Монополия и ценовая дискриминация

Монополия и ценовая дискриминация

ВВЕДЕНИЕ

1. Конкуренция и монополия.

Совершенная конкуренция , является скорее абстрактной моделью , удобной для

анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В

реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко , как

правило каждая фирма имеет “ своё лицо ” , и каждый потребитель , выбирая

продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью

продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству

изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на

рынке в чём - то уникально или , иными словами присутствует элемент

монополизма в её поведении.

Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы ,

заставляет её несколько иначе подходить и к формированию ценовой стратегии

, и к определению объёма выпуска продукции , наиболее эффективного с точки

зрения прибылей и убытков.

2. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИИ

Что такое Чтобы определить , как влияет

монополия? монополизм на поведение фирмы , остановимся на

теории монополии. Что такое монополия ? Как формируются издержки

предприятия - монополиста , исходя из каких принципов оно устанавливает

цену на свою продукцию и как определяет объём производства ?

Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже

полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за

рубежом. Поэтому мы можем представить себе чистую , абсолютную монополию

скорее теоретически. Монополия предполагает , что одна фирма является

единственным производителем какой - либо продукции , не имеющей аналогов.

Покупатели при этом не имеют возможности выбора , они вынуждены приобретать

такую продукцию у фирмы - монополиста.

Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную ( рыночную

) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и

повышать экономические прибыли , ограничивая объём производства и сбыта.

Когда говорят о степени монополизации рынка , обычно имеют в виду силу

рыночной власти отдельных фирм , присутствующих на этом рынке.

Как ведёт себя монополист на рынке ? Он полностью контролирует

весь объём выпуска товара , если он принимает решение о повышении цены , то

не боится потерять часть рынка , отдать его конкурентам , устанавливающим

более низкие цены. Но это не означает , что он бесконечно будет повышать

цену своей продукции.

Поскольку фирма - монополист , так же как и любая другая фирма ,

стремится к получению высокой прибыли , в ходе принятия решения о цене

продажи она учитывает рыночный спроси свои издержки. Поскольку монополист

является единственным производителем данной продукции , кривая спроса на

его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ МОНОПОЛИИ

Начнём с проведения различий между тремя типами обстоятельств , в силу

которых одна фирма может стать может стать единственным поставщиком

продукции на рынке.

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических

ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на

доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой

монополии является патентная защита , институт авторских прав.

2. Естественная монополия - отрасль , в которой долгосрочные средние

издержки достигают минимума только тогда , когда одна фирма обслуживает

весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб

производства товара близок ( или даже превосходит ) то количество , на

которое рынок предъявляет спрос по любой цене , достаточной для покрытия

издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя

или большим количеством фирм приведёт к тому , что масштабы производства

, каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями , в основе

которых лежит экономия на масштабах производства , тесно связаны

монополии , базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становиться

единственным поставщиком какого - либо продукта , не обладая никакой

специальной защитой от конкуренции , как это имеет место в случае

закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто

оказываются фирмы , впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их

конкуренты , однако , могут появится на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии на три категории весьма условна.

Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их

числу относятся , например , фирмы , обслуживающие систему телефонной связи

, а также электрические и газовые компании , которые могут быть отнесены

как к естественной монополии ( так как присутствует эффект экономии на

масштабах ) , так и к закрытой монополии ( так как существуют барьеры для

конкуренции ). Также может быть проведена классификация , основанная на

учёте временного горизонта. Например , патентное свидетельство даёт фирме

закрытую монополию на краткосрочном временном интервале. Последнее

происходит не только из - за ограничения срока действия патента , но также

из - за того , что конкуренты могут просто изобрести новые продукты.

Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные

барьеры , которые защищают закрытые монополии от конкурентов , могут быть

отменены судом. Преимущество в издержках естественных монополий могут быть

сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам

конкуренции со стороны товаров - субститутов.

ПРОСТАЯ МОНОПОЛИЯ

Для монополии , так же как и для совершенной конкуренции , главным

принципом является максимизация прибыли фирмы.

Ограничения , с которыми Возможности монополиста ,

сталкивается монополия как и любой другой фирмы ,

получить прибыль ,

частично ограничены издержками производства. Модель , представленная здесь

, основана на теории издержек. Специфические ограничения , которые

характерны для системы совершенной конкуренции , не подходят для монополии.

Другим важным ограничением для монополиста является спрос на его

продукт. Так как монополист по определению функционирует на рынке один ,

кривая спроса для фирмы есть то же , что и кривая спроса для всего рынка.

Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон. Количество

продукции , которое может быть продано на рынке , увеличивается по мере

того , как цена падает. Предполагается , что монополист узнаёт свойства

кривой спроса либо с помощью эконометрики , либо интуитивно ( методом проб

и ошибок ). Поскольку и цена , и количество продукции изменяются в

соответствии с кривой спроса , имеющей отрицательный наклон , монополист

ведёт себя совершенно не так , как ведёт себя “прайс - тейкер ” при

совершенной конкуренции. Монополист выбирает такую комбинацию “ цена -

количество ” , которая приносит максимальную прибыль. Коль скоро он ищет

наиболее “ доходную ” цену из набора возможных цен , то его можно назвать “

искателем цены ” (price - searcher).

Модель монополии , описываемая здесь , предлагает действие одного

дополнительного ограничения : монополист должен продавать всю свою

продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия , при которой

соблюдается это условие , называется простой монополией. Вопросы ценовой

дискриминации , при которой одни единицы выпуска продукции продаются по

одной цене , а другие - по другой , будут рассмотрены далее.

Рис. 1 иллю-

Выпуск продукции , цена и предельный стрирурет

доход в условиях простой монополии взаимосвязь

между выпуском продукции , ценой и доходом для случая простой

монополии. В колонках 1 и 2 таблицы в части (а) приведены данные о спросе ,

а в части (б) та же информация представлена в форме кривой спроса.

Поскольку и цена , и количество продукции изменяются в соответствии с

кривой спроса , совокупный доход фирмы изменяется ; данные об этом

приводятся в колонке 3 таблицы в части (а) и на графике в части (в). Для

любого уровня выпуска совокупный доход равен произведению цены на

количество продукции. По мере роста выпуска совокупный доход сначала

возрастает , затем достигает максимума на уровне выпуска , равному 17

единицам , и после этого падает.

Мы знаем , что если спрос эластичен , то падение цены вызывает

увеличение совокупного дохода. Когда же спрос неэластичен , то доход падает

при уменьшении цены. Если кривая спроса имеет вид прямой ( как , например в

части (б) рис. 1 ) , то её верхняя часть отражает эластичный спрос , а

нижняя - неэластичный. Именно в этом и заключается причина эффекта “ холма

дохода ” , который представлен на рисунке в части (в). Мы знаем , что

предельный доход определяется как изменение совокупного дохода , которое

достигается от увеличения выпуска продукции на одну единицу. В колонке 4

части (а) рис. 1 приведены данные о предельном доходе фирмы. В части (б)

рисунка приведена кривая предельного дохода фирмы. Кривая предельного

дохода расположена выше горизонтальной оси , если совокупный доход растёт

(спрос эластичен ) и ниже её , и ниже её если совокупный доход падает (

неэластичен ). Она пересекает горизонтальную ось в точке максимума

совокупного дохода. Для того , чтобы начертить кривую предельного дохода ,

соответствующую кривой спроса , имеющей форму прямой , можно

воспользоваться следующим простым правилом :

Кривая предельного дохода всегда пересекает отрезок горизонтальной

оси , заключённой между кривой спроса и вертикальной осью , точно в

середине , если кривая спроса имеет вид прямой линии.

Из данного правила следует : точка в которой кривая предельного

дохода пересекает горизонтальную ось , расположена в середине отрезка этой

оси , заключённого между началом координат и пересечением кривой спроса с

горизонтальной осью. ( На рис. 1 кривая предельного дохода пересекает

горизонтальную ось в точке 17 , 5 , что составляет половину от 35. )

Пересечение кривой предельного дохода и вертикальной оси совпадает с таким

же пересечением кривой спроса , имеющей вид прямой линии. ( На рис. 1 -

точка , соответствующая 10 руб. По вертикальной оси. ) Приведённое правило

не применимо к случаю , когда кривые спроса имеют форму , отличную от

прямой. Кривая предельного дохода всегда располагается ниже , чем кривая

спроса. В случае простой монополии предельный доход , получаемый фирмой от

продаже одной дополнительной единицы продукции , ниже , чем цена , по

которой такая единица продаётся ( а не равна этой цене , как в ситуации

совершенной конкуренции ). Разрыв между ценой и предельным доходом

возникает поэтому , что фирма продаёт всю продукцию , произведённую в

течении данного периода времени , по одинаковой цене. Сказанное означает :

если фирма хочет добиться увеличения объёма продаж , цена должна быть

снижена на все единицы производимой продукции , а не только на последнюю из

них. Так , если наш монополист хочет увеличить объём продаж с 10 до 11

единиц за некий период времени , то цена всех 11 единиц должна снизится с

7,3 руб. до 7. Хотя фирма получает доход в 7 руб. от продажи каждой из 11

единиц , совокупный доход возрастает всего на 4 руб. , с 73 до 77 руб..

Дополнительный доход от одиннадцатой единицы частично урезается на ( 3

руб. или на 0,3 руб. с каждой из первых десяти проданных единиц ).

3.ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД МОНОПОЛИСТА

Как нам уже известно , для фирмы в условиях совершенной конкуренции

характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. Для монополиста

ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного

спроса , а кривая предельного дохода лежит ниже неё.

Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса?

Поскольку монополист - единственный производитель и представляет собой всю

отрасль , снижая цену продукции для увеличения объёма продаж , он вынужден

снижать цену на все единицы продаваемых товаров , а не только на

последующую ( рис. 2 ).

Например , монополист может продать по цене 800 руб. только одну

единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы , он должен снизить цену

до 700 руб. как на первую , так и на вторую единицу товара. Чтобы продать

три единицы товара - цена должна стать 600 руб. на каждую из них , четыре

единицы - 500 руб. и т.д. Доход фирмы - монополиста соответственно составит

, руб. :

1 единица - 800 ;

2 единицы - 1400 ( 700 х 2 )

3 единицы - 1800 ( 600 х 3 )

4 единицы - 2000 ( 500 х 4 )

Соответственно предельный ( или дополнительный в результате

увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит , руб. :

1 единица 800 ;

2 единицы 600 ( 1400 - 800 ) ;

3 единицы 400 ( 1800 - 1400 ) ;

4 единицы 200 ( 2000 - 1800 ) .

На рис. 2 показаны кривые спроса и предельного дохода как две

несовпадающие линии , причём предельный доход во всех случаях , кроме

первого , меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объёме

производства , цена и количество произведённой продукции будут иными по

сравнению с условиями конкуренции.

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИСТОМ

Чтобы показать , при какой цене и объёме выпуска предельный доход

монополиста будет минимально приближен к предельным издержкам и получаемая

прибыль окажется наибольшей , обратимся к числовому примеру. Представим

себе , что фирма Х является единственным производителем данной продукции на

рынке , и запишем данные продукции на рынке , и запишем данные об её

издержках и доходах ( таб. 1 ).

Мы предположили , что одну единицу своей продукции монополист может

продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на единицу он

вынужден каждый раз снижать её цену на 2 руб., предельный доход поэтому

сокращается на 4 руб. при каждом расширении объёма продаж. Фирма будет

максимизировать прибыль , продавая 14 единиц товара. Именно при таком

выпуске её предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным

издержкам. Если она произведёт 15 единиц , то эта дополнительная единица

больше добавит к издержкам , чем к доходу , и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке , когда цена и предельный доход фирмы

совпадают , было бы произведено 15 единиц продукции , причём цена этой

продукции была бы ниже , чем в условиях монополии :

Конкуренция Монополия

Оптимальный объём производства ........... 15 14

Цена руб. ..................................................... 472

474

Графически процесс выбора фирмой - монополистом цены и объёма

производства приведён на рис. 3.

Поскольку в примере производство возможно лишь в целых единицах

продукции , а точка А на графике лежит между 14 и 15 единицами , будет

произведено 14 единиц продукции. Не произведённая монополистом пятнадцатая

единица продукции ( а она была бы выпушена в условиях конкуренции )

означает потерю для потребителей , так как часть из них отказалась от

покупки из - за высокой цены производителя - монополиста.

Любая фирма , спрос на продукцию которой не является абсолютно

эластичным , будет сталкиваться с ситуацией , когда предельный доход меньше

цены. Поэтому цена и объём производства , приносящие ей максимальную

прибыль будут соответственно выше и ниже , чем в условиях совершенной

конкуренции ( монополия , олигополия , монополистическая конкуренция )

каждая фирма обладает определённой монопольной властью , которая наиболее

сильна при чистой монополии.

ТОЧКА МАКСИМАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ

На графике 2 к кривым спроса и предельного дохода добавлены кривые

издержек фирмы - монополиста. Приведённые данные можно использовать для

выявления такой комбинации “ цена - количество ” , которая приносит

максимальную прибыль. Это можно сделать , либо сравнивая совокупные

издержки с совокупным доходом , либо воспользовавшись предельным подходом.

Данные о совокупных издержках фирмы при разных уровнях выпуска

приведены в колонке 6 части (в) на рис. 4. Вычитание совокупных издержек из

величены совокупного дохода ( колонка 3 ) даёт размер совокупной прибыли

( колонка 7 ). Из данных колонки 7 следует , что максимальная

прибыль достигается при объёме выпуска равном 13 единицам продукции. Подход

“ совокупный доход - совокупные издержки ” для анализа процесса

максимизации прибыли графически представлен в части (а) рисунка. Совокупная

прибыль равна величине вертикального разрыва между кривыми совокупных

издержек и совокупного дохода. Этот разрыв максимален при выпуске , равном

13 единицам. Заметим , что максимизация прибыли и максимизации дохода -

далеко не одно и тоже. Так в интервале выпуска между 13 и17 единицами

совокупный доход продолжает расти. Но поскольку совокупные издержки растут

ещё быстрее , то прибыль падает.

Предельный подход к максимизации прибыли представлен в колонках 4

и 5 таблицы части (в) рис. 4. Предельный подход равен приросту совокупного

дохода при увеличении объёма выпуска продукции на единицу ; предельные

издержки равны приросту совокупных издержек. Следовательно , до тех пор ,

пока предельный доход превышает предельные издержки , увеличение выпуска на

единицу увеличивает совокупный доход в большей степени , чем совокупные

издержки , и , тем самым , увеличивает совокупную прибыль. Когда выпуск

превосходит 13 единиц , предельный доход становиться меньше предельных

издержек ; поэтому любое дальнейшее увеличение выпуска продукции ведёт к

уменьшению совокупной прибыли. Логика ситуации в данном случае та же , что

и при совершенной конкуренции. Разница состоит лишь в том , что предельный

доход - величина не постоянная , а переменная.

В части (б) рис. 4 приводится графическое сопоставление

предельного дохода и предельных издержек. Объём выпуска , дающего

максимальную прибыль , находится в точке , где ветвь кривой предельных

издержек , имеющая положительный наклон , пересекает кривую предельного

дохода. Это происходит в точке , соответствующей объёму выпуска , равному

13 единицам. Прибыль приходящаяся на единицу выпуска при этом объёме ,

равна вертикальному разрыву между кривой спроса ( которая указывает на цену

, по которой продаётся продукция ) и кривой средних совокупных издержек.

Прибыль на единицу продукции , умноженная на объём выпуска , равна

совокупной прибыли. Она показана на графике заштрихованным прямоугольником.

Пересечение кривых предельных издержек и предельного дохода на

рис. 4 даёт объём выпуска , при котором прибыль максимальна. Цена дающая

максимум прибыли , равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска. Для

монополиста такая цена всегда выше предельных издержек ( если прибыль

максимальна ). В нашем примере предельные издержки при выпуске 13 единиц

составляют 26 руб. на единицу. Однако с учётом проведения кривой с проса

покупатели готовы готовы купить 13 единиц по цене 64 руб. за каждую.

Поэтому именно 64 руб. , а не 26 руб. , представляют собой цену , которая

будет которая будет реально назначена за 13 единиц продукции Прибыль при

этой цене максимальна.

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ИЛИ МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКОВ ?

Если рыночные условия неблагоприятны , то монополия , так же как и фирма в

условиях совершенной конкуренции , может оказаться не в состоянии получать

прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. В этом случае целью

монополиста будет минимизация убытков . Как нам известно , возможности

получения прибыли зависят от того , как расположена кривая спроса

относительно кривой средних совокупных издержек фирмы.

Обратимся к рис. 5. Кривая спроса лежит ниже кривой средних

совокупных издержек на всём своём протяжении. Фирма - монополист вполне

может оказаться в такой ситуации во время экономического спада , когда

снижаются доходы потребителей , и кривая спроса временно смещается влево.

Как обычно , уровень выпуска продукции , соответствующий максимуму прибыли

( или минимуму убытков ) находится в точке пересечения кривых предельных

издержек и предельного дохода , что соответствует выпуску приблизительно 10

единиц продукции. Согласно кривой спроса , такое количество продукции может

быть продано по цене 4 руб. за штуку , фирма будет терять по 0,6 руб. на

каждой проданной единице. Совокупный убыток показан на рисунке

прямоугольником.

Несмотря на то, что , выпуская 10 единиц продукции , фирма несёт

убытки , они всё - таки минимальны. Цена , равная 4 руб. более чем

достаточно для компенсации средних переменных издержек. Монополист ( как и

фирма в условиях совершенной конкуренции ) будет продолжать выпуск до тех

пор , пока цена продаваемой продукции будет превосходить средние переменные

издержки. Если же кривая спроса сдвигается влево на столько , что кривая

средних переменных издержек оказывается над ней на всём её протяжении ,

фирма - монополист будет минимизировать свои краткосрочные убытки ,

прибегая к полному прекращению выпуска.

Теперь мы видим , что у фирмы - монополиста нет абсолютных

гарантий получения прибыли. Прибыль может быть получена только в том случае

, если условия спроса позволяют продавать продукцию по цене , превышающей

издержки её производства. Ситуация , представленная на рис. 5 , носит по

сделанному нами априорному предположению временный характер. Предполагается

, что фирма сможет выбраться из неё , дождавшись лучших времён. Иногда тем

не менее монополист сталкивается с непрекращающимся падением спроса. В

такой обстановке единственным вариантом является выход из отрасли с

последующей полной распродажей активов фирмы и прекращением всех

заключенных договоров об аренде и т.д.

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ НА ДОЛГОСРОЧНОМ ВРЕМЕННОМ ИНТЕРВАЛЕ

На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного

размера , причём число фирм в отрасли также фиксировано. На долгосрочном

интервале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий ,

причём фирмы могут беспрепятственно входить в отрасль и покидать её. Каждая

из этих ситуаций характеризуется чётко определённым равновесием. Проблемы ,

связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях

монополии , представляются более сложными. Далеко не все из них могут быть

решены в терминах простой равновесной модели.

Долгосрочное равновесие при отсутствии угрозы появления

конкурентов

Это - простейший случай. Для фирмы - монополиста , находящейся в

такой ситуации , график , подобный представленному на рис. 4 , может

адекватно описать процессы максимизации прибыли как на краткосрочном , так

и на долгосрочном временных интервалах. Изменяется лишь интерпретация

кривых. Кривая отображающая изменение средних совокупных издержек на рис. 4

, теперь будет интерпретироваться как кривая долгосрочных средних издержек

фирмы , причём возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных

издержек. В новой ситуации кривая предельных издержек будет соответствовать

кривой долгосрочных предельных издержек. Долгосрочное равновесие

достигается при таком уровне выпуска , когда долгосрочные предельные

издержки равны долгосрочному предельному доходу. Долгосрочная равновесная

цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. О таком

долгосрочном равновесии следует особо сказать следующее :

1. В условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать по

крайне мере безубыточно. Ситуация минимизации убытков представленная на

рис. 5 , не может быть долгосрочном равновесием : фирма просто уйдёт с

рынка , если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные

предельные издержки.

2. В отличии от случая совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в

условиях монополии отнюдь не обязательно должно устанавливаться в точке

минимума кривой долгосрочных совокупных издержек Оно может быть

достигнута как при условии выпуска ниже минимума кривой долгосрочных

средних издержек ( рис. 4 ) , так и при уровне выпуска , превосходящем

минимум кривой долгосрочных средних издержек. Вне зависимости от

конкретной величины долгосрочного равновесного выпуска монополист всегда

изберёт такой размер производственного предприятия , который в наибольшей

степени соответствует этому уровню выпуска. Графически это означает , что

кривая краткосрочных средних совокупных издержек является касательной к

кривой долгосрочных средних издержек в точке равновесного выпуска

продукции.

3. Цена , максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы , будет ниже , чем

цена , максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с

тем , что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных

временных интервалах , чем на краткосрочных. Начиная с точки

долгосрочного равновесия , фирма -монополист может временно увеличить

прибыль , поднимая цены и сокращая выпуск продукции и сокращая выпуск

продукции , смещаясь тем самым в верх вдоль менее эластичной кривой

краткосрочного спроса. Однако , столкнувшись с более высокой ценой ,

потребители скорректируют долгосрочную структуру потребления , уменьшая

величину предъявляемого спроса до уровня кривой до уровня кривой

долгосрочного спроса. При более высоких ценах прибыль монополиста будет

меньше , чем при исходной цене долгосрочного равновесия.

ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ , ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЛИМИТИРУЮЩЕЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

В только что описанном случае равновесное состояние легко идентифицировать.

Однако эта простата вызвана исключением из анализа такого важного элемента

экономической реальности как предпринимательство. В рассмотренном случае

кривые долгосрочного и краткосрочного спроса расценивались как некая

заданная реальность , в то время как на практике любая фирма , получающая

чистую экономическую прибыль , наверняка привлечёт внимание

предпринимателей , по желающих принять участие в столь выгодном деле. У них

будет собственное представление о том что заданная реальность , а что можно

и изменить. Рассмотрим долгосрочное равновесие в случае открытой монополии.

Пока что фирма является единственным поставщиком продукции на рынок. Но она

не защищена от конкурентов ни теми относящимися к издержкам преимуществами

, которые есть у естественной монополии , не законодательными барьерами ,

делающими невозможным выход в отрасль - вотчину закрытой монополии. Как

защищаться ей от возможных соперников ? Какие варианты оптимального ведения

находятся в её распоряжении ?

Во - первых , она может взвинтить цены до уровня , обеспечивающего

краткосрочные максимальной прибыли , и получать чистую экономическую

прибыль до тех пор , пока цены вновь не упадут. Фирма должна примириться с

тем , что рано или поздно на рынке появиться конкуренты и часть прибыли

будет доставаться им. Очень часто фирмы так и поступают. Много примеров

подобного рода можно найти в отраслях , производящих бытовую электронику.

Фирма , впервые выбрасывающая на рынок компакт - диски , стереотелевизоры и

т. д. , практически всегда устанавливают на них высокую стартовую цену.

Вскоре на рынок выходят фирмы , предлагающие аналогичную продукцию. Рынок

превращается в олигополию , где фирме - лидеру может принадлежать всё -

таки весьма значительная роль. Однако рыночная цена будет уже существовать

ниже начальной. В случае удачи , к моменту полного исчезновения чистой

экономической прибыли исследовательский отдел предложит какой - нибудь

новый вид продукции , который вновь продукт позволит фирме пожать плоды

временной монопольной прибыли. Не редко надежда даже на краткосрочную

монопольную прибыль становится инновационного процесса.

Однако в ситуации открытой монополии у фирмы есть и иной выбор.

Вместо того , чтобы устанавливать цены на уровне , дающим возможность

получения краткосрочной максимальной прибыли , фирма может установить

несколько меньшую цену. В этом случае прибыль будет умеренной по размерам ,

но зато рынок станет менее заманчивой мишенью для потенциальных

конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования ,

поскольку она ограничивает краткосрочную прибыль с целью затруднения входа

в отрасль возможных конкурентов.

Анализ лимитирующего ценообразования связан с серьёзными

трудностями. Такая стратегия наиболее привлекательна для тех монополистов ,

которые имеют преимущество перед возможными конкурентами во всём ,

связанном с издержками. Например , компания , впервые выходящая на рынок ,

должна понести безвозвратные издержки на создание дилерской сети в целях

ознакомления потребителей с новым торговым знаком. Может и создаться такая

ситуация , при которой фирма - лидер сумела методом проб и ошибок достичь

настолько низкого уровня издержек производства , который в принципе

достижим для любой фирмы - преследователя. Обладая таким преимуществом в

издержках , фирма - лидер может получить чистую экономическую прибыль при

столь невысокой цене , которая практически исключает опасность появления

новых фирм в отрасли.

Совершенно не обязательно , чтобы перед фирмой стоял абсолютно

жесткий выбор : либо максимизация краткосрочной прибыли , либо лимитирующее

ценообразование. Фирма вполне может установить некую промежуточную цену ,

которая будет усложнять и тормозить процесс появления новых фирм в отрасли

( не исключая саму возможность такого появления ). Фирма может вынести свою

продукцию на рынок по высокой цене , а затем “ скользить вниз вдоль кривой

спроса ” по мере того , как новые фирмы будут появляться на рынке. Число

вариаций такого рода бесконечно. По мере того, как внимание руководства

фирмы переключается с простых расчётов предельных издержек и предельного

дохода , составляющих весь нехитрый катехизис “ простого ” монополиста , на

поиск направления стратегических ударов и контрударов по потенциальных

конкурентов , рыночная структура названная нами открытой монополией

ограничена трансформируется в олигополию.

4.ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ И ПОИСК РЕНТЫ

Обратимся к исследованию того , что есть предпринимательство в условиях

закрытой монополии. Она , как мы помним защищена разного рода юридическими

барьерами - патентами , государственными лицензиями , разрешениями и т. п.

Если рынок действительно закрыт для любых форм конкуренции , посвящённому

долгосрочному равновесию при отсутствии угроза появления конкурентов. Между

тем лишь немногие монополии являются действительно абсолютно закрытыми (

если таковые вообще существуют ). В реальной экономической действительности

прибыли их угрожают : (1) разработка товаров - субститутов (2) возможности

опротестовать особенность юридических барьеров стоящих на пути конкуренции

на конкретном рынке.

Рассмотрим для начала проблему товаров - субститутов. Хотя

рыночная структура монополии предполагает , что продукция не имеет “

близких ” заменителей , эта близость сама по себе - вещь относительная и

далеко не бесспорная. Незаменимых продуктов вообще не существует. Фирма -

монополист всегда должна отдавать себе отчёт в том , что увеличение цены на

её продукцию до уровня , обеспечивающего получения максимально возможной на

краткосрочном временном интервале прибыли , обязательно приведет к росту

спроса на все виды заменителей ( субститутов ). Рост спроса на субституты

подстегнёт предпринимательский процесс. Со временем всё большее количество

фирм выходит на рынок со своими заменителями.

Угроза проистекает не только от расширения объёма выпуска

заменителей , но и от разработки их новых разновидностей. Например , если

некая фирма обладает монополией на некое патентное лекарственное средство ,

её конкуренты будут всеми силами вести разработку альтернативных методов

медикаментозной терапии. Чем выше установленная монополистом цена , и чем

дольше она удерживается на этом уровне тем большее количество

предпринимателей с течением времени всё возможное и невозможное для того ,

чтобы выбросить на рынок разнообразные и весьма привлекательные для

потребителей товары -заменители. В результате отмеченных процессов кривая

спроса на продукцию монополиста неизбежно и неумолимо будет двигаться

влево.

Тем временем эти же или другие конкуренты будут действовать уже

совершенно на другом фронте. Закрытые монополии на рынке могут быть

защищены законом , но лоббисты попытаются убедить законодателей в

необходимости изменения законов , а юристы постараются найти в законах

недостатки и бреши. Если закрытая монополия получает чистую экономическую

прибыль , то юристы и лоббисты в этих условиях становятся весьма

привлекательным объектом для капиталовложений со стороны потенциальных

конкурентов. Очевидно , что для борьбы со всей этой братией “ наш ”

монополист будет вынужден вкладывать деньги в собственных юристов и

лоббистов.

Усилия , предпринимаемые фирмами для взлома , или , наоборот ,

защиты закрытой монополии , являют собой яркий пример поиска рент. “ Рента

” , о которой идёт речь в данном случае , представляет собой чистую

экономическую прибыль , получаемую монополистом. Она , по определению ,

превосходит альтернативные издержки производства продукции фирмы -

монополиста. Заметим , однако , что поиск ренты , равно как и защита от

поиска ренты - дело не дешёвое. Издержки , сопряжённые с этими процессами ,

должны прибавляться к производственным издержкам при исчислении прибыли.

Расходы , обусловленные как поиском ренты , так и защиты от него , сдвигают

кривую издержек фирм вверх.

Круг участников процесса поиска ренты не ограничивается фирмами -

конкурентами , которые стремятся выйти на новый привлекательный рынок. В

этом процессе могут принять участие сами служащие фирмы - монополиста , её

поставщики и даже потребители её продукции.

Таким образом , закрытая монополия попадает в своеобразные тиски.

Активность предпринимателей , выпускающих товары - субституты , ведет к

тому , что кривая спроса на товары закрытой монополии сдвигается в лево. В

то же самое время необходимость активной защиты от “ искателей ренты ”

ведёт к росту издержек. Даже в том случае , если на этом рынке собственной

персоной не появится не один из возможных соперников , фирма - монополист

постепенно будет вынуждена перейти в ту позицию , которая отображена на

рис. 6. Девиз этой позиции - безубыточность. Когда , наконец , фирма -

монополист дойдёт до жизни такой , что её экономическая прибыль станет

равной нулю , во всей отрасли будет достигнуто положение равновесия.

Прекратится процесс внедрения нововведений , а расходы , направлены на

поиск ренты , перестанут расти.

Подведём итоги . “ Горестная жизнь монополиста ” , в чём мы имели

возможность убедиться , весьма далека от идиллии. Да ,бывают в жизни

монополиста чрезвычайные возможности : “ сорвать банк ” , получить

сиюминутную прибыль... И всё - таки монополист не имеет права “ увлекаться

” : ведь спрос всегда более эластичен в долгосрочной перспективе , чем в

краткосрочной. Фирма , находящаяся в ситуации открытой монополии , должна

выбирать между извлечением краткосрочной прибыли до тех пор , пока другие

фирмы не появились на рынке , и установлением такой невысокой цены ,

которая хотя бы временно удержит конкурентов от появления на рынке. Не

имеет возможности почивать на лаврах и фирма , являющаяся закрытой

монополией. Предприниматели из числа её конкурентов будут работать над

созданием всё более привлекательных товаров - заменителей , а защита от

искателей ренты приводит к росту издержек , даже перед естественной

монополией всегда стоит реальная угроза конкуренции. И так , в реальной

жизни быть монополистом - задача посложнее , чем просто искать на графике

точку пересечения двух кривых.

5.МОНОПОЛИЯ И ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Как нам уже известно , предельный доход в условиях совершенной конкуренции

равен цене единицы товара , и спрос на продукцию фирмы совершенно

эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше

цены , кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной , что позволяет

фирме , обладающей монопольной властью , получать дополнительную прибыль.

Эластичность спроса на продукт ( даже в случае , если на рынке

присутствует только один продавец этого продукта ) влияет на цену

монополист. Имея информацию об эластичности спроса Ер , а также данные ,

характеризующие предельные издержки фирмы MC , руководитель фирмы может

рассчитать цену продукции P по формуле :

_____MC__

P = -1

(1)

1 + Ep

Чем выше эластичность спроса , тем более приближены условия деятельности

монополиста к условиям свободной конкуренции , и наоборот , при

неэластичном спросе у монополии создаётся больше возможности “ взвинчивать

” цены и получать монопольные доходы.

КАК ВЛИЯЮТ НАЛОГИ НА ПОВЕДЕНИЕ

МОНОПОЛИСТА ?

Поскольку налог увеличивает предельные издержки , кривая предельных

издержек сместится влево и вверх , от МС до MC1 , как это показано на рис.

7. Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке P1Q1.

Монополист сократит производство и повысит цены в результате

введения налога. Насколько он повысит цену , можно рассчитать исходя из

уравнения (2). Если эластичность спроса , к примеру , составляет - 1 , 5 ,

тогда

____MC____

P = -1 =3MC .

(2)

1 + ( 1,5 )

При этом после введения налога цена увеличится на величину , в три

раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную цену зависит

, таким образом , от эластичности спроса : чем менее эластичен спрос , тем

в большей степени монополист повысит цену после введения налога.

6.ОЦЕНКА МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Эластичность спроса является важным фактором , ограничивающим монопольную

власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией ( только один

продавец ) , эластичность спроса становиться единственным рыночным фактором

, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому все отрасли

естественные монополии регулируются государством. Во многих странах

предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко , как правило

, монопольная власть делится либо между несколькими крупными фирмами ,либо

на рынке действует множество небольших фирм , каждая из которых производит

отличающуюся от других продукцию.

Таким образом , на рынках несовершенных конкуренций каждая фирма в

той или иной степени обладает рыночной властью , что позволяет ей

устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую

прибыль.

Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности

спроса на продукцию фирмы : чем более эластичен спрос , тем меньше

возможности получения дополнительной прибыли , тем меньше рыночная власть

фирмы.

В условиях чистой монополии , когда спрос на продукцию фирмы

совпадает с рыночным , эластичность последнего является определяющей в

оценке рыночной власти фирмы. В других случаях , когда рыночная власть

делится между двумя , тремя или большим количеством фирм , она зависит от

следующих факторов.

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не

может быть менее эластичным , чем рыночный спрос. Чем большее

количество фирм представлено на рынке , тем более эластичен будет

спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не

позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения

потерять часть своего рынка сбыта.

Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той

информацией , которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об

эластичности должны быть получены путём анализа с бытовой деятельности

фирмы , объёма продаж при различных ценах , проведения маркетинговых

исследованиях , оценки деятельности конкурентов и т. д.

2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм ещё не

даёт представления о том , насколько рынок монополизирован. Для

оценки конкурентности рынка используются индекс рыночной

концентрации Герфиндаля , характеризующий степень монополизации

рынка :

2 2 2

2

H =p1 + p2 + ... + pj + ... + pn , (3)

где H - показатель концентрации , pj -процентная доля на рынке.

3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут

придерживаться стратегии жесткой конкуренции , снижать цены для захвата

большей доли рынка и вытеснения конкурентов , цены могут упасть почти до

конкурентного уровня ( равенство цены и предельных издержек ). Монопольная

власть и , соответственно , монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако

получение больших доходов очень притягательно для любой фирмы , поэтому

вместо агрессивной конкуренции более предпочтительнее явный или тайный

сговор , раздел рынка.

Структура рынка , степень его монополизации должны учитываться

фирмой при выборе стратегии деятельности для формирующегося рынка России

характерно высокомонополизированная структура , поддерживаемая созданием в

последние годы различного рода концернов , ассоциаций и других объединений

, одной из целей которой является поддержание высоких цен и обеспечение

себе “ спокойного существования ”. Вместе с тем предполагаемое усилие

открытости российской экономики для мирового хозяйства приведёт к

конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение наших

монополистов. Помимо уже рассмотренного выше эффекта

масштаба существуют и другие причины монополии. Среди них немалую роль

играет установление препятствий для вступления новых фирм на рынок. Такими

препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения

государственных органов на занятия тем или иным видом деятельности ,

лицензионные и патентные барьеры , таможенные ограничения и прямые запреты

на импорт , сложности в получении кредитов , высокие первоначальные затраты

для открытия нового предприятия и др.

Например , для открытия коммерческого банка в Росси помимо

установленного минимального размера фонда требуется специальное разрешение

Центрального банка , получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и

“ добыть ” относительно дешёвый кредит. Введённые новые импортные пошлины

на спиртные напитки , табачные изделия , автомобили и др. снижают

конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляет позиции

отечественных производителей.

Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом ,

привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не

является естественной монополией ( а большинство наших российских монополий

таковыми не являются ) , то фирма - монополист в любой момент может ожидать

появление неожиданного конкурента.

Чем выше прибыль предприятия - монополиста , тем больше желающих

проникнуть в отрасль , например путём расширения производства и продаж

товаров - заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией , способной

эффективно заменить продукцию монополиста , приводит к переключению спроса

потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену ,

отказываться от части прибыли , что бы сохранить положение на рынке.

Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны.

На поддержку государственных деятелей , выражающих их интересы ,

монополисты тратят значительные средства , которые включаются в издержки ,

увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение

фирм - монополистов не является таким уж “ безоблачным ” , как это кажется

на первый взгляд.

7.ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Модель простой монополии построена исходя из допущения , что все

единица продукции , продаваемые на протяжении определённого периода времени

, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является

абсолютно неизбежной в любой ситуации , когда возможна перепродажа

продукции. Например , весьма маловероятно , чтобы книжный магазин ,

расположенный на территории университетского городка ( типичная монополия )

, стала вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по

одной цене , а всем остальным - с 25 % - й скидкой. Если даже он и

попытается так сделать , то какой - нибудь сметливый второкурсник вскоре

начнёт покупать эти книги для их последующей продажи старшекурсникам по

сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут

до нуля.

Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по

одной цене. Есть фирмы , которые устанавливают разные цены для разных

покупателей на один и тот же продукт. Если цены , установлены для разных

покупателей , отражает не различие в издержках фирмы , связанных с

индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей , то фирма

осуществляет ценовую дискриминацию.

Так , театр устанавливающий цену на билет 5 руб. для взрослых и 3

руб. для детей осуществляет ценовую дискриминацию , поскольку издержки

театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело , например ,

на овоще - базе , где цена 1 тонны картошки на 4 % ниже по оптовой цене.

Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых

операций.

УСЛОВИЯ , НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Для того, что бы фирма - монополист смогла осуществлять ценовую

дискриминацию , рынок должен отвечать двум условиям. Во - первых ,

покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать

купленную продукцию. Во - вторых , продавец должен быть в состоянии

разделять покупателей на группы , исходя из учёта эластичности спроса на

товары. После этого тем покупателям , спрос которых обладает высокой не

эластичностью , будет предложена высокая цена , а тем , чей спрос эластичен

- более низкая.

Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в

контексте теории монополии , однако это - не единственная рыночная

структура , в которой встречается такое явление. Любая фирма , способная

назначить цену на свою продукцию , если она в состоянии разделить

потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими

спроса , а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою

продукцию , рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться

стратегией ценовой дискриминации. Электростанция , назначающая разные цены

для населения и для промышленных предприятий , представляет собой монополию

, осуществляющей ценовую дискриминацию. Авиационная компания , берущая с

туристов и бизнесменов различную плату за билеты , делает то же самое.

Наконец , ресторан , обслуживающий отдельных клиентов по ценам со скидкой ,

поступает аналогично.

МОДЕЛЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

На рис. 8 представлена простая модель ценовой дискриминации ,

осуществляемой фирмой - монополистом. Фирма продаёт свою продукцию на двух

разных рынках. Это могут быть две разные местности , две возрастные группы

, обычные потребители и клиенты - коммерсанты и т. д. Предполагается , что

перепродажа продукции невозможна.

У обоих графиков одна общая вертикальная ось , на которой нанесена

рублёвая цена за единицу продукции. Объём продаж на первом рынке отражается

на горизонтальной оси как обычно , слева направо. Продажа на втором рынке

отражается справа налево.

Кривые спроса на обоих рынках обозначены D1 и D2 , кривые

предельного дохода - соответственно MR1 и MR2.

Для простоты сделано предположение , что предельные издержки фирмы

- монополиста постоянны. Поэтому кривая придельных издержек представляет

собой горизонтальную прямую, пересекающую графики обоих рынков. На каждом

из рынков монополист добывается прибыли, устанавливая предельные издержки

на уровне, равном придельному доходу. В соответствии с этим правилом

ежедневная продажа на первом рынке составит 500 единиц продукции, на

втором - 373 единицы. Цена назначаемая на каждом из рынков, задаётся

высотой соответствующей кривой спроса в точке, где выпуск продукции

обеспечивает максимум прибыли. На первом рынке, где спрос более эластичен в

окрестности равновесного уровня выпуска, ценой, обеспечивающей получение

максимума прибыли, будет цена в 1,5 рубля за единицу. На втором рынке, где

кривая спроса указывает на значительно меньшую эластичность в окрестности

точки равновесия, цена, обеспечивающая получение максимума прибыли, будет

выше. Она составляет 2,5 рубля за единицу. Представленная на рис. 8 модель

- лишь одна из возможных моделей ценовой дискриминации. Более сложные

модели рассматривают большее количество рынков, падающие или растущие

предельные издержки и т. и д. Однако представленная здесь модель имеет

важную общую черту со всеми более сложными. В

ситуации равновесия фирма-монополист, максимизирует прибыль и проводя

стратегию ценовой дискриминацией, устанавливает более высокую цену в тех

условиях, когда спрос на её продукцию менее эластичен.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЦЕНОВАЯ

ДИСКРИМИНАЦИЯ

Ценовую дискриминация часто считают несправедливостью. Многие люди

испытывают раздражение , узнав , например , что человек , сидящий впереди

впереди них в самолёте , заплатил за билет меньше ,чем они.

Законы , запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации , были

приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до

местных. Наиболее известны из них закон Робинсона - Патмэна.

На примере университетских студенческих стипендий можно тем не

менее убедится , что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не

только вред , но и пользу. Так , многие студенты из числа тех , кто не

может платить за обучение , всё - таки посещают колледж. Ценовая

дискриминация позволяет студентам покупать билеты на самолёт , если эти

билеты не были приобретены бизнесменами , не желающими ехать по делам в

субботу или воскресенье.

Все эти примеры показывают , что ценовая дискриминация имеет и

положительные стороны , что нередко и она способствует достижению большей

справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой

дискриминации более терпимо , нежели остальная публика , для которой

упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.

ВЫВОД

1. Чистая монополия предполагает , что одна фирма является единственным

производителем данной продукции , не имеющей аналогов. Монополист

полностью контролирует её цену и объём выпуска.

2. Причиной монополии является : (а) эффект масштаба ; (б)

законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль , патенты

и лицензии ; (в) нечестное поведение и др.

3. Кривая спроса на продукцию фирмы - монополиста наклонная и совпадает с

кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются

ограничителями , которые не позволяют монополисту устанавливать

произвольно высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль , он

определяет цену и объём производства , исходя из равенства предельного

дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода

монополиста лежит ниже кривой спроса , он будет продавать по более

высокой цене и производить в меньшем объёме по сравнению с условиями

совершенной конкуренции.

4. Фактором , ограничивающим монопольную власть на рынке является

эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность , тем меньше

монопольная власть , и наоборот. На степень монопольной власти влияет

также количество фирм на рынке , концентрация , конкурентная стратегия.

5. Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные

законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению

власти монополий. Предметом государственного регулирования является

естественные монополии. В отраслях естественные монополии многие

предприятия являются государственной собственностью.

6. В реальной жизни чистая монополия , также как и совершенная конкуренция

, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и

характеризуются условиями монополистической конкуренции , постепенно

переходящей в олигополию

7. При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит

разнообразную дифференцированную продукцию , вступление новых фирм в

отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объём

выпуска , максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Лёгкое

вхождение новых фирм приводит к тенденции получения нормальной прибыли в

долгосрочном периоде , когда экономическая прибыль стремится к нулю.

8. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных

фирм , каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Вступление

новых фирм в отрасль существенно затруднено , а эффект масштаба делает

неэффективным существования большого количества производителей.

Таблица 1 . Динамика издержек и доходов

фирмы Х в условиях монополии (руб.)

|Выпуск |издер |жки |цена |до |ход |прибыль |

| | | | | | | |

|продукции|Валовые|предель -| |валовый|предель | |

|шт. | |ные | | |ный | |

|0 |1000 |- |- |- |- |-1000 |

|1 |1470 |470 |500 |500 |500 |-970 |

|2 |1890 |420 |498 |996 |496 |-894 |

|3 |2265 |375 |496 |1488 |492 |-777 |

|4 |2600 |335 |494 |1976 |498 |-624 |

|5 |2920 |320 |492 |2460 |484 |-460 |

|6 |3230 |310 |490 |2940 |480 |-290 |

|7 |3535 |305 |488 |3416 |476 |-119 |

|8 |3850 |315 |486 |3888 |472 |38 |

|9 |4180 |330 |484 |4356 |468 |176 |

|10 |4535 |355 |482 |4820 |464 |285 |

|11 |4900 |365 |480 |5280 |460 |380 |

|12 |5280 |380 |478 |5736 |456 |456 |

|13 |5680 |400 |476 |6188 |452 |508 |

|14 |6105 |425 |474 |6636 |448 |531 |

|15 |6560 |455 |472 |7080 |444 |520 |

|16 |7040 |480 |470 |7520 |440 |480 |

|17 |7550 |510 |468 |7956 |436 |406 |

|18 |8090 |540 |466 |8388 |432 |298 |

|19 |8665 |575 |464 |8816 |428 |151 |

|20 |9275 |610 |462 |9240 |424 |-35 |