Модульное задание

Модульное задание

Министерство образования РФ

ОГПУ

Оренбург – 1998

Работа

по педагогике

Выполнила: студентка 25 группы МиИ

Проверила: Насырова М.Б.

Анализ концепции школы №43.

Структура концепции:

1. введение, посвященное анализу актуальных проблем школы;

2. реформа системы школы: цели и задачи школы; структура средней школы;

содержание среднего общего образования; педагогический процесс;

проблемы воспитания;

3. условия обновления школы: современный учитель, демократизация

управления; педагогическая наука.

Во введении концепции дан анализ факторов, вызвавших обновление школы.

Среди них - ускорение темпов научно-технической революции; радикальные

изменения экономического механизма; демократизация общества; высокая

степень информированности общества; необходимость формирования нового

экономического мышления. Подчеркивается важность воспитания с

производительным трудом на основе дифференцированного обучения. Дается

критика негативных явлений в школе: командно-административные методы

руководства, остаточное финансирование и слабая материально-техническая

база.

В концепции осуществлен анализ противоречий: между потребностями

общества в людях с развитыми способностями и отсутствием дифференциации в

обучении. Формулируются основные принципы перестройки школьного дела:

гуманизация, дифференциация, демократизация.

В этой концепции дается критическая оценка положения дел в школе и в

принципах ее обновления. Она нацеливает на преемственность и взаимосвязь

между общим обучения и специальным. Это объясняется тем, что в концепции

подчеркивается значение для средней школы дифференцированного обучения.

Далее следует блок проблем перестройки педагогической системы школы.

Просматриваются три момента. Во-первых - среднее образование призвано

заложить основы всестороннего, гармоничного развития личности, ее

высоконравственной гражданской позиции. Во-вторых - идеал всестороннего

развития на каждом этапе жизни общества обогащается. В-третьих - цели

воспитания, обучения, развития конкретизируются на всех ступенях среднего

общего образования. Также подчеркивается, что в средней общеобразовательной

школе необходимо создать условия для всемерного развития творческих сил и

способностей личности каждого ученика.

Рассматривая подход к целям и задачам в концепции можно заметить, что

авторы опираются на идею всестороннего и гармоничного развития личности

ребенка. Подчеркивается связь между развитием индивидуальных способностей,

дарования личности и дифференцированного обучения.

Принципиальной важной особенностью подхода к структуре современного

общего среднего образования является введение в ее состав звена дошкольного

воспитания. Это объясняется тем, что дошкольный возраст имеет определенное

значение для последующего развития человека.

Начало обучения в первой ступени предусматривается с 6 - 7 лет, в

зависимости от состояния здоровья, желания родителей и т.п. Вторая ступень

школы толкуется как основная, которая как бы завершает общеобразовательную

подготовку, но не является полноценной общеобразовательной школой,

поскольку не обеспечивает молодежи права поступления в ВУЗ.

Третья ступень средней школы рассматривается с позиции

дифференцированного обучения на основе интересов, способностей и дарований

школьников. Здесь рассматривается глубокая дифференциация. В ней

подчеркивается большая доля учебного времени должна быть отдана изучению

предметов по выбору. Меньшая доля - общеобразовательным интегрированным

курсам, т.е. эти курсы имеют очень общий общекультурный и

общеобразовательный характер. Происходит следующие: учащийся, избравший

гуманитарный профиль больше уже никогда не встречается с математикой даже

на уровне обыкновенной школы; а школьник, увлекшийся физико-математическими

направлениями, навсегда расстается с более или менее глубоким освоением

проблем современной биологии. Эту концепцию можно охарактеризовать как

профильно-предпрофессиональную, а не общеобразовательную подготовку.

Концепция удаляется от общеобразовательного характера.

Специально рассматривается проблемы содержания образования. Основой

содержания среднего образования является фундаментальные знания о природе,

обществе, технике, человеке. Следует заметить, что в концепции особо

подчеркивается необходимость включения в содержания образования информатики

и вычислительной техники, в связи с компьютеризацией современной жизни.

Что касается педагогического процесса, то в концепции делается акцент

на гуманизацию отношений между учителем и школьниками; на необходимость

творческого развития личности, формирования ее отношений к миру. Обращается

внимание на необходимость в новых условиях всестороннего систематического и

научно обоснованного изучения школьников, их склонностей, потребностей,

способностей.

Заключительная часть блока проблем перестройки педагогической системы

школы посвящена вопросам обновления воспитания. В концепции признается

идеал всестороннего развития личности; воспитания в коллективе путем

организации разнообразной деятельности; демократизации жизни школы; ее

тесную связь с обновляющейся общественной жизнью. Авторы концепции в

организации воспитания исходят из понятия "социального опыта учащихся",

практически отождествляя его с непосредственным участием молодежи в жизни

общества. Понятие "социальный опыт", приобретаемый за счет прямого

включения учащихся в социальные преобразования. Это полное отождествление

воспитания и жизни в известной мере растворяет педагогический процесс в

социальном опыте, размывает понятие его целенаправленности, специфики

организационных форм и методов взаимодействия.

Завершается концепция блоком проблем, касающихся основных условий

обновления школы. Среди них на первом месте проблема учителя - его

подготовки, духовного состояния и материального положения. В концепции не

только признается ведущая роль учителя в обновлении школы, но и

обрисовываются черты личности учителя. Среди них - идейная убежденность,

образованность и культура. Широко поставлены вопросы улучшения условий

труда и быта учителя, повышения его заработной платы.

Следующим решающим условием обновления жизни школы авторы считают

перестройку управления народным образованием. Описывается необходимость

перехода от государственного к государственно-общественному управлению,

создания в этих целях демократических институтов и утверждения

децентрализации. В концепции подчеркивается, что перестройка работы

средней, специальной школы невозможна без опоры на педагогическую науку.

Анализ стиля общения учителя.

Существуют наиболее распространенные стили педагогического общения:

1. На основе увлеченности совместной творческой деятельностью

1. На основе дружеского расположения

1. Общение - дистанция

1. Общение - устрашение

1. Общение - заигрывание

Проанализируем стиль общения учителя физики школы №43, который вошел в

число Соросовских учителей 1995 г.

Система общения складывается следующим образом:

Учитель интересуется личностью школьника. Взаимодействие происходит не

только на уроках, но и вне их. Вне урока учитель ведет разговоры не только

о предмете, школе, но и на отвлеченные темы, интересуясь жизнью школьников.

Поэтому существует контакт между педагогом и детьми.

На уроках преобладает стремление обучить, а не передать информацию.

Учитель строит взаимоотношения с детьми не избирательно. Старается включить

в работу весь класс. Преобладает индивидуальный подход к каждому ученику:

не требует от данного ученика больше чем он может, чувствуя настроение

школьника. Вначале урока старается включить в работу эмоциональных лидеров

класса. После этого к общению на уроке подключаются и остальные.

Учитель на уроках не когда не отвлекается, все время находится в

общении и взаимодействии с классом. Очень четко чувствует партнеров по

общению. Тонко воспринимает психологическую атмосферу в классе.

Педагог направленно и последовательно действует на основе

спланированного плана, но обращает внимание на изменяющиеся обстоятельства.

Учитель не придерживается строго стандартного содержания темы. Находит

более интересные и нужные для данного класса интерпретации. Учитель не

делает себя главным и единственным инициатором педагогического процесса.

Все исходит не только от педагога: вопросы, задачи, суждения и т.п., но и

от учащихся. Очень часто на уроках ученики начинают спорить и доказывать

свои идеи и предположения, а учитель ненавязчиво направляет. Иногда после

таких уроков ученики еще несколько дней самостоятельно ищут решение

заинтересовавшей их проблемы: остаются в лаборатории, подходят с вопросами

к учителю и т.п.

Ученики воспринимают педагога как учителя, а не как равного себе,

которым можно пренебрегать. Учитель не позволяет себе проявление

эмоционального отношения к тому или иному ученику, будь то неприязнь,

злость, обида или же восхищение, любовь.

Вывод: На основе выше описанного можно сделать вывод, что преобладает

общение на основе дружеского расположения с элементами общения на основе

увлеченности совместной творческой деятельности.

Дружеское расположение - важнейший регулятор общения вообще, а

делового педагогического общения особенно.

Программа эксперимента по теме: "возбуждение интереса школьника

к информатике".

Цель: выявить и теоретически обосновать условия возбуждения интереса

ученика к информатике в школе.

Задачи:

Изучить социологическую, психолого-педагогическую литературу, опыт учебных

заведений по решению данной проблемы.

определить основы и выявить условия возбуждения интереса учащихся.

разработать теоретические рекомендации по возбуждению интереса школьника с

помощью "ТРИЗ"

Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.

Гипотеза: возбуждение интереса школьника в условиях школы будет

успешным, если:

1. поддерживать в ученическом коллективе необходимую для творчества

атмосферу;

2. избегать неодобрительной оценки творческих попыток;

3. поощрять свободу, самостоятельность, инициативу, идею;

4. формировать изобретательскую деятельность учеников;

5. формировать потребность в изобретательской деятельности.

Программа содержит только теоретическую часть.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

Рассмотрим наиболее ценные идеи и методы "ТРИЗ". Метод активизации

творчества - метод фокальных объектов, состоящий в том, что признаки

выбранных объектов переносят на данный объект, в результате чего получаются

необычные сочетания. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда

удается прийти к оригинальным идеям.

Также можно предложить пятиуровневую шкалу решения изобретательских

задач. В задачах первого уровня объект (устройство или способ) не

изменяется (лишь усиливаются какие-либо функции). На втором уровне объект

изменяется, но не сильно. На третьем уровне объект изменяется сильно, на

четвертом он меняется полностью, а на пятом меняется вся техническая

система, в которую входил объект.

При разработке методов и приемов решения изобретательских задач

проанализировано большое число реально существующих патентов и изобретений,

что делает технологию "ТРИЗ" достаточно практичной и эффективной для

обучения.

Некоторые приемы устранения технических противоречий:

4. принцип дробления объекта на части;

5. принцип универсальности, совмещения функций (например, ручка от

портфеля одновременно служит эспандером);

6. принцип матрешки (один объект размещен внутри другого);

7. принцип динамичности объекта (характеристики объекта должны меняться

так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы);

8. принцип замены электронной системы на механическую, акустическую,

оптическую или другую.

Задача заключается не в подготовке школьника для выполнения

стандартных операций, а в воспитании творческих личностей.

Проект учебного плана.

Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий:

продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;

распределение предметов по годам обучения;

количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение

предмета в каждом классе;

количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

Опишем проект учебного плана класса с уклоном на изучение математики и

информатики (с 4 класса по 11 класс).

пусть продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул

соответствует общепринятым;

основные: русский язык, литература, алгебра, геометрия, физика, астрономия,

информатика, труд, история, биология, химия, география, МХК (музыкальная и

художественная культура), рисование, черчение, физкультура, английский язык

(именно английский, потому что в информатике используется только английский

язык).

[pic]

Технология анализа урока.

| |Деятельность учителя |Деятельность |

| |организаторская |обучающая |воспитательная |ученика |

| |Выполнение |Реализация |Нравственная и |Уровень |

| |намеченного плана |принципа научности|мировоззренческая |познавательной |

| |урока | |направленность |активности |

| |Эффективность и |Четкость |Формирование |Наличие интереса к|

| |целесообразность |осуществления |общеучебных |уроку, предмету |

| |использования |принципа |навыков | |

| |наглядности и ТСО |наглядности | | |

| |Реализация |Реализация |Работа над |Степень |

| |основных |принципа |культурой речевого|самостоятельности |

| |психологических и |прочности, |поведения | |

| |гигиенических |осознанности, | | |

| |требований |системности ЗУНа | | |

| |Наличие |Соблюдение |Влияние урока на |Умение вычленять |

| |эффективной |принципов |интелектуальное |ведущие цели в |

| |обратной связи с |прочности, |развитие ученика |учебном материале |

| |учащимися |осознанности, | | |

| | |посильности | | |

| |Уровень |Реализация |Соблюдение |Уровень |

| |педагогического и |принципа |физических и |аналитических |

| |методического |проблемности |гигиенических |умений и навыков |

| |мастерства | |требований | |

| |Уровень оформления|Осуществления |Эффективность |Развитие навыков |

| |документации к |принципа связи |использования |коллективной |

| |уроку (журнал, |теории с практикой|принципа связи |работы |

| |тетради, план | |обучения с жизнью | |

| |урока) | | | |

| |Качество речи |Оптимальность |Эстетическое |Развитие речевых |

| |(темп, дикция, |выбора и степень |воздействие урока |орфографических и |

| |образность, |достижения главной|на учащихся |др. навыков |

| |эмоциональность, |цели | | |

| |выразительность | | | |

| |правильность и | | | |

| |т.д.) | | | |

| |Рациональное |Правильность |Использование |Умение работать на|

| |использование |выбора методов и |воспитательных |доске |

| |времени урока |форм обучения |возможностей | |

| | | |оценок | |

| |Педагогическая |Контроль за ЗУНом |Стиль руководства |Организованность и|

| |культура, такт, | |учениками |дисциплинированнос|

| |внешний вид | | |ть |

| |учителя | | | |

| |Соблюдение правил |Оптимальность |Воспитательное |Внешний вид |

| |охраны труда |домашних заданий и|значение личности |учащихся |

| | |эффективность |учителя и его | |

| | |доведения их до |деятельности на | |

| | |учащихся |уроке | |

Если эффективность урока 75-80%, то проведен он отлично, если – 65-

75%, то урок проведен хорошо, если ниже 65% то урок проведен

удовлетворительно.

Самоанализ урока

Рассмотреть:

1. ЦЕЛЬ УРОКА, ПОСТАВЛЕННУЮ УчИТЕЛЕМ (ТРИЕДИНАя ЦЕЛЬ: ВОСПИТЫВАЮЩАя,

ОБУчАЮЩАя, РАЗВИВАЮЩАя).

2. Реальность ее выполнения в границах данного урока, ее связи с целями

предыдущих уроков.

3. Определить тип урока, его соответствие содержанию, влияние этого

соответствия на формирование конечного результата.

I этап урока: – (приветствие учителя, общее состояние класса, проверка

отсутствующих, установка внимания). Соответствие приемов воздействия на

класс дидактической задаче.

II этап – фронт. Проверка домашнего задания, соответствуют ли методы

проверки содержанию домашнего задания, качество выполнения.

III этап – индивидуального учета знаний (уровень развития мышления,

технические навыки, вплоть до умения ребят вести себя у доски).

Рассмотреть:

6. СТРУКТУРУ ВОПРОСОВ УчИТЕЛя И ЕГО ВЛИяНИЕ НА СТРУКТУРУ УчАЩЕГОСя;

7. соответствие вопросов общим задачам обучения, воспитания,

возможности учеников;

8. связь между ответами ученика и объективностью оценки;

9. связь между ответами учителя стимулировать ответ ученика и качеством

этого ответа;

10. способствует ли форма организации деятельности всех учащихся класса

индивидуальной работе с вызванным к доске учеником и насколько

эффективное влияние оказывает индивидуальная работа с учеником на

групповую или фронтальную.

11. отношение учителя к ошибкам ученика.

Вывод:

КАК ТАКАя РАБОТА ПОЗВОЛяЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ ДАННОГО ТИПА СООТВЕТСТВУЕТ ЭТАЛОННОЙ ДИДАКТИчЕСКОЙ ЗАДАчЕ И

ВЛИяЕТ НА СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП УРОКА.

IY этап – подготовка к восприятию нового материала.

Критерии этапа:

12. интерес учащихся;

13. организационная четкость познавательной деятельности, ее

целенаправленность;

14. практическая значимость материала и учебной проблемы.

Y этап – усвоение новых знаний.

Критерии:

15. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИя ТРЕБОВАНИяМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ;

16. умение учителя выделить наиболее важное;

17. научность, доступность, обоснованность;

18. связь учебного материала с жизнью;

19. плотность урока, познавательная активность;

20. воспитывающая, развивающая ценность учебного материала.

Методы:

21. СООТВЕТСТВУЮТ АКТИВАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ УчАЩИХСя.

Реальный результат

22. ПОНИМАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА УчАЩИМИСя;

23. речь учащихся, умение анализировать и синтезировать, самостоятельно

применять знания;

YI этап - анализ этапа информации учащихся о домашнем задании,

подведение итогового урока.

24. объем домашнего задания;

25. соответствие;

26. дифференцированный подход;

27. психологический настрой учащихся.

4 правила задавания на дом:

1. ОТВОДИТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМя;

2. задавать при полном внимании учащихся;

3. содержание должно быть понятным всем;

4. разъяснять так, что бы было понятно, что нужно сделать и как

сделать.

Общие выводы по уроку:

1. КАчЕСТВО ЗНАНИЙ;

2. уровень воспитанности и развитости учеников, связь с триединой

дидактической целью;

3. умение идти от части к целому или наоборот;

4. от свойства к самому предмету;

5. от процесса к причине и наоборот.

Дать общую оценку урока, сформировать предложения обусловленные

сроками исполнения.