Международные экономические группировки
Международные экономические группировки
Введение
Экономическая интеграция, является исторически сложившейся
общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет
собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей
организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется
более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами,
услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между
странами находила свое политическое выражение еще в древних странах.
Идеи интеграции и кооперации, создание единого экономического пространства,
восстановление и развитие сотрудничества между странами — традиционными
партнерами, стали первоочередными в государствах СНГ. И это закономерно.
Ибо интеграционные процессы в экономике — это веление времени.
В мире сложилось несколько интеграционных объединений. В 1958 г. было
создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое превратилось в
мощную экономическую группировку. В рамках Сообщества установлены льготы
взаимной торговли, проводится общая экономическая политика, постоянно
снимаются ограничения на передвижение товаров, капиталов, рабочей силы. В
развивающихся странах создаются свои интеграционные объединения (Юго-
восточная Азия, Латинская Америка, страны ОПЭК).
Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое
политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его
развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через
гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного,
добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно
после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году
австрийский лидер и основатель паневропейского движения, Каунт Кауденхав
Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие
примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году,
расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость
Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном
обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции
Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава
Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом
случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся
национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более
широкой интеграции.
Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение
от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как
Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена
губительная тщетность национального вакуума.
Все мы являемся свидетелями сложнейших социально-экономических
процессов, происходящих в мире. В Западной Европе, Северной Америке, Юго-
Восточной Азии, некоторых других регионах независимые государства стремятся
объединиться в более тесные, интегрированные экономические сообщества. Как
известно, с 1 ноября 199З г. двенадцать государств Европейского Сообщества
(ЕС) устранили разделявшие их таможенные границы, обеспечили свободу
передвижения и проживания своих граждан на всей территории ЕС.
Соединенные Штаты Америки идут к созданию "Панамериканского общего
рынка" за счет соглашения о свободной торговле с Канадой и Мексикой, а в
перспективе - и с рядом других американских государств. Япония активно
развивает кооперационные и торговые связи с государствами Юго-Восточной
Азии, стремится установить более тесные экономические отношения с
Австралией, Китаем и Южной Кореей.
В экономике всех новых независимых государств Содружества в связи с
прекращением существования СССР как единого государства, попытками
преобразований, нацеленных на создание многоукладной экономики и развитие
рыночных отношений, в экономике преобладают кризисные процессы.
Они охватили сферы производства и обращения, финансовую и денежную
системы, внешнеэкономическую деятельность. Спад производства принял широкие
масштабы, обусловленные разрушением единого экономического пространства,
разрывом десятилетиями складывавшихся производственных связей предприятий,
отраслей и регионов, являвшихся одним из факторов устойчивого
функционирования народного хозяйства каждой бывшей республики.
Республики стали суверенными, но при этом не могли не остаться
взаимозависимыми государствами, причем степень их экономической
взаимозависимости чрезвычайно велика. На протяжении большого исторического
периода они были частями единого хозяйственного пространства, развивались
как взаимодополняющие элементы целостного организма.
1.Экономическая интеграция. Определение, признаки, задачи.
Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться
примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во
всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно
представляет собой специализацию отдельных стран на производстве
определенных видов продукции. Излишками изготовленной продукции стали
обмениваться сначала соседние племена, отдельные семьи и лица, а затем и
государства.
Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили
моря и океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного
взаимодействия отдаленных друг от друга государств.
Это были первые попытки сближения народов, во многом обусловленные
различиями природного фактора в выборе хозяйственного направления.
Подлинное взаимодействие началось на ранних стадиях развития капитализма.
Сложившиеся до этого двухсторонние и трехсторонние внешнеторговые связи
начинают перерастать во всемирную связь. В эпоху промышленного переворота
возрастает взаимосвязь национальных хозяйств, перерастание их в мировой
рынок не столько на природном, сколько на человеческом факторе
деятельности.
По мере развития крупной машинной индустрии, увеличения масштабов
производства, углубления специализации в самой промышленности стало
невозможным выпускать постоянно увеличивающуюся номенклатуру изделий в
рамках отдельных стран. Получают распространение наиболее развитые формы
внутриотраслевой специализации в самой промышленности. Дальнейшее развитие
всемирных производительных сил обусловило тенденцию к углублению
международного разделения труда.
Каждая страна располагает определенным количеством природных
богатств, исторически накопленным интеллектом людей (знаниями, навыками,
опытом).
Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной
деятельности между двумя такими странами будет различие условий
производства: в одной стране есть то, чего нет в другой, но без чего не
может развиваться современная промышленность. Это относится и к предметам
личного потребления.
Вторым аргументом в пользу обмена выступают издержки производства.
Затраты на производство той или иной продукции в разных странах
неодинаковы. Издержки на единицу мощности легкового автомобиля в Японии
ниже по сравнению с автомобильной промышленностью США. Это обусловлено
многими факторами. Южнокорейская и Тайваньская электроника дешевле
Японской, прежде всего по причине дешевизны рабочей силы. Таких примеров
можно приводить бессчетное количество. Чаще бывает выгоднее купить у
других, чем производить все в полном объеме у себя. Адам Смит подкрепил это
положение простым примером: Вполне возможно, - писал он, произвести
виноградное вино в Шотландии, но затраты будут при этом чрезмерны. Выгоднее
производить в Шотландии овес и обменивать его на вино из Португалии. Давид
Рикардо пошел дальше, обосновывая этот принцип на трудовой теории стоимости
и доказал, что от специализации выигрывают обе страны. Он считал также, что
выгоду от специализации получают, в конечном счете, все классы, поскольку
она ведет к накоплению капитала, соответственно - к экономическому росту и
увеличению спроса на рабочую силу.
Интеграция экономическая, форма интернационализации хозяйственной
жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетения
национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной
экономической политики. Включает развитие производственной и научно-
технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей,
создание различных межгосударственных объединений политического и
экономического характера, региональных экономических группировок зон
свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов и
др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.).
Экономическая интеграция - это процесс сближения и
взаимопереплетения экономик нескольких стран с однородными социально-
экономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного
организма.
Это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни,
который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного
хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне
слитый хозяйственный механизм).
Основными признаками интеграции являются:
> взаимопроникновение и переплетение национальных производственных
процессов;
> на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике
стран-участниц;
> необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных
процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или
надгосударственных) структур (институциональные структуры).
Условия интеграции:
1. развитая инфраструктура;
1. наличие политических решений правительства (создание условий для
интеграции - политическая и экономическая база);
Уровни интеграции:
1. макроэкономический (государственный уровень);
1. микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для
преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся
странах составляет приблизительно от 35 до 40. Примером может служить
МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят
Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются -
снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.
Типы интеграции и признаки:
|Тип интеграции |Признаки |
|Зона свободной торговли |Форма соглашения, когда участники |
| |договариваются о снятии таможенных |
| |тарифов и квот в отношении друг друга. |
| |При этом к третьим странам - у каждого |
| |своя политика. Примеры: НАФТА, ЕЭС. |
|Таможенный союз |Единая таможенная политика по отношению к|
| |третьим странам. Однако возникают и более|
| |серьезные внутренние противоречия. |
| |Примером может служить ЕЭС. |
|Общий рынок |Полное устранение препятствий для |
| |перемещений всех факторов производства |
| |между странами-участницами. В процессе |
| |решения находятся такие вопросы, как: |
| |полное согласование экономической |
| |политики и т.д., выравнивание |
| |экономических показателей. |
|Экономический союз |Возникает на этапе высокого |
| |экономического развития. Проводится |
| |согласованная (или даже единая) |
| |экономическая политика и на этой основе |
| |идет снятие всех препятствий. Создаются |
| |межгосударственные (надгосударственные) |
| |органы. Идут крупные экономические |
| |преобразования во всех |
| |странах-участницах. |
|Валютный союз |Форма экономического союза и одновременно|
| |крупная составляющая экономического |
| |союза. Характерными чертами валютного |
| |союза являются: |
| |согласованное (совместное) плавание |
| |национальных валют; |
| |установление по соглашению фиксированных |
| |валютных курсов, которые целенаправленно |
| |поддерживаются Центробанками |
| |стран-участниц; |
| |создание единой региональной валюты; |
| |формирование единого регионального банка,|
| |являющегося эмиссионным центром этой |
| |международной валютной единицы. |
| |В развивающихся странах под валютным |
| |союзом понимают клиринговые соглашения. |
|Полная экономическая |Единая экономическая политика и, как |
|интеграция |следствие, унификация законодательной |
| |базы. |
| |Условия: |
| |общая налоговая система; |
| |наличие единых стандартов; |
| |единое трудовое законодательство; |
| |и т.д. |
Эта система разработана ВТО и ГАТТ.
Преимущества:
1. Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для
стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе
необходимость определения оптимального размера предприятия.
1. Возрастает конкуренция между странами.
2. Обеспечение лучших условий торговли.
3. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
4. Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия:
Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов
(факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных
партнеров.
Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к
повышению цен.
Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень
сильной концентрации.
2. Проблемы экономической интеграции и их решение, на современном этапе.
Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе
двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему
отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную
принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и
самой системы. К подобному международному сообществу, как к системе
середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы,
принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС.
Первоначально эти две системы региональных международных объединений
формировались, прежде всего, на основе «набора» элементов совместимости в
области экономики и идеологии, наиболее общих интересов развития и защитных
барьеров.
В процессе исторического противоборства двух идеологических лагерей
наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время как
социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли
международное сообщество выиграло с его утратой.
Достигнутые за последнее время определенные положительные
политические, экономические и, как следствие, — социальные результаты в
странах — членах Европейского Союза дают основание и часто повод к выводу
об уникальности и универсальности тех механизмов и принципов, на основе
которых создано западноевропейское сообщество.
На пути интеграции развивающихся стран всего мира можно выделить
четыре основных препятствия:
1. Интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что
сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы
структурные изменения;
1. Не развита инфраструктура;
2. Различия уровней и потенциалов развития;
3. Политическая нестабильность.
Экономическая интеграция центрально-азиатских государств, в том числе в
рамках Центрально-азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), идет очень
медленно. Основной причиной низких темпов интеграционных процессов в
странах Центрально-азиатского региона и странах бывшего СССР является
"слабая взаимодополняемость" экономик государств, ориентированных, в
основном, на экспорт сырьевых материалов, которые нередко конкурируют между
собой на внешних рынках, что тормозит региональную торговлю. Нехватка
капитала в центрально-азиатских республиках не позволяет им также развивать
активное сотрудничество в актуальной для них инвестиционной сфере.
Нельзя и не сказать о том, что с момента развала Советского Союза,
за сравнительно длительный промежуток времени было подписано много
документов, которые теоретически способствуют развитию отношений между
странами, развитию экономик. Но все подписанные документы на практике
ничего не значат и как мы видим интеграционные процессы протекают очень
медленными темпами.
В настоящее время индустрия многих стран СНГ работает лишь на 10%
своих мощностей. Проблемы, с которыми сталкиваются страны, одинаковы на
всем постсоветском пространстве и решать их гораздо проще, объединив свои
усилия в рамках СНГ. И, по-видимому, не случайно, что в настоящее время
идет поиск новых путей взаимоотношений.
Решить проблемы экономической интеграции стран, не так легко как
кажется. Казалось бы, для преодоления всех барьеров нужно решить 4 основных
проблемы экономической интеграции, проблемы, также характерные тому или
иному региону или стране, в результате чего решаются все противоречия.
Однако это не так, нужно создавать и соблюдать соглашения, договора, нужно
учитывать геополитическое положение страны, экономическое развитие и
главное-желание к объединению в единый механизм.
Предпосылками становления и развития международной экономической
интеграции являются не только уровень и степень международной специализации
и разделения труда, характер комбинирования и кооперирования производства и
формирования общего рынка реализации, единство границ и географического
месторасположения, наличие единой инфраструктуры рыночных отношений, но и
достаточно схожие социально-экономические условия, а также благоприятная
законодательно-нормативная база организационно-экономического оформления
международного интеграционного объединения.
Исторически практика интегрирования национальных экономик, капитала и
внутренних рынков объединяющихся государств развивается преимущественно на
основе, прежде всего, усиления ведущих, наиболее сильных национальных
монополий, банков, играющих решающую роль в международных компаниях, других
экономических и финансовых объединениях и представляющих интересы своих
правительств. Отсюда именно правительства этих стран определяют стратегию
экономического и политического интеграционного объединения. Что касается
западноевропейского интеграционного объединения, то именно правительства
США, Германии и Англии сегодня определяют не только стратегию
экономического и политического развития Европы, но и ее судьбу.
3.Основные экономические группировки стран современного мира.
Региональные экономические группировки:
- ЕС – Европейское сообщество
- НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле
- АСЕАН – Ассоция государств Юго-Восточной Азии
- Латиноамериканская ассоциация интеграции
- Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ)
- Содружество Независимых государств
Отраслевые экономические группировки:
- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
- Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
- Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)
3.1. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) - объединение ряда
европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при
частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское
экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957
г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию,
Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и
Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. В основе
экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый
обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства,
свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный
платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание
зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных
пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений.
Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по
отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый
"таможенный союз"). Главным препятствием на пути к этому является наличие
различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде
всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии "Общего рынка"
явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее
очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную
независимую валютную политику. Кроме ЕЭС существует европейское объединение
угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три
объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует
ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским
экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган);
Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский
парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает
бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский
совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС);
Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого
насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских
сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении
стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В
настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран.
Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их
желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к
появлению идеи Европы "концентрических кругов" и Европы с “изменяемой
геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако
наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о
присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было
принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов
государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как
только будут в состоянии выполнить соответствующие требования.
Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и
восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое
влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи
научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике,
пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента,
если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры
помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между
Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических
тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических
конфликтов.
Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз
получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от
экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов,
которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских
политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая
растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский
тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не
только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в
этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и
восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим
следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная
Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро
развивающихся частей континента.
Существуют так называемые интегрированные программы, которые были
начаты в качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных
программ является скоординированный подход к решению сходных проблем в
различных регионах. Так примером могут служить программы по
Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои
действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных
фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности
Основными источниками финансирования программ ЕС являются:
1. Европейский фонд валютного сотрудничества
2. Взаимное кредитование национальных ЦБ
Основными кредитными инструментами ЕС являются:
1. Валютные интервенции.
2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно
повторять через короткие промежутки времени).
3. Среднесрочное кредитование.
4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.
3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) действует
с 1984 года и является самым крупным региональным объединением. Численность
населения 373 млн. чел., в ЕС - около 345 млн. Суммарный объем ВВП НАФТА
приблизительно 7 трон. USD. НАФТА базируется на принципах, отличных от ЕС,
основными из которых являются:
. поэтапное, в течение 15 лет, устранение таможенных пошлин и неторговых
ограничений;
. либерализация инвестиционного режима;
. обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности;
. разработка совместной программы по борьбе с загрязнением окружающей
среды.
Безусловная инициатива и лидерство в создании НАФТА принадлежит США
(экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада
(экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП
5,5%).
Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено
следующими обстоятельствами:
а) Соединение высокого научно-технического потенциала с низкими издержками
на заработную плату (так в Мексике средняя зарплата в 1985 году составляла
14% от средней зарплаты в США).
б) Интеграция США и Канады осуществляется при отсутствии специальных
институциональных структур. 20% ВНП Канады реализуется в США, т.е. 60-70%
экспорта Канады. Канада - крупнейший торговый партнер США (около 25%
экспорта США или около 1% ВНП). Для американских корпораций Канада -
главный объект инвестирования, объем инвестиций составивший в 1992 году 56
млрд. USD в 1992 году.
Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. соглашения о
создании зоны свободной торговли между США и Канадой - CAFTA, которое
подразумевает полную ликвидацию барьеров при торговле США и Канады,
разработку совместных механизмов, регулирующих совместную конкуренцию,
создание наднациональных судебных и арбитражных органов, принятие
значительных ослаблений ограничений на американские инвестиции в Канаде.
Масштабное сближение США и Мексики началось в 1989 году и
харктеризовалось процессами приватизации, шоковой терапии, привлечения
иностранных инвесторов, либерализации внешней торговли. 80% всех
иностранных инвестиций в экономику Мексики составляли вложения из США.
Таким образом НАФТА характеризуется следующими признаками:
1. Асимметричный характер, проистекающий из того, что на США
приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран.
2. Асимметрия уровней развития между высоко развитыми странами (США и
Канада) и развивающейся Мексикой.
3. Асимметрия интенсивности двусторонних экономических отношений (США
- Канада, США - Мексика), отсутствие зрелых экономических отношений между
Канадой и Мексикой. Так доля Мексики во ВТО Канады в 1993 году составила
чуть более 1% .
Экономический эффект НАФТА основан на резком увеличение американского
экспорта, а отсюда увеличение занятости (в 1994 году американский экспорт
возрос на 17.5% лишь от создания НАФТА). Переносе трудоемких, наукоемких и
грязных производств в Мексику позволит снизить издержки производства и
повысить конкурентоспособность товаров (GM, FORD, Crysler намерены повысить
капиталовложения в Мексику, тем самым повысить прибыль более чем на 10%).
Получение больших финансовых вливаний ожидается за счет либерализации
миграции капитала (до 8% ВВП Мексики).
3.3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана в 1967
году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины,
Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году –
Вьетнам.
АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся
стран. Серьезное экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976
года, с момента принятия Декларации согласия и программы действий и
подразумевало 4 сферы взаимного экономического сотрудничества:
1. Преференциальный доступ товаров в рамах взаимной торговли топливо и
продовольствие;
2. Сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние рынки
и рынки третьих стран);
3. Производственное сотрудничество;
4. Экономические связи выработка общей позиции по экономическим проблемам,
представляющим общий интерес для всех членов.
В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана зона преференциальной
торговли на 20 товаров. Через год количество товаров было доведено до 70
при размере преференций в среднем - 20-25%. После 1989 года преференции
доведены до 50% на 12700 товарных позиций. Первый проект создания зоны
свободной торговли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана
концепция создания треугольников экономического роста (по предложению
министра экономики Сингапура). В первый “треугольник” вошли: Сингапур,
Малайзия, Индонезия (у последних двух - административно-экономические
районы). Он получил название “Южный треугольник”. В 1992 году состоялся
Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение о
создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году
(за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными
и переработанными сельскохозяйственными продуктами (пошлины на некоторые
товары до 5%). В рамках производственного сотрудничества был осуществлен
только один проект - строительство завода по производству химического
удобрения.
В рамках АВТА планируется осуществить отмену пошлин, устранение
количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное
признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение
капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической
политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия
сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле.
Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в
энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз
автомобилей.
Основной экономический эффект ассоциации основан на создании крупного
объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и
ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов
третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала).
3.4. Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ) - крупная
интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую
до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год.
Цель ЛАИ - создание латиноамериканского общего рынка на базе уже
сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ).
Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3
группировки:
. более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);
. средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);
. наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).
Члены ЛАИ заключили между собой соглашение о преференциальной
торговле и менее развитым странам со стороны более развитых предоставляются
преференции.
Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел,
исполнительный орган - Конференция оценок и сближения - изучает уровни
экономического развития , возможные направления интеграции, ее воздействие
на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов;
собирается 1 раз в год. Постоянный орган - Комитет представителей. Штаб-
квартира - в Монтевидео (Уругвай).
3.5. Карибское содружество и общий рынок (КАРИКОМ) является наиболее
устойчивой группировкой. Созданный в 1973 году, на основе договора,
подписанного в Тринидад и Тобаго, он включает 16 стран Карибского бассейна
и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только
независимые государства, но и зависимые территории.
КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные
субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения
региональной интеграции являются:
Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы
торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной,
Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению
к товарам третьих стран, т.е. это фактически таможенный союз, в основе
которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли
составляют нефтепродукты.
Восточно-карибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые
страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного
ЦБ.
В 1970-80-е годы КАРИКОМ испытывал кризисные явления, связанные с
нефтяным и общеэкономическим кризисами, увеличившими внешнюю задолженность.
В настоящий момент происходят позитивные перемены.
В 1992 году участники содружества добились резкого падения таможенных
пошлин (приблизительно на 70%). Особенно удачно идет интеграция в области
регулирования сельскохозяйственного производства (документ “Время
действовать”). Была предложена новая модель интеграции на основе тенденции
к ослаблению государственного вмешательства. С 1995 года на территории
содружества введено свободное перемещение граждан и отмена паспортного
режима.
3.6. Содружество независимых государств (СНГ) создано 8 декабря 1991
года. Соглашение о его создании подписали руководители Республики Беларусь,
Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы
одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии)
подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь,
Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская
Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и
Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых
Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию,
подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в
различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии
выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре
1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых
Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств
22 января 1993 года.
Содружество Независимых Государств не является государством и не
обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы
государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании
Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации
хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с
учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его
участниками необходимости формирования общего экономического пространства,
основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы,
капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой,
таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования
хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития
прямых производственных связей.
На заседании в Бишкеке(1998) главы правительств утвердили программу
первоочередных действий по формированию единого экономического
пространства, в которой оговариваются действия по сближению
законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей
и предприятий трех республик.
Также, разрабатываются конкретные проекты по созданию новых
консорциумов в области нефти и газа, геологоразведки, агропромышленного
комплекса
На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, в
основном, жителей пяти государств - России (146 млн.), Украины (50 млн.),
Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На
остальные семь стран - Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову,
Таджикистан и Туркменистан - припадает чуть более 36 миллионов человек.
Страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400
млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объемов ее годовой добычи.
Газа в СНГ добывается почти треть от мировых объемов, угля 500 млн.тонн,
или почти 12% мировой добычи. В государствах Содружества производят 11%
мировых объемов электроэнергии, 15% - первичного алюминия, около 30% -
никеля, свыше 10% - меди, более 11% - минеральных удобрений, выплавляют без
малого 11% стали, поставки которой в третьи страны составляют 16% мирового
стального экспорта. Около 20% рынка вооружений припадает на государства
СНГ, а в исследовательских центрах Содружества трудится 12% ученых мира,
что говорит о том что у Содружества есть научная база достаточная для
развития в должной мере.
Таким образом, государства СНГ располагают мощнейшим природным,
производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных
экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет
примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они
определяют в пределах 500 млрд. долларов.
Рост ВВП и промышленного производства на территории СНГ, являются
важными тенденциями развития стран-участников, их отношений и
соответственно экономической интеграции стран Содружества. Так, например,
за десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10 %, в Азербайджане и
Казахстане он поднялся на 10,5 %, в Армении и Кыргызстане - на 4, в
Беларуси и Украине - на 5 %, в Таджикистане - на 8,3%, а в Грузии составил
99,8 % от ранее достигнутого уровня. Промышленное производство увеличилось
в среднем на 9,7 % (полюса - Казахстан - 15,3 % и Молдова - 2,3 %). В
Украине этот показатель равен 11,9 %, в Таджикистане - 10,4 %, в России -
9,8 %, в Беларуси - 8,6 %, в Кыргызстане - 7,9 %, в Азербайджане - 6,3 %, в
Грузии - 6,2 %. Правда, высокий уровень этих и некоторых других показателей
во многом обусловлен низкой базой сравнения. Общий объем взаимной торговли
стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за 43 млрд. долларов, что на 39
% превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч. экспорта на 41 %,
импорта - на 38 %. Случился этот стремительный прирост во многом из-за
непомерного роста цен производителей промышленной продукции. В Беларуси они
поднялись почти втрое, в Узбекистане - на 57 %, в Таджикистане и Казахстане
- на 45-47 %, в остальных странах (кроме Армении и Грузии, где рост
выразился соответственно в 0,9 % и 6 %) цены увеличились на 30-39 %.
3.7. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – добровольная
межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью
которой является координация и унификация нефтяной политики своих
государств-членов.
ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на
мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на
нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной
целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных
капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением
прибыли.
В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефти на мировой
рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали
Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в
Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363).
Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года.
В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились
многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около
40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК
находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).
Позже, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.),
Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971
г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).
Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в конечном итоге установить
национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также
то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в
основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного
картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных
соглашений. |
В настоящее время в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое
членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).
ОПЕК декларируются следующие основные цели:
1. •Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
•Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных
средств защиты их интересов.
2. •Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
3. •Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости
обеспечения:
. устойчивых доходов стран-производителей нефти,
. эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-
потребителей,
. справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность,
. охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих
поколений,
. сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации
инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих,
секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух
делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Совет
управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом
предприятии или корпорации. Экономическая комиссия – специализированное
структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей
которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного
рынка. Межминистерский комитет по мониторингу мониторингом (ежегодной
статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению
соответствующих проблем. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира.
Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии
с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.
В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-
квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд
ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который
содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими
развивающимися странами.
Особое место в экспорте капитала из стран—членов ОПЕК занимает помощь и
кредиты другим развивающимся государствам. В отличие от средств,
рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом
независимой национальной политики в сфере вывоза капитала.
Страны—члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках
двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает
в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР.
3.8. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское
сообщество по атомной энергии (ЕВРОАТОМ).
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), первое из Европейских
сообществ, создано в 1951 6 государствами-членами. Контролирует практически
всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около 50%
добычи железной руды в Западной Европе. Штаб-квартира в Брюсселе.
Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), одно из
Европейских сообществ, создано 6 государствами-членами в 1958 с целью
объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран-участниц.
Штаб- квартира в Брюсселе.
Заключение
В основе природы международной экономической интеграции всегда
лежали процессы международной специализации труда и производства. Но одно
дело — практика разделения труда и специализация внутри страны,
регулируемые системой государственной внутренней экономической политики
(налоги, таможенные пошлины, государственный заказ, цены и др. меры). И
другое дело — относительно стихийное развитие международного разделения
труда в рамках международного экономического сотрудничества, где властвуют
сегодня законы не социальной целесообразности или технологической
необходимости, но, прежде всего — законы силы (любой формы ее проявления),
с позиции которой и «планируется» перспектива интегрированности в мировую
систему. Более приоритетным для сильных стран являются политические
(экономические) интересы с целью поддержания высокого уровня своей
социально-экономической стабильности, конкурентоспособности и насыщенности
рынка соответствующего региона мира.
Вместе с тем объективный процесс организации и развития новых
производств (например, космос, авиастроение, добыча и переработка
полиметаллов и другого сырья глубоко под землей или на шельфах океана)
связан с огромными расходами на научные исследования, опытно-
конструкторские разработки и т.д. (например, строительство международной
космической станции «Альфа» (США, Западная Европа и Россия), строительство
транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш (Франция и Англия) и др.). Все
это заставляет по-новому взглянуть на целесообразность и конструктивность
международного сотрудничества
Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы
формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье
возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но
и по сей день, они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий,
чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам.
Такого времени в запасе у стран СНГ нет. На рубеже нового
тысячелетия, перед лицом нового исторического вызова они получили
уникальную возможность обретения своего достойного места в мире.
Критическое осмысление прожитых вместе лет, взаимные терпимость и доверие,
совместное стремление к взаимоприемлемым решениям позволяют с оптимизмом
смотреть в будущее, хотя бы потому, что любой иной путь - это возвращение в
прошлое, это путь в никуда.
Список использованной литературы
1. Афонцев С.А. Методологические основы современного экономико-
политического анализа. Истоки 1998 г. № 3 М.: Высшая школа
экономики.
2. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России М.: Юрист, 1997 г.
3. «Международные организации» Словарь-справочник. Международные
отношения. 1999 г.
4. «ОПЕК в современных международных экономических отношениях»
Международные отношения. 1990г.