Налоговая политика России: тактика и стратегия, позитивные и негативные тенденции и перспективы развития
Налоговая политика России: тактика и стратегия, позитивные и негативные тенденции и перспективы развития
1. Понятие налоговой политики государства и методов ее осуществления.
Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой
государством налоговой политики, под которой понимается совокупность
осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий,
направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов,
в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Однако
взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых
интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того,
налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам
налогообложения.
Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ,
Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей
компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой
налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство
финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по налогам
и сборам.
Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством
методов:
— управления;
— информирования (пропаганды);
— воспитания;
— консультирования;
— льготирования;
— контролирования;
— принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности
финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной
системы налогообложения и основывается на познании и использовании
объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых
органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для
правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в
виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и
сроках уплаты и т.п.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной
необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей,
и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению
необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми
органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей
положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на
практике вызывает у них затруднения.
Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению
отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности
не уплачивать налоги или сборы.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с
использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений
законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на
достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и
налоговых агентов.
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному
исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении
недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами
преимущественно использовались методы управления, контролирования и
принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование,
консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая
политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.