Налоговая система

Налоговая система

Содержание.

|Название |стр. |

|Содержание. |2 |

|Введение. |3 |

|I. Теория налогов. |5 |

|II. Платежи предприятий в бюджет и внебюджетные фонды. | |

|1. Налог на прибыль предприятий и организаций. |9 |

|2. Налог на добавленную стоимость. |— |

|3. Акцизы. |11 |

|4. Налог на имущество предприятий и организаций. |12 |

|5. Налоги на ресурсы. |13 |

|III. Некоторые аспекты налогообложения. |20 |

|1. Налоги и совместные предприятия. |— |

|2. Поэтапное снижение налогов в различных сферах бизнеса. | |

|Заключение. |21 |

|Список используемой литературы |23 |

| |24 |

| | |

I. Введение.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в

государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и

налоговый контроль. В зависимости от разных признаков налоги делятся на

следующие группы: по объекту обложения - на прямые и косвенные; по органу,

осуществляющему взимание и распоряжение налогом, - на государственные и

местные; по порядку использования - на общие и специальные.

Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество юридических (и

физических) лиц, производящих уплату налогов. К косвенным относятся налоги

на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.

Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые

перечисляет государству.

Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на

собственность. В России к ним относятся (для юридических лиц): налог на

прибыль (доход) предприятий; налог на доходы банков; земельный налог;

лесной налог и др.

Косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость; таможенные

пошлины; акцизы и др.

Виды налогов[1].

По субъекту их установления:

1. федеральные налоги - вносятся в федеральный государственный бюджет и

вводятся законами, принимаемыми федеральным парламентом,

2. региональные налоги - вносятся в государственный бюджет субъекта

федерации. Вводятся законами представительных органов субъекта федерации,

3. местные налоги - вносятся в бюджет города (района). Вводятся по

решению представительного органа местного самоуправления.

Виды федеральных налогов[2]:

- налог на добавленную стоимость,

- акцизы на отдельные товары (спиртное),

- налоги на прибыль (доходы) предприятий,

- платежи за пользование природными ресурсами (земля, вода),

- лицензионные и регистрационные сборы ( при получении права на

торговлю нефтью, газом, цветными металлами и т. д.),

- платежи в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, Фонды

обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости

населения.

Виды региональных налогов2:

- на имущество предприятий,

- на фонд заработной платы предприятий на нужды образовательных

учереждений, организации работы транспорта,

- лицензионные и регистрационные сборы,

- на прибыль предприятий.

Виды местных налогов2:

- на стоимость реализованной продукции предприятиями города для

содержания жилья и объектов социально-культурной сферы,

- на фонд оплаты труда для содержания милиции, образовательных

учереждений, благоустройство территории,

- на рекламу,

- лицензионные и регистрационные сборы,

- на прибыль предприятий.

II. Теория налогов.

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах

Давида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда

страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда

уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.”[3]

Определенный вклад в теорию налогов сделали ученые-экономисты в

России. Так, по мнению Н. Тургенева, “налоги суть средства к достижению

цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе

предполагают при соединении своем в общество, или при составлении

государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от

народа”[4]. А. Тривус считал, что “налог представляет собой принудительное

изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без

соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении, эквивалентом

являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная

власть”[5]. А. Соколов утверждал, что “под налогом нужно разуметь

принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных

хозяйственных лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения

каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам

его специального эквивалента”[6].

Приведенные положения говорят о том, что высказавшие их авторы

практически единодушны в своем понимании сущности налогов. Однако, полнота

изложений несколько различна. А. Тривус включает в свое определение помимо

принудительности понятие безэквивалентности налога, с оговоркой, что в

некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает

налогоплательщику государственная власть. Определение А. Соколова, как нам

представляется, наиболее полно выражает самую суть налогов, так как оно

указывает еще и на то, что налоги, наряду с выполнением ими фискальной

функции, могут служить достижению каких-либо задач экономической политики,

что является очень важным моментом.

Какие же еще функции выполняют налоги?

По мнению А. Соколова, налоги, как финансовый инструмент государства

обеспечивают: собирание денежных сумм с населения, регулирование денежных

доходов и частно-хозяйственного накопления, перераспределение полученных

доходов или прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между

спросом и предложением.

Рассматривая перечисленные функции, нетрудно заметить, что первая из

них нуждается в уточнении, поскольку налоги взимаются не только с

физических, но и с юридических лиц. Что же касается последней из названных

функций, то скорее всего, ее лучше выполняет цена, нежели налог.

Рассмотрим, что представляют собой фискальная и экономическая функции

налогов.

Фискальная функция является основной, вытекающей из основной природы

налогов; она характерна для всех государств во все периоды их существования

и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и

создаются материальные условия для существования и функционирования

государства. По мере совершенствования производства значение фискальной

функции возрастает. Это наглядно показывает вся история существования

развитых стран, а в настоящее время и развитие нашего государства.

Наличие экономической функции означает, что налоги. как активный

инструмент перераспределительных процессов, оказывает существенное влияние

на воспроизводство, стимулируя или сдерживая ее темпы, усиливая или

ослабляя накопление капитала, сужая или расширяя платежеспособный спрос

населения.

Важным вопросом теории налогов являются принципы налогообложения. Их

классическую формулировку дал в свое время А. Смит:

1. “Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов

правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной

платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под

охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им

приведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно

определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты

должны быть известны и ясны как самому налогоплательщику, так и

всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие

наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана

плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы

государства”[7].

Заслуживает внимания позиция В. Твердохлебова по вопросу основных

принципов построения налоговой системы и критический анализ этой позиции,

изложенный А. Соколовым в его труде “Теория налогов”.

“Развитие производительных сил, - пишет Твердохлебов, - вот тот высший

принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы и с

точки зрения которого наука имеет право оценивать эти системы, н вторгаясь

в область этики и сохраняя свой политический нейтралитет”[8].

Развитие производительных сил выражается прежде всего в росте чистого

национального продукта и его увеличении на душу населения. В связи с этим,

по мнению А. Соколова, принцип налоговой политики, выдвигаемый

Твердохлебовым, можно сформулировать так: “налоги должны содействовать или,

по крайней мере, не противодействовать абсолютному или относительному росту

чистого национального продукта”[9].

Думается, прежде всего необходимо отметить, что налоговая система

представляет собой весьма сложное, эволюционирующее социальное образование,

тесно связанное с развитием государства и экономики.

Это показала трансформация налоговых систем западных стран в XX веке.

Она отразила: развитие корпоративных форм организации хозяйства с публичной

отчетностью банков, акционерных обществ и др. ; рост благосостояния

общества и расширение круга собственников; расширение сферы влияния

финансового капитала; укрепление правовых демократических основ целого ряда

государств. Это помогало превращению налоговых систем этих стран в часть

сложного и эффективного механизма регулирования хозяйственной конъюнктуры,

в гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов

собственности, на соотношение между накоплением и потреблением в

производственной и непроизводственной сферах.

Схожести процессов, происходящих в экономике развитых стран,

соответствовала идентичность основных тенденций развития и

совершенствования их налоговых систем. Результатом многочисленных налоговых

реформ, проведенных во всех крупных странах мира, явилось значительное

уменьшение ставки налога на прибыль промышленных компаний при одновременном

сокращении применяемых льгот(см. табл.).

Ставка налога на прибыль промышленных компаний

развитых стран[10].

|Страна |1985 |1986 |1987 |1991 |

|США |46.0 |46.0 |40.0 |34.0 |

|Япония |43.3 |43.3 |42.0 |37.5 |

|Германия |56.0 |56.0 |56.0 |57.5* |

|Франция |50.0 |45.0 |44.0 |42.0 |

|Италия |43.37 |43.37 |43.37 |43.37 |

|Великобритания |45.0 |35.0 |35.0 |35.0 |

|Канада |36.0 |36.0 |36.0 |28.0 |

* В связи с объединением западных и восточных земель правительство

Германии увеличило ставку корпорационного налога на 7,5%

Законодательная регламентация налогообложения в развитых странах

позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в один

из основных инструментов налоговой политики государства.

III. Платежи предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

1. Налог на прибыль[11].

Объектом налогообложения при исчислении налога на прибыль является

валовая прибыль предприятия. Она состоит из прибыли от реализации продукции

(работ, услуг), прибыли от реализации основных фондов и иного имущества

предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму

расходов по этим операциям. Вместе с тем по ряду предприятий, имеющих

доходы, которые облагаются налогом по иным ставкам по сравнению с налогом

на прибыль, при исчислении налога на прибыль от таких видов деятельности

исключается из валовой прибыли. Это относится к доходам, полученным

предприятиями от акций, облигаций и других ценных бумаг, а также от

долевого участия. Кроме того, предприятия, имеющие доходы от видеопоказа,

игорных домов при исчислении налогооблагаемой прибыли валовую прибыль

должны уменьшать на прибыль от таких операций.

Предприятия (в том числе получившие убыток), имеющие превышение

фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной

деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению

с их нормируемой величиной, уплачивают налог с сумм их превышения этих

расходов без увеличения на эти суммы валовой прибыли.

В 1995 г. от уплаты налога на это превышение освобождаются только

крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие

сельскохозяйственные предприятия при условии, что выручка от реализации

сельскохозяйственной продукции собственного производства превышает 70

процентов общей выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Между федеральным бюджетом РФ и бюджетами национально-государственных

и административно-территориальных образований налог распределяется исходя

из пропорции, вытекающей из зачисления налога на прибыль. Этот порядок

исчисления и уплаты налога в бюджет не распространяется на предприятия,

полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также на предприятия и

организации, являющиеся плательщиками в бюджет налога с получаемого ими

дохода (банки, страховые организации, предприятия игорного бизнеса); не

платят этот налог также предприятия, полностью освобожденные от уплаты

налога на прибыль.

При осуществлении совместной деятельности нескольких предприятия и

образовании нового юридического лица прибыль, полученная образовавшимся

предприятием - новым юридическим лицом, до ее распределения по участникам

облагается налогом по установленной ставке, а оставшаяся прибыль, после

уплаты налога, подлежащая распределению между участниками, облагалась

налогом у источника по ставке 15%, а по банкам - 18%, но у предприятий,

являющихся участниками совместной деятельности, полученная ими доля прибыли

не включалась состав налогооблагаемой прибыли. Аналогичный порядок для

обложения налогом доходов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным

бумагам, выпущенным в РФ, принадлежащим предприятиям, за исключение

доходов, полученным по государственным облигациям и иным государственным

ценным бумагам.

В 1995 году ставка налога на прибыл бала определена в размере 13? в

федеральный бюджет , а в бюджета субъектов РФ налог на прибыль зачислялся

предприятиями (в том числе и иностранными юридическими лицами) по ставкам,

установленными законодательными (представительными) органами субъектов РФ,

в размере не выше 22%, а для предприяти по прибыли, полученной от

посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других

кредитных учереждений и страховщиков - по ставкам в размере не свыше 30%.

Изменен с 1995 г. и порядок зачисления налога с доходов, получаемых по

акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в РФ, принадлежащим

предприятиям, а также с доходов от долевого участия. Налог с указанных

доходов зачисляется теперь полностью в федеральный бюджет, а налог с

доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных

игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видеосалонов (от

видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них - в доходы

бюджетов субъектов РФ.

В1993 г. расширен перечень льгот по налогу на прибыль. Установлено,

что по всем предприятиям, независимо от их видов деятельности и формы

собственности, облагаемая прибыль уменьшается на суммы затрат,

произведенных за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, если

они фактически направлены на капитальные вложения производственного и

непроизводственного характера. Эта льгота предоставляется предприятиям,

осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственной

базы, при условии полного использования ими сумм начисленного износа

(амортизации) на последнюю отчетную дату.

В 1993 г. увеличился размер льготы до 3% налогооблагаемой прибыли,

направленной на благотворительные цели, причем благотворительная сфера

несколько расширена. Не подлежат налогообложению доходы, направленные

государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также

негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в

установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и

совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном

образовательном учреждении. Освобождаются от уплаты налога доходы музеев,

библиотек, филармонических коллективов, государственных театров и т. д.

2. Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в

бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях

производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных

товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на

издержки производства и обращения.

В соответствии с законом “О налоге на добавленную стоимость”

плательщиками этого налога являются:

- предприятия и организации независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц, включая

предприятия с иностранными инвестициями,

- полные товарищества, реализующие товары от своего имени,

- индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские

(фермерские) хозяйства,

- филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий,

находящиеся на территории России, имеющие расчетные счета в учереждениях

банков и самостоятельно реализующие за плату товары, работы и услуги,

- международные объединения и иностранные юридические лица,

осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на

территории России.

Объектами налогообложения являются:

- обороты по реализации на территории России товаров, выполненных работ

и оказанных услуг,

- товары, ввозимые на территорию России,

- обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для

собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки

производства и потребления, а также своим работникам,

- обороты по реализации товаров без оплаты стоимости в обмен на другие

товары,

- обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров

другим предприятиями или физическим лицам, включая работников предприятия,

- обороты по реализации предметов залога, включая их передачу

залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по

реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных

на стороне.

Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница

между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им

товары, и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам,

услугам, стоимость которых фактически отнесена в отчетном периоде на

издержки обращения и производства.

Налог на добавленную стоимость уплачивается:

- ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров за

истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца,

- ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации товаров за

истекший квартал.

3. Акцизы.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые

покупателем. Установлен порядок обложения акцизами реализуемых винно-

водочных изделий, этилового спирта из пищевого сырья (кроме отпускаемого

для выработки ликеро-водочных изделий и винодельческой продукции), пива,

табачных изделий, шин, легковых автомобилей, грузовых автомобилей

грузоподъемностью до 1,25 тонны, ювелирных изделий, бриллиантов, изделий из

хрусталя, ковров и ковровых изделий, меховых изделий, одежды из натуральной

кожи, а также отдельных видов минерального сырья.

Плательщиками акцизов являются:

- по товарам отечественного производства - предприятия и организации,

включая предприятия с иностранными инвестициями, а также филиалы, отделения

и другие обособленные подразделения предприятий, реализующие производимые

ими товары, кроме товаров, выработанных ими из давальческого сырья.

Плательщиками акцизов по товарам, выработанным из этого сырья, являются

предприятия и организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению этих

товаров и реализующие их,

- по ввозимым на территорию России товарам - предприятия и другие лица,

определяемые в соответствии с таможенным законодательством России.

Объектом обложения является стоимость подакцизных товаров, реализуемых

по отпускным ценам, включающим акциз. Объектом обложения по товарам,

ввозимым на территорию России, является таможенная стоимость, определяемая

в соответствии с таможенным законодательством России.

Акцизами не облагаются подакцизные в России товары, ввозимые из или

вывозимые за пределы стран, являющихся членами СНГ, за исключением вывоза

подакцизных видов минерального сырья, а также товаров в страны бывшего СССР

(кроме стран СНГ), если оплата происходит не в свободно конвертируемой

валюте.

Ставки акцизов по товарам утверждаются правительством России и

одинаковы на всей ее территории. На отдельные виды сырья ставки

дифференцируются по горногеологическим и экономико-географическим условиям

месторождений.

4. Налогообложение имущества предприятий и организаций.

Согласно ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” налог на

имущество предприятий относится к налогам субъектов РФ и полностью

зачисляется в их бюджеты. Этот налог является относительно новым для

российского законодательства, однако, он широко распространен в мировой

практике налогообложения. Налогообложение имущества, недвижимого имущества

общепринято в развитых странах, хотя имеет свою специфику.

Введенный в практику российского налогового законодательства с 1

января 1992 г., он преследовал несколько целей:

- создание у предприятий заинтересованности в реализации излишнего,

неиспользуемого имущества,

- стимулирование эффективного использования имущества, находящегося на

балансе предприятий,

- способствовать фондоотдаче и эффективности использования имущества,

находящегося на балансе предприятия.

В целом его главными целями, с точки зрения финансов, являются

стимулирующая и контрольная функции.

Особенностью данного налога является то, что его обязаны уплачивать

все предприятия, учреждения и организации, филиалы и другие аналогичные

подразделения, компании, фирмы, международные организации и объединения

независимо от размеров и форм собственности, сферы деятельности. Размер

налога не зависит от степени доходности и от результатов хозяйственной

деятельности предприятия.

Налог является весьма ощутимым и серьезным для крупных фондоемких

предприятий. Многие из них в настоящее время испытывают финансовые

трудности, имеют небольшую прибыль или вовсе не имеют ее, а сумма налога на

имущество не зависит от балансовой прибыли. Поэтому бухгалтерские службы

особенно таких предприятий должны в максимальной степени правильно

использовать налоговые льготы, предоставленные законом, при проведении

расчетов налога на имущество предприятий.

Согласно Закону объектом налогообложения являются основные средства,

нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе

плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и

быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Также необходимо отметить, что стоимость основных средств организации

включается в налогооблагаемую базу с учетом результатов переоценок,

проводимых в соответствии с постановлениями Правительства РФ. При

определении налогооблагаемой базы налога на имущество предприятий

принимаются определенные статьи балансов предприятий, банков, страховых

организаций и территориальных фондов медицинского страхования.

Стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения и

объединенного несколькими предприятиями в целях осуществления совместной

деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения

принимается в расчет участниками договора о совместной деятельности,

внесшими это имущество, независимо от счетов бухгалтерского учета, на

которых оно учитывается, а созданного (приобретенного) в результате этой

деятельности - участниками договоров о совместной деятельности в

соответствии с установленной долей собственности по договору.

! января 1995 г. были произведены существенные поправки к Закону о

налоге на имущество предприятий. Многие из них можно разделить на два

важных раздела. Первый: это сокращение налоговых льгот.

На федеральном уровне сокращены те льготы, которые предоставлялись

предприятиям и учреждениям жилищно-коммунального хозяйства, а также

предприятиям и учреждениям другого городского (сельского, поселкового и т.

д.) хозяйства. Что касается предприятий жилищно-коммунального хозяйства, то

для них вступает в силу льгота, установленная нормой закона, согласно

которой стоимость имущества предприятия для целей налогообложения

уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунального

хозяйства и социально-культурной сферы, находящихся полностью или частично

на балансе предприятия. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства

являются плательщиками налога , но сумма налога для них будет сравнительно

небольшой, так как основная часть имущества указанных структур представляет

собой имущество объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-

культурной сферу, исключаемых из налогообложения.

Льгота для вновь созданных предприятий также считается

нецелесообразной и предоставлять ее на федеральном уровне нет

необходимости, так как ее можно представить на местах в каждом конкретном

случае. Кроме того, этот налог не зависит от финансовой деятельности

предприятий, исчисленная сумма налога относится на финансовые результаты

деятельности предприятия, поэтому или уменьшает сумму прибыли, или

увеличивает сумму убытка.

Не предоставяются льготы со второго квартала 1995 г. инвестиционным

фондам и фондам имущества в части средств, поступающих от приватизации

государственного и муниципального имущества. Так как в расчете уже не

участвуют денежные средства, посчитали целесообразным сделать указанные

фонды плательщиками за собственное имущество на общих основаниях. Точно

такой же логикой руководствовались при решении вопроса о сокращении льгот

для нотариальных контор.

Второй раздел поправок касается предоставления дополнительных льгот.

Во избежание двойного налогообложения предоставляется льгота

жилищностроительным, дачно-строителдьным и гаражным кооперативам,

садоводческим товариществам.

Льготы по налогообложению предоставляются предприятиям учереждений,

исполняющих наказания в виде лишения свободы. Предприятия народных

художественных промыслов также не являются плательщиками налога на

имущество.

В целом не может быть универсальной схемы определения и уплаты и

расчета как данного налога, так и многих других, поэтому основными

направлениями совершенствования налогового законодательства в этой области

прежде всего являются:

- учреждение единого налога на имущество как физических, так и

юридических лиц, вместо действующих в настоящее время налога на

имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного

налога,

- установление единого перечня объектов налогообложения, предусмотрев

при этом, что к ним относятся любые земельные участки вместе с

находящимися на них зданиями, сооружениями, коммуникациями и другими

неподвижными приспособлениями или неподвижными объектами на (в) этой

земле,

- определение рыночной цены недвижимости для целей налогообложения (в

противном случае данный налог не имеет экономического смысла),

- установление единой ставки налога для юридических и физических лиц,

-= введение необлагаемого налогом минимума стоимости недвижимости,

взамен сложившейся практике льготирования.

5. Налоги на ресурсы.

1. Налог на землю.

Использование земли в России является платным. Формами платы являются:

земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники

земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются

ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду взымается

арендная плата. Для покупки и выкупа земли, а также для получения под залог

земли банковского кредита, устанавливается арендная цена земли.

Все земли подразделяются на две группы:

- земли сельскохозяйственного назначения

- земли несельскохозяйственного назначения.

1.1 Плата за земли сельскохозяйственного назначения.

С колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств,

межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других

сельскохозяйственных организаций взымается только земельный налог, все

остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия,

имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающей двадцать

пять процентов, это положение не распространяется.

Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики,

тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на

самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной

(представительной) власти, кроме налога на землю, уплачивают и другие

налоги в установленном порядке.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с

учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Органами

законодательной власти субъектов РФ исходя из средних размеров налога с

одного гектара пашни кадастровой оценки угодий устанавливаются и

утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также

многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного

налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий

устанавливаются органами законодательной власти регионов РФ. При исчислении

сумм для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных

участков.

1.2. Налог на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков

взымается со всех предприятий, организаций, учереждений, имеющих в

собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам,

установленным для городских земель.

Налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе

средних ставок. Они дифференцируются по местоположению и зонам различной

градостроительной ценности территории органами местного самоуправления

городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой

территории и генеральными планами городов.

В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые

строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также

санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не

предоставлены в пользование другим юридическими лицам и гражданам. Налог на

часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода

взымается в двукратном размере.

2. Плата за загрязнение окружающей среды.

От предприятий экологические фонды поступают средства в виде платы за

нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в

окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

сумм по искам и возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения.

Плата производится за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от

стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в

подземные и поверхностные воды, за размещение отходов.

Данная плата перечисляется плательщиками на счета экологических фондов

и в доход республиканского бюджета в бесспорном порядке.

Перечисление в экологические фонды средств, вносимых в виде платы за

загрязнение природной окружающей Среды и размещение отходов предприятиями

осуществляется ежеквартально.

3. Плата за недра (полезные ископаемые).

Отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы производят

субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности,

в том числе и юридические лица других государств, осуществляющие добычу

полезных ископаемых на территории России.

Объектом обложения при определении отчислений на воспроизводство

материально-сырьевой базы является стоимость реализованного или

реализованной продукции, полученных из полезных ископаемых, добытых

предприятием, за вычетом налога на добавленную стоимость, спецналога и

акциза.

Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы

устанавливаются законодательным путем (таб. 1). Для предприятий, проводящих

за свой счет геологоразведочные работы отчисления на воспроизводство

материально-сырьевой базы могут быть снижены.

Существуют некоторые категории пользователей недр, которые

освобождаются от уплаты налога. К ним относятся:

- пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы,

геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее

изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и

исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания,

палеонтологические. геоэкологические исследования, контроль за режимом

подземных вод, а также другие виды работ, проводимые без разрушения

целостности недр.;

- пользователи недр, получившие их для образования особо охраняемых

геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое,

санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны,

геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие

подземные полости).

Сумма отчислений на воспроизводство материально-сырьевой базы

определяется плательщиком самостоятельно исходя из облагаемого оборота по

реализованной продукции, полученной из полезных ископаемых, и

предусмотренных ставок. В случаях, когда реализуется не минеральное сырье,

а продукты его переработки (концентраты, окатыши, металлы, бетон, асфальт и

т. д.), размер отчислений корректируется понижающим коэффициентов,

определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к

себестоимости реализованных продуктов их передела.

Платежи предприятиями отчислений на воспроизводство материально-

сырьевой базы производятся ежемесячно или ежеквартально в зависимости от

объемов платежей. Некоторые предприятия, про согласованию с местными

налоговыми органами, могут производить отчисления один раз в год.

Ставки отчислений

на воспроизводство материально-сырьевой базы

(утверждены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25

февраля 1993 г. N 4546-1 “Об утверждении Положения о Государственном

внебюджетном фонде воспроизводства материально-сырьевой базы Российской

Федерации”)

|Виды и группы полезных ископаемых |Ставки отчислений в |

| |процентах от стоимости |

| |реализованной товарной |

| |продукции |

|нефть, газ и конденсат |10,0 |

|твердое топливо |5,0 |

|железные и хромовые руды |3,7 |

|цветные и редкие металлы |8,2 |

|благородные металлы |3,5 |

|алмазы |3,5 |

|апатиты и фосфориты |3,1 |

|калийные соли |1,7 |

|радиоактивное, пьезо-оптическое и | |

|камнесамоцветное сырье |17,0 |

|другие полезные ископаемые | |

|(за исключением подземных вод) |5,0 |

Примечание: Ставки отчислений на воспроизводство материально-сырьевой

базы по подземным водам устанавливается в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации.

IV. Некоторые аспекты налогообложения.

1. Налоги и совместные предприятия.

Совместное предпринимательство, начало которому в нашей стране было

положено в 1987 г., уже заняло определенное место в народохозяйственном

комплексе. К настоящему времени на территории РФ зарегистрировано более

4500 предприятий с участием зарубежных фирм из более чем 60 стран мира. По

данным Гсоскомстата России, в середине 1991 г. они выпускали 10% телефонных

аппаратов, 7% средств вычислительной техники, 4% технологического

оборудования для швейной промышленности, 2,3% обуви.

Изменения налогового режима иностранных инвестиций, как одного из

наиболее важных факторов привлечения зарубежных капиталовложений, можно

проиллюстрировать следующим образом:

1987 г. - ставка налога - 30% с части прибыли, остающейся после

отчислений в резервный и другие фонды СП, предназначенные на развитие

производства, науки и техники; освобождение от уплаты налога на

прибыль в течение первых двух лет с момента получения объявленой

прибыли.

1990 г. - с 1 июля на совместные предприятия распространяются

обязательства по уплате налога с оборота. при этом для них были

установлены более льготные усредненные потоварные ставки. С 1 июля

введен налог на экспорт и импорт.

1991 г. “налоговые каникулы” предоставляются только СП в сфере

материального производства и в течение первых двух лет с момента

получения ими балансовой прибыли. Ранее действующая формулировка

фактически продлевала этот срок до трех лет. Кроме того, данное

положение не распространяется на предприятия, занимающиеся добычей

полезных ископаемых и рыболовством. Налогооблагаемая прибыль

уменьшается на сумму прибыли, направленной на развитие производства.

Прибыль, полученная сверх предельного уровня рентабельности, подлежит

налогообложению по повышенной ставке. Налоговые льготы

распространяются только на СП с долей иностранного участия свыше 30%.

Освобождается от налогообложения в части прибыли, полученной в течение

5 лет после выявления убытков и направленной на их покрытие.

1992 г. - В соответствие с Законом РФ “О налоге на прибыль

организаций и предприятий” ставка налога на прибыль составляет 32%.

Предприятиям с иностранными инвестициями не предоставляются какие-либо

дополнительные льготы, лишаются они и двухгодичных “налоговых

каникул”. Общая сумма налоговых льгот, предоставляемых предприятию, не

должна уменьшать сумму налога на прибыль более чем на 50%.

С 1 января введен налог на добавленную стоимость. Он заменил ранее

существовавшие налог с оборота и налог с продаж. В настоящее время НДС

широко применяется во многих странах мира. По мнению западных экономистов,

очень высокие ставки НДС не способствуют экономическому росту и в настоящее

время наблюдается тенденция их снижения. Кроме высокого уровня НДС Россия

отличается от принятого в других странах использование практически единой

ставки для всех товаров. Особенно влияет НДС на предприятия, занимающиеся

импортом товаров, среди которых доля СП особенно высока. Предприятия и

организации, импортирующие товары и продающие их на территории России за

рубли, должны вносить налог на добавленную стоимость в бюджет в проценте с

разницы между отпускной ценой на данную продукцию и фактическими затратами

на ее приобретение.

Еще большее негативное влияние НДС оказывает на предприятия и

организации, реализующие на территории РФ товары, изготовленные из

импортных комплектующих, сырья и материалов. Уплата ими налога производится

в процентном отношении к свободной отпускной цене на производимую

продукцию. Такой порядок оказывает сильное негативное влияние на СП,

созданные в сфере материального производства, и, в первую очередь, в

базовых отраслях.

2. Поэтапное снижение налогов в различных сферах бизнеса.

Можно избежать многих негативных последствий, если проводить поэтапное и

вместе с тем дифференцированное снижение налогов[12]. Оно заключается в

том, чтобы уже с 1995 . резко уменьшить налоги на прибыль, но только в

ограниченном масштабе - для сферы малого бизнеса. В дальнейшем, примерно

через 3 года, следовало бы резко снизить налоги на средний, а затем и на

крупный бизнес, финансово-промышленные группы.

Можно ожидать, что уже на первом этапе резко возрастут возможности

накопления в сфере малого бизнеса, произойдет перелив капитала в эту сферу

из других отраслей и сфер, оживление производственной и инвестиционной

деятельности. Финансовые ресурсы государства будут ущемлены в наименьшей

степени, поскольку оно оставляет за собой основные источники поступлений в

бюджет. Резкое сокращение налогов на мелкий бизнес вызовет в ближайшей

перспективе увеличение налоговых поступлений по причине быстрого

развертывания производства в данной сфере. Ничто так не стимулирует

развитие производства, как возможность роста реальных доходов

предпринимателей. Последние укрепят свою финансовую самостоятельность и

независимость, повысится активность в инвестиционной сфере на основе

самофинансирования.

Следует учитывать, что существует прямая зависимость между размерами

предприятий и начальным сроком реальной отдачи от вложенных в них

инвестиций. Чем крупнее и сложнее предприятие, тем позднее наступает отдача

от вложенных инвестиций, и наоборот. Следовательно, положительный

экономический эффект может быть получен достаточно быстро благодаря

сокращенному периоду отдачи от инвестиций в малый бизнес.

На втором этапе государство может пойти на сокращение налогов в

среднем бизнесе. При этом там следует ожидать резкого увеличения

прибыльности, а вместе с тем и возможностей накопления. Объемы инвестиций

резко возрастут по сравнению с первым этапом, что обусловит и рост

производства.

Если производственная база мелкого бизнеса функционирует нормально, то

уменьшение налогов в среднем бизнесе тоже окажется не слишком

обременительным для государственного бюджета. Первоначальные расходы могут

покрываться за счет возросших доли, значения и эффективности малого

бизнеса, включая и его участие в налоговых платежах.

Есть все основания полагать, что многие предприятия малого бизнеса при

благоприятных условиях быстро станут средними. Государственная казна в

абсолютном выражении ничего не потеряет, если сохранит для данных, выросших

в новых условиях предприятий прежнюю налоговую политику.

На третьем этапе, когда произойдет уменьшение налогов на крупный бизнес

и финансово-промышленные группы, возникнут оптимальные условия для

накопления, развития инвестиционной и инновационной деятельности во всех

сферах и отраслях рыночной экономики. Это позволит говорить о возрождении в

России крупного бизнеса. При этом уровень накопления будет обеспечен в

таких масштабах, которые позволят переходить к осуществлению крупных

структурных изменений на основе реализации научно-технических,

инновационных проектов.

Государство получит сокращенный процент налоговой ставки, но весомый,

обеспеченный ростом товарной продукции на базе увеличения

производительности труда и эффективности производства.

Заключение.

Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее

во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Естественно, что адекватную предъявляемым требованиям налоговую систему

можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей

специфику экономических отношений в обществе, созданный производственный и

научный потенциал. В обществе усилиями и органов власти, и экономической

науки, и практикой за долгие годы создано негативное отношение к налогам.

Поэтому любое решение в этой области сейчас приходится принимать с учетом

возможных социальных и политических последствий.

В известной степени “отпугивает” от вкладывания средств в производство

сложность действующей налоговой системы, огромное количество как

потенциальных, так и реально уплачиваемых налогов товаропроизводителями

налогов. Практика бюджетного планирования, когда Минфином в расчетах к

проектам бюджетов регионов учитываются практически все виды предусмотренных

законодательством местных и региональных налогов, побуждает местные органы

власти вводить повсеместно эти налоги, вне зависимости от их экономической

эффективности и целесообразности. Между тем, как показывает анализ, система

местных налогов, несмотря на их множественность, зачастую не отражает

специфики регионов, слабо воздействует на стимулирование увеличения

производства. Среди этих более чем 25 налогов много просто случайных, не

дающих сколько-нибудь значительного, даже фискального, эффекта, но зато эта

система совершенно не понятна налогоплательщикам, усложняет их работу, а

также местных налоговых органов. Пришла пора пересмотреть систему местных и

региональных налогов, ликвидировать ее множественность, установив не более

4-5 видов налогов, в первую очередь имущественного характера. Думается,

например, было бы более экономически оправданным несколько изменить

сущность налога на имущество предприятий, облагая только недвижимость

предприятия, а не все его имущество. При этом ставки налога можно было

устанавливать дифференцированно, снижая их по основным фондам,

непосредственно участвующим в процессе производства, и повышая по тем

фондам, которые во-первых, не используются вообще, и, во-вторых, по тем,

которые не связаны с процессом производства. И по остальным налогам можно

сделать подобные преобразования.

Список литературы.

1. Васильева М.В. Местные бюджеты в современных условиях. //Москва. -

Финансы и статистика. - 1987.

2. НДС и спецналог: исчисление и уплата. //Москва. - 1994.

3. Салина А.И. О законодательной базе налогообложения имущества

предприятий. //Финансы. - 1995. - N4.

4. Черник Д.Г. Местные налоги. //Финансы. - 1994. - N10.

5. Салина А.И. Налогообложение имущества предприятий. //Финансы. - 1995. -

N11.

6. Полторак А.Ф. Изменение Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и

организаций”. //Финансы. - 1995. - N7.

7. Ялбулганов А.А. Новое в законодательстве о плате за пользование недрами.

//Финансы. - 1995. - N7.

8. Полторак А.Ф. Новое в налогообложении прибыли. //Финансы. - 1994. - N4.

9. Полторак А.Ф. Исчисление и взимание налога на прибыль. //Финансы. -

1993. - N6.

10. Гулаев В.И. Налоги - состояние, проблемы, решение. //Финансы. - 1995. -

N6.

11. Пансков В.Г. Налоговые аспекты стимулирования товаропроизводителей.

//Финансы. - 1995. - N12.

12. Нехамкин А.И. О поэтапном снижении налогов в различных сферах бизнеса.

//Финансы. - 1994. - N11.

13. Рюмин С.М. Налоги и развитие совместного предпринимательства в России.

//Финансы. - 1992. - N7.

-----------------------

[1] будем рассматривать только налоги для юридических лиц;

[2] ст. 19; 21; ч.4 21 Основ;

[3] Рикардо Д. Начало политической экономии и податного обложения. - М.,

1935. - С.100.

[4] Тургенев Н. Опыт теории налогов. - М., 1937. - С.11.

[5] Тривус А. Налоги как орудие экономической политики. - Баку, 1925. -

С.32.

[6] Соколов А. Теория налогов. М., 1928. - С.11.

[7] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.,

1962. - Кн.5, - С.588-589.

[8] В. Твердохлебов Финансовые очерки. - М., 1916. - С.49.

[9] Соколов А. Теория налогов. - М., 1928. - С.65.

[10] Bulletin for International Fiscal Documentation, 1989, February. -

p.57.

[11] данные на 1993 г.

[12] вариант, предложенный к. э. н. А. Н. Нехамкиным