Наркомания школьников, методы профилактики

Наркомания школьников, методы профилактики

План

1)Причины наркомании: социальные и биологические.

2)Наркомания – болезнь или порок?

3)Кто употребляет наркотики.

4)Как узнать употребляет ли ваш ребенок наркотки.

5)Практика борьбы с наркоманией на примере программы “Жизнь без наркотиков”

1) причины наркомании.

\Общество, в котором мы живем, характеризуется крайней степенью социально-

психологической и политической нестабильности. В таких условиях везде и

всегда возникала и возникает почва для социально-негативных явлений, таких

как преступность, падение нравов, наркомания и алкоголизм. Девальвация

культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне плюс неумение или

неспособность части населения, особенно подростков или молодежи, активно

справляться с жизненными трудностями – вот те предпосылки, которые

обеспечивают наркомании и алкоголизму прочные позиции в обществе.

Стремительный рост наркомании за последние несколько лет свидетельствует не

только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество и государство

оказались неспособными противостоять этому явлению. В настоящее время

существует явно недостаточное количество институтов, вплотную занимающихся

организацией досуга и решением специфических для молодежной среды задач.

Подростки чаще предоставлены сами себе, их воспитанием некогда заниматься

ни школе ни семье, в результате чего подрастающее поколение ищет способы

самореализации в уличных компаниях, непременным атрибутом которых является

алкоголь и наркотики. Биологические причины возникновения наркомании.

На сегодняшний день насчитывается не менее десятка основных теорий о

причинах возникновения наркомании.

Самыми первыми были теории дегеративные : наркомания – порок, свойственный

вырождающимся личностям. В конце 19 начале 20 века среди психиаторов и

других врачей было модно связывать различные заболевания с ухудшением

наследственности в семьях от поколения к поколению. Голландские психиаторы

утверждают что предрасположенность к наркомании может возникнуть в

результате психических стрессов. Родственная к биологическим является

«психиотрическая» теория, особенно широко распространенная в России, ее

суть заключается в том, что наркоманией заболевают только люди, уже имеющие

какое либо психическое заболевание, например, шизофрению. Следующую группу

теорий можно отнести к социо психологическим. Эпидемические теории гласят,

что пристрастие к наркотикам, распространяется от человека к человеку на

подобии инфекционного процесса, легко возникает в социально неустойчивой

среде, если туда попадает наркотик, типичный пример – героиновая наркомания

среди молодежи, здесь наркотики являются чем-то вроде моды.

2) Наркомания – болезнь или порок?Наркомания – это не болезнь в обычном

смысле этого слова. Но это и не просто порок из числа тех, что присущи

здоровым людям. Наркомания – тотальное (т.е затрагивающее все стороны

внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования)

поражение личности, в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со

стороны физического здоровья. Человек, идущий по пути наркомана, постоянно

уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически не

вполне нормальным, теряет друзей, семью, не может приобрести профессию или

забывает ту, которой раньше владел, остается без работы, приносит бездну

несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно разрушает свое тело.

Еще одна особенность наркомании состоит в том, что она как патологическое

состояние в значительной степени необратима, и негативные изменения,

которые произошли в душе человека в результате злоупотребления наркотиками,

остаются с ним навсегда.

Наркомания похожа на увечье. Самое страшное в ней то, что наркоманы

слишком поздно понимают, что они не просто “балуются наркотиками” а уже не

могут без них. Иногла пристрастие развивается через полгода и даже год,

чаще через 2-3 месяца, но нередко человек становится зависимым после первой

же инъекции. Средняя продолжительность жизни человека, принимающего

наркотики, примерно 7 –10 лет непрерывного злоопутребления. Но есть такие,

которые погибвют из-за них через 6-8 месяцев после начала регулярного

приема. К гибели наркоманов приводят:

1) травмы в дорожно-транспортных происшествиях

2) передозировки

3) отравление некачественными наркотиками

4) заболевания – сепсис, пневмония, хр. печеночная недостаточность СПИД и

т.д.

3)Кто принимает наркотики?

Неверно считать, что наркотики используются только членами так называемых

«групп риска». Большинство родителей уверены, что их дети никогда не

прибегнут к наркотикам, однако это настолько тонкая и сложная вещь, что

даже многие дети с хорошим воспитанием попадают в прочный круг наркомании.

Статистика показывает, что 90% использующих наркотики – это лица в возрасте

до 25 лет. А это значит, что чудовище разрушает главным образом силу

молодости, самого созидательного, творческого, продуктивного периода жизни.

Более всего склонны к употреблению наркотиков молодые люди, испытывающие

стресс или чувство одиночества. Согласно данным доктора Юсуфа Мерчанта,

президента Реабилитационного и исследовательского центра, Бомбей, из 235

пациентов принимавших героин, 132( или 56%) воспитывались без отца; у 209

(89%) были трудности в общении с родителями; 197(84%) признали, что

испытывают трудности в самовыражении. Среди принимавших было больше мужчин,

чем женщин. 96% принимавших не знали о их вредном воздействии.

Согласно данным мониторинга, проведенного по школам Одинцовского района

весной 2000 года, среди учащихся 9,10,11 классов употребляют алкоголь 75%

мальчиков и 82% девочек. Уровень алкоголизации среди девочек значительно

выше, чем среди мальчиков. Отмечается тенденция увеличения уровня

распространенности алкоголизации по мере взросления. Так если в 9 классе

употребляли алкоголь 70% , то в 11 классе 87%. Анологичная картина и среди

девочек: в 9 классе 73%, в 11 классе 93%. Таким образом, к выпускному

классу практически не остается подростков, неупотребляющих алкогольные

напитки.

97% девочек и 98% мальчиков ответили, что не употребляют регулярно

наркотические или токсические вещества. «Случайно употребляют наркотические

вещества в среднем 12% мальчиков и 9% девочек из 500. Динамика

распространенности «случайного» употребления наркотических веществ

увеличивается вместе с возрастом . «Пик» приобщения к наркотическим и

токсикоманическим веществам у подростков приходится на 13 –14 лет. В целом

среди подростков 15-17 лет продолжают употреблять наркотические вещества

2.8% мальчиков и 1.6% девочек.

4)Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики

Пожалуй, это один из самых важных вопросов для родителей и учителей.

Причем, это касается на только “трудных детей», поскольку наркоманами

становятся и вполне благополучные юноши и девушки. Поведенческие признаки

применения наркотиков :

1) Нарастающая скрытность ребенка.

2) Сонливость или бессонница.

3) Падение интереса к учебе.

4) Ухудшение памяти и внимания.

5) Увеличение финансовых запросов.

6) Появление новых, подозрительных друзей.

7) Обращает на себя внимание появление неопрятности во внешнем виде.

8) Настроение ребенка-это очень важный признак - меняется по непонятным

причинам, очень часто не соответствует ситуации: раздражительность в

спокойной ситуации.

9) Ребенок становится изворотливым, лживым, уходит от ответов на прямые

вопросы.

10) Наконец можно заметить следы от иньекций.

5) Практика борьбы с наркоманией.

Социальным центром молодежи Кузбаса была разработана программа “Жизнь без

наркотиков” как ответ на ухудшающуюся наркоситуацию в молодежной среде. В

условиях дефицита информации о формах и методах профилактической работы

сотрудники центра пытались сориентироваться в существующих подходах к

проблеме наркомании и делали упор на психолого педагогических аспектах

первичной профилактики, комплексе мер, предупреждающих возникновение

болезни, имеющих различные точки приложения в соответствии с факторами,

способствующими распространению этого зла. Это могут административного и

юридического характера, направленные на борьбу с незаконным оборотом

наркотиков; меры социальной направленности, призванные укрепить авторитет и

привлекательность института семьи, возрождение культурных и духовных

традиций в обществе; медицинские меры, снижающие риск наркотизации,

предрасположенной категории людей ( группы риска); психолого –

педогогические меры, направленные как на личность молодого человека, так и

на полростково-молодежные группы и субкультурные образования.

Не подменяя функции медицинских и правовых организаций, мы сделали

акцент именно на этих последних аспектах, что соответствует основным

направлениям деятельности Социального центра молодежи Кузбаса, как

негосударственного учреждения.

Основными задачами психолого-педагогического подхода в области

профилактики нарко- и алкогольной зависимости является:

. Формирование у подростков и молодежи адекватной самооценки;

. Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе,

противостояние дввлению сверстников;

. Адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.

Перечисленные задачи, не являются чем-то специфическим и могут быть

реализованы различными способами. В частности, этому посвящены ряд

общеобразовательных программ, таких как “ Человековедение” и “Основы

безопасной жизнедеятельности”, широко известная программа “Спасибо, нет”

и другие.

Особенностью рассматриваемого подхода является то, что работа с

подростками по осуществлении вышеперечисленных задач ведут их

сверстники, на добровольных и бесплатных началах. Подростки, стремясь к

независимости, одновременно подвержены влиянию своей референтной группы.

Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются, ака атрибуты взрослой

жизни. Нередко ребята начинают их употреблять в группе сверстников или

более старших ребят, неосознанно следующих сложившимся традициям и

стереотипам поведения взрослых в отношении употребления психоактивных

веществ. Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитеты

взрослых, а общение со сверстниками происходит в более доверительной

обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, идея

привлечения к проведению профилактической работы подростков

реализовалась в виде создания волонтерской службы. Волонтерами стали

ребята, осознавшие себя лично ответственными за то, что происходит

сейчас в нашем обществе. Ребята прошли специальное обучение по программе

“ Профилактика нарко- и алкогольной зависимости” и уже активно работаль

в общеобразовательных и вечерних школах, спортивно-оздоровительном

лагере для трудных подростков. Работа помогла не только развить чуство

сопричастности к общественным делам, но и огветственность за себя и свое

дело.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному

поколению, их успешность и привлекательный имидж, их компетентность и

доступность – все это увеличивает положительный эффект подобных занятий.

Свидетельством распространения идей здорового образа жизни и

ответственного поведения, результатом которого является воздержание от

употребления алкоголя и отказ от употребления наркотиков, является то,

что число ребят, желающих заниматься волонтерской работой постоянно

увеличивается.

Остановимся подробнее на особенностях добровольческой службы,

действующей на базе Социального центра молодежи Кузбаса. Во-первых,

Социальный центр молодежи Кузбаса, являясь негосударственной

организацией, осуществляет ряд социальных программ при поддержке

государственных и благотворительных структур. Это делает волонтерскую

организацию относительно независимой, способной распространять свою

деятельность на широкую аудиторию вне ведомственных рамок. Во-вторых

первоначальной основой для привлечения добровольцев стала Школа

практической психологии для старшекласников, действующая в течении 2 лет

на базе социального центра молодежи Кузбаса. Таким образом изначально в

организации имелись ресурсы, потенциально готовые обеспечить будущую

службу кадрами. К ресурсам можно отнести также третью особенность –

наличие психологов0профессионалов, имеющих опыт работы с подростками, в

том числе, в области профилактики наркозависимости.

В качестве основной формы работы волонтеров со сверстниками нами были

выбраны групповые занятия с элементами тренинга.

Работа проводилась по следующей схеме:

Руководитель волонтерской службы это опытный психолог, обеспечивает

координацию всей деятельности, подбирает людей для кураторской работы и

распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров по

различным направлениям, обеспечивает связь с общественностью, средствами

массовой информации и другими заинтересованными организациями. Он

организует социальный маркетинг, получает заказы от учебных заведений и

других организаций, осуществляет стратегическое планирование

деятельности службы.

Кураторы это взрослые, которые помогают подросткам-волонтерам эффективно

организовывать свою деятельность, а также оказывают им психологически и

моральную поддержку.

Проводят отборочные и тренинговые занятия.

Работающие волонтеры это действующие подростки, которые прошли отбор,

тренинговую подготовку и стажировку. Рябята сами определяют для себя те

формы работы, которыми хотели бы заниматься. Для кого-то наиболее

привлекательна работа со сверстниками, кому-то больше по душе участвовать в

подготовке и проведении массовых мероприятий( акции, шествия и т.д.), кто-

то склонен заниматься разработкой средств наглядной агитации и

контропропагандой или какой-то другой деятельностью.

Принципы, на которых должна строится добровольческая служба или

организация, посвящающая свою деятельность борьбе с распространением

наркомании, отличаются от традиционных идей общественных организаций, типа

комсомола. Среди этих принципов можно выделить следующие:

1) аполитичность;

2) открытость и доступность;

3) ориентация на социальное партнерство с другими общественными

организациями, государственными и коммерческими секторами;

4) возможность привлечения добровольцев по различным каналам, отсутствие

какого-либо формального членства. В этом смысле, волонтерм может быть любой

подросток или молодой человек, так или иначе проявивший интерес к

деятельности организации и желающий внести свой посильный вклад.

5) конфедициальность, обеспечивающая безопасность как самого волонтера, так

и тех, с кем он работает.

Остановимся подробнее на организации взаимодействия с целевой группой,

на которую направлены усилия всей волонтерской службы и которая является

потенциальным источником новых добровольческих кадров. Исходя из целей

первичной профилактики наркомании и алкоголизма, целевая группа нами

определяется как обширная категория из подростков молодежной среды, еще

существенно не подверженной нарко- и алкогольной зависимости. Выход на

целевую группу может происходить несколькими путями:

. волонтерская служба активно предлагает свои услуги конкретному

учебному заведению через его руководство;

. волонтерская служба получает заказ от конкретной организации

благодаря рекламе;

. в службу приходят отдельные подростки, желающие познакомится с

организацией или принять участие в ее работе;

. на службу выходят малые подростковые коллективы, заинтересовавшиеся

ее деятельностью благодаря средствам массовой информации или молве;

Кандидат в волонтеры после ознакомительной беседы пишет заявление, где

указывает мотивы его обращения к добровольчеству, а также имена двух

человек, которые могли бы дать рекомендации. После отборочных занятий с

волонтером может быть заключен договор установленного образца.

Важнеишими мотивациями являются:

- быть социально полезным – 89%

- способствовать изменениям в обществе – 50%

- самореализация – 36%

- поиск единомышленников – 36%

- из чувства долга за полученную в прошлом помощь – 19%

- интересно провести досуг – 15%

- решить собственные проблемы – 10%

Мотивация а также то, насколько побуждения кандидата, соотносятся с

ценностями и целями добровольческой службы выясняется в ходе отборочных

занятий. В ходе которых ведущий отслеживает реакции участников и помогает

им в осознании своих устойчивых характеристик, поведения и мотивов,

побуждающих заниматься волонтерством. Отборочны езанятия плавно переходят в

обучающий тренинг.

Эффективная организация деятельности волонтерской службы зависит от

слаженного взаимодействия ее составных частей, что обеспечивается

стратегическим планированием и умелым руководством при осуществлении

намеченных планов. Планирование позволяет сделать ясной цель предстоящей

деятельности, дает возможность вовремя исправлять ошибки и разумно

использовать все имеющиеся ресурсы. Стратегическое планирование сводится к

составлению рабочего плана, реальных действий, направленных на достижение

цели путем поэтапного решения задач.

Начинать планирование лучше всего с определения миссии организации. Это

краткое описание того, что из себя представляет организация и к какой

высшей цели стремится. При этом миссия выполняет два вида функций:

- внутренние, как дополнительный стимул или мотиватор для членов

организации.

- Внешний, т.е. роль визитной карточки.

После определения миссии необходимо определить стратегические цели, т.е.

основные направления деятельности, ведущие к реализации миссии организации.

Затем ставятся тактические задачи, которые должны быть конкретными,

измеряемыми, направленными на конкретные действия.

Основными разделами деятельности подростковой волонтерской службы могут

быть следующие:

1) антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда

- разработка наглядных материалов;

- подготовка аудио- и видиоматериалов;

- массовые шествия, акции;

- театрализованные представления;

2) работа с группами подростков в учебных заведениях.

3) Освещение своей деятельности в средствах массовой информации, связь с

общественностью.

4) Привлечение новых добровольцев, их отбор и подготовка.

5) Организация психологической само- и взаимопомощи.

| |

Вышеперечисленные разделы деятельности службы соотносятся с формами и

методами профилактической работы, которые выбирают ребята, исходя из своих

личностных особенностей и индивидуальных предпочтений:

|Формы и методы профилактики |Необходимые личностные характеристики |

|Подготовка наглядных |Художественные способности, усидчивость, |

|материалов, средств |сосредоточенность, умение использовать свой |

|контропропаганды наркотиков и|прошлый опыт и опыт других людей. |

|социальной рекламы. | |

|Распостранение наглядных |Коммуникабельность, умение входить в контакт с |

|материалов во время |незнакомыми людьми, тактичность и |

|тематических акций. |доброжелательность, сохранение хорошей ориентации |

| |при большом количестве людей. |

|Организация дискуссий, |Умение держаться на сцене, хорошая дикция, умение |

|викторин, конкурсов. |чувствовать аудиторию. |

|Ведение групповых занятий в |Способность к эмпатии( умение воспринимать |

|малых коллективах. |состояние другого человека) сенситивность( |

| |чуствительность) Умение слушать, тактичность и |

| |сосредоточенность, непосредственность, умение |

| |аргументированно говорить. |

|Теотрализованные |Артистичность и непосредственность, умение |

|представления, аудио- и видео|держаться на сцене и перед камерой. |

|постановки | |

Для каждого вида работы рябята проходят тщательную подготовку, с выработкой

и закреплением навыков для того или иного вмда деятельности.

Таким образом несмотря на множество научных теорий о методах борьбы с

наркоманией в Кузбасе работает отлаженная, многоуровневая система

пофилактики и лечения с этой социальной болезнью, особенностью которой

является то что работу ведут подростки на добровольной основе, что дает

видимые результаты. Попытки внедрения подобной программы осуществляется

и в других городах. Одинцовский наркологический диспансер совместно с

Отделом образования администрации Одинцовского района занимается

внедрением этой программы в жизнь. Наравне с этим ведется

профилактическая работа в школах в виде лекций и семинаров, выступлением

врачей-наркологов по радио и в прессе.

Список используемой литературы:

1) Т.Г Кобякова, О.А Смердов «Теория и практика организации подростковой

добровольческой службы по первичнойпрофилактике нарко и алкогольной

зависимости.»

2) С.Б Белогуров «Популярно о наркомании и наркотиках.»

3) В.в Дунаевский В.Д Стяжкин «Наркомании и Токсикомании.»

4) Тимоти Димофф Стив Карпер «Как уберечь детей от наркотиков»