Налоговые органы Украины

Налоговые органы Украины

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ

ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

Факультет заочної та дистанційної освіти

КУРСОВА РОБОТА

«ПОДАТКОВІ ОРГАНИ УКРАЇНИ»

Виконав: студент групи

ЗЮП-2002-03 (4)

Терещенко Р.В.

Науковий керівник:

Доц. Данількевич М.І.

Дніпропетровськ

2005

ПЛАН

Введение 3

1. История становления налоговых органов Украины 5

2.Система налоговых органов Украины 9

2.1.Функции и полномочия налоговых органов 10

2.2 Налоговые администрации 12

2.3.Налоговая милиция 14

3.Правовое регулирование деятельности налоговых органов Украины 17

Выводы 23

Приложение 1 24

Приложение 2 26

Приложение 3

30

Список использованных источников и литературы 31

ВВЕДЕНИЕ

Проблема налогов - одна из наиболее сложных и противоречивых в

мировой практике ведения народного хозяйства, т.к. налоги – основной

источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных

и других общегосударственных программ. Особенно актуальна эта проблема для

Украины и других стран СНГ, где формирование налоговых систем и налоговых

органов еще продолжается. Несовершенство налоговых механизмов ведет к тому,

что сокрытие налогов составляет более 50%, в то время, как в развитых

странах – не более 10-15%.

Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на

основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения

общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно

определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому

роль налогов вторична. Системы налогообложения и налоговых органов в разных

странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их

взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней

власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как

налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием

разных экономических, политических и социальных условий.

Одно из центральных мест в системе налогообложения любого государства,

в т.ч. и Украины, занимают налоговые органы. Поэтому целью данной работы

является анализ системы налоговых органов Украины. В числе задач настоящей

работы – рассмотреть историю становления налоговых органов Украины, их

систему, функции и полномочия, а также проанализировать вопросы правового

регулирования деятельности налоговых органов Украины.

В качестве источников были использованы монография проф.Кучерявенко

Н.П. «Налоговое право», учебное пособие под редакцией проф.Князева В.Г. и

проф. Черника Д.Г. «Налоговые системы зарубежных стран» и ряд сайтов, в

т.ч. органов государственной власти, в Интернете. Труд проф.Кучерявенко

Н.П. отличает фундаментальность, разностороннесть, однако ряд его положений

устаревает в связи с изменениями законодательной базы в последнее время.

Проф.Кучерявенко Н.П. также подробно рассматривает, кроме собственно

налоговых органов (в узком смысле) и условно (или формально) налоговые –

таможенные органы, Министерство финансов, Нацбанк Украины, госказначейство.

Книга Князева В.Г. изобилует фактическим и справочным материалом, однако

материал в ней недостаточно систематизирован, например, в главе об Испании

подробно расписана деятельность налоговых органов, чего нет совсем в других

главах. Также было бы интересно увидеть в ней и материалы о странах, в своё

время начинавших «с нуля»: Корее, Тайване, Балтийских государствах, странах

Восточной Европы.

Интернет-сайты позволили использовать в работе законодательную базу с

последними изменениями, готовящимися изменениями, а также материалы об

истории налоговых органов Украины, структуре налоговых администраций.

Цели и задачи определили структуру курсовой работы из введения, трех

глав основной части и заключения.

1. История становления налоговых органов Украины

Во все времена и во всех народов государственно организованное

общество не могло и не может обходиться без такого важного социального

института, как система налогообложения. Благодаря налогам государство имеет

возможность накапливать и сосредоточивать материально-финансовые ресурсы,

необходимые для ее функционирования: управление общественными делами,

поддержание общественного правопорядка, решение разнообразных социальных

проблем, в частности и области образования.

На территории Украины первые сведения об обязательных сборах с

населения относятся к 9 веку, когда здесь с местных жителей собиралась дань

в пользу соседнего Хазарского каганата. С образованием в 9 веке Русского

государства со столицей в Киеве дань собиралась уже киевскими князьями

методом «полюдья» при ежегодном объезде подконтрольных территорий князем с

дружиной.

На протяжении XIII века в различных княжествах проводятся переписи

населения с целью определения, как мы сейчас говорим налоговой базы и более

полного сбора дани. Так, в 1245 г. ордынцы проводят перепись населения

Великого киевского княжества. Собираемая на основе переписей дань

постепенно сосредоточивается в руках великого князя, т.к. именно русские

князья были сборщиками налогов, в т.ч. и для золотоордынских ханов. На

протяжении XIV – XV вв. со свободного населения помимо ордынской дани

взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну.

В период нахождения украинских земель в составе Великого Княжества

Литовского и Речи Посполитой (14-18 вв.) налоговые правоотношения

регулировались здесь в основном положениями Литовских Статутов и

Магдебургского права.

В 17-18 вв. основная часть Украины оказалась в составе Российской

империи. С этим периодом связано учреждение общероссийской Ближней

канцелярии, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и

ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и

расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться

каждый год. В 1704 г. был образован специальный штат "прибыльщиков", в

обязанность которых входило придумывание новых налогов.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было

территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии

делились на доли по 5536 дворов или около того, "как удобнее по расстоянию

места". В соответствии с количеством долей производилась разверстка по

губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел

городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших

меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно. На

созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего

распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же

указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Доносительство

было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Указом 12 декабря

1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия,

счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено

на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла

ежегодно генеральный экстракт, где "на одной странице все доходы кратко

означены, а на другой странице листа все расходы: також вкратце объявлены

быть имеют".

В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии

теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе

провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры,

ответственные за сбор казенных доходов.

Необходимо отметить, что в петровские времена количество налогов и их

величина значительно возрасли, что явилось следствием петровских реформ, не

всегда до конца продуманных, и его военных авантюр.

В России в разные периоды, начиная с XV века, существовали таможенные,

соляные и винные откупы. Откупы представляли собой специфическую модель

сбора налогов с населения, при которой государство передавало право на сбор

определенных налогов частным лицам – откупщикам. Наиболее широкое

распространение получили винные откупы в XVIII – XIX вв., фактически

представлявшие одну из возможных форм реализации государственной винной

монополии. Восстановленные в 30-х годах XIX века винные откупы

просуществовали до 1863 г., когда были заменены акцизами на алкогольную

продукцию.

В советские времена структура органов, занимающихся контролем

поступлений в бюджет, претерпела кардинальные изменения и затем

неоднократно менялась. К концу 80-х годов в составе Министерства финансов,

на которое были возложены вышеупомянутые функции, и его подразделений в

областях, районах, городах выделялись соответственно управления, отделы и

инспекции госдоходов, которые несли ответственность за соблюдение

действующего порядка взыскания бюджетных доходов и выполнение плана

поступлений платежей в бюджет. Но с течением времени стало понятно, что они

должны трансформироваться в более развитую структуру, поскольку этого

требовали процессы перестройки общества и экономики.

Совет Министров СССР был обеспокоен несовершенством системы контроля

за соблюдением законодательства о налогах, полноте и своевременности

внесения платежей в бюджет, слабой ответственностью предприятий,

организаций и населения за выполнение налоговых обязательств. Таким

образом, возникла настоятельная необходимость реорганизации финансовой

системы, результатом чего стало постановление Совета Министров СССР "О

государственной налоговой службе в составе Министерства финансов СССР" от

24 января 1990 года, во исполнение которой было принято и соответствующее

постановление Правительства УССР от 12 апреля 1990 года, о создании в

системе Минфина Государственной налоговой службы. В ее состав вошли Главная

государственная налоговая инспекция, а также госналогинспекции в областях,

районах и городах. История сегодняшней налоговой службы начинается именно

из этих исторически важных документов.

Поступления налогов в бюджеты всех уровней и в современной Украине

контролируются государственной налоговой службой.

Создание Государственной налоговой службы подсказала самая жизнь,

поскольку Украина стала на путь рыночных преобразований.

Первым руководителем главной ГНИ Украины был назначен Тентюк Виктор

Петрович. Под его непосредственным руководством подбирались руководители

областных налоговых служб, кандидатуры которых утверждались коллегией

Министерства финансов.

Следует отметить, что налоговые органы, хотя и были в 1990 году

выделены в отдельную государственную организацию, остались в структуре

Министерства финансов, которое не предоставляло им настоящей

самостоятельности так нужной для выполнения задач, поставленных

государством. Учитывая требования времени, необходимость достижения

мобильности службы, возможности вынесения быстрых взвешенных решений, 22

августа 1996 года появляется Указ Президента Украины о создании

Государственной налоговой администрации, которую возглавил Николай Янович

Азаров. Только после этого Указа налоговая служба получила стимулы для

дальнейшего развития, т.к. все условия для успешной работы были созданы.

До 1996 года документальные проверки проводили налоговые органы, а

процессуальное оформление налоговых преступлений для принятия санкций

возлагалось на специальные подразделения Управления внутренних дел. Работа

проводилась разрозненно, существовал разрыв в цепи доведения дел к

логическому правовому завершению. Назрела потребность иметь оперативную,

высокомобильную структуру - налоговую милицию, которая была создана Указом

Президента Украины Л.Д.Кучмы №1013/96 от 30 октября 1996 года. В составе

Государственной налоговой администрации Украины было образовано Главное

управление налоговой милиции.

Подразделения налоговой полиции с первого дня своего существования в

новой структуре активно включились в работу и доказали правильность

принятого решения. Значительно активизировалась борьба с "теневой"

экономикой, намного результативнее стали финансовые проверки после

привлечения к ним сотрудников налоговой полиции. Функции налоговой милиции

состоят из проведения оперативно-розыскной работы, проверки бухгалтерских

документов, раскрытия преступлений в налоговой сфере.

Приказом ГНА Украины от 9 августа 2001 года № 320 в составе

государственной налоговой службы Украины образован Департамент по вопросам

администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом

подакцизных товаров. Приказ выдан во исполнение Указа Президента Украины

"Об усилении государственного контроля за производством и оборотом спирта,

алкогольных напитков и табачных изделий" и на основании Постановления

Кабинета Министров Украины от 7 августа 2001 года № 940. В каждой области

Украины созданы Региональные управления Департамента, что позволило и в

областях сконцентрировать в одной государственной структуре все вопросы,

связанные с государственным регулированием и контролем на рынке алкоголя и

табака и других подакцизных товаров.

С целью дальнейшего внедрения в органах государственной налоговой

службы основных положений Концепции административной реформы в Украине,

организационного усовершенствования, рационального использования кадрового

ресурса на местном уровне, максимального удешевления функций государства в

вопросах сбора налогов и поэтапного внедрения проекта консолидации органов

государственной налоговой службы Украины, предусмотренного Стратегическим

планом развития ГНС на период до 2013 года, а также проектом "Программы

модернизации государственной налоговой службы Украины" и во исполнение

требований приказа ГНА Украины от 29.04.2004 года № 254 "Об утверждении

Программы реорганизации государственных налоговых инспекций с штатной

численностью до 70 единиц с 2004 года в составе органов государственной

налоговой службы в областях действуют:

- государственные налоговые администрации (областные),

- специализированные государственные налоговые инспекции;

- государственные налоговые инспекции в районах

- объединенные государственные налоговые инспекции

- межрайонные государственные налоговых инспекции

Стало ясно: от того, как будет работать налоговая администрация,

а в ее составе - налоговая милиция, много что зависит - развитие экономики,

социальной сферы, благосостояние граждан. Таким образом, в 1996 году была

создана единая налоговая структура.

2. Система налоговых органов

Государственная налоговая служба Украины создана как единая система

управления и контроля за соблюдением налогового законодательства, за

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в

соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей,

установленных законодательством. Налоговые инспекции есть в каждом районе,

в каждом городе областного подчинения. Они не зависят от других институтов

исполнительной власти на местах, но по некоторым вопросам (например, по

постановке на налоговый учет налогоплательщиков, регистрации

предпринимательской деятельности) работают в тесном взаимодействии с ними.

Спектр обязанностей налоговых инспекций довольно широкий — от постановки

налогоплательщиков на учет до выявления и принудительного взыскания неуплат

по налогам и сборам.

Государственное управление налогообложением и налоговый контроль как

часть государственного управления и финансового контроля вообще отличаются

от других форм управления и контроля тем, что их объектом являются

различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты

налогов. Государственные налоговые органы организуют работу и выполняют

основные функции по обеспечению полноты, правильности и своевременности

внесения налогов в бюджеты, предотвращению налоговых нарушений и

привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Государственная налоговая служба является единой системой органов

управления и контроля за соблюдением налогового законодательства. Основные

функции управления и контроля в налоговой сфере направлены на обеспечение

правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в

соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей,

установленных законодательством.

Вряд ли справедливо видеть главное содержание деятельности налоговых

органов в контроле или сборе налогов. Как правило, налоги уплачиваются

плательщиками самостоятельно и налоговые органы лишь управляют этим

процессом, контролируют его, поэтому непосредственно сбором они не

занимаются. Нельзя говорить и исключительно о контрольных функциях,

особенно когда речь идет о разработке форм отчетности, разъяснении

применения налогового законодательства. Правильнее определить содержание

деятельности органов как управление процессом поступления налогов и сборов

в бюджеты и целевые фонды.

Общей налоговой компетенцией наделены именно налоговые инспекции и

администрации, которые выступают уполномоченной стороной по поводу уплаты

(взыскания) налогов и сборов, осуществляющие налоговый контроль,

привлечение плательщиков к ответственности за осуществление налогового

правонарушения от лица государства.

Специальной налоговой компетенцией наделены несколько органов.

Налоговая милиция наделена специальными полномочиями в области

налогообложения, которые применяет в случае совершения преступлений,

административных правонарушений при уплате налогов; осуществляет защиту

работников налоговых органов и расследование случаев коррупции в системе

налоговых органов.

2.1.Функции и полномочия налоговых органов

Характеристике функций государственных налоговых органов посвящен

Закон Украины от 5 февраля 1998 года. Они дифференцируются в зависимости от

уровня налоговых органов. К ним относятся:

1. Учет налогоплательщиков.

2. Контроль за выполнением налогоплательщиками законодательства.

3. Обеспечение бухгалтерского учета.

4. Утверждение форм расчетов и отчетности.

5. Разработка направлений, форм и методов налоговых проверок и их

осуществление.

6. Применение мер ответственности к нарушителям законодательства о налогах.

Все права и обязанности, формирующие полномочия налоговых органов,

распределяются на две группы. Во-первых, это группа, которая

корреспондируется и согласуется с правами и обязанностями плательщиков

(обязанность давать информацию относительно налогообложения, связанная с

правом налогоплательщиков на такую информацию). Во-вторых, группа

самостоятельных прав и обязанностей, которые реализуются при взаимодействии

с другими органами или при наложении санкций. Очень важно закрепление

исчерпывающего перечня прав и обязанностей налоговых органов. Именно это

может ограничить противозаконное применение действий относительно

плательщиков налогов, а у последних создать уверенность в защите со стороны

государства, которое рассматривает налогоплательщика не как потенциального

правонарушителя, а как партнера.

Исходя из функций налоговых органов, можно выделить следующие группы

полномочий:

1) Полномочия по учету налогоплательщиков.

2)Полномочия по контролю за выполнением налогоплательщиками налогового

законодательства (например, проверка документов, связанных с исчислением и

уплатой налогов и других обязательных платежей на предприятиях, в

учреждениях, организациях любых форм собственности и любых организационно-

правовых форм, а также гражданами;

3) Полномочия налоговых органов по расчету окладных налогов (например,

требовать бесплатного предоставления информации, необходимой для исчисления

налогов, от органов, осуществляющих учет и оценку налогооблагаемого

имущества (ведение имущественных кадастров); требовать от органов,

осуществляющих юридически значимые действия, которые служат основанием для

привлечения плательщиков налогов к уплате налогов, бесплатного

своевременного предоставления информации об этих действиях, и т. п.);

4) Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и

других платежей.

5) Полномочия по применению мер, направленных на прекращение

(предотвращение) нарушений налогового законодательства (например,

прекращать операции предприятий и граждан по текущим и другим счетам в

банках и других финансово-кредитных учреждениях в случае непредоставления

или отказа предоставить государственным налоговым инспекциям и их

должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и

других документов, связанных с расчетом или уплатой налогов и других

обязательных платежей в бюджет, и т. п.);

6) Полномочия по применению мер по предотвращению или ликвидации убытков,

нанесенных плательщику налогов или бюджету (например, взимать недоимку по

налогам; проводить возврат или зачет в счет будущих платежей излишне

взысканной или уплаченной суммы налога, и т. п.);

7) Полномочия по применению мер ответственности к нарушителям налогового

законодательства (например, налагать административные взыскания, финансовые

санкции на юридические и физические лица и т. п.);

8) Полномочия по контролю выполнения субъектами предпринимательской

деятельности требований законодательства относительно наличного денежного

обращения (например, регистрировать контрольно-кассовые аппараты,

используемые при осуществлении денежных расчетов с населением; проверять

документы, связанные с применением контрольно-кассовых аппаратов, получать

объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, и т.

п.);

9) Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля.

10) Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенных

другими государственными инспекциями И контрольными органами.

11) Полномочия по изданию инструктивных и методических указаний по

применению законодательства о налогах'.

2.2. Налоговые администрации (инспекции)

Государственная налоговая администрация Украины является органом

исполнительной власти, возглавляемым Председателем который по должности

является министром. Председатели государственных налоговых администраций в

Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе

назначаются и освобождаются Президентом Украины.

Главными задачами Государственной налоговой администрации Украины является:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства,

правильностью исчисления и уплаты налогов; принятие решений по наложению

финансовых санкций и административных штрафов; принятие нормативных и

методических документов по вопросам налогообложения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех

подразделений Государственной налоговой службы (общие функции налоговых

органов):

1) обеспечивать учет плательщиков налогов;

2) обеспечивать контроль за выполнением плательщиками налогов и другими

участниками налоговых отношений налогового законодательства;

3) осуществлять расчет окладных налогов;

4) вести оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;

5) применять меры к прекращению (предотвращению) нарушений налогового

законодательства;

6) осуществлять контроль за исполнением субъектами предпринимательской

деятельности требований законодательства относительно наличного денежного

обращения;

7) применять восстановительные меры по предотвращению или ликвидации

убытков, нанесенных бюджету или плательщику налогов;

8) применять меры ответственности к нарушителям налогового

законодательства;

9) осуществлять учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного

имущества, имущества, которое перешло по пра-ву наследования к государству,

и кладов;

10) выступать агентом валютного контроля:

11) выступать исполнительным органом по применению мер взыскания,

налагаемых государственными инспекциями и другими контролирующими органами.

Государственная налоговая администрация Украины включает три уровня:

— высшее звено — Государственная налоговая администрация;

—среднее звено — государственные налоговые администрации Автономной

Республики Крым, областей и городов с районным делением;

— низовое (базовое) звено — государственные налоговые инспекции районов

(сельских и городских) и городов областного подчинения.

На высшее звено возлагается задача организации, инструктивного и

методического обеспечения налоговой работы в стране, а также контроль за

деятельностью налоговых органов.

Типичная структура среднего звена — государственных налоговых

инспекций Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя

отвечает их главным функциям и включает: управление обслуживания

плательщиков налогов;

управление налогов и сборов; управление аудита; управление налоговых

расследований; отдел учета и отчетности; отдел компьютеризации; отдел

организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля;

юридический отдел; валютную инспекцию; специальный отдел; бухгалтерию;

отдел кадров;

административно-хозяйственный отдел. Задача отдельных подразделений

налоговых администраций этого звена в целом идентична функциям

соответствующих подразделений Государственной налоговой администрации.

Структурное построение налоговых инспекций базового уровня отражает их

основную функцию — ведение налоговой работы. Она имеет два варианта —

расширенный и суженный. Расширенный предусматривает наличие как

функциональных, так и обеспечивающих подразделении. Этот вариант

предназначен для районов в городах, что объясняется значительным объемом

работы. Этот вариант предусматривает такую же структуру, как и на уровне

среднего звена (без отдела организации работы налоговых инспекций и

внутриведомственного контроля).

Суженный вариант типичной структуры государственной налоговой

инспекции установлен для сельского района и города областного подчинения

(без районного деления) и предусматривает такие подразделения: управление

(отдел) обслуживания налогоплательщиков; управление налогов и сборов;

управление аудита; отдел учета и обработки данных; отдел налоговых

расследований; валютная инспекция.

Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговый

инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется

этими лицами. Инспектора осуществляют все основные формы работы с

налогоплательщиками — от приема налоговых расчетов до проведения

документальных проверок.

Лица вспомогательного состава обеспечивают деятельность должностных

лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).

2.3. Налоговая милиция

Создание налоговой милиции в 1998 году стало необходимым условием

формирования эффективной налоговой системы. Наряду с Государственной

таможенной службой, подразделениями по борьбе с экономическими

преступлениями Министерства внутренних дел налоговая милиция являются

частью сил, которые обеспечивают экономическую безопасность Украины.

По своему содержанию полномочия органов налоговой милиции аналогичны

полномочиям других правоохранительных органов, в частности, органов

внутренних дел, Службы безопасности. Однако они отличаются своим предметом

и основными направлениями деятельности. Иногда полномочия органов налоговой

милиции несколько шире. Это касается, например, административных полномочий

в финансовой сфере.

Закон Украины от 5 декабря 1998 года внес важные изменения в Закон

Украины «О Государственной налоговой службе в Украине» и закрепил в составе

органов государственной налоговой службы соответствующие специальные

подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями — налоговую милицию

(ст. 1). Появился новый (5-й) раздел «Налоговая милиция». Согласно ему

налоговая милиция является специфическим правоохранительным органом по

борьбе с налоговыми правонарушениями, действующим в составе соответствующих

органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за

соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную,

уголовно-процессуальную и охранительную функции. Если деятельность

налоговых администраций связана с уплатой налогов, то налоговая милиция

осуществляет взыскание налоговых платежей.

Широкий перечень задач, которые стоят перед органами налоговой милиции,

можно сгруппировать в два блока:

— предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, прежде всего

преступлений;

— предупреждение и пресечение правонарушений в системе налоговых органов.

Обязанности налоговой милиции могут быть разделены на следующие четыре

группы:

а) обязанности по выявлению и пресечению налоговых правонарушений

(например, проводить в соответствии с законодательством оперативно-

розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью

выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять поиск лиц,

которые совершили указанные преступления или подозреваются в их совершении,

а также принимать меры по возмещению нанесенного государству убытка;

осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам о налоговых

преступлениях и нарушениях, и т. п.);

б) обязанности по охране налоговых органов (например, обеспечивать

безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защищать их

сотрудников при выполнении ими служебных обязанностей);

в) обязанности по борьбе с коррупцией (например, проводить работу по

выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и органах

налоговой милиции);

г) обязанности по взаимодействию (например, выполнять в рамках своей

компетенции решения судов, постановления судий, письменные поручения

прокуроров, следователей о проведении розыскных и других предусмотренных

законом действий, оказывать им содействие в проведении отдельных

процессуальных действий; оказывать содействие налоговым органам, органам

прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности,

внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении

и пресечении преступлений и нарушений в сфере налогового законодательства;

и т. п.);

д) обязанности по охране (например, сотрудники налоговой милиции обязаны

хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о

взносах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении

служебных обязанностей).

Права органов налоговой милиции можно классифицировать таким образом:

а) права по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений и других

правонарушений (например, проводить в соответствии с законодательством

оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и

пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты

налогов, дознание и предварительное расследование по которым отнесены

законом к ведению органов налоговой милиции, и т. п.);

б) права по применению мер принуждения (например, прекращать операции

плательщиков налогов по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до

одного месяца в случаях непредоставления документов, связанных с расчетом и

уплатой налогов; решение о прекращении операций по указанным счетам

принимает начальник органа налоговой милиции или его заместитель; налагать

административный арест на имущество юридических и физических лиц с

дальнейшей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях

невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и

других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления

сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в

соответствующий бюджет, и т. п.);

в) права по реагированию на выявленные нарушения налогового

законодательства (например, в соответствии с компетенцией органов налоговой

милиции направлять в качестве предупреждения письменные требования

руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и

других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм

собственности, а также гражданам (физическим лицам) в целях устранения

нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты' налогов и других

обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в

установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с

законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского

учета за счет собственных средств плательщика налогов, контролировать

выполнение этих требований и т. п.);

г) права по наложению взысканий.

Место налоговой милиции в системе правоохранительных органов определяется

не только сходством отдельных ее задач с задачами других органов власти, в

частности отдельных служб милиции, таможенного контроля, но и

тождественностью приемов и методов их решения. Достаточно отметить, что

сотрудник налоговой милиции, как и оперативные работники милиции, имеет

право разрабатывать оперативно-розыскные мероприятия, возбуждать уголовные

дела, которые относятся к их компетенции, проводить дознание, следствие,

поиск лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и т. д. Однако, если

оперативные подразделения милиции имеют право осуществлять оперативно-

розыскные мероприятия и возбуждать уголовные дела, которые относятся к

компетенции следственных органов внутренних дел и прокуратуры, то органы

налоговой милиции уполномочены вести оперативно-розыскные действия с целью

выявления только налоговых преступлений. Выявление при этом других

преступлений влечет за собой передачу соответствующей информации тем

правоохранительным органам, в компетенцию которых они входят. В таком же

положении находятся органы дознания таможенной службы.

3. Правовое регулирование деятельности налоговых органов Украины

В своей деятельности налоговые органы Украины руководствуются

Конституцией Украины, Законами Украины, Указами Президента Украины,

Постановлениями Кабинета Министров Украины и другими нормативно-правовыми

актами, особенно законодательством, регламентирующим деятельность налоговых

органов, в т.ч. налоговой милиции, порядок начисления и уплаты отдельных

видов налогов и сборов, а также уголовным, уголовно-процессуальным,

административным, административно-процессуальным, хозяйственным,

хозяйственно-процессуальным, гражданским и гражданско-процессуальным

законодательством Украины.

Первоначально статус, функции и правовые основы деятельности органов

государственной налоговой службы (далее - ГНС) Украины определил принятый

4 декабря 1990 года № 509-ХІІ Закон Украинской ССР "О государственной

налоговой службе в Украинской ССР" (который с рядом изменений действует и

поныне).

Этот закон устанавливает систему госналогслужбы, её задания (1-й

раздел), функции (2-й раздел), права, обязанности, ответственность (3-й

раздел), организационные вопросы, вопросы правовой и социальной защиты

должностных лиц налоговой службы (4-й раздел), а также вопросы, связанные с

функционированием налоговой милиции (5-й раздел).

Законом Украины от 7 июля 1992 года № 2555-ХІІ "О внесении изменений в

Закон Украинской ССР "О государственной налоговой службе в Украинской ССР"

определено, что государственная налоговая служба в Украине создавалась при

Министерстве финансов Украины в составе Главной государственной налоговой

инспекции Украины и государственных налоговых инспекций в республике Крым,

областях, районах, городах и районах в городах.

На начальном этапе в основу построения организационной структуры

органов ДПС Украины была заложена структура жесткой вертикальной

централизации с привязкой к административно-территориальному устройству

государства.

Законом Украины от 25 июня 1991 года № 1251-ХІІ "О системе

налогообложения" определены принципы построения системы налогообложения в

Украине, налоги и сборы, (обязательные платежи) к бюджетам и к

государственным целевым фондам, а также права, обязанности и

ответственность налогоплательщиков.

С целью корректирования налоговой политики соответственно основным

направлениям экономических реформ в Украине, защиты интересов

отечественного товаропроизводителя, усиление налоговой и платежной

дисциплины, обеспечение своевременных поступлений в доходную часть бюджета

издан Указ Президента Украины от 31 июля 1996 года № 621/96 "О мерах по

реформированию налоговой политики".

22 августа 1996 года Президентом Украины издан Указ № 760/96 "Об

образовании Государственной налоговой администрации Украины и местных

государственных налоговых администраций" и Указ от 30 октября 1996 года №

1013/96 "Вопросы государственных налоговых администраций", что было

обусловлено объективной необходимостью, а именно:

- не достигалась главная цель, которая относилась перед органами ДПС

Украины, - обеспечение своевременных поступлений в бюджет средства,

необходимых для финансирования государственных расходов;

- ГНС Украины действовала преимущественно как фискальный орган, который

направляя свои усилия на легальный бизнес.

Данными указами предполагалось, что Государственная налоговая

администрация Украины является центральным органом исполнительной власти, а

государственные налоговые администрации в областях, районах, городах и

районах в городах - самостоятельными единицами, которые не входят в состав

местных государственных администраций.

В августе 1996 года в соответствии с указанным выше Указом Президента

Украины от 22 августа 1996 года № 760/96 в составе Государственной

налоговой администрации Украины была создана налоговая полиция, которая с

февраля 1998 года начала называться налоговой милицией.

В феврале 1998 года Верховная Рада Украины одобрила новую редакцию Закона

Украины "О государственной налоговой службе в Украине" и Закон Украины "О

внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины и

некоторых других законодательных актов Украины в связи с образованием

налоговой милиции", в состав которой вошли:

o Главное управление налоговой милиции,

o Следственное управление налоговой милиции,

o Управление по борьбе с коррупцией в органах ГНС Украины.

Таким образом, была создана качественно новая система органов ГНС

Украины, в состав которой вошли:

Государственная налоговая администрация Украины (далее - ГНА Украины);

государственные налоговые администрации в АР Крым, областях, городах Киеве

и Севастополе;

государственные налоговые инспекции в районах, городах, районах в городах.

Создание стабильной налоговой системы, которая бы в своей основе имела

четкую организацию порядка стабильной уплаты налогов, сборов и других

обязательных платежей, было актуальным с первых дней независимости Украины.

На этапе становления налоговой системы Украины в условиях развития

рыночного отношения первоначально сформировалась централизованная

вертикальная система органов ГНС с выраженной специализацией по видам

налогов. Такая организационная структура была объективной необходимостью в

период разработки основ налогового законодательства страны, создание

методологической базы его реализации на практике, отладка механизма

начисление и взыскание налогов.

С 1997 года ГНА Украины была выработана единая целенаправленная идеология

развития ГНС Украины, которая состояла в обеспечении соответствия реформам

в общественной и экономической жизни страны.

Вместе с тем оказалась необходимость комплексной модернизации органов ГНС

Украины.

В действующей организационной структуре не существовало типичной

организационно-функциональной структуры районного и областного уровня, что

препятствовало эффективному управлению деятельности налоговых органов.

В результате реорганизации центрального аппарата ДПС Украины были

заложены важные организационные предпосылки для развития методологии

относительно функциональной деятельности и созданы новые управления:

принудительного взыскания налогов; по работе с плательщиками налогов;

Государственного реестра физических лиц; АИС "Налоги" юридических лиц;

апелляций; организации документальных проверок; налоговой полиции; по

борьбе с коррупцией; организационно-распорядительное; экономического

анализа.

В марте 1998 года была утверждена типичная организационная структура

государственных налоговых администраций и инспекций (приказ ГНА Украины от

06.03.98 № 97 "Об утверждении организационной структуры государственных

налоговых администраций и инспекций"), что разрешило вместе с внедрением

типичной организационной структуры органов ДПС Украины целеустремленно

проводить работу относительно максимального удешевления функции государства

по мобилизации налогов, собрания, обязательных платежей.

Одобренная в 1998 году Программа Кабинета Министров Украины дала

возможность предусмотреть на будущее в организационной структуре ДПС

Украины переход к налоговым округам и отход от построения органов ДПС

Украины по административно-территориальному принципу.

Создание межрайонных и объединенных государственных налоговых

инспекций стало первым шагом к решению этой задачи (приказ ГНА Украины от

12.02.98 № 66 "Относительно программы создания объединенных государственных

налоговых администраций"). Если к началу реорганизации в Украине было 796

государственных налоговых инспекций и администраций, то после проведенных

объединений состоянием на 01.09.2003 их осталось лишь 464.

Во выполнение указов Президента Украины от 19 июля 2001 года №

532/2001 "О дополнительных мерах относительно борьбы с отмыванием доходов,

полученных преступным путем" и от 11 июля 2001 года № 510 "Об усилении

государственного контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных

напитков и табачных изделий", а также постановления Кабинета Министров

Украины от 7 августа 2001 года № 940 "О мерах по усилению государственного

контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и

табачных изделий и взысканием акцизного сбора", приказами ГНА Украины от 25

июля 2001 года № 299 "О создании Департамента борьбы с отмыванием доходов,

полученных преступным путем" и от 9 сентября 2001 года № 320 "О создании

Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора, контроля за

производством и оборотом подакцизных товаров" был создан Департамент борьбы

с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и Департамент по

вопросам администрирования акцизного сбора и контролю за производством и

оборотом подакцизных товаров.

Для оперативного сопровождения убыточных предприятий создано

соответствующее управление в составе налоговой милиции, а для усиления

правовой защиты интересов государства в налоговой сфере - управление

правового обеспечения работы с судами.

С целью устранения дублирования функций и повышения эффективности

контрольно-проверочной работы на всех уровнях ДПС Украины проведены

объединения таких главных управлений как налогового аудита и валютно-

финансового контроля (приказ ГНА Украины от 20.10.2001 № 424 "О внесении

изменений в организационную структуру").

Проведенные в 1997 - 2001 годах мероприятия были логическим и

последовательным воплощением ведомственной идеологии и эволюционного

развития ГНС Украины.

Накопленный опыт, осуществление очередных этапов административной

реформы, развитие общества в направлении демократизации и открытости,

возникновение в связи с этим объективных проблем в деятельности органов ДПС

Украины привели к четкому пониманию необходимости качественных кардинальных

изменений в ее развитии.

В 2002 году была продолжена работа по усовершенствованию

организационной структуры ГНА Украины и региональных налоговых органов.

Так, во выполнение приказа ГНА Украины от 29.04.2002 № 204 "Об изменениях в

организационной структуре ГНА Украины и органов государственной налоговой

службы Украины" в составе ГНА Украины ликвидировано 12 структурных

подразделений:

сводное управление методологии внедрения нормативно-правовых актов по

вопросам налогообложения;

главные управления: внутриведомственного контроля; налогообложения прибыли

и отчислений к целевым фондам; налога на добавленную стоимость; местных,

ресурсных, рентных и неналоговых платежей; учета и отчетности; АИС "Налоги"

юридических лиц; учета и государственных реестров налогоплательщиков;

массово-разъяснительной работы; инспектирования и контроля.

главный информационно-вычислительный центр;

инспекцию по личному составу управления по работе с личным составом и

тыловому обеспечению Главного управления налоговой милиции.

На базе ликвидированных двенадцати подразделов в составе ГНА Украины

создано пять, а именно:

главные управления:

налогообложения юридических лиц;

методологии внедрения нормативно-правовых актов по вопросам

налогообложения;

инспектирования и ведомственного контроля;

информатизации и учета;

общественных связей и массово-разъяснительной работы.

Усовершенствование организационной структуры проводилось и на протяжении

2003 года. Согласно приказу ГНА Украины от 12.03.2003 № 112 "Об изменениях

в организационной структуре ГНА Украины" упорядочена организационная

структура ГНА Украины соответственно постановлению Кабинета Министров

Украины от 15 октября 2002 года № 1550 "Об упорядочении структуры аппарата

центральных органов исполнительной власти и его структурных подразделений"

с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров

Украины от 18 января 2003 года № 73 "О внесении изменений в постановление

Кабинета Министров Украины от 15 октября 2002 года № 1550".

Таким образом, в организационной структуре ГНА Украины созданы:

департаменты:

защиты информации;

правового обеспечения;

методологии;

организационно-распорядительной работы;

инспектирование и контроля;

налогообложение юридических лиц;

налогообложение физических лиц;

автоматизации процессов налогообложения;

экономического анализа и планирования налоговых поступлений;

налогового аудита и валютного контроля;

взыскания налогового долга;

общественных связей и массово-разъяснительной работы;

главные управления:

обеспечения деятельности руководства ГНА Украины;

администрирования учетных показателей и отчетности;

управление по работе с персоналом.

Впервые в структуре ГНА Украины создан отдел стратегического

планирования, который соответственно указанному приказу вошел в состав

Департамента организационно-распорядительной работы.

В соответствии с приказом ГНА Украины от 29.07.2003 № 370 "О создании

Департамента работы с персоналом" в составе ГНА Украины создан Департамент

работы с персоналом путем реорганизации управления по работе с персоналом и

управление по работе с личным составом Главного управления налоговой

милиции ГНА Украины.

Реорганизация налоговых органов продолжается. В связи с общеполитическими

изменениями предполагаются и изменения в налоговых органах Украины. Так,

21.01.2005 народными депутатами Украины В.Пинзеныком, С.Терехиным и

В.Ющенко в Верховную Раду Украины был внесен законопроект №6539, который

предполагает подчинение центральных органов государственной власти –

Государственной налоговой администрации, Таможенного комитета, контрольно-

ревизионного управления – Министерству финансов Украины.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования налоговых органов Украины можно

сделать следующие выводы.

Центральное место среди налоговых органов занимают органы

государственной налоговой администрации. История современных налоговых

органов Украины берет свое начало еще 4 декабря 1990 года, когда был принят

соответствующий закон УССР.

В 1996 году налоговая администрация получила статус центрального органа

государственной власти, а в 1998 году при ней были сформированы органы

налоговой милиции. В настоящее время в Верховной Раде Украины находится

законопроект №6539 (внесен 21.01.2005г.), предусматривающий переподчинение,

Государственного таможенного комитета и Контрольно-ревизионного управления

Министерству финансов Украины.

В настоящее время система налоговых органов Украины имеет разветвленную

систему, включающую в себя Украины, Государственные налоговые администрации

в областях, гг. Киеве и Севастополе, специализированные государственные

налоговые инспекции, государственные налоговые инспекции в городах и

районах, объединенные и межрайонные государственные налоговые инспекции.

При налоговых администрациях и инспекциях действуют органы налоговой

милиции.

В своей деятельности налоговые органы руководствуются Конституцией

Украины, Законами Украины, Указами Президента Украины, Постановлениями

Кабинета министров Украины и другими нормативно-правовыми актами, среди

которых особенно можно выделить такие как Закон Украины «О государственной

налоговой службе в Украине» от 04.12.1990г., Закон Украины «О системе

налогообложения в Украине» от 25.06.1991г., Закон Украины «О милиции» от

20.12.1990 г.

Таким образом, проведенный анализ помогает изучить историю становления

органов государственной налоговой службы в Украине, их структуру, функции,

права, обязанности, ответственность и может способствовать разработкам в

области совершенствования системы налоговых органов, налогового

законодательства и налогового права в Украине.

Приложение 1

Перелік структурних підрозділів ДПА України

|0100 Управління справами |

|0200 Департамент захисту інформації |

| 0300 Департамент організаційно-аналітичного забезпечення діяльності|

|Голови |

|0400 Департамент роботи з персоналом |

|0500 Управління фінансового забезпечення |

|0600 Управління з питань забезпечення роботи з органами державної влади |

|0700 Протокольний відділ |

|0900 Слідче управління податкової міліції |

|1000 Юридичний департамент |

| 1100 Департамент методології |

|1200 Управління міжнародних зв'язків |

|1300 Департамент організаційно-розпорядчої роботи |

|1400 Департамент відомчого контролю |

|1500 Департамент оподаткування юридичних осіб |

|1700 Департамент оподаткування фізичних осіб |

| 1800 Інформаційно-аналітичний відділ |

|1900 Департамент адміністрування облікових показників та звітності |

|2000 Департамент економічного аналізу та планування податкових надходжень|

| |

|2100 Департамент з питань адміністрування акцизного збору і контролю за |

| |

|виробництвом та обігом підакцизних товарів |

| 2200 Управління організації роботи з виявлення і розпорядження |

|безхазяйним |

|майном та майном, що переходить у власність держави |

|2300 Департамент контрольно-перевірочної роботи |

|2400 Департамент забезпечень податкових зобов’язань |

|2500 Департамент апеляцій |

| 2600 Головне управління податкової міліції |

| 2700 Управління по боротьбі з корупцією та безпеки в органах|

|державної |

|податкової служби |

|2800 Департамент автоматизації процесів оподаткування |

|3000 Управління капітального будівництва та інвестицій |

| 3100 Департамент обслуговування платників податків |

|3200 Управління інформаційної політики |

|3300 Департамент розвитку та модернізації державної податкової служби |

|3500 Департамент боротьби з відмиванням доходів, одержаних злочинним |

|шляхом |

Приложение 2

|Деякі нормативно-правові акти стосовно діяльністі органів державної |

|податкової служби України |

|Норматив|Ким |Назва |Дата |Номер | |

|но-право|виданий| |докум|докуме| |

|вий акт | | |енту |н | |

| | | | |ту | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Закони України |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |“Про державну податкову службу в |04.12|509-XI|

| | |Україні” |.90 |I |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |«Про державну статистику» |17.09|2614-X|

| | | |.92 |II |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |“Про державну службу” |16.12|3723-X|

| | | |.93 |II |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |«Про Державний реєстр фізичних осіб – |22.12|320/94|

| | |платників податків та інших |.94 |-ВР |

| | |обов'язкових платежів» | | |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |«Про застосування реєстраторів |06.07|265/95|

| | |розрахункових операцій у сфері |.95 |-ВР |

| | |торгівлі, громадського харчування та | | |

| | |послуг» | | |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |“Про джерела фінансування органів |30.06|783-XI|

| | |державної влади” |.99 |V |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |“Про порядок погашення зобов'язань |21.12|2181-І|

| | |платників податків перед бюджетами та |.00 |ІІ |

| | |державними цільовими фондами” | | |

|Закон |ВРУ |“Про внесення змін до Закону України |11.07|90-ІV |

| | |“Про боротьбу з корупцією” |.02 | |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |“Про електронні документи та |22.05|851-ІV|

| | |електронний документообіг” |.03 | |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |“Про загальнообов’язкове пенсійне |09.07|1058-I|

| | |страхування” |.03 |V |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |“ Про внесення змін до Закону України |11.07|1121-I|

| | |“Про рекламу” |.03 |V |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |“Про ратифікацію Угоди про позику |20.11|1317-I|

| | |(Проект "Модернізація державної |.03 |V |

| | |податкової служби України - 1") між | | |

| | |Україною та Міжнародним банком | | |

| | |реконструкції та розвитку ” | | |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |“Про ратифікацію Конвенції між Урядом |20.11|1321-I|

| | |України і Урядом Республіки Куба про |.03 |V |

| | |уникнення подвійного оподаткування та | | |

| | |попередження податкових ухилень | | |

| | |стосовно податків на доходи та на | | |

| | |майно” | | |

| | | | | |

|Закон |ВРУ |“Про внесення змін до деяких |12.01|2322-I|

| | |законодавчих актів України (щодо |.05 |V |

| | |посилення правового захисту громадян | | |

| | |та запровадження механізмів реалізації| | |

| | |конституційних прав громадян на | | |

| | |підприємницьку діяльність, особисту | | |

| | |недоторканність, безпеку, повагу до | | |

| | |гідності особи, правову допомогу, | | |

| | |захист)” | | |

|Укази | | | | |

|Президен| | | | |

|та | | | | |

|України | | | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|“Про систему центральних органів |15.12|1572/9|

| |нт |виконавчої влади” |.99 |9 |

| |України| | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|“Про затвердження Положення про |13.07|886/20|

| |нт |Державну податкову адміністрацію |.00 |00 |

| |України|України” | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|“Про символіку державної податкової |23.06|466/20|

| |нт |служби України” |.01 |01 |

| |України| | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|“Про посилення державного контролю за |11.07|510/20|

| |нт |виробництвом та обігом спирту, |.01 |01 |

| |України|алкогольних напоїв і тютюнових | | |

| | |виробів” | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|“Про посилення соціального захисту |22.03|288/20|

| |нт |осіб начальницького складу податкової |.02 |02 |

| |України|міліції органів державної податкової | | |

| | |служби” | | |

|Указ |Президе|“Про посилення соціального захисту |20.06|575/20|

| |нт |працівників органів державної |.02 |02 |

| |України|податкової служби” | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|«Про відрядження працівників органів |25.07|657/20|

| |нт |прокуратури, податкової та митної |.02 |02 |

| |України|служб на роботу в Адміністрації | | |

| | |Президента України, органах виконавчої| | |

| | |влади» | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|“Про додаткові заходи щодо |01.08|683/20|

| |нт |забезпечення відкритості у діяльності |.02 |02 |

| |України|органів державної влади” | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|«Про деякі заходи щодо регулювання |10.09|813/20|

| |нт |лотерейної діяльності» |.02 |02 |

| |України| | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|“Про заходи щодо вдосконалення |25.03|267/20|

| |нт |взаємодії органів виконавчої влади з |.03 |03 |

| |України|Верховною Радою України” | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|“Про заходи щодо розвитку системи |22.07|740/20|

| |нт |протидії легалізації (відмиванню) |.03 |03 |

| |України|доходів одержаних злочинним шляхом, і | | |

| | |фінансуванню тероризму” | | |

| | | | | |

|Указ |Президе|“Про державні програми з питань |13.12|1433/2|

| |нт |європейської та євроатлантичної |.03 |003 |

| |України|інтеграції України на 2004-2007 роки” | | |

|Указ |Президе|“Про систему заходів щодо усунення |09.02|175/20|

| |нт |причин та умов, які сприяють злочинним|.04 |04 |

| |України|проявам і корупції” | | |

| |

|Розпорядження Президента України |

| | | | | |

| | |“Про деякі заходи щодо посилення |21.06|146/20| |

| | |боротьби з корупцією в органах |.04 |04-рп | |

| | |державної податкової служби” | | | |

|Постанови |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про організацію роботи щодо |12.11|921 |

|а | |підготовки міжнародних договорів про |.93 | |

| | |уникнення подвійного оподаткування | | |

| | |доходів і майна та запобігання | | |

| | |ухиленням від сплати податку” | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про порядок обчислення стажу |03.05|283 |

|а | |державної служби” |.94 | |

|Постанов|КМУ |«Про затвердження плану заходів щодо |31.05|382 |

|а | |впровадження з 1 січня 1996 року |.95 | |

| | |Державного реєстру фізичних осіб – | | |

| | |платників податків та інших | | |

| | |обов’язкових платежів» | | |

|Постанов|КМУ |«Про створення Єдиного Державного |22.01|118 |

|а | |Реєстру Підприємств та Організацій |.96 | |

| | |України» | | |

|Постанов|КМУ |«Про заходи щодо запровадження |06.11|1232 |

|а | |ідентифікаційних номерів фізичних осіб|.97 | |

| | |– платників податків та інших | | |

| | |платежів» | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |«Про порядок державної реєстрації |25.05|740 |

|а | |суб’єктів підприємницької діяльності» |.98 | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про затвердження Положення про |22.02|258 |

|а | |спеціальні звання посадових осіб |.99 | |

| | |органів державної податкової служби” | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |«Про затвердження Порядку надання |16.05|494 |

|а | |податкових роз'яснень» |.01 | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |"Про запровадження мінімальних цін на |21.06|700 |

|а | |вітчизняні та імпортні горілку і |.01 | |

| | |лікеро-горілчані вироби" | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про заходи щодо посилення державного |07.08|940 |

|а | |контролю за виробництвом та обігом |.01 | |

| | |спирту, алкогольних напоїв і тютюнових| | |

| | |виробів та справлянням акцизного | | |

| | |збору” | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про затвердження Порядку стягнення |15.04|538 |

|а | |коштів та продажу інших активів |.02 | |

| | |платника податків, які перебувають у | | |

| | |податковій заставі” | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про затвердження Методики визначення |27.05|697 |

|а | |суми податкових зобов’язань платника |.02 | |

| | |податків за непрямими методами” | | |

| | | | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |"Про повноваження Державної податкової|05.06|765 |

|а | |адміністрації" |.02 | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про колегію Державної податкової |18.06|854 |

|а | |адміністрації України” |.02 | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про затвердження Порядку списання |11.07|961 |

|а | |заборгованості бюджетних установ і |.02 | |

| | |бюджетів усіх рівнів на 1 січня 2001 | | |

| | |р. перед суб’єктами господарювання | | |

| | |незалежно від форм власності, яким | | |

| | |заборгованість з платежів до бюджету | | |

| | |списана у відповідних обсягах” | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про затвердження Порядку списання |25.07|1056 |

|а | |непогашених податкових зобов’язань або|.02 | |

| | |податкового боргу після ліквідації | | |

| | |платника податків” | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про заходи щодо подальшого |29.08|1302 |

|а | |забезпечення відкритості у діяльності |.02 | |

| | |органів виконавчої влади” | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |“Про затвердження Положення про |29.08|1315 |

|а | |Державний реєстр реєстраторів |.02 | |

| | |розрахункових операцій” | | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |«Про колегію Державної податкової |23.09|1404 |

|а | |адміністрації» |.02 | |

| | | | | |

|Постанов|КМУ |«Про затвердження Програми протидії |29.01|140 |

|а | |легалізації (відмиванню) доходів, |.03 | |

| | |одержаних злочинним шляхом, на 2003 | | |

| | |рік» | | |

| | | | | |

Приложение 3

Структура ДПА України в Дніпропетровській області

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучерявенко Н.П. Налоговое право – Харьков: Консум,1997 – 432с.

1. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Проф.

В.Г,Князева, проф. Д.Г.Черника – М.:Закон и право, ЮНИТИ,1997. – 191с.

2. http://rada.kiev.ua

3. http://sta.gov.ua

4. http://dpa.dp.ua

5. http://podatkova.org.ua

6. http://kmu.gov.ua

7. http://president.org.ua