Налоги юридических лиц

Налоги юридических лиц

27

Содержание

Введение..................................................................................................................2

Глава 1. Налоги в экономической системе общества…………………………3

1.1. Роль налогов в формировании финансов государства……………….3

1.2. Функции налогов………………………………………………………..4

1.3. Классификация налогов………………………………………………...6

1.4. Учет налогооблагаемой базы…………………………………………..8

Глава 2. НДС……………………………………………………………………10

2.1. Налогоплательщики и налоговая база………………………………..10

2.2. Ставки налога………………………………………………………….11

2.3. Льготы по НДС………………………………………………………...12

2.4. Задача…………………………………………………………………...15

Глава 3. Налог на имущество юридических лиц……………………………..16

3.1. Налоговая база…………………………………………………………16

3.2. Ставки налога………………………………………………………….16

3.3. Льготы по налогу………………………………………………………17

3.4. Задача…………………………………………………………………...19

Глава 4...................................................................................................................20

4.1. Транспортный налог…………………………………………………...20

4.2. Целевой сбор с граждан и организаций на содержание милиции….21

4.3. Плата за землю…………………………………………………………21

4.4. Задача……………………………………………...................................26

Заключение……………………………………………………………………...27

Литература………………………………………………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной, власти и местного самоуправления для финансирования необходимых расходов. Налоговая система современного общества включает, во-первых, определенную законодательно установленную совокупность налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами и гражданами, и, во-вторых, совокупность органов государственного управления, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечивать контроль за налоговыми поступлениями в бюджетную систему.

Налоги - это обязательный взнос в бюджет определенного уровня (федерального, местного, регионального). Порядок взимания, сбора налогов не является произвольным, а строго определяется законами страны.

Роль налогов в экономической жизни очень велика и имеет две стороны:

- налоги являются источниками средств, поступающих в бюджет и во внебюджетные фонды страны, т.е. питают всю социальную и государственную сферу жизни страны;

- с помощью изменения размеров налогов и предоставления льгот по ним возможно регулирование экономической деятельности тех отраслей производства, которые в данный момент нуждаются в поддержке или, наоборот, должны быть сужены в производственном цикле.

Совершенствование налоговых отношений - наиболее трудная область деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Однако именно этого требует в настоящее время экономическая и политическая ситуация в нашей стране. Необходим и методологический, и методический пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на оптимальный уровень.

Сейчас стало модным ругать нашу налоговую систему, называя её громоздкой, не отлаженной, противоречивой и сравнивать с налоговыми системами экономически более развитых государств. Однако при этом почему-то забывают, что Россия слишком велика по своей географической территории, слишком разнопланова по региональным особенностям, а это не может не наложить отпечаток на ту нормативно-правовую базу, которая регулирует налогообложение. Да, упрощение необходимо, но оно не должно дойти до примитивизма.

Кроме того, существуют отрасли и регионы, которые остро нуждаются в государственной поддержке, а она, в первую очередь, может быть оказана льготированием налогообложения этой группы производителей в рамках этого региона. Как видим, из таких или примерно таких мыслей и возникает громоздкость системы налогообложения.

Глава 1. Налоги в экономической системе общества

1.1. Роль налогов в формировании финансов государства

Налоги -- основной источник доходов государственного бюджета (табл.). В соответствии с Законом РФ от 30 декабря 2001 Т. «О фе-деральном бюджете на 2002 год»1 за счет налогов формируется 94,4% федерального бюджета. Кроме налогов в федеральный бюджет посту-пают доходы от государственной собственности (2,4%), от внешнеэко-номической деятельности (2,3%), прочие неналоговые доходы.

Виды источников налоговых доходов

Консолиди-рованный бюджет РФ

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов Федерации

млрд руб.

доля,

%

млрд руб.

доля, %

млрд руб.

доля,

%

Акцизы

282,8

8,9

231,3

12,3

51,5

3,9

Прочие налоги и сборы

277,7

8,7.

16,8

0,9

260,9

19,9

НДС

943,5

29,5

943,5

50,1

0

0

Платежи за пользование природными ресурсами

300,6

9,4

182,2

9,7

118,4

9,0

Ввозные пошлины

150,3

4,7

150,3

8,0

0

0

Вывозные пошлины

Налог на прибыль организаций

182,5

658,3

5,7

20,6.

182,5

175,8

9,7

9,3

0

482,5

0

36,7

Налог на доходы физических лиц

401,0

12,5

0

0

401,0

30,5

Всего

3196,7

100,0

1882,4

100,0

1314,3

100,0

Доля в консолидированном бюджете, %

100,0

58,9

41,1

Структура налоговых доходов и их распределение по уровням бюджетов в 2003 году2

Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США - свыше 90%, в ФРГ - около 80%, в Японии - 75%'.

В условиях рыночной экономики у государства немного возможнос-тей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе с помощью прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приоб-ретает характер косвенного и достигается в том числе посредством на-логообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Например, для развития отечественного автомобилестроения ус-тановлены высокие пошлины на импорт автомобилей зарубежного про-изводства, что снизило их конкурентоспособность из-за повышения цен; для развития банковской системы снижены размеры подоходного налога на получаемые гражданами проценты по вкладам; с введением марок акцизного сбора усилился контроль качества спиртных напитков.

Налоги оказывают влияние и на социальную структуру общества в целом. Налоги, особенно прямые, приобретают значение контрольно-го института, института конституционного права.

Известны государства, обходящиеся без прямых налогов с населе-ния. Например, в Конституции Северной Кореи предусмотре-но, что государство полностью ликвидирует систему налогов прежнего общества. Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран -- Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, однако у них есть общая черта -- участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения; косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к само-управлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоп-лательщика контролировать расходование правительством сумм, упла-ченных в виде налогов.

Итак, необходимость налоговой реформы диктуется не только проис-ходящими экономическими преобразованиями, по и изменением политических отношений, становлением демократического общества.

1.2. Функции налогов

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

5. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

6. Социальная функция - поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

1.3. Классификация налогов

По способу изъятия налоги подразделяются на два вида:

Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка - это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога.

1.4. Учет налогооблагаемой базы

Налогооблагаемая база -- количественное, выражение предмета налогообложения. В ряде случаев налогооблагаемая база фактически является частью предмета налогообложения, к которой применяется налоговая ставка.

Однако это имеет место лишь в случае, когда предмет налого- обложения непосредственно предопределяет и позволяет применять к себе меру исчисления. Так, налогооблагаемая прибыль может быть непосредственно выражена и исчислена в денежных единицах.

В отличие от прибыли большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить, в каких-либо единицах налогообложения. Для измерения предмета необходимо предвари-тельно избрать какую-либо физическую характеристику, какой-либо параметр измерения из множества возможных, т. е. определить масш-таб налога.

Например, предметом налога на владельцев автотранспортных средств является транспортное средство. В разных странах выбраны разные параметры его налогообложения: во Франции и Италии -- мощность двигателя, в Бельгии и Нидерландах -- вес автомобиля, в Германии -- объём рабочих цилиндров двигателя. В таких случаях налогооблагаемую базу нельзя определить как часть предмета налого-обложения.

Налогооблагаемая база необходима для собственно процедуры исчисления налога, но она не является обстоятельством, порождаю-щим обязанность налогоплательщика уплатить налог, т. с. не является объектом налогообложения.

Наличие у подакцизных товаров стоимости не является фактом, из которого следует обязанность уплачивать акцизы; реализация таких товаров предприятиями розничной торговли не порождает налоговых правоотношений. Такие правоотношения возникают и связи с определенными в законе действиями налогоплательщиков -- реализация подакцизных товаров их производителями на внутрен-нем рынке, ввоз товара на таможенную территорию России. Именно эти последние юридические факты и являются обстоятельствами, обусловливающими обязанность уплатить акцизы (т.е. являются объектом налогообложения).

Глава 2. НДС

2.1. Налогоплательщики и налоговая база

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоя-щей главе -- налогоплательщики) признаются: (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 №166-Ф.З)

* организации;

* индивидуальные предприниматели;

* лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодек-сом Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ)

Объектами налогообложе-ния признаются следующие операции (ст. 146 Налогового кодекса РФ):

- реализация товаров (ра-бот, услуг) на территории РФ, а т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных ра-бот, оказание услуг) по согла-шению о предоставлении от-ступного или новации, а так-же передача имущественных прав;

- передача права соб-ственности на товары, резуль-таты выполненных работ, ока-зание услуг на безвозмездной основе признается реализа-цией товаров (работ, услуг);

- передача на территории РФ товаров (выполнение ра-бот, оказание услуг) для соб-ственных нужд, расходы на ко-торые не принимаются к вы-чету (а т.ч. через амортизаци-онные отчисления) при исчис-лении налога на прибыль организаций;

-выполнение строитель-но-монтажных работ для соб-ственного потребления;

- ввоз товаров на таможен-ную территорию РФ.

Налоговая база при реали-зации товаров (работ, услуг) определяется налогоплатель-щиком в соответствии с гла-вой 21 Налогового кодекса РФ в зависимости от особеннос-тей реализации произведен-ных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) (ст. 153 Налогового кодекса РФ).

При передаче товаров, {вы-полнений работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом нало-гообложения в соответствии со статьей 146 Налогового ко-декса РФ, налоговая база оп-ределяется налогоплательщи-ком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ.

При ввозе товаров на та-моженную территорию РФ на-логовая база определяется налогоплательщиком в соот-ветствии с главой 21 Налого-вого кодекса РФ и таможен-ным законодательством РФ.

При применении налого-плательщиками при реализа-ции (передаче, выполнении, оказании) для собственных нужд товаров (работ, услуг), различных налоговых ставок, налоговая база определяется по каждому виду товаров (ра-бот, услуг), облагаемых по раз-ным ставкам, При применении одинаковых ставок налога на-логовая база определяется суммарно по всем видам опе-раций, облагаемым по этой ставке.

При определении налого-вой базы выручка от реализа-ции товаров (работ, услуг) оп-ределяется исходя от всех до-ходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оп-лате указанных товаров (ра-бот, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату цен-ными бумагами.

При определении налого-вой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иност-ранной валюте пересчитыва-ется в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реа-лизации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осу-ществлений расходов.

Порядок определении на-логовой базы в зависимости от особенностей реализации произведенных налогопла-тельщиком или приобретен-ных на стороне товаров (ра-бот, услуг) определяется в со-ответствии со ст. 153- 162 Налогового Кодекса РФ.

2.2. Ставки налога

0% - устанавливается при реализации товаров, работ, услуг, указанных вп.1 ст. 164 Налогового кодекса РФ.

10% - устанавливается при реализации:

-отдельных групп продовольственных товаров, указанных в п.п.1 п.2 ст.164 Налогового кодекса РФ, и товаров для детей, указанных в п.п.2 п. 2 ст.164 Налогового кодекса РФ;

-товаров, работ, услуг, перечисленных в п.п.3 п.2 ст. 164 Налогового кодекса РФ:

-периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой, за исключением периодических печатных изданий и книжной продукции рекламного или эротического характера, а также услуги по их экспедированию и доставке, редакционные и издательские услуги, связанные с их производством;

-услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях (за исключением периодических печатных изданий и книжной продукции рекламного или эротического характера);

-услуги по оформлению и исполнению договора подписки на указанные выше периодические печатные издания, если доставка предусмотрена в договоре подписки;

-медицинские товары отечественного и зарубежного производства:

-лекарственные средства, включая лекарственные субстанции, в т. ч. внутриаптечного изготовления;

-изделия медицинского назначения.

Коды видов продукции в соответствии с ОКП, в также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

18% - устанавливается в случаях, не указанных в п.п. 1 , 2 и 4 ст.164 Налогового кодекса РФ.

При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров, (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 Налогового кодекса РФ, при удержании налога налоговыми агентами, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии С п.З ст. 154 Налогового кодекса РФ, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 Налогового кодекса РФГ а также в тех случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение соответствующей налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (18/ 118 или 10/110).

Расчетная налоговая ставка 15,25% применяется в случаях, указанных в П.4СТ, 158 Налогового кодекса РФ.

2.3. Льготы по НДС

1.Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

2.Не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации:

1)следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

* важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;

* протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

? технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реаби-литации инвалидов;

? очков, линз и оправ для очков;

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и уч-реждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской прак-тикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиоло-гических услуг.

3)услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключения-ми органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4)услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;

5)продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школь-ными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных уч-реждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организа-циями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указан-ным учреждениям,

6)услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказыва-емых архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке пассажиров:

* городским пассажирским транспортом общего пользования.

* морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при ус-ловии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлени-ем всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

8) ритуальных услуг, работ по изготовлению надгробных памятников
и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей

9) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных от-крыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по ре-шению уполномоченного органа;

10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

11) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет),
являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных госу-дарств.

12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фон-дах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструмен-тов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);

13 )услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и тех-ническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запас-ных частей для них и деталей к ним;

14)услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательны-ми организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

15)ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ;

16)работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих в рамках указанных программ;

17)услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимает-ся государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патент-ных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органа-ми и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим ли-цам определенных прав;

18)товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли;

19)товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи Российской Федерации;

20) оказываемых учреждениями культуры и искусства;

21)услуг в сфере культуры и искусства. работ по производству кинопродукции, выполняемых организациями кинематографии, прав на использование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильм;.

22)услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

23)работ по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах;

24)услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики;

3. Не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации следующие операции:

1)реализация предметов религиозного назначе-ния и религиозной литературы.

2)реализация товаров (организаций инвалидов), работ, услуг производимых и реализуемых:

? общественными организациями инвалидов;

? учреждениями, единственными собственниками имущества которых явля-ются общественные организа-ции инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечеб-но-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвали-дам, детям-инвалидам и их родителям;

*лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотубер-кулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкасса-ции);

4)операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информацинное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

5)осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;

6)реализация изделий народных художественных промыслов;

7)оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страхо-выми организациями;

8)проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на ри-ске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорно-го бизнеса;

9)реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содер-жащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для произ-водства драгоценных металлов и аффинажа;

10)реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех
форм собственности;

11)внутрисистемная реализация организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров;

12)передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О бла-готворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключени-ем подакцизных товаров;

13)реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном по-рядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставле-нию в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий;

14)оказание услуг адвокатами;

15)оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме;

16)выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов;

17)услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций
отдыха;

18)проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров;

19)реализация продукции собственного производства организаций, занимаю-щихся производством сельскохозяйственной продукции;

2.4. Задача. Определите сумму налога на имущество, если среднегодовая стоимость основных средств составляет 14275 тыс.руб.

Решение: Сумма налога на имущество составляет 2,2 % от среднегодовой стоимости основных средств: 14275 тыс. руб. х 0,022=314,05 тыс.руб.

Глава 3. Налог на имущество юридических лиц

3.1. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, лишаемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом малого обложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соот-ветствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным ь уютной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей на-логообложения определяется как разница между их первоначальной стоимо-стью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортиза-ционных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налого-вого (отчетного) периода.

2. Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностран-ных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации че-рез постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных ор-ганизаций в Российской Федерации через постоянные представительства, призна-ется инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов тех-нической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляю-щие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обя-заны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов све-дения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

3.2. Ставки налога

1, Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Феде-рации и не могут превышать 2,2 процента.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зави-симости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

3.3 Льготы по налогу

а) Имущество не облагается:

Бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, ПФ РФ, ФСС РФ, ГФ Занятости РФ, ФФ обязательного медицинского страхования.

Центрального банка РФ и его учреждений.

Коллегий адвокатов и их структурных подразделений.

Предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Специализированных протезно-ортопедических предприятий;

Используемое исключительно для нужд образования и культуры.

Религиозных объединений и организаций, национально культурных обществ.

Предприятий народных художественных промыслов.

Используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ.

Общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.

Научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу.

Используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет.

Предприятий и учреждений, исполняющих уголовные наказание в виде лишения свободы.

Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов РФ, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения).

Специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством РФ.

Иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства.

Профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.

б) Стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам):

Объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков.

Объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.

Имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.

Спутников связи.

Земли.

Специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трёх месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования.

Эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.

Пример расчёта среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества за отчётный период.

Среднегодовая стоимость не облагаемого налогом имущества предприятия рассчитывается по формуле: определяется путём деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости не облагаемого налогом имущества на 1 января отчётного года и на первое число следующего за отчётным периодом месяца, а также суммы стоимости не облагаемого налогом имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчётного периода.

Льготы по предприятию заполняются в отдельной форме, классифицируясь в ней по признаку льготы и суммированным итогом по всему предприятию.

3.4. Задача. Определите сумму целевого взноса на ликвидацию ветхого жилья, если объем реализации составил 7859 тыс.руб.

Решение: Сумма налога составляет 1% от объема реализации:

7859 тыс.руб. х 0,01=78590 тыс.руб.

Глава 4.

4.1. Транспортный налог

Транспортный налог (далее в настоящей главе -- налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе -- налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в ее ответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1)весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2}автомобили легковые, специально оборудованные для использования инва-лидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной зашиты населения в установленном законом порядке ;

4.2. Целевой сбор с граждан и организаций на содержание милиции.

Плательщиками целевого сбора являются предприятия и организация, кроме бюджетных, филиалы другие обословленные предприятия. Юридические лица осуществляющие свою деятельность на территории района и города через цеха и участка также граждани осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования. Юридическим лицам ставка целевого сбора делятся в размере 3-х % от годового фонда заработной платы рассчитанного исходя из установленного закона в размере месячной оплаты труда и средне-списочной численности работающих на предприятий.

Срок уплаты налога для юридических лиц срок представления бухгалтерской отчетности.Для физических лиц осуществляющих предпринимательских деятельности без образования юридические лица раз в год не позднее срока подачи деклорации.

4.3. Плата за землю

Земельный налог включен законодательством в состав платы за землю и взимается с собственников земельных участков наряду с арендной платой за землю и нормативной ценой земли.

Принципиальные положения, характеризующие основы земель-ного законодательства и определяющие особенности налоговых отношений в системе землепользования, представлены на рис. 96. Земельный налог является самым типичным местным налогом, взи-маемым еще в древности с десятины земельного надела. Этот налог по источнику исчисления является имущественным и уплачивается как юридическими, так и физическими лицами. Методика его фор-мирования построена в зависимости от вида и назначения эксплуа-тируемых земель. Факторы, в зависимости от которых дифференци-руются ставки земельного налога, классифицированы на рис. 97.

Повышение роли земельного налога связано с решением проблем земельной собственности. В ряде регионов, как отмечалось, с 1998 г. продолжается эксперимент по взиманию налога на недвижимость, в состав которого включен и земельный налог. Результаты экспери-мента позволят судить о возможности распространения налога на недвижимость на другие территории.

Приказом МНС РФ от 21 февраля 2000 г. № 56 утверждена новая Инструкция «По применению Закона РФ «О плате за землю»1. В но-вой Инструкции № 56 понятие «плательщики земельного налога* уточнено а соответствии с НК РФ. Таковыми являются организации и физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории России. Организациями признаются юридические липа, образованные в соответствии с российским законодательством, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпора-тивные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, со-зданные на территории России. Физическими лицами признаются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели -- это физические липа, зарегистрированные в установленном порядке к осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятель-ность без образования юридического липа, но"не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предприни-мателями.

Не являются плательщиками земельного налога организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и от-четности для субъектов малого предпринимательства» упрошенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты совокупности установленных российским законодательством федеральных, региональных и мест-ных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по ре-зультатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для таких организации сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и от-числений в государственные внебюджетные фонды.

Объектами налогообложения земельным налогом являются земель-ные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользо-вание. Перечень объектов обложения земельным налогом был уста-новлен в ныне отмененной Инструкции № 29. В Инструкции № 56 данный пункт уже не определяет такой перечень. В этом пункте не полностью урегулирован вопрос о перечне объектов обложения в связи с тем, что не принят Земельный кодекс РФ.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ) изменен порядок предоставления некоторых налоговых льгот по земельному налогу участникам ВОВ, а также гражданам, на которых законода-тельством распространены социальные гарантии и льготы участни-ков ВОВ. Перечень граждан, на которых распространялись льготы участников ВОВ, был установлен подпунктом 6 пункта 5 Инструк-ции № 29, однако он не охватывал всего круга лиц, относящихся к участникам ВОВ. В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 Инструк-ции *№ 56 более полно определен круг льготников. Согласно Феде-ральному закону «О ветеранах» к участникам ВОВ относятся:

* военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку!. проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и гонг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, ВОВ или в период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных органи-заций, действовавшие в период гражданской войны или в период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР. Основанием для предоставлении льготы является удостоверение участника воины с отметкой «имеет право на льготы, установленные статьей 15 Феде-рального закона «О ветеранах»;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период ВОВ службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой «имеет право на льготы, установленные статьей 15 Феде-рального закона «О ветеранах»;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и
органов государственной безопасности, проходившие в период ВОВ
службу в городах, участие и обороне которых засчитывается в выслугу
лет дли назначения пенсий на льготных условиях, установленных для
военнослужащих воинских частей действующей армии. Основанием
для предоставления льготы является удостоверение участника войны
с отметкой «имеет право на льготы, установленные статьей 15 Феде-рального закона «О ветеранах»;

лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов
внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие
в период ВОВ штатные должности в воинских частях, штабах и уч-реждениях, входивших в состав действующей армии, либо находив-шиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых
засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных
условиях, установленных для военнослужащих воинских частей дейст-вующей армии. Основанием для предоставления льготы является
удостоверение участника войны с отметкой «имеет право на льготы,
установленные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах»;

сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период
ВОВ специальные задания в воинских частях, входивших в состав
действующей армии, в тылу противника или на территориях других
государств. Основанием для предоставления льготы является удос-товерение участника войны с отметкой «имеет право на льготы, ус-тановленные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах»;

работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ве-домств, переведенные в период ВОВ на положение лиц, состоящих
в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и
флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или опера-ционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии до-кументальных фильмов (кинохроники), командированные в период ВОВ в действующую армию. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой «имеет право на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона «О вете-ранах»;

* военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов
государственной безопасности, бойцы и командный состав истреби-
тельных батальонов, взводов и отрядов зашиты народа, принимавшие
участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника
и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в
состав действующей армии, в период ВОВ, а также принимавшие
участие в боевых операциях по ликвидации националистического
подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и
Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. Лица,
принимавшие участие в операциях по боевому тралению и подразде-лениях, не входивших в состав действующего флота, в период ВОВ,
а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и орга-нами местной власти к разминированию территорий и объектов,
сбору боеприпасов и военной техники в период с I февраля 1944 г.
по 9 мая 1945 г. Основанием для предоставления льготы является
удостоверение участника войны с отметкой «имеет право на льготы,
установленные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах»;

лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашист-ской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, под-польных групп, других антифашистских формирований в период ВОВ
на территориях других государств. Основанием для предоставления
льготы является удостоверение участника войны с отметкой *Имеет
право на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона
«О ветеранах»;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, во-енно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии,
в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести
месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями
СССР за службу в указанный период. Основанием для предоставле-ния льготы является удостоверение о праве на льготы с отметкой
«Имеет право на льготы, установленные статьей 17 Федерального За-кона «О ветеранах».

Порядок оформления и выдачи удостоверений указанным граж-данам регулируется инструкцией Минсоцзащиты России, Минобо-роны России, МВД России, ФСБ России, ФПС России, Минтранса России, МПС России, Минсвязи России, Минкультуры России

от 26 июли 1995 г. «О порядке и условиях реализации прав и льгот

ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий

на территории других государств, иных категорий граждан, установ-ленных Федеральным законом «О ветеранах», зарегистрированной Минюстом России 18 августа 1995 г. № 934.

Кроме того, согласно Указу Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узни-кам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками и период второй мировой войны» льготы по земельному налогу, предоставляемые участникам ВОВ, распространены на бывших несовершеннолетних узников конц-лагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Ос-нованием для предоставления льготы является соответствующее удос-товерение о праве на льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения. К сожалению, Указом Президента РФ от 9 сентября 1999 г. № 1186 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента РФ» отменен Указ Президента РФ от 18 января 1994 г. № 163 «О социальных гарантиях и льготах гражданам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», который распространял льготу по земель-ному налогу, предоставляемую участникам ВОВ, на названные в Указе № 163 категории граждан.

Под льготу по земельному налогу подпадают инвалиды I и II групп. Теперь при предоставлении им льготы необходимо учитывать осно-вания, предусмотренные подпунктом 7 пункта 5 Инструкции № 56. В частности, в этом подпункте определено, что основанием для пре-доставления льготы указанным гражданам являются удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение или справка врачебно-трудовой экспертной комиссии. Инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий на территориях других государств льгота предоставляется на основании удостоверения инвалида Отечественной войны или удостоверения инвалида о праве на льготы (в удостоверениях производится отметка: «Инвалид ... группы, имеет право на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах»), участникам ВОВ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и дру-гих причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), -- на основании удостове-рения инвалида, а также удостоверения участника войны и справки врачебно-трудовой экспертной комиссии об инвалидности (в удосто-верениях производится отметка: «Инвалид ... группы, имеет право на льготы установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах»).

В случаях когда необходимо уточнить льготу но налогу военно-служащим, указанным в подпункте 16 пункта 5 Инструкции № 56, следует определить, в какого рода войсках они служат, В данном под-пункте дана ссылка на Указы Президента РФ от 14 декабря 1993 г.

4.4. Задача. Определите сумму ЕСН по предприятию, если 42 человек имеют среднегодовую зарплату 312 тыс. руб , 89 человек -210 тыс.руб. и 385 человек-169 тыс.руб. соответственно.

Решение: Налоговая база - среднегодовая зарплата работника.

В 1-ом случае ( 42 чел.) Она составляет 312 тыс.руб.Данная сумма превышает

300 тыс.руб., налог на 1 работника составит:

75600 +10% от суммы , превышающей 300 тыс.руб.

=75600 +0,1 х 12000=76800 руб.

76800 руб.х 42 человек=3225,6 тыс.руб.

Во 2-ом случае (89 чел.) налог составит 35600 +20 % от суммы, превышающей 100 тыс.руб=35600+0,2 х 110000=57600 руб.

57600 руб. х 89 чел.=5126,4 тыс.руб.

В 3-м случае (385 чел.) налог:

35600 + 0,2 х 69000 = 49400 руб.

385 чел. х 49400 руб.= 19019 тыс.руб.

Итого: сумма налога по всему предприятию составит:

3225,6 + 5126,4 + 19019 = 27371 тыс.руб.

Заключение

Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции.

Существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение "от теории к практике" построение налоговой системы методом "проб и ошибок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Литература

1. Налоговый кодекс. Часть 1 и 2.

2. Глухов В.В. Дольдэ И.В. Налоги: Теория и практика. - Санкт-Петербург. "Специальная литература", 2002г. 426 с.

3. Абросимова И.В. Обращение взыскания налога за счет имущества

налогоплательщика. // Бухгалтерский учет, № 22, 2003.

4. Амелина Т.И. Учет расходов предпринимателей, осуществляющих

деятельность без образования юридических лиц// Бухгалтерский учет, № 1, 2003.

5. Гаврилова Н.А. Особенности налогообложения имущества организаций//

Бухгалтерский учет, № 2, 2003.

6. Костин А.А. Налог на имущество: вопросы исчисления // Бухгалтерский учет, №9, 2003.

7. Юткин Т.Ф. Налоги и налогообложение.\ М.: ИНФРА-М, 2002. С.574.

Array