Международные связи Санкт-Петербурга

Международные связи Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Факультет географии и геоэкологии

Кафедра экономической географии и социальной экологии.

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Международные связи Санкт-Петербурга»

Выполнил студент второго курса:

Плещенко Д.В.

Научный руководитель:

К.г.н. доцент Аксенов К.Э

Санкт-Петербург

2001г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………стр. 3

1. Глава 1 ……………………………………………………………………стр. 4

1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга…….стр. 4

2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга………………стр. 8

1.2.1 Экспорт Санкт-Петербурга……………………………………..стр. 9

1.2.2 Импорт Санкт-Петербурга………………………………………стр. 12

2. Глава 2 ……………………………………………………………………..стр. 14

1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере ЕС………стр. 14

2.1.2 Сотрудничество с ЕС……………………………………………..стр. 14

2.2.2 Сотрудничество со странами Северной Европы и странами

региона Балтийского моря…………………………………………………………..стр. 15

Заключение………………………………………………………………………..стр. 19

Литература………………………………………………………………………...стр. 20

Приложение……………………………………………………………………….стр. 21

Метод составления карты..………………….……………………………………стр.

21

Карта №1 «Регион Балтийского моря»…..…….………………………………стр. 22

Карта №2 «Международные связи Санкт-Петербурга со странами Европы»стр. 23

Карта №3 «Международные связи Санкт-Петербурга со странами мира»…стр.24

Введение.

По радио и телевидению о Санкт-Петербурге часто говорят как о

культурном и экономическом центре России международного уровня, подчас

называя его мировым центром. Если первое не вызывает никаких возражений,

то второе возбуждает скорее осторожное сомнение.

Автор данной работы попытался сам разобраться в истинном положении

вещей, и попытался установить какое же место занимает Петербург в

российской и, по возможности, мировой экономике. Но было бы все

замечательно, если бы не одно "но", на этом пути его поджидали некоторые

трудности, связанные с недостатком литературы по Петербургу, а точнее его

международной деятельности и отсутствие свежих статистических данных. Кроме

того, трудность для понимания места Петербурга в мировой экономике

составило отсутствие иностранных источников. Хотелось бы узнать взгляд

зарубежных авторов на положение Северной столицы России. В работе для

анализа общей политической и экономической ситуации в России были

использованы книга под редакцией доктора географических наук В.А. Колосова

"Геополитическое положение России…", а для анализа взаимоотношений Центра и

регионов, статья доктора экономических наук Л.Б. Вардомского

"Внешнеэкономические связи регионов России…". Имена этих людей являются

для автора, несомненно, авторитетными, с мнением которых он в целом

согласен.

Также в работе использовался Стратегический план Санкт-Петербурга,

разработанный центром социально-экономических исследований «Леонтьевский

центр». Однако Стратегический план является лишь декларацией намерений, а

конкретного плана экономического развития города до сих пор не существует.

Так, по мнению Сергея Миронова, заместителя председателя Законодательного

собрания Санкт-Петербурга[5], "Стратегический план" фактически лишает

Петербург статуса научно-технического центра страны, лидера научно-

производственной деятельности, а навязывает участь “перевалочного” пункта

страны. Один из авторов Стратегического плана, Борис Жихаревич, в статье

“Реплика из-за ширмы”[3],как очевидное его достоинство отмечает: «Он (план)

четко декларирует умеренно-либеральные ценности». Т.о. по поводу

корректности Стратегического плана существуют различные мнения, поэтому

автор данной работы не полагался полностью на содержание плана, а попытался

проанализировать, изложенные в нем конкурентные возможности Петербурга.

Работа делится на две части, в первой части рассматриваются

международные экономические связи Санкт-Петербурга, вторая является

попыткой проследить политические отношения города с зарубежными

государствами.

Глава 1

1.1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга.

Место России в мировых инвестиционных рейтингах в целом весьма скромно, а

кризис 1998 года, ухудшение общего имиджа и рост финансовых рисков

выбросили ее далеко из первой сотни стран привлекательных для

инвесторов[2].

Однако привлекательность отраслей и регионов сильно варьирует.

Объектами внимания остаются металлургия, добыча и переработка нефти, газа и

другого сырья и места их размещения. Внимание инвесторов привлекают также

центры третичного сектора экономики с рыночной инфраструктурой, повышенным

спросом на товары и услуги, особенно Москва и Санкт-Петербург (на них, по

оценкам экспертов, приходится 1/5 инвестиционного потенциала России).

Фактически три региона с наилучшими условиями (Москва, Санкт-Петербург,

Московская обл.) получали в последние годы от 50 до 75% всех прямых

иностранных инвестиций в экономику России[2].

Размещение иностранного капитала по регионам России отражает различия

между ними по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой

прибыли, с другой. Уже несколько лет, начиная с 1996г., журнал "Эксперт" и

рейтинговое агентство "Эксперт РА" посвящают свои исследования соотношению

инвестиционного потенциала и риска регионов России. При определении

инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические

характеристики региона, насыщенность территории факторами производства,

потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный

потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из

которых, в свою очередь, характеризуется целым рядом показателей). Величина

инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от

них. В качестве основных составляющих инвестиционного риска рассчитываются

экономический, финансовый, политический, социальный, экологический,

криминальный и законодательный виды риска.

Санкт-Петербург в рейтинге за 1999-2000г. занимает одну из лидирующих

позиций, с высоким потенциалом и умеренным риском, уступая лишь Москве. Он

занимает второе место по инфраструктурному и институциональному

потенциалу*[9]. По показателям инвестиционного риска Санкт-Петербургу

удалось в 1999-2000гг. покинуть первую десятку регионов-лидеров по этому

показателю, теперь он занимает 11-е место, по сравнению со вторым в 1998-

1999гг.

Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные

части российского пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к

инновациям, являющиеся хозяйственными центрами обширных территорий и

имеющие относительно благоприятные инфраструктурные условия.

Из динамики иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 1993-1999 гг.

видно, что общий объем иностранных инвестиций стабильно растет, начиная с

1993г. и имеет лишь одно исключение в 1994г. (Табл.1; Рис.1)*

Табл.1

|Млн. долл. США |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |

|Объем валютных |90 |36 |153 |139 |171 |309 |660 |

|инвестиций | | | | | | | |

|Объем рублевых | | |3 |31 |63 |101 |46 |

|инвестиций | | | | | | | |

|Общий объем |90 |36 |156 |170 |234 |410 |706 |

|иностранных инвестиций| | | | | | | |

Источник: Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.

Рис.1

[pic]

В период 1992-1994гг. происходил этап формирования статистики рыночной

экономики, поэтому мы не располагаем более специфическими данными о

характере инвестиционного процесса. Можно полагать, что падение

инвестиционной активности может заключаться в гиперинфляции 1992г. и

политическом кризисе в России 1993г. В 1996г. было зафиксировано

незначительное снижение объема валютных инвестиций, которое было

компенсировано ростом рублевых иностранных инвестиций. Снижение инвестиций

1996г. можно связать с ожиданием политической нестабильности, связанной с

выборами Президента России и губернаторов регионов. В целом можно сказать,

что за 1995-1996гг. инвестиционный процесс находился в процессе стагнации.

Абсолютные объемы инвестиций были на незначительном уровне (менее 180 млн.

долларов). В 1997 г. начинается период роста объема иностранных

инвестиций. Предпосылкой для этого роста стал рост рублевых инвестиций в

1996 и 1997 гг. в эквиваленте более чем на 30 млн. долларов в год

соответственно. В 1997 г. общий объем иностранных инвестиций вырос на 64

млн. долларов или на 37% по сравнению с 1996г. Положительная тенденция

проявилась еще сильнее в 1998 г., когда рост валютных иностранных

инвестиций превысил данные 1997г. на 80%, валютный эквивалент объема

рублевых инвестиций превысил символическую сумму в 100 млн. долларов, а

общий объем инвестиций вырос на 75% и превысил 400 млн. долларов.

Результаты 1999 г. наглядно доказали, что достижения предыдущих лет были не

случайны. Объем иностранных инвестиций в твердой валюте вырос на 114% и

достиг 660 млн. долларов США. Объем иностранных инвестиций в рублях достиг

величины в 1050 млн. руб. (или 46 млн. долларов). Общий объем иностранных

инвестиций в экономику Санкт-Петербурга достиг 706 млн. долларов и вырос по

сравнению с предыдущим годом на 72%. Рост инвестиций можно объяснить

успешной реализацией крупных проектов с участием иностранного капитала в

1999г.:

[pic] ввод в эксплуатацию завода "Ригли" по производству жевательной

резинки;

[pic] окончание строительства завода "Жиллет Интернешл" по

производству бритвенных принадлежностей;

[pic] введение цеха детского питания заводом "Петмол"

[pic] открытие первой очереди нефтеналивного терминала компании

"Нестэ" в Ломоносове;

[pic] введение в действие нового пивоваренного производства заводом

"Вена";

[pic] организация производства пива заводом

"Браво". Структура инвестиций

из-за рубежа показывает, что наиболее привлекательными отраслями для

инвестирования в 1999г. явились промышленность(68,6% от общего объема

инвестированных средств), особенно пищевая промышленность, транспорт и

связь(17%), а также торговля и общественное питание(10,7%).

Табл.2

| |Валютные |Рублевые |

| |инвестиции |инвестиции |

|Всего |100,0 |100,0 |

|Промышленность |68,6 |34,0 |

|Транспорт и связь |17,0 |0,6 |

|Строительство |0,9 |7,4 |

|Торговля и общественное |10,7 |52,6 |

|питание | | |

|Другие отрасли |2,8 |5,4 |

Источник: Investor(s Handbook: Saint-Petersburg, 2000

Рис.2

[pic]

Среди стран-лидеров инвестиционного процесса наиболее стабильными

инвесторами являются США (от 18% до 44% от общего объема инвестиций для

США), затем Финляндия (от 10% до 20%) и Нидерланды (8,4%).

Важные позиции занимают Кипр и Люксембург (вместе - 13%), затем

Великобритания. География инвестиций, по-видимому, не совсем адекватно

отражает страны происхождения инвестиций, что определяется глобализацией

инвестиционного процесса и тенденцией возврата вывезенных ранее из России

денежных средств, возвращающихся через страны с режимами offshore.

Властями города проводится взвешенная политика по созданию

благоприятного инвестиционного климата за счет разумной налоговой политики.

Обеспечивается развитие инновационной деятельности и повышение деловой

активности в сфере малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-

Петербурге зарегистрировано около 180 тыс. субъектов малого

предпринимательства. В малом бизнесе занято свыше 700 тыс. человек (включая

вторичную занятость).

Характерно, что в ходе кризиса из города не ушел ни один инвестор. Все

инвестиционные проекты в производственном секторе продолжаются. Генеральный

директор петербургского филиала компании “Эрикссон” даже заявил, что

“только революция может заставить нашу компанию уйти с российского

рынка[6]”.

Кризис в стране не отразился на выполнении пилотного проекта реконструкции

исторического центра с кредитом Всемирного банка. Величина первого транша

кредита - 31 млн. долларов. Подготовлены проекты строительства заводов по

производству радиотелефонов и оборудования для автобусов и автомобилей.

Стратегический инвестор-производитель прекрасно осознает, что если он уйдет

с петербургского рынка, то эту нишу очень быстро займут другие и вернуться

будет гораздо труднее.

Для содействия притоку инвестиций в начале 1997г. Комитетом по внешним

связям было подготовлено распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О

создании Совета по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-

Петербурга", которое было подписано губернаторам 10.02.1997 за №123. Целью

создания Совета явилось формирование эффективной обратной связи,

конструктивного диалога между представителями органов власти Санкт-

Петербурга и предпринимателями по вопросам улучшения инвестиционного

климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для развития

деловой активности. В ходе заседаний было подтверждено, что на сегодняшний

день наибольшую актуальность представляют вопросы создания эффективного

правового пространства для деятельности инвесторов, а также развития

инвестиционной инфраструктуры - четко отлаженной схемы работы с

инвесторами, создание условий для максимально продуктивного освоения

инвестиционных средств и их результативной отдачи.

В заключение можно сказать, что иностранные инвестиции отражают степень

доверия зарубежных инвесторов. Место Санкт-Петербурга в мировой и

российской экономике в значительной степени определяется способностью

привлекать иностранные инвестиции в Россию. Санкт-Петербург, по данным за

1997г. уверенно занимал третье место по объему накопленных иностранных

инвестиций после Москвы и Тюменской области. Так, по словам вице-президента

Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хекстера[4], Северо-

Запад является одним из ключевых регионов для инвестирования в России. По

его словам, ЕБРР наиболее интересные инвестиционные проекты осуществляет в

Санкт-Петербурге и Новгородской области - эти субъекты Федерации были

выбраны банком в качестве опорных. Таким образом, можно сказать, что Санкт-

Петербург обладает достаточно высоким потенциалом, в плане получения

инвестиций, и обладает достаточным авторитетом среди зарубежных

финансистов. В подтверждение этому можно сказать, что город вышел в 1997г.

на международный рынок капиталов, разместив еврооблигации. "Объем эмиссии -

300 млн.долл, срок погашения 5 лет, доходность 9,5% годовых, что

существенно ниже, чем ставки по кредитам, предоставленным городу ранее

иностранными банками. Доходность петербургских облигаций рассчитана как

доходность казначейских облигаций США плюс 3,125%"[8]. Сам факт размещения

еврооблигаций на столь выгодных условиях говорит о высоком международном

рейтинге города и, возможно, открывает путь к снижению цены заимствования у

частных зарубежных банков.

1.2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга.

Открытие экономики в 1992г. означило резкое возрастание влияния внешних

факторов на формирование и функционирование российского рынка. С

установлением либерального режима возникла прямая связь между функциями

страны в мировой экономике и ее региональным развитием.

Современный этап социально-экономического и общественно-политического

развития России характеризуется активизацией региональных процессов. Одним

из его существенных проявлений является децентрализация власти и

последовательный выход республик, краев, областей, автономных округов на

самостоятельную экономическую и политическую арену в качестве

самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и

будущее Российского государства.

Особое место в России, вот уже третье столетие занимает Санкт-Петербург.

Значение внешнеторговой деятельности в экономике Санкт-Петербурга постоянно

возрастает. Санкт-Петербург по объему внешнеторгового оборота за 9 месяцев

2000 года - 3,4 млрд.долл.США* - занимает 3-е место среди всех субъектов РФ

после Москвы и Тюменской области.

Положительной тенденцией внешней торговли Санкт-Петербурга, проявившейся в

1999г. после девальвации рубля 1998г., стало резкое улучшение баланса

внешней торговли (отрицательное сальдо 2 млрд.долл. в 1998г. и 160 млн.долл

по оценке на 2000г.), связанное со значительным ростом экспорта предприятий

города. Согласно Л.Б. Вардомскому [1], отрицательное внешнеторговое сальдо

характерно для приграничных и приморских районов, коим и является Санкт-

Петербург, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная

(челночная) торговля. Через них в Россию завозится, а затем

распространяется по остальной территории по каналам мелкооптовой и

неорганизованной торговли большая часть импорта.

Оценивая нынешнее состояние внешней торговли города на Неве, можно сказать,

что к началу 2000г. внешняя торговля практически оправилась от последствий

августовского кризиса 1998г.

В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:

[pic] стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет роста

экспорта;

[pic] изменение баланса внешней торговли Санкт-Петербурга, положительное

сальдо на протяжении двух кварталов подряд;

[pic] стабильный и практически линейный рост экспорта предприятий города

начиная со 2-го квартала 1999 г.;

[pic] стабилизация объема импорта на уровне 60-70% от уровня

соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту.

Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем

тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще

некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в

России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом

роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции

малых и средних предприятий города.

Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления экспортерами

импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта оборудования

для модернизации промышленности, так и за счет повышения импорта предметов

потребления в соответствии с ростом уровня жизни населения.

1.2.1.Экспорт из Санкт-Петербурга

С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом

его товарная структура (см.Табл.1) не претерпела существенных изменений по

сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54%

от общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных

металлов

(21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым годом

экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).

Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской

технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом

цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и

другие сырьевые товары.

По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место -

17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Рис.1), что связано с

поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном заводе

“Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю стран-

участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу. Следом за

Китаем идут Бельгия, затем

США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.

Рис.1

Рис.2

[pic]

Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее

(1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте составляет

14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается товарооборот с

Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время наблюдается некоторый

рост в торговле с Азербайджаном.

В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры

Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга

остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта

объясняется тем, что продукция

пищевой промышленности Эстонии, Латвии и Литвы стала после кризиса

Рис.3

неконкурентоспособна на петербургском продовольственном рынке.

Табл.1

| |Всего |в том числе: |

| |Экспорт |Импорт |Дальнее зарубежье |Страны СНГ |

| | | |Экспорт |Импорт |Экспорт |Импорт |

|Всего |2101,5 |2329,2 |1962,9 |2129,5 |138,6 |199,7 |

|в том числе: | | | | | | |

|Продовольственные |25,2 |1138,2 |17,8 |1030,6 |7,4 |107,6 |

|товары и сырье для их | | | | | | |

|производства | | | | | | |

|продукция |16,4 |11,7 |14,9 |11,7 |1,5 |0,0 |

|топливно-энергитическог| | | | | | |

|о комплекса | | | | | | |

|продукция |135,4 |251,5 |123,7 |239,7 |11,7 |11,8 |

|нефтехимического | | | | | | |

|комплекса | | | | | | |

|Кожевенное сырье, меха |10,5 |2,5 |10,4 |2,3 |0,1 |0,2 |

|и изделия | | | | | | |

|Древесина и изделия из |162,7 |98,7 |156,7 |93,8 |6,0 |4,9 |

|нее | | | | | | |

|Одежда, обувь |49,8 |16,1 |48,0 |12,2 |1,8 |3,9 |

|Черные и цветные |433,2 |103,6 |425,0 |83,4 |8,2 |20,2 |

|металлы | | | | | | |

|Продукция |1135,7 |530,8 |1041,3 |496,3 |94,4 |34,5 |

|машиностроения | | | | | | |

|Прочие товары |132,6 |176,1 |125,1 |159,5 |7,5 |16,6 |

Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.

1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург

По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым годом.

На импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского

кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому

кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время

импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным

спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и

иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта

приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения

(23%). Первое место по объему импорта занимает - Германия (16% от общего

объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из

цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной

номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию

машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.

Рис.4

Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности

Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес-

представительств города за рубежом:

[pic] Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии

более 10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20

совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и

Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в

Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;

[pic] Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10

международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего делового

сотрудничества, а также несколько крупных российско-британских

мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт-Петербурге;

[pic] Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне

способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем

составил 20 млн.долл.США;

[pic] Начало свою деятельность представительство петербургского фонда

"Ямато" в Токио.

Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:

[pic] В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга

на Кубу (трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в

составе делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены

партнерские контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во

Вьетнам, в Иран, а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву,

Эстонию, Таджикистан и Туркмению;

[pic] Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и

Гаваной;

[pic] Консорциум производителей программного обеспечения

"Форт-Росс" провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию,

Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в России стал членом

международной ассоциации производителей программного обеспечения.

Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных выставках:

[pic] В 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на

выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия,

участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17

предприятий), ФАХАВ (Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для

организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10

участников), Международная выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша),

Международная ярмарка (Пловдив - Болгария).

В заключение хотелось бы сказать, что, во-первых, особое место

Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в

мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций

специализации города.

Во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется развитием

внешнеэкономических отношений России и единой Европы. Санкт-Петербург,

несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и Россией, т.к.

на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта и 37%

импорта Санкт-Петербурга.

Глава 2

2.1 Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.

2.1.1.Сотрудничество с ЕС

В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными

странами. «Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом

причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше

сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной

изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное

взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации

России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с

экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых

торгового оборота страны»[7] (см. Карта 1 и 2).

В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС,

прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:

Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по

направлениям финансирования, Бельгия);

Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);

Российским бюро по использованию консультационного технического содействия

ЕС (Москва, РФ);

Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);

Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное

сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).

В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению

своих проектов с использованием механизмов международных европейских и

региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган

Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона

Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация

программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и

“PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся

трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом

сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ

с использованием механизмов международных региональных организаций этого

региона.

Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения

крупных инвестиционных проектов определяется их включением в

соответствующие программы международных европейских и балтийских

региональных организаций.

В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга,

получившими аккредитацию в ЕС являются:

- Совет Государств Балтийского моря;

- Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;

- Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря:

- Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.

Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших

регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных

государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим

каналам было получено около 200 млн.долл.

Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии

которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации

проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года

объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых

институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая,

безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой

экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые

вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и

поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-

Петербурга.

Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми

организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с

ухудшением экономического, финансового и социального положения России.

Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза

составила 40 млн.долл.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа

по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.

Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место

среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны

Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее

время намечается активизация работы по проектам технического содействия по

линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин.

Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии

Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное

сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить

значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно,

возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России.

Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой

страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно,

оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии,

снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по

интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-

Западном регионе России.

2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона

Балтийского моря

Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на

страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая

сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и

внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях[6]:

- торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении

развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного

потенциала Санкт-Петербурга;

- улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих

технологий;

- развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и

реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической

городской среды;

- развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека,

включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации,

борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от

природных и техногенных катастроф;

- развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок,

включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные

коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные

зоны и транспортные терминалы;

- развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена

информацией и туризма;

- достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.

Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и

региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках

международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное

участие, среди них можно выделить наиболее значимые:

- программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в

Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”,

предложенной Правительством Финляндии;

- программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург -

Европейские ворота России”;

- программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;

- программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры -

2003”.

Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с

Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии

развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с

Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии

прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.

Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона

Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в

работе «Совета государств Балтийского моря».

Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация,

основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа

Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :

- по содействию демократическим институтам и правам человека;

- по экономическому сотрудничеству;

- по ядерной безопасности;

- а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека,

включающим права национальных меньшинств.

В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония,

Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия,

Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).

Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации

принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.

Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от

России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в

г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие

Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных

дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре

(Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что

позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по

трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-

участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом,

создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.

В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств

стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою

поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое

будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей

Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу

Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и

Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание

сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в

политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных

организаций является важным дополнительным элементом межправительственного

сотрудничества.

Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не

только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о

партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических

интересов на рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на

вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.

Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря

позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:

-Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;

-Развитие Северо-Западного речного порта;

-Кольцевая автомобильная магистраль.

Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря

(ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда

входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных

на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества

государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре

1993 года .

ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов

Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных

форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных

проектов на благо всего региона.

Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-

Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:

- расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном

уровне;

- согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией,

контрабандой наркотиков и оружия;

- обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.

Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная

организация, основанная на конференции представителей городов стран

Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей

Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран

Балтийского моря.

Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего

сотрудничества между городами региона Балтийского моря.

СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных

дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.

Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в

Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря

определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской

Федерации.

Заключение

В наше динамичное время многие регионы России, и Санкт-Петербург не

является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной

работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его

международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии

внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь

европейское направление международных контактов, что связано с недостатком

литературы по международным контактам города, а также не удалось осветить

культурные и научные связи. Автором была предпринята попытка составить

карты международных связей Санкт-Петербурга и проследить, какая из стран

представляет наибольшее значение для города. Для составления карт

учитывалось количество соглашений, которое Санкт-Петербург имеет с

зарубежными странами и наличие в данной стране городов-партнеров Санкт-

Петербурга, т.к. сотрудничество с городами-партнерами занимает важное

место во внешних связях города, начало которым было положено в 1953г.,

когда были установлены первые породненные связи с финским городом Турку.

Несмотря на все препятствия при написании данной работы, автор

надеется, что все же удалось уловить основные закономерности направления и

эволюции международных связей Санкт-Петербурга.

Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не

существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он

занимает достойное место, как в России, так и за рубежом. Подтверждением

чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-

Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного

масштаба.

Список использованной литературы

1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте

проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении:

Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под ред. В.

Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. -

(Studia politica; Вып.3).

2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред.

В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.

3. Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9

ноября 2000г.

4. Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5

марта 2001

5. Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-Запад

№20(27), 27 ноября 2000г.

6. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в

работе международных организаций, Комитет по внешним связям Администрации

Санкт-Петербурга, 2000

7. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век /

Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. - 279 с

8. Стратегический план Санкт-Петербурга, Международный центр социально-

экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.

9. "Эксперт" 30 октября 2000 №41(253) (подробнее см.

http://www.expert.ru )

10. Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000

ПРИЛОЖЕНИЕ

Метод составления карт

Для составления карт автором была предпринята попытка рассчитать значение

стран мира для Санкт-Петербурга, используя балльную систему. Общий балл

рассчитывался следующим образом:

Общ. балл = А + В + С, где

А – количество соглашений между Санкт-Петербургом и данной страной,

1 соглашение = 1 балл;

В – наличие и продолжительность партнерских отношений между Санкт-

Петербургом и городами данной страной, 1 – 5 лет отношений = 1 балл;

С – наличие представительства Санкт-Петербурга в данной стране = 1 балл.

[На начальную страницу]

* Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое

положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный

потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной

экономики

* Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-

Петербурга.

* Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним

связям Администрации Санкт-Петербурга.

-----------------------

[pic]

[pic]