Налоги: тенденции, перспективы развития

Налоги: тенденции, перспективы развития

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

? Тенденции налоговой системы РФ……………………………5

Налоговая система РФ…………………………………………………5

1.1 Основные принципы построения налоговой системы РФ…………………...6

2. Основные налоги собираемые на территории РФ…………………8

2.1 Подоходный налог с физических лиц…………………………………………...8

2.2 Налог на прибыль предприятий и организаций………………………………..9

2.3 Налог на добавленную стоимость……………………………………………..10

2.4 Акцизы……………………………………………………………………………..11

3. Основные группы проблем налоговой системы РФ……………..12

3.1. Противоречия основных налогов………………………………………………14

3.2 Нестабильность налоговой системы РФ……………………………………..15

?? Перспективы развития налоговой системы РФ……….17

1. Пути реформирования налоговой системы РФ…………………...18

2. Роль мирового опыта в организации налоговой системы РФ…..22

Заключение………………………………………………………………25

Библиографический список…………………………………………27

Введение

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие,

достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко

встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как

кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным

уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и

инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на

перемены и систему налогообложения. К тому же в России система

налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство

и политическая система, направленная на развитие свободы

предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности

российской системы налогов просто необходим.

В этом отношении объективно необходимым и чрезвычайно важным для

совершенствования налоговой системы России является изучение опыта

организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб

зарубежных стран- США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение

опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и

искоренению следов крайней идеологизации в отечественной науке,

объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и

налогового права и овладения богатым историческим опытом по

рассматриваемому вопросу.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом

планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок

неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к

весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство

предприятия.

С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым

законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность

и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования

расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или

даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры

налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения

обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение.

Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в

западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит

избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют

значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для

экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в

создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно

менее развитых районах и т.д.

Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной

законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о

плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.

? Тенденции налоговой системы РФ

Применение налогов является одним из экономических методов

управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с

коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от

ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -

правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения

предпринимателей, предприятий всех форм собственности с

государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими

организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая

деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется

хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов

управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов, как

регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей

народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную

политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных

предприятий.

1. Налоговая система РФ

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в

1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о

налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской

Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на

добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Этот закон установил

перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других

платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и

обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов,

пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется

высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным

законом.

1. Основные принципы построения налоговой системы РФ

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить

основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для

налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом

возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с

дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение

производства.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов

носило однократный характер. Многократное обложение дохода или

капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа

служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение

оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь

созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть

до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна

оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми,

понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для

учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к

меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение

создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной

экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при

построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех

функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации

не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно

оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия

существующего налогового законодательства выявились многочисленные

противоречия.

Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными

поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к

нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. Несмотря на

всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные

моменты. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена

на следующих принципах:

1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на

обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях

рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного

(постепенного) переноса налогового бремени на граждан;

2. Достаточно высокий удельный вес, по сравнению с зарубежными

странами, доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых.

Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.

3. Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу

доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих

структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение

контроля над поступлением всех налогов, включая региональные и

местные.

4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно

направленных на стимулирование производства.

5. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения

налогового законодательства, включая меры финансовой,

административной и уголовной ответственности.

6. Установлена обязательность постановки всех субъектов

предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в

налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках

только после регистрации в налоговых органах.

7. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на

счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными

расходами предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их

просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также

финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и

прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

1. Основные налоги собираемые на территории РФ

Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных

платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют

налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами

и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех

налоговых доходов консолидированного бюджета.

Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность

налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить

свои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета

играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета,

серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные

силы налоговых инспекций и налоговой полиции.

2.1 Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов

прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как

имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской

Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в

денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Доходы в натуральной форме пересчитываются по государственным регулируемым

ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы,

полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения

в рубли по официальному курсу.

Если физическое лицо получило доход от предпринимательской

деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица,

уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответствующего

налога.

Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый

период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и

иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной

оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста. Важно отметить, что

указанное уменьшение облагаемого налогом дохода производится супругам,

опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок

(иждивенец).

Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и

перечисленные ими на благотворительные цели.

В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок

подоходного налога. Многие российские экономисты полагают, что для

“справедливой” налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные

ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем

бедные.

2.2 Налог на прибыль предприятий и организаций

Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога

юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и

организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица,

независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой

формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России

предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения,

компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с

законодательством иностранных государств и осуществляющие

предпринимательскую деятельность.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связи

важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в

себестоимость продукции (работ, услуг).

Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных

законодательством при фактически произведенных затратах и расходах за счет

прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят

налог на прибыль в размере 32%; биржи и брокерские конторы, а также

предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%.

В случае если не представляется возможным определить прибыль,

полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый

орган вправе рассчитывать ее исходя из нормы рентабельности 25%.

2.3 Налог на добавленную стоимость

Активизация перехода к рыночным отношениям обусловливает

необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с

формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную

стоимость.

Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и

прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой

продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов,

используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость

включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог

на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и

определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ,

услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных

на издержки.

Плательщиками налога с оборота являются предприятия и организации

независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие

статус юридического лица и их филиалы; предприятия с иностранными

инвестициями, занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью,

индивидуальные (семейные), частные предприятия; различные международные

объединения и иностранные юридические лица. Плательщиками налога на

добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, при

условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг)

превышает 500 тыс. руб.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере

народного образования, связанные с учебно-производственным процессом,

плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях,

услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях, услуги по уходу за

больными и престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и

крематориев, а также соответствующих предприятий; услуги учреждений

культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные,

спортивные и другие развлекательные мероприятия.

2.4 Акцизы

Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и

оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость,

введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с

оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории

Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с

иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы,

обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные

товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных

товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам,

включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами,

относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья,

пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью

до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и

ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.

Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную

стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов

утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей

территории России.

2. Основные группы проблем налоговой системы РФ

Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С

одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой

—мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной

налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его

пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо,

можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост,

даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей

страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.

Определить понятия “налог” и “сбор”, адекватно отразив в определении

их существенные признаки, - значит, выявить категории обязательных

платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию

государственных органов и органов местного самоуправления в области

установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы

от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых

видов имущественных санкций.

Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на

прибыль банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет

размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового

права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И

уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия,

пробелы и неточности в налоговом законодательстве “устраняются”

разъяснениями Госналогслужбы и Минфина России.

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость

издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она

объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в

стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер,

подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без

отделочных работ и установки оборудования.

Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой

подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его

спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни

Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в

разработке и издании правоприменительных актов по налогам.

Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система

ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения.

Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в

зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование

принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость

налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все

это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм,

регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов,

вообще формирования иных подходов к решению проблемы.

Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о

порядке осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о

периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и

процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о

порядке и сроках принятия решений и т. д.

Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы

налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем,

что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции

реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых

изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных

коллективов и специалистов.

3.1. Противоречия основных налогов

Практически все основные налоги, собираемые на территории России,

имеют множество противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим

действие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это

один из наиболее критикуемых действующих налогов.

В условиях инфляционных процессов и огромной ставки НДС этот налог

стал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в

связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти

на четверть и так уже выросшие многократно цены. Его роль проявляется в

том, что в течение трех лет проведения реформ реализуется только 65-70%

произведенной продукции, а также катастрофических размеров достигла

взаимная задолженность предприятий и организаций. Так как этот налог,

несомненно, очень перспективен в рыночной экономике, то согласиться с

предложениями о его ликвидации нельзя. Нужно отрабатывать его механизм,

имея в виду существенное снижение ставки. Снижение ставки НДС, в свою

очередь, нацелено на увеличение объемов производства, работ и услуг, что,

как показывают расчеты, может значительно расширить ограниченные

возможности бюджета. Кроме того, этого же можно было бы добиться при

оправданном увеличении ставок налога на имущество предприятий.

Налог на добавленную стоимость дополняется акцизами на отдельные виды

продукции. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой

практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со

значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью,

и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает

необходимость в акцизах.

Косвенные налоги на потребление действуют практически во всех странах

с развитой рыночной структурой. Обычно они выступают в двух основных

формах: налог на добавленную стоимость или налог с продаж. Поэтому

имеет смысл сравнить ставки на целевое назначение этого налога в различных

странах. В США одним из главных доходных источников бюджетов штатов

является налог с продаж. Отчисления от него направляются и в муниципальные

бюджеты.

3.2 Нестабильность налоговой системы РФ

В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно,

на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок,

порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает

значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в

анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив,

исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что 90-е годы является периодом

возрождения и становления налоговой системы России.

Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо

адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций,

практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело

в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о

налогах.

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения

неизбежно отражаются на необходимости корректирования отдельных элементов

системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны

процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного

дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском

хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются

одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов.

Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и

методический материал по налогам.

В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о

норме, в соответствии с которой региональные и местные органы власти в

праве вводить или не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом

“Об основах налоговой системы в Российской федерации”. В результате, как

грибы после дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог на

падение объемов производства или на инвестиции за пределами региона, за

прогон скота или на содержание футбольной команды. Тревожно, что на

основании указа внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры в

виде сборов за въезд или за ввоз товаров на территорию области или

республики, а также за вывоз товаров за пределы региона.

Большую опасность стали представлять и налоги, “экспортируемые” одним

регионом в другие. Например, Тува ввела собственные акцизы на отдельные

виды продовольствия и минерального сырья. Поскольку эти акцизы включаются в

цену продукции, а продукция реализуется за пределами республики, налог

фактически взимается с “чужих” налогоплательщиков, а поступает в

собственный бюджет. Подобные примеры можно продолжить.

Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число

лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это не только не

стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные

предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах

страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.

Представляется важным сопоставить налоговую систему России с

налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо переход к рыночной

экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со

всем лучшим, что имелось в СССР.

По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются

скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению

специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра выше.

Это в свою очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.

Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного

экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование

инвестиций и т. д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо

учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий,

способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов.

Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше,

если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном

же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех,

которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными

теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и

подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей,

нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок

налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки

выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с

прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное

потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним

ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива

перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого

налога.

Как видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок,

количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль,

особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а

также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

?? Перспективы развития налоговой системы РФ

Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного

экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование

инвестиций и т. д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо

учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий,

способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов.

Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше,

если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном

же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех,

которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными

теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и

подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей,

нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок

налогов на отдельные доходы.

Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства

на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести

к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы

доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных

условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях

“легального” снижения размера уплачиваемого налога.

1. Пути реформирования налоговой системы РФ

На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя

эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может

быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская

налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о

“корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их

проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне,

как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при

наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики,

проводимой государством на определённом этапе развития общества.

Только при “совместимости” налоговой системы с общеэкономическими

целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и

государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь

является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в

конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних

стадиях становления налоговой системы.

К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что

экономический каркас налоговой системы сформирован, и она не должна

подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план

выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт

повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.

Шестилетний опыт функционирования налоговой системы позволяет

сделать вывод о том, что только законодательная форма даёт оптимальную

возможность обеспечить правомочия участников налоговых отношений,

эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм,

придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость.

Предусматривается установление предельных ставок региональных и

местных налогов. Сокращение их числа и упрощение правил определения

размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений

налогоплательщика и налоговых органов. Выравнивание условий налогообложения

за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение

экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость,

применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные

товары.

Фискальное стимулирование предполагается усилить за счёт

дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от

горно-геологических условий, поэтапного замещения акцизов рентными

платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её увеличения

для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки налога на

прибыль вкупе с отменой большинства льгот.

Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости

налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди

них - переход к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос

обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика, введение

реального механизма контроля над доходами физических лиц, соединение

процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им

единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная

регламентация использования различных видов банковских счетов.

Намечается ввести режим, при котором любые льготы по

налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью

вносившим текущие платежи в предшествующем году.

Важным фактором повышения собираемости налогов должно стать

урегулирование проблемы просроченной задолженности путём её

реструктуризации.

Ряд налогов постепенно будет отменяться. Это, к примеру, платежи за

пользование автодорогами, на содержание жилищного фонда, объектов

соцкультбыта, милиции, сборы на нужды образования и т. д.

Сделана попытка несколько ослабить общее налоговое бремя, уменьшив

его с нынешних 35% до 32% к ВВП. Снижение, конечно, не очень значительное,

но сделать его большим пока не очень реально, поскольку экономическая

ситуация в стране сложнейшая, спад производства пока не преодолён, до 40%

налогоплательщиков в России по разным причинам вообще не платят налогов.

Налоговая база будет определяться как разница между выручкой и

затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом предприятиям даётся

значительно больше прав списывать в расходы свои материальные издержки,

связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно, позволит значительно

стимулировать обновление основных фондов.

К сожалению, ставка налога на прибыль пока остаётся достаточно

высокой - 35%. Однако предполагается установить определённые льготы по

этому налогу, в частности, для стимулирования малого бизнеса.

Предполагается повысить ставку НДС с 20 до 22%, на продовольственные

и детские товары - с 10 до 22%. Отменяются льготы на строительство жилых

домов, а также на различные услуги. Регионам даётся право вводить налог с

продаж в размере до 5%, а по предметам роскоши - до 10%. Возрастёт с 2 до

2,5% налог на имущество предприятий.

Все эти “нововведения” станут мощным генератором роста цен и

могут существенно усилить социальную напряжённость в обществе. Думается,

что столь непродуманный подход к завышению ставок налогов связан с

игнорированием взаимосвязи налогов и цен.

Рассматривая вопросы совершенствования налоговой системы, следует

обратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемости

налогов. Необходимо упорядочить процедуру регистрации юридических лиц,

увязать её с регистрацией в налоговом органе, разрешить её по почтовому

адресу производства или местоположения основного офиса.

Однако любая система безжизненна и не выполняет поставленных

задач без соответствующего кадрового обеспечения. История развития

цивилизации наглядно показывает, что действительно “кадры решают всё”.

Следовательно, на одно из первых мест по значимости выходит проблема

подготовки профессиональных кадров для системы налоговой службы Российской

Федерации.

Анализ качественного состава работников налоговой службы

свидетельствует о том, что сформировалась отдельная самостоятельная

отрасль, требующая особого подхода к профессиональной подготовке и

переподготовке специалистов. Это обусловлено особой ролью налоговых

работников в механизме рыночных преобразований.

Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время нет единой, стройной

концепции подготовки специалистов для органов Госналогслужбы России. В

номенклатуре специальностей высшего образования отсутствует специальность,

адекватная требованиям налоговой системы. Следовало бы с учётом особой роли

формируемой отрасли рассмотреть вопрос по открытию новой специальности

“Налоги и налогообложение”. Следует отметить, что подобный специалист с

определённой “доводкой” спецдисциплинами мог бы готовиться для системы

налоговой полиции.

Подготовку специалистов по специализации “Налоги и

налогообложение” в настоящее время осуществляют несколько экономических

вузов, в т. ч. Налоговый институт, Российская экономическая академия им. Г.

В. Плеханова. Опыт работы свидетельствует о том, что практически

отсутствует какая-либо координация подготовки специалистов. Как следствие -

разнобой в наименовании дисциплин и выделенных на их изучение часов, формах

контроля и т. д.

2. Роль мирового опыта в организации налоговой системы РФ

Несомненно, что мировой опыт должен использоваться в налоговом

законодательстве и налоговой практике, но с учётом различий, связанных с

состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы, уровнем правовой

культуры населения и работников налоговых органов, исторических факторов и

т.п. Американская же система права, вообще, построена на совершенно иных

принципах, нежели российская.

Действительно, в рекомендациях американских экспертов к проекту

Налогового кодекса проводится мысль о нецелесообразности детализации

налоговых законов. Наша же законодательная практика в течение почти

шестилетнего периода шла по пути уточнений и изменений налоговых законов,

т. е. по пути их детализации, и изменять эту практику вряд ли

целесообразно. Вместе с тем, их консультации весьма полезны по многим

вопросам, связанным с подготовкой налоговых нормативных актов.

В частности, очень интересен и поучителен для нас опыт разработки

общенормативных налоговых инструкций не только наличием специальных

процедур и органов, ответственных за эту работу, но, главным образом,

широким и юридически оформленным участием общественности в оценке проектов,

её влиянием на конечный результат работы. У нас подобная практика не имеет

широкого распространения, нормативно не закреплена.

Однако, не смотря ни на что, накопленный западными странами опыт

применения налоговых систем для обеспечения финансового благополучия и

регулирования экономики имеет большое практическое значение. Например,

система косвенного налогообложения в России построена с учётом

западноевропейского опыта. В 1991-1992гг. в России был введён налог на

добавленную стоимость (НДС); совокупность акцизов заменила часть дохода от

налога с оборота.

Применение опыта развитых стран в построении налоговой системы не

ограничилось введением отдельных налогов или простым, необдуманным

копированием некоторых видов налогов. Работа по применению опыта в

организации налоговой системы России ведётся и довольно активно и в

настоящее время.

Так, по решению руководителя Государственной налоговой службы РФ

(ГНС) и представителей Европейской комиссии (ОЭСР), а также Министерства

налогообложения Дании в июне 1993 г был создан Московский международный

налоговый центр (ММНЦ). С того времени ещё несколько стран присоединились к

работе по поддержке Центра. Среди них следует особо выделить США,

Великобританию, Канаду, Швецию и Норвегию. Деятельность ММНЦ направляется и

координируется группой, возглавляемой руководителем ГНС. Она включает в

себя представителей всех стран и организаций, поддерживающих Центр.

В настоящее время Государственная налоговая служба предоставила

Центру возможность проведения семинаров в Российской академии

государственной службы. ГНС отбирает участников различных курсов и

оплачивает расходы, связанные с их приездом в Москву и пребыванием в

Российской академии государственной службы. Все остальные расходы несут

страны и международные организации, поддерживающие работу Центра.

К настоящему времени Центр провёл свыше 100 недель курсов для

более чем 3000 участников. Курсы охватывали широкий круг конкретных

вопросов налогообложения (например, корпоративные и персональные подоходные

налоги, налог на добавленную стоимость, налогообложение в нефтяной и

газовой отрасли, международные аспекты налогообложения, отчётность служащих

ГНС и аудит в области налогообложения).

Обсуждались также более общие темы: вопросы управления, обслуживание

налогоплательщиков и связи с общественностью, структура налоговой

администрации. Проводилась работа по повышению квалификации преподавателей.

Программой на 1998 г. предусмотрено проведение десяти двухнедельных

семинаров и пяти занятий в рабочих группах.

Основная цель деятельности Московского международного налогового

центра заключается в том, чтобы содействовать созданию в Российской

Федерации налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики,

оказывать помощь Государственной налоговой службе в разработке и внедрении

наиболее эффективных приёмов и процедур налогообложения.

Государственная налоговая служба существует около шести лет,

вследствие чего даже её руководящим сотрудникам не хватает опыта по многим

аспектам налогового управления. Кроме того, налоговая практика, основанная

на рыночных принципах, незнакома и нова для России. Поэтому российским

специалистам полезно обратиться к западным экспертам за помощью в оценке

новой ситуации. Возможность изучения достижений западной практики в области

налогообложения позволяет налоговым служащим знакомиться с новыми идеями,

придаёт юридическую обоснованность применяемой ими практике (находящейся в

состоянии непрерывного развития) и укрепляет их уверенность в правильности

осуществляемых операций.

Эти преимущества особенно важны, поскольку налоговой системой сегодня

приходится управлять в очень сложных условиях. Предлагаемая Центром

программа помогает собирать налоги сейчас, а не ждать, когда “сделанные в

России” учебные программы в достаточной степени усовершенствуются с

течением ряда лет.

Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики.

Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие

хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была

адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому

опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества

налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в

период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также

препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема

реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную

функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его,

сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном

показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае

отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,

предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или

замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима

принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе

переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо

оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной

теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и

осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но

ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно

неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических,

социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие

пути реформирования своего народного хозяйства.

Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования

налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в

этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и

специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально

составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового

законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством

РФ, однако, он не лишён недостатков.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их

можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами

и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в

недалеком будущем.