НАЛОГИ ГЕРМАНИИ

НАЛОГИ ГЕРМАНИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансов

РЕФЕРАТ

на тему: "НАЛОГИ ГЕРМАНИИ".

|Студент ФЭФ, 4 курс, ФФ - 4 |Д. В. Славников |

|Руководитель |И. П. Заева |

МИНСК 2000

НАЛОГИ ГЕРМАНИИ

Налоговое законодательство в Беларуси только формируется. Пытаясь

сформировать собственный проект Налогового кодекса, можно обратить внимание

на позитивный опыт зарубежных стран. Возможно, он будет способствовать

совершенствованию нашей налоговой системы.

Взгляд в историю

При образовании в 1871 году Германской империи установление всех

основных прямых налогов являлось прерогативой входящих в нее государств

(нынешних земель). Империи же было передано право устанавливать лишь

таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак,

пиво, водку, сахар, соль.

Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов положило начало

созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих

расходов этого, естественно, не хватало. Источником средств явились доходы

от почтового и телеграфного ведомств и мартикулярные взносы отдельных

земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных

потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.

Цели налоговой политики

Их достаточно четко определил в свое время канцлер Германии Отто

Бисмарк при обсуждении вопроса о введении таможенных пошлин на

сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он

высказался так: “Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур

много требует от прямых налогов и слишком мало — от косвенных, и я

добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить

косвенными налогами... Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных

надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого

уровня, который не может более быть терпим”.

Регулярные мартикулярные взносы отдельных государств ставили империю в

серьезную зависимость от них. Именно это и определило пути развития

налоговой системы Германии.

В девяностые годы прошлого века были введены гербовые сборы на ценные

бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г.— налог с наследства, в 1913 —

налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г.

Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения;

развивалось и косвенное обложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на

покрытие расходов, связанных с военным поражением и выплатой контрибуции. В

июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота по ставке 0,5 процента, который

просуществовал до перехода к налогообложению добавленной, или вновь

созданной стоимости, что произошло только в шестидесятые годы.

Налоговая реформа и ее результаты

В декабре 1919 года с утверждением имперских правил налогообложения,

разработанных министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая

реформа Германии. Ее главное значение состоит в том, что был ликвидирован

финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право

взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено

налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали

владельцы крупных состояний. Действовавшие ранее 26 земельных законов о

подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с

дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60

процентов. Эти и другие меры позволили в достаточно короткое время в пять

раз увеличить расходы государства на социальные нужды.

После второй мировой

Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с

именем видного экономиста и государственного деятеля, сначала министра

хозяйства, а затем канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.

Л. Эрхард выступал поборником свободных рыночных отношений, что

требовало немалой самостоятельности хозяйствующих субъектов, общин, земель,

а это несовместимо с жесткой централизацией финансовых ресурсов. В

послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные

задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее

состав. При этом федерация и земли раздельно несут расходы, возникающие при

выполнении ими своих функций: федерация и земли самостоятельны в вопросах

своего бюджетного устройства.

Наряду с федеральным государством и землями носителями определенных

общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными

бюджетами. Ключевые же позиции в налоговом законодательстве принадлежат

федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней

управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее

крупные источники формируют сразу два или три бюджета.

Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим

образом: 42,5 процента поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5

процента — в бюджет соответствующей земли и 15 процентов — в местный

бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50 процентов между

федеральным и земельными бюджетами. Налог на предпринимательскую

деятельность взимается местными органами управления, но им остается только

половина сумм, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный

бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем

бюджетам: соотношения распределения этого налога могут быть самыми

различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим

источником дохода.

Нужно отметить, что Германия — одна из немногих стран, где применяется

не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов:

высокодоходные земли, как например Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-

Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым

землям — таким, как Саксония, Шлезвиг-Голштейн. Следует подчеркнуть, что

такое положение явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

Л. Эрхард признавал весьма справедливыми пожелания граждан и

хозяйственных кругов снижать налоговое бремя. Но при этом, подчеркивал он,

важны средства достижения этой цели: “если удастся добиться требуемой

стабилизации расходов и развитие производительности будет расти теми же

темпами, легко себе представить и вычислить, какое снижение налогов

окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и

реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы”.

Важнейшие принципы налогообложения

Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы

построения системы налогообложения:

— налоги по возможности минимальны;

— минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их

взимание;

— налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

— налоги соответствуют структурной политике;

— налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

— система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в

связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать

государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права

никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение

коммерческой тайны гарантировано;

— налоговая система исключает двойное обложение;

— величина налогов соответствует размеру государственных услуг,

включая защиту человека и все, что гражданин может получить от

государства.

Основные налоги Германии

Основные виды сложившихся налогов в Германии — это подоходный налог с

физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость,

промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог с

наследства и дарения, автомобильный налог, акцизы на кофе, сахар,

минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины.

Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит

государству НДС; его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28

процентам — это второе место после подоходного налога. Общая ставка налога

в настоящее время составляет 15 процентов, но основные продовольственные

товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной

ставке — 7 процентов.

Налог на доходы корпораций взимается по ставке 45 процентов: здесь

широко используется ускоренная амортизация; проценты по ссудам не

облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога;

льготы приводят к тому, что фактическая ставка налога в среднем составляет

42 процента.

Промысловым налогом — это один из основных местных налогов —

облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся

промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления

налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании, налоговая

ставка определяется муниципальными органами.

Нужно подчеркнуть, что местные налоги носят не столько фискальный,

сколько регулирующий деловую активность в регионах характер.

Особо — о налогах с граждан

Подоходный налог в Германии прогрессивен, его минимальная ставка — 19

процентов, максимальная — 53. Необлагаемый минимум — 1536 марок в месяц для

одиноких граждан и 3072 марки для семейных пар. Далее идут льготы на детей,

возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь,

несчастный случай). Например, для лиц в возрасте 64 лет и старше

необлагаемый минимум увеличивается до 3700 марок; у лиц, имеющих земельный

участок, не облагается подоходным налогом 4750 марок. Максимальная ставка

налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, или 240

тыс. марок для семейной пары.

Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека, а

именно: от наемного труда, самостоятельной работы (свободные профессии),

промысловой или сельскохозяйственной деятельности, от капитала, сдачи

имущества в аренду и в наем, все прочие поступления. Для определения

облагаемого дохода из поступлений вычитаются затраты. При этом учитываются

и особые расходы, как, например, алименты после развода супругов, взносы на

медицинское страхование и страхование жизни, церковный налог, затраты на

профессиональное образование и т. д.

Ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и

стоимости имущества. Не облагаемые налогом суммы также различны для разных

категорий: для супругов она составляет 250 тыс. марок, для детей — 90

тысяч, внуков — 50 тысяч, братьев и сестер — 10 тысяч марок.

Дополнительные функции налогов

Подчас установление новых налогов в Германии преследует чисто

регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный еще в

начале века и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Его тогда

породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить

расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-

едва покрывали расходы на его взимание, но техническая задача была решена и

экономическая цель достигнута. Налог сохраняется нынче как историческая

реликвия, принося бюджету Германии несколько миллионов марок.

А вот более современный пример: решение с помощью роста налога уже не

экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на

табак некурящих стало значительно больше, чем в ходе длительной

пропагандистской кампании о вреде курения.

Через налоги решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность

страны сопротивлялась оснащению автомобилей катализаторами. Тогда был резко

снижен налог на автомобили, оснащенные ими, понижен акцизный сбор на те

виды бензина, которые используются в машинах с катализаторами. Так

“компенсировались” дополнительные расходы на внедрение катализаторов.

Опыт эволюции налоговой системы Германии может быть весьма

поучительным и для Республики Беларусь.

Используемая литература

1. Князев В. Г. Налоги в странах - членах ЕЭС. // Финансы №5 1993.

2. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. -

М., 1995.

3. Налоговые системы зарубежных стран. - М., 1995.

4. Хаузер Х. Г. Система финансового выравнивания между федерацией и

землями в Германии. // Финансы №5 1995.

5. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. - М., 1997

Автор: Славников Дмитрий Васильевич

slavnikov_d@mail.ru