Мировая валютная система

Мировая валютная система

Содержание

Введение 3

1 3 этапа эволюции мировой валютной системы (МВС) 4

1.1 Система «золотого стандарта» 4

1.2 Бреттон-вудская валютная система. 8

1.3 Ямайская валютная система 14

1.4 Европейская валютная система (ЕВС) 19

2 Международная валютная система. 26

2.1 Мировая валютная система: основные определения 26

2.1.1 Основные элементы национальной и мировой валютных систем.

27

2.2 Мировой денежный товар и международная ликвидность. 28

3 Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые

организации. 33

3.1 Международный валютный фонд (МВФ). 36

3.2 Международный банк реконструкции и развития (МБРР). 36

3.3 Региональные банки. 37

Список использованной литературы. 38

Введение

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная

часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них

фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых

исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере

интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки

товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые

отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны (особенно

«семерка»), которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия

отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

В настоящее время лишь немногие страны не используют преимущества

международного разделения труда, специализации и кооперации. Возрастающая

интернационализация производства заставляет экономических субъектов

(предприятия, банки, физических лиц и т.д.) активно выходить на мировой

рынок.

Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке существенно

отличаются от принципов работы на рынке внутреннем. Именно поэтому при

выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество

экономических и политических обстоятельств. В частности, на международном

рынке предприятие сталкивается с большим количеством валют, необходимостью

платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами,

оценивать всевозможные виды рисков, возникающих при осуществлении

внешнеэкономической деятельности, а также следовать требованиям и

рекомендациям международных институтов, конвенций и договоров. Так как все

эти операции могут иметь существенное влияние на общую эффективность

деятельности экономических субъектов, необходимо всестороннее изучение

международных валютно-кредитных отношений.

Под влиянием многих факторов функционирование международных валютно-

кредитных и финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыми

изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большую важность

и большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной

экономики. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в

Международный валютный фонд (МВФ) и группу Международного банка

реконструкции и развития (МБРР) требуют знания общепринятого

цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных

бумаг, золота.

3 этапа эволюции мировой валютной системы (МВС)

Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы

зависят от степени ее соответствия структуре мирового хозяйства. При

изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене

происходит замена существующей формы МВС на новую. Появившись в XIX веке,

МВС прошла 3 этапа эволюции:

1. «Золотой стандарт» или Парижская валютная система

2. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов

3. Ямайская система плавающих валютный курсов.

1 Система «золотого стандарта»

«Золотой стандарт» возник с началом ухода биметаллической системы[1],

и прекратил свое существование в течение первого месяца мировой войны. Эра

золотого стандарта иногда ассоциируется с быстрой индустриализацией и

экономическим процветанием.

Начало золотого стандарта было положено Банком Англии в 1821 г.

Юридически эта система была оформлена межгосударственным соглашением на

Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной

формой мировых денег. По месту оформления соглашения эта система называется

также как Парижская валютная система.

Золотой стандарт базировался на следующих структурных принципах:

1. Его основой являлся золотомонетный стандарт.

2. Каждая валюта имела золотое содержание. Курс национальных валют

жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты

соотносился друг с другом по твердому валютному курсу. В

соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые

паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото. Золото

использовалось как общепринятые мировые деньги.

3. Сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного

спроса и предложения, но в пределах «золотых точек» (так называют

максимальные пределы отклонения курса валют от установленного

золотого паритета, которые определяются расходами на

транспортировку золота за границу). Если рыночный курс золотых

монет отклонялся от паритета, основанного на их золотом содержании,

то должники предпочитали расплачиваться по международным

обязательствам золотом, а не иностранными валютами.

Золотой стандарт играл в известной степени роль стихийного регулятора

производства, внешнеэкономических связей, денежного обращения, платежных

балансов, международных расчетов.

Разновидностями золотого стандарта являются:

> Золотомонетный стандарт, при котором банками осуществлялась

свободная чеканка золотых монет (он действовал до начала XX в)

> Золотослитковый стандарт, при котором золото применялось лишь в

международных расчетах (начало XX в – начало первой мировой войны)

> Золотовалютный (золотодевизный) стандарт, при котором наряду с

золотом в расчетах использовались и валюты стран, входящих в

систему золотого стандарта. Он известен еще как Генуэзский (1922 г

– начало второй мировой войны).

Золотомонетный стандарт был относительно эффективен до первой мировой

войны, когда действовал рыночный механизм выравнивания валютного курса и

платежного баланса.

В период первой мировой войны и особенно во времена Великой депрессии

(1929-1934 гг) система золотого стандарта переживала кризисы.

Золотомонетный и золотослитковый стандарты изжили себя, так как перестали

соответствовать масштабам возросших хозяйственных связей. Из-за высокой

инфляции в большинстве стран Европы их валюты стали неконвертируемыми. США

превратились в нового финансового лидера, а золотой стандарт видоизменялся.

Генуэзская международная экономическая конференция 1922 года закрепила

переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и ведущих

валютах, которые конвертируются в золото. Появились «девизы» – платежные

средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов.

Золотодевизный стандарт или, как его еще называют, Генуэзская валютная

система, функционировал на следующих принципах:

1. Его основой являлись золото и девизы – иностранные валюты. В тот

период денежные системы 30 стран базировались на золото-девизном

стандарте. Национальные кредитные деньги стали использоваться в

качестве международных платежно-резервных средств. Однако в

межвоенный период статус резервной валюты не был официально

закреплен не за одной валютой.

2. Сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала

осуществляться не только непосредственно, но и косвенно, через

иностранные валюты, что позволяло экономить золото государствам,

обедневшим во время первой мировой войны.

3. Восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов.

4. Валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной

политики, международных конференций, совещаний.

В период между войнами страны последовательно отказывались от золотого

стандарта. Первыми вышли из системы золотого стандарта аграрные и

колониальные страны (1929-1930 гг.), так как резко сократился спрос на

сырье на мировом рынке и цены на него понизились на 50-70%. В 1931 г. –

Германия, Австрия и Великобритания, так как Германия и Австрия оказались

слабым звеном в МВС в связи с отливом иностранных капиталов, уменьшением

официального золотого запаса и банкротством банков; Великобритания отменила

золотой стандарт из-за ухудшения состояния платежного баланса и уменьшения

официальных золотых резервов страны в связи с резким сокращением экспорта

товаров.

В апреле 1933 г. США вышли из системы золотого стандарта;

непосредственной причиной отмены послужило значительное и неравномерное

падение цен. Это вызвало массовые банкротства. Банкротство 10000 банков

подорвало денежно-кредитную систему США и привело к отмене размена

долларовых банкнот на золотые монеты.

В 1936 г. Франция отменила золотой стандарт. Она поддерживала его

дольше других стран. Искусственное сохранение золотого стандарта снижало

конкурентоспособность французских фирм.

В результате кризиса золотодевизный стандарт или Генуэзская валютная

система утратил относительную эластичность и стабильность. Несмотря на

сокращение размена банкнот на золото во внутреннем обороте, сохранилась

внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков

США, Великобритании, Франции. В это время на базе национальных валютных

систем ведущих стран начинают складываться валютные блоки и зоны.

Валютный блок – группировка стран, зависимых в экономическом, валютном

и финансовом отношениях от возглавляющей его державы, которая диктует им

единую политику в области международных экономических отношений и

использует их как привилегированный рынок сбыта, источник дешевого сырья,

выгодную сферу приложения капитала.

Цель валютных блоков – укрепление конкурентных позиций страны-лидера

на международной арене, особенно в моменты экономических кризисов.

Для валютного блока характерны следующие черты:

1) курс зависимых валют прикреплен к валюте страны, возглавляющей

группировку;

2) международные расчеты входящих в блок стран осуществляются в валюте

страны-гегемона;

3) их валютные резервы хранятся в стране-гегемоне;

4) обеспечением зависимых валют служат казначейские векселя и

облигации государственных займов страны-гегемона.

В это время образовались стерлинговый, долларовый и золотой валютный

блоки.

Стерлинговый блок: был образован в 1931 г., в него вошли страны

Британского содружества наций (кроме Канады и Ньюфаундленда), территории

Гонконг, Египет, Ирак и Португалия. Позднее к нему присоединились Дания,

Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония (де-факто), Греция, Иран.

Долларовый блок: возглавляемый США, был создан в 1933 г. В него вошли:

Канада, многие страны Центральной и Южной Америки, где господствовал

американский капитал.

В июне 1933 г. на Лондонской международной экономической конференции

страны, стремившиеся сохранить золотой стандарт, создали золотой блок. Это

страны: Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, а позже в него вошли

Италия, Чехословакия и Польша. К 1936 г., в связи с отменой золотого

стандарта во Франции, золотой блок распался.

Во время второй мировой войны все валютные блоки распались.

Далее приведены преимущества и недостатки золотого стандарта.

Преимущества:

1) обеспечение стабильности как во внутренней, так и во внешней

экономической политике, что объясняется следующим: транснациональные потоки

золота стабилизировали обменные валютные курсы и создали тем самым

благоприятные условия для роста и развития международной торговли;

2) стабильность курсов валют, что обеспечивает достоверность прогнозов

денежных потоков компании, планирование расходов и прибыли.

Недостатки:

1) установленная зависимость денежной массы от добычи и производства

золота (открытие новых месторождений и увеличение его добычи приводило к

транснациональной инфляции);

2) невозможность проводить независимую денежно-кредитную политику,

направленную на решение внутренних проблем страны.

Вторая мировая война привела к кризису и распаду Генуэзской валютной

системы, которая была заменена на Бреттон-Вудскую.

2 Бреттон-вудская валютная система.

Вторая валютная система была официально оформлена на Международной

валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г.

Бреттон-Вудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР.

Цели создания второй мировой валютной системы:

1. Восстановление обширной свободной торговли.

2. Установление стабильного равновесия системы международного обмена

на основе системы фиксированных валютных курсов.

3. Передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия

временным трудностям во внешнем балансе.

Вторая МВС базировалась на следующих принципах:

> Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу

ведущей валюты;

> Курс ведущей валюты фиксирован к золоту;

> Центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по

отношению к ведущей (в рамках +/- 1%) валюте с помощью валютных

интервенций;

> Изменения курсов валют осуществляются посредством девальвации и

ревальвации[2];

> Организационным звеном системы являются МВФ и МБРР. МВФ

предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита

платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют,

осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов

МВС, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской системы утвердился

долларовый стандарт – МВС, основанная на господстве доллара (США обладали

70% от всего мирового запаса золота). Доллар – единственная валюта,

конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим

средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов.

Было установлено золотое соотношение доллара США : 35 долл. за 1 тройскую

унцию. США установили монопольную валютную гегемонию, оттеснив своего

давнего конкурента – Великобританию.

Таким образом, национальная валюта США стала одновременно мировыми

деньгами, и поэтому Бреттон-Вудская валютная система часто называется

системой золотодолларового стандарта.

Валютные интервенции рассматривались как механизм самоадаптации второй

МВС к изменяющимся внешним условиям, аналогично транспортировке золотых

запасов для регулирования сальдо платежного баланса при золотом стандарте.

Курсы валют можно было изменять лишь при возникновении фундаментальной

несбалансированности баланса. Эти изменения валютных курсов в рамках

твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют.

Вторая МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США

могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к началу

70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы.

Появляются и значительные проблемы с международной ликвидностью, так как по

сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была

невелика. Доверие к доллару как резервной валюте падает и из-за гигантского

дефицита платежного баланса США. Образуются новые финансовые центры

(Западная Европа и Япония), что приводит к утрате США своего абсолютного

доминирующего положения в мире. Отчетливо проявляется парадоксальность

данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как

парадокс, или дилемма Триффена.

По дилемме Триффена, золотодолларовый стандарт должен совмещать два

противоположных требования:

1 – эмиссия ключевой валюты должна коррелировать с изменением золотого

запаса страны. Чрезмерная эмиссия ключевой валюты, не обеспеченная золотым

запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото и со временем

вызовет кризис доверия к ней;

2 – ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для

того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для

обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому ее

эмиссия должна намного превосходить золотой запас страны.

Таким образом, возникает необходимость пересмотра основ существующей

валютной системы; ее структурные принципы, установленные в 1944 г.,

перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и

изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттон-Вудской

системы заключается в противоречии между интернациональным характером МЭО и

использованием для их осуществления национальных валют, подверженных

обесценению (преимущественно доллара).

Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы (их можно представить

в виде цепочки взаимообусловленных факторов):

1. Неустойчивость и противоречия экономики. Начало валютного кризиса в

1967 г. совпало с замедлением экономического роста.

2. Усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и

конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения «горячих»

денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на

динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало

условия для «курсовых перекосов».

3. Нестабильность платежных балансов. Хронический дефицит балансов

одних стран (особенно США, Великобритании) и активное сальдо других (ФРГ,

Япония) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и

вверх.

4. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся

соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на

международном использовании подверженных обесценению национальных валют –

доллара и отчасти фунта стерлингов, пришла в противоречие с

интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской

системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и

Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов

национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге

была подорвана устойчивость резервных валют.

Принцип американоцентризма, на котором была построена Бреттон-Вудская

система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением

трех мировых центров : США – Западная Европа – Япония. Использование США

статуса доллара как резервной валюты для расширения своей

внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта инфляции

усилило межгосударственные разногласия и противоречило интересам

развивающихся стран.

5. Активизация рынка «евродолларов». Поскольку США покрывают дефицит

своего платежного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается

в иностранные банки, способствуя развитию ранка евродолларов. Этот

колоссальный ранок долларов «без родины» сыграл двоякую роль в развитии

кризиса Бреттон-Вудской системы. Вначале он поддерживал позиции

американской валюты, поглощая избыток долларов, но в 70-х годах

евродолларовые операции, ускоряя стихийное движение «горячих» денег между

странами, обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде лавины

«горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну,

вызывая валютные потрясения и бегство от доллара.

6. Дезорганизующая роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной

сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных

валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных

банков, ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями

участвуют в валютной спекуляции, придавая ей грандиозный размах.

Формы проявления кризиса Бреттон-Вудской валютной системы:

> «валютная лихорадка» – перемещение «горячих» денег, массовая

продажа неустойчивых валют в ожидании их девальвации и скупка валют

– кандидатов на ревальвацию;

> «золотая лихорадка» – бегство от нестабильных валют к золоту и

периодическое повышение его цены;

> паника на фондовых биржах и падение курсов ценных бумаг в ожидании

изменения курса валют;

> обострение проблемы международной валютной ликвидности, особенно ее

качества;

> массовые девальвации и ревальвации валют (официальные и

неофициальные);

> активная валютная интервенция центральных банков, в том числе

коллективная;

> резкие колебания официальных золото-валютных резервов;

> использование иностранных кредитов и заимствований в МВФ для

поддержки валют;

> нарушение структурных принципов Бреттон-Вудской системы;

> активизация национального и межгосударственного валютного

регулирования;

> усиление двух тенденций в международных экономических и валютных

отношениях – сотрудничества и противоречий, которые периодически

перерастают в торговую и валютную войны.

Развитие кризиса Бреттон-Вудской валютной системы можно разделить на

следующие ключевые этапы:

1) 17 марта 1968 г. Установлен двойной рынок золота. Цена на золото на

частных рынках устанавливается свободно в соответствии со спросом и

предложением. По официальным сделкам для центральных банков стран

сохраняется обратимость доллара в золото по официальному курсу 35 долларов

за 1 тройскую унцию.

2) 15 августа 1971 г. Временно запрещена конвертация доллара в золото

для центральных банков.

3) 17 декабря 1971 г. Девальвация доллара по отношению к золоту на

7,89%. Официальная цена золота увеличилась с 35 до 38 долларов за 1

тройскую унцию без возобновления обмена долларов на золото по этому курсу.

4) 13 февраля 1973 г. Доллар девальвировал до 42,2 долларов за 1

тройскую унцию.

5) 16 марта 1973 г. Международная конференция подчинила курсы валют

законам рынка. С этого времени курсы валют не фиксированы и изменяются под

воздействием спроса и предложения.

Таким образом, система твердых обменных курсов прекратила свое

существование.

После продолжительного переходного периода, в течение которого страны

могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться

новая МВС, для которой было характерно значительное колебание обменных

курсов.

3 Ямайская валютная система

Устройство современной МВС было официально оговорено на конференции

МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г.

Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный

стандарт.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных

целей:

1 – выравнивание темпов инфляции в различных странах

2 – уравновешивание платежных балансов

3 – расширение возможностей для проведения независимой внутренней

денежной политики отдельными центральными банками.

Основные характеристики Ямайской валютной системы:

1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких

ключевых валютах;

2. Отменен монетный паритет золота;

3. Основным средством международных расчетов стала свободно

конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;

4. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют

формируется под воздействием спроса и предложения.

5. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных

рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они

осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

6. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено

выражать его через золото.

7. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-

члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего

воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или

получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных

курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

1 – курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной

добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически

изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы

своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов,

французскому франку развивающиеся страны.

2 – курс национальной валюты фиксируется к СДР.

3 – «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается

к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные

комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых

партнеров данной страны.

4 – курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается

твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой

национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по

специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах

роста цен).

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании,

Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих

стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.

Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании

валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это

групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для них

установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри

Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Между валютами стран

ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных

курсов к ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы валют совместно «плавают»

по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того,

к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в

странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и

другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или

групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной

валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего

паритета (см. таблицу «Режимы валютного курса»).

| | | | |Таблиц| | | | |

| | | | |а | | | | |

| | | | |"Режим| | | | |

| | | | |ы | | | | |

| | | | |валютн| | | | |

| | | | |ого | | | | |

| | | | |курса"| | | | |

| | | | |(1995 | | | | |

| | | | |г.) | | | | |

| | | | | | | | | |

|Режим | | |Количе| |Страны | | | |

|курса | | |ство | | | | | |

|валюты| | |стран | | | | | |

| | | | | | | | | |

|Фиксир| | |67 | | | | | |

|ованны| | | | | | | | |

|е | | | | | | | | |

|курсы,| | | | | | | | |

|в том | | | | | | | | |

|числе:| | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

|К | | |23 | |Аргент| | | |

|доллар| | | | |ина, | | | |

|у США | | | | |Сирия,| | | |

| | | | | |Литва,| | | |

| | | | | |Ирак, | | | |

| | | | | |Панама| | | |

| | | | | |, | | | |

| | | | | |Туркме| | | |

| | | | | |нистан| | | |

| | | | | |, | | | |

| | | | | |Венесу| | | |

| | | | | |эла, | | | |

| | | | | |Нигери| | | |

| | | | | |я, | | | |

| | | | | |Оман и| | | |

| | | | | |др. | | | |

| | | | | | | | | |

|К | | |14 | |Африка| | | |

|францу| | | | |нские | | | |

|зскому| | | | |страны| | | |

|франку| | | | |, | | | |

| | | | | |входящ| | | |

| | | | | |ие в | | | |

| | | | | |зону | | | |

| | | | | |франка| | | |

| | | | | |. | | | |

| | | | | | | | | |

|К | | |7 | |Намиби| | | |

|другим| | | | |я, | | | |

|валюта| | | | |Лесото| | | |

|м | | | | |, | | | |

| | | | | |Свазил| | | |

| | | | | |енд | | | |

| | | | | |(ранд | | | |

| | | | | |ЮАР), | | | |

| | | | | |Эстони| | | |

| | | | | |я | | | |

| | | | | |(марка| | | |

| | | | | |ФРГ), | | | |

| | | | | |Таджик| | | |

| | | | | |истан | | | |

| | | | | |(рубль| | | |

| | | | | |РФ) | | | |

|К СДР | | |4 | |Ливия,| | | |

| | | | | |Мьянма| | | |

| | | | | |, | | | |

| | | | | |Руанда| | | |

| | | | | |, | | | |

| | | | | |Сейшел| | | |

| | | | | |ьские | | | |

| | | | | |остров| | | |

| | | | | |а | | | |

|К | | |20 | |Кипр, | | | |

|корзин| | | | |Исланд| | | |

|е | | | | |ия, | | | |

|валют | | | | |Кувейт| | | |

| | | | | |, | | | |

| | | | | |Чехия,| | | |

| | | | | |Бангла| | | |

| | | | | |деш, | | | |

| | | | | |Венгри| | | |

| | | | | |я, | | | |

| | | | | |Марокк| | | |

| | | | | |о, | | | |

| | | | | |Таилан| | | |

| | | | | |д и | | | |

| | | | | |др. | | | |

|Плаваю| | |98 | | | | | |

|щие | | | | | | | | |

|курсы | | | | | | | | |

|С | | |3 | |Чили, | | | |

|учетом| | | | |Эвкадо| | | |

|заданн| | | | |р, | | | |

|ых | | | | |Никара| | | |

|параме| | | | |гуа | | | |

|тров | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

|Регули| | |36 | |Израил| | | |

|руемое| | | | |ь, | | | |

|плаван| | | | |Турция| | | |

|ие | | | | |, | | | |

| | | | | |Южная | | | |

| | | | | |Корея,| | | |

| | | | | |Россия| | | |

| | | | | |, | | | |

| | | | | |Китай,| | | |

| | | | | |Малайз| | | |

| | | | | |ия, | | | |

| | | | | |Польша| | | |

| | | | | |, | | | |

| | | | | |Словен| | | |

| | | | | |ия, | | | |

| | | | | |Сингап| | | |

| | | | | |ур и | | | |

| | | | | |др. | | | |

| | | | | | | | | |

|Свобод| | |59 | |США, | | | |

|ное | | | | |Италия| | | |

|плаван| | | | |, | | | |

|ие | | | | |Швейца| | | |

| | | | | |рия, | | | |

| | | | | |Индия,| | | |

| | | | | |Украин| | | |

| | | | | |а, | | | |

| | | | | |Канада| | | |

| | | | | |, | | | |

| | | | | |Филлип| | | |

| | | | | |ины, | | | |

| | | | | |Норвег| | | |

| | | | | |ия, | | | |

| | | | | |Велико| | | |

| | | | | |британ| | | |

| | | | | |ия, | | | |

| | | | | |Испани| | | |

| | | | | |я, | | | |

| | | | | |Азерба| | | |

| | | | | |йджан | | | |

| | | | | |и др. | | | |

| | | | | | | | | |

|Смешан| | |14 | | | | | |

|ное | | | | | | | | |

|плаван| | | | | | | | |

|ие | | | | | | | | |

|К | | | | | | | | |

|одной | | | | | | | | |

|валюте| | | | | | | | |

|(долла| | | | | | | | |

|ру) | | | | | | | | |

| | | |4 | |Бахрей| | | |

| | | | | |н, | | | |

| | | | | |Саудов| | | |

| | | | | |ская | | | |

| | | | | |Аравия| | | |

| | | | | |, | | | |

| | | | | |Катар,| | | |

| | | | | |Объеди| | | |

| | | | | |ненные| | | |

| | | | | |Арабск| | | |

| | | | | |ие | | | |

| | | | | |Эмират| | | |

| | | | | |ы | | | |

| | | | | | | | | |

|К | | |10 | |Страны| | | |

|группе| | | | |Европе| | | |

|валют | | | | |йской | | | |

| | | | | |валютн| | | |

| | | | | |ой | | | |

| | | | | |систем| | | |

| | | | | |ы | | | |

Важную роль играют специальные права заимствования – СДР. В рамках

Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных

активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в

качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости,

важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных

расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако

членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для

осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В

настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР

функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором

они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем

выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников

Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда

Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется

долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует

потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры

выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на

специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ

пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска.

Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других

«уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и

использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ,

принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие

международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.),

имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть

коммерческие банки и частные лица.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным

резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ

как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений;

квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

В качестве международного платежного средства СДР используются в

ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель

СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в

целях покрытия дефицита платежного баланса (ок. 24% их общего объема),

сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные

суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и

выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах,

преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным

балансом. Объем операций в СДР незначителен.

Роль СДР по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда

позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы

многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не

обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо

платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций

с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-

платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных

валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания,

связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично.

Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-

участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в

своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в

Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

А) со времен Бреттон-Вудской валютной системы сохранились значительные

запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;

Б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и

трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные

балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия,

Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;

В) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния

платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной

системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного

курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической

политикой США в форме экспансионистской фискальной и рестриктивной денежной

политики.

Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных

курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны

стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту

валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы,

возникающие в мировой валютной системе.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали

собственную международную (региональную) валютную систему в целях

стимулирования процесса экономической интеграции.

4 Европейская валютная система (ЕВС)

Существование Европейской валютной системы является одной из

особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-

членов ЕВС приходится от 55 до 70% от их внешнеторгового оборота. Решением

от 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС).

Ее основные цели следующие:

1) Обеспечить достижение экономической интеграции;

2) Создать зону европейской стабильности с собственной валютой в

противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте,

отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского

сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных торговых

отношениях:

3) Оградить «Общий рынок» от экспансии доллара:

4) Сблизить экономические и финансовые политики стран-участниц.

Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской

валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также

сдерживать колебания международной валютной системы (особенно изменения

доллара).

ЕВС – это международная (региональная) валютная система – совокупность

экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках

экономической интеграции; государственно-правовая форма организации

валютных отношений стран «Общего рынка» с целью стабилизации валютных

курсов и стимулирования интеграционных процессов.

Активными членами ЕВС являются Бельгия, Люксембург, Дания, Германия,

Франция, Нидерланды, Ирландия, Испания, Португалия, Греция.

ЕВС – подсистема мировой валютной системы (Ямайской). Особенности

западноевропейского интеграционного комплекса определяют структурные

принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы.

1. ЕВС базируется на ЭКЮ – европейской валютной единице. Условная

стоимость ЭКЮ определяется по методу валютной корзины, включающей валюты

всех 12 стран ЕС. Доля валют в корзине ЭКЮ зависит от удельного веса стран

в совокупном ВНП государств-членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия

в краткосрочных кредитах поддержки.

2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей

демонетизацию золота, ЕВС использует его в качестве реальных резервных

активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом. Во-вторых, с

этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20%

официальных золотых резервов стран ЕВС в ЕФВС. В-третьих, страны ЕС

ориентируются на рыночную цену золота для определения взноса в золотой

фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в ЭКЮ.

3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме

«европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний (+/-

2,25% от центрального курса). Валютная змея, или змея в тоннеле, - кривая,

описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества

относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную

группировку.

4. В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное

регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия

временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной

интервенцией.

Создание ЕВС – явление закономерное. Эта валютная система возникла на

базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного

центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывает

отрицательные последствия нестабильности последней и влияние доллара США.

Сравнительная характеристика ЭКЮ и СДР позволяет выявить их общие черты и

различия. Общие черты заключаются в природе этих международных счетных

валютных единиц как прообраза мировых кредитных денег. Они не имеют

материальной формы в виде банкнот, зачисляются на специальные счета

соответствующих стран и используются в форме безналичных перечислений по

ним. Их условная стоимость определяется по методу валютной корзины, но с

разным набором валют. За хранение на счетах сверх лимита эмитент

выплачивает странам процентные ставки.

Однако имеются различия ЭКЮ и СДР, которые определяют преимущества

первых:

1. В отличие от СДР эмиссия официальных ЭКЮ частично обеспечена

золотом и долларами за счет объединения 20% официальных резервов стран-

членов ЕВС.

2. Эмиссия ЭКЮ более эластична, чем СДР. Сумма выпуска официальных ЭКЮ

не устанавливается заранее, а корректируется в зависимости от изменения

золото-долларовых резервов стран-членов ЕВС. При этом недостатком является

влияние на эмиссию колебаний цены золота и курса доллара. Эмиссия частных

(коммерческих) ЭКЮ банками более соответствует потребностям рынка. Ее

эмиссионный механизм включает две операции:

> «конструирование» ЭКЮ, т.е. создание по просьбе клиента депозита в

составе валют, входящих в ее корзину;

> «слом корзины» ЭКЮ, т.е. купля и продажа на еврорынке этих валют

(или одной из них по согласованию банка с заемщиком) для выплаты

депозитов.

3. Объем эмиссии ЭКЮ превышает выпуск СДР.

4. Валютная корзина служит не столько для определения курса ЭКЮ,

сколько для расчета паритетной сетки валют, которой не располагает ни одна

другая международная счетная валютная единица.

Механизм регулирования курсов валют в ЕВС основан на следующих

принципах:

А) на базе центральных курсов в ЭКЮ рассчитываются взаимные курсы в

форме матрицы с установленными интервенционными точками в пределах

допустимых колебаний курсов валют +/- 2,25%.

Б) на основе показаний предупредительного индикатора отклонений, когда

фиксируется достижение ѕ пределов колебаний курсов в ЭКЮ, проводятся

превентивные регулирующие меры, в частности внутримаржинальная валютная

интервенция путем изменения процентных ставок с целью влияния на валютный

курс.

В) валютная интервенция на базе созданной в ЕВС системы взаимного

кредитования включает кредиты «своп» центральных банков, фонд

краткосрочного кредитования при ЕФВС.

5. Уникален режим курса валют, в частности к ЭКЮ, основанный на

совместном плавании с пределами взаимных колебаний, что способствует

относительной стабильности ЭКЮ и валют стран-членов ЕВС.

6. В отличие от СДР ЭКЮ используется не только в официальном, но и

частном секторах. ЭКЮ служит:

> базой паритетов и курсов валют ЕЭС;

> валютной единицей в совместных фондах и международных валютно-

кредитных и финансовых организациях;

> валютой единых сельскохозяйственных цен;

> средством межгосударственных расчетов центральных банков ЕЭС при

проведении валютной интервенции;

> валютой займов и кредитов.

Более 500 крупных международных организаций используют ЭКЮ при

предоставлении кредитов. В ЭКЮ совершаются фьючерсные и опционные сделки,

которые используются для страхования валютного и процентного риска.

Расширение сферы применения ЭКЮ обусловлено тремя основными причинами:

1. Валютная корзина ЭКЮ и режим «валютной змеи» уменьшают валютный

риск;

2. Любой банк может «контролировать» ЭКЮ в соответствии с ее валютной

корзиной, прибавляя или изымая из нее валюты по согласованию с клиентом;

3. ЭКЮ удовлетворяют потребность мирового хозяйства в сравнительно

стабильной мировой валюте как альтернативе нестабильному доллару.

Материальной базой регулирования в ЕЭС, включая ЕВС, является

специфический кредитный механизм. Во-первых, активно используется созданный

в рамках валютно-экономического союза взаимный кредит центральных банков и

государств-членов. Во-вторых, с организацией ЕВС создан дополнительный

кредитный механизм для выравнивания диспропорции экономического развития

стран-членов.

Для наименее развитых стран-членов ЕЭС предоставляются льготы,

субсидии, кредиты Европейского инвестиционного банка.

Роль МВФ по отношению к ЕВС выполняет Европейский фонд валютного

сотрудничества. Долларовые накопления образуют кредитный фонд ЕВС. Его

объем для краткосрочного кредитования составляет 14 млрд. ЭКЮ, а для

среднесрочного кредитования – 11 млрд. ЭКЮ.

Несмотря на имеющиеся в функционировании ЕВС противоречия, она

выполнила поставленную перед ней задачу. До 1992 г. в ЕС наблюдалась

стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987-1992 гг.) центральные курсы

основных валют не изменились, тогда как в это же время доллар успел

потерять и снова набрать 30% от своей стоимости по отношению к французскому

франку и немецкой марке.

Наиболее реальные достижения ЕВС:

> успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты,

хотя еще не стала ею в полном смысле;

> режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах,

относительная стабилизация валют, хотя периодически

пересматриваются их курсовые соотношения;

> объединение 20 % официальных золото-долларовых резервов;

> развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов;

> межгосударственное и частично наднациональное регулирование

экономики.

Достижения ЕВС обусловлены поступательным развитием западно-

европейской интеграции.

Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей,

противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся

следующие:

1 – ЕВС не включает все европейские валюты.

2 – Хотя диапазон колебаний курсов валют в ЕВС значительно снизился,

периодически происходит корректировка валютных курсов. Наиболее слабые

валюты девальвируются, а более сильные ревальвируются.

3 – Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием

экономики стран-членов, различиями в уровне и темпах экономического

развития, инфляции, состоянием платежного баланса.

4 – Координация экономической политики наталкивается также на

нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным

органам.

5 – Частные ЭКЮ не связаны с официальными ЭКЮ единым эмиссионным

центром и взаимной обратимостью.

6 – Выпуск ЭКЮ довольно скромно влияет на взаимные операции

центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать ЭКЮ для

погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100%.

7 – Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами.

Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывают

дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара курсы

западноевропейских валют повышаются, а при повышении – снижаются в разной

степени, что требует пересмотра их курсовых соотношений. ЕВС продолжает

испытывать влияние доллара, так как 60 % международных расчетов в ЕС

осуществляется в американской валюте.

Международная валютная система.

1 Мировая валютная система: основные определения

Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой

организации международных денежных отношений, закрепленной

межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность

способов, инструментов и межгосударственных органов , с помощью которых

осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее

возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие

процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в

международной денежной сфере.

Различаются национальная, мировая, региональная валютные системы.

Исторически вначале возникли национальные валютные системы,

закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного

права. Национальная валютная система является составной частью денежной

системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за

национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и

состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной

системой. Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер

функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени

соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и

интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает

периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее

крушением и созданием новой валютной системы ( это ясно видно на примере

того, как система «золотого стандарта» сменялась Бреттон-Вудской валютной

системой и т.д.).

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные

цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с

национальными валютными системами.

Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие

внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном

валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.

Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их

тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и

регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

Связь и различие национальных и мировой валютной систем проявляются в их

элементах:

1 Основные элементы национальной и мировой валютных систем.

|Национальная валютная система |Мировая валютная система |

|Национальная валюта |Резервные валюты, международные |

| |счетные валютные единицы |

|Условия конвертируемости |Условия взаимной конвертируемости |

|национальной валюты |валют |

|Паритет национальной валюты |Унифицированный режим валютных |

| |паритетов |

|Режим курса национальной валюты|Регламентация режимов валютных |

| |курсов |

|Наличие или отсутствие валютных|Межгосударственное регулирование |

|ограничений, валютный контроль |валютных ограничений |

|Национальное регулирование |Межгосударственное регулирование |

|международной валютной |международной валютной ликвидности|

|ликвидности страны | |

|Регламентация использования |Унификация правил использования |

|международных кредитных средств|международных кредитных средств |

|обращения |обращения |

|Регламентация международных |Унификация основных форм |

|расчетов страны |международных расчетов |

|Режим национального валютного |Режим мировых валютных рынков и |

|рынка и рынка золота |рынков золота |

|Национальные органы, |Международные организации, |

|управляющие и регулирующие |осуществляющие межгосударственное|

|валютные отношения страны |валютное регулирование |

МВС включает в себя ряд конструктивных элементов, среди которых можно

назвать следующие:

1) мировой денежный товар и международная ликвидность;

2) валютный курс;

3) валютные рынки;

4) международные валютно-финансовые организации;

5) межгосударственные договоренности.

2 Мировой денежный товар и международная ликвидность.

Мировой денежный товар принимается каждой страной в качестве

эквивалента вывезенного из нее богатства и обслуживает международные

отношения (экономические, политические, культурные).

Первым международным денежным товаром выступало золото. Далее мировыми

деньгами стали национальные валюты ведущих мировых держав (кредитные

деньги). В настоящее время в этом качестве также распространены

композиционные, или фидуциарные (основанные на доверии к эмитенту), деньги.

К ним относятся международные и региональные платежные единицы (такие, как

СДР и ЭКЮ).

Валюта – это не новый вид денег, а особый способ их функционирования,

когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные

отношения. Таким образом, деньги, используемые в международных

экономических отношениях, становятся валютой.

Различают понятия «национальная валюта» и «иностранная валюта».

Под национальной валютой понимается установленная законом денежная

единица данного государства. Национальная валюта – основа национальной

валютной системы. В международных расчетах обычно используется иностранная

валюта – денежная единица других стран. К иностранной валюте относят

иностранные банкноты и монеты, а также требования, выраженные в иностранных

валютах в виде банковских вкладов, векселей и чеков. Иностранная валюта

является объектом купли-продажи на валютном рынке, хранится на счетах в

банках, но не является законным платежным средством на территории данного

государства (за исключением периодов сильной инфляции). Категория «валюта»

обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства.

Кроме того, важным является понятие «резервная валюта», под которой

понимается иностранная валюта, в которой центральные банки других

государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по

внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям. Резервная валюта служит

базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран,

широко используется для проведения валютной интервенции с целью

регулирования курса валют стран-участниц мировой валютной системы. В рамках

Бреттон-Вудской валютной системы статус резервной валюты был официально

закреплен за долларом США и фунтом стерлингов. В рамках Ямайской валютной

системы доллар фактически сохранил статус резервной валюты, и также в этом

качестве на практике используется марка ФРГ и японская иена.

Объективными предпосылками приобретения статуса резервной валюты

являются: господствующие позиции страны в мировом производстве, экспорте

товаров и капиталов, в золото-валютных резервах; развитая сеть кредитно-

банковских учреждений, в том числе за рубежом; организованный и емкий рынок

ссудных капиталов; либерализация валютных операций, свободная обратимость

валюты, что обеспечивает спрос на нее другими странами. Субъективным

фактором выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная

внешняя политика, в том числе валютная и кредитная. В институциональном

аспекте необходимым условием признания национальной валюты в качестве

резервной является ее внедрение в международный оборот через банки и

международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Статус резервной валюты дает преимущества стране-эмитенту: возможность

покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой, содействовать

укреплению позиций национальных корпораций в конкурентной борьбе на мировом

рынке. В то же время выдвижение валюты на роль резервной возлагает

определенные обязанности на ее экономику: необходимо поддерживать

относительную стабильность этой валюты, не прибегать к девальвации,

валютным и торговым ограничениям. Статус резервной валюты вынуждает страну-

эмитента принимать меры по ликвидации дефицита платежного баланса и

подчинять внутреннюю экономическую политику задаче достижения внешнего

равновесия.

К резервным валютам относятся:

o Доллар США;

o Немецкая марка;

o Японская иена;

o Фунт стерлингов;

o Швейцарский франк.

Валюты по степени конвертируемости, т.е. размену на иностранные,

различаются на:

o Свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемые на

любые иностранные валюты. В новой редакции Устава МВФ (1978 г.)

это понятие заменено понятием «свободно используемая валюта». МВФ

отнес к этой категории доллар США, марку ФРГ, иену, фунт

стерлингов, французский франк. Фактически свободно конвертируемыми

считаются валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим

операциям платежного баланса, - в основном промышленно развитых

государств и отдельных развивающихся стран, где сложились мировые

финансовые центры или которые приняли обязательство перед МВФ не

вводить валютные ограничения;

o Частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные

ограничения;

o Неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и

нерезидентов введен запрет обмена валют.

Кроме национальных валют в международных расчетах используются

международные валютные единицы – СДР и ЭКЮ.

Специальные права заимствования (СДР, Special Drawing Rights)

представляют собой безналичные деньги в виде записей на специальном счете

страны в МВФ. Стоимость СДР рассчитывается на основе стандартной «корзины»,

включающей основные мировые валюты.

В 1979 г. появилась ЭКЮ (European Currency Unit) – валютная единица

европейской валютной системы, существующая в виде безналичных записей по

счетам стран-участниц ЕВС в Европейском валютном институте Европейского

союза.

Условная стоимость ЭКЮ и СДР исчисляется на базе средневзвешенной

стоимости и изменения курса валют, входящих в валютную корзину. Очень часто

условная стоимость СДР и ЭКЮ исчисляется в долларах США. Ежедневные

котировки публикуются в основных финансовых газетах.

Международная валютная ликвидность (МВЛ) - способность страны (или

группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных

обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки

зрения всемирного хозяйства международная валютная ликвидность означает

совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного

оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы международными

резервными активами, необходимыми для ее нормального функционирования. МВЛ

характеризует состояние внешней платежеспособности отдельных стран или

регионов (например, России и нефтедобывающих стран). Основу внешней

ликвидности образуют золотовалютные резервы государства.

Структура МВЛ включает в себя следующие компоненты:

1) официальные валютные резервы стран;

2) официальные золотые резервы;

3) резервную позицию в МВФ (право страны-члена автоматически получить

безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от ее квоты в МВФ);

4) счета в СДР и ЭКЮ.

Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных золото-валютных

резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя

ограничена, так как он не учитывает все предстоящие платежи, в частности,

по услугам, некоммерческим, а также финансовым операциям, связанным с

международным движением капиталов и кредитов.

Международная ликвидность выполняет три функции, являясь средством

образования ликвидных резервов, средством международных платежей (в

основном для покрытия дефицита платежного баланса) и средством валютной

интервенции.

Основную часть МВЛ составляют официальное золотовалютные резервы, т.е.

запасы золота и иностранной валюты центрального банка и финансовых органов

страны.

К золотовалютным резервам относятся запасы золота в стандартных

слитках, а также высоколиквидные иностранные активы в свободно

конвертируемой валюте (валютные резервы). Кроме того, в золотовалютные

резервы могут быть включены драгоценные металлы (платина и серебро).

Высоколиквидные средства должны быть размещены в высоконадежных

учреждениях с минимальным риском, т.е. в учреждениях, причисленных,

согласно международным классификациям, к учреждениям высшей категории

надежности. Именно поэтому средства Минфина РФ на валютных счетах в

коммерческих банках в РФ не относятся к разряду резервных средств и Россия

размещает часть средств на счетах центральных банков других стран, например

центральных банков стран «больший семерки».

Особое место в международной валютной ликвидности занимает золото. Оно

используется как чрезвычайное средство покрытия международных обязательств

путем продажи на рынке за необходимую иностранную валюту или передачи

кредитору в качестве залога при получении иностранных займов. В последнее

время наблюдается устойчивая тенденция к повышению валютного компонента в

общей структуре международных ликвидных активов, при этом золото продолжает

учитываться по фиксированной цене в 35 СДР за тройскую унцию, что

значительно ниже рыночной цены.

При определении деноминации резервов центральные банки руководствуются

следующим правилом: необходимо размещать валютные ресурсы в валюту,

являющуюся резервной по отношению к национальной. Так, немецкая марка

считается резервной единицей по отношению к другим европейским валютам,

поэтому страны Европы отдают предпочтение в выборе резервной валюты

немецкой марке. Германия, соответственно, выбирает в качестве резервных

денег доллар США. Со своей стороны, США рассматривают в качестве денег

более высокого порядка золото, поэтому валютная часть резервов США меньше

золотой.

Ликвидные позиции страны-должника характеризуются следующим

показателем:

- золотовалютные резервы страны/долг.

Собственные резервы образуют безусловную ликвидность. Ею центральные

банки распоряжаются без ограничений. Заемные же ресурсы составляют условную

ликвидность. К их числу относятся кредиты иностранных центральных и частных

банков, а также МВФ. Использование заемных ресурсов связано с выполнением

определенных требований кредитора.

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые

организации.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и

финансовых отношений включает в себя многочисленные международные

организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами,

осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых

отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного

обсуждения , выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-

финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и

научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и

финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все

перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно

назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет

общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и

стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование

МЭО, в том числе валютно-кредитных и финансовых. К ним относятся: Банк

международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк,

Международная ассоциация развития, Международное агентство по

инвестиционным гарантиям и др., а также региональные банки развития,

валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего

специализированные институты ООН – МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое

в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую ассоциацию. Непосредственная

роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях

ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции

ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3-4 года) обсуждаются

валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием

этих стран. Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по

«невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с

«официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа

развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным

кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся

стран.

Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал 4

региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две

последние способствовали организации Азиатского банка развития и

Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти

организации.

Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в

1948 г. в связи с осуществлением «плана Маршалла», затем

переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958

гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества

и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых

приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. Цель ОЭСР –

содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов,

свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР – своеобразный клуб

промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической

политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-

исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных

сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в

год).

Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация промышленно

развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей

по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956

г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с

должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились

активной работой в 80-90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения

государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы

и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ,

МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга,

которая должна быть погашена в текущем году.

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней

задолженности стран-должников.

С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного

регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и

правительств «семерки» и «группы десяти», которая кроме «семерки» включает

Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание

уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип

либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным

тенденциям («каждый за себя»).

Международные финансовые институты возникли в основном после второй

мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.).

Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам,

разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы,

осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-

кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых

институтов обусловлено следующими причинами:

1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и

ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных

связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой

экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов,

ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

> Объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации

международных финансов и мировой экономики;

> Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое

регулирование;

> Совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику

мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых

институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно

применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во

всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров

(США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному

американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых

институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам,

усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две

тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерства по

глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых

государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран

Восточной Европы.

Далее кратко охарактеризую важнейшие организации в международных

валютно-кредитных отношениях:

1 Международный валютный фонд (МВФ).

К числу важнейших организаций в международной экономической сфере,

обладающих наибольшим весом, относится Международный валютный фонд, штаб-

квартира которого находится в Вашингтоне. Он был создан в результате

проведения в 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США) международной конференции, на

которой были приняты новые международные принципы валютной политики,

положенные в основу послевоенной международной валютной системы стран

рыночного хозяйства.

В настоящее время членами МВФ являются более 160 стран, его

деятельность подчинена интересам обеспечения стабильности валютно-

финансовой системы мира. США в МВФ владеют наибольшими суммами квот и,

соответственно, располагают «контрольным пакетом» в его руководящих

органах. Кредиты МВФ, как правило, предоставляются под программы укрепления

финансово-экономического положения стран и имеют связанный характер,

обусловленный выполнением требований специалистов МВФ. Фонд оказывает

огромное влияние на всю систему валютно-финансовых отношений в мировом

хозяйстве, поскольку его нормы регулирования оказывают непосредственное

влияние на движение ссудных капиталов в мировом хозяйстве.

2 Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Важнейшим институтом регулирования международного движения капиталов

является Международный банк реконструкции и развития, известный также под

названием Всемирный банк, основанный в 1945 г. Он выступает в качестве

межправительственной организации с местонахождением в Вашингтоне. Главное в

работе банка – через предоставляемые долгосрочные кредиты банков

содействовать развитию экономики своих членов. Банк получает средства как

от основных взносов стран-членов, так и от выпуска облигаций , которые

могут приобретать частные фирмы, различные учреждения, общественные и

правительственные организации. В то же время МБРР предоставляет кредиты

правительствам и частным фирмам, прежде всего в странах развивающегося

мира. Подавляющая часть займов предоставляется на развитие инфраструктуры,

энергетической базы, транспорта, промышленности и сельского хозяйства. В

системе МБРР действуют: Международная финансовая корпорация (МФК) и

Международная ассоциация развития (МАР). Наблюдается тесная координация в

деятельности МБРР и МВФ.

3 Региональные банки.

Другие банковские организации, так или иначе оказывающие влияние на

систему международных валютно-кредитных и финансовых отношений, процессы

международной торговли, - это региональные банки, как например: Европейский

инвестиционный банк; Европейский банк реконструкции и развития; целый ряд

арабских и иных банков. Ресурсы для своей деятельности они черпают из

собственного капитала и ссуд, получаемых на международных, а часто и на

национальных рынках капитала. Банки предоставляют главным образом

долгосрочные кредиты на финансирование инвестиционной деятельности частных

фирм и международных проектов в рамках помощи развивающимся странам.

Список использованной литературы.

1. «Мировая экономика» Хасбулатов Р.И. г. Москва, «Инсан», 1994 г.

2. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под

редакцией Красавиной Л.Н. г. Москва, «Финансы и статистика», 1994

г.

3. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» под

редакцией Круглова В.В. г. Москва, «Инфра-М», 1998 г.

4. «Макроэкономика. Европейский текст». М. Бурда, Ч. Виплош. С.-

Петербург, «Судостроение», 1998 г.

-----------------------

[1] На протяжении веков и золото, и серебро соперничали друг с другом.

Только в конце XIX века золото стало главным международным средством

обмена. Биметаллизм установил фиксированный паритет между серебром и

золотом, и монеты, сделанные из какого-либо из этих металлов, обычно

принимались к оплате всех сделок, как внутренних, так и внешних.

[2] Девальвация - официальное понижение обменного курса национальной валюты

по отношению к иностранным валютам.

Ревальвация – официальное повышение обменного курса национальной валюты по

отношению к иностранным валютам.