
переработки.
Ужесточение требований по охране окружающей среды, направленное на
ограничение выброса в атмосферу газов и, прежде всего, углекислого газа,
для предотвращения глобального изменения климата, в перспективе окажет
определенное влияние на снижение потребления угля и в какой-то степени
нефти, как наиболее экологически грязных энергетических ресурсов.
Одновременно будет повышена роль возобновляемых источников энергии и
природного газа.
Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка
являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста
продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция — это опережающее
развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным
сырьем.
Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX
века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, мы видим
существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового
товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу
века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей
промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой
торговли к концу 90-х годов — это торговля машинами и оборудованием.
Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР,
углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее
значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности:
на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет
доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортные средства,
химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в
особенности наукоемкие товары. Доля продовольствия, сырья и топлива
составляет примерно 1/4.
В мировой торговле продовольствием отмечается относительное уменьшение
спроса на него. В определенной степени это связано с расширением
производства продовольствия в промышленно развитых странах.
Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является
торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию в увеличении
потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем
заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание
обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его
использованием, углублением его переработки.
Важная тенденция - расширение торговли этой группой товаров между
промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли, резко
вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными,
коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и
оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг,
консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь,
стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического,
производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же
время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные,
консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю
товарами производственного назначения (табл. 1).
Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и
электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего
экспорта машинотехнической продукции.
Таблица 1
Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %*
|Основные товарные группы |1937 г|1960 г.|1975 г|1988 г.|1994 г.|
|Продовольствие (включая напитки и |22,8 |18,2 |12,2 |10,7 |7,2 |
|табак) | | | | | |
|Сырье |31,0 |16,7 |7,5 |5,9 |4,8 |
|Минеральное топливо |7,6 |10,1 |19,5 |12,5 |7,7 |
|Продукция обрабатывающей |38,8 |55,0 |59,7 |72,4 |76,5 |
|промышленности | | | | | |
|Оборудование, транспортные средства|10,6 |21,2 |27,9 |35,1 |38,2 |
|Химические товары |4,6 |6,2 |7,2 |9,0 |9,2 |
|Прочая продукция обрабатывающей |23,6 |27,6 |24,6 |28,3 |29,2 |
|промышленности | | | | | |
|Черные и цветные металлы |10,6 |9,0 |7,3 |5,3 |6,6 |
|Текстильные изделия (пряжа, ткани, |8,7 |5,4 |4,9 |6,8 |7,6 |
|одежда) | | | | | |
Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия
наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота,
превышающий темпы роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, что
все странны все сильнее втягиваются в систему международного разделения
труда. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 трлн долл. в
1980 г. до 5,5 трлн долл. в 1997 г. Это означает увеличение объема экспорта
более чем на 70% за 80-е годы и более чем на 33% — за первую половину 90-х
годов. НЬлизки к этим цифрам и показатели импорта (табл. 11.1).
|Общие итоги мировой торговли |1995 |1996 |1997 |1998*|
|Товарооборот (млрд долл.) 7656 |10116 |10359|11309|11812|
|Экспорт (млрд долл.) 3809 |5033 |5100 |5574 |5824 |
|Импорт (млрд долл.) 3847 |5083 |5259 |5735 |6018 |
|Изменения, %, к предыдущему году |
|Экспорт | | | | |
|Северная Америка (США и Канада) |9,5 |8,0 | | |
|Евросоюз |8,0 |6,0 | | |
|Страны с переходной экономикой |14,5 |11,5 | | |
|Япония |3,5 |12,5 | | |
|Латинская Америка |12,0 |3,0 | | |
|Страны ЮВА (Южная Корея, Малайзия,| | | | |
|Сингапур, Тайвань, Гонконг) |14,5 |15,5 | | |
|Импорт | | | | |
|Северная Америка |5,5 |5,5 | | |
|Евросоюз |4,0 |2,5 | | |
|Страны с переходной экономикой |3,5 |12,0 | | |
|Япония |-0,5 |2,5 | | |
|Латинская Америка |11,0 |10,5 | | |
|Страны ЮВА |3,5 |4,0 | | |
По ориентировочным оценкам, мировой товарооборот достиг в 1998 г. 11,9
трлн долл. Анализ изменений в международной торговле, в том числе и на
современном этапе, предполагает рассмотрение двух аспектов: во-первых,
темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста
производства; во-вторых, сдвиги в структуре:
товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географический
(доли регионов, групп стран и отдельных стран).
Что касается первого, то можно констатировать: устойчивые опережающие
темпы роста мирового товарооборота являются показателем новых качественных
признаков международной торговли, связанных с увеличением емкости мировых
рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие темпы
расширения торговли готовыми промышленными изделиями, а в них — машинами и
оборудованием, еще более высокие темпы роста торговли продукцией средств
связи, электро- и электронной техники, компьютерами и т.п. Еще быстрее
расширялся обмен комплектующими, узлами к агрегатам, поставляемыми в
порядке производственной кооперации, в рамках ТНК. И еще один феномен
динамики — ускоренный рост международной торговли услугами.
Все это не могло не сказаться на радикальных сдвигах как в товарной, так
и в географической структуре мирового внешнеторгового обмена. При этом
практически неизменной за последние 15—20 лет сохраняется доля основных
групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом
случае — это величины порядка 70—76%, во втором — эта величина находится в
пределах 20—24% и для последней группы этот показатель не превышает 6—8%.
В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная
тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70%
мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между
сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно
сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходилось
около двух третей экспорта и только одна треть — на готовые изделия.
Услуги составляют в настоящее время почти четверть международного
торгового обмена. Именно поэтому мы отдельно рассматриваем мировую торговлю
услугами.
Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг.
В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:
• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные
издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить
капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие
услуги;
• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым
поездкам;
• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная
плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и
социальные пособия).
Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей
природе они участвуют в международной торговле; другими словами их можно
определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым
между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежньис
балансах.
По оценкам некоторых специалистов к концу 80-х годов услуги достигли 70%
объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их бьша вовлечена в мировую
торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене
существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во
внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной
промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым
неторгуемым товарам, т. е. к таким, которые потребляются в той же стране,
где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть
групп (4—9 категории официальной классификации товаров международной
торговли):
. коммунальные услуги и строительство;
. оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические базы
и кемпинги;
. транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое
посредничество;
. оборона и обязательные социальные услуги;
. образование, здравоохранение и общественные работы;
. прочие коммунальные, социальные и личные.
В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше
выделяются информационные и консалтинговые услуги. Международная статистика
свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее
быстрорастущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных табл. 11.3.
|. Мировой экспорт услуг (млрд долл.) |
| |1988 |1990 |1994 |1996 |1998* |
|Все виды услуг |653,2 |853,0 |1100 |1260 |1290 |
|Транспорт |167,4 |209,2 |250,4 |315 |324 |
|в том числе | | | | | |
|Пассажирский |36,2 |49,6 |56,9 | | |
|Фрахт |83,6 |103,3 |125 | | |
|другие виды |47,7 |56,3 |68,1 | | |
|транспорта | | | | | |
|Путешествия |190,1 |246,9 |321,1 |415 |422 |
|Правительственные |43,4 |47,0 |49,5 | | |
|услуги | | | | | |
|Другие виды услуг |252,4 |349,9 |479,1 |530 |544 |
Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг
составляет около 25% общей величины мирового экспорта, причем в 1998 г. эта
величина, по приблизительным подсчетам, еще увеличится. Услуги растут более
высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста
потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые
были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров.
Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за
этот период она выросла в два с половиной раза.
Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных
издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг;
новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев
позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя.
Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые
раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам
банков, страховых фирм.
Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике Международного
валютного фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной.
Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов,
дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма
затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой
иностранным рабочим и переводимой ими в свою страну.
Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги
предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую
составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во
внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость
зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет
рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается
невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).
Из статистического учета выпадают доходы по банковским и страховым
операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были
получены.
В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного
баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не
может дать точного представления о масштабах международной торговли
услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается
заниженной на 40—50%.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми
отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых
государств.
На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые
приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой
пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США,
Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во
внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что
некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например,
Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и
строительных услугах, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным
финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть
экспортных доходов получают за счет туризма.
Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают
потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг
(организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая
материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма.
Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют
применением широкого спектра ограничений на использование иностранных
услуг, в том числе и из стран СНГ.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то
наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт.
Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют
Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг
этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют
США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму
первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг
оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50%
экспортной выручки.
Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение
имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на
заработки.
11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги,
естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих
черт. Тем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших
качественно новые моменты в развитие этого рынка.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов)
представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация
кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом
на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе
на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему
передачи информации. Это привело к взрывообразному росту сферы
международных услуг, которые стали составным элементом
внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным
оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по
отдельным странам, в то время как информационно-технологическое обеспечение
этого процесса сосредоточивается в стране базирования. В этом случае
внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме
межгосударственной продажи услуг.
Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг.
Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции
транспортных агентств.
Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших
видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют
услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним,
а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное
обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.
Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной
международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о
необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и
отраслевом уровнях.
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на
нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких
специфических организаций. Специализированные межправительственные
организации как, например, ИКАО (Организация международной гражданской
авиации), ВТО (Всемирная туристическая организация), ИМО (Международная
морская организация), сосредоточены на регулировании услуг в рамках
отдельных отраслей. Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация
правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов,
аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация
определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т.д..
Довольно распространенными, особенно в середине 80-х годов, были
двусторонние договоры. Так, например, американо-канадское соглашение о
свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в
сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг,
коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с
Израилем.
На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило,
осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС,
например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени
занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное
первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй
половине 80-х годов сфера деятельности этой организации была расширена по
инициативе США, являющихся крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с
70-х годов вопросы торговли услугами стали официальным предметом
переговоров в рамках ГАТТ.
Основная идея предложения США заключалась в том, чтобы в регулировании
услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к
товарам: не дискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность
и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб
иностранным производителям. На пути осуществления этой программы, однако,
стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку
потребление услуги и ее производство осуществляются практически
одновременно, то регулирование условий производства услуг означает
регулирование условий инвестирования.
В области инвестирования ГАТТ использует национальный режим по отношению
к иностранным фирмам, т. е. предоставляет им те же права, что и
национальным производителям. На практике это означает, что США, проводя
дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных
требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для
собственных национальных (как правило, государственных) фирм. Такое
положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области
транспорта. Проведя в начале 80-х годов дерегулирование в области
транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании
оказались вынужденными конкурировать с иностранными на
своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала
государственная монополия.
Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой
право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов
ТНК, т. е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.
На открывшемся в 1986 г. совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была
достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения
вопросов торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были
вынесены за официальные рамки ГАТТ и стали проводиться параллельно с
обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров
явилось принятие специального соглашения, получившего наименование ГАТТ
(Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей:
рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования
торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных
сервисных отраслей; списка обязательств национальных правительств по
ликвидации ограничений в сервисных отраслях.
Результатом переговоров в рамках Уругвайского раунда было достижение
соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись
услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию
Европы и прежде всего Франции, беспокоившейся за сохранение самобытности
своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены
вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.
С 1 января 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услугами вошло
в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании
Всемирной торговой организации. ГАТТ функционирует в рамках ВТО.
Список литературы
1. Макроэкономика., Агапова Т.А. Серегина С.Ф., Москва 1997
2. Международные экономические отношения, учебник, Рыбалкин В.Е., Москва
1999
3. Международные экономические отношения. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н,
Москва, «Финансы и статистика» 1998
4. Международные экономические отношения. Авдокушкин Е.Ф., Москва 1999
5. Экономика, учебник, Булатова А.С., Москва 1999