Мировой опыт борьбы с инфляцией
Мировой опыт борьбы с инфляцией
Содержание.
Введение …………………………………………………………………………… 3
1. Общие сведения об инфляции ………………………………………………… 4
1. Виды и причины инфляции …………………………………………….. 4
2. Проблемы и последствия инфляции …………………………………… 9
2. Мировой опыт борьбы с инфляцией ………………………………………… 12
1. Средства борьбы с инфляцией в мире ………………………………... 12
2. Практика антиинфляционных мероприятий в отдельных странах …. 13
3. Проблемы в странах с переходной экономикой …………………………….. 17
1. Проблемы инфляции в России ………………………………………… 17
2. Проблемы инфляции в Украине ………………………………………. 19
Заключение ………………………………………………………………………... 24
Список литературы ……………………………………………………………….. 26
Введение.
Наиболее эффективным индикатором «здоровья» экономики страны является
ее финансовое состояние. Ведь финансовая система не только обеспечивает
необходимые взаимосвязи в экономике, она является одним из наиболее
действенных инструментов макроэкономического регулирования, инструментом с
помощью которого правительства стран имеют возможность регулировать
экономическое развитие. Именно по этому деятельность правительства каждой
страны направлена на обеспечение стабильности финансово-кредитной системы и
финансового положения в целом. Залогом этого, кроме всего прочего, должно
быть состояние «управляемости» инфляционными процессами. Необходимость
этого вызвана тем, что инфляция приводит не только к тяжелым социально-
экономическим последствиям, в условиях инфляции теряется эффективность
действия и происходит деформация инструментов макроэкономического
регулирования.
Практически во всех книгах по экономической теории вопросу инфляции
уделяется внимание. Инфляция не является порождением современности она
имела место и в прошлом. По этому многие экономисты посвящали этой проблеме
свои труды ( например, Дж.М. Кейнс ).
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если
раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный,
всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е.
имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция
находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.
В данной курсовой работе используются работы таких авторов: проф.
Чепурин М.Н., проф. Киселева Е.А., Мельник О.М., Жуков Е.Ф., Камаев В. Д.
А также использованы такие журналы: «Мировая экономика и международные
отношения», «Финансы», «Вопросы экономики», «Экономист», «Финансы
Украины», «Экономика Украины».
В этой курсовой работе будут рассмотрены виды инфляции, причины в
следствии которых она возникает и ее последствия. Будут также рассмотрены
основные методы борьбы с инфляцией в мире, а также проблемы инфляции в
некоторых странах с переходной экономикой.
1.Общие сведения об инфляции.
1.1.Виды и причины инфляции.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное
время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с
функционированием которых неразрывно связана.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение
каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что
вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения
обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя
она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто
денежному феномену. Это сложное социальное явление, порождаемое
диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного
развития экономики во многих странах мира. [ 6, с.423]
Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло
в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и
совокупным предложением. Независимо от состояния денежной сферы товарные
цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности
труда, циклических и сезонны колебаний, структурных сдвигов в системе
воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования
экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации
денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия
внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост
цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция и
среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно
инфляционные.
Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести
следующие:
1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных
расходов и доходов - т.е. дефицит государственного бюджета. Часто этот
дефицит покрывается за счет использования «печатного станка» что приводит к
увеличению денежной массы и как следствие - инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация
экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного
платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.
Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной
хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения
государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные
бумажные деньги.
3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как
его части. Современный рынок в значительной степени олигополистичен.
Поскольку олигополист заинтересован в сокращении производства и предложения
товаров создается дефицит, используемый им для поддержания или поднятия
цены на товар.
4. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом
открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной
страны. Возможности для борьбы у государства довольно-таки ограничены.
Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях,
делает импорт более выгодным, одновременно затрудняя экспорт.
5.Инфляционные ожидания – возникновения у инфляции
самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты
привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения
заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание.
Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков,
одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на
комплектующие, и раскачивают тем самым маховик инфляции [8, с. 284].
Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации.
В этой работе дается классификация инфляции по нескольким параметрам: с
позиции темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности роста цен, с
позиций предсказуемости инфляции и исходя из степени вмешательства
государства в рыночные процессы. Рассказывается также про инфляцию спроса и
инфляцию издержек.
С точки зрения темпа роста цен инфляцию делят на:
Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно
невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в
год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной
экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е
и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и
говорят о наличии ползучей инфляции [5, с. 280]. Средний уровень инфляции
по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 1,3-2%
[24, c. 90].
Галопирующая инфляция (рост цен на 10—200% в год). Такие высокие темпы в 80-
х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки,
некоторых странах Южной Азии. В таблице 1.1.1. приведены индексы
потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах
СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество раз) [2, c. 250]
3.Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной
платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее
обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся
крупнейшие предприятия .Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован
рост цен в 200 раз (темп роста инфляции - 2000 %). Спасло аргентинцев лишь
то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных
отношений можно прожить некоторое время. Недавний рекорд принадлежит
Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигала
33000%. Показательны также примеры гиперинфляции в Венгрии (в 1946г.),
России и Югославии (в начале 90-х гг. XX в.). На Украине гиперинфляция
наблюдалась в 1992-1993 гг. когда уровень инфляции составлял 10256% [12, c.
32].
Таблица 1.1.1. Индексы потребительских цен и темпы роста номинальных
денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество
раз).[1]
| |Потребительские |Среднедушевой |
| |цены |доход |
|Азербайджан |12,1 |5,0 |
|Армения |9,0 |2,8 |
|Белоруссия |11,6 |8,2 |
|Казахстан |10,7 |6,7 |
|Киргизия |11,9 |4,3 |
|Молдавия |12,1 |4,9 |
|Россия |15,7 |7,5 |
|Таджикистан |10,1 |3,4 |
|Туркменистан |8,7 |7,1 |
|Узбекистан |5,1 |5,2 |
|Украина |12,5 |-- |
С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:
ожидаемую и неожидаемую инфляцию.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться
заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая – возникает
стихийно, прогноз невозможен. Воздействие инфляции на уровень реальных
доходов противоречиво. Инфляция по-разному влияет на перераспределение
доходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой или
непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять
меры, чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия инфляции,
которые, в противном случае, отразятся на величине его реального дохода.
С точки зрения критерия соотносительности роста цен по различным
товарным группам различают: сбалансированную инфляцию и несбалансированную
инфляцию. При сбалансированной инфляции рост цен умеренный и одновременный
на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному
росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической
ситуации со стабильными ценами. А при несбалансированной инфляции цены на
различные товары и услуги постоянно изменяются по отношению друг к другу,
причем в различных пропорциях.
Исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы,
инфляцию также подразделяют на: открытую и подавленную.
Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в
процессы формирования цен и заработной платы. Под подавленной инфляцией
подразумевается ситуация, обусловленная правительственным контролем за
ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно [5, c. 282]
Выделяют также инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Инфляция спроса - нарушение равновесия между спросом и предложением со
стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть увеличение
государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства
производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки
производственных мощностей, а также рост покупательной способности
трудящихся (рост заработной платы) в результате, например, согласованных
действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению
к количеству товаров, повышаются цены. Таким образом, избыток платежных
средств в обращении создает дефицит предложения, когда производители не
могут реагировать на рост спроса.
Проиллюстрируем инфляцию спроса (рис. 1.1.1.)1
Увеличение денежной массы по указанным выше причинам в течении
короткого промежутка времени сдвигает кривую совокупного спроса вправо (АD1
( AD2), и если экономика находится на промежуточном (2) или классическом
(3) отрезках кривой совокупного предложения, то это ведет к росту цен, что
представляет инфляцию спроса [6, c. 428].
Инфляция издержек - рост цен вследствие увеличения издержек
производства. Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая
политика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства,
рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной
платы, и др.
Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис.1.1.2.).
Смещение кривой совокупного предложения влево (AS1 ( AS2) в
результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на
единицу продукции, возрастают цены (P1 ( Р2), сокращается реальный объем
производства (Q2 < Q1) или реальный ВНП. В итоге, через определенное время
баланс спроса и предложения налаживается, но уже в точке, соответствующей
более высокой цене.1
На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они
тесно связаны и постоянно взаимодействуют и, например, рост зарплаты может
выглядеть и как инфляция спроса и как инфляция издержек. Ни в одной
экономически развитой стране одновременно не наблюдались во второй
половине ХХ века полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен.
Цены по ряду причин в это время росли постоянно и даже в период застоя
производства. Такое явление называется стагфляцией – инфляционным ростом
цен в условиях стагнации - застоя производства, экономического кризиса [6,
c. 429].
1.2.Проблемы и последствия инфляции.
Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:
перераспределение доходов и богатства;
отставание цен государственных предприятий от рыночных;
скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;
ускоренная материализация денежных средств;
нестабильность экономической информации;
падение реального процента;
обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.
Рассмотрим каждое из последствий более подробно.
Первое из них – перераспределение доходов и богатства. Инфляция
перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих
кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда
берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на
эту сумму можно купить гораздо меньше. Так, от инфляции выигрывают люди,
которые получили кредит на освоение дачных участков, и предприятия, у
которых имеет место превышение дебиторской задолженности над кредиторской.
Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг,
так как инфляция дает ему возможность оплатить долги рублями, имеющими
меньшую покупательную способность [9, c. 238].
Также инфляция ведет к перераспределению национального дохода,
является как бы сверхналогом на население, что является причиной отставания
темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих
цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных
работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др. [4, c. 305].
Второе последствие инфляции – отставание цен государственных
предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе
рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются
реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение
своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение
всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях
ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции
подобный механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает
дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой
экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен
[9, c. 239].
Третье последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции
сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное
налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет
различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или
доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это
позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без
принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к
правительству, естественно, ухудшается.
Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят
индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции (в США, например, с
1985 г.). Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу
несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства,
усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у
различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с
различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов,
она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к
примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на
авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь
плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%.
Налоговая система этого не может гибко учесть [7, c. 126].
Еще одно последствие несбалансированной инфляции – население и
корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные
запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных
ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется
слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных
запасов впрок. Пример тому – паническая материализация денежных средств на
всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием»
складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир
населения.
Очередное последствие инфляции – нестабильность и недостаточность
экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть
главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация – главная для
бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели
товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в
будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается
активность бизнеса.
Следующее последствие инфляции – реальная денежная процентная ставка
уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в
1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году
получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже [9, c. 241].
Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения.
Зависимость между инфляционным ростом цен и сокращением безработицы
была выведена в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом. Используя
данные статистики Великобритании за 1861-1956гг. Pон построил кривую,
отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и
уровнем безработицы (рис.1.2.1.)
На этом рисунке: U – уровень безработицы, Р- темп роста товарных цен.
Например, если правительство рассматривает уровень безработицы U1 как
излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-
кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению
производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается
до величины U2, но одновременно возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие
условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять
меры для снижения темпов роста цен до уровня Р3, а безработица увеличится
до уровня U3.
Практика показывает, что кривая Филлипса применима для экономической
ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на
высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется
целым комплексом обстоятельств [6, c. 434].1
2. Мировой опыт борьбы с инфляцией.
2.1. Средства борьбы с инфляцией в мире.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают
правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.
Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной
массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых
разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ
стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три
общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного
кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -
маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на
платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает
налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако,
одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может
привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным
целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях
спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного
бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом
расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование
спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е
годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты
ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и
расходами [1, с. 645].
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в
экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное
регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.
Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству
Центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в
обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что
государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения
платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и
искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над инфляцией [10, c. 432].
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства
многих стран, начиная с 60-x годов, проводили так называемую политику цен и
доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению
заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает
административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда
достигает объявленной цели.
Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных
странах показывает целесообразность сочетания долговременной и
краткосрочной политики.
Долговременная политика включает в себя, во-первых, задачу погасить
инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий спрос.
Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения
налогов и снижения расходов государства.
В-третьих, мероприятия в области денежного обращения, в частности,
установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что
позволяет контролировать уровень инфляции.
В-четвертых, ослабление влияния внешних факторов. Задача состоит в
уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного
капитала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом
для финансирования бюджетного дефицита.
Краткосрочная направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь
успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без
увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет
льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству
побочные товары и услуги. Оно может приватизировать часть своей
собственности и таким образом увеличить поступления в государственный
бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить его
инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных
предприятий.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к
значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для
снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше
своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт
(ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например,
такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов [6, c.
438].
2.2. Практика антиинфляционных мероприятий в отдельных странах.
Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах,
вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Рост денежной
массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имел
инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса
увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении – только
на 26%. В 1969-1970 гг. имел место кризисный спад промышленного
производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте
1971 г. общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня
1969 г., но общая масса денег в обращении возросла с марта 1969 г. по март
1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова
возросла на 11%, а промышленная продукция – только на 4%. В результате
инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а
покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с
1945г. по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем
вдвое, причем только за 1963-1972 гг. его рост составил 37% [17 c. 85].
Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других
капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к
товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального
золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне,
установленном еще в 1934 г.
Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в
1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена
монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде
всего назовем повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии,
сокращение бюджетного дефицита за счет урезывания государственных расходов,
уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и
физических лиц и некотрое уменьшение военных расходов (вследствие
подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений)
[3, c. 417].
Период после Второй мировой войны в Великобритании характеризуется
более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах.
В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4,1% в год; в 1971-1980
гг. – на 13,3%; в 1981-1986 гг. – на 7,5%. Причины инфляции в
Великобритании коренятся и в сфере производства, и в сфере обращения. Одной
из основных был бюджетный дефицит, который сопровождался ростом
государственного долга. Задолженность только центрального правительства в
1986 г. составляла 47% ВНП [27, c. 110].
Для борьбы с инфляцией Банк Англии применял разнообразные инструменты.
До конца 70-х гг. в основном осуществлялся неокейнсианский подход к
денежно-кредитному регулированию. Использовались три метода денежно-
кредитной политики: маневрирование процентной ставкой Банка Англии;
изменение норм «специальных депозитов», т.е. депонирования коммерческими
банками доли средств, привлеченных на депозиты, на спецсчете в Банке
Англии; применение прямых селективных методов контроля за банковскими
ссудами, выдаваемыми частному сектору. С 1976 г. наблюдалось усиление
влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно
монетаристических концепций. В монетарной политики акцент первоначально
был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90-
х гг. правительство убедилось в том, что контроль под ее ростом
осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран
обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке.
Такая политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания вышла
из механизма обменных курсов Европейской валютной системы. С тех пор
ключевым элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных
процентных ставок [28, c. 123].
Из таблицы 2.2.1. видно, что уровень инфляции в Англии последние
несколько лет держится на невысоком уровне, а это значит что правительство
страны подобрало наиболее оптимальную антиинфляционную политику.
Таблица 2.2.1. Основные экономические показатели.1
| |1995г.|1996г|1997г.|1998г.|1999г.|2000г.|2001г.|
| | |. | | | | | |
|ВВП (в сопоставимых |2,8 |2,3 |3,3 |2,6 |2,2 |3,0 |2,3-2,|
|ценах)* | | | | | | |8 |
|Объем промышленного | | | | | | | |
|производства (в |4,1 |1,1 |0,8 |0,5 |0,0 |1,5 | |
|сопоставимых ценах)* | | | | | | |1,8-2,|
|Инфляция (по розничным |3,4 |2,5 |3,1 |2,4 |2,0 |2,4 |0 |
|ценам)* | | | | | | | |
|Государственный бюджет | | | | | | |2,4 |
|(дефицит /-/, профицит |-24,9 |21,6 |-1,9 |-7,5 |17,1 |19,2 | |
|/+/), млрд.ф.ст. |153,7 |167,4|171,8 |164,1 |165,7 |182,7 | |
|Экспорт товаров, |165,4 | |183,7 |184,6 |192,4 |202,8 |23,1 |
|млрд.ф.ст. | |180,5| | | | |— |
|Импорт товаров, | | | | | | |— |
|млрд.ф.ст |-3,7 | |6,6 |-0,1 |-11,0 |-14,0 | |
|Сальдо платежного | | | | | | | |
|баланса по текущим | |0,6 | | | | |-21,8 |
|операциям, млрд.ф.ст | | | | | | | |
* Темпы прирост, % к предыдущему году.
Послевоенная инфляция во Франции была тесно связана с хроническим
бюджетным дефицитом, который обусловлен крупными военными расходами, а
также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и
осуществлением «политики роста». После Второй мировой войны неоднократно
осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведены
в декабре 1958г. и в августе 1969 г. Девальвация 1958 г. сыграла
определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок.
Золотовалютные резервы Франции значительно возросли: с 1050 млн. долл. в
конце 1958 г. до 6994 млн. долл. в конце 1967 г. Однако внутренний процесс
инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении
товарных цен [3, c. 431]. Так, с 1962 г. по август 1971 г. индекс розничных
цен поднялся на 55% [23, c. 101].
В связи с этим правительство Франции в сентябре 1963 г. провозгласило
«план стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной
платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов
предприятиям и потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка
Франции в ноябре 1963 г. с 3,5 до 4%), а также меры по сокращению
бюджетного дефицита путем значительного увеличения налогов. Но реальной
стабилизации франка не произошло: военные расходы и денежная масса
продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать. Тогда в
сентябре 1969 г. правительство Франции опубликовало «план оздоровления»,
предусматривающий сокращение внутреннего потребления, уменьшение бюджетного
дефицита и рост экспорта. Были вновь применены меры кредитной рестрикции
(учетная ставка Банка Франции была поднята в 1969 г. с 6 до 8%; ограничен
банковский и потребительский кредит), а для сокращения бюджетного дефицита
повышены налоги[3, c. 433].
3. Проблемы инфляции в странах с переходной экономикой.
3.1. Проблемы инфляции в России.
В экономической жизни России после семи лет активных рыночных реформ,
после достижения официально провозглашенной финансовой стабилизации
разразился финансовый крах, страна, по существу, объявлена банкротом. В тот
момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять
текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в
состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними
кредиторами. Одним из первых следствий краха стал рост цен. Потребительские
цены (основной показатель инфляции) выросли за сентябрь 1998 г. на 38%, за
октябрь-на 5 %. Рост цен за 1998 г. превысил 60 % при 11 % в феврале 1997
г. Инфляция возвратилась, и это тем более печально, что именно снижение ее
провозглашалось главной целью не только кредитно-денежной, но и всей
экономической политики. Под снижение инфляции брали кредиты за рубежом, был
создан и раздут рынок государственных ценных бумаг[30, c. 26].
Основная причина столь негативного поворота событий заключается в
несоответствии проводимых реформ социально-политической обстановке в стране
и реальному экономическому состоянию общества. Главным направлением реформ
были избраны немедленная трансформация денежно-ценностного механизма и
бездумное крушение государственного регулирования экономики: либерализация
цен и валютных отношений; отмена монополии внешней торговли, скоротечная
приватизация государственных предприятий и т.д. Но было упущено
производство, которое немедленно стало сокращаться.
Следует сказать, что инфляция началась еще в условиях
централизованного планирования. В 1990 и 1991 гг. цены росли уже в
соответствии с решениями государственных органов, в частности в 1991 г.
потребительские цены повысились в 2,6 раз [21, c. 3]. Объявляя
либерализацию цен с 1 января 1992 г., реформаторы ожидали их рост
предположительно в 3-4 раза. Фактически же он составил 26 раз (табл.
3.1.1.). Надеялись быстро справиться с инфляцией путем регулирования
денежной массы, не допуская ее чрезмерного роста. Вот тут была допущена
основная ошибка. Она заключалась в неверном представлении о природе
инфляции в России и соответственно в неправильном выборе средств борьбы с
ней. Была взята на вооружение одна из разновидностей количественной теории
денег (монетаризм). Согласно этой теории инфляция – чисто денежное явление,
динамика цен зависит только от денежной массы, величина ее определяется
спросом на деньги со стороны хозяйства, и чем меньше государство
вмешивается в формирование этого спроса, тем лучше. Устанавливается, таким
образом, почти функциональная зависимость динамики цен от количества денег
в обращении [26, c. 62].
Таблица 3.1.1. Денежные индикаторы и темпы инфляции в России.1
| |Годы |
|В среднем за год |1992|1993|1994 |1995 |1996 |
|Темпы прироста | | | | | |
|М2, % |561,|416,|166,5|125,8 |37,5 |
|Темпы инфляции, %|2 |2 | |131 |30 |
| |2509|844 |215 |1659 |3217 |
|ВВП, трлн. руб. | |171 |611 | | |
|Коэффициент |1,9 | | |9,6 |17,8 |
|монетизации, % | |12,8|10,7 | | |
|Индекс |21,2| | |1785 |3165 |
|потребительских | | |773 | | |
|цен | |245 | | | |
| |26,1| | | | |
Необоснованная антиинфляционная политика в течение 1992-1997 гг.,
выразившаяся в ограничении денежной массы, привела к глобальному росту
неплатежей, массовому распространению суррогатов денег, повышению роли
бартера в хозяйственных связях, падению производства. Кроме того
антиинфляционная политика правительства, проводимая в этот период, помимо
безоглядного ограничения денежной массы включала в себя и так называемый
безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Если ограничение денежной
массы в хозяйстве с самого начала выглядели сомнительной находкой
правительства, то переход от кредитования бюджета к выпуску государственных
долговых обязательств внешне представлялся вполне оправданным и никакой
критики на первых порах не вызвал. Начиная с 1995 г. выпуск государственных
ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального
бюджета. Главной причиной конечного провала попыток «цивилизованного»
покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух
направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика
вела к падению производства и объема доходов, а бюджетная исходила из
предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов [25, c.
43].
Главным результатом действий правительства и Центрального банка стало
обвальное падение курса рубля (табл. 3.1.2.), и в этом выявилось наглядное
доказательство бессмысленности той антиинфляционной политики, которая ими
проводилась с 1995 г. Ведь кроме снижения темпов инфляции была
провозглашена и стабильность курса рубля как главная задача денежно-
кредитной политики. И когда казалось, что до поставленной цели рукой
подать, все покатилось в пропасть. Падение курса рубля немедленно вызвало
рост цен на импортные товары, а затем и на отечественную продукцию (табл.
3.1.3.). Круг замкнулся. Результатом политики, направленной на подавление
инфляции и сохранение стабильного курса рубля, стали вспышка инфляции и
падение курса рубля. Именно падение курса рубля вызвало вспышку цен в
августе-сентябре и продолжающийся их рост в октябре-ноябре. Денежная масса
в августе была ниже, чем в начале года. Падения рубля было результатом двух
существенных факторов: образования большой краткосрочной задолженности
нерезидентам (естественно в долларах) и отставания «коридорного» курса
рубля от уровня инфляции. Кроме того, негативное воздействие оказала
необходимость очередных (и значительных) платежей по долгосрочному внешнему
долгу в соответствии с прежними соглашениями.
Таблица 3.1.2. Валютный курс руб./долл.1
|Прирост |309,0|197,4|47,8 |14,7 |27,8 |85,7 |20,8 |25,0 |
|потребительских цен | | | | | | | | |
Деградация сельского хозяйства за годы реформ создала постоянную
потребность в систематическом ввозе продовольствия. Под давлением
иностранной конкуренции сократилось или прекратилось производство многих
видов промышленной продукции (одежда, обувь, телевизоры, автомобили, видео-
и аудиотехника и т.д.). Поэтому, несмотря на падение курса рубля,
номинальный объем импорта в рублях возрастал. А это и означало инфляцию
[13, c. 16].
3.2. Проблемы инфляции в Украине.
Наиболее эффективным индикатором «здоровья» экономики страны является
ее финансовое состояние. Ведь финансовая система не только обеспечивает
необходимые взаимосвязи в экономике, она является одним из наиболее
действенных инструментов макроэкономического регулирования, инструментом с
помощью которого правительства стран имеют возможность регулировать
экономическое развитие. Именно по этому деятельность правительства каждой
страны направлена на обеспечение стабильности финансово-кредитной системы и
финансового положения в целом. Залогом этого, кроме всего прочего, должно
быть состояние «управляемости» инфляционными процессами. Необходимость
этого вызвана тем, что инфляция приводит не только к тяжелым социально-
экономическим последствиям, в условиях инфляции теряется эффективность
действия и происходит деформация инструментов макроэкономического
регулирования.
Период 1992-1994 гг. в Украине характеризовался чрезвычайно высоким
уровнем инфляции, обвальным ростом цен, ослаблением контроля над финансово-
хозяйственной деятельностью предприятий.
По данным Мирового банка, уровень инфляции в Украине во второй
половине 1993 г. был наивысшим в мире. Если в1992 г. ее уровень вырос
в 21 раз, то за 1993 г. - в 103 раза. И хотя в 1994 г. уровень инфляции
несколько снизился, однако произошло это не в результате проведения
комплексных реформ и качественных изменений в системе государственных
финансов и внедрения ценовой либерализации, а через отсрочку бюджетных
выплат и небывалый рост задолженности бюджета [22 c. 34].
К числу инфляционных факторов, которые имели место в течение последних лет,
принадлежат:
а) высоковатое поднятие цен на энергоносители и основные виды сырья и
материалов;
б) увеличение денежной массы за счет дополнительной эмиссии денег;
г) рост безналичного обращения как следствие кредитования низко
рентабельных и убыточных предприятий;
д) монопольное ценообразование в условиях монополизации большинства
видов промышленного производства, которое ведет к диктатному повышению цен
производителями, поскольку потребители, лишенные выбора и отсутствующий
сдерживающий контроль по ценам.
В Украине темпы роста денежной массы (М2) были высокими, особенно
это касается периода 1992-1993гг. В следующий период темпы роста денежной
массы начали быстро снижаться, но сейчас они достаточно высоки.(табл.
3.2.1.). Однако это имеет свои причины. Главная из них заключается в том,
что в 1992-1993гг. Украина пережила процесс гиперинфляции. В следствии
этого уровень монетизации ВВП резко уменьшился и сегодня составляет около
13% (табл. 3.2.2.). При этом постепенное уменьшение уровня инфляции создает
благоприятную среду для постепенного увеличения уровня монетизации ВВП. При
условии, когда самоиндуцированная инфляционная волна еще полностью не
сбита, а цены не эластичны к снижению, ограничение темпов роста денежной
массы на уровне, характерном для промышленно развитых стран Европы, не
целесообразно, поскольку это может создать искусственный денежный голод
[20, c. 27].
Период 1994-1998гг. в Украине можно охарактеризовать как такой, когда
влияние денежных факторов инфляции, определяемых особенностями
государственной денежно-кредитной политики (табл. 3.2.2.), постепенно
уменьшалась, а сама инфляция из инфляции спроса превратилась в инфляцию
расходов, где увеличение денежной массы играет пассивную роль,
приспосабливаясь к изменению уровня цен. Инфляция постепенно уменьшается до
приемлемого уровня, который дает возможность возобновить экономический рост
[19, c.42].
Таблица 3.2.1. Некоторые важнейшие макропоказатели в Украине.1
|Годы |Изменения |Темпы роста |Среднемесячный|Изменение М2|Уровень |
| |ВВП (% к |потребительски|темп инфляции |в |безработицы|
| |предыдущему|х цен (раз к |(%) |национальной|на конец |
| |году) |предыдущему | |валюте (раз |года (%) |
| | |году) | |к | |
| | | | |предыдущему | |
| | | | |году) | |
|1992 |-9,9 |21,0 |33,5 |12,6 |0,3 |
|1993 |-14,2 |102,6 |47,1 |16,8 |0,4 |
|1994 |-22,9 |5,0 |14,4 |5,6 |0,4 |
|1995 |-12,2 |2,8 |9,0 |2,4 |0,6 |
|1996 |-10,0 |1,4 |2,8 |1,39 |1,6 |
|1997 |-3,0 |1,1 |0,8 |1,47 |2,9 |
|1998 |-1,7 |1,2 |1,5 |1,13 |4,6 |
Таблица 3.2.2. Показатели темпов роста денежной массы и монетизации
экономики в Украине.1
|Годы |Номинальный |Наличность в обращении |Денежный агрегат М2 в |
| |ВВП (млн. | |национальной валюте |
| |грн.) | | |
| | |Темпы роста|% от ВВП |Темпы роста |% от ВВП |
| | |(раз за | |(раз за год)| |
| | |год) | | | |
|1992 |52 |16,7 |9,6 |12,6 |44,2 |
|1993 |1420 |25,6 |9 |16,8 |27,2 |
|1994 |10792 |6,2 |7,3 |5,6 |20 |
|1995 |50836 |3,3 |5,2 |2,4 |10,4 |
|1996 |78100 |1,5 |5,1 |1,39 |9,4 |
|1997 |86952 |1,5 |7,1 |1,47 |12,4 |
|1998 |94509 |1,17 |7,6 |1,13 |12,9 |
Темпы инфляции в стране определяют необходимость поддержания
реальных процентных ставок на положительном уровне. Чем выше уровень
инфляции, тем больше проценты за кредит. По сути, такая ситуация
обусловлена неодинаковым влиянием инфляционных процессов на деятельность
кредитора и заемщика. При подобных обстоятельствах для коммерческого банка
средством сохранения доходов выступает повышение ставок по ссудным
операциям. Необходимо отметить, что в условиях сверхвысоких темпов инфляции
механизм компенсации потерь из-за повышения процентных ставок в силу
различных причин не всегда срабатывает (например, в связи с государственным
регулированием или же неготовностью заемщиков платить сверхвысокие
проценты). Такая ситуация возникла в Украине в период гиперинфляции 1992-
1994 гг., когда темпы роста цен были несопоставимы со средними значениями
банковских ставок по кредитным операциям. Результатом этого стали перекосы
в структуре активов банков, когда все кредитование свелось к
сверхкраткосрочному (табл. 3.2.3.) [14, c.32].
Таблица 3.2.3. Динамика процентных ставок по кредитным операциям
коммерческих банков Украины (в национальной валюте) и темпы и темпы
инфляции (%).1
| |Годы |
| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Инфляция |401,1 |181,7 |39,7 |10,1 |19,99 |19,2 |25,8 |
|Девальваци|758 |69 |3 |1 |80 |52 |4,2 |
|я | | | | | | | |
За последний год темпы инфляции в стране снизились – в 2001 г.
потребительские товары подорожали на 12%, когда в 2000 г. прирост цен
составлял 25,8% [16, c. 1].
Заключение.
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных
процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной
способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования,
сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований,
восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма
различной, хотя и обозначается одним термином. Можно классифицировать
инфляцию: с позиции темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности
роста цен, с позиций предсказуемости инфляции и исходя из степени
вмешательства государства в рыночные процессы.
В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом
рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о
следствиях, но и некоторых специфических функциях инфляции. Многие
экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция,
скажем, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим
ростом денежной массы, способна стимулировать производство.
Отметим кратко некоторые последствия инфляции:
o инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает
возможности нормальной реализации ценовых заработков;
o особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную
дифференциацию населения;
o сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме
сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку
недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями
доходов сдвигается в сторону потребления;
o ведет к снижению реальных доходов населения при неравномерном росте
национальных доходов;
o ведет к обесценению сбережений населения. Повышение процентов на
вклады, как правило, не компенсирует падение реальных сбережений;
o приводит к потере у производителя заинтересованности в создании
качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого
качества, сокращается производство относительно дешевых товаров.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной
и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом
многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только
монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения
государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется
проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них -
стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой
системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности
предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного
курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют
выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в
жизнь.
В странах с переходной экономикой инфляционный процесс развертывается,
как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычная, специфическая
черта инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию в этих
странах. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения
народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное
сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя
денежная масса в обращении).
За последний год темпы инфляции в Украине снизились – в 2001 г.
потребительские товары подорожали на 12% (в 2000 г. прирост цен составлял
25,2%). Столь низкой ценовой динамики никто не ожидал. Ее темпы оказались в
два раза меньше запланированных. Учитывая укрепление гривны, может вообще
сложится впечатление о безупречности монетарных методов ценового
регулирования. Но причины инфляции вряд ли можно объяснить исключительно
монетарной политикой. К не монетарным причинам инфляции можно отнести
низкий уровень конкуренции в экономике, нерентабельное потребление
материалов, энергии, рабочей силы.
Нельзя снижать темп инфляции только монетарными методами. Ужесточение
монетарной политики в лучшем случае может лишь вскрыть очаги проблемы.
Терапия же требует иных инструментов.
Для снижения инфляции в стране правительство Украины должно избегать
двух крайностей. Во-первых, замораживания достигнутого уровня инфляции,
вследствие спекуляций на институциональных проблемах и всяческого нежелания
их преодолевать. Во-вторых, резкого сжатия денежной массы при низких
возможностях ее неэмиссионного роста.
Стратегия же долгосрочного снижения инфляции связана преимущественно с
развитием немонетарных инструментов – повышением мобильности рабочей силы,
расширением сети центров профессиональной переподготовки, упрощением
процедур входа предприятий на рынки и выхода из них, развитием институтов
страхования и гарантий и т.д. Их становление поможет со временем оздоровить
и отечественный бюджет, снизив остроту его потребности в ежегодных кредитах
и отложенных долговых платежах.
Замедлению роста цен также способствует оперативное перераспределение
финансовых ресурсов в пользу выпуска продукции, пользующейся повышенным
спросом.
Список литературы
1. Бакалавр экономики. Хрестоматия в 3-х томах. Российская экономическая
академия им. Г.В. Плеханова, центр кадрового развития. Том 2.
Информационно издательская фирма «Триада», М., 1999 год, 1026 стр.
2. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек.,1996г. – 560 с.
3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова,
А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2000. –
622 с.
4. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учебное пособие. – К.: Вища
шк. – Знання, 1998. – 478 с.: ил.
5. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и макроэкономический
анализ: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 512с.
6. Курс экономической теории. Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н.,
проф. Киселевой Е.А. Издательство «АСА» Киров, 1995 г. – 623 с.
7. Мельник О.М. Iнфляцiя: теорiя i практика регулювання. – К.: Т-во
«Знання», КОО, 1999. 291 с.
8. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону,
издательство «Феникс», 1996, 608 с.
9. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.
В. Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд.
центр ВЛАДОС, 2000. – 640 с.: ил.
10. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под общей ред. акад.
Видяпин В.И., Журавлева Г.П. – М.: ИНФРА, 1997.– 560 с.
11. Амсов А. Особенности инфляции и возможности противодействия ей. //
Экономист, 1998 г., №1, с. 67-76
12. Горнычар Э., Якименко В., Козырев В. Компенсация потери части
заработной платы. // Баланс, 1999 г., № 45 (274), с. 32-34
13. Илларионов А. Экономическая политика в открытой экономике со
значительным сырьевым фактором// Вопросы экономики, 2001г., №4., с.
12-16
14. Дзюблюк А. Формирование процентной политики коммерческих банков. //
Экономика Украины, 2000 г., № 12, с. 30-37
15. Ковальчук Т., Кузнец Г. Основные факторы и факторы инфляции в Украине
// Финансы Украины, 1998 г., №10, с. 14-17
16. Кораблин С. Инфляция. // Зеркало недели, 2002 г., № 9 (384), с. 1,
9
17. Марцинкевич В. США. // Мировая экономика и международные отношения,
1996 г., №8, с. 82-88
18. Луцив Б. Денежно-кредитная политика государства и инвестиционная
деятельность банков. // Экономика Украины, 2001 г., № 10, с. 20-25
19. Макаркина А. Комплексная оценка ифляционных процессов. // Экономика
Украины, 2000 г., №1, с. 42-45
20. Мельник А. Основные параметры денежно-кредитной политики в Украине. //
Экономика Украины, 2000 г., № 7, с. 25-31
21. Пешехонов Ю.В. Особенности инфляционного развития экономики России //
Финансы. - 1995. - № 3. - с.3-7.
22. Осадчий А. Основные факторы инфляции в Украине. // Экономика Украины,
1996 г., № 3, с. 31-39
23. Островская Е. Франция. // Мировая экономика и международные
отношения, 1996 г., №8, с. 98-105
24. Подколзина И. Единая Европа: эксперимент в реальном времени. //
Мировая экономика и международные отношения, 2000 г., № 8, с. 89-92
25. Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А. Исследование инфляционных
процессов в условиях переходной экономики. // Вопросы экономики, 1997
г., №10, с. 41-52
26. Семенов В.П., Рябикин В.И. Инфляция: оценка причин и следствий //
Финансы. - 1998. - N 6. - с.62-64.
27. Хесин Е. Великобритания. // Мировая экономика и международные
отношения, 1997 г., №8, с. 102-116
28. Хесин Е. Великобритания: седьмой год подъема. // Мировая экономика и
международные отношения, 2000 г., №8, с. 120-138
29. Хесин Е. Великобритания. // Мировая экономика и международные
отношения, 2001 г., №8, с. 98-112
30. Шенаев В.И. К вопросу о преодолении инфляции в России // Экономист,
1999 г., № 2 , с. 25-28
-----------------------
[1] Булатов А.С. Экономика. М.: Бек.,1996г., с.251.
1 Курс экономической теории. Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н.,
проф. Киселевой Е.А. Издательство «АСА» Киров, 1995г., с.428
1 Курс экономической теории. Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н.,
проф. Киселевой Е.А. Издательство «АСА» Киров, 1995 г., с. 429
1 Курс экономической теории. Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н.,
проф. Киселевой Е.А. Издательство «АСА» Киров, 1995 г., с.436
1 Хесин Е. Великобритания // Мировая экономика и международные отношения,
2001г., №8, с. 100
1 Амсов А. Особенности инфляции и возможности противодействия ей. //
Экономист, 1998 г., №1, стр. 72
1 Илларионов А. Экономическая политика в открытой экономике со значительным
сырьевым фактором// Вопросы экономики, 2001г., №4., с. 12, 13
1 Мельник А. Основные параметры денежно-кредитной политики в Украине. //
Экономика Украины, 2000 г., № 7, с. 26, 27.
1 Дзюблюк А. Формирование процентной политики коммерческих банков. //
Экономика Украины, 2000 г., № 12, с. 33
1 Луцив Б. Денежно-кредитная политика государства и инвестиционная
деятельность банков. // Экономика Украины, 2001 г., № 10, с. 20
-----------------------
AS
Рис.1.2.1. Кривая Филлипса. Пунктирная кривая – cтагфляционное
смещение.1
Р
Р2
Р3
Р1
U2 U3 U1 U
2
1
Q1 Q2 Реальный ВНП
Р1 Р2 Уровень цен
2
1
Р1 Р2 Уровень цен
Q1 Q2 Реальный ВНП
AD1
AD2
3
3
AS1
AS2
AD
Рис.1.1.2. Инфляция издержек1
Рис.1.1.1. Инфляция спроса1
?