Модели рыночной экономики

Модели рыночной экономики

Cодержание

Введение ………………………………………………………….3

Глава I Сущность рыночной экономики………………………..5

Глава II Шведская модель ……………………………………...12

Глава III Российская модель рыночной экономики……………19

Заключение………………………………………………………..31

Введение

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое

общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие

материальные блага. Необходимые

человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление

совершается в процессе производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы

с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития

общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления

простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких

переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства

не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит

нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе

производство служит в конечном счете удовлетворению потребностей.

Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности

отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности

выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности.

Именно они предопределяют направленность развития производства.

Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность

человека сводилась к развитию материального производства, без чего

невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных

благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства

появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется

структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях

совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество

получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся

видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни

населения проявляется прежде всего в более полном удовлетворении

материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье,

условиях труда и других жизненно необходимых благах.

К специфической особенности потребностей относится их

''необратимость'': с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации

они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста. В своей

совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные

потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности

полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к

максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать

производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

В любой системе производство выступает как отношение общества к

природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство

и потребление находились в определенной зависимости и определенном

отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между

людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические,

организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные

взаимосвязи общества.

Организуя производственно- трудовую деятельность на основе

разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество

смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном

благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше,

чем было возможно во времена натурального хозяйства.

Глава I

Сущность рыночной экономики

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм,

состоящий из огромного количества разнообразных производственных,

коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на

фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым

понятием - рынок.

Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве

продавцов и покупателей находят друг друга.

В современной неоклассической экономической литературе наиболее

часто используется определение рынка, данное французским экономистом

А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом А.Маршаллом (1842-1924). "Рынок- это

не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и

покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и

продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары

имеют тенденцию легко и быстро выравниваться".[1] В данном определении в

качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление

цен.

Английский экономист У.Джевонс (1835-1882) в качестве основного

критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между

продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую

группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по

поводу любого товара.

Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что

содержание рынка сводится только к сфере обмена.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что

понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном

смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена,

обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между

людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и

потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования

экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности,

товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как

такового рыночные отношения включают:

- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур

экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на

рыночной основе;

- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными

фирмами;

- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления,

включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие

подразделения.

Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в

России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали

развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой

хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной

собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических

процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования

на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех

хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако

вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в

виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торгово-

спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности -

рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки

государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается

на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов

производства. В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий,

обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия

можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий

хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

- реализация многообразных форм собственности (частной,

кооперативной, акционерной,

государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать

последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности

при структурных изменениях;

- демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо

исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является

саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию;

нельзя полагаться на то, что капитализм ''развивается сам по себе''2;

- создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных

элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства;

финансовый рынок.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой

правового законодательства и принятия экономических положений по переходу

на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по

формированию и обладанию многообразными формами собственности и

хозяйствования, недопускающие расхищения и нерационального использования.

Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных

отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с

привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Рассмотрим понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной

экономики относятся продавцы и покупатели.

Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к

потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной

стороны, и потребителями- с другой.

Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда,

которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам

трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные

взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность,

в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает

экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе

модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-

продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения

простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и

производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют

производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и

совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных

отношений принимают форму рыночных отношений.

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость

хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, трансформации и

приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей.

Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная

работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования

экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют

хозяйствующие субъекты (участники экономического процесса).

К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической

науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно

принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической

(хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим

агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц

(предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ,

правительственные органы и учреждения.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация

самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Такого рода

решения принимают и осуществляют потребители. Они либо покупают товары,

либо отказываются от покупки. Самостоятельные решения принимают предприятия-

производители товаров и услуг. Они планируют, что производить, в каких

размерах, по каким ценам и на каких условиях продавать.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его

отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами

производства он владеет. Одни располагают капиталом и обладают

экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в

управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие

распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на

организацию производства, распределение доходов, участие в управлении

ограничены.

Вместе с тем различное отношение к факторам производства не только

разделяет, но и известным образом связывает людей, создает взаимную

заинтересованность в соединении разнородных факторов, совместном участии в

организации, постоянном возобновлении различных сфер и видов хозяйственной

деятельности.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты,

принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство

(органы государственного управления, государственные учреждения), нередко-

некоммерческие организации.

К объектам рынка относятся товары и деньги.

Что же такое товар? Товар- это продукт труда, предназначенный для

обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он

удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является

вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает

потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того,

как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.

И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен

(произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, то

есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок,

хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не

является товаром).

Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они

выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения

между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может

принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе

которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат

более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

Вся история развития экономики есть одновременно история развития

товарного производства и товарного отношения, где связи производителей

между собой осуществлялись через обмен одних товаров на другие. На ранних

этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег.

Такой обмен (сейчас его называют ''бартер'') сопряжен с немалыми

трудностями. Стихийный процесс обмена заставил общество сделать

кординальный шаг в эволюции обменных операций. В результате очень

длительного и сложного развития обмена на роль всеобщего эквивалента

выделился один товар. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового

рынка закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром - в силу

их естественных свойств, таких, как качественная однородность,

количественная делимость, сохраняемость и портативность. С этого времени

весь товарный мир разделился на две части: на ''товарную чернь'' и особый

товар, играющий роль всеобщего эквивалента, - деньги.

Таким образом, деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом

этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое

усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального

хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена

обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен

массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной

специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

Таким образом, сущность денег заключается в том, что это -

специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается

общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в

единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и

всеобщего рабочего времени.

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях,

которые выражают внутреннее содержание денег.

Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство

обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые

деньги.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим

функциям относятся:

. функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том,

что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего

производства и повышают цены. В результате производство начинает

сокращаться;

. стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают

производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем

внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

. функция установления общественной значимости произведенного продукта и

затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях

бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия

монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей

и состязательности между ними);

. регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и

макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

. функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов

самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит

освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных

его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация

товаропроизводителей.

Основные принципы рыночной экономики следующие:

. свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная рыночная

конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс

купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На

микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер

предпринимательской деятельности (бизнеса). Свобода предпринимательства

выражает свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы

для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные

товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;

. равноправие рыночных субъектов;

. экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и

коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные

последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно

относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической

деятельности;

. экономическая конкуренция. Конкуренция- это процесс взаимодействия,

взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции,

соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и

услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;

. свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и

системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены

складываются под воздействием спроса и предложения в условиях

конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется

характером и структурой между производителями и потребителями;

. ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет

количество денег и объем производства. От его функционирования зависят

хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.

Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной

экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как

государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль -

важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в

качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;

. всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в

мировой рынок;

. открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через

границу;

. государственное регулирование, то есть воздействие государства на

деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью

обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма,

решения экологических и социальных проблем;

. социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с

одной стороны - предоставление всем гражданам равных возможностей в том,

чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны

- государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов

общества.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в

том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно

этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в

производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего

нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов

комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и

внедрению новых, более эффективных технологий производства. ''Невидимая

рука'', таким образом, управляет личной выгодой. Она обеспечивает общество

производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся

ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую

эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет

большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного

вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного

регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое

вмешательство становится вынужденным.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является

свобода. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в

том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и

предприятий. Существует два способа такой координации: один - это

централизованное управление и использование мер принуждения; другой - это

добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы. Лишь

рыночная система способна координировать экономическую деятельность без

принуждения. Рыночная система представляет свободу предпринимательства и

выбора; собственно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и

рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в

другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных

каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной

системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с

учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой

рыночной системы.

Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные

функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не

означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и

во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства

есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном

действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики,

неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление

равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают

монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми

ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для

ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику

на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не

способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества,

не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование

социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка

здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих

других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного

населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно

заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному

расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную

напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для

проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет,

торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике,

что подтверждает опыт России.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены

осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры

государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в

пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто

рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Глава II Шведская модель

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как

одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он

появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать

успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной

политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в

обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно

контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в

окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный

смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают

смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и

государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере

производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений

между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий

важной частью шведской действительности была централизованная система

переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы

с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве

главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на

принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в

шведской политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость

и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой

государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера

перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как

результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс

социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем

жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие

“шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного

времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование

может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более

полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится

Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с

СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что

усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от

других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной

цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее

сторонник.

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет

выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении

длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических

конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных

гарантий для большинства населения. Назовём главные из них:

высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер

отношений между разными социальными слоями и группами населения и

политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных

интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые

острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной

экспертизы (кооперационная культура);

в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности,

базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на

интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии

государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже

сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-

производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно,

интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых

знаний до их освоения инновационным предпринимательством и

крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный

климат);

в социальной области – возрастание среди традиционных факторов

производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения

человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного,

творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции

''человеческого капитала'' и социальной направленности и экономической

стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы

социума шведского типа (социальная ориентация).

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества

обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие

жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на

получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на

внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность

продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении

формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно

классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'',

хотя и ''продвинутый''.

Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической

практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной

системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии

постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила

развитие в результата перехода страны на кейнсианские принципы управления

экономикой. В шведском ''доме для народа'' высокий уровень жизни и

социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения,

сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение,

финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и

государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный

характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не

превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума.

Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время.

Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%.

Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать

полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью

и быстрым ростом производительности труда.

Первая в XX в. реформа шведской социально-экономической системы была

проведена в 1930-е гг. выход из кризиса, как и во всех капиталистических

странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен

путем повышения распределительных функций государственного бюджета при

усилении социального обеспечения. Швеция первой на Западе перешла на путь

развития на основах принципов социального ориентированного рыночного

хозяйства.

Один из основателей шведского варианта концепции социального рыночного

хозяйства – Г.Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и

индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении

роста объяснял отсталостью архаичностью общественных структур. Согласно его

концепции экономический кризис, если он принимает затяжной и глубокий

характер, должен служить двигателем изменения всей структуры общественных и

политических отношений, функций политических институтов, как это и

произошло в Швеции в 1930-х гг. и было продолжено в послевоенные годы (1960-

1970-е гг.) Это обеспечило мощный подъем шведской экономики, который

продолжается и поныне. Это потребовало в начале 1990-х гг. некоторой

перенастройки политико-экономического механизма

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и

широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и

использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное

законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен

и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический

юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое

следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой

опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на

несправедливую торговую практику. В предвоенный приод времени применялся

контроль за ценами на аграрную продукцию, в вместе с тем это ограничивало и

рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены

преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через

установление технических нормативов, таможенного и импортного

регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания

приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической

деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за

внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции

в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он

стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и

введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция

инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм.

Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг.,

восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны

внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции – все это

снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В

настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при

помощи антимонопольного законодательства.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей

силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного

населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из

общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или

муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий

из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном

секторе экономики.

Швеция является пионером также и в отношении организации действенной

системы социального партнерства, начало которому было положено еще в

1938г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация заключили

''Сальтшебаденское соглашение'' о мирном разрешении трудовых конфликтов и

заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального

диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства

правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало

проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование

доходов через увеличение налогов.

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на

смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние

50 лет у власти находились почти все время социал-демократические

правительства. Стабильность социальной направленности шведской

экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за

период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения

– в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий

уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном

секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции.

В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает

почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает

примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший

вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды

товаров, услуг и технологий.

Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла

зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась

безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась

эффективность, ослабились стимулы н интенсивному, высококачественному

труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся

проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку

модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка

началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько

сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному

снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на

10%), были уменьшены корпоративные налоги – сначала с 50 до 30%, а затем до

25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную

занятость. В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная

политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к

получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и

средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996гг. в

Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального

обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В

результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в

сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался

промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост

составил 2,8%.

Рост производительности труда в час в производящих отраслях

[pic]

Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также

провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования

повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных

отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень

концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний

контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период

1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд

государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и

исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является

предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия

по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -

“Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и

до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики

цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста.

В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности

шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы

поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и

отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма

между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная

система производства эффективна, государство не вмешивается в

производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке

труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.

Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как

можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую

систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения,

но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на

инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она

наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как

производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-

Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника

(“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-

бумажная (“Свенска целлюлоза” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”),

фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей

(“Сандвик”, “Авеста”).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран

Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых

группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы.

Во главе двух из них ( по принятой в шведской экономической литературе

терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки

страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при

этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента.

В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой

группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны -

автомобильным концерном “Вольво”.

В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”,

контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40%

занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов,

Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство

Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых

превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм.

В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд

крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и за границей на их

предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов

считается одной из крупнейших в Западной Европе.

Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в

свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил

Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако

здесь семейства не играют значительной роли.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной

занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны

соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли

специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика

солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате,

исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое

налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям

послевоенного периода.

Глава III

Российская модель переходной экономики

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции

экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от

одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как

бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху

экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый

характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той

или другой ступени.

Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по

сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены

в целом характером изменений в этот период.

Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики.

Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно

происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство

реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее

именно в устойчивое, равновесное состояние.

Переходная экономика характерна изменениями иного порядка. Они не

просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие

изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения

развития в переходной экономики, можно сказать, носят ''безвозвратный''

характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем

чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической

системе.

Вторая черта, вытекающая из первой, - альтернативный характер развития

переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные

границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть

вариантны. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой

перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия

факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.

Третья черта – появление и функционирование особых переходных

экономических форм. В этом также проявляетя ''смешанность'' старого и

нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное''

содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами,

служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.

Четвертая черта- особый характер противоречий в переходной экономике.

Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого,

противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений,

слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в

экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о

смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные

эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что

связаны с революциями и социально-политическими.

Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность

связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером

условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от

традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные

переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и

конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его

экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых,

историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также

и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают

в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного

уровня развития каждой страны.

С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. В некоторых других

странах, главным образом в Восточной Европе, перемены начались даже немного

раньше.

Ученые называют это время переходным периодом. Переходной период в

экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течении

которого завершается демонтаж административно-командной системы и

формируется система основных рыночных институтов. Под исторически

непродолжительным периодом времени понимается период в 10-15, максимум 20

лет. Обычно начало трансформации связано с утратой государственной власти

прежними коммунистическими партиями, прекращением функционирования прежних

законодательных и исполнительных органов и приходом власти новых,

некоммунистических политических сил.

Уже в недрах административно-командной системы на этапе ее разложения

начинают формироваться новые экономические институты, которые вытесняют

старые. Поэтому после смены политического строя те организации, которые

осуществляли функции государственного управления экономикой, просто

прекращают свое существование или распускаются распоряжениями

государственной власти. Одной из основных и относительно простых форм

демонтажа прежней системы выступает либерализация, то есть отмена

ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности

(либерализация цен, внешней торговли).

Экономические реформы постсоциалистического периода как в России, так и в

Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных

преобразований сменяется, чаще всего под влиянием наростания социально-

экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление

проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к

жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России.

Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных

институтов в 1994-1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к

подготовке нового цикла реформ - в социальной, военной, жилищно-

коммунальной и других сферах.

Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как

и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако

теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая

трансформация должна пройти через три этапа.

Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация

экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции,

устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и

укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с

либерализации цен и завершился в 1996-1997гг, когда удалось победить

инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной

экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.

Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки

оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г, но они еще

слабы и неустойчивы.

Третий этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ,

когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких

производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная

система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап

переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период,

некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут

рассматриваться как закономерности.

Их пять:

. изменение роли государства;

. макроэкономическая стабилизация;

. приватизация;

. трансформационный спад;

. интеграция в мировое хозяйство.

Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной

целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что

постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально-

регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями

государства.

Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему,

функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в

поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной

справедливостью. Социальная рыночная экономика – это прежде всего рыночная

экономика, но государство является в ней активным участником экономического

процесса.

Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих

отличительных признаков.

1.Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного

принятия решений и функционирования рыночных механизмов.

2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика

должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс,

и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и

социальных показателях уровня жизни.

3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика

действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания

деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения

граждан, должны быть сведены к минимуму.

4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов

для модернизации производственных мощностей и использования технологических

инноваций.

5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных,

технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и

региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового

рынков.

6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей

не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения

конкурентных начал экономической деятельности.

7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда

решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при

посредничестве, в случае необходимости, государства.

Сущность административно-командной системы составляло всевластие

государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и

выполняет совсем иные функции.

Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В

переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему,

поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но

и организующей силы государства.

Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в

первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она

сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов

хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам

рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту

(либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции

(либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе

торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной

торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим

лицам.

Воздействие государства на формирование институциональной среды

выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением

законов.

Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум

четыре основные части:

1)права собственности;

2)контрактные отношения (договоры между экономическими агентами);

3)порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;

4)поддержание конкурентной среды.

В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые

экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например,

приватизация).

Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней

слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в

условиях рынка.

В течении 1992-1996гг этот институциональный вакуум был в основном

заполнен благодаря активной законотворческой деятельности государства.

Особо важную роль сыграли ''экономические статьи Конституции РФ,

Гражданский кодекс, законы о предприятиях и предпринимательской

деятельности, о бюджетном устройстве, о разграничении полномочий в рамках

Федерации. Конечно, на практике законы оказали очень неравнозначное влияние

на положение дел в экономике.

За исторически короткий срок после начала реформ в 1992г российская

экономика проделала огромный путь. В России успешно формируются основы

рыночной системы.

В результате приватизации основная часть государственной собственности

перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых

контрольный пакет акций принадлежит администрации и работникам предприятия

или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно

бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированны,

то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется

размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь

урегулирования противоречий, взаимной ''притирки'' новых собственников и

юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем

появятся настоящие частные собственники.

Тем не менее уже сегодня изменение характера собственности привело к

важным изменениям в функционировании российских предприятий, компаний и

других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно

проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство

экономических организаций:

. руководствуются рыночным принципом максимизации прибы ли;

. свободны и независимы в принятии экономических решений.

В отличие от развитого рыночного хозяйства переходная экономика

характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием

конкурентной среды. Это прямое наследие административно- командной

системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с

''параллелизмом'' и ''дублированием''. Поэтому производство однородной

продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось

на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.

В переходный период эти монополии сохранились и даже укрепили свои

позиции. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной

экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень

контроля и регулирования государства. Антимонопольная политика – наиболее

слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических

государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями

контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние российские

предприятия – монополисты.

Институциональная неполнота –это отсутствие или крайне слабое развитие

некоторых важных институтов рынка.

В России это отсутствие рынка земли. Эта черта специфична для

переходного периода именно в нашей стране и связана с особо сложной и

противоречивой историей аграрных отношений в России. В большинстве других

постсоциалистических стран такой проблемы нет.

Однако другое проявление институциональной полноты характерно для всех

постсоциалистических государств – это отсутствие рыночной селекции в форме

закрытия несостоятельных предприятий (банкротств).

В России и в других странах с переходной экономикой в самом начале

рыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и

созданы специальные государственные ведомства для претворения этих законов

в жизнь. Однако на практике они почти не применяются. Видимыми причинами

такого положения являются несовершенство правовой базы и процедуры

банкротств, загруженность судов. Но на самом деле причина глубже. Она

состоит в том, что в переходный период основная масса предприятий

переживает глубокий кризис, и добросовестное применение законодательств о

несостоятельности обернулось бы закрытием большинства предприятий и

массовой безработицей.

Из-за опасных экономических и социальных последствий массовых

банкротств постсоциалистическое государство стремится не допустить

разорения предприятий. Наиболее важные, стратегические предприятия часто

получают поддержку из госбюджета. В России источником субсидий для

стратегических предприятий часто выступают региональные власти, озабоченные

проблемой безработицы (так, автозаводы ЗИЛ и ''Москвич'' получают помощь от

московского правительства). Что касается остальных предприятий, то они

продолжают функционировать, не выполняя своих обязательств перед

поставщиками и кредиторами.

В постсоциалистический период распространение неплатежей первоначально

было обусловлено крайней искаженностью цен, резким и неравномерным

подорожанием топлива, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции и

объективной неспособностью предприятий рассчитаться друг с другом в этих

условиях. Позднее основным источником неплатежей стало государство, которое

из-за бюджетного кризиса не может рассчитаться по госзаказам, что ведет к

распространению долгов по ''технологической цепочке'' в виде неплатежей.

Вторая особенность постсоциалистического рынка – структурная

асимметричность. Это означает, что различные сегменты рынка развиты

неравномерно.

Так, товарный рынок и рынок услуг в России мало отличаются от

аналогичных сегментов рыночной системы в западных странах по насыщенности

товарами и услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим

формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках.

Но другие сегменты рынка – рынок капитала, труда и земли – развиты

значительно слабее. Так, кредитование производства коммерческими банками,

мобилизация финансовых ресурсов через продажу корпоративных ценных бумаг

(акций и облигаций) и другие формы перелива капитала занимают пока

незначительное место в финансировании производства. Очень низка мобильность

трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на большинстве предприятий (за

исключением ''нового'' частного бизнеса), а также отсутствия возможностей

переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы. Не

урегулированы юридические аспекты взаимоотношений между работниками и

работодателями (они по-прежнему опираются на старый КзоТ- Кодекс законов о

труде ). За исключением отдельных регионов России, легальный рынок земли

вообще отсутствует.

Рыночная система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и

рынка факторов производства.

Факторами производства являются труд, капитал, земля и

предпринимательство. Для того чтобы функционирование этих факторов

приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике,

регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого

фактора.

Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического

назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в

процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее

существенный компонент этого рынка – это обращение акционерного капитала,

или фондовая торговля, - смог появиться, естественно, только в первой

половине 90-х годов параллельно с акционированием, приватизацией и началом

выпуска корпоративных ценных бумаг (это акции, облигации и другие

документы, удостоверяющие право собственности на определенную часть

имущества компании и дающие право на получение части ее дохода ).

Различают, как известно, биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг.

Торговля акциями и облигациями на бирже предусматривает довольно жесткую

регламентацию и высокие требования к надежности ценных бумаг. Поэтому на

российских биржах сейчас обращается только 10-20% выпущенных акций и

облигаций. Однако этот показатель выше, чем в других странах СНГ, что

свидетельствует о быстром развитии рынка капитала в России.

В 1993-1996гг участники фондового рынка стремились главным образом к

установлению контроля над предприятиями путем приобретения контрольного

пакета акций. В 1997г, после завершения наиболее активного этапа

перераспределения собственности, на фондовом рынке наметилась тенденция

расширения объемов сделок, преследующих инвестиционные цели. Это

свидетельствует о более зрелой мотивации участников рынка, которые теперь

заинтересованы не только в установлении контроля над собственностью, но и в

получении прибыли на инвестированный капитал. Относительно новыми

участниками фондового рынка являются российские банки, которые расширяют

инвестиции в ответ на снижение доходности государственных ценных бумаг.

Акции ведущих российских компаний, например, ''Газпрома'', ''Лукойла''

и ''ЕЭС России'', довольно быстро растут в цене.

Рост котировок связан с хорошими перспективами многих российских

компаний, а также с убежденностью участников рынка в том, что стоимость

компаний резко возрастет после экономически обоснованной переоценки их

имущества, включая земельные участки. Так, в конце 1997г котировки акций

упали, когда вслед за мировым финансовым кризисом западные инвесторы стали

выводить капиталы из России. Вторая волна падения котировок пришлась на

конец января 1998г, когда цена акций ведущих российских нефтяных компаний

пошла вниз в ответ на падение мировых цен на нефть.

Несмотря на сложности в становлении рынка капитала, этот быстрорастущий

рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации

экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий. О

потенциале роста этого рынка свидетельствует то, что сейчас в России

ежедневный оборот торговли корпоративными ценными бумагами составляет 20-

30млн.долл., тогда как в США этот показатель примерно в 10 раз выше.

Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет значительно большую

социальную составляющую. Это означает необходимость учитывать и

регламентировать социальные аспекты взаимоотношений между работниками и

работодателями, используя для этого экономические, законотворческие и

судебные возможности государства. Работники в нашей стране не имеют защиты

в лице сильных и эффективных профсоюзов. Средняя зарплата в нашей стране в

15-20 раз ниже средней зарплаты в Западной Европе.

К положительным сторонам российского рынка труда следует отнести

сравнительно низкую безработицу. В середине 1997 года она составляла 9,5%

по методологии Международной организации труда. Эта методология учитывает

не только тех, кто активно ищет работу, но и остальных граждан

трудоспособного возраста, не имеющих работы. Российский показатель ниже,

чем в восточноевропейских странах с переходной экономикой, где безработица

достигает 15%.

В этом состоит один из парадоксов российской экономики, потому что

двукратный спад ВВП за последние восемь лет должен был бы сопровождаться

значительно большим сокращением занятости. Это объясняется, во-первых,

отсутствием массовых банкротств и увольнений на предприятиях, несмотря на

резкое сокращение производства, во-вторых, широким распространением

вторичной занятости, когда работник официально числится на работе и

формально не считается безработным, арендатор на самом деле зарабатывает в

другом месте, чаще всего в мелком бизнесе. По официальным оценкам в теневой

экономике занято примерно 7 млн. чел., что составляет 12-13%

самодеятельного населения.

Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с безработицей

требуют государственной политики занятости. До сих пор эта политика

сводится в нашей стране сводится к помощи безработным в поиске работы и

выплате небольших пособий. Между тем политика занятости должна носить более

активный характер. Трудовые отношения должны обрести прочную

законодательную основу в виде Трудового кодекса, над которым сейчас

работают юристы.

Третий фактор производства – земля – совокупность всех ресурсов,

предоставляемых природой. К ним относятся не только земля, но и полезные

ископаемые.

Общественная дискуссия о вовлечении земли в коммерческий оборот ведется

с 1994г., когда Государственная дума приняла проект Аграрного кодекса, не

предусматривающего частной собственности на землю. Этот документ был

отклонен президентом как противоречащий Конституции.

В результате нерешенным остался центральный вопрос реформирования

аграрных отношений в России. В настоящее время этот вопрос решается путем

предоставления земельного участка в долгосрочную аренду с правом выкупа.

Что касается других факторов производства природного характера –

полезных ископаемых, то большинство из них тоже остаются в государственной

собственности, но их добыча и переработка осуществляются частными

компаниями. Речь идет, например, о нефти и газе. Добывающие компании

рассчитываются с государством путем уплаты специальных налогов, после чего

извлеченные полезные ископаемые поступают в их собственность. Сейчас в

центре внимания государственных органов и добывающих компаний находятся

соглашения о разделе продукции. Принципы раздела установлены специальным

законом. Но поскольку предметом соглашений чаще всего являются нефть и газ,

реализация которых на рынке приносит огромную прибыль, пропорции раздела в

каждом конкретном случае устанавливаются в результате напряженной борьбы

между сторонами.

Наконец, последний фактор производства – предпринимательская

инициатива. Либерализация условий хозяйственной деятельности в начале 90-х

годов позволила заниматься бизнесом миллионам граждан. Однако реальная

степень развития рыночных отношений в сфере предпринимательства зависит от

многих дополнительных причин. В России по-прежнему широко распространен

разрешительный порядок создания юридического лица, поскольку для многих

видов деятельности нужна государственная лицензия. Официальный перечень

насчитывает около 80 лицензионных видов деятельности.

Другой тяжелой помехой развитию рынка предпринимательской инициативы

выступает тяжелое налоговое бремя. Оно часто вынуждает граждан, желающих

заниматься бизнесом, уходить в теневую экономику. Это мешает государству

собирать налоги и контролировать бизнес с точки зрения экономических и

социальных интересов общества.

В настоящее время на российском фондовом рынке работают следующие

институциональные инвесторы:

. сберегательные отделения коммерческих банков

. негосударственные пенсионные фонды

. страховые компании

. паевые инвестиционные фонды.

При этом процесс формирования инвестиционных институтов российского

фондового рынка отличается некоторыми особенностями, в частности, наличием

ограничительных рамок развития конкретного направления инвестиционной

деятельности, что дифференцирует уровень привлекательности

институциональных инвесторов по показателям надежности, ликвидности и

доходности.

На сегодняшний день наиболее привлекательным с точки зрения надежности

и ликвидности вложений выглядит накопление средств страховой компании.

Именно это институциональная структура обеспечивает возвратность инвестиций

обязательным резервированием средств самой компанией. Вложения компенсируют

потери при наступлении страхового случая, что является условием сохранности

и ликвидности средств. Однако доходность вложений в страховые компании по

сравнению с другими структурами ниже.

Чековые инвестиционные фонды в отличие от страховых компаний и банков

гарантируют возвратность вкладов только собственными активами, что не

защищает вложения коммерческого риска. При этом акции чековых фондов

неликвидны – они не выкупаются самими фондами и не обращаются на вторичном

рынке. Негосударственные пенсионные фонды также гарантируют надежность

инвестиций лишь собственными активами, а вложенные средства возвращаются в

виде пенсионных выплат после накопления фиксированной суммы. Паевые

инвестиционные фонды гарантируют надежность вложений собственными активами

и характеризуются, с одной стороны, малой доходностью, с другой- самой

высокой ликвидностью вложений.

Таким образом, по критериям надежности и эффективности инвестиции среди

российских институциональных инвесторов на первом месте стоят страховые

компании, что подтверждается и количественными показателями

функционирования данного институционального инвестора. (следует отметить,

что финансовый кризис оказал весьма негативное воздействие на деятельность

страховых компаний, объемы привлеченного ими капитала в долларовом

исчислении значительно сократились.) На втором месте по условиям

инвестированиям находятся коммерческие банки.

Низкая привлекательность российских институциональных инвесторов

обусловлена и непоследовательной политикой государственных органов

регулирования российского рынка ценных бумаг. Так, в 1992-1993гг. поддержка

государственных органов регулирования позволила чековым инвестиционным

фондам привлечь достаточно большое число вкладчиков (около 25 млн.

человек).

Функционирование рынка институциональных инвестиций в настоящее время

обеспечивается достаточно развитой инфраструктурой, которая включает более

3,5 тыс. инвестиционных институтов, в совокупности управляющих

привлеченными средствами в объеме более 13,5 млрд. долл. Тем не менее за

период с 1997 по 1999 г. этот сектор существенно сузился уменьшились как

число инвестиционных институтов(в 1997г.-5899, в 1999г.-3584), так и объем

привлеченного капитала(в 1997 он достигал 33,3 млрд. долл. ).

Российский рынок институциональных инвестиций сокращается, несмотря на

то, что объемы накопленных сбережений население страны характеризуются

тенденцией к увеличению. По различным экспертным оценкам, сбережения

российских граждан достигает 70 и более млрд. долл.

Соотношение оборота рынка институциональных инвестиций 1999г. и суммы

накоплений населения страны составляет около 15%, в то время как в странах

с развитым рынком капитала через этот сектор проходит порядка 1\3 общего

оборота капитала. Доля сбережений населения в обороте инвестиционного

капитала пока остается невысокой. Это создает огромные потенциальные

возможности для развития в России рынка институциональных инвестиций.

Основные характеристики российских институциональных

инвесторов

[pic]

Заключение

Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение

экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения

невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя

помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя

построить цивилизованный рынок. Арендатор если чиновник зависит от

капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

В своем открытом письме к российским избирателям без посредников –

коротко и ясно - В. Путин рассказал, что думает про нашу сегодняшнюю жизнь

и что надо сделать, чтобы она стала лучше.

Заявил, что любая программа начинается с обозначения главных целей.

Государственная – с того, что способно объединить всех нас, граждан

своей страны.

Путин убежден: нет и не будет цельной, работающей программы, когда в

одних кабинетах пишут экономическую, в других – политическую, в третьих –

международную часть. Когда все это механически ''склеивают'' и выдают за

единую государственную платформу. Это – не подход, так дела у нас не

пойдут.

В последние годы мы приняли сотни программ ''первоочередных'' и

''приоритетных'' мер. Раз их так много, значит до реальных приоритетов руки

ни у кого не дошли. Мы все время шли на поводу у событий, расхлебывая

последствия собственных опрометчивых решений. Постоянно сваливали в кучу

большие и малые дела. Зато с энтузиазмом отвлекались на легкие задачи,

оправдывая собственное нежелание и собственный страх отвечать на

действительно серьезные вызовы.

Раз не хотим повторение пройденного, не хотим, чтобы страна плелась в

хвосте – должны определиться с действительно неотложными задачами. Их не

так много, если подойти с умом. Но они действительно сложные.

Наш приоритет – побороть собственную бедность.

Мы привыкли гордиться своим богатством – огромной территорией,

природными ресурсами, многонациональной культурой и образованностью нации.

Это действительно есть. Но этого недостойно мало для великой державы –

России.

Надо самим себе однажды сказать: мы богатая страна бедных людей. От

успешного решения собственных внутренних задач напрямую зависит и наша

зажиточность, и наши новые права.

Наш приоритет – защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного,

так и криминального.

Мы сегодня просто обязаны обеспечить надежность права собственности и

оградить предпринимателя от произвольного, неправового вмешательства в его

деятельность. Если этих гарантий не дает государство, вакуум быстро

наполняют преступные группировки. Берут под свою ''крышу'' тех, кто никак

не может добиться защиты от государства.

Россия уже давно - не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в

себе держава с большим будущим и великим народом.

Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя

высокого национального достоинства страны.

Путин абсолютно уверен: сильное государство заинтересовано в людях

состоятельных. И потому ключевое решение для всей нашей экономической

политики в том, чтобы честно работать было выгоднее, чем воровать.

Хватит думать про чужие страны, вынуждая наших людей хранить

заработанные средства на зарубежных счетах. Давно пора создать для молодых

и трудоспособных граждан нормальные условия развития.

Кто хочет и может жить богато, пусть поможет себе и своей стране.

Он убежден: основной чертой нового века станет не битва идеологий, а

острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс.

Его лозунг: это – достойная жизнь.

Итак, Россия сделала свой выбор. Теперь приходит новое поколение. Путин

стал президентом РФ. Ему досталась в наследство огромная власть,

прописанная в ельцинской Конституции.

Первыми шагами на посту президента должны будут стать намерения

пересмотреть условия сотрудничества с МВФ и Всемирным банком, арендатор

также поставить точку в решении проблемы на Северном Кавказе.

Россия устала от обещаний ''сверху''. Но наивно предполагать, что В.

Путин начнет реализацию программы уже сегодня.

Список используемой литературы

1.Экономическая теория. Под гл.редакцией А. И. Добрынина. М.: 1999г.

2.Экономикс. Кемпбел Р. Макконнелл Стэнли Л. Брю. М.: 1992г.

3.Экономика: Учебник. Под ред. дэн А. И. Архипова, дэн А. Н. Нестеренко,

кэн А. К. Большакова. М.: 1998г.

4. Большой экономический словарь. Под общей редакцией А. Н. Изрилияна. М.:

1994г.

5. Экономика. Под редакцией кэн, доцента А. С. Булатова. М.: 1997г.

6. Экономика переходного периода. Под редакцией В. В. Радаева, А. В.

Бузгалина. М.: 1995г.

7. Вопросы экономики. Гл. ред. А. И. Абалкин, 2000г., №1

8. Экономист, 2000г., №1

9. Известия, №28 февраля 2000г.

10. Волков А.М. “Швеция : социально-экономическая модель” М.”Мысль”1991г.

1)

-----------------------

[1] Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984. Т.2.С.6.

2 Макконнелл К., Брю С. Экономикс.М.: Республика, 1992.Т.1.С.198