Наука и миф. От мифа к логосу

Наука и миф. От мифа к логосу

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА АСТРОНОМИИ И МЕХАНИКИ

РЕФЕРАТ

НАУКА И МИФ. ОТ МИФА К ЛОГОСУ.

Выполнила студентка группы 19-51

Зуева Вера Владимировна

Проверил профессор Кондратьев Б. П.

ИЖЕВСК 2001

СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА

Введение 3

Что такое миф? 4

Мифологическое мировоззрение 7

Когда появляется наука? 10

«От мифа к логосу» 13

Заключение 16

Литература 18

Введение

Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей

ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные

мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских,

славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее,

и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а

потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии,

Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан,

мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке

мифологические предания.

Удивительно, но обнаружилось, что на определенной стадии исторического

развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех

известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной

мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Наука появилась значительно позднее мифологии, потому что для ее

появления были нужны соответствующие исторические факторы. В этой работе мы

попробуем разобраться в том, как и почему появилась мифология, какую роль

она играла в жизни античного человека, как появилась наука, как выделить

научные знания о мире, как происходил переход от мифологических

представлений о мире к научным и является ли миф началом науки.

В силу широкой распространенности мифов Древней Греции, в этой работе

будут использоваться для примеров, в основном, именно они.

Что такое миф?

| |«Если во всех европейских |

| |языках слово «миф» означает |

| |выдумку, то это только |

| |потому, что так решили греки |

| |XXV веков назад» [5]. |

Если рассматривать значение слова «миф» в моем понимании, то я могу

определить его следующим образом: это своеобразный способ или некоторый

канал, по которому одно поколение передавало другому накопленный опыт,

знания, ценности и культурные блага. Причем, так как передача знаний была

от человека к человеку (так как на раннем этапе зарождения мифологии

письменность отсутствовала), то это был необъективный способ передачи, что-

то терялось, что-то приукрашивалось и т.д.

Но хочу привести несколько примеров суждения о значении слова «миф»

другими, более известными людьми, хотя эти толкования скорее имеют

философский характер.

Например, как указывает С. С. Аверинцев, греческое «mythos» было

многозначным понятием, и далеко не все его смыслы относились к

художественным и вообще конкретным текстам.

Главный «гонитель» мифа Платон видел в нем не только «живое, наивное,

тождественное себе», но и «...иное себе... иносказание или символ».

Советские и зарубежные исследователи Платона, С. С. Аверинцев, А. Ф.

Лосев, А. А. Тахо-Годи, Г. Керк, Т. Ллойд и др. показали, что в

семантическом контексте греческого философа «миф» может означать чудесный

рассказ о богах, о героях, о давних временах, но может значить и «слово» –

священное слово, мнение, вообще речь.

И есть, наконец, совершенно неожиданный смысл, на который указывает А.

Тахо-Годи: «Платон вместе с тем именует мифом чисто философские теории,

например движение, как первоначало является для него мифом, не поэтической,

но философской выдумкой».

Наконец, миф как сфера мечтаемого устремлен в будущее: созвучные ему

индоевропейские корни означают «заботиться», «иметь в виду», «страстно

желать». Миф сообщает жизни смысл и зовет к деятельности. «Миф делает это

не через логику или образец, – поясняет эту позицию исследователь его школы

О’Флайерти, – а через активизацию наших эмоций».

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять

несколько важнейших циклов. Назовем их:

1. Космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной.

Например, в греческом мифе «Происхождение мира и богов» так

описывается начало творения: «Вначале существовал лишь вечный,

безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все

возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги...»[3].

2. Антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого

общества. Согласно многим мифам, человек соворяется и самых

разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего,

творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно

наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков

смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с

древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение

о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя,

ворона, лебедя) [8].

3. Мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или

иных культурных благ. Эти мифы повествуют о том, как человечество

овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования

огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные

культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода -

древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей

(в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил

разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься

ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена

года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и

правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был

покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные

мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь

[4].

4. Эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен. Наибольшее

значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические

представления, сформулированные в знаменитом библейском

«Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как

жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых.

Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни

вечной, грешники же к вечным мучениям [7].

Мифологическое мировоззрение

| |«Человек - всего лишь |

| |тростник, слабейшее из |

| |творений природы, но он |

| |тростник мыслящий, писал Б. |

| |Паскаль, - чтобы его |

| |уничтожить, вовсе не надо |

| |всей Вселенной; достаточно |

| |дуновения ветра, капли воды».|

Мировоззрение - это система общественных представлений о мире в целом, о

совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека

к окружающей действительности [1].

Если рассмотреть античный мир, то сущность мифологии становиться понятной

только при учёте особенностей первобытнообщинного строя, при котором мир

воспринимался, как жизнь одной огромной родовой общины, и в мифе они

обобщали всё многообразие чёловеческих отношений и природных явлений. На

примере мифа о Прометее, можно увидеть какими особенностями обладало

мифологическое мировоззрение:

. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной

стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое.

Сам Прометей подал богам идею о создании людей, и в мифе он воспринимает

людей, как некоторого одного человека, заботится о нем, как о продукте

своего творения, нет никакого выделения человека из общества в целом.

. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно,

персонифицировано, одушевлено.

Прометей – это положительный герой, а Зевс, и другие боги, наказавшие его

– отрицательные, потому что за благие дела для людей они, как казалось

Прометею, а также и людям, несправедливо обрекли его на страдания и

мучения. Здесь видно, что миф мыслит противоположностями, что добро и зло,

плохое и хорошее обретают здесь конкретные формы его персонажей.

. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой,

действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

По мере чтения мифа можно отметить, что образ Прометея включает в себя

такие понятия как человеколюбие, свобода, справедливость, твердость,

решимость, доброта и т.д. В нем собрано много позитивных человеческих

качеств, которые в ком-то одном, конечно, очень редко сочетаются, потому

это и выражено в мифологической форме.

. Миф живет в своем, особенном времени - времени «первоначало»,

«первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о

течении времени.

Процитируем строку из мифа: «…Когда Зевс победил и привел мир в порядок…»

[9]. Ни в одном мифе нет ссылок на конкретное время действия его героев или

время, когда это происходило, и даже течение времени в мифе о Прометее

довольно-таки прозрачно выражено: «…Долго-долго, вероятно десятки тысяч

лет, длились ужасные муки Прометея…» [9].

. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он

объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Все мучения и страдания, выпавшие на долю Прометея, наполнены чувствами и

переживаниями, и человек, проникшийся идеей мифа, это чувствует очень

остро. Высокие и благородные цели Прометея, опираются именно на веру в себя

и свою правоту, они просто не подвергаются никакому сомнению или разумному

осмыслению с точки зрения того времени.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого

общества и человеческой культуры?

. Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека.

. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между

прошлым, настоящим и будущем человечества.

. Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому

накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага.

И этого можно сделать вывод, что мифология - это своеобразная форма

проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются

представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Но, тем

не менее, мифологическое мышление располагает обширным материалом, точными

знаниями, особенно ботаническими и зоологическими.

Но уже само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и

познанию самого себя.

Когда появляется наука?

| |«Законы природы не берут |

| |отгулов. Негуманность законов|

| |природы – это краеугольный |

| |камень науки». |

| |Р. Э. Ханлайн «Дорога славы».|

Наука – это одна из важнейших компонент духовной культуры. В течение

всего своего существования человечество познавало мир, эти познания можно

разделить на несколько основных видов:

1. Донаучное – это мифология и религия.

2. Вненаучное – искусство и мораль.

3. Научное.

Поговорим о последнем более подробно. Как можно выделить научное знание

из всех, известных ныне человечеству? Есть несколько основных критериев

научности, назовём и попытаемся кратко пояснить их.

1. Абстракция или общность. Чаще этот критерий называют

фундаментальностью или теоретичностью.

2. Объективность.

3. Рациональность.

Мифология, например, часто была привязана к конкретным объектам и

образам, она не обобщала знания, а принимала их конкретные формы. По мнению

Леви-Строса: «Миф – это наука конкретного, она оперирует не понятиями, а

представлениями и служит магическому действию». Научное же знание обладает

общностью, оно обладает способностью абстрагироваться и обобщать

накопленные опыт или теории. Например, очень часто общность используют в

зоологии для наблюдения за группами животных, и все выводы, полученные в

результате наблюдения, распространяют на целый вид или род.

Научное знание должное еще обладать объективной рациональностью, это

значит, что оно не должно зависеть от субъекта, получающего это знание, и

быть сформулировано в инвариантной форме. Инвариантность, в общем смысле,

означает «неизменность», в данном случае под формулировкой в инвариантной

форме понимается то, что с какой точки зрения мы бы ни подошли к тому или

иному понятию, и как бы его не формулировали, его смысл всегда останется

неизменным.

Например, как готовить то или иное блюдо – это тоже знание, но оно не

является объективным и рациональным, потому что, даже пользуясь той же

посудой, тем же рецептом, у разных хозяек одно и то же блюдо будет иметь

разные вкусовые качества, того же самого просто не получится.

Рациональность научного знания это еще и то, что к нему можно придти, или

его можно получить опытным или логическим путем, хотя для этого необходимо

введение точного языка, понятий, определений и логики рассуждений. Примером

такого знания может быть та же теория чисел, или аналитическая геометрия на

плоскости.

В работе [2] указывается, что «наука появляется тогда, когда для этого

создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный

запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой

группы людей, чьей главной задачей становится ответ, на этот запрос;

начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков,

познавательных приемов, способов символического выражения и передачи

информации, которые и подготавливают революционный процесс возникновения и

распространения нового вида знания – объективных общественно значимых истин

науки».

Например, в Древней Греции такие условия появились во времена

рабовладельческого стоя. Тогда у богатых людей появилось свободное время,

чтобы подумать о том, что их окружает и почему некоторые события происходят

именно так, и никак иначе. Они обсуждали свои мысли с другими, делали какие-

то выводы, может, не всегда правильные, но это были первые шаги к

появлению, именно научных знаний, попытки обобщения и доказательства тех

или иных фактов.

«От мифа к логосу»

«Логос» по-гречески означает «знание».

Процесс отделения объективных эмпирических знаний о мире от их

мифологической оболочки – это переход «от мифологических представлений к

теоретическому мышлению» [2].

Для того чтобы от мифологических представлений о мире перейти к научным,

античному человеку было необходимо пройти две ступени осмысления, в работе

[2] они четко сформулированы, попробуем разобраться в них:

1. Должен произойти отказ от логики мифа, препятствующей оформлению таких

фундаментальных принципов научной идеологии, как универсальность,

инвариантность, общность, абстрактность и т.д.

Поясним это. Если научное обобщение строится на основе логической

иерархии от конкретного к абстрактному, и от причин к следствиям, то

мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в

качестве знака, так что иерархия причин и следствий соответствует иерархия

мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в

научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии

выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии

соответствует разделение на части.

Другими словами, древние рассказывали мифы, вместо того, чтобы

производить анализ событий и делать выводы. Например, мы сказали бы, что

определенные атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь.

Вавилоняне наблюдали те же события, но внутренне переживали их как

появление гигантской птицы Имдуизд, явившейся им на помощь. Она покрывала

небо черными грозовыми тучами своих крыльев и пожирала небесного быка, чье

горячее дыхание спалило посевы. Такой миф древние рассказывали не для

развлечения. Они рассказывали о событиях, от которых зависело само их

существование. Они порождены воображением, но не представляют собой чистой

фантазии.

2. Нужно было изменить духовное личностное отношение к действительности

объективно-субстациональным представить мир, как вещное образование,

подлежащее объективному рассмотрению.

Основное отличие современной научной мысли – это различие между

субъективным и объективным. На этом различии научная мысль строит

критический и аналитический метод, с помощью которых последовательно сводит

все индивидуальные явления к типическим событиям, подчиняющимся

универсальным законам. Мы видим восход и заход Солнца, но думаем, что Земля

движется вокруг Солнца. Мы видим цвета, но описываем их как длины волн. Нам

снится умерший родственник, но мы думаем об этом четком видении как о

продукте нашего собственного подсознания. Даже, если мы и не способны

доказать, что эти почти невероятные научные взгляды верны, мы все же

принимаем их, ибо знаем: можно доказать, что они обладают большей степенью

объективности, чем наши чувственные впечатления. Однако в мгновенности

первобытного переживания нет места для критического расщепления восприятий.

Первобытный человек не может отвлечься от присутствия явлений, поэтому

различие между субъективным и объективным знанием лишено для него смысла.

Но сложившиеся исторические факторы, все же заставили задуматься

некоторую группу людей и поразмышлять об окружающем мире, природе и о

законах, действующих там. Правда, переход от мифологии к науке был довольно

медленным, и на этом пути было сделано много проб и ошибок, но если бы не

это, трудно было бы сказать кем, как не древними греками, начавшими

развивать первобытную науку, и когда был бы сделан этот первый шаг «от мифа

к логосу».

Заключение

В одной из работ я нашла интересную мысль о мифе и науке, мне хотелось бы

порассуждать на эту тему.

«Нельзя считать, что мифология предшествует науке и, что наука появляется

из мифа. Миф всегда практичен, насыщен эмоциями и реальными жизненными

переживаниями, но это - не начало науки» [6].

На самом деле с этим можно согласиться, а можно и сказать, что это не

так. Я скорее не соглашусь.

«Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в

определенную историческую эпоху, то такая наука, решительно всегда, не

только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из

нее свои исходные интуиции».[1]

Примеры существуют в работах различных философов. Например, Декарт -

основатель новоевропейского рационализма и механицизма - мифолог, т.к.

начинает свою философию с всеобщего сомнения, даже относительно Бога. И это

только потому, что такова его собственная мифология.

Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта.

Вывод: наука не существует без мифа, она всегда мифологична.

Я считаю, что миф предшествовал появлению науки, и многие античные

научные теории либо опирались, либо отрицали мифологические представления о

мире. И, скорее, именно с отрицания мифов началась вся первобытная наука.

Действительно, миф очень эмоционален и более ориентирован на внутренний

мир человека, чем на законы внешнего мира, но ведь именно обобщение, отбор,

обработка объективных данных о природе, собранных в мифах, дали начало

многим естественным наукам. Например, биологии, зоологии, ботанике и даже

физике. Конечно, миф воспринимался как некий неизменный постулат, как

аксиома, он принимался на веру, зато наука началась именно с того, что

начали проверять и сомневаться в правдивости и правильности

мифологического представления о мире. К этому еще можно добавить, что

мифология обладала довольно-таки серьезными знаниями в области ботаники и

зоологии.

Ведь практика, наука и духовная культура, например, та же мифология,

взаимосвязаны и одно порождает другое. И я полностью разделяю это мнение.

Как ни странно, но мифологическое мышление не исчезло и по сей день.

Многие из нас до сих пор любят читать древние мифы и сказки, а кто-то

просто сочиняет новые. Почему, спросите Вы? «Потому что мифологическое

мышление дает человеку необходимое ему чувство комфортности в мире. В силу

того, что наука опирается исключительно на разум, а миф – ещё и на чувства,

эмоции, интуицию, он более соответствует внутреннему миру человека и дает

большее чувство уверенности» [2]. Наверно, именно по этой причине, мифы и

сказки живут среди нас, и по сей день.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф.Ильичева., М.,

«Советская энциклопедия», 1983.

2. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П., Концепции современного

естествознания, М., «Высшая школа», 1998.

3. Кун Н. А., Боги Древней Греции, М., «Панорама», 1992.

4. Корш М., Краткий словарь мифологии и древностей, Калуга, «Золотая

аллея», 1993.

5. Мировоззренческое значение мифа о вечном возвращении, реферат Клюевой

Е.А., кафедра философии, УТИС, 1998.

6. Мифологический тип мировоззрения, реферат, Елецкий пединститут, 1997.

7. Библия, Новый Завет.

8. Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности

мифологических представлений об обществе и человеке, реферат Тимура

Миняжева, 1997.

9. Мертлик Р., Античные легенды и сказания, М., «Республика», 1992.