НАЛОГИ ГЕРМАНИИ
НАЛОГИ ГЕРМАНИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов
РЕФЕРАТ
на тему: "НАЛОГИ ГЕРМАНИИ".
|Студент ФЭФ, 4 курс, ФФ - 4 |Д. В. Славников |
|Руководитель |И. П. Заева |
МИНСК 2000
НАЛОГИ ГЕРМАНИИ
Налоговое законодательство в Беларуси только формируется. Пытаясь
сформировать собственный проект Налогового кодекса, можно обратить внимание
на позитивный опыт зарубежных стран. Возможно, он будет способствовать
совершенствованию нашей налоговой системы.
Взгляд в историю
При образовании в 1871 году Германской империи установление всех
основных прямых налогов являлось прерогативой входящих в нее государств
(нынешних земель). Империи же было передано право устанавливать лишь
таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак,
пиво, водку, сахар, соль.
Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов положило начало
созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих
расходов этого, естественно, не хватало. Источником средств явились доходы
от почтового и телеграфного ведомств и мартикулярные взносы отдельных
земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных
потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.
Цели налоговой политики
Их достаточно четко определил в свое время канцлер Германии Отто
Бисмарк при обсуждении вопроса о введении таможенных пошлин на
сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он
высказался так: “Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур
много требует от прямых налогов и слишком мало — от косвенных, и я
добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить
косвенными налогами... Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных
надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого
уровня, который не может более быть терпим”.
Регулярные мартикулярные взносы отдельных государств ставили империю в
серьезную зависимость от них. Именно это и определило пути развития
налоговой системы Германии.
В девяностые годы прошлого века были введены гербовые сборы на ценные
бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г.— налог с наследства, в 1913 —
налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г.
Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения;
развивалось и косвенное обложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на
покрытие расходов, связанных с военным поражением и выплатой контрибуции. В
июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота по ставке 0,5 процента, который
просуществовал до перехода к налогообложению добавленной, или вновь
созданной стоимости, что произошло только в шестидесятые годы.
Налоговая реформа и ее результаты
В декабре 1919 года с утверждением имперских правил налогообложения,
разработанных министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая
реформа Германии. Ее главное значение состоит в том, что был ликвидирован
финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право
взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено
налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали
владельцы крупных состояний. Действовавшие ранее 26 земельных законов о
подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с
дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60
процентов. Эти и другие меры позволили в достаточно короткое время в пять
раз увеличить расходы государства на социальные нужды.
После второй мировой
Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с
именем видного экономиста и государственного деятеля, сначала министра
хозяйства, а затем канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.
Л. Эрхард выступал поборником свободных рыночных отношений, что
требовало немалой самостоятельности хозяйствующих субъектов, общин, земель,
а это несовместимо с жесткой централизацией финансовых ресурсов. В
послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные
задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее
состав. При этом федерация и земли раздельно несут расходы, возникающие при
выполнении ими своих функций: федерация и земли самостоятельны в вопросах
своего бюджетного устройства.
Наряду с федеральным государством и землями носителями определенных
общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными
бюджетами. Ключевые же позиции в налоговом законодательстве принадлежат
федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней
управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее
крупные источники формируют сразу два или три бюджета.
Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим
образом: 42,5 процента поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5
процента — в бюджет соответствующей земли и 15 процентов — в местный
бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50 процентов между
федеральным и земельными бюджетами. Налог на предпринимательскую
деятельность взимается местными органами управления, но им остается только
половина сумм, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный
бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем
бюджетам: соотношения распределения этого налога могут быть самыми
различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим
источником дохода.
Нужно отметить, что Германия — одна из немногих стран, где применяется
не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов:
высокодоходные земли, как например Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-
Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым
землям — таким, как Саксония, Шлезвиг-Голштейн. Следует подчеркнуть, что
такое положение явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.
Л. Эрхард признавал весьма справедливыми пожелания граждан и
хозяйственных кругов снижать налоговое бремя. Но при этом, подчеркивал он,
важны средства достижения этой цели: “если удастся добиться требуемой
стабилизации расходов и развитие производительности будет расти теми же
темпами, легко себе представить и вычислить, какое снижение налогов
окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и
реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы”.
Важнейшие принципы налогообложения
Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы
построения системы налогообложения:
— налоги по возможности минимальны;
— минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их
взимание;
— налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
— налоги соответствуют структурной политике;
— налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
— система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в
связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать
государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права
никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение
коммерческой тайны гарантировано;
— налоговая система исключает двойное обложение;
— величина налогов соответствует размеру государственных услуг,
включая защиту человека и все, что гражданин может получить от
государства.
Основные налоги Германии
Основные виды сложившихся налогов в Германии — это подоходный налог с
физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость,
промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог с
наследства и дарения, автомобильный налог, акцизы на кофе, сахар,
минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины.
Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит
государству НДС; его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28
процентам — это второе место после подоходного налога. Общая ставка налога
в настоящее время составляет 15 процентов, но основные продовольственные
товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной
ставке — 7 процентов.
Налог на доходы корпораций взимается по ставке 45 процентов: здесь
широко используется ускоренная амортизация; проценты по ссудам не
облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога;
льготы приводят к тому, что фактическая ставка налога в среднем составляет
42 процента.
Промысловым налогом — это один из основных местных налогов —
облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся
промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления
налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании, налоговая
ставка определяется муниципальными органами.
Нужно подчеркнуть, что местные налоги носят не столько фискальный,
сколько регулирующий деловую активность в регионах характер.
Особо — о налогах с граждан
Подоходный налог в Германии прогрессивен, его минимальная ставка — 19
процентов, максимальная — 53. Необлагаемый минимум — 1536 марок в месяц для
одиноких граждан и 3072 марки для семейных пар. Далее идут льготы на детей,
возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь,
несчастный случай). Например, для лиц в возрасте 64 лет и старше
необлагаемый минимум увеличивается до 3700 марок; у лиц, имеющих земельный
участок, не облагается подоходным налогом 4750 марок. Максимальная ставка
налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, или 240
тыс. марок для семейной пары.
Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека, а
именно: от наемного труда, самостоятельной работы (свободные профессии),
промысловой или сельскохозяйственной деятельности, от капитала, сдачи
имущества в аренду и в наем, все прочие поступления. Для определения
облагаемого дохода из поступлений вычитаются затраты. При этом учитываются
и особые расходы, как, например, алименты после развода супругов, взносы на
медицинское страхование и страхование жизни, церковный налог, затраты на
профессиональное образование и т. д.
Ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и
стоимости имущества. Не облагаемые налогом суммы также различны для разных
категорий: для супругов она составляет 250 тыс. марок, для детей — 90
тысяч, внуков — 50 тысяч, братьев и сестер — 10 тысяч марок.
Дополнительные функции налогов
Подчас установление новых налогов в Германии преследует чисто
регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный еще в
начале века и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Его тогда
породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить
расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-
едва покрывали расходы на его взимание, но техническая задача была решена и
экономическая цель достигнута. Налог сохраняется нынче как историческая
реликвия, принося бюджету Германии несколько миллионов марок.
А вот более современный пример: решение с помощью роста налога уже не
экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на
табак некурящих стало значительно больше, чем в ходе длительной
пропагандистской кампании о вреде курения.
Через налоги решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность
страны сопротивлялась оснащению автомобилей катализаторами. Тогда был резко
снижен налог на автомобили, оснащенные ими, понижен акцизный сбор на те
виды бензина, которые используются в машинах с катализаторами. Так
“компенсировались” дополнительные расходы на внедрение катализаторов.
Опыт эволюции налоговой системы Германии может быть весьма
поучительным и для Республики Беларусь.
Используемая литература
1. Князев В. Г. Налоги в странах - членах ЕЭС. // Финансы №5 1993.
2. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. -
М., 1995.
3. Налоговые системы зарубежных стран. - М., 1995.
4. Хаузер Х. Г. Система финансового выравнивания между федерацией и
землями в Германии. // Финансы №5 1995.
5. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. - М., 1997
Автор: Славников Дмитрий Васильевич
slavnikov_d@mail.ru