Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложения

Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложения

Содержание

Введение 2

1. Эволюция налогообложения 3

1.1. Древняя Греция VII-VI вв. до н. э. 3

1.2. Древний Рим IV- I вв. до н. э. 3

1.3. Византия до VII в. 5

1.4. Эволюция налоговой системы России 5

2. Классификация налогов Российской Федерации 10

2.1. Принципы налогообложения 10

2.2. Классификация по механизму формирования 11

2.3. Классификация по уровням налогообложения 12

2.4. Классификация по объектам налогообложения 15

3. Основные налоги Российской Федерации 16

3.1. Налог на добавленную стоимость 16

3.2. Налог на прибыль 20

3.3. Единый социальный налог 21

3.4. Налог на доходы физических лиц 23

3.5. Акцизы 25

3.6. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и

государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, контролируемых МНС

России 26

4. Заключение 28

Литература 30

Введение

Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление

которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги

представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с

хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном

порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов

отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного

вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и

натуральные (зерном, вином и т.п.) Люди о налогах думали всегда с двух

сторон: одни - о том какие налоги установить и как их собрать, а другие - о

том, как их платить или как от них уходить.

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги

являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще

всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется

для экономического воздействия государства на общественное производство,

его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается

преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда

высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда

снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект

являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся

условий. Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории

налогов" (1818) писал: "... дурные системы налогов, были одною из причин,

как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании,

швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от Польши.

На возмущение североамериканских колоний против Англии дурная система

финансового управления относительно иностранной торговли имело решительное

влияние." [Цитировано по: Майбурд Е.М. Введение в историю экономической

мысли - М., 1996, С. 126] Он отмечал, что именно налоговые и финансовые

неурядицы, неискусное собирание денег с народа подавали повод к восстаниям,

революциям и иным общественным потрясениям.

Эволюция налогообложения

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На

самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения

можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным,

а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и

всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу».

Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена. По мере

развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в

пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика

существовала в течении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой

Европы.

1.1. Древняя Греция VII-VI вв. до н. э.

Представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или

1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на

содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д. В то же

время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому

налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не

должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но

когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города

устанавливали процентные отчисления от доходов.

1.2. Древний Рим IV- I вв. до н. э.

Многие стороны современного государства зародились именно в Древнем

Риме. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по

управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты

исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные

средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло

строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей

в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались

налогами в соответствии со своими доходами.

Сумма налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-

цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном

состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы

декларации о доходах

В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и

завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом

праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме,

их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение

происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима

платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем

отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных

земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима взимались

постоянно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители

которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства.

Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого

положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и

земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам,

облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто

сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и

использование.

Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать

для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на

наследство и т.д.)

Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и

стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно

вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять

процесс разделения труда урбанизации.

3. Византия до VII в.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В

ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых

налогов (поземельный, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на

рекрутов (заплатившие освобождались от воинской повинности), пошлина на

продажу товаров (10-12%) и другие). Широко практиковались в Византии и

чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских

контингентов и пр. Обилие налогов не привело к финансовому процветанию

Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим

последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые

кризисы, ослаблявшие мощь государства.

1.4 Эволюция налоговой системы России

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси.

Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным

источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала

нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег

после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных

племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в

Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных

пошлин. Так пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы

(«мыт»), за перевоз через реку («перевоз»), за право иметь склады

(«гостиная»), за право устраивать рынки («торговая»), за взвешивание

товаров («вес»), за измерение товаров («мера»), за убийство («вира»), за

преступление («продажа») и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход»,

взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими

русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота.

Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом

великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от

соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько

ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого

Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником

внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном

III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой

системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные»

деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые

налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на

строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги.

Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое

предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в

условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха

как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей

налогообложения стал двор.

В царствование Алексея Михайловича число приказов, ведавших сбором

налогов, значительно увеличилось и лишь 1718 году они были упразднены

Петром I в связи с утверждением камер-коллегии, в обязанности которой

вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами».

Однако наряду с налогами она должна была заниматься устройством дорог,

вопросами земледелия, состоянием урожая, другими проблемами

государственного строительства.

С самого начала своей деятельности камер–коллегия не стала тем

центральным органом, который определял бы налоговую политику государства.

Более того, вскоре после её создания сбор подушной подати перешёл к военной

коллегии, монетная и горная регалии – к берг-коллегии, морские пошлины и

некоторые важные доходы с государственных имуществ – к камер-коллегии,

гербовая бумага – к мануфактур-коллегии.

Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 года была учреждена

экспедиция о государственных доходах. Спустя год её разделили на четыре

самостоятельных экспедиции: первая – занималась доходами; вторая –

расходами; третья – ревизией счетов; четвёртая – взысканием недоимок,

недоборов и начётов. 8 сентября 1802 года создано министерство финансов,

основной задачей которого стало «управление казёнными и государственными

частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и

генеральное всех доходов ассигнование по разным частям государственных

расходов». Структурным подразделением министерства финансов был департамент

податей и сборов, который в 1863 году разделили на две самостоятельных

департамента: окладных и неокладных сборов.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года не внесла,

каких ни будь серьёзных изменений в систему налогов. Основные виды налогов

сохранились и после прихода к власти большевиков. Радикальные перемены

начались только в конце 1918 года. 31 октября 1918 года Совет Народных

Комиссаров принял Декрет об организации финансовых отделов губернских и

уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских

депутатов. Этим декретом было утверждено Положение об организации

финансовых отделов губернских и уездных исполкомов и одновременно

упразднены казённые палаты, акцизные управления и финансовые органы местных

самоуправлений.

Из инструмента финансовой политики налоги были превращены в орудие

классовой борьбы, средство экономического подавления не только

«капиталистов и помещиков», но и большого количества людей, относящихся к

среднему классу. К примеру, принятый в 1918 году чрезвычайный

десятимиллиардный налог носил откровенно конфискационный характер.

Фактически все губернии России облагались многомиллионной данью для

усиления Красной Армии, которая готовилась к оказанию помощи пролетариату

Европы в завершении Мировой революции. Гражданская война и хозяйственная

разруха привели к политике военного коммунизма, была введена

продразвёрстка. Переход к восстановлению народного хозяйства начался с

марта 1921 года: развёрстка была заменена продналогом. Предусматривался

единый налог на всё сельскохозяйственное производство. Натуральный налог

выплачивался сеном и соломой, картошкой и капустой, мёдом и другими

продуктами питания, всего около 20 наименований. Дело осложнилось лишь тем,

что налоги в начале 20-х годов взимались различными органами. Так,

продовольственный налог собирался наркоматом продовольствия; подворно-

денежный налог – местными органами власти; трудналог в денежной части –

наркоматом финансов, а в натуральной – наркоматом труда. В соответствии с

Положением о Народном комиссариате финансов, утверждённым ВЦИК 26 июля 1921

года, в составе Наркомфина было создано организационно-налоговое

управление, которое позднее переименовали в управление налогами и

государственными доходами.

В период господства плановой экономики товарно-денежным отношениям

отводилась незначительная роль. По существу, вся прибыль промышленных и

торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование

фондов, изымалась в доход государства. Фактически доход государства

формировался не за счет налогов, а за счет прямого изъятия валового

внутреннего продукта, проводившегося на основе государственной монополии.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо

самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало

хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну

к финансовому кризису. К началу реформ середины 80-х годов более 90%

государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений от

народного хозяйства, при этом налоги с населения в этот период составляли

примерно 7-8% всех поступлений бюджета.

До 1990 г. в СССР налоговая система включала различные платежи на

прибыль предприятий, налог с оборота, налог на владельцев автомашин, налог

на зарплату, налоговые ставки на кустарей, налог на холостяков, одиноких и

малосемейных граждан и другие. При этом отношения предприятий с

государством, министерствами, главками регулировались многочисленными

инструкциями, индивидуальными нормативами или просто указаниями.

Практически 75-80% прибыли изымалось в виде различных платежей (за фонды,

за трудовые ресурсы, за природные ресурсы и т.д.).

В то время как в мировой практике налоговая система получила широкое

развитие, в нашей стране высказывалось мнение, что налоги при социализме

носят временный характер и они отомрут. Как показала практика, эта точка

зрения была ошибочной. Налоги имеют свою историю, они многообразны, в

зависимости от исторического развития той или иной страны и задач, стоявших

на соответствующем этапе. В Советском Союзе четко проводилась идея о

возвратности налогов через общественные фонды. Жизнь опровергла и эту идею.

Сейчас придерживаются такой точки зрения: налог – для бюджета и

внебюджетных фондов, налоги нужны для выполнения государственных функций.

Впервые единая система налогообложения в Союзе была создана в 1990

году и нашла отражение в Законе «О налогах с предприятий, объединений и

организаций» от 14.06.1990 г. № 1560-1. В соответствии с этим законом,

введенным в действие с 01.01.1991, года предприятия уплачивали следующие

налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог

с фонда оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на

потребление; налог на доходы. Кроме того, были предоставлены права

Верховным Советам союзных и автономных республик устанавливать

республиканские и местные налоги. В 1990 году был введен в действие Закон

«О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без

гражданства».

В 1990 году вместо управлений, отделов и инспекций государственных

доходов были образованы Главная государственная налоговая инспекция

Министерства финансов СССР, Государственные налоговые инспекции министерств

финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в

областных, краевых, окружных, городских и районных финансовых аппаратах. В

течение 1991-1992гг. процесс создания единой централизованной системы

налоговых органов Российской Федерации был завершён.

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый

в декабре 1991 года, положил начало построению современной налоговой

системы России. Этот закон работал вплоть до введения Налогового кодекса, а

три его статьи все еще определяют перечень налогов и сборов действующих на

территории Российской Федерации.

Первая часть Налогового кодекса России вступила в силу 01.01.2000

года, она определила основы налоговой системы, ключевые понятия налоговых

отношений, укрепила статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права

и обязанности, ввела новые понятия до сих пор отсутствовавшие, но

необходимые. Постепенное введение в действие второй части кодекса

продолжает реформирование налоговой системы.

Формирование налоговой системы не завершено и по сей день. До сих пор

не закончено формирование второй части Налогового Кодекса РФ, а значит, не

вступили в силу статьи 13,14,15 первой части налогового Кодекса,

определяющие перечень налогов действующих на территории Российской

Федерации.

1. Классификация налогов Российской Федерации

2.1. Принципы налогообложения

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации

заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных

видах налогов. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от

порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли

предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в

рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в

этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой

российского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и

другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой

системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся

обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как

Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд

социального страхования.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить

основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для

налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщика, т.е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило

однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала

недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в

развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по

нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт

облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип

однократности уплаты налога).

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять

сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип

обязательности).

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными

и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений,

собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к

меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип

эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого

ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической

политики.

Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на

добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они

приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и

налоговой базой государства.

2. Классификация по механизму формирования

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

> Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и

налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на

фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные

налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги

на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на

перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с

конкретного физического или юридического лица.

> Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную

стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или

услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными

бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену

товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего

дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они

включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной

продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости

от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими

налогами.

3. Классификация по уровням налогообложения

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена

трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических

лиц.

> I уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории

всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют

основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее

доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность

бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В соответствии с

законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют

следующие федеральные налоги:

- таможенная пошлина;

- налог на операции с ценными бумагами;

- сбор за использование наименований "Россия" и "Российская

Федерация" и словосочетаний с ними;

- сбор за пограничное оформление;

- налог на пользователей автодорог;

- налог с владельцев транспортных средств;

- налог на приобретение автотранспортных средств;

- налог на отдельные виды автотранспортных средств;

- налог на реализацию ГСМ;

- налог на прибыль;

- акцизы на группы и виды товаров;

- налог на добавленную стоимость;

- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов

в инвалюте;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- плата за пользование водными объектами;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на игорный бизнес;

- платежи за пользование недрами;

- гербовый сбор;

- государственная пошлина;

- налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;

- плата за пользование водными объектами;

- сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового

спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

> II уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и

налоги краев, областей, автономной области, автономных округов.

Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными

налогами. Региональные налоги устанавливаются представительными

органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского

законодательства. Часть региональных налогов относится к

общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные

власти регулируют только их ставки в определенных пределах,

налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам

относятся:

- лесной налог;

- единый налог на вмененный доход для определенных видов

деятельности;

- налог на имущество предприятий;

- налог с продаж.

> III уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов,

поселков и т.д. Представительные органы (Городские Думы) городов

Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как

региональных, так и местных налогов. К местным налогам

относятся:

- налог на имущество предприятий и физических лиц;

- земельный налог;

- регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;

- налог на промышленное строительство в курортной зоне

- курортный сбор;

- сбор за право торговли;

- целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды

образования и др.;

- сбор за право использования местной символики;

- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и

компьютеров;

- лицензионный сбор за право винной торговли;

- сбор за выдачу ордера на квартиру;

- сбор за парковку автотранспорта;

- налог на рекламу;

- сбор за участие в бегах;

- сбор за выигрыш на бегах;

- сбор с лиц, играющих на тотализаторе;

- сбор с биржевых сделок;

- сбор за проведение кино- и телесъемок;

- сбор за уборку территории;

- сбор за открытие игорного бизнеса;

- налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских

стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь

добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их

формировании - это отчисления от федеральных налогов. Каждому органу

управления трехуровневая система налогообложения дает возможность

самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных

налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет

(регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов

хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,

внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.

4. Классификация по объектам налогообложения

По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота,

налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты

труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог,

налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на

добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль

предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог

на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог

на имущество физических лиц - налоги на имущество, а страховые взносы в

Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального

страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения,

страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на

нужды образования - налоги на фонд оплаты труда.

2. Основные налоги Российской Федерации

3.1. Налог на добавленную стоимость

Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной

стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и

определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и

услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства

и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ

и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая

импортируемые), подлежит возмещению.

НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в

настоящее время – основной и наиболее стабильный источник налоговых

поступлений федерального бюджета.

НДС – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент,

когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы,

услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается

сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным

участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания

НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

Показатель добавленной стоимости объективно характеризует результат

собственной деятельности предприятия, результат труда, затраченного

работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей

валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты

труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях –

поставщиках сырья, материалов, топлива и других используемых в процессе

производства материальных ресурсов.

Ставки налога:

0% при реализации:

- товаров (кроме нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного

газа, экспортируемых на территории государств — участников СНГ),

вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления

в налоговые органы установленных документов;

- работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией

экспортируемых товаров;

- работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой)

через таможенную территорию РФ товаров, помещаемых под таможенный режим

транзита;

- услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределами территории РФ;

- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом

пространстве;

- драгоценных металлов, реализуемых Государственному фонду РФ и фондам

субъектов РФ, ЦБ РФ, банкам;

- товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными

дипломатическими и приравненными к ним представительствами;

- припасов (топливо и ГСМ), вывезенных с территории РФ в таможенном режиме

перемещения припасов.

10% при реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей,

периодических печатных изданий, книжной продукции и услуг, связанных

с их производством, медицинских товаров.

18% при реализации остальных товаров (работ, услуг).

Объект налогообложения:

- реализация на территории РФ товаров, работ и услуг;

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ,

оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к

вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через

амортизационные отчисления;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговая база – стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) с учетом

акцизов и без включения в них НДС. В налоговую базу также включаются:

- авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок;

- суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде

финансовой помощи либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров

(работ, услуг);

- полученные проценты (дисконт) по облигациям и векселям, по товарному

кредиту в части, превышающей размер ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Налогоплательщики:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- импортеры, уплачивающие НДС таможенным органам.

Освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика:

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от

исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествовавших

месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 1 млн. руб.

(без НДС и налога с продаж) и в этот период ими не реализовывались

подакцизные товары. Освобождение не применяется в отношении обязанностей,

возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ. Право на

освобождение используется путем направления в налоговый орган по месту

своего учета уведомления.

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень

устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих

материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того,

как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг).

Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия.

Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но

выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных

документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям

эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе

налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья,

материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует

свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе

продукции процесс переложения налога заканчивается.

3.2. Налог на прибыль

Налог на прибыль (доход) организаций – один из главных доходных

источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения

предприятия, организаций.

Налог на прибыль – федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он

является регулирующим налогом. Налог на прибыль как прямой налог должен

выполнять своё функциональное предназначение – обеспечивать стабильность

инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг),

а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль

вторична.

Налогоплательщики:

- предприятия и организации (в т. ч. бюджетные), являющиеся юридическими

лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ

предприятия с иностранными инвестициями, а также международные

объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую

деятельность;

- коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного

капитала;

- филиалы иностранных банков-нерезидентов;

- предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами,

занимающиеся страховой деятельностью;

- малые предприятия.

Не являются налогоплательщиками:

- ЦБ РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной

с регулированием денежного обращения;

- организации, применяющие упрощённую систему налогообложения;

- организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в

области игорного бизнеса;

- предприятия по прибыли от реализации произведённой ими

сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, произведённой и

переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной

продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий

индивидуального типа.

Налоговый период – календарный год.

Налоговая ставка – 24% (федеральный бюджет 5% + бюджет субъекта Федерации

17% + местный бюджет 2%). Особые налоговые ставки для дивидендов – 6% и для

процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам – 15%.

Объект налогообложения хорошо виден в следующей схеме: [pic]

3.3. Единый социальный налог

Единый социальный налог (взнос) зачисляется в государственные

внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального

страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского

страхования Российской Федерации - и предназначенный для мобилизации

средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и

социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщики:

1. Работодатели, производящие выплаты наёмным работникам, в т. ч.:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся

традиционными отраслями хозяйствования;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- физические лица.

2. Индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных

народов севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования,

традиционные (фермерские) хозяйства, адвокаты.

Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные

предприниматели, переведённые на уплату налога на вменённый доход

отдельными видами деятельности, в части доходов, получаемых от

осуществления этих видов деятельности.

Объект налогообложения:

> Для налогоплательщиков, указанных в п. 1 – выплаты, вознаграждения и иные

доходы, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям,

в т.ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера,

предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по

авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и

иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, указанных в п. 1 за

исключением налогоплательщиков – физических лиц, в пользу физических лиц,

связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-

правового характера, предметом которого является выполнение работ

(оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты

не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли,

остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной

помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме,

производимые сельскохозяйственной продукций и/или товарами для детей,

признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в

расчёте на календарный месяц;

> Для налогоплательщиков, указанных в п. 2 – доходы от предпринимательской

либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с

их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих

упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход,

определяемый исходя из стоимости патента.

Налоговым периодом признается календарный год.

Ставки налога:

> Для налогоплательщиков, указанных в п. 1:

|Вина шампанские и вина игристые |9 руб. 45 коп. за 1 л. |

|Пиво с нормативным (стандартизированным) |1 руб. за 1 л. |

|содержанием объёмной доли этилового спирта до 8,6% | |

|включительно |1350 руб. за 1 т. |

|Ювелирные изделия |10 руб. за 0,75 кВт (1 л. |

|Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше |с.) |

|67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.). | |

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период

устанавливается как каждый календарный месяц.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары, либо

производящий подакцизные товары из давальческого сырья (материалов), либо

реализующий подакцизное сырьё, обязан предъявить к оплате покупателю

указанных товаров и/или минерального сырья (собственнику давальческого

сырья (материалов)) соответствующую сумму налога. В расчётных документах

сумма акциза выделяется отдельной строкой. При реализации подакцизных

товаров населению по розничным ценам соответствующая сумма налога

включается в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и

ценниках, выставляемых продавцом, а также и на чеках и др. выдаваемых

покупателю документах соответствующая сумма налога не выделяется.

Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при реализации

подакцизных товаров и/или подакцизного минерального сырья (за исключением

реализации на безвозмездной основе и передачи по соглашению о

предоставлении отступного или новации) и предъявленные покупателю,

относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при

исчислении налога на доходы организаций.

3.6. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные

внебюджетные фонды налогов и сборов, контролируемых МНС России

за январь-март 2004г. в млрд. руб.

| |январь-март|январь-март|в процентах|

| | | |к 2003 году|

| |2003 года |2004 года | |

|Всего |777,00 |905,36 |116,5 |

|в том числе: | | | |

|Налоги и сборы в консолидированный |650,41 |745,49 |114,6 |

|бюджет | | | |

|в том числе: | | | |

|в федеральный бюджет |392,27 |433,30 |110,5 |

|из него - единый социальный налог |77,65 |96,47 |124,2 |

|в территориальные бюджеты |258,14 |312,19 |120,9 |

|Государственные внебюджетные фонды |126,59 |159,87 |126,3 |

| | | | |

| | | | |

| |январь-март|январь-март|в процентах|

| | | |к 2003 году|

| |2003 года |2004 года | |

|Налоги и сборы - всего |572,76 |649,02 |113,3 |

| в федеральный бюджет |314,62 |336,83 |107,1 |

| в территориальные бюджеты|258,14 |312,19 |120,9 |

|в том числе: | | | |

| Налог на прибыль организаций |103,74 |141,51 |136,4 |

| в федеральный бюджет |38,44 |43,01 |111,9 |

| в территориальные бюджеты |65,30 |98,50 |150,8 |

| Налог на доходы физических лиц |90,43 |116,70 |129,1 |

| в территориальные бюджеты|90,43 |116,70 |129,1 |

| НДС |147,08 |152,93 |104,0 |

| в федеральный бюджет |147,08 |152,93 |104,0 |

| Акцизы |92,66 |77,82 |84,0 |

| в федеральный бюджет |73,44 |49,88 |67,9 |

| в территориальные бюджеты|19,22 |27,94 |145,3 |

| Платежи за пользование |78,11 |111,43 |142,7 |

|природными | | | |

|ресурсами | | | |

| в федеральный бюджет |51,82 |86,97 |167,8 |

| в территориальные бюджеты|26,29 |24,46 |93,1 |

|в том числе: | | | |

| налог на добычу полезных |68,40 |102,90 |150,4 |

|ископаемых | | | |

| в федеральный бюджет |51,20 |85,74 |167,5 |

| в территориальные бюджеты|17,21 |17,16 |99,7 |

| | | | |

| | | | |

| |январь-март|январь-март|в процентах|

| | | |к 2003 году|

| |2003 года |2004 года | |

|Государственные внебюджетные фонды |126,59 |159,87 |126,3 |

|- всего | | | |

|в том числе: | | | |

|Страховые взносы, зачисляемые в |85,92 |109,07 |127,0 |

|Пенсионный фонд (ПФР) | | | |

|Фонд социального страхования (ФСС) |19,87 |24,52 |123,4 |

|Федеральный фонд обязательного |1,25 |1,56 |124,8 |

|медицинского страхования (ФФОМС) | | | |

|Территориальные фонды обязательного|19,55 |24,72 |126,5 |

|медицинского страхования (ТФОМС) | | | |

|Справочно. | | | |

|Поступления в Пенсионный фонд,вкл. |163,57 |205,54 |125,7 |

|ЕСН, зачисляемый в федеральный | | | |

|бюджет | | | |

|Поступления в государственные |204,24 |256,34 |125,5 |

|внебюджетные фонды, включая ЕСН, | | | |

|зачисляемый в федеральный бюджет | | | |

4. Заключение

Применение налогов - один из экономических методов управления и

обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими

интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной

подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы

предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения

предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и

местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При

помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая

привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и

прибыль предприятия.

Налоги должны стать не только орудием сбалансированного бюджета, но и

мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны

способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства,

сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных началах

всех форм собственности.

Литература

1. Налоги. Центр налогового права. www.conseco.ru

2. Финансовое право: учебник / отв. Ред. Н.И. Химичева. 2-е изд..,

перераб. и доп. - М.: 2000

3. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.:ИНФРА-М.:2001г.

4. Кочетова Н. Налог на доходы физических лиц // Аудит и налогообложение.

2001 г. № 1. С. 25 – 28.

5. http://akdi.ru