Налоговая система России и пути ее совершенствования
Налоговая система России и пути ее совершенствования
Курсовая работа
по экономической теории
Тема: Налоговая система России
и пути ее совершенствования
декабрь 1999
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения………………………………4
1.1.Сущность и принципы налогообложения……………………………….…4
1.2. Функции налогов…………………………………………………………....5
1.3. Роль налогов в формировании финансового государства………………..6
Глава II. Налоговая система России…………………………………………...………..8
2.1. Законодательная база налогообложения…………………………………8
2.2. Федеральные налоги………………………………………………………...9
2.3. Республиканские налоги…………………………………………………..13
2.4. Местные налоги……………………………………………………………14
2.5. Налоговое планирование…………………………………………………17
Глава III. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования……..…18
Заключение……………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………...…25
Введение
Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в
библейские времена и было неплохо организовано. Одним из самых известных
тогда налогов была ”десятина”: десятую часть урожая крестьянин отдавал в
уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца
девятнадцатого столетия.
Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в
народе, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов -
дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых
странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги
выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он
становился “откупщиком”. Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы
покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно
относился к выполнению своих обязанностей.
На протяжении всей истории человечества складывалась система
налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных
податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с
покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги
приобрели денежную форму.
Адам Смит в своем классическом сочинении “Исследование о природе и
причинах богатства народов” считал денежными принципами налогообложения
всеобщность, справедливость, определенность и удобность. “Подданные
государства,” - отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, ”должны
давать средства к достижению цели общества или государства”, каждый по
возможности и соразмерено своему доходу по заранее установленным правилам
(сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот
перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности
налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с
объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего
источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За
счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются
финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной,
экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на
содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов,
финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде
налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения,
больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату
преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.
Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту
здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д..
Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение
общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Глава I
Возникновение и эволюция налогообложения
1.1.Сущность и принципы налогообложения.
Итак, что же такое налогообложение?
Налогообложение – это метод распределения доходов между
государством и действующим субъектом. Платежи в бюджет государства не
только обязательны, но принудительны и безвозмездны.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и
других платежей, а также форм и методов их построения образует
налоговую систему.
В налоговой системе различают следующие основные понятия:
. Налог, сбор, пошлина - это обязательный взнос в бюджет
соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиком налога в соответствии с законодательными актами.
. Плательщики налогов – это юридические или физические лица: граждане, а
также предприятия, организации, независимо от их формы
собственности. Самостоятельный источник дохода является основным
признаком плательщика налога.
. Объект налогообложения – это то, что в силу закона подлежит
обложению налогом: доходы, стоимость определённых товаров, пользование
природными ресурсами, передача имущества и т.д..
. Ставка налога или налоговая квота – размер налога, устанавливаемый
на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в
проценте.
. Единица налога – часть объекта налогообложения, на которую
устанавливается ставка налога.
. Срок уплаты налога – оговаривается в законе, за его нарушение
автоматически взимается пеня, независимо от вины нарушителя.
. Льгота по налогу – исключение из общего правила. Устанавливается
законом с учётом платежеспособности, участия в общественном
производстве.
. Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.
Налоги различаются по объекту налогообложения и по механизму
расчёта и взимания, по их роли в формировании доходной части
бюджета.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и
косвенные. Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает
доход или владеет имуществом, т.е. конкретное физическое или
юридическое лицо. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог,
налог на прибыль и др. Косвенные налоги: акцизы, налог на наследство,
на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Окончательный
плательщик этого налога потребитель, на которого налог
перекладывается путём надбавки к цене товара или услуги.
Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как
бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах,
налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в
хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип – определённость:
порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и
сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы:
однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и
гибкость.
1.2. Функции налогов
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ
выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Налоги выполняют три важнейшие функции:
1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных
расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное
назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства,
аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для
осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и
других). Формирование доходов государственного бюджета на основе
стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в
крупнейшего экономического субъекта.
2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики.
Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная
правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное
воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-
экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть
поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роли.
При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды
деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или
иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность
предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение,
регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых
льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их
подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль,
государство контролирует движение цен на товары и услуги.
Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические
задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение
новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами
часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство
привлекает предприятия к решению социальных проблем.
3. Социальная функция – поддержание социального равновесия путём
изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с
целью сглаживания неравенства между ними.
Принцип взимания налогов в зависимости от способности
налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем
выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Самыми
социально несправедливыми являются косвенные налоги, так как они
перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой
степени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчения
социального неравенства государственные органы предоставляют отдельным
группам населения налоговые льготы.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет,
т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для
осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в
результате экономического регулирования ускорение развития и роста
доходности производства, позволяет государству получить больше средств.
1.3. Роль налогов в формировании финансового государства.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений,
которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и
внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций.
Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые
отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной
необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития
общества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов
хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства,
объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества.
Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя
функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения
самого общества.
По мере развития производительных сил, роста национального богатства
совершается и финансирование отношений по поводу образования, распределения
и использования доходов общественного производства - хозяйственных
субъектов, наемных работников и государства. Первичные доходы образуются в
сфере производства товаров и услуг, и составляют стоимость созданного в
стране ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг за вычетом материальных
затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль
экономики, включая смешанный предпринимательский доход и амортизационные
отчисления, налоги на продукты и импорт, и другие налоги на производство.
Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовую
прибыль экономики составляют первичные доходы хозяйствующих субъектов. И,
наконец, третья часть формирует доходы государства, национальной экономики
и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и
внебюджетных фондах - пенсионном фонде, фонде социального страхования,
Государственном фонде занятости населения и фондах обязательного
медицинского страхования. Таким образом, на стадии производства товаров и
услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием
первичных доходов общественного производства.
Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределения
первичных доходов наемных работников и хозяйственных субъектов.
Определенная доля этих доходов в форме налоговых платежей и неналоговых
отчислений аккумулируются в бюджетной системе и государственных
внебюджетных фондах.
Хозяйственные субъекты со своих первичных доходов (баланс прибыли) до
налогообложения прибыли выплачивают в бюджетную систему налоги на
имущество, на содержание правоохранительных органов, на благоустройство
территорий, на нужды образования и другие цели, на рекламу, на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и другие.
Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: “золотая середина”
определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования), исходя из
потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения
(создания) системы эффективного функционирования экономики. В переходный
период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при
спаде производства, либо в развитии экономики на дефляционной[1] основе и
зависит от того, как организовано формирование государственных финансов и
их расходование. Опыт европейских бывших социалистических стран, где
реформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные меры
по стабилизации финансовой системы в основном сводится к следующему:
1. Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного
дефицита и способов его погашения. Существенно перестраивается структура
расходной части бюджета: сокращается финансовая поддержка (бюджетные ссуды,
дотации) госсектору экономики. Прежде всего, уменьшаются дотации убыточным
предприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или оздоровления
неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства.
2. Перестраивается и структура доходной части бюджета. Стимулируется
расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а,
следовательно, и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступления
бюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимущества, от операций на
рынке ценных бумаг).
Таким образом, жесткая реструктивная бюджетная политика в условиях
переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее
стабилизации в экономике и финансах не добиться.
Глава II
Налоговая система России
2.1. Законодательная база налогообложения.
В соответствии с налоговой реформой России с 1 января 1992 года в
России стала действовать новая система налогообложения, общие принципы
построения которой определял Закон Российской федерации “Об основах
налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года. Закон
устанавливал перечень идущих в бюджет страны налогов, пошлин и других
платежей, а также определял права, обязанности и ответственность
налогоплательщиков и налоговых органов. В процессе формирования системы
налогообложения предприятий и организаций России была осуществлена замена
налога с оборота, налога с продажи на НДС и акцизы. Был модернизирован
действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий,
налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательных платежей предприятий.
С 1 января 1999 г. была введёна в действие первая часть нового
Налогового Кодекса РФ, причём не полностью, ещё некоторые статьи
Кодекса должны вступить в действие 1 января 2000 года.
Основные налоги, собираемые в России:
1. Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов
налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в
течение года, но окончательный расчёт производится в конце года.
2. Налог на прибыль – облагается налогом чистая прибыль предприятия
(за вычетом всех расходов и убытков).
3. Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по
безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично
работодателями.
4. Поимущественные налоги – это налоги на имущество, дарения и
наследство.
5. Налоги на товары и услуги – это таможенные пошлины, акцизы и
НДС.
В России из-за низкого уровня жизни большинства населения
поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них
главное место в доходной части занимают налоги на прибыль
предприятий и таможенные пошлины.
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов, в
зависимости от уровня их установления и изъятия:
. федеральные налоги и сборы;
. налоги и сборы субъектов РФ;
. местные налоги и сборы.
Суммы отчислений с юридических и физических лиц и распределение
их по бюджетам различных уровней определяется при утверждении
федерального бюджета. В связи с определёнными противоречиями
интересов центрального правительства и региональных экономических
интересов вокруг разделения налоговых поступлений постоянно идёт
политическая борьба. Местные власти естественно хотят иметь больше
средств на финансирование инфраструктуры.
2.2. Федеральные налоги.
Федеральные налоги - перечень, размеры ставок, объекты налогообложения,
плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в
бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на
всей ее территории.
Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий:
- налог на прибыль,
- акцизы на отдельные группы и виды товаров,
- налог на добавленную стоимость,
- налог на операции с ценными бумагами,
- подоходный налог с физических лиц,
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
- платежи за использование природных ресурсов,
- налоги в дорожные фонды,
- гербовый сбор,
- государственная пошлина,
- таможенная пошлина,
- сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их
основе слов и словосочетаний,
- специальный налог,
- транспортный налог.
Налог на добавленную стоимость
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной
стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и
определяемой как разница между стоимостью реализуемой продукции (товаров,
работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки
производства и обращения.
НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ,
услуг), который оплачивается конечным потребителем. Взимание налога
осуществляется методом частичных платежей на каждом этапе технической
цепочки производства и обращения товара. Налог равен разнице между налогом,
взимаемом при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие
компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет на вновь
созданную на предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную
цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно
связаны с фактическим оборотом материальных ценностей. Вся тяжесть налога
ложится на конечного потребителя. В соответствии с законом РФ “ О налоге на
добавленную стоимость” плательщиками НДС являются:
1) предприятия и организации, независимо от формы собственности и
ведомственной принадлежности, имеющие, согласно законодательству РФ, статус
юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями;
2) полные товарищества, реализуемые товары от своего имени;
3) индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские
хозяйства;
4) филиалы, отделения и другие особенные подразделения предприятий,
находящиеся на территории России;
5) международные объединения и иностранные юридические лица,
осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на
территории РФ.
Объектом налогообложения считаются обороты по реализации всех товаров,
как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также:
-обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для
собственного потребления, затраты, но которые не относятся на издержки
производства;
- обороты по реализации товаров без оплаты стоимости в обмен на другие
товары;
- обороты по передаче безвозмездной или частичной оплатой товаров
другими предприятиями или гражданами.
При реализации работ объектом налогообложения являются объемы
выполненных строительно-монтажных, научно-исследовательских, опытно-
конструкторских, технологических и других работ.
При реализации услуг объектом налогообложения является выручка,
полученная от оказания услуг:
- пассажирского и грузового транспорта;
- по сдаче в аренду имущества;
- связи, бытовых, жилищно-коммунальных;
- посреднических, связанных с поставкой товаров;
- физической культуры и спорта;
- по выполнению заказов предприятием торговли;
- рекламных;
- инновационных, а также по обработке данных и информационному
обеспечению.
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализованных
товаров, исчисляемая, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в
них НДС. При использовании внутри предприятия товаров собственного
производства не относятся издержки производства, затраты, по которым для
определения облагаемого оборота принимается стоимость таких аналогичных
товаров, исчисленная исходя из применяемых по ним ценам. При осуществлении
предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма
доходов, полученная в виде надбавок, вознаграждений.
У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при реализации
товаров определяется в виде разницы между ценами реализации и ценами, по
которым они оплачиваются поставщиками, включая сумму НДС. В облагаемый
оборот включены также суммы денежных средств, полученные предприятиями за
реализацию или товары в виде финансовой помощи, использование фондов
специального назначения или направления в счет увеличения прибыли.
В настоящее время установлены следующие льготы по НДС. От налога
освобождаются: экспортируемые товары, услуги городского пассажирского
транспорта, квартирная плата, стоимость приватизированного имущества,
арендная плата за арендные предприятия, операции по страхованию и ссудам;
операции по обращению валюты и ценных бумаг; продажа почтовых марок,
открыток, конвертов; выдача, получение и уступка патентов, авторских прав,
лицензий; услуги в сфере народного образования; научно-исследовательские
работы; платные медицинские услуги для населения; обороты казино;
ритуальные услуги; продукция собственного производства.
Система НДС предполагает 2 способа освобождения от налога:
1. Товары обладают правом вычета сумм налога, уплачиваемых поставщиком,
принимается либо в уменьшение сумм налога, исчисляемым по собственной
реализации, либо возмещается налоговым инспекциям на основе представленных
счетов.
А) цена реализации товара
Цена поставляемого надбавка
товара
НДС
НДС
Б) цена реализации товара НДС
с учетом льгот
надбавка
возмещается в уплату
предстоящих платежей
цена поставляемого или из
бюджета
товара без НДС
А, Б – освобождение от НДС товаров с правом вычета уплачиваемого
поставщиком налога с учетом льгот.
2. Освобождение от этого налога без предоставления права вычета
уплачиваемого поставщиком налога. Уплачивание суммы налога становится
фактором издержек производства (и обращения) и соответственно включается в
цену товара и услуг.
А) Цена реализации товара
НДС издержки прибыль
НДС с
материалов производства
обработанного
товара
А) Освобождение от НДС товаров без права вычета уплачиваемого
поставщиком налога без льгот.
Б) Цена товара с учетом льготного
налогообложения
Издержки производства
прибыль
Б) Освобождение от НДС товаров без права вычета уплачиваемого
поставщиком налога с учетом льгот.
С 1 января 1993 года действуют следующие ставки НДС:
10% по продовольственным товарам, товарам для детей по перечню,
утвержденному постановлением правительства РФ.
20% по всем остальным товарам, включая подакцизные продовольственные
товары.
При этом 75% ставки НДС платится в федеральный бюджет, а остальные 25%-
в городской бюджет.
Налог на прибыль предприятий.
Крупнейшим источником доходов государства остается налог на прибыль
предприятий и организаций. В нашей стране это основной прямой налог. Его
платят все предприятия и организации, в том числе и бюджетные учреждения,
если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.
Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная или
увеличенная в соответствии с положениями Закона РФ “ О налоге на прибыль
предприятий и организаций”. Валовая прибыль представляет собой суммы
прибыли (убытка) от реализации продукции, основных фондов, иного имущества
предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшаемых на сумму
расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции определяется
как разница между выручкой без НДС и акцизов и затратами на производство и
реализацию, включенными в себестоимость продукции предприятия и
организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли
из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы. При
определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества
учитывается превышение продажной цены над первоначальной или остаточной
стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.
В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы от
долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи в имущества в
аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.
В 1995 г. внесены новые уточнения, после чего законодательные органы
субъектов РФ не смогли устанавливать ставку налога на прибыль более 22%. В
РФ общая ставка налога составляет в настоящее время 35% (22+13). Более
высокие ставки применяются к банкам, биржам. При налогообложении существует
большое количество льгот. Льготируется основная деятельность
государственных предприятий связи и образовательных учреждений.
Ставка налога на прибыль уменьшается в два раза, если на предприятии
инвалиды и пенсионеры составляют не менее 70%. Значительные льготы
предоставляются малому бизнесу. При введении в действие закона было
предусмотрено в первые два года после регистрации освобождение от налога
малых предприятий, если выручка превышает 70% общей суммы выручки от
реализации продукта.
В 1996 г. вступил в силу закон РФ «Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства». Применение упрощений системы для организаций
предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, республиканских и
местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по
результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих
упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты таможенных
пошлин, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств,
лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные
фонды.
Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система предлагает
замену уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской
деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Применить упрощенную систему имеют право организации, численность которых
не превышает 15 человек. Объектом обложения единым налогом устанавливаются
совокупный доход или валовая выручка. Под действие упрощенной системы не
попадают организации, занятые производством подакцизной продукции,
организации, созданные на основе ликвидированных структурных подразделений
действующих предприятий. Не относятся к малому бизнесу кредитные и
страховые организации, инвестиционные фонды, профессиональные участники
рынка ценных бумаг.
2.3. Республиканские налоги.
Республиканские налоги – законодательными актами РФ устанавливаются
средние или предельные размеры налогов, но их конкретные ставки
определяются законами республик или региональными органами государственной
власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное
не будет установлено законодательными актами РФ.
Перечень республиканских налогов:
- налог на имущество предприятий,
- лесной налог,
- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из
водохозяйственных систем,
- целевой сбор на нужды образовательных учреждений,
- сбор на регистрацию предприятий.
Налог на имущество
Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ,
иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в
собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные
строения, а также транспортные средства, за исключением автомобилей,
мотоциклов и других самоходных машин.
Налог на имущество граждан исчисляется налоговым органом по месту
нахождения объектов налогообложения, при этом выписывается платежное
извещение, которое вручается плательщику налога.
За имущество, не имеющее собственника или учитываемое налоговыми
службами как бесхозное, налог не взимается.
За строения, помещения, находящихся в общей долевой собственности
нескольких граждан, налог на имущество уплачивается каждым из этих граждан
соразмерно его доле. За транспортное средство, находящееся в собственности
нескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которого
зарегистрировано это транспортное средство. Налог на имущество уплачивается
независимо от того, эксплуатируется имущество или нет. Налоги на имущество
зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта
обложения. Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается
гражданами ежегодно по ставке, установленной местными органами
законодательной власти, но не более 0,1% от их инвентаризационной
стоимости, а в случае, если таковая не определилась, - от определяемой для
расчета суммы по государственному обязательному страхованию, исходя из
оценки по состоянию на 1 января каждого года.
Налог на транспортные средства взимается ежегодно в зависимости от
мощности двигателя. Он исчисляется ежегодно, по состоянию на 1 января на
основании сведений, предоставляемых в налоговые органы государственными
инспекциями по маломерным судам и другим организациям, осуществляющими
регистрацию транспортных средств. При переходе прав собственности на
транспортное средство от одного собственника к другому, в течение
календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1
января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право
собственности на указанное имущество, а новым собственником, начиная с
месяца, в котором у него возникло право собственности.
Уплата налогов производится равными долями в два срока – не позднее 15
сентября и 15 ноября. За просрочку платежей налогов гражданами, начисляется
пеня в установленном размере с сумм недоимки за каждый день просрочки. В
случае несвоевременной уплаты налогов к виновным в этом гражданам
применяются меры, установленные для взыскания не внесенных в срок налогов и
налоговых платежей, в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Местные налоги.
Местные налоги и сборы взимаются по решению органов власти
различных уровней, они сами определяют введение налогов на своей
территории. Для части налогов определяются предельные ставки.
Современное бюджетное устройство РФ предусматривает высокую степень
самостоятельности субъектов Федерации и местных органов власти в
формировании доходной части региональных и местных бюджетов и расходовании
финансовых ресурсов.
В 1992 году законом «Об основах налоговой системы в РФ» были
установлены полномочия соответствующих представительных органов на введение
21 вида местных налогов. В следующем году в связи с принятием закона РФ от
22 декабря 1992 года «О внесении дополнений в отдельные законы РФ о
налогах» общее количество видов местных налогов достигло 23. При этом три
налога носят обязательный характер и взимаются на всей территории РФ. Это
налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Также в
перечень местных налогов входят:
- курортный сбор,
- сборы на содержание милиции, благоустройство,
- налог с владельцев собак,
- налог за право пользования местной символикой,
- сбор с биржевых сделок,
- налог за право торговли вино-водочными изделиями и др..
Наличие разветвленной сети местных налогов соответствует мировой
практике. В развитых странах с экономикой рыночной ориентации налоги можно
квалифицировать следующим образом:
1. Собственные налоги, которые устанавливаются местными органами власти и
взимаются лишь на данной территории. Основное место среди них занимает
налог на имущество. Из остальных можно отметить поземельные налоги,
промысловые, налоги на сделки, налог с продаж.
2. Надбавки к федеральным налогам в пользу местных бюджетов.
3. Налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставленные на данной
территории.
4. Налоги, определяющие политику местных органов управления. Прежде всего,
это экологические налоги, не преследующие фискальных целей, а
ориентирующие предпринимателей на выбор определенных способов ведения
хозяйства.
Основными доходными частями местных бюджетов являются отчисления от
федеральных налогов. Это положение естественно для современной экономики и,
вероятнее всего, сохранится в обозримом будущем.
Налог на рекламу
Естественно, что в каждом регионе России есть свой подход к местным
налогам. В качестве примера приведем положение дел в Москве. В числе
местных налогов введен налог на рекламу. После того, как было принято
соответствующее решение, Государственная налоговая инспекция по г. Москве
разработала и опубликовала инструкцию «О порядке исчисления и уплаты налога
на рекламу в г. Москве». Установлено, что рекламой является любая форма
публичного представления товаров, работ, услуг через средства
распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески,
объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органов
государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций.
Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города
предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц: филиалы и
подразделения организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный или иной
счет; иностранные юридические лица. Объектом налогообложения служит
стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы
собственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% от величины
фактических затрат на рекламу, то есть максимально разрешенная
законодательством. Расчет налога представляется налоговой инспекцией
ежеквартально.
Плата за землю
Использование земли в России является платежным. Формами платы за землю
являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным
налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для
покупки и выкупа земельных участков, а также получения под залог земли
банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия,
объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, которым
предоставлена земля в собственность, владение или аренду на территории РФ.
Объектами налогообложения земельным налогом и взимания арендной платы
являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.
Земельный налог взимается в расчете за год с облагаемой налогом
земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим
лицам и гражданам. Если земельный участок, обслуживающий строения,
находится в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан,
то по каждой части такого участка земельный налог исчисляется отдельно. За
земельные участки, обслуживающие строения, которые находятся в общей
собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог
исчисляется каждому из этих собственников, соразмерно их доле на эти
строения.
Местные органы власти имеют право понижать ставки и устанавливать
льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для
отдельных плательщиков. Земельный налог и арендная плата не взимаются с
юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии
сельскохозяйственного освоения. Льготы, установленные местными органами
государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога,
остающихся в их распоряжении. В случае возникновения в течение года у
плательщиков права на льготу по земельному налогу, они освобождаются от
указанного платежа, начиная с того месяца, в котором возникло право и по
истечении последующего срока уплаты налога.
Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется, исходя из
площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок
земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных
участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер
земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по
этим земельным участкам. Налог за часть площади земельного участка сверх
установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.
Налог за земли, занятые жилищным фондом в городах и поселках городского
типа, исчисляется с юридических лиц и граждан в размере 3% ставки
земельного налога.
Налог за земли под дачные участки кооперативам и индивидуальным
гражданам в границах города, поселковой черты исчисляется в размере 3%
ставки земельного налога. Налог за часть площади данных участков,
индивидуальных и кооперативных гаражей, расположенных в городе и рабочих
поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы
исчисляется в размере 15%, а свыше двойной нормы – по полным ставкам
земельного налога, установленным для городских земель.
Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с
месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет
плательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию на 1
июня. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями
в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога,
привлекаются к обложению не более, чем за два предшествующих года. За такой
же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. В
этих случаях допущенное исчисление суммы налога, уплачивается в следующие
сроки: суммы, причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся
до конца сроки платежей, но с тем, чтобы за уплату соответствующей суммы
плательщику было предоставлено не менее 15 дней с момента вручения
платежного извещения на доплату налога; суммы, начисленные за текущий год
по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, - равными
долями в два года, - равными долями в два срока уплаты.
2.5. Налоговое планирование.
Налоговое планирование – это использование физическими и
юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в
рамках действующих законов.
Во-первых, большое значение с точки зрения налогообложения
имеет оптимальный выбор организационно-правовой формы и внутренней
структуры компании. В нашей стране есть возможность получать
налоговые льготы, пользуясь статусом малых и средних предприятий,
недавно созданных компаний, предприятий по производству, переработке и
реализации сельскохозяйственных продуктов. В ряде случаев
целесообразно оформить предпринимательскую деятельность не на
юридическое лицо, а на гражданина, так как ставка налога на доходы
физического лица меньше.
Второе направление – это выбор места для размещения или
регистрации фирмы с точки зрения уровня налогообложения. Во всём
мире существуют свободные экономические зоны – территории, где
иностранные и отечественные фирмы пользуются налоговыми льготами.
Логическим развитием свободных экономических зон в мировой экономике
являются оффшорные центры. Это территории или целые государства,
заинтересованные в регистрации у них иностранных компаний и ради
этого гарантирующие особенно низкие налоговые ставки и отсутствие
жёсткого контроля за иностранными капиталами. Оффшорная компания
может быть создана только иностранным резидентом и не имеет право
осуществлять какую-либо деятельность на территории той страны, где
она зарегистрирована. В оффшорных зонах регистрируются российские
фирмы, участвующие в торговле, транспорте, движении капитала в
мировом масштабе.
Третье направление – тщательное исследование и использование
действующих налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой
финансовой деятельностью предприятия. Финансисты компании должны
блестяще знать и постоянно следить за изменениями налоговых
стимулов.
Четвёртое направление – это способы использования прибыли для
максимального уменьшения налоговых обязательств. Если предприятие
использует прибыль на техническое перевооружение, реконструкцию
производства, научные исследования, то оно пользуется налоговыми
льготами.
Глава III
Проблемы налоговой системы РФ
и пути ее совершенствования
Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не
является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она
связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает
экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-
экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет
характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе
с тем формирование налоговой системы России осложнилось последствиями
командно-административной системы управления. Формирование рыночных
отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной
налоговой системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой
рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает
исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной
связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.
Фундамент новой налоговой системы был заложен еще в 1992 году в
результате реформы. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда
действующих налогов, созданию равных условий деятельности для всех видов
хозяйств, независимо от формы собственности, превращению налогов в стимул
производственной деятельности. В то же время налоговая система призвана
препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не
заинтересовано.
Налоговая реформа 1992 года отражала условия функционирования
отечественной экономики того периода. Во-первых, она объективно
соответствовала условиям высокой инфляции. В результате в налоговой системе
неосуществимыми являются такие налоги, как налог на землю, на капитал;
относительно узкая база налогообложения, завышены льготы предприятиям. Во-
вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа не
смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как
основные принципы функционирования налоговой системы и налоговой службы
сложились еще в недрах административно-командной экономики.
Слабый контроль за сбором налогов создает возможности для уклонения от
уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но и
стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также
способствует развитию криминогенного предпринимательства. По оценкам
экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Не
дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не
способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства
и, следовательно, росту производительности труда. В-третьих, недостаток
нашей налоговой системы – это ее усложненность. На сегодня в России
насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость
налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов
к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится
платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и
регистрируется порядок уплаты данного налога. В-четвертых, не способствует
эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия
государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях,
когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная
предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает
ненадежным экономическим партнером.
Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного
законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы,
процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и
законодательной властей.
Действительно, налоговая система противоречива, она страдает рядом
принципиальных изъянов, каждый из которых подлежит анализу, необходимому
для обоснования соответствующих реформационных мер.
Рассмотрим эти недостатки налоговой системы и постараемся их
проанализировать.
1. Система создает два различных налоговых режима. Первый – финансовый
прессинг – для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве
кормильцев мира; второй – сравнительно льготный – для физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность.
2. Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской
деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами,
такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть,
вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и
экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на
инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы,
стимулирует рост теневой экономики.
3. Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными
стабильными и значительными источниками финансирования при существенном
усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.
4. Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже
того, использование метода учета производства продукции и дохода по
поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий
не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет,
а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих
средств.
5. Слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения.
6. Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное
положение.
Перечень задач в налоговой политике
Анализ президентских посланий федеральному собранию РФ за 1994, 1995,
1996 года, а также послания Президента России Правительству РФ о бюджетной
политике в 1996 году выявляет весьма содержательный и обширный перечень
задач в области налоговой реформы и налоговой политики. Представим ключевые
позиции этого перечня:
1. Полная регламентация взаимоотношений между государством и
налогоплательщиком, исключающая введение налогов не иначе как в
соответствии с законодательными актами.
2. Непротиворечивость и стабильность в течение финансового года налоговой
системы, ее простота и доступность для освоения налогоплательщиками и
сотрудниками налоговых органов.
3. Недопущение налогового произвола и расширение прав налогоплательщиков.
4. Сокращение числа налогов и существенное упрощение процедур их взимания.
5. Общее снижение налогового бремени.
6. Высокоэффективность налоговых изменений для экономики в целом.
7. Поддержка производителей, особенно работающих на потребительских рынках.
8. Самофинасирование экспортно-ориентированных отраслей.
9. Существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и
инновационной деятельности.
10. Превращение амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы.
11. Перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и
недвижимости, повышение роли имущественного и земельного налогообложения
в качестве доходного источника региональных и местных бюджетов, а также
усиление значимости ресурсных платежей.
12. Ужесточение финансовых санкций против загрязнителей окружающей среды,
не подрывающей, однако, конкурентоспособность отечественной продукции на
мировом рынке.
13. Обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней.
14. Наделение органов местного самоуправления твердыми источниками доходов.
15. Более справедливое распределение доходов; рост доли налогов, взимаемых
с высокообеспеченных граждан; ослабление бремени налогообложения людей с
низкими доходами; ликвидация льгот по уплате подоходного налога,
позволяющих высокооплачевыемым гражданам выводить значительную часть
своих доходов из-под налогообложения.
16. Расширение использования механизма инвестиционного налогового
кредитования.
17. Радикальное сокращение количества налоговых льгот с упразднением
индивидуальных льгот.
18. Полная и окончательная ликвидация непредусмотренных законодательством
таможенных льгот, наносящих ущерб интересам национального производства.
19. Введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и
невыгодность уклонения от налоговых платежей.
20. Своевременное перечисление коммерческими банками платежей в бюджет.
Ясно, что нынешний налоговый механизм ни одну из этих задач реализовать
не способен. Тем более, настоятельной является необходимость ускорения
принятия ситемно-воплощающего и законодательно-закрепляющего их налогового
кодекса РФ. Подписанный в начале мая президентский указ № 605 «Об основных
направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и
платежной дисциплины», как представляется, может рассматриваться в качестве
неплохого «конспекта» этого готовящегося фундаментального законодательного
акта, призванного ускорить эффективное реформирование финансовой системы
России.
Пути совершенствования налоговой системы
Опыт России подтверждает закономерность, наблюдаемую в большинстве
стран с переходной экономикой, которая заключается в падении уровня
налоговых изъятий в первые годы после ликвидации командно-иерархичной
экономики с 40-43% ВВП до значений равных примерно 30-35% ВВП. Это
объясняется такими факторами, как высокая инфляция, кризис взаимной
задолженности предприятий, увеличение их задолженности бюджету, падение
традиционно высокой налоговой дисциплины в секторе бывших государственных
предприятий, рост частного сектора, характеризующегося отсутствием традиций
добросовестной уплаты налогов, а также сферы услуг, в которой степень
собираемости налогов меньше, чем в сфере производства. Достигнутого
сокращения государственных расходов явно недостаточно для преодоления
кризиса. Кроме того, не удалось обеспечить рационального использования
бюджетных средств: расходы на социальные цели в настоящее время ниже, а на
народное хозяйство, оборону, государственное управление выше уровня,
необходимого для экономической и социальной стабильности. Тем не менее, в
перспективе бюджет не имеет значительных резервов снижения расходов и
возможностей их структуры.
Таким образом, выход из бюджетного кризиса может быть найден только
путем увеличения доходов бюджета. Учитывая тяжелое финансовое положение,
основным массам отечественных товаропроизводителей такой путь может
показаться далеко не бесспорным. Дело в том, что сбор налогов в объемах
больших, чем 34-36% ВВП, в переходной экономике является невыгодной
задачей: увеличение налогового бремени, усиление темпов уклонения от
налогов. Кроме того, высокие налоги уменьшают ресурсы экономических
агентов. Такая важнейшая среднесрочная цель преобразований заключается
именно в снижении, а не в увеличении налогового бремени. В каждый момент
времени понижение налогов должно сопровождаться снижением государственных
расходов, возможности для которых в настоящее время отсутствуют. Таким
образом, проблема в том, что для создания условий устойчивого роста,
предпосылкой является понижение налогового бремени, но необходимость
финансирования расходов государства противоречит этой цели.
Ряд экономистов предлагает снизить налоги, невзирая на возникновение
дефицита средств на финансирование бюджетных расходов, аргументируя это
тем, что дефицит будет краткосрочным, так как сокращение налогов создаст
стимулы для быстрого экономического развития, что увеличит поступление
налогов в бюджет. Подобное мнение представляется малообоснованным.
При понижении налогов без уменьшения расходов оживление экономики не
произойдет, так как сразу возросший дефицит государственного бюджета
потребует финансирования. Серьезное увеличение иностранных займов вряд ли
реализуемо при весьма значительном объеме государственного внешнего долга.
Существенное повышение объема внутренних займов за счет сбережений
экономических объектов, во-первых, ведет к росту расходов на обслуживание
долга и при больших масштабах к скатыванию государственных финансов в
долговую ловушку, во-вторых, уменьшает возможности для частных инвестиций и
это противоречит первоначальной цели оживления экономики.
Чтобы предложить пути выхода из создавшегося положения, когда с одной
стороны, всем очевидна необходимость снижения налогового бремени, а с
другой – возможностей такого снижения вроде бы нет, рассмотрим ситуацию в
налоговой сфере.
В Росси с начала 90-х доля НДС в налоговых поступлениях падает. Это
объясняется как снижением ставки НДС, так и уменьшением уровня
собирательности налога. В последние годы величина поступлений НДС и
подоходного налога в России была значительно ниже, чем в большинстве
развитых стран. Это объясняется гораздо более низкой долей денежных доходов
населения в ВВП. Оценка ситуации показывает, что налоговая система России
не является чрезмерно жесткой, уровень налогообложения не слишком велик и
не очень значительно превышает средний показатель в странах с аналогичным
экономическим развитием.
В экономической литературе сложились две точки зрения на процесс
совершенствования налоговой системы в России. Одни экономисты предлагают
коренную ломку старой налоговой системы и создание новой: другие считают,
что сложившаяся в стране трехуровневая налоговая система должна быть
усовершенствована путем устранения недостатков.
Налоговая система России плохо увязана с развитием экономики и
деятельностью непосредственных субъектов – предприятий. Она развивается
сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по
себе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятия
заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого
налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому
способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободном
ценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших составляющих
оптимизации налоговой системы Росси выступает резкое усиление ее
стимулирующего воздействия на экономику.
В Росси доля налоговых изъятий на прибыль не слишком велика – по
наиболее умеренным оценкам – 64%, по оценкам самих предпринимателей – 80-
90%. По международным стандартам долей налоговых изъятий из прибылей
считается 1/3. Изъятия же свыше 50% прибыли разрушают всякий
производственный стимул. Таким образом, в результате неразумной налоговой
политики уже в ближайшее время потребуются огромные инвестиции производства
на его перевооружение.
Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его
рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит от
массы произведенной продукции. Весь мировой опыт свидетельствует о том,
что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться,
иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к производственной и иной
деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Такая сегодняшняя
близость к критической точке налоговых изъятий заставляет всесторонне
анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налога.
Необходимо снизить реальные изъятия из прибыли предпринимательства хотя
бы до уровня 50% или, как оптимум, до размеров собственного налога на
прибыль, то есть 35%.
Преобразования по НДС необходимы по следующим причинам. Налоговая
система не России не учитывает монопольность ценообразования. Это
обуславливает ее информационный характер. Отсюда постоянный рост доли
косвенных налогов, что свидетельствует о неблагополучии налоговой системы.
Причем ненормальной, с точки зрения самих косвенных налогов является и их
структура. Здесь речь идет о весьма высоком удельном весе в налоговых
поступлениях НДС (более 1/5 этих поступлений) и наоборот, более низкой доли
акцизов (около 4% всех налоговых поступлений), что в два-три раза ниже, чем
в развитых странах.
В России базой НДС является не только прибыль и зарплата, но и
амортизация отчислений. В базу этого налога также включают акциз и
таможенные пошлины, которые никакого отношения к созданной (добавленной)
стоимости не имеют. По сути, одним налогом (НДС) облагается другой
налоговый платеж акциз. Вследствие всего этого НДС практически превращается
в налог с продаж, выступающий в условиях монополистического рынка в
качестве элемента цены на товар и косвенного налога, многократно
увеличивающего цену. Таким образом, если выпустить «налоговый воздух» из
цены, то она снизилась бы в 3-5 раз. Это в первую очередь относится к
товарам, облагаемым акцизом.
Так целесообразно отказаться от НДС. Данный налог в существующем виде
является чисто монетаристской мерой пополнения казны бюджета. Наша
налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере
роста цен. Необходимо уменьшить ставку НДС до 8-12% налоговых ставок, а
также изменить методологию его построения – из налоговой базы убрать
элементы, не образующие добавленную стоимость.
Потребуется также широкая дифференциация налоговых ставок, чтобы
избежать налогообложения социально значимых товаров первой необходимости.
Однако, сокращая ставки налогов, необходимо помнить о состоянии доходной
части бюджета и об альтернативных источниках компенсации налоговых потерь.
Один из них – расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных и
неоправданных налоговых льгот. Общая сумма существующих налоговых льгот
достигает примерно двухсот. Это нарушает принцип справедливости налоговой
системы, так как льготы для одних неизбежно означают дополнительное бремя
для других.
Компенсация потери бюджета в результате снижения ставок НДС на прибыль
возможно и за счет других источников. Например, за счет увеличения налогов
на собственность и имущество, рентных платежей за природные ресурсы,
использования лицензионных платежей.
Важно развивать сотрудничество с правительствами различных
государств в области налоговой политики. Необходимость такого
сотрудничества коренится в интенсификации хозяйственных связей,
развитии экономической интеграции и вытекающем отсюда обеспечении
равных условий конкуренции на мировых рынках.
Заключение
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в
отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность
соответствующих уровней управления – федерального и территориального – в
вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов предусмотренных
законодательством, как дополнение перечня действующих федеральных налогов,
позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды
доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано
к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность,
запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий
плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение
научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий и
увеличение выпуска товаров народного потребления.
Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к
мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных
инвестиций.
Мировой опыт свидетельствует, налоговое законодательство – не застывшая
схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным
процессам, рынку.
Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление
правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть
направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных
плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании
собственных средств и во внесении их в собственное дело.
Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с
механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги
различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей.
Очевидно, совершенствование налоговой системы будет продолжаться.
Список использованной литературы:
1. Булатов А.С. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория».
М.,1997.
2. Дробозина А.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М., 1997.
3. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её
совершенствования // Финансы -1997 - № 4.
4. Жевакин С.М. Общие проблемы налоговой системы РФ // Государство и
право -1995 - №1.
5. Карбушев Т.И., Зимин В.Н. Совершенствование налоговой системы России
// ЭКО – 1997 - № 2.
6. Ковалёва А.Н. Финансы. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика,
1996.
7. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону, 1996.
8. Петкова Н. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс //
Российский экономический журнал - 1996 - № 5-6.
9. Рубиенко Н. Особенности национальной налоговой системы в
пореформенный период // Эксперт - 1997 - №1.
10. Сажина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать //
Финансы - 1996 - № 7.
11. Сидельников С. Пути совершенствования налоговой системы // Проблемы
теории и практики управления -1996- № 5.
12. Филлипов Н.И. Основы экономической теории. Екатеринбург,1998.
13. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие для студентов ВУЗов по
направлению «Экономика». III изд.:Финансы и статистика, М., 1997.
14. Налоговый Кодекс РФ. I часть. М., 1999.
-----------------------
[1] Дефляция – это целенаправленное относительное сокращение избыточной
денежной массы, проводимое производством, путем увеличения налогов,
повышения учетной ставки, продажи государственных ценных бумаг и т.д.