Налоговая система Украины
Налоговая система Украины
План КОНТРОЛЬНОйЇРаБОТЫ
1. Основные обязанности налогоплательщиков 3
2. Классификация налоговых ставок 5
3. Порядок расчета и уплаты акцизного сбора 7
4. Понятие «двойное налогообложение» 8
5. Задача 11
6. Литература 12
1. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Обязанности налогоплательщика устанавливаются только совокупностью
элементов закона о налоге. Можно выделить существенные и факультативные
элементы закона о налоге.
Существенными элементами закона о налоге являются те элементы, без
которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться
определенными. К ним относятся: налогоплательщик (субъект налога), объект
налога, предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой базы,
налоговый период, единица налогообложения, налоговая ставка и метод
налогообложения, порядок исчисления налога, отчетный период, сроки уплаты
налога, способы и порядок уплаты налога.
Факультативными элементами закона о налоге могут считаться те,
отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового
обязательства, однако существенно снижает гарантии надлежащего исполнения
этого обязательства. К ним относятся: порядок удержания и возврата
неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые
правоотношения, налоговые льготы.
Установить элемент закона о налоге - значит принять (утвердить,
узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового
обязательства или способа его исполнения. Определить элемент закона о
налоге - значит описать фактическую сторону элемента, выделить его из
прочих сходных явлений (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо
признаков, данных.
Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая
обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
С понятием "субъект налогообложения" тесно связано понятие "носитель
налога" - лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге.
Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта
налогообложения. Однако, от имени налогоплательщика налог может быть
уплачен и иным лицом (представителем).
Налогоплательщики обязаны:
. уплачивать законно установленные налоги;
. встать на учет в органах Государственной налоговой службы Украины;
. вести в установленном порядке бухгалтерский учет и вносить исправления в
отчетность;
. предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке
налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
. предоставлять налоговым органам и их должностным лицам документы,
необходимые для исчисления и уплаты налогов;
. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных
нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать
законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении
ими своих служебных обязанностей;
. предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в
случаях и порядке, предусмотренном Законом Украины;
. в течение установленного срока обеспечивать сохранность данных
бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и
уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для
организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные)
налоги;
. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и
сборах.
Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели -
помимо обязанностей, предусмотренных ст.9 Закона Украины от 2 февраля 1994
года, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:
. об открытии или закрытии счетов;
. обо всех случаях участия в украинских и иностранных организациях;
. обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Украины, -
в 20-дневный срок после включения в ЕГРПО Украины;
. о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности
(банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней
со дня принятия такого решения;
. об изменении своего места нахождения.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СТАВОК
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах
государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и
взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся:
а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом
возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое
бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и
б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог
(заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и
т.д.);
г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину
налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной
площади, единица измерения товара и т.д.).
Налоговая ставка – это законодательно установленный размер налога на
единицу обложения. Существуют два подхода к установлению налоговых ставок:
универсальный и дифференцированный. При универсальном - устанавливается
единая для всех плательщиков ставка, при дифференцированном – несколько.
Дифференциация ставок может происходить в двух направлениях. Первое – в
разрезе плательщиков, когда для большинства плательщиков выделяется
основная ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдельных
плательщиков. Второе – в разрезе разных характеристик и оценок объекта
налогообложения. Цель установления как единых, так и дифференцированных
ставок одна – создание или одинаковых, или разных условий налогообложения
для всех плательщиков.
Различают фиксированные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки.
1. Фиксированные ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу
обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или
газа).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к
объекту налога без учета дифференциации его величины (например,
действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере
13 %) .
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по
мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения
налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но
и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по
мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную
сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при
увеличении доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя
которых наиболее сильно давит на лица с большими доходами, регрессивные
налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам,
обладающим незначительными доходами.
3. Порядок расчета и уплаты акцизного сбора
Акцизный сбор – это косвенный налог, который устанавливается на
высокорентабельные и монопольные товары и включается в их цену.
Налогоплательщиками в бюджет являются субъекты предпринимательской
деятельности – производители или импортеры подакцизных товаров.
Объектами налогообложения являются:
1) оборот по реализации произведенных в Украине подакцизных товаров.
При этом оборотом от реализации является продажа, обмен на другие товары,
бесплатная передача. В налогооблагаемый оборот включается реализация
товаров для собственного потребления, промышленной переработки, а также для
собственных работников;
2) обороты по реализации конфискованного и бесхозного или заложенного
имущества;
3) таможенная стоимость импортных товаров, приобретенных за иностранную
валюту, в порядке товарообменных операций, полученных без оплаты;
Плательщиками акцизного сбора в бюджет является несколько видов
субъектов предпринимательской деятельности:
1) Предприятия, организации, учреждения как юридические лица, которые
находятся на территории Украины и имеют счета в банках.
2) Международные объединения, включая международные неправительственные
организации, иностранные юридические лица и граждане, которые имеют
расчетные счета в банках Украины.
3) Граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью без
создания юридического лица.
Акцизный сбор исчисляется по ставкам, которые определяются в двух
вариантах:
. в фиксированных ставках (суммах) на единицу реализованных, завезенных,
переданных товаров;
. в процентах с оборота по реализации (передаче) товаров.
Фиксированные ставки акцизного сбора установлены в евро на единицу
реализованных товаров.
Сроки уплаты акцизного сбора в бюджет зависят от вида подакцизных
товаров, суммы налога, вида деятельности хозяйствующего субъекта.
Отрицательное влияние налога "акцизный сбор" на финансово-хозяйственную
деятельность предприятий имеет место тогда, когда установление косвенных
налогов влечет за собой повышение цен, ограничивает объем производства и
реализации товаров, приводит к накоплению нереализованных товаров.
Взимание акцизного сбора предполагает решение финансовых проблем
государства за счет обеспеченных слоев населения. Оно смягчает
регрессивность налогов на потребление в целом. Перечень товаров, по которым
взимается этот налог, в основном отвечает этой цели. Исключение составляют
алкогольные и табачные изделия. Включение их в объект налогообложения
акцизным сбором обусловлено прежде всего очень высокой рентабельностью этих
товаров. При отсутствии налога их производители получали бы сверхвысокие
доходы.
4. Понятие «двойное налогообложение»
В случае ведения международной торговли правительства обеих торгующих
сторон могут пожелать взимать налог с доходов от этой торговли.
Международное двойное налогообложение – это налогообложение одного и
того же объекта (дохода, имущества, сделки и т.д.) в один и тот же период
времени аналогичными видами налогов в двух, или более странах.
Потенциальное двойное налогообложение возникает потому, что одна страна
претендует на право налогообложения на основании факта проживания (или
гражданства) налогоплательщика, а другая — на основании места получения
дохода. Двойное налогообложение может также возникать, когда обе страны
утверждают, что налогоплательщик является их резидентом, либо когда каждая
из двух стран утверждает, что доход получен именно в ней.
Статья 18, регулирующая устранение двойного налогообложения,
засчитывает сумму дохода, полученную за границей в общую сумму дохода,
который подлежит налогообложению на Украине, и засчитывается при
определении размера налога. При этом размер засчитанных сумм не может
превышать сумму налога, подлежащего к уплате в Украине. При этом
обязательно письменное подтверждение налогового органа соответствующего
иностранного государства о факте уплаты налога и наличии международных
договоров об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения
от уплаты налога.
Вопрос двойного налогообложения возникает в нескольких случаях:
1. При налогообложении доходов, получаемых нерезидентами за границей. В
данной ситуации разрешение противоречия возможно в рамках специальных
международных соглашений, в соответствии с которыми налогообложение
происходит в одном из государств. Либо регулируется в рамках
национального законодательства. Суммы налогов на прибыль или доходы,
полученные за пределами территории, засчитываются при уплате ими налогов
с прибыли или дохода в Украине.
2. При смешанном порядке уплаты налога. Подобная ситуация возникает при
налогообложении лиц, которые уплачивают налог и подают декларацию о
доходах в разных местах.
3. При налогообложении распределяемой части прибыли предприятий. Проблема
заключается в том, что прибыль, подлежащая распределению, облагается
налогом два раза: первый – при начислении налога на прибыль (доход)
предприятия; второй – при налогообложении дивидендов. Такой механизм
подрывает стимулы к росту прибыли или ее распределенной части. В данном
случае возможно использование различных ставок для распределенной и
нераспределенной прибыли, полное или частичное освобождение от
налогообложения дивидендов или распределенной прибыли.
5. ЗАДАЧА
Определить сумму НДС, который подлежит уплате в бюджет, или сумму
бюджетного возмещения, при следующих условиях:
1) отгружено продукции по контракту №1 на сумму 5000 грн. (с НДС) с оплатой
в отчетном квартале;
2) перечислено поставщику за полученную в отчетном квартале продукцию 1200
грн. (с НДС);
3) получена предоплата по экспортному контракту – 7000 грн;
4) отгружено продукции по бартерному контракту на сумму 200 тыс. грн.
Встречная поставка в отчетном квартале 180 тыс. грн.
Решение:
НДС = НДС - НДС
в бюджет полученный
уплаченный
НДС = [pic]грн.
полученный
НДС = [pic]грн.
уплаченный
НДС = [pic]грн.
в бюджет
Ответ: сумма бюджетного возмещения составляет 3966,67 грн.
6. ЛИТЕРАТУРА
1. Кучерявенко Н.П. Основы налогового права. – Харьков, Изд. Константа,
1996г.
2. В.М.Федосов, В.Ш.Опарін, В.О. П’ятаченко та ін. “Податкова система
України”. Підручник, К.-1994.
3. В.В.Буряковский, Б.Я.Кармазин, С.В.Каламбед “Налоги”, Пороги
Днепропетровск-1998.
4. С.Терехін “Фискальная политика Украины : под бременем пережитков
плановой экономики» // журнал «Финансовые риски», 1996, №3.
5. В.М.Опарін “Фінансова сістема, теоретичні засади та практичні аспекти її
розбудови в Україні”, журнал “Фінанси України” №9, 1998г.
6. Гридчина М.В., Вдовиченко Н.И., Калина А.В. Налоговая система Украины:
Учеб. Пособие. – К.: МАУП, 2000.
7. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. — М.: ЮНИТИ Будапешт:
COLPI, 1997.